Мастер-класс для зам директоров по воспитательной работе

Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обучающая программа для зам. директоров по ВР «Педагогические компетенции в работе с детским коллективом. Ученическое самоуправление».

Построение работы курса

  1. Вступительное слово, представление. (5 минут)

  2. Знакомство «Моя социальная роль. Ключевые педагогические компетенции в работе с детским коллективом»; (25 минут)

  3. Упражнение «Галерея»; (40 минут)

  4. Концепция самоуправления; (15 минут)

  5. Работа в группах «структура самоуправления». (15 минут)

  6. Работа с детским коллективом: поэзия в работе. (25 минут)

  7. Социальное проектирование:

Лестница успеха (30 минут)

Экспертиза (25 минут)

Разработка проекта (30 минут)

  1. Прощание - я дарю тебе сердце. (25 минут)

Вступительное слово.

Уважаемые коллеги! Работа с детским коллективом, с социально-активной и социально-неблагополучной её частью не является работой. Это служба. Это постоянный поиск и постоянная четкая жизненная позиция. Вы - для всех пример, маяк, лидер, во всяком случае, я желаю, чтобы вы были для детей лидерами. Мы говорим, что сейчас стало трудно с детьми, но я скажу так - детям стало очень трудно становится людьми и делать это все труднее, так как информационная среда этому не способствует. Какое счастье, что у наших детей есть мы. Здоровья нам и счастья!

Тема ученического самоуправления - это тема лидера, вожака, искорки, которую мы зажигаем в детских сердцах, и справиться с данной задачей можно только имея четкую активную позицию, проявляя много энергии и жизнелюбия.

Чтобы успешно реализовать в своей работе социальные технологии, необходимо раскрыть собственные личностные ресурсы. Соответственно у слушателей на нашем мастер-классе будет активная роль.

2. Упражнение «Зеркало».

Давайте посмотримся в зеркало.

Я представляю вам героев известной сказки «Про Федота стрельца - удалого молодца».

Баба Яга - «фольклорный элемент», хранительница народной мудрости, старающаяся любыми средствами (а средства колдовские да народные) добиться положительного результата, немного старомодна, но зато нет для неё невыполнимых задач);

Царевна - знает, чего хочет от жизни, изысканные манеры, привыкла, что любые её приказы должны выполняться, не то, чтобы не любит детей, не до самозабвения.

Нянька - та уж детей обожает, родители все хотят ей детей отдать, знают не оставит без глазу, всегда готова выслушать, понять и помочь, только вот усталость - хроническая, да и на себя все времени нет…

Маруся - хороша, обаятельна, всеобщая любимица, все у неё спорится, а как проблемы - неизвестно откуда помощь приходит, на жизнь не жалуется, всегда в хорошей форме.

Выберите героиню, которой вы являетесь сейчас, а затем тот образ, который для вас наиболее привлекателен. Эти два образа могут и совпадать.

Участники демонстрируют и поясняют свой выбор.

Данные герои являются яркой иллюстрацией к основным педагогическим компетенциям, необходимым в работе с детским коллективом.

Итак, те, кому по нраву Царевна, следует обратить внимание на следующую компетенцию:

Установлении субъект-субъектных отношений. Интерес к внутреннему миру обучающихся;

То есть ваш девиз - «Я не Царевна!».

Кто чувствует себя нянькой по отношению к воспитанникам?

Ваша ключевая компетенция:

Вера в силы и возможности обучающихся. То есть «Я не Нянька!»

И, наконец, те, кому близка по духу Баба-Яга следует поработать над следующей компетенцией:

Общая культура Эмоциональная устойчивость.

А вот в образе Маруси пребывать хоть и сложно, но это наиболее ресурсное состояние педагога, когда педагог способен удерживать позитивную направленность на педагогическую деятельность. Уверенность в себе.

Итак, представленные 4 компетенции помогут установить здоровый климат в детском коллективе.

3. Упражнение «Галерея».

А теперь давайте освободимся от привычной нам роли.

Итак, представьте, мы все знаменитые художники. Мы работаем в разных жанрах, например (слайд).

Попробуйте выполнить свой собственный портрет в одном из этих стилей. У вас в распоряжении лишь ручка? Значит, вы делаете лишь зарисовку к своей картине, которую затем раскрасите. Итак, нарисуйте себя таким, как чувствуете, не надо сходства внешнего, напишите портрет так, чтобы легче было понять вас.

Абстракционизм (от лат. abstractio - удаление, отвлечение) - направление искусства, отказавшееся от приближенного к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма - достижение гармонии, создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации. Главными представителями абстракционизма были: Василий Кандинский (1866-1944), Пабло Пикассо (1881-1973).

