Программа школы «Одаренные дети»

Программа работы с одаренными детьми школы представлена по требованиям ФГОС.      Программа содержит обоснование проблемы, концепцию работы с одаренными детьми, цели и задачи программы, механизм, основные мероприятия, ожидаемые результаты программы.      Данная программа базируется на понимании того, что современная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке , владеющем способами сохранения и развития себя как личности способной, реализуя свои личностные индивидуальные запросы,...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Программа «Одарённые дети»

МБОУ «Карагайская СОШ №2»

на 2011 - 2015 годы

















Проблема: определение способов выявления талантливых детей и наиболее эффективные технологии работы с ними для полного раскрытия их потенциала.

Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: содействовать созданию условий для развития одаренных детей, включающих:

  • использование современных педагогических технологий;

  • формирование образовательной среды;

  • функционирование психологической службы в каждом образовательном учреждении;

  • интеграцию усилий профильных специалистов (психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования) по созданию эффективной комплексной системы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.


Содержание программы.


  1. Обоснование (состояние проблемы).

  2. Концепция работы с одарёнными детьми.

  3. Исполнители программы.

  4. Цели и задачи программы.

  5. Механизм реализации программы.

  6. Основные мероприятия программы.

  7. Ожидаемые результаты программы.

1. Обоснование (состояние проблемы).

«Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».

Ещё раньше был высказан тезис: «Школа должна заниматься поиском индивидуальности». С этим нельзя не согласиться, ведь любому обществу нужны одарённые люди. Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны, области, района в ближайшей перспективе.

Отношение специалистов к проблеме обучения и воспитания одарённых детей можно условно разделить на 2 альтернативные позиции. Согласно одной из них, исходящей из того, что одарённых детей не более 3%, нужны хорошие методики диагностики и выявления таких детей и специальные классы или школы, в которых они могли бы развить свои способности. Согласно другой точке зрения, стратегия работы с одарёнными детьми должна быть основана на подъёме интеллектуального и творческого потенциала всего контингента школьников. Число детей, обладающих творческим началом и потенциалом к развитию своих способностей, существенно больше 3%. Поэтому нужно не столько измерять одарённость, сколько создавать соответствующую творческую развивающую образовательную среду. Такой подход больше соответствует обучению одарённых детей в условиях нашей школы.

Вопросы организации работы с одарёнными детьми не оставались без внимания педагогического коллектива школы. Наши учащиеся успешно выступают на районных олимпиадах, конкурсах различного уровня. В последние годы значительно увеличилось количество участия в интернет-конкурсах, олимпиадах. Учащиеся нашей школы составляют достойную конкуренцию представителям других школ.

Вместе с тем существует значительный резерв в работе по этому направлению. Не все одарённые дети смогли реализовать себя во время обучения в школе.

Всё это говорит о необходимости систематизации и активизации работы с одарёнными и способными детьми.

2.Концепция работы с одарёнными детьми.

Настоящая программа базируется на понимании того, что сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами сохранения и развития себя как личности способной, реализуя свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества. «Развивая себя - развиваешь общество» - тезис, отражающий в некоторой степени характерный признак нового социального заказа. Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций.

В своей работе будем опираться на следующее определение одарённых детей:

К группе одарённых детей могут быть отнесены обучающиеся, которые:

  1. имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

  2. имеют доминирующую, активную, познавательную потребность;

  3. испытывают радость от умственного труда.

Для одарённых детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определённом этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одарённости.

Можно условно выделить 3 категории одарённых детей:

  1. дети с необыкновенно высоким общим уровнем развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);

  2. дети с признаками специальной умственной одарённости - одарённости в определённой области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте);

  3. учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).

Создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы нашего образовательного учреждения.

В работе с этой категорией детей наш педагогический коллектив будет руководствоваться следующими принципами:

  • Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.

  • Принцип свободы выбора учащихся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

  • Индивидуализация обучения (наличие индивидуального маршрута обучения)

  • Принцип опережающего обучения.

  • Принцип максимального разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.

  • Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

  • Принцип развивающего обучения.

  • Принцип комфортности в любой деятельности.



