Роль образовательного учреждения в воспитании профессионала новой формации

Новая социально-экономическая ситуация, сложившаяся в стране в последние годы, диктует необходимость формирования нового мышления как у отдельно взятой личности, так и у целого коллектива. В первом случае адаптация проходит более активно и менее болезненно, во втором – противоречиво и порой очень непросто. Коллектив можно мобилизовать, создав корпоративную идеологию, культуру, которую по убеждению, а не под давлением сверху должен безоговорочно принимать каждый член техникумовского сообщества.  ...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабенок М. А.,

ГБОУ СПО СО ВПМТТ «Юность»

г. Верхняя Пышма

Роль образователь­ного учреждения в воспитании профессионала новой формации.

Новая социально-экономическая ситуация, сложившаяся в стране в последние годы, диктует необходимость формирования нового мышления как у отдельно взятой личности, так и у целого коллектива. В первом случае адаптация проходит более активно и менее болезненно, во втором - противоречиво и порой очень непросто. Коллектив можно мобилизовать, создав корпоративную идеологию, культуру, которую по убеждению, а не под давлением сверху должен безоговорочно принимать каждый член техникумовского сообщества.

В этих условиях работа по формированию и становлению личности молодежи должна рассматриваться как одно из приоритетных направлений деятельности учебного заведения. При этом нельзя отделять вопросы воспитательной работы с учащимися от вопросов личности преподавателя, его морально-нравственных и этических качеств, а также от условий труда и быта в учебном заведении.

Понятие «профессиональное образование» имеет специфическую направленность и обучения, и воспитания. При этом происходит взаимодействие не просто педагога, но, прежде всего мастера и ученика, при котором от первого ко второму не только транслируется определенный набор норм, принятых в данной культуре, в данном социуме, в данный промежуток времени, но передаются нормы отношений, принятые в конкретном профессиональном сообществе.

Техникум призван сформировать в первую очередь профессионала новой формации, наделенного определенными социальными и культурными компетенциями личности.

Воспитательная деятельность в нашем учебном заведении осуществляется по двум основным направлениям:

  • в учебном процессе;

  • во внеучебных формах работы с учащимися.

Воспитательная компонента учебно-образовательного процесса выражается в постановке задач формирования у учащихся необходимых им в будущем знаний и компетенций, а также соответствующих личностных качеств и ценностных ориентаций.

Цель образования состоит не только в том, чтобы учить, но и в том, чтобы воспитывать. Неразрывная связь воспитательной и образовательной деятельности преподавателей, в свою очередь определяет приоритеты:

  • Учебно-воспитательный процесс должен представлять собой единое целое, ориентированное на формирование человека, мировоззрение, культура которого адекватны окружающему миру, а профессиональная подготовка не только нынешнему состоянию сферы деятельности, но и динамике её развития. Это требует, в первую очередь, формирования самостоятельного мышления.

  • Содержание и форма учебно-воспитательного процесса на каждом этапе должны быть адекватными входному уровню подготовки контингента, его особенностям и требованиям учебного плана.

  • Вся профессиональная подготовка должна включать элементы воспитания, формирования самостоятельного мышления, а воспитание - профессиональной подготовки, как элементов единой системы формирования мировоззрения и культуры.

Эффективность процесса формирования воспитательной среды в нашем училище достигается посредством реализации задач воспитания в системе воспитательных структур и решения более конкретных задач, среди которых наиболее актуальными являются:

- выявление и развитие задатков, формирование на их основе общих
и специальных способностей, индивидуальности личности, возвышение ее творческого потенциала и способности к саморазвитию;

- воспитание потребности к труду как первой жизненной необходи­мости и высшей жизненной ценности, целеустремленности и предприим­чивости, конкурентоспособности в профессиональной сфере и во всех других сферах жизнедеятельности;

- определение своего места и целей жизнедеятельности, развитие
самосознания;

- воспитание потребности в здоровом образе жизни, стремления к
созданию семьи, продолжению рода, материальному обеспечению и вос­питанию нового поколения в духе гуманизма и демократии;

- воспитание потребности в реализации лидерского потенциала, развитие навыков самоуправления.

Для реализации этих задач используются разнообразные формы работы с учащимися, направленные на создание такого воспитательного пространства в училище, которое охватывало бы максимальное число учащихся, способствовало бы развитию их интеллектуального потенциала и потребности в личностном росте.

