- Преподавателю
- Директору, завучу
- Выступление зам. директора МБОУ Кубинская СОШ №2 им. Героя Советского Союза Безбородова В. П. Мартьяновой Л. И. на семинаре «Реализация единых задач и требований ФГОС при переходе от начального к основному общему образоваию» 26. 02. 2015
Выступление зам. директора МБОУ Кубинская СОШ №2 им. Героя Советского Союза Безбородова В. П. Мартьяновой Л. И. на семинаре «Реализация единых задач и требований ФГОС при переходе от начального к основному общему образоваию» 26. 02. 2015
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мартьянова Л.И. |
Дата | 04.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Выступление зам. директора МБОУ Кубинская СОШ №2 им. Героя Советского Союза Безбородова В.П. Мартьяновой Л.И. на семинаре «Реализация единых задач и требований ФГОС при переходе от начального к основному общему образоваию»
26. 02.2015 г.п.Кубинка
Слайд 1
ФГОС. ПРЕЕСТВЕННОСТЬ И РАЗВИТИЕ. ( из опыта работы)
Слайд 2
Стандарт - это средство образования, его постоянного воспроизводства обеспечения стабильности качества и развития.
Стандарт, будучи стабильным, в то же время динамичен и открыт для изменений, отражающих общественные потребности и возможности системы образования.
Слайд 3
В основе ФГОС лежит принцип:
Единство преемственности и развития, т.е.
преемственно развивает многие идеи, реализованные (или декларированные) в предшествующих проектах образовательных стандартов (или их аналогах);
обеспечивает преемственность, как ступеней общего образования, так и всей системы основных образовательных программ - от дошкольных до профессиональных.
Слайд 4
Стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, среднего образования.
Слайд 5
ФГОС ступеней обучения - преемственность и развитие:
Федеральный
государственный
образовательный стандарт начального общего образования
Федеральный
государственный
образовательный стандарт основного общего образования
Слайд 6
Что такое преемственность
Преемственность - это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации.
Слайд 7
Преемственность в образовании
- это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.
Слайд 7
Преемственность
- это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.
Слайд 8
Основанием преемственности
разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться.
«…главная задача начальных классов - это научить ребенка учиться. Научить пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным. Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения. В начальных классах мы очень робко и несмело даем в руки ребенку инструмент, без совершенного владения которым невозможно представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие. А потом в средних классах учителя требуют, чтобы инструмент этот в руках ребенка действовал быстро и безотказно. Учитель даже не интересуется, в каком состоянии этот инструмент, забывает, что его постоянно надо налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный инструмент в руках ребенка сломался и только поэтому ребенок не может дальше учиться».
Василий Александрович Сухомлинский,
книга «Разговор с молодым директором школы»
Слайд 9
Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности.
Слайд 10
Приоритетная цель школьного образования:
-
развитие у ученика способности
Научить учиться
самостоятельно ставить учебную задачу,
-
проектировать пути её реализации,
контролировать и оценивать свои
достижения.
Слайд 11
Путь достижения этой цели - формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Слайд 12
Овладение учащимися УУД
создает возможность самостоятельного и успешного усвоения новой учебной компетентности.
Слайд 13
Программа формирования УУД
включает в себя:
- ценностные ориентиры содержания образования;
- характеристики УУД и типовые задачи их формирования;
- преемственность УУД при переходе от начального к общему образованию.
Слайд 14
Преемственность при переходе от начального к общему образованию должна осуществляться на уровне:
- целей и задач;
- содержания образования;
- организационных форм;
- планируемых результатов
Слайд 15
УУД
-
в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться
-
и более узком (психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося
Слайд 16
ФГОС предусматривает формирование основ учебной деятельности ребёнка
НОО
ООО
обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
обеспечивать личностное самоопределение учащихся: формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.
