- Преподавателю
- Директору, завучу
- Программа школы «Одаренные дети»
Программа школы «Одаренные дети»
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кайгородова Н.Л. |
Дата | 19.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа «Одарённые дети»
МБОУ «Карагайская СОШ №2»
на 2011 - 2015 годы
Проблема: определение способов выявления талантливых детей и наиболее эффективные технологии работы с ними для полного раскрытия их потенциала.
Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: содействовать созданию условий для развития одаренных детей, включающих:
-
использование современных педагогических технологий;
-
формирование образовательной среды;
-
функционирование психологической службы в каждом образовательном учреждении;
-
интеграцию усилий профильных специалистов (психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования) по созданию эффективной комплексной системы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
Содержание программы.
-
Обоснование (состояние проблемы).
-
Концепция работы с одарёнными детьми.
-
Исполнители программы.
-
Цели и задачи программы.
-
Механизм реализации программы.
-
Основные мероприятия программы.
-
Ожидаемые результаты программы.
1. Обоснование (состояние проблемы).
«Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».
Ещё раньше был высказан тезис: «Школа должна заниматься поиском индивидуальности». С этим нельзя не согласиться, ведь любому обществу нужны одарённые люди. Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны, области, района в ближайшей перспективе.
Отношение специалистов к проблеме обучения и воспитания одарённых детей можно условно разделить на 2 альтернативные позиции. Согласно одной из них, исходящей из того, что одарённых детей не более 3%, нужны хорошие методики диагностики и выявления таких детей и специальные классы или школы, в которых они могли бы развить свои способности. Согласно другой точке зрения, стратегия работы с одарёнными детьми должна быть основана на подъёме интеллектуального и творческого потенциала всего контингента школьников. Число детей, обладающих творческим началом и потенциалом к развитию своих способностей, существенно больше 3%. Поэтому нужно не столько измерять одарённость, сколько создавать соответствующую творческую развивающую образовательную среду. Такой подход больше соответствует обучению одарённых детей в условиях нашей школы.
Вопросы организации работы с одарёнными детьми не оставались без внимания педагогического коллектива школы. Наши учащиеся успешно выступают на районных олимпиадах, конкурсах различного уровня. В последние годы значительно увеличилось количество участия в интернет-конкурсах, олимпиадах. Учащиеся нашей школы составляют достойную конкуренцию представителям других школ.
Вместе с тем существует значительный резерв в работе по этому направлению. Не все одарённые дети смогли реализовать себя во время обучения в школе.
Всё это говорит о необходимости систематизации и активизации работы с одарёнными и способными детьми.
2.Концепция работы с одарёнными детьми.
Настоящая программа базируется на понимании того, что сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами сохранения и развития себя как личности способной, реализуя свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества. «Развивая себя - развиваешь общество» - тезис, отражающий в некоторой степени характерный признак нового социального заказа. Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций.
В своей работе будем опираться на следующее определение одарённых детей:
К группе одарённых детей могут быть отнесены обучающиеся, которые:
-
имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
-
имеют доминирующую, активную, познавательную потребность;
-
испытывают радость от умственного труда.
Для одарённых детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определённом этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одарённости.
Можно условно выделить 3 категории одарённых детей:
-
дети с необыкновенно высоким общим уровнем развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);
-
дети с признаками специальной умственной одарённости - одарённости в определённой области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте);
-
учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).
Создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы нашего образовательного учреждения.
В работе с этой категорией детей наш педагогический коллектив будет руководствоваться следующими принципами:
-
Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
-
Принцип свободы выбора учащихся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
-
Индивидуализация обучения (наличие индивидуального маршрута обучения)
-
Принцип опережающего обучения.
-
Принцип максимального разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.
-
Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
-
Принцип развивающего обучения.
-
Принцип комфортности в любой деятельности.
