Введение ФГОС в основной школе. (из опыта работы в 5 классах)

Раздел Завучу
Класс 5 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Реализация ФГОС в практике работы средней школы (5 класс)

01 сентября 2015 года все образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы основного общего образования, перешли на обучение в пятых классах по федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования (ФГОС ООО). Главная цель введения ФГОС ООО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования - повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. Особенности введения ФГОС ООО можно разделить на две составляющие: обусловленные спецификой самого стандарта и спецификой образовательного учреждения. И здесь ведущими принципами ФГОС являются - принципы преемственности и развития. Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Этот компонент стандарта считается ведущим и системообразующим.

Ведущие принципы ФГОС - принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир - портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, - это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы. Как пример: выпускник начальной школы - владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, выпускник основной школы - умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике. Кроме того, если в младшем звене необходимо научиться самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, то в среднем звене - быть социально активным, уважать закон и правопорядок, уметь соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством. Конечно, в портрет выпускника основной школы добавлены направления и компоненты, определяемые целями основной ступени образования и возрастными особенностями ученика, например: осознание им ценности труда, науки и творчества; умение ориентироваться в мире профессий, понимание значения профессиональной деятельности для человека. Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Формируя эту составляющую, разработчики проекта руководствовались тем, что новые образовательные стандарты - это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов. Сформированные как социальный заказ цели образования трансформируются в требования к результатам, а после их конкретизации и операционализации - в планируемые результаты.
В общеобразовательном учреждении должен быть обеспечен комплекс условий для реализации основной образовательной программы, соответствующей требованиям ФГОС основного общего образования. В первую очередь это касается кадровых условий. Необходимо напомнить, что в соответствии с ФГОС требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования включают: укомплектованность образовательного учреждения педагогическими, руководящими и иными работниками; уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения; непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, реализующего образовательную программу основного общего образования. Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу основного общего образования, должно быть укомплектовано квалифицированными кадрами. Соответствие уровня квалификации работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу основного общего образования, требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), а также занимаемым ими должностям устанавливается при их аттестации.

Исходя из комплекса условий для реализации основной образовательной программы в МБОУ СОШ № 20 был составлен Учебный план на 2015-2016 учебный год, где в 5 классах реализуются программы ООО в соответствии с ФГОС. Все учителя, работающие в 5 классах прошли курсы повышения квалификации по данному направлении в объёме 108 часов. Учебные предметы федерального компонента в учебном плане школы представлены в полном объёме, без изменений, с соблюдением недельной часовой нагрузки по каждому предмету, что обеспечивает единство школьного образования. В сравнении с прошлым учебным годом появились новые предметы: обществознание, биология и география, а так же французский язык. Глава Минобрнауки Ливанов подчеркнул важность изучения иностранных языков в школе. "Это не просто средство общения, но и средство развития памяти, интеллекта ребенка", - отметил он. 1 сентября вступил в силу первый Федеральный государственный образовательный стандарт для 5-9 классов предусматривает в частности обязательное изучение двух иностранных языков. Как пояснил Дмитрий Ливанов, школам будет предоставлен переходный период, чтобы реализовать это требование. Так, ФГОС будет вводиться поэтапно, это займет пять лет.

В нашей школе в 5 классах введено изучение второго иностранного языка, которое обеспечивает создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.; формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности; формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой; достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции; По словам Дмитрия Ливанова, сейчас преподавание двух иностранных языков ведется только в каждой десятой российской школе. Введение второго иностранного языка (французского) имеет свои плюсы и минусы. Трудности введения языка не связаны с кадровыми условиями, трудности связаны с обеспечением учебниками всех учащихся пятиклассников (4 класса, а на следующий год - 5 классов), а также с невозможностью выделения 2 часов на изучение языка, так как необходимо выполнить все рекомендации Министерства Образования Ставропольского края : ввести информатику, ОБЖ, Основы духовно-нравственной культуры народов России.

