Рефлексивный отчет о процессе планирования развития школы

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Жунис Октябрина Портфолио Отчет D

Амангельдыкызы учителя

Группа №2 1-го уровня

Город Астана 16.05.2014 год

Рефлексивный отчет о процессе планирования развития школы

Казахстан ХХI века - страна,

созданная с «нуля» всего за два десятилетия

талантливым, трудолюбивым,

толерантным народом!

Это наше общее детище,

которым мы гордимся!

Это наше великое творение,

которое мы беззаветно любим!...

Н.Назарбаев

В своем ежегодном послании Президент нашего государства отметил о стратегиях вхождения Казахстана в число 30-ти наиболее конкурентно-способных стран в мире, ставя перед нами серьезные задачи. Каким образом я вижу свое участие в этом деле? Невольно на память сразу приходят слова великого казахского писателя, общественного деятеля, академика Мухтара Ауэзова: «Хочешь стать достойным народом - подправь свою колыбель." Что это означает для меня? Я работаю с детьми и кто, если не я, если не мы, учителя будем прокладывать своим ежедневным трудом путь к лидерству, работать на будущее. А будущее - это наши дети. Каким образом? Что для этого необходимо? В одном из своих докладов лидер образовательной реформы Великобритании Майкл Барбер назвал формулу успеха в образовании «Знание, мышление и лидерство, умноженное на этику». Я считаю, всеми этими качествами обладаем мы, сегодняшние учителя, целеустремленные лидеры, стремящие совершенствованию новых подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения. При прохождении моей практики это направление являлось для меня ключевым звеном, и я разработала план развития моей школы в ходе прохождения первого этапа «Лицом к лицу».

Цель моего плана - обеспечение качества обученности учащихся через внедрение новых эффективных форм и методов обучения.

Задачи - оказание методической поддержки, повышение уровня саморегуляции учителей, поддержка инноваций педагогов через сетевое сообщество учителей.

План имеет шесть направлений (см. рис.1).

Рефлексивный отчет о процессе планирования развития школы

Рисунок 1. Направления плана.

1. Теоретическая подготовка;

2. Практические занятия;

3. Диагностическая деятельность;

4. Методический практикум (коучинг и менторинг);

5. Исследовательская деятельность;

6. Информационно-аналитическая деятельность.

Каких результатов я хочу достичь?

  1. Повышение качества знаний учащихся - основная задача.

  2. Профессиональная компетентность коллег.

Мой план был направлен на реализацию подхода исследование в действий, тема, которой звучит «Повышение уровня саморегуляции учителей через внедрение новых подходов». Приоритет плана развития школы заключается в непрерывном развитии, повышении потенциала учителей, в проведении исследования уроков, коучинга и менторинга, в разработке системы оценивания, направленная на самостоятельное обучение, трансляцию опыта через сетевое сообщество.

Целью моей практики - знакомство моих коллег с семью модулями Программы - новые подходы в преподавании и обучении; обучение критическому мышлению; оценивание для обучения и оценивание обучения, использование ИКТ в преподавании и обучении; обучение талантливых и одаренных детей; преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников; управление и лидерство в обучении и её внедрение в педагогическую деятельность. Использование семи модулей Кембриджской программы позволит учителям быть успешными в своем деле, способствовать успеху учеников. По сути дела весь учебный процесс направлен на формирование всесторонне развитой и критически мыслящей личности ученика, умеющего мыслить, анализировать и применять свои знания на практике, т.е. конкурентоспособного человека. «Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими», так писал Константин Кушнер.

Развитие критического мышления, который означает анализ осмысления, синтез полученной информации через опыт, наблюдение, рассуждения, является неотъемлемой частью моего исследовании. Развитие критического мышления актуальна была всегда, хотя в нашей школе часть учителей владеют стратегиями этой технологии, но демонстрировать свои знания, делиться своим опытом они не спешат. Критическое мышление способствует развитию саморегуляции учеников, творческой личности человека, полноценного члена общества. Результаты анкет среди учеников и учителей свидетельствуют, о том, что модуль « Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников актуален. Данный модуль позволил задуматься над тем, что каждый ученик- ребенок, маленький человек индивидуальный и различные этапы его жизни сопровождаются своими особенностями, переживаниями, которые необходимо нам, учителям, учитывать при планировании уроков, чтобы достичь наибольшего эффекта не в ущерб ребенку.

