- Преподавателю
- Директору, завучу
- Теоретический материал семинара по теме: «Право детей с ограниченными возможностями здоровья на образование в общеобразовательной школе»
Теоретический материал семинара по теме: «Право детей с ограниченными возможностями здоровья на образование в общеобразовательной школе»
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Денисова Э.В. |
Дата | 03.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Семинар: «Право детей с ограниченными возможностями здоровья на образование в общеобразовательной школе»
Создание условий для инклюзивного обучения:
-
Нормативное обеспечение:
-
Положение об инклюзивном образовании,
-
Положение о гибком классе,
-
Положение об индивидуальных учебных планах и вариативных образовательных программах;
-
Организационно-методическое обеспечение:
-
Дифференцированные учебные планы и образовательные программы по типам ОВЗ,
-
Индивидуальные учебные планы и вариативные образовательные программы,
-
Планы воспитательной работы школы и класса, повышение квалификации учителей;
-
Психолого-педагогическое сопровождение:
-
Медицинское сопровождение (врач, фельдшер, мед. сестра),
-
Социальная психолого-педагогическая поддержка,
-
Тьюторская поддержка,
-
Организация работы школьного психолого-педагогического консилиума, развитие толерантных отношений, взаимодействия;
-
Адаптивная образовательная среда школы:
-
Доступность классов, др. помещений (устранение барьеров),
-
Технические средства обеспечения комфортного доступа (ассистирующие средства и технологии),
-
Коррекционно-развивающая предметная среда для обучения и социализации,
-
Помещения (зоны) для отдыха, восстановления работоспособности, оздоровления.
Нормативные документы, регламентирующие работу с детьми ОВЗ и детей-инвалидов:
1. Федеральный закон от 03.05.2012 №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»
- Статья 24. ….государство обязано обеспечить равный доступ для всех детей с инвалидностью к образованию, и это должно происходить путем обеспечения инклюзивности системы образования.
Статья 18 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
- Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения, органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР).
2. «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы» Постановление от 17.03.2011 №175
- Целевые индикаторы и показатели Программы:
-
доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений;
-
одним из приоритетных направлений государственной политики должно стать создание условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования (далее - обычные образовательные учреждения), и с учетом заключений психолого-медико-педагогических комиссий.
3. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 №761)
Предусматривает меры:
Законодательно закреплено обеспечение равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка.
Нормативно-правовое регулирование порядка финансирования расходов, необходимых для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Внедрение эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование.
4. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ
Для реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ Минобрнауки России изданы Приказы:
-
Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» от 20 сентября 2013 г. № 1082;
-
«Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» от 8 апреля 2014 г. № 293;
-
«Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам и начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 22 января 2014 г. № 32;
-
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» от 30 августа 2013 г. № 1014;
-
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30 августа 2013 г. № 1015;
-
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 29 августа 2013 г. № 1008;
-
«Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» от 25 декабря 2013 г. № 1394;
-
«Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» от 26 декабря 2013 г. № 1400;
-
«Об установлении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам» от 14 октября 2013 г. № 1145.
5. Для реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ
Минобрнауки подготовлены и направлены в органы государственной власти субъектов Российской Федерации разъяснения:
-
«О коррекционном и инклюзивном образовании детей» от 7 июня 2013 г.ода № ИР-535/07;
-
«О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» от 18 апреля 2008 года № АФ-150/06;
-
«Об итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 9 апреля 2014 года № НТ-392/07
6. Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ
Статья 2. Основные понятия
Включены понятия:
-
образовательная программа ;
-
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья;
-
индивидуальный учебный план;
-
инклюзивное образование;
-
адаптированная образовательная программа;
-
качество образования
Понятийный аппарат:
ст. 1 п.16
-
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий
ст. 16 п.23
-
индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося
ст. 16 п.27
-
инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
ст. 1 п.28
-
адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц
7. Комментарии к Закону №273-ФЗ
Понятийный аппарат
Адаптированная образовательная программа - это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы, с учетом адаптированной основной образовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ, к которой относится ребенок.
При этом адаптированию и модификации подлежат программы учебных предметов; учебники и рабочие тетради; электронные средства и формы организации обучения; формы организации учебного процесса; способы учебной работы с учащимися, имеющими особые образовательные потребности (способы организации коллективной учебной деятельности, способы коммуникации, способы предъявления и выполнения заданий, способы работы с текстовыми материалами, формы и способы контроля и оценки знаний, компетенций и мн. др.).
Качество образования- комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы
Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ
-
Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты
Пункт 6.
В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья УСТАНАВЛИВАЮТСЯ федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или ВКЛЮЧАЮТСЯ в федеральные государственные образовательные стандарты СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ
-
Статья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность
Прием на обучение по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии
Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ
-
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ
-
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам.
В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ
-
Статья 41. Охрана здоровья обучающихся
Обучение детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях
Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей)
Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ
-
Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся
Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ
-
Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:
-
психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
-
коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
-
комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
-
помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 N 1015 (ред. От 28.05.2014) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 N 1015
-
II. Организация и осуществление образовательной деятельности
Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося.
При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (ч.4 ст. 69 ФЗ-273).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 N 1015
-
II. Организация и осуществление образовательной деятельности
Образовательная деятельность по общеобразовательным программам, в том числе адаптированным основным образовательным программам, организуется в соответствии с расписанием учебных занятий, которое определяется образовательной организацией.
Учащиеся в образовательной организации по общеобразовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным основным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 N 1015
-
III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Содержание общего образования и условия организации обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида .
В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, создаются специальные условия для получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья
Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» от 29.08.2013 №515-ЗО
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 25.08.2014 №01/2540
-
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно- оздоровительное) в объеме не более 10 часов на 1 обучающегося.
-
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких как экскурсии, кружки, секции, конкурсы, соревнования, общественно полезные практики, социальное проектирование и т.д. При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций. Образовательное учреждение предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие и социальную адаптацию.