- Преподавателю
- Директору, завучу
- Проект по организации профориентационной работы в ОУ
Проект по организации профориентационной работы в ОУ
Раздел | Завучу |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Николенко Е.А. |
Дата | 14.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ПРОЕКТ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
Николенко Е.А., заместитель директора по УВР, МБОУ СОШ № 24
Сургут 2015 г.
Оглавление
Стр.
1.
Введение. Актуальность
3
2.
Содержание проблемы и необходимость продолжения её решения проектными методами
6
3.
Цель и задачи проекта
8
4.
Основные направления работы по профориентации
10
5.
Этапы реализации проекта
12
6.
Условия реализации проекта
15
7.
Механизмы реализации проекта
16
8.
Управление проектом
20
9
Предполагаемые результаты
26
10
Критерии и показатели
26
11
Мониторинг
27
12
Литература
28
13
Приложение «План мероприятий по реализации Проекта»
30
-
Введение. Актуальность
Возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части выпускников зачастую не соответствуют потребностям экономики России, ХМАО-Югры в кадрах определенной профессии. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, необходима подготовка компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни.
Поэтому профориентация молодежи по своей сути является не только проблемой педагогической, но и общественной. Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями рынка труда в сбалансированной структуре кадров и неадекватными традиционно сложившимися субъектными профессиональными устремлениями молодежи.
В связи с этим огромное внимание в школе необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работе среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных компонентов, определяющих формирование потребностей, профессиональных намерений и готовности личности к труду.
Сегодня профессиональной ориентации отводится новая роль - это необходимость создания условий для психолого-педагогической поддержки молодежи в ее профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В связи с этим существенно возрастает значение допрофильной подготовки и профильного обучения, где профессиональная ориентация является одним из важных компонентов.
Данный проект разработан в целях реализации системы мер по профессиональной ориентации школьников, социальной адаптации и психологической поддержке учащихся 5-9 классов.
Профессиональная ориентация школьников на уровне основного общего образования является одной из основных образовательных задач общеобразовательного учреждения и одним из ключевых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, обеспечивающим сформированность у школьника:
-
представлений о себе, как субъекте собственной деятельности, понимание собственных индивидуальных и личностных особенностей, возможностей, потребностей;
-
универсальных компетентностей, позволяющих школьнику проектировать (самостоятельно или в процессе образовательной коммуникации со значимыми для него сверстниками или взрослыми) и реализовывать индивидуальные образовательные программы в соответствии с актуальными познавательными потребностями;
-
общих способов работы с информацией о профессиях, профессиональной деятельности, рынке труда, развитии экономики и социальной сферы региона, в котором школьник живет, и страны в целом, прогнозными оценками востребованности специалистов в экономике, города, региона и страны;
-
способности осуществить осознанный выбор выпускником основной школы профиля обучения на уровне среднего общего образования или (и) будущей профессии и образовательной программы профессиональной подготовки.
Проект представляет стратегию построения профориентационной работы, основные этапы, приоритетные направления и цели, сроки и механизмы реализации и является составной частью программы развития школы на среднесрочный период 2015-2020 гг.
Мероприятия проекта будут способствовать оказанию содействия школьникам в профессиональном самоопределении.
Социально-экономические преобразования современного российского общества, вызванные интеграцией в мировое сообщество и формированием новых рыночных отношений, обусловили изменение условий профессиональной деятельности. Как считают многие отечественные исследователи (H.H. Захаров, Г.Б. Зборовский, Е.В. Краснощёков, Д.А. Торопов, Н.В. Фисунова, Е.А. Шуклина), сложный процесс преобразований в России, наряду с позитивными изменениями, порождает противоречия, разрешение которых требует выработки конкретных, всесторонне взвешенных программ и их реализации в деятельности государства и всех общественных институтов. К числу приоритетных проектов совершенствования российской образовательной сферы относится «Концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования», принятая с целью создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учеников, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями среднего и высшего профессионального образования».
Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых, знаний, умений, навыков, но и обладать такими личностными качествами, которые позволили бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане. Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в формировании неких универсальных качеств у учащихся, которые позволяют осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.
Порядка 70% людей выбирают свое профессиональное будущее за компанию, следуя советам родителей или учителей, или «куда пройду по результатам ЕГЭ», «вуз ближе к дому». 45% студентов плохо представляют суть выбранной профессии. Около 60% молодых специалистов готовы поменять свою профессию после первого года работы. И только 15% студентов выбрали профессию еще в школе.
-
Содержание проблемы
и необходимость продолжения её решения проектными методами
Сегодня в России наблюдается востребованность в квалифицированных рабочих кадрах, для рынка труда характерен всё возрастающий дисбаланс между спросом и предложением вакансий рабочих профессий.
Современная молодежь выбирает будущую профессию спонтанно. По данным школьного соцопроса среди учащихся 10-11 классов в нашем ОУ в 2014 г.:
- 48,6% учащихся самостоятельно принимают решение, куда пойти учиться;
- 35,3 % делают выбор по совету родителей;
- 13,1% прислушиваются к мнению друзей;
- для 5,9% главный авторитет - учителя;
- 7,1% абитуриентов ориентируются на информацию в СМИ и рекламу учреждений образования.
Для родителей главными критериями являются не способности ребенка, а уровень зарплаты в отрасли и условия труда.
Анализ выбора экзаменов в форме ЕГЭ подтверждает то, что часть выпускников на пороге окончания общеобразовательного учреждения, так и не определились в какое высшее учебное заведение они будут поступать, т.е. не определились с будущей профессией.
Анализ распределения выпускников после окончания школы показал следующие результаты:
-
большинство выпускников поступают в высшие учебные заведения на платной основе на специальности, которые не соответствуют их индивидуальному самоопределению (лишь бы поступить в высшее учебное заведение);
-
отсутствие детей, выбирающих рабочие профессии;
-
несоответствие выбора профессий детьми необходимым профессиям городского, регионального рынков труда.
Сложность организации профессиональной ориентации с подростками требует решения двойственной задачи: с одной стороны, она должна отвечать запросам рынка труда, с другой - соответствовать способностям, наклонностям, навыкам и личным качествам молодежи при выборе будущей профессии.
Это накладывает особую ответственность на основную школу.
Анализ работы ОУ выходит на следующую проблему: отсутствие системы учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.
Профориентационная работа занимает важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой страны, потребностями учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник ОУ находил, возможно, более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.
-
Цель и задачи проекта
Цель проекта: усовершенствование системы учебно-воспитательной работы, направленной на обеспечение профессиональной ориентации школьников на уровне основного общего образования
Задачи:
-
рассмотреть основные методы формирования профессиональной направленности;
-
привести в систему диагностические мероприятия по определению выбора профессионального самоопределения учащихся, способствующих созданию личностной траектории развития каждого учащегося, исходя из его природных возможностей;
-
определить роль информационных источников в профессиональном самоопределении подростков;
-
информировать учащихся основной школы и их родителей (законных представителей) об актуальности в потребности профессий на рынке труда;
-
знакомить учащихся и их родителей (законных представителей) с природными задатками человека и условиями для развития их способностей;
-
способствовать личностному развитию учащихся;
-
совместно с учащимися выявлять последствия ошибки в выборе профессии;
-
способствовать выработке навыков самопрезентации, как залога начала успешной трудовой деятельности.
Профориентационная работа в школе ориентирована не только на конкретный и хороший результат (личностные универсальные учебные действия), но и направлена на формирование общечеловеческих ценностей и развития коммуникативных универсальных учебных действий.
Поэтому в рамках разрабатываемого проекта были определены следующие принципы:
-
доброжелательность и готовность помочь тому, кто к тебе обратился;
-
научность и достоверность информации;
-
доступность предлагаемой информации;
-
адресность;
-
индивидуальный подход;
-
современность и актуальность материалов;
-
сотрудничество с другими специалистами (педагоги-психологи, социальные педагоги и др.)