Абстрактный импрессионизм - направление абстрактного искусства в котором свободные абстрактные композиции создаются крупным мазком. Смысл изображения заключался в отражение психологического состояния художника и его характера.
Мастера абстрактного экспрессионизма: Джексон Полок, Марк Ротко, Уиллем де Кунинг, Франц Клайн, Ли Краснер

Авангардизм (от фр. avant-garde - передовой отряд) - совокупность экспериментальных, модернистских, подчеркнуто необычных, поисковых начинаний в искусстве 20 века. Авангардными направлениями являются: фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм, акционизм, поп-арт, концептуальное искусство.

Академизм (от фр. academisme) - направление в европейской живописи XVI-XIX веков. Основывалось на догматическом следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и эпохи Возрождения. Академизм восполнял в себе традиции античного искусства, в которых идеализирован образ натуры, компенсируя при этом норму красоты. В этом стиле писали Аннибале, Агостино и Лодовико Карраччи.

Чтобы выполнить это упражнение не нужно быть художником, нужно представить, что вы художники и создать свой портрет в любом художественном жанре, как вы понимаете, технические навыки, в данном случае, не важны.

Время на выполнение - 5 минут.

Следующий этап. Мы садимся в круг, либо делимся на пары. Обменяйтесь картинами либо по кругу, либо в парах. Посмотрите на произведение вашего коллеги, попробуйте понять, что он хотел сказать данной картиной, можете задать вопрос автору.

И заключительный этап:

вы должны представить произведение соседа, начиная представление со слов: «Это автопортрет известного художника (художницы), называем имя, глядя на это произведение (описываем картину как эксперты)».

Сам художник не поясняет никак свое произведение, задача художника - услышать и понять, как отозвалось его произведение для зрителей. Так же как наши поступки, действия, наши социально-значимые продукты производят впечатление на окружающих и каждый вправе их интерпретировать по-своему.

Теперь давайте проследим, на примере данного упражнения, как происходит самоидентификация личности:

  1. Индивид создает продукт - портрет;

  2. Индивид представляет, фиксирует свой продукт в социальном пространстве;

  3. Индивид фиксирует отношение к собственному продукту извне.

Так вот, чтобы наши воспитанники добровольно и свободно создавали социально-значимые продукты, необходимы некоторые условия:

  • Социальное пространство, где можно удачно разместить свой продукт;

  • Социальный продукт должен стать поводом для обсуждения и оценки.

Обратиться к научной концепции:

"Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других. Это и есть процесс становления личности".

По словам Льва Семеновича Выготского, научные труды которого стали основой многих передовых образовательных концепций

Специфика обучения в отличие от воспитания, в том, что:

первое связано преимущественно с орудийно безличным характером передачи и усвоения социального опыта,

второе- является трансляцией прежде всего субъектных качеств индивидов.

Что означает, что

первое - трансляция значений,

второе - личностных смыслов и переживаний.

Это подтверждает то, что любая социально-значимая деятельность позволяет реализовать ту деятельность, которая имеет значимость, как для самого учащегося, так и для определенного сообщества, которое с благодарностью принимает продукт его деятельности. Благодаря ему, пребывание в школе как в некоем развивающем институте сразу приобретает для ребенка смысл.

И напротив, то, что является механическим, бессмысленным, формализованным действием - в конечном итоге развращает личность.

Анатолий Николаевич Лутошкин - уникальный ученый, педагог, романтик, в своей книге «Как вести за собой» пишет:

В школе идет формирование характера человека, его интересов, увлечений, развитие способностей, ценностных ориентаций. Изменяются и взаимоотношения ребят в классе, появляются новые друзья, находят общие интересы вчерашние недруги. Жизнь не стоит на месте, и педегог своей работой должен помогать одноклассникам лучше понимать друг друга, помогать им «срабатываться». Это, во-первых. А во-вторых, нельзя строить взаимоотношения в классе только на уровне «нравится» или «не нравится». Если бы это было только так, то одноклассники все свое свободное время проводили бы в выяснении отношений.

Ещё одно имя, которое неразрывно связано с развитием детского самоуправления, это имя Александра Ароновича Либермана, основателя гимназии развивающего обучения и научного руководителя первого проекта «Городская дума», а так же руковоителя ДОО «Перспектива».

Получение детьми новых социальных навыков предъявляет более высокие требования к работающим с ними педагогам, поскольку возникает необходимость в новых средствах взаимодействия с подростком. Осваивая взрослое общество, подросток учится брать на себя ответственность за счет большей свободы, и педагогам необходимо быть готовыми к тому, что:

подросток ярче начнет проявлять свою индивидуальность;

связь свободы и ответственности ему (подростку) нужно будет постоянно проявлять, фиксируя ошибки в его деятельности и указывая пути их исправления;

придется заниматься оформлением постоянного места подростковой тусовки, с одной стороны, обеспечивая ее культуросообразность, с другой стороны, делая это ненавязчиво, без давления;

Итак, для того, чтобы подросток ярче проявлял себя необходимо:

Получить больше полномочий и социальную значимость той структуры, в которой он находится, а так же получить возможность удовлетворять свои потребности в межличностном общении.

