Сценарий деловой игры Модель взаимодействия всех участников образовательной деятельности

Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9


Создание модели взаимодействия

всех участников образовательного процесса

Выступление заместителя директора по УВР Зуевой Т.С.

Сценарий деловой игры «На тропе сотрудничества»

Цель: оптимизация взаимодействия взаимоотношений между педагогами и родителями.

Задачи: сплочение родителей и педагогов, развитие сотрудничества; осознание общих задач, стоящих перед школой и семьей; развитие умений поставить себя на место другого человека; реализация творческих способностей.

Категория участников: родители (в роли родителей выступают педагоги) и педагоги.

Количество участников: 25 - 30 человек.

Материалы: две коробки из-под обуви, маркеры, восковые мелки, бумага формата А 3 и А 4.

Ход игры:

Знакомство:

Участники располагаются по кругу, взявшись за руки. Каждый участник по очереди называет своё имя и рассказывает о себе. При проведении упражнения необходимо соблюдать правила: не разнимать руки. После знакомства педагогов и родителей нужно разделить на 2 группы (в каждой должно оказаться представители разных стран). Группы размещаются за столами.

Упражнение «Коробка» (правую - в одну, левую - в другую).

Приглашают 3 участника (по желанию). Один ставит ноги в коробки, участники сбоку ставят ногу в коробку к игроку в центре. В таком положении им предлагают пересечь комнату.

По окончанию проводят обсуждение:

- Удобно ли было двигаться?

- Кому из участников наиболее сложно перемещаться?

- В каком случае игроку в центре двигаться легче, увереннее - когда участники сбоку, помогают ему и двигаются в одном направлении или когда каждый участник двигается в своём направлении.

Ведущий: В положении человека, стоящего в центре, находится ребёнок. С одной стороны располагается ребёнок со своими методами, а с другой - семья, родители со своими средствами воспитания, взглядами, ожиданиями. Ребёнку необходимо соответствовать ожиданиям школы и семьи, выполнять требования и родителей и педагогов. Успешность воспитания и обучения ребёнка зависит от взаимопонимания, сотрудничества родителей и педагогов.

Мы разделились на 2 группы. По сценарию нашей игры каждая группа является отдельным царствам.

Сегодня образовались такие царства- государства:

  • Царство Родителей,

  • Царство Педагогов.

Упражнение «Наши чувства»

Ведущий: Царство Родителей граничит с Царством Педагогов. Жители царств часть ездят друг к другу по экономическим и политическим делам, на экскурсии. Поездки иногда бывают интересными, удачными, иногда не очень приятными. Одно дело, когда находишься дома, на родной территории, а другое - когда приезжаешь в чужое государство со своими взглядами, правилами, законами, менталитетом жителей. В разных ситуациях мы испытываем разные чувства.

Каждая группа игроков делит лист бумаги на две части. На одной половине листа изображают (в виде образов, предметов, используя определенные цвета) чувства, которые они испытывают, находясь на территории родного царства, на другой половине - чувства, испытываемые при посещении чужого.

Обсуждение. Акцентировать внимание участников на том, что чувства у людей из разных государств во многом похожи. На территории родной страны мы испытываем чувство безопасности, спокойствия, на чужой - тревогу, страх быть непонятым и др.

Упражнение «Ожидания»

Ведущий: Жители Царства Родители каждый день отправляют своих детей в Царство педагогов. Жители Царств постоянно общаются между собой по поводу обучения и воспитания маленьких жителей Царства Родители. Жители каждого Царства-государства имеют свои ожидания. Чего же ожидают родители от педагогов?

Игроки каждой группы записывают свои ожидания.

Обсуждение.

Упражнение «Объединение государств»

Ведущий: Много лет существуют царства бок о бок, иногда конфликтуют, иногда мирятся, то оправдывают ожидания друг друга, то предъявляют претензии. Время течёт, всё меняется в мире, всё развивается, всё совершенствуется. Выживать поодиночке становится всё труднее и труднее. Некоторые жители предложили создать союз независимых царств- государств, чтобы совместно решать общие вопросы, проблемы. Однако некоторые граждане были категорически против такого союза. Для решения вопроса создания союзничества государства проведён референдум в обоих царствах. Каждому жителю предоставлялось право высказаться «за» или «против» объединения. Каждый игрок получает лист бумаги («бюллетень»), на котором необходимо написать «за» или «против». «Бюллетени» бросают в ящик для голосования. После того, как все ученики высказали своё мнение с помощью голосования, проводят социологический опрос.

- Какие отрицательные стороны есть в создании союза?

Почему не надо объединяться в союзные государства?

- Почему лучше создать союз независимых царств- государств?

