Взаимодействие специального и общего образования в рамках социальной интеграции

Представляю опыт работы коллектива по взаимодействию специального и общего образования в рамках социальной интеграции. Апробация модели началась в декабре 2012г. и успешно продолжается по сей день. Это проведение совместных уроков и внеклассных мероприятий, это положительные аспекты успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, это создание ситуации успеха, это вера в себя и в свои возможности. Мы предлагаем Вашему вниманию уникальный опыт кропотливой, подчас трудной, но ин...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сотникова Наталья Владимировна

зам. директора по УВР, учитель математики

ОКОУ «Льговская с(к)о школа-интернат»


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО И ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Для реализации инновационного проекта в ОКОУ «Льговская с(к)о школа-интернат» утверждены нормативно-правовая документация и Положение по организации инновационной деятельности в школе (Приказ от 01.09.2012 г. № 1-25).

Разработка и реализация новых проектов, профилактических мероприятий, коррекционных и развивающих технологий, отвечающих потребностям современного образования, создаёт атмосферу сотрудничества и взаимодействия всех участников образовательного пространства. Так как все дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими сверстниками, педагогический коллектив школы-интерната в рамках экспериментальной деятельности начал работу по социализации воспитанников с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями на сегодняшний день одна из наиболее важных и трудных задач. Все, кто работает с подобными детьми, знают, что основные трудности не столько в обучении той или иной профессии, сколько в том, чтобы ребенок с ОВЗ, вырастая, воспринимался социумом безболезненно и бесконфликтно. Вот почему так актуальны на сегодняшний день вопросы, касающиеся социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Трудности, которые испытывают эти дети, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивности (т.е. слабостью регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов - восприятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности. Положительное отношение, понимание и принятие учителями и здоровыми людьми ребенка с отклонениями в развитии оказывает прямое влияние на его умственное, эмоциональное и социальное развитие. В связи с этим можно заключить, что знание системы отношений учителей, сверстников и родителей к имеющим проблемы в обучении детям является чрезвычайно важным с точки зрения их интеграции в условия обычной школы.

Интегрированное обучение предполагает овладение ребенком с ограниченными возможностями здоровья теми знаниями, умениями навыками и в те же сроки (или близкие), что и нормально развивающиеся дети, в соответствии с государственным стандартом.

Интеграцию ребенка с проблемами в развитии следует начинать с социальной интеграции. При этом необходимо соблюдать следующие условия:

  • Программа интеграции должна включать в себя непосредственные контакты между детьми разных систем обучения;

  • Программа в своей основе не может быть директивной, должна основываться на неформальной ситуации общения;

  • Программа должна включать в себя совместную учебную и внеучебную деятельность детей массовой и специальной школ.

Эффективная социальная интеграция будет в дальнейшем способствовать педагогической интеграции ребенка с проблемами в развитии при обучении в массовой школе.

Актуальность

Отношение к людям с ограниченными возможностями служит индикатором развитости общественного сознания. Интеграция в общество человека с нарушениями в развитии, особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью, сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни, включая и получение образования, наравне и вместе с остальными членами общества, в условиях, благоприятных его развитию. При интеграции детей с ОВЗ возникает необходимость сопровождения их квалифицированными специалистами для создания образовательного пространства, отвечающего нормам действующего международного права, требованиям российского законодательства и запросам общества.

Инновационный образовательный проект

На базе ОКОУ «Льговская с(к)о школа-интернат VIII вида» с декабря 2012 года проходит апробацию модель взаимодействия специального и общего образования по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья и включению их в активную общественную жизнь, в одинаковой степени необходимую для всех членов общества.

Цель проекта:

Отработка модели интегрированного образования, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для КАЖДОГО ребенка, имеющего различные образовательные потребности.

Задачи проекта:


  • Обеспечение доступности и качества образования детей с ОВЗ в соответствии с действующей нормативно - правовой базой;

  • Создание условий взаимодействия специального и общего образования для сопровождения детей с ОВЗ через реализацию индивидуальных образовательных маршрутов;

  • Повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, как в общем, так и в специальном образовании;

  • Создание сетевого сообщества «Доверие»;

  • Консультирование родителей по вопросам развития и коррекции ребёнка с ОВЗ, оказание им поддержки;

  • Воспитание толерантности общества в отношении к людям с ОВЗ.

Направления работы по проекту:

  • Сопровождение педагогов общеобразовательных школ, работающих с детьми с ОВЗ

  • Консультации для педагогов

  • Работа в сетевом сообществе «Доверие»

  • Сопровождение детей и семей, имеющих детей с ОВЗ

  • Консультации для детей и родителей

  • Привлечение детей и родителей к досуговой и развивающей деятельности

  • Подготовка общества к толерантному отношению к людям с ограниченными возможностями

  • Публикации в СМИ

  • Раскрытие потенциальных возможностей ребенка с ОВЗ

  • Проведение семинаров, стажировочных площадок

Этапы работы над проектом:

ОРГАНИЗАЦИОННО - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

  • Исследование проблемы и анализ опыта отечественных и зарубежных систем интегрированного обучения.

  • Разработка научно - методического пакета сопровождения проекта.

  • Обучение педагогов - курсы повышения квалификации, стажировки.

