Проект по организации профориентационной работы в ОУ

Данный проектразработан в целях реализации системы мер по профессиональной ориентации школьников, социальной адаптации и психологической поддержке учащихся 5-9 классов. Проект представляет стратегию построения профориентационной работы, основные этапы, приоритетные направления и цели, сроки и механизмы реализации и является составной частью программы развития школы на среднесрочный период 2015-2020 гг. Мероприятия проекта будут способствовать оказанию содействия школьникам в профессиональном сам...
Раздел Завучу
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




ПРОЕКТ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

Николенко Е.А., заместитель директора по УВР, МБОУ СОШ № 24







































Сургут 2015 г.



Оглавление


Стр.

1.

Введение. Актуальность

3

2.

Содержание проблемы и необходимость продолжения её решения проектными методами

6

3.

Цель и задачи проекта

8

4.

Основные направления работы по профориентации

10

5.

Этапы реализации проекта

12

6.

Условия реализации проекта

15

7.

Механизмы реализации проекта

16

8.

Управление проектом

20

9

Предполагаемые результаты

26

10

Критерии и показатели

26

11

Мониторинг

27

12

Литература

28

13

Приложение «План мероприятий по реализации Проекта»

30








  1. Введение. Актуальность

Возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части выпускников зачастую не соответствуют потребностям экономики России, ХМАО-Югры в кадрах определенной профессии. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, необходима подготовка компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни.

Поэтому профориентация молодежи по своей сути является не только проблемой педагогической, но и общественной. Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями рынка труда в сбалансированной структуре кадров и неадекватными традиционно сложившимися субъектными профессиональными устремлениями молодежи.

В связи с этим огромное внимание в школе необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работе среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных компонентов, определяющих формирование потребностей, профессиональных намерений и готовности личности к труду.
Сегодня профессиональной ориентации отводится новая роль - это необходимость создания условий для психолого-педагогической поддержки молодежи в ее профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В связи с этим существенно возрастает значение допрофильной подготовки и профильного обучения, где профессиональная ориентация является одним из важных компонентов.

Данный проект разработан в целях реализации системы мер по профессиональной ориентации школьников, социальной адаптации и психологической поддержке учащихся 5-9 классов.

Профессиональная ориентация школьников на уровне основного общего образования является одной из основных образовательных задач общеобразовательного учреждения и одним из ключевых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, обеспечивающим сформированность у школьника:

  • представлений о себе, как субъекте собственной деятельности, понимание собственных индивидуальных и личностных особенностей, возможностей, потребностей;

  • универсальных компетентностей, позволяющих школьнику проектировать (самостоятельно или в процессе образовательной коммуникации со значимыми для него сверстниками или взрослыми) и реализовывать индивидуальные образовательные программы в соответствии с актуальными познавательными потребностями;

  • общих способов работы с информацией о профессиях, профессиональной деятельности, рынке труда, развитии экономики и социальной сферы региона, в котором школьник живет, и страны в целом, прогнозными оценками востребованности специалистов в экономике, города, региона и страны;

  • способности осуществить осознанный выбор выпускником основной школы профиля обучения на уровне среднего общего образования или (и) будущей профессии и образовательной программы профессиональной подготовки.

Проект представляет стратегию построения профориентационной работы, основные этапы, приоритетные направления и цели, сроки и механизмы реализации и является составной частью программы развития школы на среднесрочный период 2015-2020 гг.

Мероприятия проекта будут способствовать оказанию содействия школьникам в профессиональном самоопределении.

Социально-экономические преобразования современного российского общества, вызванные интеграцией в мировое сообщество и формированием новых рыночных отношений, обусловили изменение условий профессиональной деятельности. Как считают многие отечественные исследователи (H.H. Захаров, Г.Б. Зборовский, Е.В. Краснощёков, Д.А. Торопов, Н.В. Фисунова, Е.А. Шуклина), сложный процесс преобразований в России, наряду с позитивными изменениями, порождает противоречия, разрешение которых требует выработки конкретных, всесторонне взвешенных программ и их реализации в деятельности государства и всех общественных институтов. К числу приоритетных проектов совершенствования российской образовательной сферы относится «Концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования», принятая с целью создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учеников, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями среднего и высшего профессионального образования».

Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых, знаний, умений, навыков, но и обладать такими личностными качествами, которые позволили бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане. Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в формировании неких универсальных качеств у учащихся, которые позволяют осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.

Порядка 70% людей выбирают свое профессиональное будущее за компанию, следуя советам родителей или учителей, или «куда пройду по результатам ЕГЭ», «вуз ближе к дому». 45% студентов плохо представляют суть выбранной профессии. Около 60% молодых специалистов готовы поменять свою профессию после первого года работы. И только 15% студентов выбрали профессию еще в школе.


  1. Содержание проблемы

и необходимость продолжения её решения проектными методами

Сегодня в России наблюдается востребованность в квалифицированных рабочих кадрах, для рынка труда характерен всё возрастающий дисбаланс между спросом и предложением вакансий рабочих профессий.

Современная молодежь выбирает будущую профессию спонтанно. По данным школьного соцопроса среди учащихся 10-11 классов в нашем ОУ в 2014 г.:

- 48,6% учащихся самостоятельно принимают решение, куда пойти учиться;

- 35,3 % делают выбор по совету родителей;

- 13,1% прислушиваются к мнению друзей;

- для 5,9% главный авторитет - учителя;

- 7,1% абитуриентов ориентируются на информацию в СМИ и рекламу учреждений образования.

Для родителей главными критериями являются не способности ребенка, а уровень зарплаты в отрасли и условия труда.

Анализ выбора экзаменов в форме ЕГЭ подтверждает то, что часть выпускников на пороге окончания общеобразовательного учреждения, так и не определились в какое высшее учебное заведение они будут поступать, т.е. не определились с будущей профессией.

Анализ распределения выпускников после окончания школы показал следующие результаты:

  • большинство выпускников поступают в высшие учебные заведения на платной основе на специальности, которые не соответствуют их индивидуальному самоопределению (лишь бы поступить в высшее учебное заведение);

  • отсутствие детей, выбирающих рабочие профессии;

  • несоответствие выбора профессий детьми необходимым профессиям городского, регионального рынков труда.

Сложность организации профессиональной ориентации с подростками требует решения двойственной задачи: с одной стороны, она должна отвечать запросам рынка труда, с другой - соответствовать способностям, наклонностям, навыкам и личным качествам молодежи при выборе будущей профессии.

Это накладывает особую ответственность на основную школу.

Анализ работы ОУ выходит на следующую проблему: отсутствие системы учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

Профориентационная работа занимает важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой страны, потребностями учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник ОУ находил, возможно, более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.


  1. Цель и задачи проекта

Цель проекта: усовершенствование системы учебно-воспитательной работы, направленной на обеспечение профессиональной ориентации школьников на уровне основного общего образования

Задачи:

  • рассмотреть основные методы формирования профессиональной направленности;

  • привести в систему диагностические мероприятия по определению выбора профессионального самоопределения учащихся, способствующих созданию личностной траектории развития каждого учащегося, исходя из его природных возможностей;

  • определить роль информационных источников в профессиональном самоопределении подростков;

  • информировать учащихся основной школы и их родителей (законных представителей) об актуальности в потребности профессий на рынке труда;

  • знакомить учащихся и их родителей (законных представителей) с природными задатками человека и условиями для развития их способностей;

  • способствовать личностному развитию учащихся;

  • совместно с учащимися выявлять последствия ошибки в выборе профессии;

  • способствовать выработке навыков самопрезентации, как залога начала успешной трудовой деятельности.

Профориентационная работа в школе ориентирована не только на конкретный и хороший результат (личностные универсальные учебные действия), но и направлена на формирование общечеловеческих ценностей и развития коммуникативных универсальных учебных действий.

