Кабинет - методическая лаборатория преподавателя и студента

В методической разработке представлены требования к содержанию учебного кабинета колледжа, примерное планирование работы кабинета. Даны рекомендации по планированию работы, оформлению кабинета иностранного языка, кабинета начальных классов. Составлены рекомендации по использованию в работе интерактивной доски.  На сайте колледжа размещены материалы, дополняющие требования к написанию паспорта кабинета и планированию внеурочной деятельности на базе учебного кабинета. Каждый преподаватель колледжа...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рекомендации

по оформлению учебного кабинета

Астраханского социально-педагогического колледжа

Учебный кабинет - это учебное помещение колледжа, являющееся средством осуществления программы профессиональной подготовки специалистов в системе СПО, обеспечивающее оптимальные условия для повышения уровня образования студентов и развития методического творчества преподавателей.

Оборудование учебного кабинета, позволяющее вести эффективное преподавание дисциплин при всем разнообразии методических приемов, педагогических интересов преподавателей, должно отвечать определенным требованиям.

1. Общие требования к учебному кабинету.

1.1. Наличие нормативной документации на открытие и функционирование учебного кабинета на учебный год:

  • приказ об открытии учебного кабинета и его функционировании для обеспечения условий успешного выполнения образовательной программы по профилю кабинета;

  • приказ о назначении заведующего кабинетом, лаборанта, их функциональных обязанностях;

  • паспорт кабинета, оформленного с указанием функционального назначения, имеющегося в нем оборудования, технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов и др. (см. Приложение 1);

  • инвентарная ведомость на имеющееся оборудование и инвентарь (см. Приложение 2);

  • инструкция по соблюдению техники безопасности при использовании оборудования (не все кабинеты);

  • акт приемки учебного кабинета администрацией колледжа на предмет подготовки кабинета к функционированию;

  • выписка из протокола решения ПЦК о готовности учебного кабинета и программно-учебно-методических комплексов средств обучения (тематическое планирование, дидактические материалы, опорные конспекты, схемы, кадрофильмы, слайды, таблицы и др.) к обеспечению условий и успешному выполнению образовательной программы (по профилю кабинета) на конкретный учебный год;

  • график занятости учебного кабинета в учебном году (по семестрам) (см. Приложение 4);

  • аналитический материал о выполнении образовательной программы по профилю кабинета в текущем учебном году.

  • планы работы учебного кабинета на учебный год (см. Приложение 5, 6).

1.2. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете:

  • на розетках надпись «220В», на электротехнических средствах - «Выключить из сети»;

  • аптечка;

  • средства пожаротушения (не все кабинеты).

1.3. Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета:

  • оптимальная целесообразность организации пространства (место преподавателя, рабочие места для студентов и др.);

  • наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов, фотоматериалов и др.

2. Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета

2.1. Наличие образовательных программ.

2.2. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическими комплексами, комплектом средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы колледжа.

2.3. Соответствие учебно-методического комплекса и комплекта средств обучения по профилю кабинета требованиям стандарта образования и образовательной программы.

2.4. Наличие комплекта дидактических материалов, типовых заданий, тестов, контрольных работ, эссе, сочинений и других материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса (по профилю кабинета).

3. Наличие условий для успешного выполнения студентами

требований в профессиональной образовательной подготовке

на базе учебного кабинета.

3.1. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой.

3.2. Открытое предъявление студентам образовательного минимума содержания образования и требований к уровню подготовки студентов по специальности.

3.3. Открытое предъявление студентам образцов измерителей выполнения требований образовательного стандарта: типовых заданий, тестов, эссе, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения требований образовательного стандарта.

3.4. Открытое предъявление студентам материалов информационно-рекомендательного характера - рекомендаций для студентов по проектированию учебной деятельности, по выполнению программы развития умений и навыков, по организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы, по подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности (практикум, семинар, тестирование, лабораторная работа, зачет, коллоквиум, собеседование, экзамен и др.), по организации и выполнению исследовательских работ студентов (рефераты, курсовые, выпускные квалификационные работы).

3.5. Нормы оценок (краткое описание выбранной системы оценивания знаний учащихся).

3.6. Расписание работы учебного кабинета по обязательной программе, индивидуальным групповым консультациям и др.

4. Санитарно-гигиенические требования к учебным кабинетам

4.1. Размещение ученических столов в кабинете.

В учебных кабинетах обычной прямоугольной конфигурации столы размещаются в три ряда с соблюдением нужной освещенности рабочих мест, разрывов между рядами столов и стенами. При этом должно выдерживаться следующее расстояние:

  • от наружной стены до первого ряда столов - не менее 0,5м;

  • от внутренней стены до третьего ряда - 0,5м;

  • от задней стены до последних столов - 0,65м;

  • от классной доски до первых столов - 2 м;

  • от классной доски до последнего стола - не более 8м;

  • между рядами - 0,6м.

Поверхность классной доски должна быть ровной, без изъянов и выпуклостей, равномерно окрашенной по всей площади. Цвет покрытия может быть темно-зеленым, темно-коричневым, черным. Состояние зрительных функций, а также работоспособность студентов более благоприятны при чтении и списывании текста, написанного на темно-зеленой доске ярко-желтым мелом.

4.2. Освещение учебных кабинетов.

Естественное освещение учебных кабинетов, лабораторий, мастерских и других основных помещений считается достаточным, когда коэффициент естественной освещенности на наиболее удаленном от окна месте достигает 1,75-2,0% (средняя полоса России).

