- Преподавателю
- Директору, завучу
- Программа эксперимента «Организационно-педагогические условия профессионального самоопределения школьников в межшкольном учебном комбинате»
Программа эксперимента «Организационно-педагогические условия профессионального самоопределения школьников в межшкольном учебном комбинате»
Раздел | Завучу |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Назарова Г.А. |
Дата | 25.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Управление образования администрации г. Белгорода
МОУ Межшкольный учебный комбинат г. Белгорода
Программа эксперимента
«Организационно-педагогические условия профессионального самоопределения школьников в межшкольном учебном комбинате»
Научный руководитель:
Кормакова В. Н.,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики БелГУ
Руководитель исполнительной группы:
Гаврилова О. В., директор МОУ
Межшкольный учебный комбинат г. Белгорода
Белгород, 2007 г.
1. Введение
Актуальность проблемы обусловлена необходимостью формирования личности, способной успешно социализироваться в динамично развивающемся обществе, самостоятельно проектировать и осуществлять выбор своего жизненного и профессионального пути, активно трудиться.
Современное общество, войдя в третье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когда образование призвано подготовить поколения людей к жизни в новых условиях, еще полностью не сформированных, и к решению задач, которые однозначно еще не сформулированы. В настоящее время социальный заказ российского общества ориентирован на подготовку выпускника общеобразовательного учреждения с принципиально новым экономическим мышлением, которому педагог должен помочь успешно адаптироваться в мире рыночных отношений и наиболее эффективно использовать свой жизненный потенциал. Сегодня важно уметь прогнозировать сформированность уровней профессионального сознания, отношения к труду; личный творческий потенциал школьника как Человека, Гражданина, Созидателя, Творца.
Интенсивное развитие экономики обусловило необходимость профессиональной мобильности и конкурентоспособности работников. Эти изменения неизбежно породили проблемы профессионального самоопределения человека, и вполне естественны потребности школьников в педагогической поддержке при профессиональном и жизненном самоопределении, преодолении трудностей в профессиональной жизни. Столь важные задачи решает Белгородский межшкольный учебный комбинат, где учащиеся 9-11-х классов общеобразовательных школ города Белгорода проходят профессиональную подготовку, получают знания о профессиях, наиболее востребованных на рынке труда, учатся необходимым практическим умениям и навыкам в осваиваемой профессии, что позволяет повысить уровень мотивационной готовности школьников к социальному и профессиональному самоопределению, к самостоятельной жизни и труду.
Вместе с тем необходимо отметить, что школа, семья, профессиональные учебные заведения, а также заведения по переподготовке педагогических кадров не имеют научных рекомендаций по подготовке учащихся к жизненному, а значит, и профессиональному самоопределению. Проводимая работа страдает определенным схематизмом, не учитываются изменившиеся социально-экономические условия жизни общества; компоненты образовательного процесса слабо связаны между собой; недостаточно учитываются своеобразие личностных качеств обучающихся, сущностные силы личности как субъекта жизнедеятельности. Освоение и выполнение трудовой деятельности является одним из средств целостного развития личности, а профессиональное становление ее - частным случаем становления человека в процессе его жизненного пути.
В документах МО РФ четко обозначены приоритетные задачи межшкольных учебных комбинатов в системе общего образования в России, которые призваны остаться одной из эффективных форм организации технологической и профессиональной подготовки, трудового воспитания и профессионального самоопределения подрастающих поколений. Поэтому имеется необходимость создания такой образовательной системы в межшкольном учебном комбинате, в которой будут полностью реализованы Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, документы федерального и регионального уровней в вопросах воспитания у школьников инициативности, творческого отношения к труду и его результатам; формирования мотивационной готовности школьников к выбору профессии, к труду, к успешной самостоятельной деятельности; формирования организационно-педагогических условий для успешного личностного и профессионального самоопределения и дальнейшей социализации выпускников школ.
Степень научной разработанности проблемы
Общетеоретические положения трудового воспитания и обучения разработаны в трудах П. П. Блонского, А. В. Луначарского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого и др., в которых основной акцент имеет человек как инициатор деловой активности, зачинатель и творец дела.
Психологическое обоснование ценностные, мотивационные аспекты трудовой деятельности получили в работах Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, Е. А. Климова, В. И. Ковалева, А. Н. Леонтьева, А. К. Марковой, В. С. Мерлина, С. Л. Рубинштейна и др.
Фундаментальное значение имеют положения А. Е. Голомштока, О. С. Гребенюк, А. Г. Пашкова, Г. В. Суворовой, И. Д. Чернышенко и др. о труде как факторе воспитания личности, педагогическое назначение которого - быть средством социально-культурной интеграции самореализующейся личности.
