Проект: «Развитие тьюторской позиции учителя в рамках школы полного дня»

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Итоговая работа «Разработка пилотного тьюторского проекта»

Название проекта: «Развитие тьюторской позиции учителя в рамках школы полного дня»

Название организации

МОУ СОШ с. Зерновое Черемховского района Иркутской области

Руководитель проекта

  • Федорович Елена Михайловна; директор школы;

Продолжительность проекта 12 месяцев

  • Дата начала проекта - 01 января 2012 года

  • Дата окончания проекта - 31 декабря 2012 года

Партнеры, участвующие в проекте : Административный Совет при главе внутримуниципального образования, Черемховский педагогический колледж, Совет управления школы

Аннотация

Предлагаемый проект разработан как технология достижения предполагаемого результата реализации Программы развития МОУ СОШ с. Зерновое до 2012 года. Одним из прогнозируемых результатов программы является достижение более качественного образования, отвечающего требованиям модернизации системы образования.

Массовая профилизация школы делает острой и актуальной проблемой для образовательных учреждений организацию самостоятельного выбора вариантов изучения предметов для обучающихся, элективных курсов, форм обучения, востребованности дополнительных образовательных услуг, самостоятельного определения тем и направлений творческой, исследовательской и проектной деятельности. Выбор подростком образовательной траектории, что является естественной особенностью возраста, неустойчив, неопределенен, изменчив. Проблема профессионального самоопределения, развитие навыков аналитической деятельности, приводит к необходимости особого педагогического сопровождения в осуществлении выбора учащимися своей образовательной траектории. С этими же проблемами сталкиваюсь и я, как заместитель директора по воспитательной работе. В связи с этим в образовательном пространстве школы целесообразно появление педагогических ролей и позиций, которые меняют отношение между учителем и учеником. На мой взгляд, потенциал тьюторской позиции (особая педагогическая позиция, основанная на признании тьютором права ребенка на самостоятельность, индивидуальность) может обеспечить дифференциацию, индивидуальный подход, позволит полнее использовать ресурсы ученика и ресурс образовательного учреждения.

Предлагаемый проект нацелен на развитие идеи управления становлением тьюторского сопровождения в условиях школы полного дня, на системное формирование компетентности учеников по индивидуальным образовательным программам (ИОП).

В ходе проекта сотрудники школы и колледжа разработают механизм управления тьюторским сопровождением и апробируют его в условиях школы полного дня. Результаты проекта будут размещены на сайтах школы, колледжа.



РАЗДЕЛ I - ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА

Сотрудники проекта

Ф.И.О.

Основная должность


Образование

Основная специальность

Должность по проекту

1.

Федорович елена Михайловна

Директор школы

Высшее

Учитель физики

Руководитель проекта

2.

Макаркина Людмила Кирилловна

Зам. директора по НМР

Высшее

Учитель-

филолог

Руководитель проекта по науке

3.

Чиркова Татьяна Николаевна

Зам. директора по УВР

высшее

Учитель математики

Руководитель ВТК

«Информатизация»

4.

Стальмахович Ирина Петровна

Зам. директора по ВР

Высшее

Учитель русского языка и литературы

Руководитель

ВТК «Портфолио»

5.

Чернышев Юрий Викторович

учитель физической культуры

Среднее специальное

Учитель физической культуры

Член ВТК

«Здоровье»

6.

Якубовский Виктор Алексеевич

учитель физической культуры

Среднее специальное

Учитель физической культуры

Член ВТК

«Здоровье»

7.

Чирков Юрий Владимирович

Зам. директора по ОБЖ

Высшее

Учитель физики

Руководитель ВТК

«Здоровье»

10.

Зачиняева Наталья Михайловна

учитель начальных классов

Высшее

Учитель начальных классов

Член ВТК

«Технология тьюторства»

11.

Гоняев Александр Борисович

Руководитель психологической службы школы

Высшее

Психолог,

Руководитель ВТК

«Технология тьюторства»

12.

Якубовская Елена Викторовна

Социальный педагог

высшее

Олигофренопедагог

Член ВТК

«Технология тьюторства»

13.

Жараспаева Галина Николаевна

Учитель русского языка

высшее

Учитель русского языка и литературы

Член ВТК

«Технология тьюторства»

14.

Воронин Виктор Михайлович

Учитель истории

Высшее

Учитель истории

Член ВТК

«Технология тьюторства»

15.

Гоняева Татьяна Александровна

Руководитель школьных СМИ, помощник директора по информационным технологиям

Высшее

Учитель физики

Член ВТК

«Портфолио»

17.

Куренкина Лариса Александровна

Заведующая

столовой

Среднее специальное

Педагог дошкольного образования

Член ВТК

«Здоровье»

18.

Чубакова Галина Викторовна

Учитель биологии

высшее

Учитель биологии

Член ВТК

«Технология тьюторства»

19.

Рютин Сергей Михайлович

Руководитель кружка «Любители гитары»

Высшее

Учитель музыки

Член ВТК «Портфолио»

22.