Поэтому в рамках разрабатываемого проекта были определены следующие принципы:

  • доброжелательность и готовность помочь тому, кто к тебе обратился;

  • научность и достоверность информации;

  • доступность предлагаемой информации;

  • адресность;

  • индивидуальный подход;

  • современность и актуальность материалов;

  • сотрудничество с другими специалистами (педагоги-психологи, социальные педагоги и др.)

Группа принципов, которыми руководствуются подростки, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества

На основе данных принципов и разрабатывается проект по профориентационной работе подростков.

Принцип сознательности в выборе профессии, который выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.

Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров;

Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение литературы, рабочие практики в МАУ по работе с молодёжью «Наше время» и многое другое.

Принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.

На основе этих принципов и должна строиться программа профориентации подростков.

  1. Основные направления и формы работы

по профориентации

Основанием профориентационной работы в школе является учет индивидуально-психологических особенностей ребёнка, а также - знание требований профессии к человеку, вторая сторона - учет требований рынка профессий.

Проект по организации профориентационной работы в ОУ

В соответствии с выше представленной структурой профориентации, выделены основные направления:

  • профессиональное просвещение (профинформация и профпропаганда);

  • профессиональная диагностика;

  • профессиональная консультация;

  • профессиональная адаптация.

Направление

Формы работы

Профессиональное просвещение

Информационные листки, буклеты, классные часы, виртуальные экскурсии в мир профессий, обсуждение СМИ, работа со справочниками с описанием профессий (специальностей), их особенностей, ознакомление с профессиональными стандартами, справочниками для поступающих в различные учебные заведения, а также сведения о перспективных тенденциях занятости, информирующие о содержании трудовой деятельности, путях приобретения профессий, потребностях рынка труда, а также требованиях профессий к индивидуально-психологическим особенностям личности. Проведение в ОУ системной профпропаганды (КВНы, конкурсы, фестивали и др.), способствующей формированию положительной мотивации к профессиям, в которых общество испытывает необходимость

Профессиональная диагностика

Наблюдения, учебные дисциплины, анкеты, опросники, традиционные и модифицированные методики по самоопределению учащихся и выявлению у них потребностей, интересов, склонностей

Профессиональная консультация

Консультации, пробы пера, эссе, репортажи, подбор стихотворение, творческие музыкальные вечера «Песни о профессиях» и др., оказывающие непосредственную помощь школьнику в выборе конкретной профессии на основе изучения личности, ее возможностей и сопоставления полученной информации с требованиями профессии, что обеспечивает максимальный учет объективных и субъективных условий профессионального выбора

Профессиональная адаптация

Проекты, конкурсы, фестивали профессий, выставка «Образование и карьера», профессиональные пробы, школьная трудовая деятельность и др., способствующие развитию процесса приспособления личности к производству, условиям рынка труда, особенностям конкретной деятельности, новому социальному окружению, трудовому или учебному коллективу


  1. Этапы реализации проекта

Сроки реализации проекта - 5 лет (2015-2020 гг.)

Подготовительный этап. Май - Ноябрь 2015 года (определение концептуальных ориентиров и стратегии развития профориентационной работы, разработка и утверждение проекта по организации профориентационной работы). Выработка концепции.

Реализация подготовительного этапа предусматривает прохождение следующих стадий: стадии целеполагания, стадии инвентаризации и прогнозирования, оперативно-тактическую стадию, организационную стадию.

Стадия целеполагания (август 2015 года).

Основное ее назначение состоит в том, чтобы определить или сформулировать главную цель (или группу целей), расчленить ее на подцели, построить дерево целей, понятных исполнителям проекта. Разработка конечных результатов для исполнителей проекта.

Содержание:

  1. Представление проекта по профориентационной работе.

  2. Обсуждение целевого блока и механизма реализации проекта в методических объединениях.

  3. Подведение итогов обсуждения на школьном совещании.

Результаты стадии целеполагания:

  1. Информированность участников о планах школы по профориентационной работе.

  2. Конкретизация задач на уровне школьного МО и отдельных педагогов.

  3. Согласованность в действиях, уточнение и коррекция содержания проекта

Стадия инвентаризации и прогнозирования (сентябрь 2015 г.). Проведение ревизии имеющихся в распоряжении педагогов ресурсов (в том числе цифровых) с точки зрения поставленных цели и задач, определение направлений необходимых преобразований, форм и методов осуществления.

