Образовательная функция как многообразный процесс

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Образовательная функция как многообразный процесс

Тимофеева Л.А.методист МАОУ ДО ЦДО «Эдельвейс», к.п.н.

В Большой Советской Энциклопедии понятие «образование» определено как результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков; необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Основной путь получения образования - обучение в учебных заведениях, где оно тесно связано с воспитанием»1.

А «функция» (от лат. function - исполнение, осуществление) 1) деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. В социологии - это роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому»2.

Образовательные функции - весьма сложная, многогранная, многообразная, многовекторная и многоаспектная деятельность. Школа является приоритетным социальным институтом, осуществляющим образовательные функции, где человек получает систематизированные знания, умения и навыки, овладевает общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению разнообразных фактов и явлений, научается применять изученное в жизненных ситуациях. Обретение человеком знаний, умений, навыков как результата воспитания и обучения в школе, способность критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг, как многосложный процесс - ответственная, трудная функция и деятельность.

Образовательные функции школы - это общественный, организуемый и нормируемый процесс (и его результат), требующий постоянной передачи предшествующими поколениями последующего социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане становление личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности.

Основная, важная функция школы - образовательная, характеризующаяся такими сторонами, как усвоение опыта, воспитание качеств поведения, физическое и умственное развитие учащихся, процесс педагогически организованной социализации, осуществляемый в интересах личности и общества. В школе индивид осваивает систематизированную совокупность нравственных и культурных ценностей, соответствующих его интересам и общественным ожиданиям. При осуществлении образовательных функций происходит развитие, обучение и воспитание человека, осмысляется, систематизируется, упорядочивается система образов, представлений, смыслов, позиций, мировоззрения, нравственно-этических категорий и понятий,

обретение жизненно важных ориентиров и ценностей, направленных на позитив, творчество, на развитие общества, человеческой цивилизации.

За все время развития человеческой истории социальные проявления и ситуации общества отражались в образовательных функциях школы.

Т.Р. Филиппов в сфере социальных функций выделяет три группы: а) социально-дифференцирующую; б) культурно-воспитательную; в) социально-селективную. М.Н. Руткевич отдает приоритет социально-профессиональной группе функций, когда в образовании учитывается ориентация молодежи, ее интересы и способности. В.Н. Шубкин на первое место выдвигает функцию развития разнообразных способностей и задатков учащихся, повышение интеллектуального потенциала общества.

Также можно выделить две основные группы социальных функций образования по воспроизводству общественной жизни: интегративную и дифференцирующую.

Интегративная функция означает создание целостного духовного мира школьника посредством его приобщения к духовным ценностям общества, его культуре. Она ведет к созданию целостной личности, прочно связанной с обществом. Важнейшим конкретным проявлением интегративной функции является гуманизация образования, направленная на гармоничное развитие личности.

Дифференцирующая функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, которая представляет сложную картину социальных различий между городским и сельским населением, регионами страны, общностями, группами, конкретными людьми, как личностями и индивидуальностями.

Современное представление об образовании как социальном институте, его взаимосвязях с общественными сферами, потребностями и интересами индивидов, т.е. выделение образовательных функций позволяет говорить о новой философии образования.

С философской точки зрения «образование» - это формирование «образа» самого себя, которое происходит на основе природных задатков и способностей человека под воздействием внешних, социальных условий. Основой современной парадигмы образования является личностный подход. Механизмом формирования образа самого себя выступает психика человека. Ее зарождение обусловлено биологическими факторами, а развитие и совершенствование - результат влияния социального и биологического факторов. В процессе осуществления и реализации образовательных функций школьник занимается саморазвитием, самостроительством самого себя.

Человек - объект и субъект образовательного процесса. Суть выполнения образовательных функций заключается в том, что школа как социальный институт призвана обеспечить каждому обучающемуся возможность реализовать свое право на получение образования, соответствующего индивидуальным потребностям, интересам и склонностям.

Закон «Об образовании» определяет приоритетность образовательных функций школы. В нем сформулированы принципы, на которых основывается

государственная политика в области образования (гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности и любви к Родине, общедоступность образования, адекватность системы образования уровню и особенностям развития, светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, свобода и плюрализм образования, автономность образовательных учреждений и др.).

В современных условиях развития российской школы от учащихся требуется не только овладение определенным учебным содержанием, но и развитие таких качеств, как сила воли, ответственность за свои поступки, за судьбы общества и страны, за охрану окружающей среды. Развитие и формирование у них ценностно-значимых запросов и намерений, стремление к самообразованию - факторы, которые являются важной и основополагающей сферой общественной жизни.