Группа принципов, которыми руководствуются подростки, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества
На основе данных принципов и разрабатывается проект по профориентационной работе подростков.
Принцип сознательности в выборе профессии, который выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.
Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров;
Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение литературы, рабочие практики в МАУ по работе с молодёжью «Наше время» и многое другое.
Принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.
На основе этих принципов и должна строиться программа профориентации подростков.
-
Основные направления и формы работы
по профориентации
Основанием профориентационной работы в школе является учет индивидуально-психологических особенностей ребёнка, а также - знание требований профессии к человеку, вторая сторона - учет требований рынка профессий.
В соответствии с выше представленной структурой профориентации, выделены основные направления:
-
профессиональное просвещение (профинформация и профпропаганда);
-
профессиональная диагностика;
-
профессиональная консультация;
-
профессиональная адаптация.
Направление
Формы работы
Профессиональное просвещение
Информационные листки, буклеты, классные часы, виртуальные экскурсии в мир профессий, обсуждение СМИ, работа со справочниками с описанием профессий (специальностей), их особенностей, ознакомление с профессиональными стандартами, справочниками для поступающих в различные учебные заведения, а также сведения о перспективных тенденциях занятости, информирующие о содержании трудовой деятельности, путях приобретения профессий, потребностях рынка труда, а также требованиях профессий к индивидуально-психологическим особенностям личности. Проведение в ОУ системной профпропаганды (КВНы, конкурсы, фестивали и др.), способствующей формированию положительной мотивации к профессиям, в которых общество испытывает необходимость
Профессиональная диагностика
Наблюдения, учебные дисциплины, анкеты, опросники, традиционные и модифицированные методики по самоопределению учащихся и выявлению у них потребностей, интересов, склонностей
Профессиональная консультация
Консультации, пробы пера, эссе, репортажи, подбор стихотворение, творческие музыкальные вечера «Песни о профессиях» и др., оказывающие непосредственную помощь школьнику в выборе конкретной профессии на основе изучения личности, ее возможностей и сопоставления полученной информации с требованиями профессии, что обеспечивает максимальный учет объективных и субъективных условий профессионального выбора
Профессиональная адаптация
Проекты, конкурсы, фестивали профессий, выставка «Образование и карьера», профессиональные пробы, школьная трудовая деятельность и др., способствующие развитию процесса приспособления личности к производству, условиям рынка труда, особенностям конкретной деятельности, новому социальному окружению, трудовому или учебному коллективу
-
Этапы реализации проекта
Сроки реализации проекта - 5 лет (2015-2020 гг.)
Подготовительный этап. Май - Ноябрь 2015 года (определение концептуальных ориентиров и стратегии развития профориентационной работы, разработка и утверждение проекта по организации профориентационной работы). Выработка концепции.
Реализация подготовительного этапа предусматривает прохождение следующих стадий: стадии целеполагания, стадии инвентаризации и прогнозирования, оперативно-тактическую стадию, организационную стадию.
Стадия целеполагания (август 2015 года).
Основное ее назначение состоит в том, чтобы определить или сформулировать главную цель (или группу целей), расчленить ее на подцели, построить дерево целей, понятных исполнителям проекта. Разработка конечных результатов для исполнителей проекта.
Содержание:
-
Представление проекта по профориентационной работе.
-
Обсуждение целевого блока и механизма реализации проекта в методических объединениях.
-
Подведение итогов обсуждения на школьном совещании.
Результаты стадии целеполагания:
-
Информированность участников о планах школы по профориентационной работе.
-
Конкретизация задач на уровне школьного МО и отдельных педагогов.
-
Согласованность в действиях, уточнение и коррекция содержания проекта
Стадия инвентаризации и прогнозирования (сентябрь 2015 г.). Проведение ревизии имеющихся в распоряжении педагогов ресурсов (в том числе цифровых) с точки зрения поставленных цели и задач, определение направлений необходимых преобразований, форм и методов осуществления.
