Программа Одаренные дети

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В связи с этим современная школа должна соответствовать следующим требованиям:школа должна давать современное образование;это школа, где учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в ВУЗы и СУЗы;в школе должны быть порядок и дисциплина, должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги, в школе должны быть свои тр...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Селтинская средняя общеобразовательная школа

Селтинского района Удмуртской Республики.



Принято на заседании

Педагогического совета

Протокол № 4

от « 29» августа2014г.

Утверждено

Директором школы

Приказ № 159 от «29 » августа 2014г.







Программа

«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

на 2014-2017 г.г.





















Селты 2014г.


Пояснительная записка

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В связи с этим современная школа должна соответствовать следующим требованиям:

  • школа должна давать современное образование;

  • это школа, где учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в ВУЗы и СУЗы;

  • в школе должны быть порядок и дисциплина, должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги, в школе должны быть свои традиции;

  • в хорошей школе уважают личность ребенка.

Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Условно мы выделяем три категории одаренных детей:

  1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).

  3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

В МБОУ Селтинская СОШ есть опыт работы с одарёнными и способными детьми. Традиционно в школе проводятся олимпиады, творческие конкурсы и спортивные соревнования: «Ученик года», интеллектуальный марафон, спартакиада, интеллектуальные игра «Что? Где? Когда?»? краеведческие чтения и др. Школьники принимают участие в предметных, спортивных, творческих олимпиадах, конференциях, конкурсах разного уровня. Ежегодно растет число участников мероприятий районного, республиканского и всероссийского уровня.

Школа также сотрудничает с Домом детского творчества, Детско-юношеской спортивной школой, Детской школой искусств, районным Домом культуры, в которых используется широкий спектр программ, отвечающих потребностям и интересам учащихся, направленных на формирование социальной компетентности, развитие их творческого потенциала. В итоге занятость учащихся внеурочной деятельностью на протяжении последних лет составляет 80-85%.

Принципы работы педагога с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Цели работы с одаренными детьми

  • выявление одаренных детей;

  • создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;

  • развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;

  • адаптация и предпрофильная подготовка выпускников.

Стратегия работы с одаренными детьми

I этап - аналитический- при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности - в области художественного развития. В связи с этим целесообразно использовать часы вариативной части в обучении на организацию творческих объединений, занятий внеурочной деятельностью.

II этап - диагностический - индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка. На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.

III этап - этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.

В школе всегда велась большая внеклассная работа по предметам учебного цикла, а в объединениях дополнительного образования занимаются около 85 % учеников школы. Ребята занимаются краеведением, музыкой, рукоделием, социальным проектированием, художественным творчеством, резьбой по дереву, а так же в спортивных секциях и туристических кружках.

Условия успешной работы с одаренными учащимися.

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы УО.

Формы работы с одаренными учащимися.

  • объединения дополнительного образования;

  • групповые занятия с сильными учащимися;

  • конкурсы и конференции;

  • предметные конкурсы и чемпионаты;

  • участие в олимпиадах;

  • элективные курсы;

  • работа по индивидуальным планам.

Программа работы с одарёнными и талантливыми детьми

Мероприятие

Сроки

Исполнители

1

Внедрение проблемно-исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление.

Ежегодно

методсовет, учителя - предметники

2

Диагностическая работа по выявлению одаренных детей.

Ежегодно

Учителя-предметники, классные руководители, зам.директора по НМР

3

Создание методической базы для работы с одаренными детьми.

Ежегодно

Зам. директора по НМР

4

Участие школьников во Всероссийской олимпиаде школьников

Ежегодно

учителя-предметники

5

Участие школьников предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах, конференциях.

Ежегодно

Зам. директора по УВР, учителя-предметники

6

Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников

Ежегодно

Зам. директора по НМР, педагог-психолог, классные руководители

7

Диагностика потребностей педагогических кадров в повышении своей квалификации, оценка профессиональных затруднений в работе с одарёнными детьми.