При организации на уроках групповой работы многих учителей волнует вопрос оценивания, и поэтому модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения» очень интересен. Наши коллеги, прошедшие курсы, на семинарах, встречах, беседах делились с коллегами своими знаниями и опытом по данному вопросу. Новым для многих является формативное оценивание, которую можно считать как обратную связь между учителем и учеником и позволяющую понять как усвоил учебный материал и на каком этапе обучения находится ученик.

Для развития творческих способностей учащихся соответствует модуль «Обучение талантливых и одаренных», который подразумевает инклюзивное образование. При организации групповой работы на уроке, создается такая атмосфера, где способные ученики выступают в роли экспертов, консультантов, создается продуктивная работа всех учеников.

С модуля «Управление и лидерство в обучении» я начала свою практику.

Выступая перед коллегами, озвучивая цели и задачи практики, делала опору на учителей, прошедшие курсы, на учителей, заинтересованных в переменах. Они в свою очередь интересовались, как можно им использовать на своих уроках активные формы обучения. Из анкет учеников выяснила, что групповые работы на уроках способствует развитию лидерских качеств, что ученики раскрываются, вооружаются доверием своих одноклассников при подготовке и защите постеров, кластеров.

В первый день практики мы с моей коллегой, которая обучается в параллельной группе данных курсов, встретились с директором школы. В свою очередь наш директор, открытый для новых идей человек, активно нас поддержал, дав возможность выступить перед коллективом школы с целью ознакомления с сутью практики в школе, и с его основными задачами, идеями курсов. Встречу с учителями школы завершила, предоставлением вниманию коллег мультфильма Кен Робинсона, «Новый взгляд на систему образования». Тем самым посеяв первое зернышко на получение ответов на вопросы: Зачем? Как? Что? которые способствовали формированию группы единомышленников в данном моем исследовании. Нельзя конечно, отрицать скептический настрой некоторых учителей, недоверие, равнодушие, но я также заметила искру в глазах моих молодых коллег, которые загорелись знать больше, желание быть участниками процесса и тем самым толкнули меня на более активные позиции.

Опираясь на результаты анкет коллег и поддержку учителей, я утвердила актуальные темы коучингов, которые запланировала на период практики:

  1. Актуальность в необходимости изменений и подходов в обучении.

  2. «Критическое мышление. Примеры методических приемов технологии развития критического мышления».

  3. Использование ИКТ в обучении школьников.

  4. Постановка умной цели при работе в группе.

Первое вводное коучинг занятие об актуальности в необходимости изменений и подходов в обучении мы провели с коучем и при поддержке учителя 1 уровня. На этом занятии коллеги познакомилась с идеями семи модулей и её приоритетах, а учителя, прошедшие курсы, поддержали беседу и приняли активное участие на совместное исследование. В коучинге приняли участие 11 учителей - 4 учителя, прошедшие 1,2,3 уровни, 1 учитель пенсионного возраста, 4 учителя, которые работают в старших классах, 1 учитель начальной школы, 1 молодой специалист, учитель математики, которая в дальнейшем стала моим менти.

В ходе проведения первого коучинга мы достигли поставленной цели, о необходимости изменения школьной практики каждого учителя об единых требованиях, предъявляемом новым временем и заказом общества. Конечно, учителя обсуждали о барьерах, которые препятсвтует внедрению новых методах, о перегруженности учебных кабинетов, о пероеполненных классах, о нехватки времени и многое другое. Но желание работать по-новому у уичтелей имело место. По завершению занятия была провдена рефлексия, где учителя выразили слова благодарность и пожелали друг другу всего самого хорошего.