Содержание национально-регионального компонента определяется в соответствии с социальным заказом учащихся и их родителей и по результатам анализа образовательного процесса. Социальная направленность обучения второй ступени школы осуществляется ведением следующих специальных курсов вариативной части: Основы духовно-нравственной культуры народов России - 5 класс (0,5 час); Адаптация к школе - 5 класс (0,5 час). Оба спецкурса ведет педагог-психолог школы. С введением ФГОС нового поколения приоритетом в работе психолога становится психолого-педагогическое сопровождение реализации основной образовательной программы. Таким образом, ключевыми задачами в деятельности школьного психолога становятся: 1. Обеспечение формирования и развития УУД; 2. Создание системы диагностики метапредметных и личностных результатов освоения ООП ООО; 3. Обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса начальной и основной ступени обучения. 4. Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности.

Психолого-педагогическое сопровождение реализации основной образовательной программы обуславливает содержание деятельности школьного психолога исходя из следующих аспектов: общего перечня психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы; содержания основной образовательной программы, разработанной образовательным учреждением; планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Психолог оказывает консультативную помощь педагогам при оценке достижений планируемых метапредметных и личностных результатов, ведь зачастую у педагогов возникают сложности не только в проведении диагностической процедуры, но и в интерпретации полученных результатов. Необходимо помнить и о том, что психолог может стать помощником администрации образовательного учреждения не только в оценке уровня профессионального выгорания педагогов, но и в диагностике уровня профессиональной компетентности педагогов.

Переход из младшей школы в среднюю - важный момент в жизни школьника. В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель - учителя - предметники», уроки проходят в разных кабинетах. Новыми оказываются и форма обучения, и новые требования. У пятиклассников появляются не только новые учителя, но и новые одноклассники, новая обстановка, новая школа. Пятикласснику в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активным, умным, независимым, нужным, успешным, хочется, чтобы новый учитель увидел в нем все самое лучшее. Практика показывает, что большинство, детей переживает в этот период как важный шаг в их жизни:

С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей, которые носят психомоторный характер. Затруднять адаптацию детей к средней школе может как рассогласованность требований разных педагогов, так и то, что учителя средней школы часто не делают различий между пятиклассниками и другими учащимися средней школы, предъявляя ко всем одинаковые требования. Трудности у пятиклассников может вызвать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя. Все выше перечисленное показывает, что проблема адаптации к обучению в основном звене средней школы представляет сложную теоретическую и практическую проблему.

Введение спецкурса «Адаптация к школе», на наш взгляд, поможет пятиклассникам преодолеть трудный период перехода из младшей школы в среднюю. Очевидно, что введение новых ФГОС существенно усиливает роль и значение психолого-педагогической службы школы, определяя доминирующую роль психологическим знаниям в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Если обратиться к пункту 28 ФГОС то психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы должны:

А) формировать и развивать психолого - педагогическую компетентность участников образовательного процесса.

Б) обеспечить вариативность направлений и форм.

В) обеспечивать преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования с учетом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый.

Основной этап преемственности: адаптация к системному обучению и переходу в среднее звено.

Переход в среднее звено предъявляет повышенные требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, к степени сформированности учебных умений, к способности саморегуляции, развитию коммуникативных навыков.

Для успешной адаптации в среднем звене в нашей образовательной организации в этом году введено два элективных курса.

Данные программы специальных курсов составлены в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образовании Программы курса являются модифицированными программами социально-значимой направленности и являются органической частью всей системы учебно-воспитательной работы в условиях новых государственных стандартов школы.

Один из них «Эмоционально-личностное развитие подростков в период адаптации к новым условиям обучения». Курс рассчитан на 17 часов.

Занятия направлены на развитие эмоционально-волевых качеств обучающихся, обеспечивающие становление личности ребенка полноправное вступление в самостоятельную жизнь, развитие готовности к полноценному взаимодействию с миром.

Структура занятия, методы и техники.