Содержание:

  1. Учет и предварительная оценка имеющихся доступных педагогам ресурсов в отношении их применения в образовательной деятельности.

  2. Консультации с участниками по вопросам использования ресурсов в процессе реализации проекта.

Результаты стадии инвентаризации и прогнозирования:

  1. Определение набора образовательных ресурсов для работы по данному направлению.

  2. Информированность участников проекта.

Оперативно-тактическая стадия (ноябрь 2015 г.). Разработка личных и групповых планов действий, обеспечивающих получение запланированных результатов. Коррекция путей и средств достижения целей, разработка директивных и календарных (по видам отдельных работ и срокам их выполнения) сетевых графиков с указанием конкретных исполнителей.

Содержание:

  1. Тренинг по разработке личных и групповых планов действий, обеспечивающих получение запланированных результатов.

  2. Оформление плана-графика реализации проекта.

  3. Определение конкретных исполнителей проекта.

Организационная стадия (ноябрь 2015 г.). Разработка и принятие необходимого нормативно-регламентирующего обеспечения образовательного процесса по профориентационной работе.

Диагностический этап. Декабрь - Май 2015-2016 гг. (определение критериев и показателей профориентационной работы, проведение диагностик, построение и апробация концептуальной модели проекта, моделирование и реализация инновационных форм по данному направлению, обеспечение необходимых условий для реализации проекта).

Формирующий этап. Сентябрь 2016 года (реализация проекта, применение соответствующих современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий, организация образовательного процесса на уровне современных требований к условиям его осуществления, изучение эффективности качества профориентационной работы и коррекция плана мероприятий по реализации проекта).

Итогово-обобщающий этап. Сентябрь - Май 2019-2020 гг. (проведение итоговой диагностики эффективности реализации проекта; обобщение опыта деятельности школы). Определение потерь, трудностей, противоречий в реализации проекта (Стадия рефлексии и коррекции - подведение итогов выполнения проекта, составление отчета о результатах работы исполнителями, а также проведение необходимых исследований для последующих преобразований информационной среды и педагогической системы). Определение дальнейших перспектив работы школы по данному направлению.

  1. Условия реализации проекта

  • Научное и программно-методическое обеспечение взаимодействия семьи и школы в процессе формирования профпригодности личности школьника;

  • создание в образовательном учреждении системы психолого- педагогического образования родителей по данному направлению;

  • создание в образовательном учреждении организационно-педагогических возможностей (кадровых, материальных, учебно-методических, организационных, информационных);

  • вовлечение структур гражданского общества в совместную деятельность с педагогами по повышению воспитательного потенциала семьи.

Требования к условиям реализации проекта

Проект по организации профориентационной работы в ОУ


Кадровые условия: наличие социально-психологической службы, включающей следующих специалистов: психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования.

Программно-методические условия: планы:

  • план работы профориентационных социокультурных пространств;

  • план методической работы с учителями-предметниками по реализации программы профориентации на уроках;

  • план профориентационной работы психолого-педагогической службы школы;

  • план курсовой подготовки по программам повышения квалификации учителей-предметников, психологов, социальных педагогов, реализующих программу профориентации школьников на ступени основного общего образования.

Материально-технические условия:

  • кабинеты, оснащенные трансформерной мебелью и необходимой цифровой техникой (компьютеры, мультимедийный проектор и др.);

  • наличие оборудованных кабинетов технического труда и художественной мастерской.

Информационные условия:

оснащение школьной библиотеки литературой из области специальных и профессионально-ориентированных знаний;

  • свободный доступ к ресурсам сети Интернет, обеспечение доступа в сеть Интернет из любой точки школьного здания в любое время.

  1. Механизмы реализации проекта

Деятельность педагогического коллектива направлена на решение каждой из поставленных задач проекта. При выборе стратегии и механизмов достижения поставленной цели ОУ руководствуется как ранее апробированными, обеспечивающими решение локальных проблем, так и модифицированными способами и методами: анализа, программирования, оценки, мониторинга и другими, направленными на решение комплексных задач.