Кресюк Лидия Ивановна

Куратор сайта, диспетчер по связям с колледжем

высшее

Учитель

математики

Член ВТК

«Управление»,

23.

Турура Тамара Николаевна

Зам. директора по АХЧ

Среднее

специальное

Педагог дошкольного образования

Член ВТК

«Управление»

Чернышева Тамара Георгиевна

Глава Зерновского поселения

Высшее

Учитель начальных классов

Член ВТК

«Управление»

25.

Михнева Наталья Арсентьевна

Главный бухгалтер ВМО

Среднее - специальное

Бухгалтер

Бухгалтер

проекта

РАЗДЕЛ II - Описание проектной идеи

Проблемно-ориентированный анализ

Работа над проектом по созданию оптимальной модели школы полного дня с тьюторским сопровождением обусловлена историческим развитием школы. Школа была открыта в 1947 году, в 1990 году вводится в эксплуатацию новое здание. На протяжении нескольких лет школа действует как образовательно-культурный центр.

В настоящее время приоритетными направлениями развития МОУ СОШ с. Зерновое» являются:

1) повышение эффективности управления в условиях модернизации образования;

2) повышение квалификации педагогов;

3) повышение качества образования через проектирование содержания и применение инновационных технологий;

4) совершенствование материально-технической базы школы;

5) развитие воспитательной системы на основе самоуправления, проектной и коллективно-деятельностной работы, профессионального самоопределения;

6) развитие информационно-коммуникационных технологий в школе полного дня.

Фактически вся инновационная деятельность школы направлена на выполнение современной задачи системы образования - воспитание социально-активной и функционально-грамотной личности, способной к самостоятельному и ответственному формированию образовательной и жизненной траектории; на создание соответствующей структуры образовательного процесса. Безусловно, что сформировать такую личность может только педагог, который сам социально активен, функционально - грамотен, готов к формированию своей жизненной и профессиональной траектории. Для реализации приоритетов развития школа имеет ресурсы:

Кадровые:

  • Победители национального проекта «Лучший учитель» - 2 человека;

  • 70% - педагоги высшей и первой квалификационной категории;

  • 10% - отличники и почетные работники образования;

  • Заслуженный учитель России - 1;

  • 95% педагогов, прошедших курс «Базовая ИКТ - компетентность»;

  • Педагоги, обученные методам разработки программ элективных курсов;

  • Педагоги, владеющие технологией проектной деятельности;

  • Имеется психолог

Информационные:

  • Педколлективом осмыслены задачи образовательных учреждений по переходу ко ФГОС, работает пилотная площадка;

  • Проведена диагностика профессиональных склонностей учеников;

  • Педколлективом изучены нормативно-правовые документы; рекомендации Министерства образования РФ; Министерства образования Иркутской области; изучены проекты Стандартов нового поколения, проект «Наша новая школа»

Организационные:

  • Разработана система диагностик уровня готовности воспитанников к выбору профессии;

  • Отработан механизм внедрения поточного расписания;

  • Введены индивидуальные учебные планы;

  • Разработана и введена система факультативов по выбору и элективных курсов;

  • Разработаны программы профориентационных курсов.

Мотивационные:

  • Разработаны и реализуются меры по вознаграждению учителей за инновационную работу

Нормативно-правовые:

На основе федеральных и региональных нормативно-правовых актов разработаны:

  • Устав МОУ СОШ с. Зерновое;

  • Локальные акты: Положение о формировании индивидуальных учебных планов (ИУП) обучающихся старшей ступени, Положение об учебно-творческих мастерских, Положение об итоговом контроле знаний учащихся переводных классов, Положение о научном обществе учащихся и др.

Материальные:

  • наличие физкультурного и тренажерного залов, спортивной площадки, компьютерного класса, учебно-творческих мастерских, развитая МТБ дополнительного образования (22 кружка и секции), общественных объединений, системы самоуправления, столовой как структурного подразделения школы и др. Выйти за пределы своей школы помогает дистанционное обучение.


  • Научно-методические

Школа является экспериментальной пилотной площадкой Министерства образования Иркутской области по теме «Вхождение во ФГОС», победителем национального проекта «Образование» 2006 года. Имеет программу развития, рассчитанную до 2012 года. В феврале 2008 года школа успешно прошла процедуру аккредитации.

С 2004 года коллектив школы активно разрабатывает вопрос трансформации классно-урочной системы и организации интегрированного образовательного процесса, при котором учащиеся смогут самостоятельно конструировать индивидуальные образовательные траектории, повышая при этом уровень качества образования. Прошел педагогический совет и серия проектных семинаров по этой же теме. Коллектив школы продолжил работу в проблемных группах, в которых приняли участие как учителя, так и родители, ученики школы. Коллектив обучающихся и педагогов школы разработали следующие проекты: «Школа раннего развития для детей - дошкольников», «Общешкольный Парламент», «Неделя Театра», «Лучшее предложение в план школы».

Налажены контакты с учреждениями профессионального образования через модель социального партнерства.

Финансовые

Финансирование обеспечивается муниципальным бюджетом и инвестициями Совета Управления школы.