Основной поток света в учебных помещениях должен предусматриваться только с левой стороны от студентов. Во время учебных занятий яркий свет не должен слепить глаза, поэтому световые проемы в стене, на которой расположена классная доска, не допускаются. Беспорядочное развешивание на стенах учебных помещений плакатов, стендов и др. резко снижает светоотражение поверхностей, вот почему все пособия следует развешивать на стене, противоположной доске, так, чтобы верхний край предметов не располагался выше 1,75 см от пола. Шкафы и другое оборудование следует устанавливать у задней стены помещения.

В кабинетах изодеятельности оптимальной является ориентация окон на север, северо-восток, северо-восток, северо-запад, а в кабинетах биологии - на юг. Светопроемы учебных кабинетов оборудуются регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели. В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами. Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются.

Искусственное освещение имеет не меньшее значение, чем естественное. В средней полосе России при начале занятий в 8ч. 30 мин. на первых двух уроках освещенность на рабочем месте естественным светом оказывается недостаточной. В связи с этим необходимо на первые два урока включать искусственное освещение. Классная доска освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками. Указанные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3м и на 0,6 м в сторону кабинета перед доской.

Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений рекомендуется:

  • не закрашивать оконные стекла;

  • не расставлять на подоконниках цветы - их следует размещать в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;

  • очистку и мытье стекол проводить не реже 2 раз в год (осенью и весной).

4.3. Отделка учебных кабинетов.

Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения:

  • для потолка - 0,7-0,8;

  • для стен - 0,5-0,6;

  • для пола - 0,3-0,5.

Следует использовать следующие цвета красок:

  • для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;

  • для мебели (столы, шкафы) - цвета натурального дерева или светло-зеленый;

  • для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый;

  • для дверей, оконных рам - белый.

4.4. Воздушно-тепловой режим.

Площадь исправно работающих фрамуг и форточек в учебных кабинетах должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.

Учебные кабинеты проветриваются во время перемен. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, а до начала и после занятий осуществляется сквозное проветривание.

Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха.

Наружная температура

Длительность проветривания помещений (мин.)

в малые перемены

в большие перемены

от +10оС до +6оС

4-10

25-35

от +5оС до 0оС

3-7

20-30

от 0оС до -5оС

2-5

15-25

от -5оС до -10оС

1-3

10-15

ниже -10оС

1-1,5

5-10

При температуре наружного воздуха более +10оС целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.

Температура воздуха в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях в зависимости от климатических условий должна составлять:

  • 18-20оС при их обычном остеклении и 19-21оС - при ленточном остеклении;

  • в учебных мастерских - 15-17оС;

  • в актовом зале, лекционной аудитории, кабинете музыки, клубной комнате - 18-20оС;

  • в дисплейных классах оптимальная температура - 19-21оС, допустимая 18-22оС;

  • в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий 15-17оС;

  • в раздевалке спортивного зала - 19-23оС;

  • в кабинетах врачей - 21-23оС;

  • в рекреациях - 16-18оС;

  • в библиотеке - 17-21оС.

Уроки физкультуры следует проводить в хорошо аэрируемых залах. Для этого необходимо во время занятий в зале открывать одно - два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше +5оС и слабом ветре. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводятся при открытых фрамугах, а сквозное проветривание - во время перемен в отсутствии студентов. При достижении в помещении температуры воздуха в 15-14оС проветривание зала следует прекращать.

В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна соблюдаться в пределах 40-60%.

5. Рекомендации по цветовому оформлению учебных кабинетов.

Необходимо по возможности избегать окрашивания классной доски в черный цвет, лучше предпочесть темно-зеленый или темно-синий цвет. Не следует на стене, где висит классная доска, создавать резкий цветовой контраст, чтобы не утомлять зрение студентов.

Возраст

Предпочитаемые цвета

Цвет, вызывающий отрицательное отношение

Преобладающее психологическое состояние

13-16

Ультрамарин, оранжевый, зеленый

Фиолетовый, лиловый

Рациональный подход к восприятию мира, развитие самопознания

17-19

Красно-оранжевый

Пурпурный, розовый

Инстинктивно-целенаправленное восприятие мира

Передняя стена во многих случаях может быть окрашена в цвет, более интенсивный по сравнению с задней и боковыми стенами.

Залы и коридоры должны вызывать чувство широкого пространства и движения. Они, также как и стены лестниц, могут быть окрашены в светло-синий и желтый цвет, т.е. цвет контрастный окраске учебного кабинета.

В учебном заведении, оформленном в радостные и живые цвета, процесс обучения менее утомителен и более приятен.

6. Оценка деятельности кабинета

6.1. Осуществляется в начале учебного года комиссией, состав которой определяется Советом колледжа.

6.2. Один раз в год проводится смотр учебных кабинетов на основании «Положения о смотре кабинетов», по результатам смотра подводятся итоги и определяются кабинеты, подлежащие оплате.

Приложение 1.

титульный лист

ОАОУ СПО Астраханский социально-педагогический колледж

ПАСПОРТ КАБИНЕТА №______

________________________________

(название кабинета)

Ф.И.О. заведующего кабинетом

Ф.И.О. лаборанта (если есть)

Группа, ответственная за кабинет - _______,

Кл. рук. _______________________________

учебный год

Названия и содержание разделов паспорта

1. Оборудование кабинета

Технические средства обучения

п/п

Наименование

Имеется в наличии

Необходимо приобрести

1.

2.

и т.д.