Содержанием проекта профессиональной ориентации школьников на ступени основного общего образования является развитие деятельности учащихся, обеспечивающее формирование способности учащихся к адекватному и ответственному выбору будущей профессии.

Развитие деятельности учащихся предполагается осуществлять на учебном материале в рамках освоения учебных программ по различным областям знаний в урочное время и вне уроков, а также в процессе включения учащихся в различные виды деятельности в рамках клубных пространств, в процессе проектно-исследовательской деятельности.

В рамках преподавания учебных дисциплин учителем должны создаваться условия для обеспечения работы учащихся с содержанием образования программы профессиональной ориентации:

Проект по организации профориентационной работы в ОУ

Во внеурочных пространствах школы основным реализуемым содержанием образования программы профессиональной ориентации школьников на ступени основного общего образования становятся компетентности (универсальные и специальные), позволяющие учащимся научиться проектировать индивидуальные образовательные программы, делать осознанный выбор будущей программы профессиональной подготовки и образовательного пространства для ее реализации:

  1. коммуникативная компетентность;

  2. способность к адекватному самооцениванию;

  3. оперативное и перспективное планирование;

  4. отслеживание собственных успехов и неудач, корректировка в связи с этим собственных индивидуальных образовательных программ;

  5. создание текстов для самопрезентации;

  6. анализ и отбор информации на открытых информационных ресурсах (в том числе в сети Интернет) в соответствии с задачами индивидуальной образовательной программы.

Проект по организации профориентационной работы в ОУ

Важным результатом и одновременно механизмом достижения предпосылок к эффективной профориентации учащихся реализации проекта должна стать сформированная позиция учащегося как субъекта собственной деятельности. В этом случае роль педагогического сопровождения будет заключаться не только в организационном обустройстве пространства «безопасной» пробы учащимися своей субъектной позиции в деятельности, но и в продуцировании большого количества содержательных рамок, которые будут помещаться в эти пространства и задавать сюжеты, на которых будет происходить становление субъектной позиции учащихся. Предполагается, что эти сюжеты должны быть взяты из различных профессиональных сфер деятельности человека: организации и учреждения г. Сургута (МБОУ МУК «ЦИР»; СурГУ, СурГПУ, СПК; гормолзавод ОАО Вимм-Билль-Данн филиал; сургутский хлебозавод, СГМУП; ОАО Сургутнефтегаз, ОАО Тюменьэнерго и др.)

Основные формы и методы работы с содержанием образования:

  • работа в рамках учебных занятий (программа учебного курса становится инструментарием, а учебная дисциплина - материалом, на котором реализуется программа профессиональной ориентации школьников);

  • работа с учебными материалами вне учебных занятий - исследовательские и социальные проекты, эксперименты, практики и практикумы, стажировки, экскурсии и др.;

  • работа в метапредметной или надпредметной области - исследовательские и социальные проекты, кружки, занятия в студиях, занятия в клубных пространствах, производительный труд, производственные практики;

  • работа в разновозрастных группах в рамках детских объединений школы;

  • работа в пространстве расширенного социального действия - познавательные интернет-ресурсы, социальные познавательные сети, дистанционные образовательные программы и курсы;

  • индивидуальная работа с классными руководителями по проектированию индивидуальных образовательных программ, отслеживанию успешности реализации индивидуальной образовательной программы, индивидуальных достижений учащихся, психологическое тестирование, участие в тренингах.

  • профориентационный урок, он имеет исключительное значение, поскольку урок является основной формой учебно-воспитательного процесса в школе;

  • профориентационная беседа - наиболее распространенный метод (беседа должна быть логично связана с учебным материалом и подготовлена предварительно);

  • выставки (профориентационные конференции, собрания, встречи, со специалистами и др.);

  • экскурсии как форма профориентационной работы дает возможность подросткам непосредственно ознакомиться с профессией в реальных условиях, получить информацию из первоисточников, пообщаться с профессионалами.