Содержание:
-
Учет и предварительная оценка имеющихся доступных педагогам ресурсов в отношении их применения в образовательной деятельности.
-
Консультации с участниками по вопросам использования ресурсов в процессе реализации проекта.
Результаты стадии инвентаризации и прогнозирования:
-
Определение набора образовательных ресурсов для работы по данному направлению.
-
Информированность участников проекта.
Оперативно-тактическая стадия (ноябрь 2015 г.). Разработка личных и групповых планов действий, обеспечивающих получение запланированных результатов. Коррекция путей и средств достижения целей, разработка директивных и календарных (по видам отдельных работ и срокам их выполнения) сетевых графиков с указанием конкретных исполнителей.
Содержание:
-
Тренинг по разработке личных и групповых планов действий, обеспечивающих получение запланированных результатов.
-
Оформление плана-графика реализации проекта.
-
Определение конкретных исполнителей проекта.
Организационная стадия (ноябрь 2015 г.). Разработка и принятие необходимого нормативно-регламентирующего обеспечения образовательного процесса по профориентационной работе.
Диагностический этап. Декабрь - Май 2015-2016 гг. (определение критериев и показателей профориентационной работы, проведение диагностик, построение и апробация концептуальной модели проекта, моделирование и реализация инновационных форм по данному направлению, обеспечение необходимых условий для реализации проекта).
Формирующий этап. Сентябрь 2016 года (реализация проекта, применение соответствующих современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий, организация образовательного процесса на уровне современных требований к условиям его осуществления, изучение эффективности качества профориентационной работы и коррекция плана мероприятий по реализации проекта).
Итогово-обобщающий этап. Сентябрь - Май 2019-2020 гг. (проведение итоговой диагностики эффективности реализации проекта; обобщение опыта деятельности школы). Определение потерь, трудностей, противоречий в реализации проекта (Стадия рефлексии и коррекции - подведение итогов выполнения проекта, составление отчета о результатах работы исполнителями, а также проведение необходимых исследований для последующих преобразований информационной среды и педагогической системы). Определение дальнейших перспектив работы школы по данному направлению.
-
Условия реализации проекта
-
Научное и программно-методическое обеспечение взаимодействия семьи и школы в процессе формирования профпригодности личности школьника;
-
создание в образовательном учреждении системы психолого- педагогического образования родителей по данному направлению;
-
создание в образовательном учреждении организационно-педагогических возможностей (кадровых, материальных, учебно-методических, организационных, информационных);
-
вовлечение структур гражданского общества в совместную деятельность с педагогами по повышению воспитательного потенциала семьи.
Требования к условиям реализации проекта
Кадровые условия: наличие социально-психологической службы, включающей следующих специалистов: психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования.
Программно-методические условия: планы:
-
план работы профориентационных социокультурных пространств;
-
план методической работы с учителями-предметниками по реализации программы профориентации на уроках;
-
план профориентационной работы психолого-педагогической службы школы;
-
план курсовой подготовки по программам повышения квалификации учителей-предметников, психологов, социальных педагогов, реализующих программу профориентации школьников на ступени основного общего образования.
Материально-технические условия:
-
кабинеты, оснащенные трансформерной мебелью и необходимой цифровой техникой (компьютеры, мультимедийный проектор и др.);
-
наличие оборудованных кабинетов технического труда и художественной мастерской.
Информационные условия:
оснащение школьной библиотеки литературой из области специальных и профессионально-ориентированных знаний;
-
свободный доступ к ресурсам сети Интернет, обеспечение доступа в сеть Интернет из любой точки школьного здания в любое время.
-
Механизмы реализации проекта
Деятельность педагогического коллектива направлена на решение каждой из поставленных задач проекта. При выборе стратегии и механизмов достижения поставленной цели ОУ руководствуется как ранее апробированными, обеспечивающими решение локальных проблем, так и модифицированными способами и методами: анализа, программирования, оценки, мониторинга и другими, направленными на решение комплексных задач.
