- Преподавателю
- Директору, завучу
- Материалы для учителя по внедрению ФГОС: «Информационно-образовательная среда - важнейший компонент новой системы образования»
Материалы для учителя по внедрению ФГОС: «Информационно-образовательная среда - важнейший компонент новой системы образования»
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Васильченко В.А. |
Дата | 07.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МО учителей математики КСОШ №1:
Васильченко В.А., Азарова Л.А., учителя математики высшей категории,
МБОУ Краснозерская СОШ №1
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА - ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют
новых системно-организующих подходов к развитию образовательной среды.
Модернизация российского образования одним из своих приоритетов выделяет
информатизацию образования, главной задачей которой является создание
единой информационно-образовательной среды (ЕИОС), рассматривающейся как
одно из условий достижения нового качества образования (рис 1).
Рис. 1 Переход на ФГОС
Информационно-образовательная среда (ИОС) - это системно организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно- программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера.
Основные функции ИОС
Любая ИОС образовательного учреждения должна обеспечивать:
-
наличие единой базы данных;
-
однократный ввод данных с возможностью их последующего редактирования;
-
многопользовательский режим использования данных;
-
разграничение прав доступа к данным;
-
использование одних и тех же данных в различных приложениях и процессах;
-
возможность обмена данными между различными прикладными программами без выполнения операций экспорта-импорта
Цель создания ИОС образовательного учреждения
-
Перевод на новый технологический уровень всех информационных процессов (рис.2);
-
правильно организованная ИОС школы ( грамотное использование ИКТ в образовательном процессе);
-
дифференциация обучения;
-
повышение мотивации учащихся;
-
обеспечение наглядности представления практически любого материала;
-
обучение современным способам самостоятельного получения знаний, что,
безусловно, явится условием достижения нового качества образования.
рис.2.Все педагоги прошли обучение.
Задачи, решаемые педагогами в условиях ИОС
-
обеспечивают многообразие организационно-учебных и внеучебных форм
освоения программы (уроки, занятия, практики, тренинги, выставки, конкурсы, соревнования, конкурсы и т. д.) (рис.3);
-
создают условия для продуктивной творческой деятельности учащегося -
совместно с учениками ставят творческие задачи и способствуют возникновению у детей собственных замыслов;
-
создают пространство для социальных практик школьников и приобщают их к общественно значимым делам.
Рис.3 Участие детей в конкурсах различных уровней.
Виды деятельности, осуществляемые в условиях ИОС
-
планировать образовательный процесс;
-
размещать и сохранять материалы образовательного процесса, в том числе работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов (рис.4);
-
фиксировать ход образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы;
-
взаимодействовать между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционно посредством сети Интернет;
-
использовать данные, формируемые в ходе образовательного процесса, для решения задач управления образовательной деятельностью;
-
контролировать доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся);
-
осуществлять взаимодействие образовательного учреждения с органами, отвечающими за управление в сфере образования, и с другими образовательными учреждениями, организациями ИОС школы;
Для эффективности процессов обучения и воспитания они должны быть
эмоционально-позитивными и комфортными.
Рис.4 Размещение уроков на различных сайтах.
Рис.5 Применение электронных образовательных ресурсов(ОМС плеер)
Рис.6 Текстовые источники информации.
Создание ИОС школы оказывает следующее влияние на образовательный процесс:
-
применяются информационные технологии, которые помогают снять у ребенка страх самовыражения, стимулируют его творческую активность, освобождают от физиологических ограничений (рис.5).
-
процесс учебного труда становится легче, так как рутинные операции выполняются машиной, а учитель имеет возможность оперативно привлекать необходимые источники текстовой, аудиовизуальной и графической информации (рис.6,8).
-
расширяются возможности представления учениками результатов учебной деятельности.
-
учебно-воспитательная деятельность наполняется новыми возможностями, так как ученик получает доступ к электронным учебным материалам, которые можно использовать для самообразования (рис.7).
-
формируется культура школьника, так как он имеет широкий доступ к виртуальным музеям, историческим памятникам, картинным галереям и другим достопримечательностям.
-
У ученика появляется возможность принимать участие в различных дистанционных конкурсах, творческих конкурсах и олимпиадах.
Рис.7 Электронные учебные пособия
рис.8 Учебные пособия по ФГОС
Проектирование учебного процесса:
-
на основе проецирования итоговых результатов
Рис.9 Планирование результатов.
-
создание «учебных ситуаций»
Организация работы учащихся:
-
в группах и парах
-
в мобильных группах (рис.10)
-
индивидуальная поддержка детей
-
организация проектной деятельности (рис.12)
Рис.11 Работа в мобильных группах.
Рис.12 Создание проекта
Оценочная деятельность:
-
конструирование заданий
-
инструментарий для оценки метапредметных результатов
-
критерии оценки
-
фиксация и хранение результатов
-
ЧТО ДАЮТ ОБРАЗОВАНИЮ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ?
-
СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ РОСТ ИНФОРМАЦИОННО-РЕСУРСНОЙ БАЗЫ
-
СВОБОДНЫЙ ДОСТУП К РАЗНООБРАЗНЫМ ИНФОРМАЦИОННЫМ РЕСУРСАМ
-
ДИСТАНЦИОННОСТЬ
-
МОБИЛЬНОСТЬ
-
ВОЗМОЖНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СЕТЕЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ
-
ИНТЕРАКТИВНОСТЬ
-
ВОЗМОЖНОСТЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ И АНИМИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ПРОЦЕССОВ И ЯВЛЕНИЙ
8