Школа является экспериментальной площадкой Черемховского района по введению новой системы оплаты труда.

Наш проект предполагает «выращивание» новых ценностей, которые будут осмысливаться не только педагогическим и ученическим коллективами, но и родительским сообществом. Это:

  • ценность обеспечения одинаковых стартовых возможностей для проектирования и осуществления молодёжью профессиональной карьеры;

  • ценность создания разнообразных дистанционных обучающих программ и элективных курсов в рамках образовательной области «Технология», открытой системы поиска информации о получении образования с использованием новых информационных носителей и сетевых технологий;

  • ценность овладения новыми образовательными технологиями, в том числе дистанционного образования, тьюторства, поиска информации о получении образования с использованием новых информационных носителей и сетевых технологий и др., повышение профессиональной компетентности, квалификации администраторов и педагогов образования;

  • ценность качественно новых взаимоотношений с родителями и обучающимися, которые должны быть выстроены;

  • ценность овладения участниками образовательного процесса новыми компетентностями, способностью проектировать социальную успешность, использовать сетевые ресурсы и ИКТ для непрерывного самообразования, оперативно вмешиваться в технологический процесс;

  • ценность возможности выстраивания будущей профессиональной карьеры уже в школьные годы;

  • ценность гражданского заказа широкого спектра и качества образовательных услуг, предоставляемых школой.

Новая система ценностей определяет перестраивание системы отношений и деятельности школы, стратегии и тактики образовательной политики в школе, нацеливает управленческие действия на создание механизма присвоения этих ценностей учениками, педагогическим коллективом, родительской общественностью; на простраивание образовательного пространства с учетом особенностей, предусматривающих смену видов деятельности: урочной и внеурочной, учебной и проектной, проектно-игровой и трудовой, творческой и репродуктивной, исследовательской и спортивной, групповой, микрогрупповой и индивидуальной.

В образовательном процессе меняется роль учителя и требования к нему: в модели уклада школы педагог в большей степени находится в позиции сопровождающего обучение лица: тьютора, консультанта, профессионального эксперта.

В связи с отсутствием в российском образовании такой единицы, как тьютор, дефицитом кадровых ресурсов, способных обеспечить процессы профилизации школы, перед администрацией школы возникает необходимость «наращивания» тьюторской позиции у педагогов. В отличие от учителя, занимающегося учебно-воспитательным процессом, для тьютора первостепенной является задача оказания школьникам помощи в построении индивидуального образовательного пути.

Как смотивировать педагога на принятие дополнительных функций, как организовать процесс присвоения новой тьюторской идеологии, введения тьюторского сопровождения в школе, как оплачивать труд педагога, принявшего позицию тьютора, - все эти вопросы и другие требуют новых управленческих подходов, создания механизма управления этим процессом.

Актуальность.

В настоящее время залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать. Разрабатываются стандарты образования, которые ориентированы не только на получение знаний, но и на формирование способностей их эффективно применять. Таким образом, закладывается новая парадигма, которая основывается на утверждении, что только то есть знание, что связано со сменой технологий, а не то, что описывает объекты. Там, где идет переход к прикладному знанию, где происходит переход от знания к действию, и в частности, к технологии, там что-то меняется. И если технологическое обеспечение образовательного процесса в школе не претерпит существенных изменений, то цели модернизации в целом достигнуты не будут. Имеются в виду, прежде всего, такие цели, как профессиональное самоопределение, формирование новых жизненных установок личности, закладывающих основы ее предприимчивости, самостоятельности в принятии решений в ситуации выбора, планировании собственных действий и прогнозировании их последствий, способности к сотрудничеству. Это перевооружение должно быть ориентировано на профессиональное самоопределение учащегося через реализацию компетентностного подхода, обеспечивающего его социализацию и развитие индивидуальности. Актуальность данного проекта заключается в поисках управленческих путей изменения структуры, содержания, технологий и организации образовательного процесса, что позволит осуществлять целенаправленную педагогическую (тьюторскую) деятельность по развитию у школьников ключевых компетентностей, необходимых для их личностного и профессионального самоопределения, эффективной социализации на рынке труда; а также решать проблемы повышения качества образования, понимая под качеством образования, в первую очередь, степень удовлетворенности заказчика (личности, общества, государства) результатами и ходом образовательного процесса в школе.

Проблема, на решение которой направлен проект

Одним из способов дифференциации и индивидуализации образования за счет изменения структуры, содержания, технологий и организации образовательного процесса может стать целенаправленное внедрение в педагогическую практику модели школы полного дня и института тьюторства. Эта модель школы актуальна для учащихся, так как позволяет полнее учитывать интересы, способности, склонности учащихся, стимулировать интерес к продолжению образования, к получению отвечающей индивидуальным запросам профессии на основе выстраивания индивидуального плана продвижения к самостоятельно избранным целям в процессе обучения и воспитания. Основным «помощником» школьника в выстраивании индивидуальной образовательной траектории и полновесном «проживании» её является педагог с позицией тьютора. Основная проблема администрации школы - конструирование способа построения обучения таким образом, чтобы главным содержанием деятельности учащегося был процесс самообразования (образование как индивидуальный проект), «выбор опробования» своих возможностей, познания своих границ конкурентоспособности на рынке труда.