1 раз в год

Зам.директора по НМР

8

Совершенствование системы дополнительного образования, их обеспечение современными образовательными программами. Содействие занятости учащихся в системе ДО

Ежегодно

Зам.директора по ВР

9

Организация школьных творческих, спортивных, интеллектуальных конкурсов

Ежегодно

Администрация

10

Организация предметных декадников

Ежегодно

Методсовет

11

Создание системы стимулирования творческой активности педагогов

Ежегодно

Администрация

12

Организация конкурса «Ученик года»

Ежегодно

Зам.директора по ВР

13

Работа по введению обязательного портфолио для обучающихся

2015-2017 г.г.

Администрация

15

Организация работы школьного научного общества

2016-2017 учебный год

Зам.директора по НМР

14

Мониторинг участия школьников в предметных олимпиадах, проектно-исследовательской, конкурсной деятельности.

Ежегодно

администрация

Ожидаемые результаты:

  • создание в школе системы выявления, развития и поддержки одаренных детей;

  • формирование информационной базы данных о талантливых и одаренных детях, обучающихся в школе.

  • увеличение количества одаренных детей, занявших призовые места на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, турнирах и иных конкурсных мероприятиях различного уровня;

  • повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми;

  • увеличение числа педагогов, владеющих современными методиками обучения и развития одаренных детей;

  • повышение социального статуса творческой личности ребенка;

  • повышение качества образования основного и дополнительного блока.








Приложение 1

Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы.


Форма

Задачи


Элективные курсы

Учет индивидуальных возможностей учащихся.

Повышение степени самостоятельности учащихся.

Расширение познавательных возможностей учащихся.

Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Внеурочная деятельность по предмету

Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.

Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.

Формирование информационной культуры учащихся.

Предметный декадник

Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.

Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.

Развитие творческих способностей учащихся.

Объединения дополнительного образования

Развитие творческих способностей учащихся.

Содействие в профессиональной ориентации.

Самореализация учащихся во внеклассной работе.

Ожидаемые результаты:

  • расширение познавательных возможностей учащихся;

  • повышение качества образования дополнительного блока.





Приложение 2

Организация исследовательской деятельности учащихся в школе


5 классы

Подготовительный этап:

1.Формирование навыков научной организации труда.

2.Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.

3.Формирование познавательного интереса.

4.Выявление способных учащихся.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Кружки.


6-8 классы

Творческий этап:

1.Совершенствование навыков научной организации труда.

2.Формирование познавательного интереса.

3.Творческое развитие учащихся.

4.Индивидуальная работа со способными школьниками.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные декадники.

Школьные олимпиады.

Кружки.

Секции.

Элективные курсы

9-11 классы

Развивающий этап:

Исследовательский этап:

1.Совершенствование навыков научной организации труда.

2.Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.

3.Формирование исследовательских навыков.

4.Развитие информационной культуры учащихся

5. Совершенствование исследовательских навыков.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные декадники.

Олимпиады.

Факультативы.

НПК.

Элективные курсы


Ожидаемые результаты:

  • формирование информационной базы данных;

  • увеличение числа победителей и призеров в научно-исследовательских конференциях;

  • формирование у учащихся исследовательских навыков;

  • издание исследовательских работ учащихся.



Приложение 3

ДИНАМИКА

важнейших целевых индикаторов и показателей

эффективности реализации программы

№№
п/п

Наименование индикатора

Единица
измерения

Значение индикатора по годам

2015

2016

2017

1

Доля учащихся, участвующих во Всероссийской олимпиаде школьников :

-школьный уровень

-муниципальный уровень

-республиканский уровень

%




2

Доля учащихся, занявших призовые места во Всероссийской олимпиаде школьников

-школьный уровень

-муниципальный уровень

-республиканский уровень

%




3

Количество учащихся, прошедших итоговую аттестацию выше среднего балла :

-по району

- по республике

Чел.




4

Охват учащихся программами ДО

%




5

Доля учащихся, участвующих в предметных чемпионатах, конкурсах и НПК

%




6

Количество учащихся, занявших призовые места в предметных чемпионатах, конкурсах и НПК

Чел.




7

Количество учащихся, принявших участие в творческих и спортивных конкурсах.

Чел




8

Количество учащихся, занявших призовые места в творческих и спортивных конкурсах.

Чел.





© 2010-2022