Для этого собственно говоря и существовали

Клубы по интересам (кружки); детские общественные организации, где формировалась и поддерживалась детская инициатива.

Принципы.

Мы подошли к тому, что для совершения с детьми каких-либо смысловых значимых действий необходима глубокая работа с детским коллективом.

Поэтому наше дальнейшее обучение в прежнем виде бессмысленно, будем создавать коллективы.

(Разбиваемся на группы)

Любые педагогические постулаты, а мы помним, что мы художники, можно представить в стихах и песнях, как делали это лидеры пионерского движения. Такие как Анатолий Лутошкин, о котором я очень много буду говорить. Люди, которые по-настоящему умеют работать с детским коллективом, любят детей и очень экологично относятся к детству, как феномену становления личности, все они романтики и почти все собирали стихи и песни, отражающие их убеждения и впечатления от работы с детьми.

Я предлагаю каждой группе стихотворение из блокнота Анатолия Николаевича Лутошкина, наверняка оно было выбрано им не случайно, поэтому ваша задача этот стих

Во-первых - красиво продекламировать;

Во-вторых - представить главную мысль данного произведения в виде современной педагогической формулировки. Просьба использовать именно педагогическую терминология, современную, в свете ФГОС.

(Представление стихов)

Спасибо, коллеги, сейчас вы на самом деле продемонстрировали свою готовность сочувствовать, сопереживать и по-настоящему с душой относиться к своей работе. А это стоит многого.

Обратимся к ещё одному труду Анатолия Лутошкина «Эмоциональный потенциал детского коллектива», конечно, не все, на мой взгляд, в этой книге бесспорно, не все сегодня актуально, но ему удалось блестяще представить этапы развития детского коллектива.

Возможно, вы знакомы с данной концепцией развития детского коллектива, но она действительно помогает увидеть правильно процессы в детском коллективе и понять, что нет плохого коллектива, существует определенная стадия его развития, и если вы не возьмете развитие коллектива в свои руки, это сделает кто-то ещё, и вы потеряете свое влияние.

Конечно, такие этапы, как алые паруса, мерцающий маяк, может и не требуют особых вмешательств педагога, но на первых порах, важная правильная стратегия, чтобы коллектив развивался, а не деградировал.

Попробуй группой разработать действия педагога в той или иной ситуации развития детского коллектива, а затем мы сравним с тем, что предлагал Анатолий Николаевич в своей книге - эти два взгляда помогут разобраться с ситуацией.

Работа в группах «Эффективные методы работы с командой». Обсуждение . необходимы листы А3.

Мы уже почти готовы, чтобы вести за собой группу, остался небольшой нюанс - посмотримся в зеркало.

Я представляю вам героев известной сказки «Про Федота стрельца - удалого молодца».

Баба Яга - «фольклорный элемент», хранительница народной мудрости, старающаяся любыми средствами (а средства колдовские да народные) добиться положительного результата, немного старомодна, но зато нет для неё невыполнимых задач);

Царевна - знает, чего хочет от жизни, изысканные манеры, привыкла, что любые её приказы должны выполняться, не то, чтобы не любит детей, не до самозабвения.

Нянька - та уж детей обожает, родители все хотят ей детей отдать, знают не оставит без глазу, всегда готова выслушать, понять и помочь, только вот усталость - хроническая, да и на себя все времени нет…

Маруся - хороша, обаятельна, всеобщая любимица, все у неё спорится, а как проблемы - неизвестно откуда помощь приходит, на жизнь не жалуется, всегда в хорошей форме.

Выберите героиню, которой вы являетесь сейчас, а затем то образ, который для вас наиболее привлекателен. Эти два образа могут и совпадать.

Упражнение «Зеркало»

Хорошо, представив себя в самом на ваш взгляд ресерсном образе приступим к следующемы этапу нашей работы. Собственно к проектированию.

Здесь, я хотела бы вам представить свою брошюру, которую писала для детей - лидеров школьного самоуправления.

«Практические рекомендации по социальному проектированию».

Я пройду лишь коротко.

  1. Зачем это нужно учащимся:

  2. В каких терминах они должны разбираться

  3. Что такое идея проекта. Мечта - это осознанное желание, там, где есть мечта есть напряжение и вдохновение. Поэтому идею лучше представлять как некую коллективную мечту.

  4. Фазы разработки социального проекта мы взяли из методики бизнес планирования, добавив свои педагогические задачи. У нас получилось:

Подготовительная фаза - она покажет стоит ли двигаться дальше в результате должно родиться:

- Идея

- Название проекта

- Ожидаемый результат

Фаза проектирования.