Следующую тему коучинг занятия по запросам учителей мы взяли «Критическое мышление. Примеры методических приемов технологии развития критического мышления». Технология критического мышления - не ново для нашего коллектива, но актуальна всегда. Так, на данном занятии мы поделились стратегиями и приемами этой технологии, активность молодых при обсуждении вопросов с более опытными учителями- есть конечная цель данного занятия. Хотелось бы отметить что особо с интересом учителя работали над обсуждением преимуществ и недостатками совместной работы, используя метод 6 шляп. Коучи отметили, что данный метод развивает критическое мышление, помогает рассмотреть проблему с разных сторон. Рефлексия участников коучинга показала, что учителя остались довольными, молодые из них вооружились новыми знаниями, опытные педагоги поделились своими мыслями, которые продемонстрировали при защите своих постеров. Особо отметили общую комфортную, психологическую атмосферу, способствовавшую для комфортной деятельности. В числе участников коучинга моя коллега М.А., приехавшая из Омска, отметила, что данный коуч помог раскрыться перед коллегами и познать себя из вне.

«Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения» так звучала следующая тема нашего коучинга, целью которого было ознакомление учителей с возможностями ИКТ, работы интерактивной доски, использование ресурсов интернет и т.д. «Несмотря на то, что использование ИКТ в преподавании и обучении не гарантирует исчерпывающего понимания предмета, тем не менее, оно может содействовать облегчению постижения общего преставления о нем, гибкости в получении и использовании знаний. Учитель должен знать не только преподаваемые предмет, но и способы его совершенствования посредством новых технологий». (Руководство для учителя, стр. 134).

Последующий коучинг провели на тему «Постановка умной цели при работе в группе». Целью являлось то, что учителя будут работать с формами организации групп, выработают правила работы в группах. Мои коллеги убедились, для более эффективного процесса нужно распределить роли внутри группы: генератор идей (разработчик идей), ведущий (руководит обсуждением и следит за тем, чтобы все говорили о данном вопросе), секретарь (записывает реплики участников, а потом составляет тезисы), докладчик (после окончания обсуждения «отчитывается» о работе группы).

В ходе выполнения заданий наглядно каждый из участников смог выполнить свою роль при выполнении заданий, используя навыки критического мышления и оценили важность этих видов работы в учебном процессе.В ходе своей работы учителя проявили активность, любознательность, целеустремленность. Интересно было слушать выводы учителей. Рефлексия показала, что молодые учителя более заинтересованы в своей работе и готовы принимать новые формы работы. Все задания, которые наметила коуч, они выполнили. Обратная связь коллег показала, что умение критический мыслить помогают учителям определить, на какой стадии находятся ученики в процессе обучения. Было замечено моими коллегами, что подобные мероприятия вызвали у них самих желания стать критически мыслящими и способствовать развитию критического мышления у учеников. Критическое мышление может происходить всякий раз, когда происходит процесс рассуждения, формулировки выводов или решения проблемы, т.е. - всякий раз, когда необходимо установить, чему верить, что делать, и как делать это разумным и рефлексивным способом.

Менторинг, который я проводила также является одной важных задач моей практики. И прежде он основывался на довереительных отношениях с коллегами. Каких критериев необходимо придерживаться при выборе менти? Конечно, это его желание, заинтересованность во внедрении новых методов и подходов в обучении. Моим менти стала моя коллега учитель математики С.Б., молодой специалист, работающий в классах с казахским языком обучения. И что может её волновать? Любой человек, который начинает свою профессиональную деятельность, будет испытывать затруднения в связи с малым опытом работы. А. Макаренко писал: «Нужны синтез научных знаний, методического мастерства и личных качеств педагога, умелое владение педагогической техникой и передовыми педагогическими достижениями». В нашей школе хорошо работала в свое время «Школа молодого учителя», но к сожелению, о ней мы сейчас только вспоминаем. Школа наставничества необходима и она может существовать прежде всего на доверительных взаимоотношениях между молодыми и опытными учителями.