Лабораторное оборудование

п/п

Наименование

Имеется в наличии

Необходимо приобрести

1.

2.

и т.д.

Оформление постоянное

п/п

Наименование

Имеется в наличии

Необходимо приобрести

1.

2.

и т.д.

Оформление сменное

п/п

Наименование

Имеется в наличии

Необходимо приобрести

1.

2.

и т.д.


II. Методическое обеспечение кабинета


Наглядный материал

п/п

Наименование

Имеется в наличии

Необходимо приобрести

1.

2.

и т.д.

Дидактический материал для индивидуальной работы

п/п

Наименование

Имеется в наличии

Необходимо приобрести

1.

2.

и т.д.

Раздаточный материал

п/п

Наименование

Имеется в наличии

Необходимо приобрести

1.

2.

и т.д.

Поурочные, календарно-тематические планы

п/п

Наименование

Имеется в наличии

Необходимо приобрести

1.

2.


Учебно-методические комплексы

п/п

Наименование

Имеется в наличии

Необходимо приобрести

1.

2.

и т.д.

Материалы к олимпиадам, интеллектуальным, развивающим внеурочным видам деятельности по предмету

п/п

Наименование

Имеется в наличии

Необходимо приобрести

1.

2.

и т.д.

Экзаменационный материал, тесты, тематические, итоговые, проверочные, контрольные работы, лабораторные и практические работы

п/п

Наименование

Имеется в наличии

Необходимо приобрести

1.

2.

и т.д.


III. Каталог библиотеки кабинета.Предметный указатель


Учебники

п/п

Автор

Название книги, журнала и т.п.

Выходные данные

1.

2.

и т.д.

Адаптированная и научно-популярная литература

п/п

Автор

Название книги, журнала и т.п.

Выходные данные

1.

2.

и т.д.

Монографии

п/п

Автор

Название книги, журнала и т.п.

Выходные данные

1.

2.

и т.д.

Периодические издания по предмету

п/п

Автор

Название книги, журнала и т.п.

Выходные данные

1.

2.

и т.д.

Художественная литература

п/п

Автор

Название книги, журнала и т.п.

Выходные данные

1.

2.

и т.д.

Разное

п/п

Автор

Название книги, журнала и т.п.

Выходные данные

1.

2.

и т.д.


Приложение 2.

Инвентарная ведомость на имеющееся

оборудование и инвентарь


Название ТСО, оборудования,

инвентаря

Год приобретения

Инвентарный номер


Приложение 3.

Требования к составлению плана работы учебного кабинета

План составляется заведующим кабинетом в соответствии с профилем кабинета и единой методической темой, над которой работает педагогический коллектив колледжа в учебном году. Структурно план состоит из частей:

1 часть. Анализ работы кабинета в прошлом учебном году.

Как в функционировании кабинета решались задачи профессиональной подготовки в соответствии с профилем кабинета и единой методической проблемой колледжа? Каким образом осуществлялось обогащение учебно-методической базы кабинета? Что сделано по ремонту и оформлению кабинета? Какие проблемы возникли в функционировании кабинета?

2 часть. Задачи на новый учебный год, в которых отражаются мероприятия по развитию учебно-методического оснащения кабинета в соответствии с профилем кабинета и единой методической проблемой колледжа; мероприятия по обеспечению сохранности материально-технической базы кабинета.

План заверяется научно-методической службой колледжа.

Приложение 4.

График занятости кабинета № _____

на первый (второй) семестр 200 /200 учебного года


Часы занятий

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

Группа преподаватель

Группа /препода-ватель

Группа /препода-ватель

Группа /препода-ватель

Группа /препода-ватель

Группа /препода-ватель

1 смена

1


2



2 смена


1


2



Занятость кабинета после уроков




Приложение 5.

Образец титульного листа.

«Утверждаю» -

зам. директора по НМР

_____________________

«____» ______________г.

План работы кабинета

(название согласно плану работы колледжа)

Астраханского социально-педагогического колледжа

на 20_-20_ уч. год

Зав. кабинетом

________________


План работы кабинета рассмотрен на заседании

ПЦК _______________________________________

Протокол № ___ от _____________20_г.

Председатель ПЦК ____________________(ФИО)

(подпись)


Приложение 6.

Структура плана

План составляется заведующим кабинетом в соответствии с профилем кабинета и единой методической темой, над которой работает педагогический коллектив колледжа в учебном году. Структурно план состоит из разделов:

I раздел. Анализ работы кабинета в прошлом учебном году (как в функционировании кабинета решались задачи профессиональной подготовки в соответствии с профилем кабинета и единой методической проблемой колледжа? Каким образом осуществлялось обогащение учебно-методической базы кабинета? Что сделано по ремонту и оформлению кабинета? Какие проблемы возникли в функционировании кабинета?)

II раздел. Задачи на новый учебный год, в которых отражаются мероприятия по развитию учебно-методического оснащения кабинета в соответствии с профилем кабинета и единой методической проблемой колледжа; мероприятия по обеспечению сохранности материально-технической базы кабинета и тд.

III раздел. Совет актива кабинета (указать фамилии студентов, группу, направления работы).

IV раздел. Организационная работа (мероприятия по оформлению кабинета, приобретению печатных изданий, программ, таблиц, создание картотеки и т.д.)

V раздел. Научно-методическая работа (рекомендации по НОТ студентов на период сессии, по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы, памятки по обобщению опыта работы преподавателей колледжа и выпускников, доклады и методические разработки преподавателей, методические пособия, рекомендации к составлению тематических и поурочных планов, рекомендации по составлению методической копилки студентов, работы по составлению УМК, написанию рабочих программ, выполнению лабораторных и практических занятий, методразработки к написанию курсовых и ВКР, составление тестов контроля и т.д.)

