• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Выступление зам. директора МБОУ Кубинская СОШ №2 им. Героя Советского Союза Безбородова В. П. Мартьяновой Л. И. на семинаре «Реализация единых задач и требований ФГОС при переходе от начального к основному общему образоваию» 26. 02. 2015

Выступление зам. директора МБОУ Кубинская СОШ №2 им. Героя Советского Союза Безбородова В. П. Мартьяновой Л. И. на семинаре «Реализация единых задач и требований ФГОС при переходе от начального к основному общему образоваию» 26. 02. 2015

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление зам. директора МБОУ Кубинская СОШ №2 им. Героя Советского Союза Безбородова В.П. Мартьяновой Л.И. на семинаре «Реализация единых задач и требований ФГОС при переходе от начального к основному общему образоваию»

26. 02.2015 г.п.КубинкаВыступление зам. директора МБОУ Кубинская СОШ №2 им. Героя Советского Союза Безбородова В.П. Мартьяновой Л.И. на семинаре «Реализация единых задач и требований ФГОС при переходе от начального к основному общему образоваию» 26. 02.2015Выступление зам. директора МБОУ Кубинская СОШ №2 им. Героя Советского Союза Безбородова В.П. Мартьяновой Л.И. на семинаре «Реализация единых задач и требований ФГОС при переходе от начального к основному общему образоваию» 26. 02.2015



Слайд 1

ФГОС. ПРЕЕСТВЕННОСТЬ И РАЗВИТИЕ. ( из опыта работы)

Слайд 2

Стандарт - это средство образования, его постоянного воспроизводства обеспечения стабильности качества и развития.

Стандарт, будучи стабильным, в то же время динамичен и открыт для изменений, отражающих общественные потребности и возможности системы образования.

Слайд 3

В основе ФГОС лежит принцип:

Единство преемственности и развития, т.е.

преемственно развивает многие идеи, реализованные (или декларированные) в предшествующих проектах образовательных стандартов (или их аналогах);

обеспечивает преемственность, как ступеней общего образования, так и всей системы основных образовательных программ - от дошкольных до профессиональных.

Слайд 4

Стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, среднего образования.

Слайд 5

ФГОС ступеней обучения - преемственность и развитие:

Федеральный

государственный

образовательный стандарт начального общего образования

Федеральный

государственный

образовательный стандарт основного общего образования

Слайд 6

Что такое преемственность

Преемственность - это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации.

Слайд 7

Преемственность в образовании

- это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.

Слайд 7

Преемственность

- это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.

Слайд 8

Основанием преемственности

разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться.

«…главная задача начальных классов - это научить ребенка учиться. Научить пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным. Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения. В начальных классах мы очень робко и несмело даем в руки ребенку инструмент, без совершенного владения которым невозможно представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие. А потом в средних классах учителя требуют, чтобы инструмент этот в руках ребенка действовал быстро и безотказно. Учитель даже не интересуется, в каком состоянии этот инструмент, забывает, что его постоянно надо налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный инструмент в руках ребенка сломался и только поэтому ребенок не может дальше учиться».

Василий Александрович Сухомлинский,
книга «Разговор с молодым директором школы»

Слайд 9

Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности.

Слайд 10

Приоритетная цель школьного образования:

  • развитие у ученика способности

Научить учиться



самостоятельно ставить учебную задачу,

  • проектировать пути её реализации,

контролировать и оценивать свои

достижения.

Слайд 11

Путь достижения этой цели - формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Слайд 12

Овладение учащимися УУД

создает возможность самостоятельного и успешного усвоения новой учебной компетентности.

Слайд 13

Программа формирования УУД

включает в себя:

- ценностные ориентиры содержания образования;

- характеристики УУД и типовые задачи их формирования;

- преемственность УУД при переходе от начального к общему образованию.

Слайд 14

Преемственность при переходе от начального к общему образованию должна осуществляться на уровне:

- целей и задач;

- содержания образования;

- организационных форм;

- планируемых результатов

Слайд 15

УУД

  • в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться

  • и более узком (психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося

Слайд 16

ФГОС предусматривает формирование основ учебной деятельности ребёнка

НОО

ООО

обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

обеспечивать личностное самоопределение учащихся: формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.