Слайд 17
ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие
Метапредметные результаты
НОО
ООО
-
освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие
-
овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться,
-
и межпредметными понятиями
-
освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные),
-
способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике,
-
самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,
-
построение индивидуальной образовательной траектории
Слайд 18
ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие
Цель НОО
Цель ООО
учить ученика учиться
учить ученика учиться в общении
Слайд 19
В программе ООО нашёл отражение принцип преемственности НОО, в ней предусматривается дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД, продолжается формирование умения учиться.
Слайд 20
Требования к результатам Вывод
Преемственность - это двухсторонний процесс. С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны - основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал
Сегодня российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные направления государственной образовательной политики.
Изменение социального и государственного заказа к системе образования нашло свое отражение в ФГОС нового поколения, которые предполагают значительную самостоятельность образовательного учреждения в организации образовательного процесса, осознание и признание безусловной ценности становящейся личности ученика, ценностей универсального образования, приоритет смысловой образовательной парадигмы, реализацию творческого, исследовательского компонента деятельности учителей и администрации.
Стандарт включает в себя требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, среднего образования. Поэтому успешная реализация новой образовательной программы начального общего образования невозможна без организации преемственности между начальной и основной школами, личностной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса. В связи с этим в рамках реализации комплексного подхода к инновационным процессам, связанным с внедрением ФГОС как наиболее актуальные для деятельности нашего образовательного учреждения нами рассматриваются:
-
новые подходы к организации школьной инфраструктуры в начальной школе;
-
новые подходы к организации труда учителей-предметников;
-
новые подходы к измерениям образовательных результатов школьников;
-
новые (воспроизводимые) технологии организации учебной и внеучебной деятельности;
-
поиск возможностей обеспечения индивидуальных образовательных запросов всех субъектов образовательного процесса;
-
использование новых форм и методов обеспечения мотивационной готовности учителей к повышению своего профессионального мастерства;
-
формирование готовности учителей к организации преемственности учащихся начальной школы и основной в рамках ФГОС»
Работа всего коллектива нацелена на решение взаимосвязанных организационно-педагогических задач, на решение которых направлена деятельность школы.
-
1. Создание условий для формирования у выпускников начальной школы не только предметных умений и навыков, но и различных компетенций, путем включения учащихся в учебно-воспитательный процесс, в различные виды деятельности, в которых личность ученика может раскрыться во всем ее многообразии.
В первую очередь необходимость решения этой задачи связана с тем, что выпускники начальной школы в пятом классе часто испытывают трудности из-за того, что недостаточно сформированы такие умения, как самостоятельное распределение своего времени, принятие определённых решений в процессе текущей работы, умение самостоятельно работать, вступать в диалог, выражать свои мысли, вести беседу, слушать и слышать собеседника, уважать его чувства и мысли.
-
2. Выработка и реализация единых требований к осуществлению образовательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.
-
Необходимость решения данной задачи связана с тем, что в настоящее время наблюдается снижение качества знаний у большинства учащихся при переходе из начальной в среднюю школу. Как показали проведенные исследования, это связано, в том числе, и с отсутствием единых критериев оценки качества образования на разных ступенях обучения, недостаточно эффективной организацией единого информационного пространства образовательного учреждения и согласованностью позиций учителей начальной и средней школы.
Мы определили, что в условиях введения стандартов преемственность главным образом выражается в согласовании образовательной программы начального и основного общего образования.
Разработка образовательной программы - один из основных единичных проектов введения ФГОС
Программы начального и основного общего образования должны быть согласованы по следующим пунктам:
-
Определение единых образовательных целей и задач.
-
Подбор единого комплекса средств обучения (УМК, используемых технологий, методов, форм обучения).
-
Выполнение единых требований к условиям организации образовательного процесса (материально-техническое оснащение кабинетов, кадровые, финансовые, методические).
-
Установление единых требований к оценке результатов обучения.
-
Организация внеурочных занятий и внеклассной работы учащихся во взаимодействии с родителями.