VI раздел. Учебно-методическая работа (сообщения, рефераты, доклады студентов, творческие работы, сочинения, конспекты уроков студентов (для анализа), дидактический материал, блоки-схемы, «Папка выпускника» и т.д.)

VII раздел. Внеклассная работа по предмету (материалы всех внеклассных занятий, проводимых на базе кабинета)

№п/п

Содержание разделов

Сроки выполнения

Ответственный

Отметка о выполнении


В эту схему включаются разделы с IV -VII.

План работы кабинета заверяется научно-методической службой колледжа.

Приложение 7.

Использование интерактивной доски на уроках

Лучший способ понять, как устроена интерактивная доска, просто попробовать поработать с ней. Вы увидите, как легко управлять компьютером прямо с доски. Все, что вы можете использовать на компьютере, есть и на интерактивной доске. Чтобы максимально использовать все возможности интерактивных досок, необходимо следующее.

Составляющие оборудования: интерактивная доска и программное обеспечение к ней, компьютер и проектор Вы также должны позаботиться о дополнительном программном обеспечении и других мультимедийных ресурсах. Также надо уделить внимание установке, эксплуатации/гарантии, безопасности, подключению к сети и Интернету.

Важно помнить, что возможны дополнительные траты, которые необходимо предусмотреть при использовании интерактивной доски. Например, могут понадобиться запасные лампы для проектора.

Для чего нужна интерактивная доска? Интерактивные доски могут изменить преподавание и обучение в различных направлениях. Вот три из них:

1. Презентации, демонстрации и создание моделей.

Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с интерактивной доской может улучшить понимание новых идей.

2. Активное вовлечение учащихся

Мотивация и вовлеченность учащихся на занятии может быть увеличена за счет использования интерактивной доски.

3. Улучшение темпа и течения занятия

Использование интерактивной доски может улучшить планирование, темп и течение урока.

Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, преподаватели и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. Она может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме. Преподаватели могут использовать доску для того, чтобы сделать представление идей увлекательным и динамичным. Доски позволяют учащимся взаимодействовать с новым материалом, а также являются ценным инструментом для преподавателей при объяснении абстрактных идей и концепций; На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Преподаватели могут рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске.

Исследования показали, что интерактивные доски, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для преподавателей, и для учеников.

Правильная работа с интерактивной доской может помочь преподавателям проверить знания учащихся. Правильные вопросы для прояснения некоторых идей развивают дискуссию, позволяет ученикам лучше понять материал. Управляя обсуждением, преподаватель может подтолкнуть учащихся к работе в небольших группах. Интерактивная доска становится центром внимания для всего класса. А если все материалы подготовлены заранее и легко доступны, она обеспечивает хороший темп урока.

Работа с интерактивными досками предусматривает простое, но творческое использование материалов. Файлы или страницы можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. Преподаватели говорят, что подготовка к уроку на основе одного главного файла помогает планировать и благоприятствует течению занятия. На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты лекции. Преподаватели и учащиеся делают все это у доски перед всем классом, что, несомненно, привлекает всеобщее внимание.

Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, тематические CD-ROMbi, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам зададут занятию бодрый темп: вы не будете тратить много времени на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент Перо, и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал.

Подобные методики привлекают к активному участию в занятиях. Все, что учащиеся делают на доске, можно сохранить и использовать в другой раз. Страницы можно разместить сбоку экрана, как эскизы, преподаватель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия.

Основные преимущества:

  • совместима с программами для всех лет обучения;

  • усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами;

  • предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе;

  • делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию.

Преимущества для преподавателей:

  • позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса;

  • поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов;

  • позволяет преподавателям сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;

  • позволяет преподавателям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;

  • удобна при работе в большой аудитории;

  • вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Преимущества для учащихся:

  • делает занятия интересными и развивает мотивацию;

  • предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;

  • освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске;

  • учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;

  • позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;

  • учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе;

  • им не нужна клавиатура, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом повышается вовлеченность учащихся начальных классов или детей с ограниченными возможностями.

Факторы эффективного использования:

  • обеспечение доступа к интерактивной доске, чтобы преподаватели могли набраться опыта;

  • использование доски не только преподавателями, но и учащимися;

  • предоставление преподавателю времени на подготовку к занятию;

  • временные затраты преподавателя для того, чтобы стать уверенным пользователем и подобрать ресурсы для занятия;

  • обмен идеями и ресурсами между преподавателями;

  • расположение доски в классе таким образом, чтобы не мешал солнечный свет и ничто не находилось между проектором и доской;

  • высокий уровень надежности и технической поддержки, чтобы свести к минимуму возможные проблемы.