Содержанием проекта профессиональной ориентации школьников на ступени основного общего образования является развитие деятельности учащихся, обеспечивающее формирование способности учащихся к адекватному и ответственному выбору будущей профессии.
Развитие деятельности учащихся предполагается осуществлять на учебном материале в рамках освоения учебных программ по различным областям знаний в урочное время и вне уроков, а также в процессе включения учащихся в различные виды деятельности в рамках клубных пространств, в процессе проектно-исследовательской деятельности.
В рамках преподавания учебных дисциплин учителем должны создаваться условия для обеспечения работы учащихся с содержанием образования программы профессиональной ориентации:
Во внеурочных пространствах школы основным реализуемым содержанием образования программы профессиональной ориентации школьников на ступени основного общего образования становятся компетентности (универсальные и специальные), позволяющие учащимся научиться проектировать индивидуальные образовательные программы, делать осознанный выбор будущей программы профессиональной подготовки и образовательного пространства для ее реализации:
-
коммуникативная компетентность;
-
способность к адекватному самооцениванию;
-
оперативное и перспективное планирование;
-
отслеживание собственных успехов и неудач, корректировка в связи с этим собственных индивидуальных образовательных программ;
-
создание текстов для самопрезентации;
-
анализ и отбор информации на открытых информационных ресурсах (в том числе в сети Интернет) в соответствии с задачами индивидуальной образовательной программы.
Важным результатом и одновременно механизмом достижения предпосылок к эффективной профориентации учащихся реализации проекта должна стать сформированная позиция учащегося как субъекта собственной деятельности. В этом случае роль педагогического сопровождения будет заключаться не только в организационном обустройстве пространства «безопасной» пробы учащимися своей субъектной позиции в деятельности, но и в продуцировании большого количества содержательных рамок, которые будут помещаться в эти пространства и задавать сюжеты, на которых будет происходить становление субъектной позиции учащихся. Предполагается, что эти сюжеты должны быть взяты из различных профессиональных сфер деятельности человека: организации и учреждения г. Сургута (МБОУ МУК «ЦИР»; СурГУ, СурГПУ, СПК; гормолзавод ОАО Вимм-Билль-Данн филиал; сургутский хлебозавод, СГМУП; ОАО Сургутнефтегаз, ОАО Тюменьэнерго и др.)
Основные формы и методы работы с содержанием образования:
-
работа в рамках учебных занятий (программа учебного курса становится инструментарием, а учебная дисциплина - материалом, на котором реализуется программа профессиональной ориентации школьников);
-
работа с учебными материалами вне учебных занятий - исследовательские и социальные проекты, эксперименты, практики и практикумы, стажировки, экскурсии и др.;
-
работа в метапредметной или надпредметной области - исследовательские и социальные проекты, кружки, занятия в студиях, занятия в клубных пространствах, производительный труд, производственные практики;
-
работа в разновозрастных группах в рамках детских объединений школы;
-
работа в пространстве расширенного социального действия - познавательные интернет-ресурсы, социальные познавательные сети, дистанционные образовательные программы и курсы;
-
индивидуальная работа с классными руководителями по проектированию индивидуальных образовательных программ, отслеживанию успешности реализации индивидуальной образовательной программы, индивидуальных достижений учащихся, психологическое тестирование, участие в тренингах.
-
профориентационный урок, он имеет исключительное значение, поскольку урок является основной формой учебно-воспитательного процесса в школе;
-
профориентационная беседа - наиболее распространенный метод (беседа должна быть логично связана с учебным материалом и подготовлена предварительно);
-
выставки (профориентационные конференции, собрания, встречи, со специалистами и др.);
-
экскурсии как форма профориентационной работы дает возможность подросткам непосредственно ознакомиться с профессией в реальных условиях, получить информацию из первоисточников, пообщаться с профессионалами.
8. Управление проектом
Управлением проектом будет осуществляться группой проект-менеджмент.