Содержательным наполнением образовательных функций является овладение социальным опытом:

знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности. Усвоение этих знаний обеспечивает формирование в сознании школьника верной картины мира, вооружает его правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности;

  • опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающихся вместе со знанием в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт. Система общих интеллектуальных и практических навыков и умений является основой множества конкретных деятельностей и обеспечивает способность подрастающего поколения к сохранению социальной культуры народа;

  • опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед обществом. Он требует самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных. Этот вид социального опыта обеспечивает развитие способностей у молодого поколения к дальнейшему развитию культуры и общества;

  • опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека, его проявление в отношении к окружающему миру, к другим людям в совокупности потребностей, обуславливающих эмоциональное восприятие личностно-определенных объектов, включенных в ее систему ценностей. Нормы отношения к миру, к самому себе и другим людям предполагают не только знание мировоззренческих идей, но и убежденность в их истинности, положительное отношение к ним. Это отношение проявляется в поведении человека, в деятельности практического и интеллектуального характера, это сплав знаний, убеждений и практических действий.

Усвоение школьниками социального опыта направлено на трансформацию его в личный опыт, «перенос» социального в индивидуальное на основе организованной деятельности учащихся в образовательно-культурном пространстве школы, социума.

Формирование умений без знаний невозможно, потому, как творческая деятельность осуществляется на определенном содержательном материале знаний и умений. Воспитанность предполагает знание о той деятельности, к которой устанавливается то или иное отношение, предусматривает овладение поведенческими навыками и умениями. Усвоение нового социального опыта позволит человеку не только успешно функционировать в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, не просто «вписываться» в систему, но и быть в состоянии изменять ее. Поэтому школа, как важный социальный институт выполняет образовательные функции, во-первых, готовит к жизни, какой она есть, к существующему порядку вещей, но готовит таким образом, что, во-вторых, человек оказывается способным вносить собственный вклад в этот порядок, в его позитивные сдвиги. Образовательные функции школы ориентируют учителя на грамотно и профессионально организованную работу по формированию в сознании школьника системы общечеловеческих ценностей, гуманного отношений к людям.

Таким образом, образовательные функции, с одной стороны, являются важнейшим условием учебно-познавательной деятельности учащихся, так как они отражают текущие и перспективные потребности общества, с другой - они выступают инструментарием конструирования и осуществления учащимися образовательной деятельности и тем самым удовлетворяют личностные потребности индивида в обретении и освоении социокультурного опыта жизни.

Источниками выполнения образовательных функций является культура, социальный опыт и сама жизнь, которые формируют содержание школьного образования, т.е. науки, опыт общественных отношений, духовные ценности, виды деятельности, как практико-преобразовательная, познавательная, коммуникативная, ценностно-ориентированная, культурно-художественная и т.д. В педагогическом контексте содержание отбирается с позиций его ценности и нужности для обеспечения активного участия выпускника школы в жизнедеятельности. При формировании содержания образования для реализации образовательных функций учитываются требования индивидуально-личностного развития детей, их способностей, дарований и интересов. С этой целью в содержании общего образования предусматривается помимо обязательных предметов и элективные курсы для свободного выбора школьников. Такой подход способствует углубленному познанию и развитию профессиональных интересов, желаний, склонностей учащихся.

В качестве факторов, которые влияют на отбор, формирование содержания школьного образования, выполнения образовательных функций, выступают потребности общества в образованных людях, цели, которые общество ставит перед школой, на тех или иных этапах своего исторического развития, реальные возможности процесса воспитания и обучения, средние и оптимальные возможности детей, а также потребности личности в образовании. Общество, родительская общественность выдвигают требования к образованию, которое время от времени меняется и преобразовывается под влиянием социально-политических, культурных, демографических, географических

изменений, потребностей и интересов общества и индивида в процессе воспитания и обучения.

Основанием для отбора содержания школьного образования служат общие принципы, определяющие подход к его конструированию и критерии, выступающие в качестве инструментария определения конкретного наполнения содержания учебного материала в учебных дисциплинах.

В основе построения содержания образования лежат определенные принципы. Ученые И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин, формулируя ряд принципов, исходят из того, что каждый принцип означает, что содержание образования должно быть насыщено таким учебным материалом, который помогает обеспечить достижение целей, стоящих перед школой. Позиции ученых сводятся к следующему:

-в содержание образования, выполняющее образовательные функции, включаются основы всех наук, определяющих современную естественнонаучную и социальную картину мира. Под основами наук понимается совокупность фундаментальных понятий, законов, теорий и обуславливающих их базовых фактов, основных типов проблем, решаемых наукой, ее методы;

-в содержание образования включается все, что имеет общеобразовательное значение, т.е. значение для всех или многих сфер деятельности;

-необходимость оптимально доступной и экономной логики развертывания основных знаний при изложении информации о теориях, процессах и их механизмах, принципах действий;

-необходимость раскрытия основных областей практического приложения теоретических знаний;

-сознательность усвоения и развития научного мышления, требующая включения в содержание образования методологических знаний, раскрытия процесса и истории познания, движения идей;

- включение социальных и научных проблем, важных для общественного и личностного развития;

-реализация межпредметных связей.