8. Управление проектом

Управлением проектом будет осуществляться группой проект-менеджмент.

Проект по организации профориентационной работы в ОУ

Непосредственное управление осуществляют заместители директора по УВР. Методическое сопровождение осуществляется методистом ОУ и руководителями МО классных руководителей. Диагностирование и сбор информации с целью получения обратной связи по реализации проекта проводится педагогами-психологами и социальным педагогом. Определение и вовлечение структур гражданского общества в совместную деятельность с педагогами по повышению воспитательного потенциала семьи определяет директор и заместители директора по УВР.

В обязанности группы проект-менеджмента входит:

1. Отслеживание процесса реализации проекта.

2. Мониторинг результатов.

3. Корректировка плана реализации проекта.

4. Анализ и подведение итогов.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, в функции которого входят:

  • выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;

  • поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;

  • планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности обучающихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с основной образовательной программой общеобразовательного учреждения;

  • осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению ;

  • проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;

  • создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;

  • осуществление контролирующих функций работы классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;

  • организация занятий обучающихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения;

  • курирование преподавания курсов по выбору.

Школьный методист:

  • планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности обучающихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с основной образовательной программой общеобразовательного учреждения;

  • осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение обучающихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика определение индивидуальной образовательной траектории;

  • организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;

  • организация системы повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся.

Руководитель МО классных руководителей:

  • осуществляет методическое сопровождение профориентационной работы;

  • организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

  • ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся классов (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в ИкПР (индивидуальной карте профессионального развития) класса);

  • организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;

  • организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

  • организует встречи учащихся с выпускниками школы - студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.

Классный руководитель:

  • составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения обучающихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;

  • проводит индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

  • ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);

  • помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;

  • сопровождает обучающихся дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;

  • оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;

  • проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению.

Учителя-предметники:

  • способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:

  • обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;

  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

  • проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;

  • адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

Библиотекарь:

  • регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;

  • изучает читальские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;

  • обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);

  • регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (тефтяная, газовая, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д)

Социальный педагог:

  • способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;

  • оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;

  • осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;

  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

Педагог-психолог:

  • изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся

  • осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;

  • проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;

  • проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;

  • осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;

  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

  • приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;

  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;

  • создает базу данных по профдиагностике.

9. Критерии и показатели

Критерии

Показатели

Когнитивный

1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств.

2. Владение способами самодиагностики и саморазвития.

3. Знание многообразия мира труда и профессий; необходимости профессионального выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями.

4. Понимание специфики профильного обучения, его значения для профессионального самоопределения.

Мотивационно- ценностный

1. Заинтересованность в получении знаний.

2. Положительное отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемым профилем.

3. Осознанная мотивация на профильное обучение как условие для достижения поставленной цели выбора желаемой профессиональной деятельности.

4. Осознание необходимости выбора профиля обучения на основе соотнесения своих профессиональных намерений с личностными склонностями и возможностями.

5. Адекватное отношение к себе как субъекту выбора профиля обучения, самостоятельность и активность при осуществлении выбора.

Деятельностно-практический

1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей.

2. Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам.


10. Мониторинг

  1. Мониторинг профпригодности (карта интересов А. Голомшток в модификации Г. Резапкиной).

  2. Профессиональный тип личности (автор Холланд).

  3. Методика отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова, и методика определения сферы труда.


11. Предполагаемые результаты проекта

  1. Программа профориентационной работы для учащихся 5-9 классов.

  2. Личные профессиональные планы учащихся.

  3. Увеличение количества социальных партнёров в работе по данному направлению.









12. Литература


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Официальный текст. Ввод. в действие с 1 сентября 2015 г. (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897).

  2. М.А. Бендюков, И.Л. Соломин. Твой компас на рынке труда. Санкт - Петербург, 2000г. - 334с.

  3. Климов Е.А. Как выбирать профессию.- М.: Просвещение, 1990. - 159 с.

  4. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. - Воронеж: МОДЭК, 2002. - 400 с.