Интерактивные доски - не просто электронные "меловые" доски. Обучение с их помощью гораздо эффективнее обучения только с компьютером и проектором. Чтобы максимально использовать возможности интерактивной доски необходимо тщательно спланировать занятие. К тому же уроки, созданные на интерактивной доске, можно использовать не один раз, и это сэкономит ваше время. Интерактивные доски предоставляют широкие возможности преподавания различных дисциплин. Многие преподаватели признаются, что стали планировать занятия на интерактивных досках вместе с коллегами со своей кафедры, что привело не только к экономии времени, но и улучшению общего качества материалов. Программное обеспечение для интерактивных досок позволяет четко структурировать занятия. Возможность сохранять уроки, дополнять их записями, улучшает способ подачи материала. Благодаря разнообразию материалов, которые можно использовать на интерактивной доске учащиеся гораздо быстрее схватывают новые идеи. Преподаватели, которые уже достаточно долго работают с досками, заметили, что качество их уроков заметно улучшилось. Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты учащихся повысятся благодаря работе с интерактивной доской, но многие преподаватели замечают, что ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на занятиях. Они активно обсуждают новые темы и быстрее запоминают материал. Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех ваших проблем моментально. И преподаватели совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Иногда доска может пригодиться только в самом начале занятия или во время обсуждения. Преподавателям необходимо освоить специальное программное обеспечение для интерактивных досок и его основные возможности. Еще важно определить, какие ресурсы могут помочь в работе с интерактивной доской.

Преподавание с помощью интерактивной доски имеет следующие преимущества:

  • материалы к уроку можно приготовить заранее - это обеспечит хороший темп занятия и сохранит время на обсуждения;

  • можно создавать ссылки с одного файла на другой - например, аудио-, видео-файлы или Интернет-страницы. Это позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов. Кроме того, к интерактивной доске можно подключить и другое аудио- и видеооборудование. Это важно при изучении иностранного языка, когда преподаватели хотят, чтобы учащиеся могли одновременно читать текст и слышать произношение;

  • материал можно структурировать по страницам, что требует поэтапного логического подхода, и облегчает планирование;

  • после занятия файлы можно сохранить в школьной сети, чтобы ученики всегда имели доступ к ним. Файлы можно сохранить в изначальном виде или такими, как они были в конце занятия вместе с дополнениями. Их можно использовать во время проверки знаний учащихся.

Интерактивная доска - это, в сущности, дисплей вашего компьютера. Значит, все, что есть на вашем компьютере, можно показать и на интерактивной доске. Это дает вам возможность использовать широкий спектр ресурсов, таких как:

  • Презентационное программное обеспечение

  • Текстовые редакторы . CD-ROMbi

  • Интернет

  • Изображения (фотографии, рисунки, диаграммы, изображения экрана)

  • Видео-файлы (отрывки телевизионных программ, видео-кассеты VHS или цифровые видео-изображения)

  • Звуковые файлы (отрывки кассет или радио, записи, сделанные учениками или другими преподавателями). Любой звук с CD-ROMa или Интернет-страницы также будет слышен, если у вас есть громкоговорители

  • Программное обеспечение для интерактивной доски

• Программное обеспечение, относящееся к различным предметам.

Возможно, занятия привлекут сразу несколько ресурсов, и преподаватель будет выбирать то, что ему нужно. Многие из вышеперечисленных ресурсов используют возможности компьютера, например, цвет, движение и звук, большинство из которых не всегда доступны на обычном уроке.

Простота использования этих устройств и разнообразие ресурсов увлекает учеников больше, чем традиционные занятия. Однако преподавателям часто приходится тратить достаточно много времени на поиск необходимых материалов.

Инструмент интерактивной доски

Воздействие на обучение

Цвет

Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет преподавателям выделять важные области и внимание к ней, связывать общие идеи или показывать и демонстрировать ход размышления. Примером может служить работа с географической картой или схемой пищеварительной системы организма.

Записи на экране

Возможность делать записи позволяет добавлять инструменты, вопросы и идеи к тексту, диаграммы или изображения. Все примечания можно сохранить, еще раз просмотреть или распечатать.

Аудио- и видео- вложения

Значительно усиливают подачу материала. На интерактивных досках также можно захватывать видео-изображения и сохранять их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и дополнять к нему записи.

Drag & drop

Помогает учащимся группировать идеи, определять достоинства и недостатки, сходства и различия, подписывать карты, схемы и многое другое.

Выделение отдельных частей экрана

Тест, схему или рисунок на интерактивной доске можно сохранить. Это позволяет преподавателям и ученикам фокусировать внимание на отдельных аспектах темы. Часть экрана можно скрыть, можно открыть его, когда будет нужно. Программное обеспечение интерактивных досок включает фигуры, которые могут помочь учащимся сконцентрироваться на определенной области знаний. Используя инструмент «прожектор», можно убрать определенные участки экрана и сфокусироватьвнимание на главном.

Вырезать и вставить

Объекты можно вырезать и стирать с экрана, копировать, вставлять, действия отменять или возвращать. Это придает учащимся больше уверенности - они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад или изменить что-нибудь.

Страницы

Страницы можно листать вперед и назад, демонстрируя определенные темы занятия или повторяя то, что некоторые из учеников не очень поняли. Страницы можно просматривать в любом порядке, а рисунки и тексты перетаскивать с одной страницы на другую.

Разделение экрана

Преподаватель может разделить изображение с экрана и показать его на разных досках. Это может пригодиться при тщательном исследовании предмета.

Поворот объекта

Позволяет перемещать объекты, показывая симметричные отражения

Соединение с электронным микроскопом

Позволяет рассматривать и исследовать микроскопические изображения

Drag & drop

Когда вы работаете на интерактивной доске, вы можете передвинуть любой объект на другое место с помощью опции «drag and drop» (тащить и отпустить). Это позволяет передвигать текст и рисунки в любое место на доске - просто нажмите на объект и тащите его; когда вы дошли до нужного места, отпустите нажатие. Точно так же, как вы передвигали бы монету по поверхности стола. Используя традиционные методы, такого же эффекта можно было бы добиться, написав слова на карточках или вырезав картинки и приклеив их к доске. Однако, такая работа на компьютере займет гораздо меньше времени и сэкономит место, где вы стали бы хранить карточки. Возможность передвигать объекты по доске помогает в таких занятиях, как соединение, классификация группировка, сортировка, заполнение пропусков, упорядочивание.

