Внедрение подхода Lesson Study в практику школы

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внедрение подхода Lesson Study в практику школы.Внедрение подхода Lesson Study в практику школы.Внедрение подхода Lesson Study в практику школы.Внедрение подхода Lesson Study в практику школы.Внедрение подхода Lesson Study в практику школы.Внедрение подхода Lesson Study в практику школы.Внедрение подхода Lesson Study в практику школы.Внедрение подхода Lesson Study в практику школы.Внедрение подхода Lesson Study в практику школы.Внедрение подхода Lesson Study в практику школы.Внедрение подхода Lesson Study в практику школы.Внедрение подхода Lesson Study в практику школы.Внедрение подхода Lesson Study в практику школы.Внедрение подхода Lesson Study в практику школы.

Уразакова Г.Г.

Стремительно происходящие глобальные изменения в современном мире требуют изменения и обновления подходов к процессам преподавания и обучения, улучшения школьной практики. Результаты мировых исследований в области образования подтверждают тот факт, что, учителя, обладающие соответствующими профессиональными качествами, необходимыми компетенциями и концептуальным пониманием процессов преподавания и обучения, способны качественно изменить образование молодёжи (Barber & Mourshad, 2007). Не подвергается сомнению утверждение о том, что «стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников является личность учителя» (Strong Wfrd & Crant, 2011). Профессиональное развитие учителя - это один из актуальных вопросов современного образования. Сегодня система подготовки и повышения квалификации педагогов в Казахстане находится на стадии интенсивного развития и преобразования. Активно изучается и внедряется опыт таких прогрессивных стран, лидирующих в области образования, как Финляндия, Синганур, Великобритания, Япония. Высокое мировое признание в системе среднего образования получили научные подходы, основанные на ключевых принципах конструктивистской теории (Hattie, 2009), согласно которой развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся у них знаний с новыми, полученными в классе из различных источников. Трансляция готовых знаний не способствует их успешному усвоению, развитию и глубокому пониманию. Развитию данных процессов способствует, прежде всего, высокий уровень профессионализма учителя. В свете данных тенденций учителю необходимо постоянно улучшать практику преподавания, развивать свои профессиональные навыки.

Одним из эффективных методов совершенствования процесса преподавания и учения является подход Lesson Study. Это одна из особых форм Исследования в действии на уроках. Внедрение в школьную практику подхода Lesson Study позволяет решать несколько ключевых задач учебного процесса в школе:

  • создание школьного сетевого сообщества учителей;

  • совершенствование методики преподавания;

  • совершенствование знаний в области учительской практики;

  • повышение уровня знаний учащихся;

  • трансляция коллегам полученного педагогического опыта.

Эффективность исследования урока через внедрение подхода Lesson Study доказана и практикой нашей школы. Первым этапом работы стало проведение коучинг - сессии «Lesson Study». В ходе коучинга учителями были получены теоретические знания и обсуждена система внедрения подхода в практику нашей школы, сформирована группа трорческих учителей, заинтересовавшихся и поддержавших идею и задачи внедрения в школе нового профессионального подхода в обучении.

Структура подхода Lesson Study.

1-й цикл Lesson Study

Первичное заседание группы LS-1

Опрос учащихся

Обсуждение LS-1 и первоначальное планирование

Совм.планирование LS-1

Проведение/наблюдение

LS-1


2-й цикл Lesson Study

Обсуждение LS-2 и первоначальное планирование LS-3

Опрос учащихся

Проведение/наблюдение

LS-2

Совм.планирование LS-2


Запишите/ представьте свои выводы/ результаты, проведите открытое исследованиее группы LS-1

3-й цикл Lesson Study

Проведение/наблюдение

LS-3

Опрос учащихся

Обсуждение LS-3 и согласование общих выводов

Совм.планирование LS-3


Университет Бетлехема, Учебное пособие «Центра педагогического мастерства, преподавания и обучения»: Исследование урока, Дадли П., 2011

Такая цикличность подхода LS позволила учителям иначе воспринимать процесс обучения, происходящий в классе. Рефлексия собственной деятельности и деятельности учеников класса позволила вывести процесс обучения и преподавания на более высокий и результативный уровень.

Если на первом этапе работы подходом LS было охвачено 37,5 % учителей (3 творческих группы), то на данное время 75 % учителей активно включились в эту работу.

В школе сформировано 6 творческих групп учителей LS:

  • уровневые учителя;

  • учителя казахского языка;

  • учителя русского языка;

  • учителя начальных классов;

  • учителя географии и истории;

  • учителя физики и математики.

В целях обеспечения эффективности работы групп в состав каждой группы были включены члены администрации школы.