Тьюторская деятельность в своей основной части является совместной с учеником деятельностью по выстраиванию и реализации его образовательной траектории. При этом ученик получает опыт постановки цели и интеграции для достижения различных результатов образования, а в итоге - осознает процесс управления своей образовательной деятельностью, осваивает наиболее существенные его компоненты, формирует компетентности, обеспечивающие их успешную реализацию. Для становления института тьюторства в школе необходимо осуществить ряд управленческих действий (создать механизм управления), направленных на решение следующих противоречий:

  • Между необходимостью достижения нового качества образования и неготовностью учреждения к решению этой задачи.

  • Между целесообразностью введения тьюторского сопровождения и неподготовленностью педагогов к принятию и реализации новой образовательной позиции тьютора.

  • Между необходимостью обеспечения многофункциональной, многоролевой деятельности педагога, ведущей к повышению качества образования, и неразвитостью тьюторских компетенций.

  • Между почасовой и штатной оплатой труда педагогов и нормативами новой системы оплаты труда за конечные результаты (самонормирование и общественная экспертиза);

  • Между пониманием необходимости формирования навыков целеполагания, планирования, рефлексии собственной деятельности, умений корректировать собственную деятельность у обучающихся и неразвитостью у педагогов компетенций для организации специальной работы, создающей условия для формирования соответствующих установок и умений у обучаемых.

  • Между существующими программами повышения профессиональной компетенции педагогов и отсутствием практики обучения педагогов технологии тьюторства.

Решение поставленной проблемы приведет к созданию в основной школе модели образовательного процесса, основанной на использовании технологических приемов, позволяющих стимулировать развитие комплекса личностных качеств, на основе которых может быть осуществлено предварительное личностное, социальное, профессиональное самоопределение, формирование ключевых компетенций для успешного профильного обучения.

Причины проблемы

  • Новизна задач, поставленных перед образованием;

  • Отсутствие практики использования тьюторской технологии в массовой школе и механизма управления ее внедрением.

  • Недостаточность материально-технической базы образовательного учреждения для построения образовательного пространства, где выбор опробования своих возможностей учеником - главное содержание.

  • Недостаточная разработанность вопроса о критериях эффективности тьюторского сопровождения, образовательных результатах тьюторской работы и способах представления этих результатов.


Цели и задачи проекта

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Разработка и апробация механизма управления тьюторским сопровождением в школе полного дня (ШПД).

ЗАДАЧИ:

  1. Организовать тьюторское сопровождение профессионального самоопределения как новую социально-педагогическую практику.

2. Модернизировать условия осуществления образовательного процесса с тьюторским сопровождением в ШПД (нормативно - правовую базу, исследовательскую деятельность и научное руководство, здоровьесберегающую среду, МТБ и оплату труда) .

3.Осуществить мониторинг эффективности тьюторского сопровождения через оценивание готовности учащегося к профессиональному самоопределению.

Конкретные, измеряемые ожидаемые результаты проекта


Ожидаемые результаты проекта

Какими способами, формами, документами будет подтверждено

В ходе выполнения проекта появятся специалисты, способные осуществить тьюторское сопровождение в школе полного дня и оказать помощь учащимся в выборе ИОТ.

Будут созданы дополнительные условия для инвестиций в образование района со стороны родителей и других заинтересованных лиц.

База данных педагогов- тьюторов и педагогов, осваивающих позиции тьюторов

Справка о динамике родительских инвестиций в развитие образования

Будет организована курсовая подготовка специалистов с позицией тьютора, способных осуществить тьюторское сопровождение в школе полного дня, и трансляция опыта на базе школы.

Будет создана программа курса для подготовки специалистов с позицией тьютора.

План


Программа курсовой подготовки и ее электронная версия

Удовлетворенность родителей готовностью учащихся к профессиональному самоопределению.

Повторяемость опыта в ОУ района, области

Анкеты. Аналитическая записка по итогам реализации проекта.

Развитие тьюторских компетенций педагогов.

В выполнении работы по проекту будут участвовать педагоги, имеющие богатый опыт проектной, инновационной и экспериментальной деятельности в основном и дополнительном образовании

Рефлексия инновационной деятельности, оформленная в
сборник статей и методических материалов

Развитие интеграции основного и дополнительного образования.

Умение учащихся планировать индивидуальные образовательные траектории (ИОТ) с использованием потенциала школы полного дня



Удовлетворенность педагогов, обучающихся и их родителей качеством образовательного процесса в ОУ.

Программы курсов по выбору, элективных курсов

ИУП, портфолио учеников. Педагогическая и психологическая диагностика. Информация о выборе дальнейших путей непрерывного образования выпускников 9 и 11 классов

Анкеты. Отзывы о реализации проекта со стороны педагогов, детей и их родителей, документально зафиксированные в средствах информирования (сайт, газеты)

Общественная экспертиза хода выполнения проекта и результатов структурами государственно-общественного управления ( Совет Управления школы, Совет сетевого взаимодействия)

Внешняя и внутренняя экспертиза

Справка по итогам экспертизы

В образовательном пространстве появится база данных о наличии специалистов, способных модернизировать уклад школы в целях профилизации.

