• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Формирование воспитательного пространства образовательной организации в контексте перехода на ФГОС ООО: проблемы, перспективы

Формирование воспитательного пространства образовательной организации в контексте перехода на ФГОС ООО: проблемы, перспективы

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование воспитательного пространства образовательной организации в контексте перехода на ФГОС ООО: проблемы, перспективы.


Выступление на городском МО

Заместитель директора по ВР

В.А.Воднева

слайд

Содержание слайда

1

С начала XXI столетия мы отмечаем позитивную динамику снижения детской преступности, наркомании, безнадзорности; заметно усиливаются воспитательные функции школы, учреждений дополнительного образования, других социальных институтов.

Но ориентация современного российского общества на стабилиза­цию, устойчивое прогрессивное развитие актуализирует необходи­мость разработки долгосрочных проектов, направленных на объеди­нение усилий всех государственных социальных структур по обеспе­чению интеллектуальной, нравственной, культурной преемственности поколений. Воспитание при соответствующем инструментальном обеспечении выступает как общественно-государ­ствен­ная технология трансляции культуры от поколения к поколению, подготовки детей к активной созидательной деятельности. Именно поэтому на протяжении ряда лет в российском обществе все более активно инициируется вопрос о выявлении приоритетов развития воспитания как общенациональной системы, создании условий для эффективной, целенаправленной дея­тельности всех социальных институтов по воспитанию подрастающих поколений.

Приоритетной задачей нового десятилетия XXI века является, на наш взгляд, разработка и реализация национальной стратегии развития воспитания детей как системы деятельности, ориентированной на качественно новый общественный статус социального института воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных педагогических традиций и современного опыта, создание и укрепление новых механизмов воспитания. Современное решение фундаментальных проблем улучше­ния здоровья детей, их образования, создания для них комфортной среды обитания требует дальнейших серьезных усилий государства, институтов гражданского общества, самих граждан, а также повыше­ния уровня реальной социальной ответственности российского бизнес-сообщества. Как внутренние задачи нашего общества, так и необ­ходимость дальнейшего упрочения позиций России в мировом сооб­ществе актуализируют проблему воспитания личности - патриота, гражданина своей страны.

2

Неотъемленной составляющей образования является воспитание- деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучаещегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе прав и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Такое понимание воспитания закреплено в Законе «Об образовании в РФ», а также нашло своё отражение в ФГС ОО и актуализировано введением в действие Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года.

Цель стратегии:

определить приоритеты государственной политики в области воспитания детей, обеспечивающие становление российской гражданской идентичности, укрепление нравственных основ общественной жизни. Успешную социализацию детей, их самоопределение в мире ценностей и традиций многонационального народа Российской Федерации, межкультурное взаимопонимание и уважение.

3

Стратегические ориентиры воспитания.

Воспитание становится как никогда социально востребованной и актуальной проблемой развития гражданского общества России. Сегодня образовательные организации, реализуя ФГОС ОО и положения Стратегии, стремятся к осуществлению целостного воспитательного процесса в единстве урочной и внеурочной деятельности.

4

Задачи Стратегии:

  1. создать условия для консолидации усилий институтов российского общества и государства по воспитанию подрастающего поколения на основе признания определяющей роли семьи;

  2. обеспечить поддержку семейного воспитания на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей, повышению их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности;

  3. повысить эффективность воспитательной деятельности в системе образования субъектов Российской Федерации;

  4. сформировать социокультурную инфраструктуру, содействующую успешной социализации детей и интегрирующую воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, познавательных, экскурсионно-туристических и других организаций;

  5. обеспечить равный доступ к инфраструктуре воспитания детей, требующих особой заботы общества и государства, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.

5

Приоритеты государственной политики в области воспитания:

  1. воспитание детей в духе уважения к человеческому достоинству, национальным традициям и общечеловеческим достижениям;

  2. поддержка определяющей роли семьи в воспитании детей, уважение к авторитету родителей и защита их преимущественного права на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами;

  3. защита прав и соблюдение законных интересов каждого ребёнка; обеспечение соответствия воспитания в системе образования традиционным российским культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям;

  4. обеспечение условий для физического, психического, социального, духовно­нравственного развития детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (детей, оставшихся без попечения родителей; детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, оказавшихся в экстремальных условиях; детей, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях)

6

Приоритеты государственной политики в области воспитания:

  1. формирование позиции личности по отношению к окружающей действительности;

  2. воспитание языковой культуры детей;

  3. развитие сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных и иных общественных организаций, организаций культуры и спорта, СМИ, бизнес- сообществ) в совершенствовании содержания и условий воспитания подрастающего поколения граждан Российской Федерации.

7

Поддержка семейного воспитания:

  • содействие укреплению семьи и защита приоритетного права родителей на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами;

  • повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности;

  • сохранение, укрепление и развитие культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей, с учетом роли традиционных религий России;

  • популяризация лучшего педагогического опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных;

  • содействие укреплению связей между поколениями, родственных связей, возрождению традиционной значимости больших многопоколенных семей;

  • создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности образовательных и других организаций, работающих с детьми, а также в управлении ими;

  • содействие повышению педагогической культуры родителей с участием образовательных и общественных организаций;

  • расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма в каникулярное время;

  • поддержка семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению традиционных семейных и нравственных ценностей, культуры семейной жизни, усилению роли отца в семейном воспитании;

  • создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.