  5. Букреева И.А., Евченко Н.А. Самоопределение школьников в предпрофильной подготовке и профильном обучении // Инновации и традиции современной школы: материалы II Международной научно-практической конференции. 18 декабря 2010 г. - Чебоксары, 2010. - С. 47-51.

  6. Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. - СПб.: Питер, 2009. - 160 с.

  7. Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильного обучения: Методические материалы / Под ред. Н. В. Афанасьевой. - Вологда: Изд. центр ВИРО, 2005. - 144с.

  8. В условиях введения в школе предпрофильной подготовки и профильного обучения. Психологическое сопровождение выбора профессии. //Под ред Л.М. Митиной. М., 2003.

  9. Битянова М. Система развивающей работы школьного психолога.// Школьный психолог. 2004. № 44.

  10. Вачков И. Методы психологического тренинга в школе. // Школьный психолог. 2004. № 47.

  11. Голуб Г.Б. Элективные курсы в системе профильного обучения // Справочник заместителя директора школы. - 2010. - №6. - С. 83-89.

  12. Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика. - 2005. - №1. - С.19-26.

  13. Человек и профессия. Образовательный курс профориентационной направленности. Методическое пособие для учителя / авт.-сост.: Л.Н. Бобровская, О.Ю. Просихина, Е.А. Сапрыкина; под ред. Н.Н. Рождественской. - М.: Глобус, 2008. - 101 с.

  14. Представление о критериях эффективности профориентационной работы у подростков М.: МГППУ, 2006. - 320с.


















13. Приложение

План мероприятий по реализации проекта

  1. Информационно-просветительские

  2. Мониторинговые

  3. Работа с педагогическим коллективом

  4. Работа с родителями

  5. Работа с учащимися

  6. Расширение социального партнёрства


№ п/п

Мероприятие

Период

исполнения

Ответственные

1. Информационно-просветительские

1

Оформление и обновление уголка по профориентации

В течение учебного года

Педагог-психолог

2

Разработка информационных листков

В течение учебного года

Методист

3

Подбор учебно-методической литературы по профориентационной работе

Август, сентябрь

Заведующая библиотекой

4

Подбор информации востребованных профессий; их классификация (рабочие, служащие)

В течение учебного года

Заведующая библиотекой, методист

5

Разработка методических рекомендаций для педагогов ОУ по профориентационной работе

В течение учебного года

Педагог-психолог

6

Разработка методических рекомендаций для классных руководителей ОУ по профориентационной работе

В течение учебного года

Педагог-психолог

7

Разработка методических рекомендаций для родителей ОУ по профориентационной работе

В течение учебного года

Педагог-психолог

8

Работа по данному направлению с официальным школьным сайтом

Постоянно

Школьный методист

2. Мониторинговые мероприятия

1

Анализ результатов профориентации за предыдущий учебный год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения выпускников 9-х и 11-х классах)

Сентябрь

Заместитель директора по УВР

2

Определение количества учащихся 9-х классов дальнейшего индивидуального маршрута получения образования

Октябрь

Заместитель директора по УВР

3

Мониторинг профпригодности (карта интересов А. Голомшток в модификации Г. Резапкиной)

1 полугодие учебного года

Педагог-психолог

4

Методика определения сферы труда по Е.А. Климову

1 полугодие учебного года

Педагог-психолог

5

Профессиональный тип личности (автор Холанд)

2 полугодие учебного года

Педагог-психолог

6

Методика отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова

2 полугодие учебного года

Педагог-психолог

3. Работа с педагогическим коллективом

1

Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп.