Ученики могут экспериментировать с заданием и передвигать объекты, попробовать снова. Дети считают, что это гораздо интереснее, чем делать работать в тетради, где постоянно возникают ошибки. Также можно провести дискуссию о том, что учащиеся видят на интерактивной доске. Правильно задавая вопросы, преподаватели помогут учащимся объяснить свои действия, продемонстрировать свое понимание проблемы и поделиться информацией со всем классом. Задания, использующие drag & drop идеальны для начала урока: они привлекают внимание всего класса. Можно использовать эту опцию для проверки знаний учеников или как введение в новую тему.

Использование подписей и выделения.

На занятии с интерактивной доской вы можете использовать все материалы, доступные на компьютере: таблицы, схемы, анимацию, аудио- и видео-записи. Разнообразие ресурсов предоставляет широкий выбор подходов к обучению. Когда вы работаете на интерактивной доске, вы можете взять маркер и сделать запись, добавить комментарий, нарисовать круг, подчеркнуть или выделить нужную информацию. Интерактивная доска помогает развивать обсуждение в классе. Конечно, можно писать и рисовать и на обычной доске. Но преимущества интерактивной доски в том, что добавлять записи можно к страницам, которые были приготовлены до занятия; после занятия записи на доске можно сохранить, не обязательно их стирать; можно использовать разные цвета, а также выделение, которое при традиционном методе преподавания доступно только на слайде оверхэд проектора.

Универсальность интерактивной доски обеспечит вовлеченность учеников в работу, особенно тех, кто воспринимает информацию в основном кинестетически. Записи и комментарии можно добавлять поверх любого изображения на экране, а затем сохранять их в нужном файле. Таким образом, учащиеся смогут воспользоваться файлом позже или распечатать его. Этот метод может быть удобен на различных занятиях - любое задание, которое включает сортировку, соединение, группировку и упорядочивание объектов, будет более эффективным на интерактивной доске.

Приложение 8.

Оборудование кабинета иностранного языка

Кабинет иностранного языка является учебным центром организации обучения и внеклассной работы, учащихся по данному предмету. В нем проводятся уроки, организуется работа кружков, различные мероприятия в рамках внеклассной работы по иностранному языку.

При оформлении кабинета или языковой лаборатории учитываются эстетические, гигиенические, экономические требования, а также требования научной организации труда учителей и учащихся в кабинете (языковой лаборатории) хранятся печатные, экранные и звуковые учебно-наглядные пособия.

К печатным пособиям относятся лексические и грамматические таблицы, тематические картины, сюжетные рисунки, аппликационный материал, альбом рисунков и фотографий, наборы транскрипционных знаков (букв алфавита), карта страны изучаемого языка, комплекты дидактических раздаточных материалов и другие виды печатных пособий, эпифильмы, программированные пособия.

3вуковые пособия включают грамзаписи и записи на магнитной ленте, содержащие паузированные упражнения, тексты для аудирования, стихи, рассказы и песни страны изучаемого языка, записи радиопередач, а также фонозаписи и диафильмы.

ЭКабинет - методическая лаборатория преподавателя и студентакранные пособия должны быть представлены сериями диапозитивов и диафильмами, учебными фильмами, кинофрагментами, кинокольцовками, транспарантами для кодоскопа.

Учебники иностранных языков выпускаются в комплекте с учебно-методическими пособиями (книгой для учителя, сериями грампластинок, таблиц и картин, аппликационным материалом, диафильмами, кинофрагментами и кинокольцовками). В книге для учителя определено назначение всех этих пособий, их место в учебном процессе, последовательность и взаимосвязь приемов использования их на каждом определенном уроке.

В дополнение к учебно-методическим комплектам преподаватель готовит различные виды раздаточных материалов для работы в условиях кабинета, в том числе карточки для парной, индивидуальной и самостоятельной работы с описанием ситуаций для диалогов, монологов и других видов работ: картинки или рисунки, подобранные к темам для индивидуального описания; таблицы с речевыми образцами для тренировки новой лексики и грамматики, карточки с текстами для чтения, подобранные с учетом индивидуальных знаний учащихся, папки с вырезками из газет и др., а также изотеку.

Неотъемлемой частью кабинета является книжный Фонд. Он состоит из научно-методической литературы для учителя и литературы для учащихся. Это журналы и книги по методике преподавания иностранных языков, литература по общим вопросам психологии, педагогики, языкознания, различные руководства по использованию средств обучения, программ по иностранным языкам, а также словари (двуязычные, фразеологические, специальные), вырезки из газет, различные информационные и справочные материалы о стране изучаемого языка.

Литература для учащихся включает учебники, словари, книги для внеклассного чтения, пособия для кружковой внеклассной работы и факультативных занятий, переводы произведений писателей страны изучаемого языка. В кабинете иностранного языка должен быть' список адаптированной литературы, рекомендуемой для чтения. Ведение библиотеки можно поручить учащимся старших классов.