8

Развитие воспитания в системе образования:

  • обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;

  • содействие разработке и реализации образовательных программ, включению в образовательные программы элементов, направленных на повышение уважения детей к семье и родителям, старшим поколениям, подготовку личности к браку и семейной жизни на основе традиционных семейных и нравственных ценностей;

  • полноценное использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ;

  • расширение вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребёнка, с учётом его потребностей, интересов и способностей;

  • совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей; развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, трудовую, общественно-полезную, художественную, физкультурно-спортивную,

  • игровую деятельности на основе использования потенциала системы дополнительного образования;

  • развитие у подрастающего поколения интереса к чтению; создание условий для повышения у детей уровня владения русским и родным языками и иными коммуникативными компетенциями;

  • создание условий для психолого-педагогической поддержки воспитания в системе каникулярного отдыха и оздоровления детей.

9

Поддержка общественных объединений в сфере воспитания:

  • улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей;

  • поддержка родительских и иных общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных организациях;

  • широкое привлечение детей к участию в деятельности социально-значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, благотворительных организациях и объединениях, волонтерском движении;

  • расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей.

10

Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов:

  • создание условий для позитивного развития детей в информационной среде (интернет, кино, телевидение, книги, СМИ, в том числе радио и телевидение);

  • содействие популяризации традиционных российских культурных, нравственных и семейных ценностей в информационном пространстве;

  • применение разнообразных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию при предоставлении доступа к интернет-ресурсам.

11

Гражданское и патриотическое воспитание:

  • формирование у детей целостного мировоззрения, российской идентичности, уважения к своей семье, обществу, государству, принятым в семье и обществе духовно-нравственным и социокультурным ценностям, к национальному культурному и историческому наследию и стремления к его сохранению и развитию;

  • создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества, для увеличения знаний и повышения способности ответственно реализовывать свои конституционные права и обязанности;

  • развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно-значимой деятельности;

  • развитие программ патриотического воспитания детей, в том числе военно- патриотического;

  • разработка и реализация вариативных программ воспитания, способствующих правовой, социальной, культурной адаптации детей мигрантов;

  • формирование мотивов, нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять экстремизму, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам, межэтнической и межконфессиональной нетерпимости, другим негативным социальным явлениям.

12

Духовно-нравственное развитие:

  • воспитание у детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к отцу, матери, учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям;

  • развитие в детской среде ответственности и выбора, принципов коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания, привычки заботиться о детях и взрослых, испытывающих жизненные трудности;

  • формирование деятельностного позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, преодоление психологических барьеров, существующих в обществе по отношению к людям с ограниченными возможностями;

  • расширение сотрудничества между государством, обществом, традиционными религиозными общинами и иными общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей.

13

Приобщение детей к культурному наследию:

  • создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;

  • увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;

  • поддержка мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию традиционных российских культурных, нравственных и семейных ценностей;

  • создание и поддержка производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное и интеллектуальное развитие детей; совершенствование деятельности библиотек;

  • создание условий для сохранения и поддержки этнических культурных традиций, народного творчества.

14

Физическое развитие и культура здоровья:

  • формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;

  • создание равных условий для занятий физической культурой и спортом, для развивающего отдыха и оздоровления детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;

  • привитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактика вредных привычек;

  • формирование в детской среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям спортом, развитие культуры здорового питания и трезвости;

  • распространение позитивных моделей участия в массовых общественно- спортивных мероприятиях.

15

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:

  • воспитание у детей уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям и подвигам;

  • формирование у детей умений и навыков самообслуживания, выполнения домашних обязанностей, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности;

  • развитие умения работать совместно с другими, действовать самостоятельно, активно и ответственно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;

  • содействие профессиональному самоопределению, приобщение детей к социально-значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.

16

Экологическое воспитание:

  • становление и развитие у ребенка экологической культуры, бережного отношения к родной земле;

  • формирование у детей экологической картины мира, развитие у них стремления беречь и охранять природу;

  • воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними.

17

Механизмы реализации Стратегии:

  • Правовые

  • Организационно-управленческие

  • Кадровые

  • Научно-методические

  • Финансово-экономические

  • Информационные

18

Ожидаемые результаты:

  • Реализация Стратегии развития воспитания в Российской Федерации должна обеспечить:

  • значимость воспитания в общественном сознании;

  • укрепление российской гражданской идентичности, традиционных

  • общенациональных ценностей, устойчивости и сплоченности российского общества;

  • повышение общественного престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и возрождение традиционных семейных ценностей, укрепление традиций семейного воспитания;

  • развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на координации и консолидации усилий всех ее институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании, эффективных механизмах управления, конкурсного отбора и использования лучшего педагогического опыта воспитательной деятельности;

  • доступность для всех категорий детей качественного воспитания,

  • способствующего удовлетворению их индивидуальных потребностей, развитию творческих способностей, независимо от места проживания, материального положения семьи, состояния здоровья;

19

Реализация Стратегии развития воспитания в Российской Федерации должна обеспечить:

  • разработку и успешную реализацию федеральных, региональных и муниципальных целевых программ поддержки одаренных детей, создание условий для развития их способностей в сфере образования, науки, культуры и спорта, независимо от их места жительства, социального положения и финансовых возможностей их семей;

  • укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания; утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, снижение уровня негативных социальных явлений;

  • развитие и поддержка социально-значимых детских, семейных и родительских инициатив, обеспечение преемственности деятельности детских и молодежных общественных объединений;

  • повышение эффективности научных исследований в сфере воспитания; повышение уровня информационной безопасности детей;

  • формирование системы осуществления мониторинга отражающих показателей эффективности реализации Стратегии.


© 2010-2022