Какие выгоды приобретёт союз?

Подведение итогов референдума.

Ведущий: Большинство жителей двух Царств высказались за создания союза. С этого момента провозглашали, союз независимых Царств-государств.

Скульптура «Союз Школы и Семьи»

Ведущий: Мы провозгласили создания союза независимых Царств Родителей и Педагогов, выбрали главу, сформировали кабинет министров, утвердили пакет документов. Чтобы наши союзные государства не были формальным (на бумаге), продемонстрировали взаимодоверие, сотрудничество в реальной жизни. Для этого нам необходимо создать совместную скульптуру(модель) «Союз Школы и Семьи».

В реальной практике взаимодействие семьи и школы может быть успешным, если представляет собой четко выстроенную систему на основе целевой комплексной программы, которая может включать следующие направления:

1.Изучение семей учащихся, их образовательных и информационных потребностей и запросов, воспитательного и культурного потенциала;

2.Использование различных форм взаимодействия, наполнение их современным содержанием;

3.Создание условий для включения родителей в деятельность учреждения общего среднего образования как равноправных субъектов;

4.Повышение педагогической, правовой, информационной культуры субъектов образовательного процесса;

5.Формирование единого информационного пространства, способствующего неконфликтному взаимодействию педагогов, детей, родителей.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

Полноценные отношения между школой и родителями - отношения, которые удовлетворяют всех участников образовательного процесса и являются основой качественного образования. В построении системы взаимодействия семьи и школы можно выделить три этапа.

Первый этап - знакомство, на котором определяются общие цели, общие ценности и ресурсная база сторон. Наличие общих целей - важный фактор для построения взаимодействия. На первом этапе большое значение имеет определение взаимной полезности участников, т.е. изучение возможностей (ресурсов) друг друга, позволяющее распределить усилия сторон для достижения желаемого эффекта в совместной работе. Число родительских ресурсов могут входить не только материальные или технические ресурсы, но и временные, кадровые, социальные, а также мотивационные, т.е. готовность родителей включиться в жизнь школы, их потенциальная активность.

В этой связи на первом этапе необходимо провести как минимум два мероприятия:

1)мониторинг родительских запросов и ресурсов и

2)собственный «ценностный аудит». Как правило, у каждой школы есть определенное представление о своих приоритетах в образовании детей, однако лучше, если это представление будет обсуждено на педсовете, зафиксировано в каком-либо документе (концепции, программе) и представлено публично (на сайте, в холле учреждения общего среднего образования, в специальном буклете и т.д.).

Основным итогом первого этапа должно стать желание родителей осуществлять совместную деятельность со школой.

Второй этап - совместная деятельность, когда будущие партнеры, определившись с направлением взаимодействия и ресурсами, приступают к проектированию конкретных программ совместной работы.

На данном этапе важно понятие общего вклада - разделения ответственности за те или иные стороны совместной деятельности. Педагогическим коллективам следует учитывать, что желание родителей сделать этот вклад возникает только тогда, когда они испытывают доверие к школе. Формирование доверия происходит при наличии трех основных факторов: 1)соблюдение этических норм и договоренностей; 2)поддержка тех, у кого необходимо вызвать доверие; 3)результативность.

Реальная забота о родителях может выражаться в нескольких направлениях: регулярном информировании, просвещении, консультировании, обучении, а также социальной и психологической (иногда и психотерапевтической) помощи семье. В качестве теста педагогическому коллективу необходимо ответить на вопрос: каким образом (через какие наши действия) родитель может увидеть (почувствовать), что о нем действительно заботятся? Если семья ощущает эту заботу, уровень доверия к учреждению образования существенно возрастает.

Перечислим основные виды совместной деятельности учреждения образования и семьи и ее результаты.

Деятельность

Результат

  1. Обсуждение стратегии и тактики образовательного процесса

  2. Проектирование образовательного процесса

  3. Реализация образовательного процесса

  4. Взаимоподдержка

модели, концепции, ресурсы

образовательные программы

мероприятия

психологический комфорт партнеров

В процессе совместной деятельности особую актуальность приобретают наличие обратной связи и открытость каналов коммуникации. Необходимо регулярно изучать мнение родителей о качестве процесса и результатах этой деятельности. Родительские собрания необходимо превратить в круглые столы, на которых будут решаться стратегические вопросы. Основным итогом второго этапа должно стать умение родителей участвовать в совместной деятельности, т.е. их определенная компетентность, основанная на доверии к учреждению общего среднего образования. Доверие, в свою очередь, порождает и желание продолжать сотрудничество в тех формах, которые приемлемы для конкретной семьи.