  1. Исполнители программы

- Администрация школы (директор, заместители)

- Организатор работы с одарёнными детьми

- Психолог

- Социальный педагог

- Руководители ШМО

- Учителя-предметники

- Руководители кружков и секций

- Организаторы внеурочной деятельности

Сроки реализации программы: 2011 - 2015 учебные годы



4. Цели и задачи программы:

Цель: создание условий для самореализации личности в различных видах деятельности

Задачи:

  1. Сформировать систему выявления, развития и психолого - педагогического сопровождения одарённых детей

  2. Разработать механизм адресной поддержки одарённых детей и педагогов, работающих с ними

  3. Совершенствовать материально - техническую и учебно - методическую базу для работы с одарёнными детьми

  4. Заботиться о сохранении здоровья и эмоциональном благополучии детей



  1. Механизм реализации Программы.

Программа «Одарённые дети» реализуется на 4-х организационных уровнях.

  1. Уровень организованного детского коллектива.

Программа «Одарённые дети» в организованном детском коллективе включает следующие компоненты:

- выявление одарённых детей должно производиться уже в начальной школе на основе наблюдения, общения с родителями, изучения речи, памяти, мышления и т.д.;

- этапы выявления одарённых детей и работы с ними:

1-й этап (анамнестический) - на 1-й ступени обучения, где при выявлении одарённых детей учитываются их успехи, в какой-либо деятельности, производится предварительная индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей ребёнка;

2-й этап (диагностический) - на этом этапе (5-9 кл.) проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей ребёнка;

3-й этап - этап формирования, углубления и развития неординарных способностей ребёнка приходится в основном на старшую школу.

  1. Уровень педагогического коллектива.

Программа включает в себя:

- создание условий для профессионального роста педагогов для работы с одарёнными детьми;

- совершенствование содержания и технологий образования;

- создание системы отслеживания (мониторинг, диагностика, анализ);

- развитие следующих профессиональных компетенций:

а) умение обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержания образования;

б) умение стимулировать познавательные способности учащихся;

в) уметь работать по специальному учебному плану;

г) умение работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;

д) умение принимать взвешенные психолого-педагогические решения;

е) развитие интеллектуального творчества учащихся, привлечение их к исследовательской деятельности;

ж) умение анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;

з) умение отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел;

к) умение регулировать и улаживать конфликты, уменьшать стрессы учащихся.



  1. Уровень семьи:

Работа с родителями одаренных детей

- Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;

- Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;

- Поддержка и поощрение родителей одаренных детей

- Обучающие родительские собрания по вопросу работы с одаренными детьми «Организация поисково-исследовательской, экспериментальной деятельности в школе»

- Создание индивидуальной программы по развитию творческого потенциала ребёнка


  1. Уровень администрации ОУ.

- формирование и развитие образовательного потенциала школы;

- ведение координации, консолидации усилий всех участников образовательного процесса, направленных на решение задач программы «Одарённые дети»

- совершенствование системы адресной поддержки одарённых детей и педагогов, работающих с ними

6. Ведущие направления деятельности

Аналитическая деятельность:
- мониторинг профессиональных и информационных потребностей работников системы образования;
- создание базы данных педагогических работников образовательных учреждений;
- изучение и анализ состояния и результатов методической работы в образовательных учреждениях, определение направлений ее совершенствования;
- выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе;
- изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

Информационная деятельность:
- формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.);
- ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;
- ознакомление педагогических и руководящих работников образовательных учреждений с опытом инновационной деятельности образовательных учреждений и педагогов;
- информирование педагогических работников образовательных учреждений о новых направлениях в развитии общего образования детей, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах;
- осуществление информационно-библиографической деятельности.

