«Формальное, неформальное и информальное образование: результаты обучения»

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В.Д.Абдулина«Формальное, неформальное и информальное образование: результаты обучения»

участник XII Международной Конференции г. Астана,

учитель географии и экологии, самопознания

общеобразовательной школы №76 Турксибского района г.Алматы

«Формальное, неформальное и информальное образование:

результаты обучения»



Одно из самых обширных сфер человеческой деятельности в современном обществе стало образование. За последние годы социально повысилась роль образования, и мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. От его направленности и эффективности во многом зависят перспективы развития человечества. Образование, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

Поднять учебно-воспитательный процесс на качественно новый уровень, перейти на новую модель образования, ориентированного на результат невозможно без активного педагогического поиска тех, кто непосредственно претворяет в жизнь социальный заказ общества в школе. Участники современного образовательного процесса должны быть тонкими психологами и умелыми педагогами обладающими знаниями инновационных технологий и идти в ногу со временем. Основное назначение участника образовательного процесса - в рамках обучения и воспитания обеспечить индивидуальное развитие личности школьника, открытие мира культуры, введение в мир современной культуры, приобщение к ценностям культуры, оказание помощи в выборе среды жизнедеятельности и способов реализации себя в жизни [5].

Казахстан в настоящее время является участником международных документов в области образования, защиты прав человека и ребенка, это Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Международная Декларация экономических, социальных и культурных прав человека, Лиссабонская Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, Болонская декларация и другие. С 2005года были приняты Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010годы, Государственная программа развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2008-2012годы, Программа «Дети Казахстана» на 2007-2011годы, Программа по обучению детей дошкольным воспитанием «Балапан» на 2010-2014годы. В нормативных документах и специальных педагогических работах подробно раскрыта работа образовательной системы Республики Казахстан [1].

Овладение государственным, родным и иностранными языками - идея триединства языков выражает простую понятную формулу: развить государственный, поддерживать русский и изучать английский. В процессе реализации полилингвальных программ все чаще используют различные приемы обучения, именуемые моделями или подходами, в самых разнообразных вариациях. Общеобразовательные предметы преподаются на нескольких языках. Иногда на уроках говорят на одном, а в процессе неформального общения - на другом. Существует интересная практика использования языков в ходе одного урока: новый материал излагается на английском, а при повторении и закреплении используется казахский или русский языки. Такие методы позволяют активизировать, пополнять лексический запас, более эффективно закреплять понятийный аппарат. Обязательное условие - учителя должны безупречно владеть языком, на котором преподают свой предмет, тем самым создавая языковую среду [3]. Говоря об эффективности обучения, мы должны предпринимать шаги по системному усовершенствованию данной работы, необходим поиск инновационных методов внедрения передовых технологий, и создания языковой среды и проводить определенную работу. Эта работа должна быть обязательна как со стороны участника обучения, так и со стороны окружающих (родители, друзья).

Проблема современной системы образования заключается в том, что информация, которую получал специалист после поступления в высшее учебное заведение, к его выпуску становится неактуальной. Исходя из вышеизложенного можно констатировать тот факт, что современное мировое сообщество активно развивает и поддерживает образовательную парадигму «обучение на протяжении всей жизни» - «life long learning». Период полураспада знаний, под которым понимается временной отрезок их устаревания, в последние годы сократился до 5 лет. Если же мы говорим о практической сфере, то стремительное внедрение инновационных технологий в производство, банковскую, финансовую иные сферы заставляет сотрудников предприятий и фирм, образования в целом постоянно «держать руку на пульсе» изменений путем систематического повышения собственной квалификации. Поэтому обучение в течение всей жизни становится необходимым и все более значимым элементом современных образовательных систем.

В последнее время, наряду с формальным обучением, при осуществлении обучения взрослых, все чаще упоминаются, особенно в контексте повышения квалификации или осуществления таких форм последипломного образования как переподготовка и стажировка, такие виды обучения как «неформальное обучение», «социальное образование» и «информальное обучение». Коммюнике Комиссии Европейских Обществ «Обучение взрослых: учиться никогда не поздно» от 23 октября 2006 года определяет, что основной задачей стран содружества является формирование таких общественных систем, которые делают возможным признание и валидацию неформального и информального обучения [2]. Целью же данной исследовательской работы, является рассмотрение сущности этих категорий, определение их соотношения, анализ типичных признаков и ситуаций применения. Кроме того, актуальным является сконцентрировать внимание на дистанционном аспекте формального, неформального и информального обучения, поскольку, как уже говорилось, внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательную сферу, позволяет организовывать учебный процесс инвариантно к месту и времени нахождения его участников. Итак, выясним, каким же образом определяются базовые термины нашего исследования.

Формальное обучение происходит в образовательных учреждениях (согласно определенным целям обучения) в организованном структурированном контексте и ведет к сертификации. Под сертификацией чаще всего понимается выдача официального документа о присвоении образовательно-квалификационного уровня, который признается государством и чаще всего является основанием приема на работу или назначения на официальную должность (аттестат, диплом об окончании Вуза).