ВКабинет - методическая лаборатория преподавателя и студента кабинете иностранного языка необходимо иметь фонотеку, фильмотеку и диатеку. Магнитные записи и грампластинки хранятся в специальном шкафу. Магнитные записи следует хранить в специальных коробках в вертикальном положении. На коробках с магнитной записью должна быть сделана наклейка с указанием ее названия и скорости, иностранного языка, на котором сделана запись, длительности звучания, количества дорожек, автора, диктора; на боковой стороне ставится номер, под которым она записана в регистрационной книге. Такой порядок хранения дает возможность быстро найти нужную запись и получить интересующие сведения о ней.

Для хранения грампластинок используются специальные стойки из фанеры с вертикальными перегородками, между которыми можно установить 1015 грампластинок. Грампластинки нумеруются и заносятся в картотеку либо в книгу учета с указанием тех данных, которые имеются на наклейке грампластинки.

Магнитные записи и грамзаписи не следует хранить под прямым и лучами солнца. Диафильмы должны находиться в специальном ящике с гнездами для размещения коробочек с диафильмами. Кинофрагменты хранятся в вертикальном положении. Диафильмы заносятся в книгу учета и нумеруются, что облегчает поиск нужного диафильма или кинофрагмента перед уроком. На крышку каждого диафильма наклеивается этикетка с номером диафильма и названием.

ДКабинет - методическая лаборатория преподавателя и студенталя хранения таблиц и репродукций с картин в кабинете оборудуются специальные ящики-шкафы, которые размещаются под классной доской или в другом удобном месте. Таблицы и картины раскладываются по классам и по разделам программ. В кабинете должна быть карт·отека учебного оборудования и методическая картотека.

Немаловажное значение для обучения иностранному языку имеет и оформление кабинета. На стенах можно повесить портреты видных писателей и ученых, выдающихся людей страны изучаемого языка, под портретами поместить выписки из произведений известных писателей о важности изучения иностранных языков.

ИКабинет - методическая лаборатория преподавателя и студентантерьер кабинета должен быть тщательно продуман. На передней (демонстрационной) стене кабинета размещается классная доска с откидными полями и приспособлениями для демонстрации пособий, а также экран. На свободной части стены можно разместить справочные таблицы, над доской - алфавит.

Боковая стена (экспозиционная) служит для размещения рабочих тематических и юбилейных стендов. Площадь экспозиции должна быть сокращена до минимума, необходимого для нескольких уроков. Здесь помещаются также пособия, касающиеся изучения отдельных программных тем, материалы по стране изучаемого языка, карта страны изучаемого языка, рекомендации для выполнения самостоятельных работ учащимися.

У задней стены размещаются секционные шкафы для хранения книжного фонда, дидактического раздаточного материала по классам и темам, различные аудиовизуальные пособия. Оснащение кабинета рациональное продумывание методики использования технических средств обучения дает возможность индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения при использовании различных обучающих программ, вырабатывать у учащихся навык самоконтроля и самокоррекции при организации индивидуальной и парной работы, создать предпосылки для развития навыков самостоятельной работы, обеспечить благоприятные условия для творческой работы учителя и повышения эффективности учебного процесса.

Тематическое оформление кабинета иностранного языка включает стенд о стране изучаемого языка (общие сведения, государственные символы, карту, сведения о государственном устройстве, политических партиях, молодежных организациях, системе образования); стенды «Страна изучаемого языка сегодня», «У нас в стране», «Мы изучаем иностранный язык».

Рекомендуется также установить передвижные легкие стенды для съемных наглядных материалов, необходимых для проведения урока. Желательно в одном из углов кабинета смонтировать в форме веера. на металлической стойке (скобе) таблицы со справочными материалами по иностранному языку (средства оформления монологического высказывания, функциональные реплики, фразы классного обихода, грамматические таблицы и т. д.).

На отдельном столе должна лежать справочная литература (двуязычные и толковые словари, грамматический справочник, сборники упражнений и т. д.) для использования учащимися в учебноречевой деятельности на уроке.

Оборудование рабочего места учащегося в кабинете иностранного языка

На оборудование рабочего места учащегося в кабинете иностранного языка следует обратить особое внимание. Оно должно быть таким, чтобы учащемуся было удобно выполнять задания учителя, чтобы он мог, используя соответствующее оборудование, подготовить себя к речевым высказываниям на иностранном языке, оформлять монологическую и диалогическую речь; научиться чтению и письму. Вместе с тем правильное оформление рабочего места поможет учащимся интенсифицировать их учебную деятельность, подготовиться к работе, увеличить время активной работы над языком, сэкономить время учителя.

Рабочее место должно иметь постоянное оформление и оформление, обеспечивающее конкретный урок. Постоянное оформление может быть в двух вариантах: 1) для данного класса; 2) на весь период обучения.

Постоянное оформление рабочего места подразумевает наличие следующих элементов:

1) грамматического справочника и таблиц спряжения неправильных глаголов;

2) двуязычных словарей (иноязычно-русских, русско-иноязычных) ;

3) подстановочных таблиц к основным речевым образцам;

4) основных средств оформления монологической

и диалогической речи;

5) разговорных формул;

6) списка высказываний классного обихода;

7) списка слов и фраз для обучения языковой догадке, включающего интернациональные и однокорневые слова, слова с различными словообразо· вательными элементами, звукоподражательные слова и т. Д.;

8) списка фразеологизмов и пословиц с иллюстрирующими их рисунками.

Элементы постоянного оформления рабочего места выполняются на ватмане или картоне, который помещается в прозрачную полиэтиленовую пленку и нанизывается на металлическую дужку.

Оформление рабочего места для конкретного урока производится накануне: в ящички на каждом столе помещаются раздаточные материалы (карточки, картинки, таблицы), которые помогут учителю организовать учебную деятельность учащихся на уроке и управлять ею.

