- Преподавателю
- Директору, завучу
- ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Белякина И.В. |
Дата | 08.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Методическое совещание.
ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Дата проведения: 19.01.2012г.
СЛАЙД.
ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Образование должно стремиться к развитию личности, реализации уникальных человеческих возможностей.
СЛАЙД.
По мнению американского психолога А. Маслоу, человек в процессе самореализации непрерывно движется к идеалу возможного совершенства. Чем совершеннее результаты его деятельности, тем глубже личность переживает процесс самореализации. Самореализация для творческого человека - это труд ради того, чтобы достичь совершенства в том, что он призван делать.
Ученый утверждает, что самореализующиеся личности, являясь примером нормального развития, максимально полно воплощают человеческую сущность.
СЛАЙД.
С точки зрения психологии
Самореализация или самоактуализация [лат. actualis - действительный, настоящий] - стремление человека к выявлению и развитию своих личностных возможностей, проявлению своих способностей.
Творческая самореализация личности - это стремление человека к проявлению своих способностей, реализации своих идей и замыслов посредством создания оригинальных культурных и материальных ценностей, а также путем креативного отношения к действительности.
Именно творческая самореализация способствует и развитию личности, и достижению многих других целей, а главное - такой путь становится индивидуальным. Отмечено, что зачастую человек ставит перед собой цель стать таким, как его идеал.
Творческая самореализация исключает данный путь, так как в процессе таковой человек находит себя, раскрывает и развивает свой талант, а не подражает кому-то другому.
Под творческой (активной) самореализацией понимается процесс, при котором обязательным становится обретение новых способов деятельности, создание нового продукта, формирование потребностей.
СЛАЙД.
В своё время о загадочности процесса творчества говорил Кант: «…Ньютон все свои шаги, которые он должен был сделать от первых начал геометрии до своих великих и глубоких открытий, мог представить совершенно наглядными не только себе самому, но и каждому другому и предназначить их для преемства; но никакой Гомер или Виланд не может показать, как появляются и соединяются в его голове полные фантазии и вместе с тем богатые мыслями идеи, потому что сам не знает этого и, следовательно, не может научить этому никого другого».
СЛАЙД.
А. С. Пушкин писал: «Всякий талант неизъясним. Каким образом ваятель в куске каррарского мрамора видит сокрытого Юпитера и выводит его на свет, резцом и молотом раздробляя его оболочку? Почему мысль из головы поэта выходит уже вооруженная четырьмя рифмами, размеренная стройными однообразными стопами? - Так никто, кроме самого импровизатора, не может понять эту быстроту впечатлений, эту тесную связь между собственным вдохновением и чуждой внешнею волею…»
СЛАЙД.
В последнее время многие авторы личностно ориентированных образовательных концепций обращаются к одному из фундаментальных понятий - «личностным функциям» - тем проявлениям человека, которые и реализуют феномен «быть личностью», позволяют ему самореализоваться. Исследования доказывают, в процессе обучения важно не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций, важно создать условия для проявления универсальных личностных способностей ребенка».
Под педагогическими условиями принято понимать организационные формы, содержание образования, методы обучения и другие составляющие педагогического процесса, на которые могут влиять внешние обстоятельства, в том числе специально задуманные и сконструированные педагогом, предпосылки, обстоятельства и правила, обеспечивающие наибольшую эффективность протекания педагогического процесса
Рассмотрим некоторые условия, способствующие самореализации школьника:
-
Наличие потребности. Влияние внешних условий на развитие личности происходит только проходя через внутреннюю сферу потребностей школьника, так как нельзя ничего передать, воздействуя на него только извне.
-
Наличие сильного побудительного мотива. Здесь необходимо иметь в виду, что педагогические условия должны сочетаться с внутренними стимулами подростков.
-
Сочетание индивидуальной и коллективной организации обучения на уроках
-
Организация творческих самостоятельных работ, позволяющих учащимся использовать, проявлять и развивать свои индивидуальные способности и таланты. Кроме того, организация творческой работы способствует разрешению противоречий между потребностью учащихся в самореализации и педагогическим воздействием со стороны учителя. Учитель не передает некоторую сумму знаний, не натаскивает, а создаёт благоприятные условия для развития школьника в процессе обучения, нацеливает на активное познание окружающего мира, позволяет самостоятельно осваивать новые знания.
-
Пропаганда и активное использование проектного метода на уроке, который формирует у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.
-
Создание ситуации успеха и самооценивания.
-
Педагогически комфортная среда образовательного учреждения играет значительную роль в процессе творческой самореализации подростков (одноклассники, педагоги, администрация, друзья и т.д.). Результатом воздействия педагогически комфортной среды на подростка является создание духовных ценностей и развитие личности, индивидуальное планирование, связанное с будущей трудовой деятельностью, решением жизненных ситуаций.
Возьму на себя смелость утверждать, что в нашей школе образовательная среда достаточно благоприятная для того, чтобы учащиеся могли найти для себя область применения и развития своих способностей. Это относится и к учебному процессу и к внеурочной деятельности:
-
Привлечение к участию в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня.
-
Анонсирование и помощь в подготовке и участию в различных молодежных, познавательных мероприятиях.
-
Работа ученических сообществ: НЕОН, Школьный парламент
-
ПДОУ
-
Школьный психолог
И самое главное возросло количество желающих участвовать. У нас в школе становится модным быть умным, успешным учеником «ботаном».
Формирование условий для развития самореализации школьников должно начинаться уже с начальной школы. Очень важно для ребенка на этапе выстраивания отношений в коллективе, с преподавателем проявить себя как личность. Задача педагога увидеть в каждом ребенке индивидуальность и очень бережно относиться к ней.
Опытом формирования условий для самореализации учащихся поделится учитель русского языка и литературы, классный руководитель 9в класса Зыбина Светлана Васильевна.
Одним из главных условий, способствующих самореализации ребенка, развитию его творчества является сам педагог, педагогический коллектив, организующий процесс жизнедеятельности и процесс развития ребенка. Сформировать активную, творческую личность школьника может только активный, творчески работающий учитель, когда на уроке присутствует сотрудничество, сотворчество ученика и учителя.
Отношение педагогов к собственному творчеству и творчеству школьников зависит от общей мотивации педагогов к педагогической деятельности и творчеству в том числе. Оно выражено в желании самим создавать новое не только для себя, но и для детей, работая как индивидуально творчески, так и в сотворчестве с детьми.
СЛАЙД.
Шалва Александрович Амонашвили в своей замечательной книге «Здравствуйте, дети!» сказал так: «…Пусть педагог всегда спешит к детям, радуется каждой встрече с ними; тогда и дети будут спешить в школу и от всего сердца радоваться каждой встрече со своим педагогом».
Мне думается, лица на фотографиях говорят о том, что в нашей школе именно такие преподаватели и работают.
СЛАЙД.
В завершении приведу слова психолога А.Н.Леонтьева, задумавшись над которыми возможно сформировать самые оптимальные условия для самореализации ребенка…
«У человека врожденны не сами способности, а способности к их развитию».
СЛАЙД.
Спасибо за внимание