Повысится индивидуализация образовательного процесса.

Учителя, ученики и родители получат образовательную среду для проектирования профессионального будущего.

Повысится профессиональная компетентность педагогов в вопросах воспитания.

Увеличится число педагогов, способных модернизировать уклад школы.

Увеличится количество школьников, способных осознанно планировать ИОТ и проектировать саморазвитие.

Укрепится взаимодействие с родителями в конструировании профессионального самоопределения учащихся.

База данных.

Анкетирование.

Отчет по результатам мониторинга образовательного процесса.

Web - презентации.

Устойчивость воспроизведения полученных результатов обеспечивается финансированием сайта и проведением систематических курсов разработчиками проекта после завершения финансирования из средств проекта; наличием разработанных методических материалов; наличием подготовленных специалистов и координацией их деятельности в рамках профессионального сообщества.

Заявки на повторное проведение курсов.

Нормативная база профессионального сообщества.

Создание нормативной базы тьюторского сопровождения

Локальные акты школы

Мониторинг для оценивания готовности учащегося к профессиональному самоопределению и самостоятельной деятельности.

Появится опыт управления тьюторским сопровождением

Результаты диагностик. Анкетирование родителей, учеников.

Описание механизма управления тьюторским сопровождением, проведение семинара для руководителей ОУ района

Миссия проекта

  • Состоит в «наращивании» новых компетентностей педагогов для успешной реализации идей в создании механизма управления учебным и воспитательным процессом.

  • В результате реализации проекта будут предложены организационные формы, методы, приемы, обеспечивающие формирование ключевых компетентностей педагогов с позицией тьютора и организацию тьюторского сопровождения в школе.

Критерии эффективности проекта и способы диагностики

Критериями мониторинга эффективности управления проектом будут: портфолио педагогов и обучающихся, самостоятельность и многовариантность наполнения портфолио, наличие у учеников индивидуального учебного плана дополнительного образования, количество детей, имеющих личный профессиональный план.

Описание управления проектом: стратегия и механизм достижения поставленных целей

Создаваемый механизм управления тьюторским сопровождением является одним из способов достижения предполагаемого результата реализации Программы развития МОУ СОШ до 2012 года, целью которой является разработка, апробация и систематизация содержаний, организационных условий, управленческих действий, способов совместной деятельности педагогов и учеников, обеспечивающих формирование готовности учащихся к ответственному профессиональному самоопределению.

Исходя из целей и задач данного проекта, механизм управления тьюторским сопровождением является одним из инструментов управления школы, направленным на создание образовательной среды с развитой системой курсов по выбору, элективных курсов, дополнительного образования, полноценного и разнообразного досуга, способствующей развитию компетентностей обучающихся в приобретении образования по индивидуальным образовательным траекториям. Применяемый метод управления предполагает, что используемые методы и формы организации решения управленческих задач должны быть такими, чтобы как можно большее число учителей, учеников, родителей было вовлечено в управление, особенно в выявление проблем, анализ их причин, поиск способов решения, выбор новшеств, планирования их внедрения, реализацию инновационных проектов. При таком подходе под управлением понимается формирование общих целей и объединение усилий участников совместной деятельности на их достижение. В разработке механизма управления тьюторским сопровождением методологической основой является такое направление в менеджменте, как управление проектами. Управление проектами - специфический вид целевого управления, включающего компоненты общесистемного функционального управления, управления конкретными проектами и матричную организационную структуру.

Система целей управления проектами:

Управление проектами дает преимущества:

  • демократизацию управления как результата системного делегирования полномочий и функций управления на уровень управления проектом;

  • при использовании матричной структуры, наряду с разработкой многочисленных проектов, школа одновременно способна выполнять свои обычные функциональные обязанности и нацелена на большую интеграцию проектных команд в организации через наделение управляющего проектом достаточными полномочиями;

  • синергетический эффект как результат консолидации персонала, интеграции ресурсов и целенаправленной деятельности всех участников образовательного учреждения и проектов;

  • гибкость и адаптивность системы управления.

Разрабатываемый механизм управления тьюторским сопровождением включает три подсистемы:

  1. Структурно-функциональная подсистема (управленческие органы, выполняющие поставленные перед ними задачи, совокупность методов, с помощью которых осуществляется управление).

  2. Информационно-поведенческая подсистема (управленческая идеология и ценностная ориентация системы управления, интересы и поведенческие нормативы участников процесса управления).

  3. Подсистема саморазвития системы управления (стремление к самосовершенствованию, поиск и разработка прогрессивных идей, внедрение их в практику; воспроизводство, распространение и практическое воплощение).



Структурно-функциональная подсистема

Проект: «Развитие тьюторской позиции учителя в рамках школы полного дня»

Руководитель проекта осуществляет общее руководство, отслеживает выполнение плана реализации проекта, контролирует использование финансовых средств, принимает решения.