Приложение 9.

«Методические рекомендации по оформлению

и содержанию учебного кабинета начальной школы»

А. Дистервейг подчеркивал необходимость «принимать во внимание различные моменты или предметы, определяющие преподавательскую деятельность. А именно: 1) человека, подлежащего обучению, ученика-субъекта; 2) предмет учения и обучения - учебный предмет - объект; 3) внешние условия, в которых находится ученик, время, место и т.д.; 4) обучающего учителя».

Подробнее остановимся на третьем направлении в этой классификации - «внешние условия, в которых находится ученик», т.е. комфортная внутришкольная среда как внутреннее пространство школы или учебного класса, а также система ее (среды) условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье учащихся; способствующих их оптимальной вовлеченности в образовательную деятельность (ОД) и успешной самореализации.

Поэтому, работа по оформлению и содержанию учебного кабинета для младших школьников возможна по следующим направлениям:

Эстетическое оформление кабинета:

а) цветовое:

  • 6,5-8 лет - предпочитают красный, пурпурный и розовый цвета;

  • 9-11 лет - оранжевый и желто-зеленый цвета.

  • зеленый цвет - успокаивает, клонит ко сну;

  • желтый цвет - веселое и радостное настроение;

  • коричневый - жесткий;

  • фиолетовый и синий - неуверенность, мрачный настрой;

  • голубой - легкий;

  • желтый и красный цвета желательно использовать в небольших дозах;

  • зеленая передняя стена при желтых боковых стенах создает благоприятные условия для работы;

  • красный - сила, активность;

б) Зеленая зона:

  • многообразие декоративных цветов, желательно в отдельно отведенном месте;

  • информационные карты о цветах (название цветка, семейство и т.д.).

Уголок здорового образа жизни:

- Здоровый образ жизни.

-ПДД.

-ОБЖ.

Содержание направлений:

• наличие соответствующих стендов, информационных уголков, видеотеки,справочных материалов, рекомендаций, наглядных пособий, инвентаря;

  • наличие тренажеров для глаз (в электронном и бумажном варианте), софитов над доской;

  • мебель в соответствии с ростом (цветовая маркировка);

  • правила поведения в чрезвычайных ситуациях (плакаты, схема эвакуации из здания и т.п.).

Документация кабинета:

Паспорт кабинета:

1) Функциональное назначение имеющегося в нем оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов и т.д.

  1. Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование.

  2. Правила пользования учебным кабинетом для учащихся.

  3. План работы на учебный год и перспективу (для учащихся, родителей, коллег).

Соблюдение санитарно-гигиенических норм:

  • освещенность, состояние мебели;

  • размеры проходов, расстояния между предметами: между рядами двухместных столов - не менее 60 см, от столов до продольной стены - не менее 50-70 см, от первой парты до учебной доски - 2,4-2,7 м, наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски - 860 см, высота нижнего края учебной доски над полом-80-90 см1.

Кабинет позволяет развивать общеучебные умения и навыки:

Учебно-организационные: оптимальная организация ученических мест, места педагога, наличие ТСО (может входить и Интерактивная доска).

Учебно-интеллектуальная: схемы, модели, занимательные стенды по предметам или темам; ребусы, кроссворды, уголок «Почемучка», «Вопросы и ответы», «Занимательная математика» (и др. предметы), «А знаете ли вы?..».

Учебно-информационные:

Наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов:

  • рекомендации по планированию учебной деятельности;

  • по организации и выполнению домашней работы;

  • по тестированию, контролю и оценке;

  • доска результативности;

  • памятки для учащихся, справочники, энциклопедии.

Учебно-коммуникативные:

  • памятки или стенды по формированию речевых стереотипов;

  • памятки по написанию сочинений, изложений, работе с текстом и т.д. Кабинет позволяет активизировать содержание образования

на разных уровнях:

Репродуктивном: раздаточный систематизированный материал для упражнений тренировочного характера.

Редуктивном (частично-поисковом): разнообразный систематизированный дидактический и раздаточный материал.

Продуктивном (творческом): разнообразный систематизированный дидактический и раздаточный материал.

Самостоятельная работа: материалы для организации дифференцированной работы на уроках и во внеурочное время, организации самоподготовки в ГПД, дома.

Организация деятельности во внеурочное время (ГПД, кружки, факультативы):

Библиотека «Почемучки»:

  • классификация по жанрам или по темам;

  • рекомендации, привлекающие учеников к чтению литературы («Прочитай, это интересно...», «Из книги ... ты сможешь узнать...», «Чтение по интересам» и т.п.;

  • .доступное, удобное пользование библиотекой. Зона релаксации (отдыха):

  • наличие специально отведенного места в классе;

• создание условий (мягкая мебель (желательно из кожи или кожзаменителя для удобства обработки, ковровый настил или ковер, игровые наборы, музыкальная релаксация (муз. центр и подборка кассет, дисков, пластинок по темам), питьевая вода (куллер, обработка посуды), цветы, рыбки и т.д.).

Кабинет должен помогать реализовывать цель:

Образовательную и развивающую: наличие комплекта дидактических материалов, тестов, раздаточных материалов, таблиц, учебников.

Воспитательную: Российская атрибутика, материалы и стенд по краеведению, информационный материал по нравственным темам и т.д.

1 Источник: СанПиН 2.4.2.1178-02, утвержденные и введенные в действие Постановлением главного санитарного врача РФ от 28.11.2002 г. № 44, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 г., per. № 3997.


© 2010-2022