Непосредственное управление осуществляют заместители директора по УВР. Методическое сопровождение осуществляется методистом ОУ и руководителями МО классных руководителей. Диагностирование и сбор информации с целью получения обратной связи по реализации проекта проводится педагогами-психологами и социальным педагогом. Определение и вовлечение структур гражданского общества в совместную деятельность с педагогами по повышению воспитательного потенциала семьи определяет директор и заместители директора по УВР.
В обязанности группы проект-менеджмента входит:
1. Отслеживание процесса реализации проекта.
2. Мониторинг результатов.
3. Корректировка плана реализации проекта.
4. Анализ и подведение итогов.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, в функции которого входят:
-
выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;
-
поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;
-
планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности обучающихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с основной образовательной программой общеобразовательного учреждения;
-
осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению ;
-
проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;
-
создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;
-
осуществление контролирующих функций работы классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;
-
организация занятий обучающихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения;
-
курирование преподавания курсов по выбору.
Школьный методист:
-
планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности обучающихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с основной образовательной программой общеобразовательного учреждения;
-
осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение обучающихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика определение индивидуальной образовательной траектории;
-
организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
-
организация системы повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся.
Руководитель МО классных руководителей:
-
осуществляет методическое сопровождение профориентационной работы;
-
организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
-
ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся классов (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в ИкПР (индивидуальной карте профессионального развития) класса);
-
организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
-
организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
-
организует встречи учащихся с выпускниками школы - студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.
Классный руководитель:
-
составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения обучающихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
-
проводит индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
-
ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);
-
помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
-
сопровождает обучающихся дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
-
оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
-
проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению.
Учителя-предметники:
-
способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
-
обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
-
способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
-
проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
-
адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.
Библиотекарь:
-
регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
-
изучает читальские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
-
обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
-
регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (тефтяная, газовая, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д)
Социальный педагог:
-
способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;
-
оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
-
осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
-
оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
Педагог-психолог:
-
изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся
-
осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
-
проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;
-
проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
-
осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
-
способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
-
приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;
-
оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
-
создает базу данных по профдиагностике.
9. Критерии и показатели
Критерии
Показатели
Когнитивный
1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств.
2. Владение способами самодиагностики и саморазвития.
3. Знание многообразия мира труда и профессий; необходимости профессионального выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями.
4. Понимание специфики профильного обучения, его значения для профессионального самоопределения.
Мотивационно- ценностный
1. Заинтересованность в получении знаний.
2. Положительное отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемым профилем.
3. Осознанная мотивация на профильное обучение как условие для достижения поставленной цели выбора желаемой профессиональной деятельности.
4. Осознание необходимости выбора профиля обучения на основе соотнесения своих профессиональных намерений с личностными склонностями и возможностями.
5. Адекватное отношение к себе как субъекту выбора профиля обучения, самостоятельность и активность при осуществлении выбора.
Деятельностно-практический
1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей.
2. Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам.
10. Мониторинг
-
Мониторинг профпригодности (карта интересов А. Голомшток в модификации Г. Резапкиной).
-
Профессиональный тип личности (автор Холланд).
-
Методика отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова, и методика определения сферы труда.
11. Предполагаемые результаты проекта
-
Программа профориентационной работы для учащихся 5-9 классов.
-
Личные профессиональные планы учащихся.
-
Увеличение количества социальных партнёров в работе по данному направлению.
12. Литература
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Официальный текст. Ввод. в действие с 1 сентября 2015 г. (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897).
-
М.А. Бендюков, И.Л. Соломин. Твой компас на рынке труда. Санкт - Петербург, 2000г. - 334с.
-
Климов Е.А. Как выбирать профессию.- М.: Просвещение, 1990. - 159 с.
-
Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. - Воронеж: МОДЭК, 2002. - 400 с.
-
Букреева И.А., Евченко Н.А. Самоопределение школьников в предпрофильной подготовке и профильном обучении // Инновации и традиции современной школы: материалы II Международной научно-практической конференции. 18 декабря 2010 г. - Чебоксары, 2010. - С. 47-51.