Третий этап - непосредственно взаимодействие. Необходимым условием партнерских отношений является их 1)добровольность, которая понимается как наличие свободы и осознанности выбора в разных формах взаимодействия (совместной деятельности). Осознанность выбора появляется там, где родители подготовлены к такому выбору и реально оценивают свои возможности (педагогическую компетентность, ресурсы разного рода и т.д.).

Вторым условием эффективного взаимодействия семьи и школы является 2)долговременность их отношений, т.е. нацеленность его участников на продолжительный и неоднократный характер взаимодействия.

Третий признак эффективных отношений - 3)взаимная ответственность, основа которой закладывается в самом начале совместной деятельности. Очень важно понимать, что не всегда родительская ответственность появляется сразу: она воспитывается так же, как и любое качество личности. Школе необходимо четко определить, какой уровень ответственности может нести та или иная семья, и распределять свое внимание и поддержку семьям дифференцированно. Именно поэтому так велика роль обратной связи на всех этапах построения взаимодействия семьи и школы.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ С СЕМЬЕЙ

Характеристика изменений в организации работы учителя с родителями, обучающегося в соответствии с ФГОС[1]

Предмет изменений

Особенности работы с родителями до введения ФГОС

Особенности работы с родителями после введения ФГОС

Технология проведения родительского собрания

Родительские собрания проводятся в традиционной форме (тематическая часть и анализ успеваемости)

Родительские собрания проводятся с использованием передовых педагогических технологий, например, проектной, исследовательской и игровой

Адаптационный период

Родители не участвуют в организации адаптационного периода

Родители выступают в роли тьюторов:

• присутствуют на уроках с целью оказания помощи детям;

• активно участвуют в организации подвижных игр на переменах;

• помогают детям в осуществлении самообслуживания и т. п.

Организация внеурочной деятельности совместно с родителями обучающихся

Отсутствует

Родители осуществляют выбор курса вместе с детьми. Школа согласует расписание внеурочной деятельности (дни и время) с родителями

Участие родителей в проведении уроков

Родители присутствуют на уроках по просьбе учителя (обычно родители детей, требующих повышенного педагогического внимания)

Родители присутствуют на уроках по собственному желанию. Организовано совместное проведение уроков педагогами и родителями обучающихся

Совместная проектная деятельность

Отсутствует

Осуществляется партнерство "учитель - родитель - ребенок"

Участие в праздниках

Родители выступают в роли зрителей

Родители принимают участие в организации праздников, в ходе праздника

Информационное взаимодействие "родитель - учитель - ребенок"

Общение по телефону, в ходе родительского собрания, при личной встрече

Общение по телефону, в ходе родительского собрания, при личной встрече.

Взаимодействие в информационном пространстве Интернета (сайт школы, электронная почта).

Работа ресурсного центра для родителей и детей: предоставление литературы, видеоматериалов, мультимедийных презентаций, картотеки ссылок на информационные ресурсы

Структура такой модели взаимодействия семьи и школы может представлять собой сочетание четырех направлений:

1) диагностика и изучение семьи;

2) просветительская работа, обучение родителей;

3) деятельность родительского актива;

4) включение родителей в воспитательный и образовательный процесс.

Подобная модель может быть внедрена на уровне каждого класса. С ее помощью каждый классный руководитель более компетентно осуществляет свои функциональные обязанности в отношении семьи каждого учащегося класса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Педагогический опыт нашей школы ценен тем, что он реален, работает на практике. Он является отражением выработанных форм и методов работы школы с учениками и их родителями. Конкретный педагогический опыт всегда можно наблюдать в работе преподавателя, который представлен в разработанных им сценариев мероприятий, направленных на оптимизацию взаимоотношений преподавателей, учеников и их родителей.

В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги - две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить.

Современные подходы к организации взаимодействия учреждения образования и семьи обусловлены тенденциями развития системы образования Российской Федерации, ее ориентации на запросы учащихся, их родителей, потребности общества в формировании достойных граждан. Осуществление этого требует объединение усилий, интеграции интересов различных социальных институтов, в том числе школы и семьи.

Совместная работа специалистов школы по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах школьного обучения, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях.

Современные педагоги к данному вопросу подходят не с формальной стороны, а с точки зрения практической полезности и ценности, они заинтересованы в налаживании контактов с родителями. Чем лучше будет налажен диалог между школой и семьей, тем успешнее будет осуществляться процесс воспитания подрастающего поколения. И успешность воспитания детей зависит от объединения совместных воспитательных усилий школы и родителей. И чем успешнее будет данное сотрудничество, тем выше будет эффективность воспитания подрастающего поколения.













Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9







Модель взаимодействия

всех участников

образовательного процесса







© 2010-2022