Организационно-методическая деятельность:

- изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи: молодым специалистам, педагогическим и руководящим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационной и межкурсовой периоды;
- прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;
- организация работы районных методических объединений педагогических работников образовательных учреждений;
- организация методического сопровождения профильного обучения в образовательных учреждениях;
- методическое сопровождение подготовки педагогических работников к проведению единого государственного экзамена;
- определение опорных (базовых) школ для проведения семинаров-практикумов и других мероприятий с руководящими и педагогическими работниками образовательных учреждений;
- подготовка и проведение научно-практических конференций, конкурсов профессионального педагогического мастерства педагогических работников образовательных учреждений;
- организация и проведение предметных олимпиад, конференций обучающихся образовательных учреждений;
- взаимодействие и координация методической деятельности с соответствующими подразделениями органов управления образованием и учреждений дополнительного профессионального (педагогического) образования.

Консультационная деятельность:
- организация консультационной работы для педагогических работников муниципальных образовательных учреждений;
- организация консультативной работы для педагогических и руководящих работников специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
- популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований.



7. Основные мероприятия программы.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Изучение Программы «Одарённые дети» на заседаниях МО.

Сентябрь

2011 г.

Руководители ШМО

2.

Планирование работы с одарёнными детьми.

Сентябрь

Организатор работы с одаренными детьми

3.

Разработка локальных актов, регламентирующих работу с одарёнными детьми:

Программа «Одарённые дети».

Положение о научном обществе учащихся.

Положение о школьной олимпиаде.

Положение о школьной научно-практической конференции учебно-исследовательских работ

2011 г.

Администрация

4.

Планирование психологического сопровождения (пакет диагностик).

сентябрь

Психолог

5.

Создание банка данных одарённых детей.

В течение года

Организатор работы с одаренными детьми

6.

Разработка индивидуальных маршрутов одарённых детей

В течение года

Классные руководители, учителя-предметники

7.

Учёт результатов индивидуальной творческой деятельности «портфолио»)

В течение года

Классные руководители

8.

Участие одарённых детей в районных, областных, всероссийских и международных конкурсах, конференциях, олимпиадах.

В течение года

Классные руководители, учителя-предметники

9.

Учебно-практическая конференция учебно-исследовательских работ и проектов учащихся

май

Организатор работы с одаренными детьми

10.

Обобщение опыта педагогов по работе с одарёнными детьми.

май

Учителя-предметники

11.

Педагогический совет «Создание целостной системы работы с одарёнными детьми».

Организатор работы с одаренными детьми

12.

Работа страницы на сайте школы «Одарённые дети»

В течение года

Организатор работы с одаренными детьми

13.

Психологическое сопровождение: отслеживание динамики развития одарённости, уровня комфортности субъектов образовательного пространства (рекомендации, тренинги).

В течение года

Психолог, классные руководители

14.

Обучение одарённых детей в заочных школах

В течение года

Классные руководители, учителя-предметники

15.

Организация работы в различных видах деятельности: интеллектуальные, экологические, спортивные, творческие, патриотические

В течение года

Классные руководители,

Организатор работы с одаренными детьми

16.

Проведение праздника одарённых детей «За честь школы»

май

Организаторы

17.

Школьная научно-практическая конференция.

Март-апрель

Организатор работы с одаренными детьми

18.

Мониторинг качества образования одарённых детей (ЕГЭ, независимая аттестация и др.).

В течение года

Завучи

19.

Семинар «Программа работы с одарёнными детьми: итоги и перспективы».

Апрель

Организатор работы с одаренными детьми

20.

Обобщение опыта психологического сопровождения программы.

Апрель-май

Психолог

21.

Анализ выполнения программы

май

Организатор работы с одаренными детьми

8. Ожидаемые результаты программы.

Данная программа позволит обеспечить целостный подход к решению проблемы выявления и поддержки детской одарённости: от определения природы одарённости до внедрения современных образовательных технологий работы с одарёнными детьми и управления этой деятельностью.

В ходе реализации программы:

- отрабатывается система мониторинга эффективности работы с одарёнными детьми;

- более совершенными будут содержание и технологии обучения одарённых детей;

- отрабатывается система выявления способных и одарённых учащихся, оказания им помощи и поддержки;

- повысится качество предоставления образовательных услуг одарённым детям;

- повысится заинтересованность работников школы в результативности работы с одарёнными детьми;

- будет оказываться более квалифицированная помощь одарённым детям в самораскрытии.

© 2010-2022