ПРАКТИЧЕСКИЙ

  • Организация системы обучения педагогов приёмам и методам коррекционной работы с детьми с ОВЗ

  • Создание и реализация индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ.

  • Консультирование родителей по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ.

  • Работа сетевого педагогического сообщества «Доверие».

  • Формирование толерантного отношения общества к проблемам детей с ОВЗ.

ОБОБЩАЮЩИЙ

  • Обработка, анализ и систематизация материалов проекта.

  • Создание методических рекомендаций по организации работы с детьми в условиях интегрированного образования.

  • Тиражирование опыта интегрированного образования через систему семинаров, круглых столов, публикаций.

Ожидаемые результаты:

Для детей с ОВЗ:

  • Новые друзья в школе и микрорайоне, где они живут;

  • Социальные умения и навыки (умение работать в творческой группе);

  • Положительный опыт самореализации;

  • Развитие адекватных коммуникативных навыков.

Для педагогов коррекционных школ-интернатов:

  • Рост профессиональной компетентности педагогов;

  • Опыт работы педагогов в сетевом сообществе;

  • Успешная социализация воспитанников школы-интерната.

Для педагогов общеобразовательных школ:

Опыт работы с детьми с ОВЗ;

Профилактика профессионального выгорания;

Повышение профессиональной компетентности педагогов.

На муниципальном и региональном уровнях:

Создание сетевого педагогического сообщества;

Повышение профессиональной компетентности всех участников образовательного процесса;

Толерантное отношение общества к детям с ОВЗ.

Для семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ:

Повышение социальной и педагогической компетентности родителей;

Сохранение и укрепление семейных отношений, передача социального опыта;

Социализация ребенка.


Итоги работы:

Занятия проходили и проходят не только у нас в учреждении, но и в стенах общеобразовательных школ. Несмотря на то, что инициаторами всех занятий являются педагоги коррекционной школы-интерната, имеется положительный опыт проведения интегрированных уроков по биологии, чтению и профессионально-трудовому обучению. Разнообразная кружковая деятельность: плетение из бумажных трубочек, печатание текстильными красками, имитация нетканого гобелена, изготовление праздничной игрушки в сочетании с логопедическим КВНом, занятием по безопасности дорожного движения создали атмосферу дружелюбия, успешности, взаимопонимания, что позволило значительно расширить жизненный потенциал не только детей , но и всего сообщества педагогов, стремящихся к признанию ценности каждого, независимо от их возможностей! Количество социальных партнеров возросло до 15. Это образовательные организации г.Льгова и Льговского района, учреждения дополнительного образования, ДОУ, ССУЗы.

В перспективе:

  • Совместные учебные занятия, в том числе интегрированные.

  • Коррекционные занятия специалистов (психолога, логопеда, дефектолога).

  • Общеукрепляющие спортивные и развивающие занятия.

  • Расширение направлений кружковой деятельности.

  • Веселый и развлекательный досуг, внеклассные мероприятия.

Совместное воспитание в условиях массовой школы детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся - относительно новое явление в образовании. Одним из основных условий социально-педагогической интеграции детей с отклонениями в развитии является коррекция отношений участников процесса интеграции (как детей, так и их педагогов) друг к другу. Взаимопонимание, взаимоуважение и взаимодействие - три составляющих успеха интеграции массовой и специальной школ при обучении и воспитании учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И ряд проведенных интегрированных уроков и внеклассных занятий показал, что такая форма работы может являться достаточно эффективной в современном образовательном процессе.

Творческой группой школы-интерната была актуализирована проблема, определена цель и намечены пути по достижению ожидаемых результатов. Всеми участниками была выработана общая стратегия коррекционно-педагогического процесса:

  • создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ;

  • обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;

  • построение обучения особым образом - с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;

  • интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций;

  • обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам;

  • разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ;

  • формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития у детей с ОВЗ.

Степень реализации форм обучения детей с ОВЗ зависит от степени интеграции. Педагоги школы-интерната стремятся эффективно осуществлять интеграцию проблемных детей с учетом уровня развития каждого ребенка, выбирая полезную и возможную для него "долю" интеграции, т.е. одну из нижеследующих моделей:

 частичная интеграция, при которой дети с проблемами в развитии еще не способны на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются в массовые классы лишь на часть дня;

 временная интеграция, при которой все ученики с ограниченными возможностями в здоровье вне зависимости от уровня психофизического развития объединяются со здоровыми детьми не реже 2-х раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера, например, на праздниках, викторинах, отдельных занятиях и т.п.;

Именно частичная и особенно временная формы интеграции являются оптимальными для большинства школьников с отклонениями в развитии. Такое объединение способствует гуманистическому воспитанию здоровых детей и ранней социализации проблемных школьников.

Один мудрец сказал, что «жить в обществе и быть свободным

от общества нельзя»


Каждый ребенок имеет право на улыбку и счастливое детство. Но, как это не печально, есть дети, которым это право достается труднее, чем другим!

Литература:

1.Закон "Об образовании" №273 от 29.12.2012г.

2. Кутепова Е.Н. Опыт взаимодействия специального (коррекционного) и общего образования в условиях инклюзивной практики // Психологическая наука и образование. - 2011г. - №1. - С.104.

3.Малофеев Н.Н. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен // Дефектология. - 2008г. - № 2. - С. 86-93.







































© 2010-2022