Сентябрь

Заместитель директора по УВР

2

Организация и проведения ряда семинаров для педагогов и классных руководителей по профориентационной работе

В течение учебного года

Заместитель директора по УВР, методист, педагог-психолог

3

Работа методических объединений педагогов по вопросам методики профориентационной работы, обмен опытом ее проведения:

- подготовка учащихся к компетентному выбору профессии;

- система образования в России;

- система профориентационной работы в школе;

- методика профориентационной работы по возрастным группам;

- психологическая и социальная обусловленность выбора профессии;

- методические основы профориентации во внеклассной работе;

- работа с учащимися по интересам;

- методы работы с родителями по вопросу самоопределения учащихся;

- профориентация в процессе изучения основных учебных предметов

В течение учебного года

Методист, руководители школьных методических объединений

4

Профконсультации для педагогов по изучению личности школьника:

- исследование готовности учащихся к выбору профессии;

- изучение личностных особенностей и способностей учащихся;

- изучение склонностей и интересов;

- изучение профессиональных намерений и планов учащихся;

- анализ индивидуальной карты занятости учащихся школы

В течение учебного года

Методист, педагог-психолог

5

Проведение конкурса на лучший классный час (внеурочное занятие; внешкольная практика) по профориентации, методические разработки

2 полугодие учебного года

Заместитель директора по УВР, методист, педагоги

6

Отчетность педагогов о проделанной работе по профориентации (анализ выполнения плана по профориентационной деятельности, отчет по трудоустройству выпускников)

Май

Педагоги

4. Работа с родителями

1

Родительские собрания по теме: «Рынок труда города, региона»

Сентябрь

Классные руководители

2

Родительские собрания с привлечением представителей образовательных организаций среднего и высшего профобразования

1 полугодие учебного года

Заместитель директора по УВР, методист, классные руководители

3

Посещение муниципальной выставки «Образование и карьера»

Март, апрель

Методист, классные руководители

Учет мнения родителей при формировании части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений

Март

Заместитель директора по УВР, классные руководители

4

Разработка индивидуального образовательного маршрута (педагоги, учащиеся, родители)

Сентябрь

Классные руководители

5

Ознакомление родителей с результатами профессиональных проб

В течение учебного года

Классные руководители

6

Профконсультации педагога-психолога

В течение учебного года

Педагог-психолог

5.Работа с учащимися

1

Классные собрания с привлечением представителей образовательных организаций среднего и высшего профобразования

1 полугодие учебного года

Заместитель директора по УВР, методист, классные руководители

2

Посещение курса по выбору учащихся 9-х классов «Путь к успеху»

В течение учебного года

Педагог-психолог

3

Введение учебного предмета «Психология» в 8 классе, направленного на профориентационную работу

В течение учебного года

Педагог-психолог

4

Разработка индивидуального образовательного маршрута (педагоги, учащиеся, родители)

Сентябрь

Классные руководители

5

Ознакомление учащихся с результатами профессиональных проб

В течение учебного года

Классные руководители

6

Экскурсии на предприятия, в ВУЗы, Сузы

В течение учебного года

Методист, классные руководители

7

Организация и проведение встреч с представителями различных профессий

В течение учебного года

Методист, классные руководители

8

Организация экскурсий и встреч со специалистами "Центра занятости", помощь в определении профиля обучения

В течение учебного года

Методист, классные руководители

9

Посещение муниципальной выставки «Образование и карьера»

Март, апрель

Методист, классные руководители

10

Профконсультации педагога-психолога

В течение учебного года

Педагог-психолог

11

Учет мнения учащихся при формировании части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений

Март

Заместитель директора по УВР, классные руководители

12

Участие в муниципальных и школьных проектах профориентационной направленности

В течение учебного года

Методист, педагог-психолог, педагоги

13

Организация и проведение с учащимися выставок литературы "В мире профессий». Организация и проведение с учащимися викторин, бесед

В течение учебного года

Заведующая библиотеки, классные руководители

14

Изучение читательских интересов школьников, составления индивидуальных планов чтения, обсуждение книг, имеющих профориентационное значение

В течение учебного года

Заведующая библиотеки, классные руководители

6. Расширение социального партнёрства

1

Анализ состояния и прогноз тенденций изменения внешней среды ОУ

Сентябрь

Заместитель директора по УВР

2

Расширение структуры социального партнёрства с организациями и учреждениями города в рамках профориентационной работы

В течение учебного года

Все участники образовательных отношений

3

Заключение договоров, соглашений; разработка совместных планов работы с социальными партнёрами

В течение учебного года

Заместитель директора по УВР





© 2010-2022