Неформальное обучение происходит вне образовательных учреждений и обычно не ведет к официальной сертификации. И в тоже время неформальное обучение системно, в нем определены цели, результат обучения, продолжительность обучения. Неформальным обучением следует считать любую образовательную активность вне формальной системы. К такому виду обучения можно отнести обучение в клубах, кружках, различные курсы, тренинги, короткие программы. В рамках такого вида обучения могут выдаваться определенные сертификаты, свидетельства, грамоты, однако они не являются образовательными документами, которые признаются государством как официальные, но имеют определенное значение в поступление на работу или в учреждение образования.

Социальное обучение: приобретение знаний внутри социальной группы. Процесс, в котором люди наблюдают за поведением других людей и его последствиями, и соответствующим образом изменяют свое поведение. И этот процесс ярко проявляется в работе именно в дошкольном и школьном возрасте. Когда ребенок только формируется как физически так и психологически. В этом огромную роль играет весь педагогический состав организации образования, владеющие теоретическими познаниями и педагогической интуицией, который легко входит в контакт с участниками образовательного процесса (учителями и учениками), умело организует совместную деятельность в образовательном учреждении и вне ее, обладающим искусством прямо и косвенно управлять мыслями, чувствами учеников. Он исследователь и организатор, общественник, увлеченный наукой, спортом, техникой или искусством человек. Всё богатство своей души с готовностью дарит ученикам [3].

Информальное обучение − это обучение, которое происходит в повседневной жизни, на рабочем месте, в кругу семьи или в свободное время. Что касается целей обучения, продолжительности обучения, то оно не структурировано и не ведет к официальной сертификации. Сам термин «информальный» говорит нам о том, что такое обучение происходит без процедурных формальностей. Информальное обучение во многом совпадает со структурой жизнедеятельности взрослого человека. Определенные элементы учения и научения присутствуют практически во всех формах его социальной активности. В этом смысле, уже не столь важно, каким путем человек приобрел знания и умения, необходимые для эффективной деятельности, важно, чтобы они у него были и он стремился усовершенствовать и обновлять их, не останавливаясь на достигнутом.

Появлению категорий формальное, неформальное, информальное дистанционное обучение способствовало стремительное развитие коммуникационных возможностей сети Интернет практически во всех организациях образования Республики Казахстан. Школа, в которой я работаю не является исключением, что позволяет заитерисовать учащихся школы во время учебного процесса и расширить знания с использованием сети. Многие учебные заведения, стали внедрять дистанционные программы подготовки студентов и переподготовки взрослых, у коммерческих компаний появилась возможность повышать квалификацию сотрудников на рабочих местах, а у обычного пользователя найти информацию релевантную своим учебным потребностям или воспользоваться помощью сетевых коллег для решения определенных проблем.

То есть, теперь у любого человека появились возможности:

  • поступить во многие учебные заведения в независимости от своего места нахождения и пройти официальный курс обучения;

  • повысить свою квалификацию по определенной теме, как в рамках учебного заведения, так и иных организаций;

  • найти в сети интересующие книги, газеты, журналы, единомышленников, обсудить с ними определенные вопросы, осуществить совместную деятельность, создать определенный продукт.

В дистанционном неформальном обучении (а иногда и информальном), все чаще поднимается вопрос о признании их результатов, как официальных, со стороны образовательных учреждений, государственных и частных предприятий и т.д. Особенно остро этот вопрос стал после распространения массовых открытых дистанционных курсов различного типа. Чаще всего, в таких курсах участнику выдается сертификат или бейджи (виртуальные награды, подтверждающие участие человека в сетевых курсах).

Подводя итог вышесказанному, могу сказать о том, что каждый гражданин Независимого Казахстана с уверенностью смотрит в будущее. Так как образовательная система и казахстанская школа сегодня ставят задачи определения новых подходов к образованию, чтобы в «золотой век» исследований, открытий, переосмыслить методологию мышления, обучения, работы, творчества и жизни в целом. Стратегической задачей образования является, с одной стороны, сохранение лучших казахстанских образовательных традиций, с другой стороны - обеспечение выпускников международными квалификационными качествами, развитие их всестороннего сознания.

Формальное, неформальное и информальное образование: насколько возможно сегодня признание результатов обучения независимо от формы полученного образования? Во всех начинаниях всегда важен результат, а какую форму обучения выберут участники образовательного процесса исходя из индивидуальных способностей или иных факторов, это выбирать им. Целью систематизации формы образования, является работать на благо Родины, и стремиться к лучшему для нас ныне живущих и будущему «золотому» поколению Казахстана.

Используемая литература:

  1. Сборник материалов международной научной конференции, посвященной дню Первого Президента РК «Ежегодные вторые Назарбаевские чтения» «Независимость. Лидер нации. Национальное единство.»;

  2. Коммюнике Комиссии Европейских Обществ от 23 октября 2006 года - стр. 461;

  3. «Справочник классного руководителя» № 4(52)2013 - стр. 76;

  4. «Воспитание школьника» № 3 - 2009 стр.36;

  5. «Воспитание школьника» № 9 - 2009 стр.65.


© 2010-2022