-
Исполнители программы
- Администрация школы (директор, заместители)
- Организатор работы с одарёнными детьми
- Психолог
- Социальный педагог
- Руководители ШМО
- Учителя-предметники
- Руководители кружков и секций
- Организаторы внеурочной деятельности
Сроки реализации программы: 2011 - 2015 учебные годы
4. Цели и задачи программы:
Цель: создание условий для самореализации личности в различных видах деятельности
Задачи:
-
Сформировать систему выявления, развития и психолого - педагогического сопровождения одарённых детей
-
Разработать механизм адресной поддержки одарённых детей и педагогов, работающих с ними
-
Совершенствовать материально - техническую и учебно - методическую базу для работы с одарёнными детьми
-
Заботиться о сохранении здоровья и эмоциональном благополучии детей
-
Механизм реализации Программы.
Программа «Одарённые дети» реализуется на 4-х организационных уровнях.
-
Уровень организованного детского коллектива.
Программа «Одарённые дети» в организованном детском коллективе включает следующие компоненты:
- выявление одарённых детей должно производиться уже в начальной школе на основе наблюдения, общения с родителями, изучения речи, памяти, мышления и т.д.;
- этапы выявления одарённых детей и работы с ними:
1-й этап (анамнестический) - на 1-й ступени обучения, где при выявлении одарённых детей учитываются их успехи, в какой-либо деятельности, производится предварительная индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей ребёнка;
2-й этап (диагностический) - на этом этапе (5-9 кл.) проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей ребёнка;
3-й этап - этап формирования, углубления и развития неординарных способностей ребёнка приходится в основном на старшую школу.
-
Уровень педагогического коллектива.
Программа включает в себя:
- создание условий для профессионального роста педагогов для работы с одарёнными детьми;
- совершенствование содержания и технологий образования;
- создание системы отслеживания (мониторинг, диагностика, анализ);
- развитие следующих профессиональных компетенций:
а) умение обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержания образования;
б) умение стимулировать познавательные способности учащихся;
в) уметь работать по специальному учебному плану;
г) умение работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
д) умение принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
е) развитие интеллектуального творчества учащихся, привлечение их к исследовательской деятельности;
ж) умение анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
з) умение отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел;
к) умение регулировать и улаживать конфликты, уменьшать стрессы учащихся.
-
Уровень семьи:
Работа с родителями одаренных детей
- Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
- Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
- Поддержка и поощрение родителей одаренных детей
- Обучающие родительские собрания по вопросу работы с одаренными детьми «Организация поисково-исследовательской, экспериментальной деятельности в школе»
- Создание индивидуальной программы по развитию творческого потенциала ребёнка
-
Уровень администрации ОУ.
- формирование и развитие образовательного потенциала школы;
- ведение координации, консолидации усилий всех участников образовательного процесса, направленных на решение задач программы «Одарённые дети»
- совершенствование системы адресной поддержки одарённых детей и педагогов, работающих с ними
6. Ведущие направления деятельности
• Аналитическая деятельность:
- мониторинг профессиональных и информационных потребностей работников системы образования;
- создание базы данных педагогических работников образовательных учреждений;
- изучение и анализ состояния и результатов методической работы в образовательных учреждениях, определение направлений ее совершенствования;
- выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе;
- изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
• Информационная деятельность:
- формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.);
- ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;
- ознакомление педагогических и руководящих работников образовательных учреждений с опытом инновационной деятельности образовательных учреждений и педагогов;
- информирование педагогических работников образовательных учреждений о новых направлениях в развитии общего образования детей, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах;
- осуществление информационно-библиографической деятельности.
• Организационно-методическая деятельность:
- изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи: молодым специалистам, педагогическим и руководящим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационной и межкурсовой периоды;
- прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;
- организация работы районных методических объединений педагогических работников образовательных учреждений;
- организация методического сопровождения профильного обучения в образовательных учреждениях;
- методическое сопровождение подготовки педагогических работников к проведению единого государственного экзамена;
- определение опорных (базовых) школ для проведения семинаров-практикумов и других мероприятий с руководящими и педагогическими работниками образовательных учреждений;
- подготовка и проведение научно-практических конференций, конкурсов профессионального педагогического мастерства педагогических работников образовательных учреждений;
- организация и проведение предметных олимпиад, конференций обучающихся образовательных учреждений;
- взаимодействие и координация методической деятельности с соответствующими подразделениями органов управления образованием и учреждений дополнительного профессионального (педагогического) образования.