Бухгалтер проекта ведет финансовый учет и составляет финансовые отчеты.

Менеджер проекта организует работу временных творческих коллективов, оформляет методический материал, созданный по проекту, делает анализ работы по созданию условий осуществления образовательного процесса с тьюторским сопровождением в школе

Руководители ВТК организуют работу по разработке методических материалов, апробации алгоритмов работы проектной программы.

Члены ВТК (сотрудники школы) работают над конкретными проблемами проекта в группах, на семинарах.

ВТК «Управление» выполняет функции анализа, планирования, координации и рефлексии хода проекта. Решает задачи обеспечения условий осуществления образовательного процесса с тьюторским сопровождением.

ВТК «Технология тьюторства» определяет приемы и методы тьюторского сопровождения как социально-педагогической практики.

ВТК «Здоровье» разрабатывают систему условий для формирования здоровьесберегающей компетентности.

ВТК «Портфолио» осуществляет мониторинг эффективности тьюторского сопровождения через оценивание готовности учащегося к профессиональному самоопределению и профильному обучению.

Инновационный подход к построению механизма управления реализуется в поиске конкретных путей и способов привлечения ресурсов государственно-общественного управления в таких его формах, как Совет школы, ассоциация учителей, ученическое самоуправление. Структуры государственно-общественного управления могут выполнять функции общественной экспертизы происходящих в школе изменений, оценивания уровня качества образования, профессионализма педагогов, их вклада в организацию учебно-воспитательного процесса и повышения качества образования, являться реальными заказчиками на содержание и качество школьного образования, партнерами и спонсорами.

Ученическое самоуправление, одной из форм которого является отряд учеников-тьюторов, будет оказывать влияние на формирование воспитывающей образовательной среды. Ученики-тьюторы передадут свой опыт волонтерской работы по профориентационной деятельности другим ученикам, окажут помощь школьникам в реализации проектов.

Перестройка образовательного процесса с тьюторских позиций требует пересмотра традиционных форм и методов обучения, внедрения востребованных сегодня технологий, методов, таких, как проектная, компьютерные технологии, работа с портфолио, технология профильных и профессиональных проб, социальных практик, обучения в сотрудничестве, технологии консультирования, тренинговые технологии.

Идея тьюторского сопровождения просматривается и в обучении педагогов, где в качестве тьюторов выступают научные руководители, а также заместители директора, ответственные за научно-методическую, инновационную и экспериментальную работу.

Информационно-поведенческая подсистема.

Кадровая политика направлена на активизацию творческого потенциала педагогов через организацию:

- проблемных групп по разработке компетентностного подхода (выделено 5 ключевых компетентностей, которые педагогический коллектив школы способен реализовать в своей практической деятельности и которые отражают специфику образовательной деятельности школы: это проектная, коммуникативная, здоровьесберегающая, ИКТ- компетентность, способность выбирать; причем, этот набор компетентностей одновременно формируется и у учащихся, и у педагогов);

- временных творческих коллективов (ВТК), через которые организуется системная работа по реализации созданных проектов, по привлечению грантовых средств. В этом направлении повышается роль создания мотивационных условий.

Школа рассматривается как институт социализации, модель социального мира, где школьник осваивает его законы. Передача этих законов должна осуществляться не столько в форме традиционной трансляции, сколько в процессе специально организованной (технологически простроенной) деятельности ребенка, где учитель - создатель условий (среды), обеспечивающей усвоение норм и ценностей в ходе активной деятельности самого ребенка (субъекта деятельности). С целью реализации этих идей ученикам школы предлагается широкий спектр выбора предметов, учебно-творческих мастерских и деятельностей в рамках дополнительного образования. Курсы по выбору, учебно-творческие мастерские способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека. В результате ребенку придется выбирать из 22 возможных ученических проектов, 7 предлагаемых спортивных секций, 5 учебно-творческих мастерских, 22 кружков как предметных, так и учебных.

И дело не только в механизме осуществления выбора: хочу, могу, надо. Более значимо ответить на вопросы: Какой проект наиболее способствует реализации способностей школьника, соответствует раскрытию его потенциала? Каким образом воодушевить его на осуществление проекта? На все эти вопросы может искать ответ только человек, искренне заинтересованный в росте своего ученика, при этом умеющий сохранить его независимость и самостоятельность. Так мы осознаем необходимость деятельности тьютора в образовательном процессе, способного осуществить индивидуальное сопровождение развития воспитанника.