-
Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. - СПб.: Питер, 2009. - 160 с.
-
Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильного обучения: Методические материалы / Под ред. Н. В. Афанасьевой. - Вологда: Изд. центр ВИРО, 2005. - 144с.
-
В условиях введения в школе предпрофильной подготовки и профильного обучения. Психологическое сопровождение выбора профессии. //Под ред Л.М. Митиной. М., 2003.
-
Битянова М. Система развивающей работы школьного психолога.// Школьный психолог. 2004. № 44.
-
Вачков И. Методы психологического тренинга в школе. // Школьный психолог. 2004. № 47.
-
Голуб Г.Б. Элективные курсы в системе профильного обучения // Справочник заместителя директора школы. - 2010. - №6. - С. 83-89.
-
Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика. - 2005. - №1. - С.19-26.
-
Человек и профессия. Образовательный курс профориентационной направленности. Методическое пособие для учителя / авт.-сост.: Л.Н. Бобровская, О.Ю. Просихина, Е.А. Сапрыкина; под ред. Н.Н. Рождественской. - М.: Глобус, 2008. - 101 с.
-
Представление о критериях эффективности профориентационной работы у подростков М.: МГППУ, 2006. - 320с.
13. Приложение
План мероприятий по реализации проекта
-
Информационно-просветительские
-
Мониторинговые
-
Работа с педагогическим коллективом
-
Работа с родителями
-
Работа с учащимися
-
Расширение социального партнёрства
№ п/п
Мероприятие
Период
исполнения
Ответственные
1. Информационно-просветительские
1
Оформление и обновление уголка по профориентации
В течение учебного года
Педагог-психолог
2
Разработка информационных листков
В течение учебного года
Методист
3
Подбор учебно-методической литературы по профориентационной работе
Август, сентябрь
Заведующая библиотекой
4
Подбор информации востребованных профессий; их классификация (рабочие, служащие)
В течение учебного года
Заведующая библиотекой, методист
5
Разработка методических рекомендаций для педагогов ОУ по профориентационной работе
В течение учебного года
Педагог-психолог
6
Разработка методических рекомендаций для классных руководителей ОУ по профориентационной работе
В течение учебного года
Педагог-психолог
7
Разработка методических рекомендаций для родителей ОУ по профориентационной работе
В течение учебного года
Педагог-психолог
8
Работа по данному направлению с официальным школьным сайтом
Постоянно
Школьный методист
2. Мониторинговые мероприятия
1
Анализ результатов профориентации за предыдущий учебный год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения выпускников 9-х и 11-х классах)
Сентябрь
Заместитель директора по УВР
2
Определение количества учащихся 9-х классов дальнейшего индивидуального маршрута получения образования
Октябрь
Заместитель директора по УВР
3
Мониторинг профпригодности (карта интересов А. Голомшток в модификации Г. Резапкиной)
1 полугодие учебного года
Педагог-психолог
4
Методика определения сферы труда по Е.А. Климову
1 полугодие учебного года
Педагог-психолог
5
Профессиональный тип личности (автор Холанд)
2 полугодие учебного года
Педагог-психолог
6
Методика отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова
2 полугодие учебного года
Педагог-психолог
3. Работа с педагогическим коллективом
1
Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп.