Б.Т. Лихачев выделяет две группы принципов: общеметодологические принципы формирования содержания среднего образования и специальные принципы формирования содержания из области науки, искусства, труда, физического развития, что является реализацией образовательных функций.

К общеметодологическим принципам ученый относит:

-общеобразовательный характер учебного материала;

-гражданская и гуманистическая направленность содержания;

-связь учебного материала с практикой перемен в обществе; основообразующий и системообразующий характер учебного материала;

-интегративность изучаемых курсов;

- развивающий характер учебного материала.

Среди специальных принципов из области науки выделяются следующие принципы:

-соотнесения учебного материала с уровнем развития современной науки;

- принцип единства и противоположности логики науки и учебного предмета.

Из области искусства принципы:

- единства идейного содержания и художественной формы; -гармоничного культурного развития личности;

- учета возрастных особенностей.

Из области труда и физического развития выделяются принципы:

-общественно-экономической целесообразности и необходимости детского труда, его включенности в производственную деятельность;

-связи труда с наукой;

- соответствия детского труда требованиям современных профессий.

Таким образом, вышеизложенные характеристики принципов можно свести к трем основным принципам:

-соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях его конструирования уровню современной науки, производства и основным требованиям развивающегося гуманистического демократического общества

-учета содержательной и процессуальной сторон обучения при формировании и конструировании содержания учебного материала. Реализация этого принципа предполагает представленность всех видов человеческой деятельности в их взаимосвязи во всех учебных предметах учебного плана;
-принцип структурного единства содержания образования на разных
уровнях его формирования с учетом личностного развития и становления
школьника, предполагающий взаимную уравновешенность,
пропорциональность и гармонию компонентов содержания образования.

Указанные принципы являются важными, главными ориентирами для осуществления и выполнения образовательных функций в школе.

Образование, его функции - это важнейший источник и основа общественных изменений, преобразований и мощных цивилизационных сдвигов. Современный этап жизни человечества выдвигает на передовые позиции повышение роли образования в позитивных общественных переменах и предъявляет к нему новые требования. Эти требования определяются тем, что ныне в первых десятилетиях нового века мир переживает глобальные преобразования и подходит к такому состоянию, когда дальнейшая судьба человеческой цивилизации будет определяться, главным образом, интеллектуально-образовательным потенциалом общества и лично каждого человека.

Прошлые века принесли мировому сообществу не только выдающиеся материальные, научно-технические и культурные достижения, но и катастрофические катаклизмы, войны и революции, расовые, межнациональные и конфессиональные распри, социальное отчуждение и сегодня человечество

вступило в новое тысячелетие под грузом многих проблем: международный терроризм, утрата идеалов и ценностных ориентиров, упадка духовности и нравственно-этических норм поведения.

Исторический опыт подтверждает истину, выдвинутую еще древними мыслителями о том, что наилучшее общественное устройство обеспечивается хорошим образованием. Передовые, развитые страны сегодня признают и осуществляют на практике в качестве базового принципа государственного строительства, а также концепций и стратегий обеспечения национальной безопасности и развития общества принцип реальной приоритетности наук, образования и культуры перед всеми другими целями и задачами.

Переход к информационному обществу, к обществознаний (Кnowiedge bazed society) немыслим без современной системы науки, образования и культуры. Позитивным общественным изменениям может способствовать образование. Суть парадигмы образования в современных условиях состоит в подходе к человеку как к высшей ценности и главному условию развития общества. .Самоценность человеческой жизни и развитие личности в гармонии с природой, миром, социумом и собственным внутренним миром - таков смысл новой системы образования. Наиболее динамичной силой этой системы, ее «ядром» выступает социально-гуманитарная составляющая, основой которой является научное знание о человеке, обществе как живое, целостное, объективное и открытое знание. В центре его - проблема творчества как специфический, особый способ самообразования и самовоспитания, саморазвития и самореализации личности, самоорганизации человека своей судьбы и жизни в обществе.

Литература

1. Большая советская энциклопедия - М.: Советская энциклопедия, 1987.- С. 910.

2. Там же. С. 1441.

3. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы.-М.: Высшая школа, 1991.-224 с.

4. Найн А.Я. Рефлексивное управление образовательным учреждением: теоретические основы.- Шадринск.: Исеть, 1999.-328 с.

5. Новиков А.М. Методология образования.-М.: Изд-во ЭГВЕС, 2006.-488с.

© 2010-2022