Деятельность тьютора по своей природе является интегративной и строится по принципу взаимодополняемости психологической, педагогической, информационной и тьюторской составляющих. Если с первыми тремя относительно все понятно и работающий педагог, классный руководитель сталкивается с ними в своей деятельности постоянно, то что тогда собой представляет тьюторская составляющая. На наш взгляд, это особое настроение, мировоззрение, отношение к воспитаннику. Это не просто переход к субъектно-субъектным отношениям, это умение внутренне почувствовать ученика, полностью принять его таким, какой он есть, дать ему право на самобытность и самопроявление. И в то же время вести его к результатам, мотивировать на преодоление препятствий, поддерживать в начинаниях, не навязывая своего мнения. Как показывает практика, этот внутренний переход очень сложен из-за сложившегося стереотипа, что учитель всегда прав. Разрушить данное представление помогут тренинги для учителей совместно с учениками, выразившими готовность стать тьюторами. Тьюторская позиция ярко проявляется в умении выстраивать диалог взаимодействия с учеником-соавтором, который обладает следующими особенностями:

  • равенство позиций тьютора и ученика;

  • отсутствие оценок, полное принятие ученика таким, какой он есть;

  • особая эмоциональная окраска общения;

  • искренность и естественность в проявлении эмоций;

  • способность тьютора использовать широкий спектр коммуникативных средств, включая невербальные.

Одновременно с тренинговыми занятиями новые педагогические ценности могут прирастать после погружения в опыт учителей-мастеров, работающих в учебно-творческих мастерских, где сложились отношения равноправных коллег по выполнению профессиональной деятельности. Здесь коренным образом меняется характер взаимоотношений старшего и младшего. Индивидуальность ученика становится основой для учителя-тьютора в выборе стиля деятельности, построения отношений, диалога, форм, методов работы.

Таким образом, тьютор в нашем понимании - это педагог с тьюторской позицией, сопровождающий процесс самостоятельной познавательной деятельности учащихся, профессионального самоопределения, способный оказать непосредственное влияние на формирование различных компетентностей.

Тьюторское сопровождение - это специально организованное педагогическое сопровождение для оказания обучающемуся помощи в оформлении образа будущего и построении наиболее адекватной программы по его достижению. Основной единицей тьюторского сопровождения является тьюторская встреча - обсуждение тьютором и учеником самостоятельных шагов, сделанных ребенком для решения своего образовательного вопроса.

Тьюторское сопровождение - особый тип педагогического взаимодействия, в ходе которого ученик сам определяет образовательные этапы, реализующие его образовательный интерес, а педагог соответственно каждому этапу выстраивает способы взаимодействия с ним.

Компоненты тьюторского сопровождения

Компоненты

Характеристика

Результат управленческих шагов

Участники тьюторского сопровождения

Учитель-предметник, классный руководитель, заместитель по воспитательной работе, воспитатель группы продленного дня, психолог, социальный педагог

Должностная инструкция

Вид деятельности

Учебная деятельность, внеурочная деятельность

Компетентности

Освоение ключевых компетентностей

Шкала измерения компетентностей

Портфолио учителя

Присвоение ценностей ШПД

Обретение личностного смысла в выполняемых действиях: обобщение и транслирование личного опыта

Образовательные программы внеурочной деятельности, социальных практик, анкета, курсовая подготовка

Психолого - педагогическая подготовка

Понимающая коммуникация

Психолого-педагогическая диагностика

Нормы взаимодействия учителя-тьютора и ученика

Субъект-субъектные отношения

Положение о тьюторском сопровождении

Система стимулирующих доплат

Новая система оплаты труда (НСОТ)

Положение о введении новой системы оплаты и стимулирования труда работников


Подсистема саморазвития системы управления.

Разрабатываемый механизм управления обязательным элементом включает мониторинг для оценивания готовности обучающегося к самостоятельной деятельности по наличию и полноте самостоятельно спроектированного портфолио, созданию индивидуальной образовательной траектории и профессионального самоопределения, что явится итогом тьюторского сопровождения и индуцирует новые самообразовательные и социальные проекты. Результаты мониторинга позволят вносить коррекцию в реализацию данного проекта.

Необходимой частью механизма управления является создание нормативной базы, отражающей специфику тьюторского сопровождения, критерии результативности, способы мотивации и стимулирования к многофункциональной деятельности педагогов. Координация управленческой деятельности в таких условиях приобретает важное значение. Решением этой задачи является создание единого информационного пространства школы, которое требует современной материальной базы, информационного и технического обслуживания сети, специалистов. Участие родительской общественности в этом процессе позволит укрепить вышеперечисленные позиции, создать систему информирования участников образовательного процесса о жизни школы и систему регулярного изучения мнения родителей и общественности по вопросам образования на современном техническом уровне. Инструментами создания единого информационного пространства являются школьный сайт, газета, оснащение рабочего места учителя ИКТ.

Анализ реализации проекта осуществляется после каждого этапа: проводится контроль, рефлексия, коррекция, планирование, организация.

Промежуточные итоги подводятся на заседаниях научно-методического совета (2 раза в год).

Итоги реализации проекта - на заключительном семинаре всех участников проекта.

В написание отчета участвуют все проектанты и оформляются Web -презентации на сайте школы.

Используемые образовательные и социальные технологии:

 Социальное и сетевое партнёрство.

 Тьюторская технология проектирования развития субъектности в профессиональном самоопределении.

 Использование сетевых и информационно-коммуникационных технологий, дистанционное обучение.

 Диагностика профессиональной успешности

 Профессиональные пробы и производственная практика (экспонаты-тренажёры, образцы современного оборудования).