• Консультационная деятельность:
- организация консультационной работы для педагогических работников муниципальных образовательных учреждений;
- организация консультативной работы для педагогических и руководящих работников специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
- популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований.
7. Основные мероприятия программы.
№
Мероприятия
Сроки
Ответственные
1.
Изучение Программы «Одарённые дети» на заседаниях МО.
Сентябрь
2011 г.
Руководители ШМО
2.
Планирование работы с одарёнными детьми.
Сентябрь
Организатор работы с одаренными детьми
3.
Разработка локальных актов, регламентирующих работу с одарёнными детьми:
Программа «Одарённые дети».
Положение о научном обществе учащихся.
Положение о школьной олимпиаде.
Положение о школьной научно-практической конференции учебно-исследовательских работ
2011 г.
Администрация
4.
Планирование психологического сопровождения (пакет диагностик).
сентябрь
Психолог
5.
Создание банка данных одарённых детей.
В течение года
Организатор работы с одаренными детьми
6.
Разработка индивидуальных маршрутов одарённых детей
В течение года
Классные руководители, учителя-предметники
7.
Учёт результатов индивидуальной творческой деятельности «портфолио»)
В течение года
Классные руководители
8.
Участие одарённых детей в районных, областных, всероссийских и международных конкурсах, конференциях, олимпиадах.
В течение года
Классные руководители, учителя-предметники
9.
Учебно-практическая конференция учебно-исследовательских работ и проектов учащихся
май
Организатор работы с одаренными детьми
10.
Обобщение опыта педагогов по работе с одарёнными детьми.
май
Учителя-предметники
11.
Педагогический совет «Создание целостной системы работы с одарёнными детьми».
Организатор работы с одаренными детьми
12.
Работа страницы на сайте школы «Одарённые дети»
В течение года
Организатор работы с одаренными детьми
13.
Психологическое сопровождение: отслеживание динамики развития одарённости, уровня комфортности субъектов образовательного пространства (рекомендации, тренинги).
В течение года
Психолог, классные руководители
14.
Обучение одарённых детей в заочных школах
В течение года
Классные руководители, учителя-предметники
15.
Организация работы в различных видах деятельности: интеллектуальные, экологические, спортивные, творческие, патриотические
В течение года
Классные руководители,
Организатор работы с одаренными детьми
16.
Проведение праздника одарённых детей «За честь школы»
май
Организаторы
17.
Школьная научно-практическая конференция.
Март-апрель
Организатор работы с одаренными детьми
18.
Мониторинг качества образования одарённых детей (ЕГЭ, независимая аттестация и др.).
В течение года
Завучи
19.
Семинар «Программа работы с одарёнными детьми: итоги и перспективы».
Апрель
Организатор работы с одаренными детьми
20.
Обобщение опыта психологического сопровождения программы.
Апрель-май
Психолог
21.
Анализ выполнения программы
май
Организатор работы с одаренными детьми
8. Ожидаемые результаты программы.
Данная программа позволит обеспечить целостный подход к решению проблемы выявления и поддержки детской одарённости: от определения природы одарённости до внедрения современных образовательных технологий работы с одарёнными детьми и управления этой деятельностью.
В ходе реализации программы:
- отрабатывается система мониторинга эффективности работы с одарёнными детьми;
- более совершенными будут содержание и технологии обучения одарённых детей;
- отрабатывается система выявления способных и одарённых учащихся, оказания им помощи и поддержки;
- повысится качество предоставления образовательных услуг одарённым детям;
- повысится заинтересованность работников школы в результативности работы с одарёнными детьми;
- будет оказываться более квалифицированная помощь одарённым детям в самораскрытии.