- Преподавателю
- Директору, завучу
- Взаимодействие специального и общего образования в рамках социальной интеграции
Взаимодействие специального и общего образования в рамках социальной интеграции
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сотникова Н.В. |
Дата | 07.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Сотникова Наталья Владимировна
зам. директора по УВР, учитель математики
ОКОУ «Льговская с(к)о школа-интернат»
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО И ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Для реализации инновационного проекта в ОКОУ «Льговская с(к)о школа-интернат» утверждены нормативно-правовая документация и Положение по организации инновационной деятельности в школе (Приказ от 01.09.2012 г. № 1-25).
Разработка и реализация новых проектов, профилактических мероприятий, коррекционных и развивающих технологий, отвечающих потребностям современного образования, создаёт атмосферу сотрудничества и взаимодействия всех участников образовательного пространства. Так как все дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими сверстниками, педагогический коллектив школы-интерната в рамках экспериментальной деятельности начал работу по социализации воспитанников с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями на сегодняшний день одна из наиболее важных и трудных задач. Все, кто работает с подобными детьми, знают, что основные трудности не столько в обучении той или иной профессии, сколько в том, чтобы ребенок с ОВЗ, вырастая, воспринимался социумом безболезненно и бесконфликтно. Вот почему так актуальны на сегодняшний день вопросы, касающиеся социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Трудности, которые испытывают эти дети, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивности (т.е. слабостью регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов - восприятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности. Положительное отношение, понимание и принятие учителями и здоровыми людьми ребенка с отклонениями в развитии оказывает прямое влияние на его умственное, эмоциональное и социальное развитие. В связи с этим можно заключить, что знание системы отношений учителей, сверстников и родителей к имеющим проблемы в обучении детям является чрезвычайно важным с точки зрения их интеграции в условия обычной школы.
Интегрированное обучение предполагает овладение ребенком с ограниченными возможностями здоровья теми знаниями, умениями навыками и в те же сроки (или близкие), что и нормально развивающиеся дети, в соответствии с государственным стандартом.
Интеграцию ребенка с проблемами в развитии следует начинать с социальной интеграции. При этом необходимо соблюдать следующие условия:
-
Программа интеграции должна включать в себя непосредственные контакты между детьми разных систем обучения;
-
Программа в своей основе не может быть директивной, должна основываться на неформальной ситуации общения;
-
Программа должна включать в себя совместную учебную и внеучебную деятельность детей массовой и специальной школ.
Эффективная социальная интеграция будет в дальнейшем способствовать педагогической интеграции ребенка с проблемами в развитии при обучении в массовой школе.
Актуальность
Отношение к людям с ограниченными возможностями служит индикатором развитости общественного сознания. Интеграция в общество человека с нарушениями в развитии, особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью, сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни, включая и получение образования, наравне и вместе с остальными членами общества, в условиях, благоприятных его развитию. При интеграции детей с ОВЗ возникает необходимость сопровождения их квалифицированными специалистами для создания образовательного пространства, отвечающего нормам действующего международного права, требованиям российского законодательства и запросам общества.
Инновационный образовательный проект
На базе ОКОУ «Льговская с(к)о школа-интернат VIII вида» с декабря 2012 года проходит апробацию модель взаимодействия специального и общего образования по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья и включению их в активную общественную жизнь, в одинаковой степени необходимую для всех членов общества.
Цель проекта:
Отработка модели интегрированного образования, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для КАЖДОГО ребенка, имеющего различные образовательные потребности.
Задачи проекта:
-
Обеспечение доступности и качества образования детей с ОВЗ в соответствии с действующей нормативно - правовой базой;
-
Создание условий взаимодействия специального и общего образования для сопровождения детей с ОВЗ через реализацию индивидуальных образовательных маршрутов;
-
Повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, как в общем, так и в специальном образовании;
-
Создание сетевого сообщества «Доверие»;
-
Консультирование родителей по вопросам развития и коррекции ребёнка с ОВЗ, оказание им поддержки;
-
Воспитание толерантности общества в отношении к людям с ОВЗ.
Направления работы по проекту:
-
Сопровождение педагогов общеобразовательных школ, работающих с детьми с ОВЗ
-
Консультации для педагогов
-
Работа в сетевом сообществе «Доверие»
-
Сопровождение детей и семей, имеющих детей с ОВЗ
-
Консультации для детей и родителей
-
Привлечение детей и родителей к досуговой и развивающей деятельности
-
Подготовка общества к толерантному отношению к людям с ограниченными возможностями
-
Публикации в СМИ
-
Раскрытие потенциальных возможностей ребенка с ОВЗ
-
Проведение семинаров, стажировочных площадок
Этапы работы над проектом:
ОРГАНИЗАЦИОННО - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
-
Исследование проблемы и анализ опыта отечественных и зарубежных систем интегрированного обучения.
-
Разработка научно - методического пакета сопровождения проекта.
-
Обучение педагогов - курсы повышения квалификации, стажировки.
ПРАКТИЧЕСКИЙ
-
Организация системы обучения педагогов приёмам и методам коррекционной работы с детьми с ОВЗ
-
Создание и реализация индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ.