Развитие у педагогов школы навыков сопровождения ИОТ, создания элективных курсов для обеспечения образовательного выбора обучающимися - один из важных результатов проекта. Способы работы будут систематизированы, описаны в виде программы курсов для обучения специалистов с позицией тьюторов, сопровождающих учащихся в выборе ИОТ с использованием имеющегося потенциала основного и дополнительного образования. Будут предложены организационные формы, методы, приемы, обеспечивающие формирование ключевых компетентностей специалистов, занимающихся вопросами тьюторского сопровождения.

Такая работа педагогов подготовит учащихся к самоопределению и самостоятельной деятельности вне зависимости от сферы приложения их будущих усилий.

Этапы реализации проекта:

Первый этап - подготовительный (январь- март 2012 года)

Педагогами школы будет осуществляться анализ и обобщение имеющегося опыта работы в проектировании индивидуальной образовательной траектории с использованием потенциала школы. Будут созданы методические материалы, их электронные версии.

Уточнение рабочего плана реализации проекта проводится всеми участниками проектной деятельности в проектном режиме. Ответственность возлагается на руководителя проекта.

В завершении этапа всеми участниками проекта будет проведено уточнение концепции проекта и плана работы каждого ВТК и коллектива в целом.

Второй этап - организационный (апрель-май 2012 года)

К работе по подготовке всех необходимых материалов привлекаются педагоги дополнительного образования, классные руководители, специалисты, занимающиеся воспитательной работой, руководители школьных подразделений, учебно-творческих мастерских, другие участники образовательного пространства школы.

Работу по созданию программы курсов для тьюторов будут осуществлять педагоги основного и дополнительного образования, классные руководители, психолог, методисты и другие заинтересованные участники образовательного процесса.

К работе по компьютерному сопровождению программы курсов, созданию единого информационно-образовательного пространства будут привлечены преподаватели информатики, ученики.

Руководитель проекта предложит Совету Управления проэкспертировать механизм управления тьюторством в школе.

Третий этап - основной (июнь- октябрь 2012 года)

Социальную практику тьюторства будут внедрять проектанты. К осуществлению внутренней экспертизы планируется привлечь педагогов школы, руководителей ПГ, ВТК, представителей школьной администрации, внешними экспертами представители управляющего совета, ассоциации педагогов - стотысячников. В соответствии с полученными отзывами планируется проектирование программ курсов по выбору, элективных курсов, проектной и учебно-исследовательской деятельности.

Апробируется механизм управления тьюторским сопровождением предпрофильной подготовки в школе полного дня.

Четвертый этап - заключительный (ноябрь- декабрь 2012 года)

Осмысление и систематизация результатов реализации проекта.

Рефлексия в виде обмена мнениями об удовлетворенности от участия в проекте.

Проведение заключительного семинара всех участников проекта.

Написание отчета, оформление Web-презентации на сайте школы

План-график работ.

Этапы работы

Предполагаемые действия

Сроки

Документы, подтверждающие выполненные работы

Ответственные

Подготовительный

1.Анализ современного российского, зарубежного, муниципального опыта и опыта школы по созданию пространства ШПД, введению института тьюторства.

2.Создание материально- технических, кадровых, финансовых, научно-методических условий для реализации проекта.

3.Уточнение концепции проекта и рабочего плана реализации проекта.

январь- март 2012 года

1.Рабочий план реализации проекта

Справка

о

МТБ

Концепция

Руководитель проекта

Руководители ВТК

Руководитель проекта

Руководитель проекта

Организационный

1.Работа по проектированию механизма управления тьюторским сопровождением.

2.Работа по подготовке образовательных

Программ и новых курсов.

3. Работа по компьютерному сопровождению

проекта

апрель-май 2012 года

1.Пилотный вариант механизма управления тьюторским сопровождением.

2.Пилотный вариант программ и курсов

3.Расширение локальной сети, оборудование новых рабочих мест учителей и учеников

Преподаватели основного и дополнительного образования, классные руководители, эксперты, преподаватели информатики, управляющий совет, представители ассоциации.

Основной

1.Апробация пилотного варианта механизма управления тьюторским сопровождением в

Школе полного дня

2.Коррекция программ и курсов в соответствии с полученными отзывами.

3.Внедрение пилотного варианта механизма управления тьюторским сопровождением

июнь- октябрь 2012 года

1. Мониторинг, программы курсов

2. Анкеты участников курсов.

4.Анкеты участников образовательного процесса, мониторинг

Руководитель проекта и ВТК

Заключительный

1.Написание отчета.

2.Проведение заключительного семинара.

3.Рефлексия

ноябрь- декабрь 2012 года

1.Отчет, презентация

2.Материалы для сайта школы

Руководитель проекта и руководители ВТК, бухгалтер

Последействие. Распространение результатов.

Результаты проекта будут распространяться с помощью СМИ: газетных репортажей, через выпуск школьной газеты «Республика детворы»,сайт школы и районный образовательный портал, через трансляцию опыта в образовательное пространство района посредством курсовой подготовки руководителей ОУ, тьюторов, педагогов основного и дополнительного образования в школе как Центре инновационного опыта.

21

© 2010-2022