По проблемам введения ФГОС в школе состоялись следующие мероприятия:
-
Совместные заседания ШМО предметников -учителей основной школы
-
Проведены педсоветы по темам « ФГОС . Условия реализации новых требований.»; « Первые итоги работы по ФГОС НОО », «Развитие профессионализма современного педагога в соответствии с ФГОС»
-
Практические семинары « Использование ЭОР, ЦОР в современном образовательном процессе», «Поддержка одарённых детей в рамках реализации основной образовательной программы»
-
Декада начальной школы "Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности"
-
Взаимопосещение уроков
Преобразования в структуре и содержании начального и основного образования не сняли вопроса: «Как помочь ребёнку при переходе на следующую ступень?»
Преемственность между младшим и средним школьным возрастом рассматривается нами на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребёнка и определяется степенью его готовности самостоятельно добывать и применять знания.
Согласно новым стандартам непрерывность и преемственность в обучении - это факторы, обеспечивающие эффективность образования. Ведущие принципы ФГОС - принципы ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И РАЗВИТИЯ.
Укреплению преемственности служат следующие направления:
-
Полные данные о выпускниках начальной школы («Портфель достижений»).
-
Подготовленность учителя к работе с детьми этого возраста.
-
Совместная методическая работа учителей-предметников и учителя начальных классов.
-
Согласованность в содержании учебных курсов начальной и средней школы.
-
Единые требования к учащимся.
-
Согласованность в нормах выставления оценок.
-
Работа с родителями.
-
Совместные внеклассные мероприятия.
Слайд 21
Стандарт для каждой ступени общего образования содержит ЛИЧНОСТНЫЙ ОРИЕНТИР - портрет выпускника соответствующей ступени.
Позиции, характеризующие ученика основной школы, - это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы.
Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Этот компонент стандарта считается ведущим и системообразующим. Формируя эту составляющую, разработчики проекта руководствовались тем, что новые образовательные стандарты - это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов.
Слайд 22
Часто узко понимается преемственность и непрерывность между начальной и основной школой. Долгое время считалось, что преемственность касается лишь содержания обучения. На самом деле ученикам переход в пятый класс дается тяжело, потому необходимо выстраивать преемственность не только на уровне содержания, но и на дидактическом, психологическом и методическом уровнях. Образование - непрерывный процесс, растянутый на всю жизнь, речь идет о целевом и содержательном единстве всей системы непрерывного образования.
Слайд 23
Преемственность при введении ФГОС ООО должна наблюдаться не только в целях, задачах, формах, методах, результатах обучения и воспитания, но и педагогических технологиях, которые, должны «взрослеть» вместе с детьми. Эта проблема, видимо, особо актуальна на переходе от младшей степени к основной.
Непрерывность должна наблюдаться, кроме всего перечисленного, и в профессиональном развитии педагогических работников и в работе с родителями.
Если говорить о ФГОС начальной школы, то семейная общественность, как правило, охотно вовлекается в жизнь класса: найти общий язык с одним педагогом им проще, чем с пятью-семью учителями-предметниками. Работа с родителями - это не только пояснения к основным положениям стандарта, но и включение родителей в совместную с образовательными учреждениями творческую деятельность. Надо включать семью не столько в обсуждение наших профессиональных проблем, сколько в непосредственное решение задач, поставленных стандартом. Поэтому очень важно, чтобы идеи стандарта, связанные с индивидуальными и коллективными проектами, с исследовательской работой, с организацией богато оркестрованной внеурочной детской жизни, не были забыты в подростковой школе, где проектная деятельность становится обязательной.
Введение федеральных образовательных стандартов основного общего образования во многом изменит школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно- образовательной среде, далеко выходящей за границы школы, новых отношения ученик- учитель-родитель. Конечно, это очень серьезная и ответственная работа, в ходе которой возникают трудности и проблемы. Но ее конечный результат, я уверена, принесет радость и удовлетворение всем участникам образовательного процесса. А главное - мы вырастим образованного и достойного человека.
4