Основное содержание занятий представляет собой совокупность минилекций, психотехнических упражнений и приёмов, направленных на решение задач данного развивающего комплекса. На начальном этапе в структуре занятия проводится психолого-педагогическое обследование по выявлению уровня тревожности, самооценки, школьной мотивации, результаты и выводы которых, позволяют выявить дезадаптированных детей с трудностями в обучении и общении. Для поддержания групповой динамики, включая дезадаптированных обучающихся, на занятиях используются различные виды работ: ритуал приветствия и прощания, разминочные упражнения, игры, требующие взаимодействия и сотрудничества детей, совместного поиска решений или их вариантов.

Элемент занятия «Общение и уважение».

Детям раскрываются секреты эффективного общения:

1.Будьте искренне!

2.Будьте справедливы!

3. Улыбайтесь!

4. Помните, что имя человека- это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

5. Будьте хорошим слушателем. Придерживайтесь дружелюбного тона.

6. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

7.Не бойтесь говорить правду!

8.Будьте естественны в общении!

9.Анализируйте свои отношения с людьми, смотрите в них как в зеркало.

10.Радуйтеь успехам людей, вас окружают.

Упражнение «Я рад общаться с тобой».

Ведущий предлагает одному из участников протянуть руку кому-нибудь из ребят со словами: Я рад общаться с тобой обязательно называется имя. Тот, кому протянули руку, берётся за неё и протягивает свободную руку, произнося эти же слова. Так постепенно, по цепочке, все берутся за руки, образуя круг.

Таким образом, занятия по адаптации, решают задачи по формированию у детей устойчивой самооценки, навыков уверенного поведения, адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях, снижению уровня школьной тревожности, положительной учебной мотивации детей, развития социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, а также с новыми учителями и другими сотрудниками школы.

Завершая курс личностной адаптации, дети письменно анонимно ответили на вопросы: « С какими трудностями мне пришлось встретиться в 5-м классе? И удалось ли их преодолеть? Ответы детей были приблизительно одинаковы:

Стало много уроков, но я не отчаиваюсь и их делаю; Да, удаётся потихоньку привыкать; В начале 5-го класса у меня появилось больше учителей, и каждого нужно было понять. Теперь у меня уже всё получается, и я знаю характер каждого учителя; Были проблемы с одноклассниками (мальчиками) обижали, не уважали, теперь всё хорошо, мы общаемся, даже ходим на день рождения в гости.

Также, проводилось анкетирование на определение креативности и талантливых способностей. Анализ которых показал, какие индивидуальные способности преобладают у обучающихся на данный момент, на сколько ребёнок может раскрыться в учебной и внеурочной деятельности.

Во втором полугодии вводится предмет ««Основы духовно- нравственной культуры народов России». Курс рассчитан на 17 часов.

Учебник, изданный под руководством Виноградовой В.И., даёт возможность обеспечивать преемственность содержания и форм организации образовательного процесса в среднем звене. На примере содержательной линии материала учебника, обучающийся расширяет и систематизирует знания о великой российской культуре, о нравственных ценностях. Например, формируя УУД в личностном аспекте - потребность в самовыражении, самореализации, ребёнок сделает выводы, каким должен быть человек, чтобы о нём говорили: духовно-нравственный, самодостаточный. Размышляя на уроках о том, какую роль играет семья в жизни человека, в диалоги обращаем внимание на семейные ценности, развивая и формируя коммуникативные универсальные действия, делаем вывод, что семейные ценности являются частью духовно-нравственной культуры общества. Завершая курс, ребята поработают над проектами. В них они расскажут о своих интересах, увлечениях, культуре своего народа, поделятся опытом общения с интересными людьми, расскажут о том, какие духовные ценности пригодятся им в будущем.

Таким образом, наша единая задача заключается в создании условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене. Самое главное - помочь ребенку в ситуации адаптации к средней школе, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие.

Итак, основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 20 города Невинномысска разработана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта основного общего образования и определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, обеспечивающее их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья. По мере введения Стандартов и накопления опыта работы в данную Программу будут вноситься изменения и дополнения. Так, на 2016-2017 учебный года в учебном плане мы планируем изменения как в 5, так и в 6 классе.


Введение ФГОС в основной школе. (из опыта работы в 5 классах)



© 2010-2022