Анализируя процесс поэтапно, мы пришли к выводу о том, что высокая эффективность достигнута на этапе обсуждения и планирования урока. Тот факт, что учителя значительно обогатили свой багаж знаниями разнообразных стратегий критического мышления и приобрели опыт их использования в практике, позволил активизировать процесс улучшения плана урока. Именно на этом этапе учителями демонстрируется коммуникативная гибкость, что не всегда прослеживалось в ходе обсуждения планирования ранее. Полученный опыт профессионального взаимодействия оказал положительное влияние на развитие компетентности отношений учителей: в процессе диалога коллеги демонстрируют умения понимать и слушать друг друга, аргументировать свои высказывания и сохранять благоприятную рабочую атмосферу.

На этапе определения «исследуемых» учеников мы сталкиваемся с тем, что у учителей часто возникают разногласия при оценке уровня ученика: у каждого учителя один и тот же ученик проявляет разный уровень познавательной активности, показывает разный уровень знаний. Поэтому учителя предметов гуманитарного цикла часто не согласны с учителями предметов естественно-математического цикла. Это естественно, ведь всё зависит от склонностей и способностей ученика к той или иной области образовательных наук. Но именно эти разногласия, иногда совершенно противоположные мнения учителей о способностях ученика позволили нам улучшить работу по изучению личности ребёнка в целом. Было выявлено, что классными руководителями и психологами школы в этом направлении ведётся недостаточная работа. Поэтому мы разработали «Программу изучения личности ученика», что в результате позволит более эффективно строить как учебный, так и воспитательный процесс в классе.

Это привело к пониманию того, что в группу учителей LS обязательно надо привлечь и классного руководителя, и психолога школы. Значит, на начальном этапе не был учтён психологический аспект работы, но участие классного руководителя и психолога, как мы ожидаем, позволит улучшить процесс.

На этапе проведения урока мы достигли очень высоких результатов: качество урока, его методический уровень значительно возросли. Это доказывают отзывы учеников и учителей, результаты наблюдения коллег, мониторинги качества знаний детей. «Интересно», «увлекательно», «разнообразно», «психологически комфортно» - такими эпитетами насыщены отзывы об уроках Lesson Study. Сравнивая анализы уроков LS, мы пришли к выводу о том, что у учителей значительно возрос уровень рефлексивной культуры, компетентность анализа учебного процесса. Анализ урока стал более глубоким и осмысленным: от трактовки фактов мы пришли к обсуждению вопросов «почему», «что» и «как». Почему на этом этапе урока такая форма не эффективна, что мы не учли, как изменить ситуацию к лучшему? И такой подход к анализу урока действительно работает на улучшение следующего урока LS.

В результате внедрения подхода нами успешно решены вопросы формативного оценивания учеников: в процессе обмена информацией и опытом по этой проблеме создана база методик формативного оценивания. Хочу отметить, что внедрение подхода Lesson Study, мы стали рассматривать как одну из наиболее эффективных форм работы с молодыми специалистами. Вовлечение молодых учителей в процесс LS оказывает сильное влияние на их практику: формируются навыки целеполагания и планирования, отбора эффективных методов организации деятельности учеников, преодолевается барьер общения с более старшими и опытными коллегами.

Анализ уроков LS показал, что уроки ориентированы на получение конкретного конечного результата. Учителями успешно применяются разнообразные стратегии критического мышления, что делает уроки интересными и результативными. Работа в парах и группах позволяет создавать на уроках положительную образовательную среду: особенно эффективен процесс взаимообучения учеников. Учителям успешно удаётся организовать проектную и исследовательскую деятельность учеников.

При этом необходимо отметить, что, несмотря на высокий уровень достигнутых результатов, учителя в результате рефлексии собственной деятельности и деятельности учеников постоянно вносят изменения в свои планы, улучшая их. Такой подход к организации своей педагогической деятельности доказывает, что учителя постоянно работают над профессиональным развитием, совершенствуя и улучшая практику преподавания и обучения. В процессе наблюдения за уроками отмечается активизация познавательной деятельности учеников, высокий уровень их вовлечённости в процесс обучения.

На основании полученного опыта в нашей школе сложилось твёрдое убеждение в том, что подход Lesson Study - это одна из самых эффективных форм профессионального развития и улучшения практики преподавания и обучения.

Использованная литература:

  1. Программа повышения квалификации руководителей общеобразовательных организаций Республики Казахстан.Руководство для руководителя. НИШ.ЦПМ, 2013 г.

  2. Lesson Study: теория и практика применения.Пит Дадли (Великобритания).Астана, 2013 г.

5


© 2010-2022