Огромное желание быть лучше, быть профессионалом своего дела, умение грамотно строить свои уроки, умение применять активные формы обучения- таковы были пожелания моей молодой коллеги, которая пригласила меня на свой урок.

Цель моего посещения урока - это наблюдение за детьми, определение барьеров в обучении.

После урока у нас состоялась профессиональная беседа. Что мы определили:

  1. Учитель традицонно объяснил новую тему в форме рассказа, наглядно продемонстрировал решение линейных неравенств методом интервала.

  2. Аквтивность учеников была на уровне. Класс шумный, у доски работали одни и те же ученики. Слабые ученики скромно сидели, переписывали с доски, не выделялись, у некоторых ученикок нет тетрадей, учебных принадлежностей.

  3. Обстановка в класс благоприятная.

  4. Интерактивная доска не применялась.

  5. Хорошая была проведена устная работа, возрастание по степени сложности.

  6. Активность учеников на физминутке.

При анализе урока мы определили как улучшить процесс урока, что необходимо учесть при планировании следующего урока - организация работы в группе при изучении новой темы, более четко формулировать смарт цели урока, постановка вопросов, творческие задания. Я снабдила менти приемами и методами, вместе определили фокус следующего урока, это развитие навыков критического мышления. На последующих уроках было видно, что ученики налаживают умение работать в группе, была создана коллаборативная среда, где ученики посредством активного поиска, обсуждения, анализа или синтеза информации получают и закрепляют знания. Умело стала применять интеракативное оборудование, создавая флипчарты к урокам. Дети активно работали, обобщали и рефлексировали.

На будущее для совместной работы запланировали следующие направления: как внедрить индивидуальный, дифференцированный подход в обучении, интерактивные формы и методы работы, решение нестандартных ситуаций на уроках.

Одним из моментов реализации плана развития школы являлось вовлечение в учебный процесс родительский состав. На классных родительских собраниях мои коллеги рассказывали о вводимых новых подходов обучения, о процессе взаимодействия всех участников образовательного процесса (учеников и родителей, учителей и родителей, учителей и учеников). А как получить обратную связь? В школе имеется ящик пожеланий, в классных кабинетах имеются в классном уголке «Рефлексиные деревья», на сайте школы имеется рубрика «Блог директора» где ученикии их родители могут задавать интересующие их вопросы.

Хочу отметить, что благодаря данным курсам в школе воцарилась новая волна перемен в обучении, учителя, прошедшие курсы нацелены идти вперед и вести с собой других желающих коллег. Проведение коучинга и менторинга способствовало росту заинтересованных учителей, которые сумели найти свободное время для встреч, для вопросов и ответов, для доброжелательного сотрудничества.

Однако, барьеры обучения имеются, основная часть учителей остались настроены скептически, стереотип мышления «Это моё- ни с кем делиться не буду» имеет место в школьной практике. Вопросы такого характера как переполненность классов, хождение учителей по кабинетам, дефецит времени на подготовку к урокам, перегруженность учителей - считаю вполне решаемым.

Процесс практики был интересным, насыщенным, метод проб и ошибок не исключаю, умение настроить учителей, учеников на доверительные отношения сотрудничества считаю получился.

Рефлексивный отчет о процессе планирования развития школыРефлексивный отчет о процессе планирования развития школыРефлексивный отчет о процессе планирования развития школыРефлексивный отчет о процессе планирования развития школыРефлексивный отчет о процессе планирования развития школыРефлексивный отчет о процессе планирования развития школы

Рисунок 2. Коучинг учителей

Рефлексивный отчет о процессе планирования развития школыРефлексивный отчет о процессе планирования развития школы

Рисунок 3. Работа с менти

Рефлексивный отчет о процессе планирования развития школыРефлексивный отчет о процессе планирования развития школы

Рисунок 4. Обсуждение разработки коучинга

Рефлексивный отчет о процессе планирования развития школы

Рисунок 5. Обратная связь

© 2010-2022