-
Консультирование родителей по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ.
-
Работа сетевого педагогического сообщества «Доверие».
-
Формирование толерантного отношения общества к проблемам детей с ОВЗ.
ОБОБЩАЮЩИЙ
-
Обработка, анализ и систематизация материалов проекта.
-
Создание методических рекомендаций по организации работы с детьми в условиях интегрированного образования.
-
Тиражирование опыта интегрированного образования через систему семинаров, круглых столов, публикаций.
Ожидаемые результаты:
Для детей с ОВЗ:
-
Новые друзья в школе и микрорайоне, где они живут;
-
Социальные умения и навыки (умение работать в творческой группе);
-
Положительный опыт самореализации;
-
Развитие адекватных коммуникативных навыков.
Для педагогов коррекционных школ-интернатов:
-
Рост профессиональной компетентности педагогов;
-
Опыт работы педагогов в сетевом сообществе;
-
Успешная социализация воспитанников школы-интерната.
Для педагогов общеобразовательных школ:
Опыт работы с детьми с ОВЗ;
Профилактика профессионального выгорания;
Повышение профессиональной компетентности педагогов.
На муниципальном и региональном уровнях:
Создание сетевого педагогического сообщества;
Повышение профессиональной компетентности всех участников образовательного процесса;
Толерантное отношение общества к детям с ОВЗ.
Для семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ:
Повышение социальной и педагогической компетентности родителей;
Сохранение и укрепление семейных отношений, передача социального опыта;
Социализация ребенка.
Итоги работы:
Занятия проходили и проходят не только у нас в учреждении, но и в стенах общеобразовательных школ. Несмотря на то, что инициаторами всех занятий являются педагоги коррекционной школы-интерната, имеется положительный опыт проведения интегрированных уроков по биологии, чтению и профессионально-трудовому обучению. Разнообразная кружковая деятельность: плетение из бумажных трубочек, печатание текстильными красками, имитация нетканого гобелена, изготовление праздничной игрушки в сочетании с логопедическим КВНом, занятием по безопасности дорожного движения создали атмосферу дружелюбия, успешности, взаимопонимания, что позволило значительно расширить жизненный потенциал не только детей , но и всего сообщества педагогов, стремящихся к признанию ценности каждого, независимо от их возможностей! Количество социальных партнеров возросло до 15. Это образовательные организации г.Льгова и Льговского района, учреждения дополнительного образования, ДОУ, ССУЗы.
В перспективе:
-
Совместные учебные занятия, в том числе интегрированные.
-
Коррекционные занятия специалистов (психолога, логопеда, дефектолога).
-
Общеукрепляющие спортивные и развивающие занятия.
-
Расширение направлений кружковой деятельности.
-
Веселый и развлекательный досуг, внеклассные мероприятия.
Совместное воспитание в условиях массовой школы детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся - относительно новое явление в образовании. Одним из основных условий социально-педагогической интеграции детей с отклонениями в развитии является коррекция отношений участников процесса интеграции (как детей, так и их педагогов) друг к другу. Взаимопонимание, взаимоуважение и взаимодействие - три составляющих успеха интеграции массовой и специальной школ при обучении и воспитании учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И ряд проведенных интегрированных уроков и внеклассных занятий показал, что такая форма работы может являться достаточно эффективной в современном образовательном процессе.
Творческой группой школы-интерната была актуализирована проблема, определена цель и намечены пути по достижению ожидаемых результатов. Всеми участниками была выработана общая стратегия коррекционно-педагогического процесса:
-
создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ;
-
обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;
-
построение обучения особым образом - с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;
-
интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций;
-
обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам;
-
разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ;
-
формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития у детей с ОВЗ.
Степень реализации форм обучения детей с ОВЗ зависит от степени интеграции. Педагоги школы-интерната стремятся эффективно осуществлять интеграцию проблемных детей с учетом уровня развития каждого ребенка, выбирая полезную и возможную для него "долю" интеграции, т.е. одну из нижеследующих моделей:
частичная интеграция, при которой дети с проблемами в развитии еще не способны на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются в массовые классы лишь на часть дня;
временная интеграция, при которой все ученики с ограниченными возможностями в здоровье вне зависимости от уровня психофизического развития объединяются со здоровыми детьми не реже 2-х раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера, например, на праздниках, викторинах, отдельных занятиях и т.п.;
Именно частичная и особенно временная формы интеграции являются оптимальными для большинства школьников с отклонениями в развитии. Такое объединение способствует гуманистическому воспитанию здоровых детей и ранней социализации проблемных школьников.
Один мудрец сказал, что «жить в обществе и быть свободным
от общества нельзя»
Каждый ребенок имеет право на улыбку и счастливое детство. Но, как это не печально, есть дети, которым это право достается труднее, чем другим!
Литература:
1.Закон "Об образовании" №273 от 29.12.2012г.
2. Кутепова Е.Н. Опыт взаимодействия специального (коррекционного) и общего образования в условиях инклюзивной практики // Психологическая наука и образование. - 2011г. - №1. - С.104.
3.Малофеев Н.Н. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен // Дефектология. - 2008г. - № 2. - С. 86-93.