В образовательном процессе вырабатываются навыки аналитического и критического мышления, умения связывать знания и ценности, в приобщении к ценностям современной цивилизации, в потребности творческого самовыражения. Эти навыки и умения формируются в процессе подготовки учащимися сообщений и рефератов, используемых для обсуждения на учебных занятиях. Для расширения кругозора учащихся, формирования их мировоззрения, знакомства с современными достижениями науки и культуры, формирования у учащихся чувства гордости за достижения отечественных ученых, развития чувства патриотизма проводятся «круглые столы», диспуты. Также преподаватели на уроках при изучении нового материала делают акцент на межпредметные связи, проводят совместно уроки истории и математики, устройства автомобиля и физики, оборудование ПОП и физика, кулинария и химия и т. п.

Непосредственно внеучебную работу с учащимися ведут руководители групп. Во внеучебной работе большое внимание мы уделяем развитию творческих способностей учащихся и потребности в самореализации и самовыражении. Для этого проводятся различные конкурсы, концерты, экскурсии, театральные постановки, постоянное вовлечение учащихся в систематические мероприятия по различным видам социально-значимой деятельности, реализуем программы спортивно-оздоровительной работы, поддерживаем культурные традиции техникума, проводим акции благотворительности, а также различные акции по здоровому образу жизни. Активно участвуем во всех городских и областных мероприятиях. Данные мероприятия вызывают огромный интерес у учащихся, позволяют системно решать сразу несколько воспитательных и образовательных задач: способствует формированию информационно-коммуникативных навыков и развитию художественного восприятия социальной реальности, формированию эстетического вкуса у учащихся.

В техникуме функционирует 15 кружков, студий и секций, которые посещают учащиеся из разных групп, что в свою очередь способствует их творческому взаимодействию и сотрудничеству по интересам.

Активно начал свою работу совет молодёжи техникума, который был сформирован по итогам выборов проведенных самими учащимися. Смысл само­управления состоит не в том, чтобы одни учащиеся руководили другими, а в том, чтобы в процессе деятельности - различных формах и видах совместной работы - они приобретали опыт, умение ориентироваться на интересы других субъектов, умение подбирать себе деловых партнеров, навыки планирования и организации деятельности, привлечения ресурсов, документарного обеспечения, презентации собственных достижений. В результате формируются и развиваются навыки рационального мышления, способности аргументировано рассуждать, полемизировать и отстаивать свою точку зрения по любому, в том числе и жизненно - практическому вопросу. Навыки рационального мышления способствуют формированию самостоятельного, ответственного отношения к жизни, создают возможность поступать независимо от чужих мнений, самому определять цели собственных действий, строить жизненные проекты и участвовать в жизни гражданского общества, то есть быть свободным и ответственным гражданином, субъектом политического действия и моральной оценки.

Ни одно организуемое дело не проводится только ради мероприятия. Вся совместная и индивидуальная деятельность нацелена на развитие интеллектуальной, нравственной и эмоционально - волевой сферы личности учащихся, так как в развивающем влиянии заключается смысл и главное предназначение воспитательной работы.

Действенность воспитательно­го процесса также зависит от целенаправленных усилий всех должностных лиц, педагогов, ИПР. Необходимо отметить, что воспитательное значение имеет сама форма работы и сам факт сотрудничества преподавателей и учащихся в культурной реализации досуга. В творческом процессе раскрывается богатство личности педагога, он должен быть регулятором мыследеятельности, т.е. прежде всего сам обладать способностью мыслить, а это и влияет эффективно на молодежь. Учащиеся видят на примере таких преподавателей, как может реализовать себя человек не только в профессии, но и в жизни вообще. Поэтому наш педагогический коллектив активно участвует в различных творческих конкурсах, выступают на сцене вместе с учащимися, организовывают и выезжают с учащимися на экскурсии, ходят в походы, помогают им в подготовке различных мероприятий. Создают благоприятные условия пребывания учащихся в техникуме в урочное и внеурочное время.

Воспитательная система уже не может быть только желатель­ной добавкой к учебному процессу, в современных условиях она является важнейшим условием функционирования образователь­ного учреждения, выполняя консолидирующую роль. При выполнении данного условия мы подготовим профессионально грамотного, интегрированного в современный социум молодого специалиста, гармонично содействующей с обществом во всех сферах жизнедеятельности.

Сведения об авторе: Рабенок Мария Александровна, ГБОУ СПО СО ВПМТТ «Юность», заместитель директора по УВР. Адрес: 624096 Свердловская область,

г. Верхняя Пышма. Тел. сот.:89222112174.

Роль образовательного учреждения в воспитании профессионала новой формации

4

© 2010-2022