Сентябрь
Заместитель директора по УВР
2
Организация и проведения ряда семинаров для педагогов и классных руководителей по профориентационной работе
В течение учебного года
Заместитель директора по УВР, методист, педагог-психолог
3
Работа методических объединений педагогов по вопросам методики профориентационной работы, обмен опытом ее проведения:
- подготовка учащихся к компетентному выбору профессии;
- система образования в России;
- система профориентационной работы в школе;
- методика профориентационной работы по возрастным группам;
- психологическая и социальная обусловленность выбора профессии;
- методические основы профориентации во внеклассной работе;
- работа с учащимися по интересам;
- методы работы с родителями по вопросу самоопределения учащихся;
- профориентация в процессе изучения основных учебных предметов
В течение учебного года
Методист, руководители школьных методических объединений
4
Профконсультации для педагогов по изучению личности школьника:
- исследование готовности учащихся к выбору профессии;
- изучение личностных особенностей и способностей учащихся;
- изучение склонностей и интересов;
- изучение профессиональных намерений и планов учащихся;
- анализ индивидуальной карты занятости учащихся школы
В течение учебного года
Методист, педагог-психолог
5
Проведение конкурса на лучший классный час (внеурочное занятие; внешкольная практика) по профориентации, методические разработки
2 полугодие учебного года
Заместитель директора по УВР, методист, педагоги
6
Отчетность педагогов о проделанной работе по профориентации (анализ выполнения плана по профориентационной деятельности, отчет по трудоустройству выпускников)
Май
Педагоги
4. Работа с родителями
1
Родительские собрания по теме: «Рынок труда города, региона»
Сентябрь
Классные руководители
2
Родительские собрания с привлечением представителей образовательных организаций среднего и высшего профобразования
1 полугодие учебного года
Заместитель директора по УВР, методист, классные руководители
3
Посещение муниципальной выставки «Образование и карьера»
Март, апрель
Методист, классные руководители
Учет мнения родителей при формировании части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений
Март
Заместитель директора по УВР, классные руководители
4
Разработка индивидуального образовательного маршрута (педагоги, учащиеся, родители)
Сентябрь
Классные руководители
5
Ознакомление родителей с результатами профессиональных проб
В течение учебного года
Классные руководители
6
Профконсультации педагога-психолога
В течение учебного года
Педагог-психолог
5.Работа с учащимися
1
Классные собрания с привлечением представителей образовательных организаций среднего и высшего профобразования
1 полугодие учебного года
Заместитель директора по УВР, методист, классные руководители
2
Посещение курса по выбору учащихся 9-х классов «Путь к успеху»
В течение учебного года
Педагог-психолог
3
Введение учебного предмета «Психология» в 8 классе, направленного на профориентационную работу
В течение учебного года
Педагог-психолог
4
Разработка индивидуального образовательного маршрута (педагоги, учащиеся, родители)
Сентябрь
Классные руководители
5
Ознакомление учащихся с результатами профессиональных проб
В течение учебного года
Классные руководители
6
Экскурсии на предприятия, в ВУЗы, Сузы
В течение учебного года
Методист, классные руководители
7
Организация и проведение встреч с представителями различных профессий
В течение учебного года
Методист, классные руководители
8
Организация экскурсий и встреч со специалистами "Центра занятости", помощь в определении профиля обучения
В течение учебного года
Методист, классные руководители
9
Посещение муниципальной выставки «Образование и карьера»
Март, апрель
Методист, классные руководители
10
Профконсультации педагога-психолога
В течение учебного года
Педагог-психолог
11
Учет мнения учащихся при формировании части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений
Март
Заместитель директора по УВР, классные руководители
12
Участие в муниципальных и школьных проектах профориентационной направленности
В течение учебного года
Методист, педагог-психолог, педагоги
13
Организация и проведение с учащимися выставок литературы "В мире профессий». Организация и проведение с учащимися викторин, бесед
В течение учебного года
Заведующая библиотеки, классные руководители
14
Изучение читательских интересов школьников, составления индивидуальных планов чтения, обсуждение книг, имеющих профориентационное значение
В течение учебного года
Заведующая библиотеки, классные руководители
6. Расширение социального партнёрства
1
Анализ состояния и прогноз тенденций изменения внешней среды ОУ
Сентябрь
Заместитель директора по УВР
2
Расширение структуры социального партнёрства с организациями и учреждениями города в рамках профориентационной работы
В течение учебного года
Все участники образовательных отношений
3
Заключение договоров, соглашений; разработка совместных планов работы с социальными партнёрами
В течение учебного года
Заместитель директора по УВР