Слайд 17

ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие

Метапредметные результаты

НОО

ООО

  • освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие

  • овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться,

  • и межпредметными понятиями

  • освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные),

  • способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике,

  • самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,

  • построение индивидуальной образовательной траектории

Слайд 18

ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие

Цель НОО

Цель ООО

учить ученика учиться

учить ученика учиться в общении

Слайд 19

В программе ООО нашёл отражение принцип преемственности НОО, в ней предусматривается дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД, продолжается формирование умения учиться.

Слайд 20

Требования к результатам Вывод
Преемственность - это двухсторонний процесс. С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны - основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал

Сегодня российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные направления государственной образовательной политики.

Изменение социального и государственного заказа к системе образования нашло свое отражение в ФГОС нового поколения, которые предполагают значительную самостоятельность образовательного учреждения в организации образовательного процесса, осознание и признание безусловной ценности становящейся личности ученика, ценностей универсального образования, приоритет смысловой образовательной парадигмы, реализацию творческого, исследовательского компонента деятельности учителей и администрации.

Стандарт включает в себя требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, среднего образования. Поэтому успешная реализация новой образовательной программы начального общего образования невозможна без организации преемственности между начальной и основной школами, личностной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса. В связи с этим в рамках реализации комплексного подхода к инновационным процессам, связанным с внедрением ФГОС как наиболее актуальные для деятельности нашего образовательного учреждения нами рассматриваются:

  • новые подходы к организации школьной инфраструктуры в начальной школе;

  • новые подходы к организации труда учителей-предметников;

  • новые подходы к измерениям образовательных результатов школьников;

  • новые (воспроизводимые) технологии организации учебной и внеучебной деятельности;

  • поиск возможностей обеспечения индивидуальных образовательных запросов всех субъектов образовательного процесса;

  • использование новых форм и методов обеспечения мотивационной готовности учителей к повышению своего профессионального мастерства;

  • формирование готовности учителей к организации преемственности учащихся начальной школы и основной в рамках ФГОС»

Работа всего коллектива нацелена на решение взаимосвязанных организационно-педагогических задач, на решение которых направлена деятельность школы.

  • 1. Создание условий для формирования у выпускников начальной школы не только предметных умений и навыков, но и различных компетенций, путем включения учащихся в учебно-воспитательный процесс, в различные виды деятельности, в которых личность ученика может раскрыться во всем ее многообразии.

В первую очередь необходимость решения этой задачи связана с тем, что выпускники начальной школы в пятом классе часто испытывают трудности из-за того, что недостаточно сформированы такие умения, как самостоятельное распределение своего времени, принятие определённых решений в процессе текущей работы, умение самостоятельно работать, вступать в диалог, выражать свои мысли, вести беседу, слушать и слышать собеседника, уважать его чувства и мысли.

  • 2. Выработка и реализация единых требований к осуществлению образовательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.

  • Необходимость решения данной задачи связана с тем, что в настоящее время наблюдается снижение качества знаний у большинства учащихся при переходе из начальной в среднюю школу. Как показали проведенные исследования, это связано, в том числе, и с отсутствием единых критериев оценки качества образования на разных ступенях обучения, недостаточно эффективной организацией единого информационного пространства образовательного учреждения и согласованностью позиций учителей начальной и средней школы.

Мы определили, что в условиях введения стандартов преемственность главным образом выражается в согласовании образовательной программы начального и основного общего образования.

Разработка образовательной программы - один из основных единичных проектов введения ФГОС

Программы начального и основного общего образования должны быть согласованы по следующим пунктам:

  1. Определение единых образовательных целей и задач.

  2. Подбор единого комплекса средств обучения (УМК, используемых технологий, методов, форм обучения).

  3. Выполнение единых требований к условиям организации образовательного процесса (материально-техническое оснащение кабинетов, кадровые, финансовые, методические).

  4. Установление единых требований к оценке результатов обучения.