- Реально разобраться с тем, какое ваше исходное состояние, понять, где вы находитесь и с чем

- Детально представить, чего хотите добиться

- Собрать необходимые средства и ресурсы

Для эффективной деятельности вам необходимо:

1. Реально разобраться с тем, какое ваше исходное состояние, понять, где вы находитесь и с чем

2. Детально представлять, чего вы хотите добиться

3. Собрать необходимые средства и ресурсы.

На каждом из этих трех шагов можно допустить 2 ошибки: пропустить его (недоделать) или застрять (зациклиться). Таким образом, существует 6 ошибок, способных снизить эффективность деятельности до нуля.

По окончании этой фазы мы готовы к защите проекта.

Это событие должно случиться: перед родителями, перед администрацией, неважно, но, прежде чем осуществить проект дети должны почувствовать поддержку. Не мы взрослые говорим, что сделайте нам кормушки, а дети представляют план наблюдений, таблицы для определения птиц, чертежи кормушек - эти вопросы они уже изучили, значит уже 50% проекта сделано. Остается все самое интересное.

Фаза реализации - Лестница успеха. Это нужно показать на примере.

Упражнение «Лестница успеха».

Фаза контроля. Эти критерии мы разработали для конкурса, каждая школа оценивала сначала себя сама, а затем уже получала внешнюю оценку, таким образом, дети учились адекватно себя оценивать.

Я предлагаю вам оценить один из проектов представленных на конкурс в далеком 2004 году, «Школьное радиовещание».

Раздаю критерии по группам, проект. Идет оценка проекта

Вот мы и подошли к проектированию, к тому, ради чего мы здесь собрались.

Каждая группа сейчас пройдет подготовительную стадию проектирования.

Напоминаю: формулируем проблему, мечту, идею осуществления.

Через 10 минут вы должны представить:

  • Идею

  • Название проекта

  • Ожидаемый результат

Каждая команда готовит не менее 3-х вопросов к выступающим, которые помогут им в дальнейших этапах.

Защита проектов.

Ну и напоследок давайте здесь и сейчас реализуем небольшой социальный проект. Напишите на сердечках свое имя, а теперь передайте сердце по кругу и пусть каждый кому попадется в руки ваше сердце продолжит эту фразу. А вы в свою очередь сделаете это на чужих сердечках.

Вот теперь мы изменили ситуацию, мы сделал для вас очевидным то, за что любят вас окружающие. Культивируйте свои сильные качества - это источник вашей энергии. А ещё домашнее задание - вспомните прямо запишите, что вас больше всего раздражает в вашей работе - в этом есть источник ваших новых ресурсов.

В нашем отделе по работе с ДОО «Кредо» был девиз:

У нас нет проблем - есть неиспользованные возможности.







Раздаточный материал для занятия.

Стихи из педагогической копилки

А. Н. Лутошкина

Самая злая кража -

Кража доверья.

Вот где нужна бы стража,

Крепкий замок на двери!

Тайно открыл ты другу

То, чем душа согрета,

Он же в часы досуга

Выдал твои секреты!

Тут не корысть, не злоба, -

Просто болтать охота,

Он тебя предал, чтобы

Поразвлекать кого-то.

Он дорогую тайну

Отдал в чужие руки -

Отдал ее случайно

От пустоты, от скуки.

Вот где нужна бы стража,

Крепкий замок на двери!

Самая злая кража -

Кража доверья!

(О. Высотская. «Кража»)

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды.

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица, Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!


Он с нами шел и пел про то,

как кровь горит в росе...

И не любил его никто,

и все ж любили все.

Он не был честен, не был смел

и лгал друзьям не раз,

но на трубе играть умел,

как ни один из нас.

Он у друзей горбушки крал,

и хлеб он прятал свой,

но на трубе он так играл,

что мы бросались в бой.

Мы шли под пули ставить лбы,

мы шли сквозь дым и зной,

как только медь его трубы

звенела за спиной.

А после боя, у костра,

где раны, кровь и стон,

он говорил: «Ну как игра?»

И улыбался он.

Он не был честен, не был смел

и лгал друзьям не раз,

но на трубе играть умел,

как ни один из нас.

(«Трубач». Г. Остер.)


В нас столько всякого напихано,

О нас такое понаписано,

В нас столько всякого наносного,

В нас столько всякого ненужного,

В нас столько всякого наружного,

В нас столько всякого нарочного,

В нас столько всякого хорошего...

A люди ходят и не верят нам...

Они большие и сухие,

Они гуляют, как по берегу,

Вокруг бушующей стихии.

В нас все неведомо и утренне,

И все уносит и приносит...

Весной бывают реки мутными,

Чтоб стать прозрачными под осень.

(стихи написанные школьниками 80-х)


© 2010-2022