  5. Организация внеурочных занятий и внеклассной работы учащихся во взаимодействии с родителями.

По проблемам введения ФГОС в школе состоялись следующие мероприятия:

  • Совместные заседания ШМО предметников -учителей основной школы

  • Проведены педсоветы по темам « ФГОС . Условия реализации новых требований.»; « Первые итоги работы по ФГОС НОО », «Развитие профессионализма современного педагога в соответствии с ФГОС»

  • Практические семинары « Использование ЭОР, ЦОР в современном образовательном процессе», «Поддержка одарённых детей в рамках реализации основной образовательной программы»

  • Декада начальной школы "Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности"

  • Взаимопосещение уроков

Преобразования в структуре и содержании начального и основного образования не сняли вопроса: «Как помочь ребёнку при переходе на следующую ступень?»

Преемственность между младшим и средним школьным возрастом рассматривается нами на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребёнка и определяется степенью его готовности самостоятельно добывать и применять знания.

Согласно новым стандартам непрерывность и преемственность в обучении - это факторы, обеспечивающие эффективность образования. Ведущие принципы ФГОС - принципы ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И РАЗВИТИЯ.

Укреплению преемственности служат следующие направления:

  1. Полные данные о выпускниках начальной школы («Портфель достижений»).

  2. Подготовленность учителя к работе с детьми этого возраста.

  3. Совместная методическая работа учителей-предметников и учителя начальных классов.

  4. Согласованность в содержании учебных курсов начальной и средней школы.

  5. Единые требования к учащимся.

  6. Согласованность в нормах выставления оценок.

  7. Работа с родителями.

  8. Совместные внеклассные мероприятия.

Слайд 21

Стандарт для каждой ступени общего образования содержит ЛИЧНОСТНЫЙ ОРИЕНТИР - портрет выпускника соответствующей ступени.

Позиции, характеризующие ученика основной школы, - это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы.

Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Этот компонент стандарта считается ведущим и системообразующим. Формируя эту составляющую, разработчики проекта руководствовались тем, что новые образовательные стандарты - это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов.

Слайд 22

Часто узко понимается преемственность и непрерывность между начальной и основной школой. Долгое время считалось, что преемственность касается лишь содержания обучения. На самом деле ученикам переход в пятый класс дается тяжело, потому необходимо выстраивать преемственность не только на уровне содержания, но и на дидактическом, психологическом и методическом уровнях. Образование - непрерывный процесс, растянутый на всю жизнь, речь идет о целевом и содержательном единстве всей системы непрерывного образования.

Слайд 23

Преемственность при введении ФГОС ООО должна наблюдаться не только в целях, задачах, формах, методах, результатах обучения и воспитания, но и педагогических технологиях, которые, должны «взрослеть» вместе с детьми. Эта проблема, видимо, особо актуальна на переходе от младшей степени к основной.

Непрерывность должна наблюдаться, кроме всего перечисленного, и в профессиональном развитии педагогических работников и в работе с родителями.

Если говорить о ФГОС начальной школы, то семейная общественность, как правило, охотно вовлекается в жизнь класса: найти общий язык с одним педагогом им проще, чем с пятью-семью учителями-предметниками. Работа с родителями - это не только пояснения к основным положениям стандарта, но и включение родителей в совместную с образовательными учреждениями творческую деятельность. Надо включать семью не столько в обсуждение наших профессиональных проблем, сколько в непосредственное решение задач, поставленных стандартом. Поэтому очень важно, чтобы идеи стандарта, связанные с индивидуальными и коллективными проектами, с исследовательской работой, с организацией богато оркестрованной внеурочной детской жизни, не были забыты в подростковой школе, где проектная деятельность становится обязательной.

Введение федеральных образовательных стандартов основного общего образования во многом изменит школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно- образовательной среде, далеко выходящей за границы школы, новых отношения ученик- учитель-родитель. Конечно, это очень серьезная и ответственная работа, в ходе которой возникают трудности и проблемы. Но ее конечный результат, я уверена, принесет радость и удовлетворение всем участникам образовательного процесса. А главное - мы вырастим образованного и достойного человека.

4


© 2010-2022