Изучению сущности, содержания и форм трудового воспитания и обучения в современной школе посвящены исследования А. Ф. Аменда, К. Ш. Ахиярова, С. И. Гореславского, Н. Е. Мойсеюк, В. А. Полякова, В. Д. Симоненко, С. Н. Чистяковой и др.
К настоящему времени накоплен определенный опыт формирования мотивационной сферы учащихся отечественными исследователями (Г. В. Ахметжанова, Г. А. Горбунова, А. И. Кормин, В. Н. Кормакова, С. В. Янкявичус и др.). При этом в фокусе внимания ученых оказались проблемы поиска средств максимального развития творческих способностей человека, способов достижения успеха в избранной сфере деловой активности, развития системы ценностей и мотивов, формирования навыков самоконтроля и самооценки (И. Ф. Исаев, Л. С. Подымова, В. А. Поляков, М. И. Ситникова, Е. В. Тонков, А. И. Уман и др.).
Разнообразные аспекты мотивации трудовой деятельности отражены в работах зарубежных исследователей: философов и социологов (Р. Арон, Л. Колберг, А. Маслоу и др.); психологов (Д. Аткинсон, К. Левин, К. Роджерс, Х. Хекхаузен, К. Юнг и др.); экономистов (Э. Касл, М. Беккер, А. Нелсон, Б. Швальбе, Х. Швальбе и др.); педагогов (Х. Давсон, Х. Корбетт, Р. Пэк, В. Фаристон и др.).
Следует отметить, что в отечественной психолого-педагогической литературе отсутствуют специальные работы, посвященные изучению жизненного самоопределения личности. Те или иные аспекты проблемы рассматривались в связи с исследованием вопросов активной жизненной позиции, стиля и смысла жизни, жизнетворчества, самосознания (К. А. Абульханова-Славская, Н. А. Головко, И. Ф. Исаев, И. С. Кон, В. Н. Кормакова, Л. В. Сохань и др.), или в связи с изучением индивидуальных особенностей старшеклассников (выбор профессии, учебная деятельность, формирование гражданственности) (В. И. Журавлев, А. М. Кухарчук, И. С. Марьенко, А. В. Мудрик и др.).
Поэтому не удивительно, что, несмотря на частое употребление термина «самоопределение» в философской, психологической и педагогической литературе, понятие «самоопределение личности» еще недостаточно определено и отражаемые им явления педагогически слабо интерпретированы. Несмотря на отмечаемую многими авторами важность профессионального компонента самоопределения личности, сегодня ощущается недостаток в специальных исследованиях феномена профессионального самоопределения школьников. Вместе с тем практика выявила необходимость и возможность работы по созданию необходимых организационно-педагогических условий профессионального самоопределения школьников в условиях межшкольного учебного комбината.
Таким образом, объективно существует противоречие между признанием необходимости специальной работы межшкольного учебного комбината по созданию организационно-педагогических условий профессионального самоопределения школьников и отсутствием теоретически обоснованных и практически апробированных содержания и технологии ее организации.
На основании существующего противоречия определена проблема исследования: каковы организационно-педагогические условия профессионального самоопределения школьников в межшкольном учебном комбинате.
Главная цель исследования - разработать и обосновать организационно-педагогические условия профессионального самоопределения школьников в межшкольном учебном комбинате.
Объект исследования - образовательная деятельность межшкольного учебного комбината.
Предмет исследования - процесс создания организационно-педагогических условий профессионального самоопределения школьников.
2. Теоретические основы экспериментальной работы
Самоопределение - существенное проявление человека в обществе, показатель его суверенности в основных сферах жизнедеятельности. Мерой самоопределения личности служат инициативность, самостоятельность и компетентность в принятии ответственных решений, осознание себя, своих личных и общественных интересов.
Самоопределившаяся личность - социально зрелый человек, обладающий высоким уровнем развития интеллекта, физических сил, практических умений и навыков, необходимых для жизнедеятельности. Такой уровень развития формируется и проявляется в конкретных отношениях человека к обществу, коллективу, труду, продуктам материальной и духовной культуры, к самому себе. Такая личность осознает свои цели, жизненные планы, идеалы, ценности, а также ожидания общества. Понимание значимости указанных компонентов служит регулятором поведения личности, определяет содержание, интенсивность, целенаправленность и уровень ее деятельности. Процесс выявления и оценки своих возможностей, осознание требований коллектива и общества, личностных достоинств и недостатков протекает в активной деятельности.
Признаки самоопределения:
-
установление человеком своих собственных особенностей, черт, качеств, возможностей, способностей;
-
выбор человеком критериев, норм оценивания себя, точки отсчета на основе системы идеалов, ценностей: что надо для социума, чего от меня ждут, что из этих требований я принимаю для себя;
-
определение уже имеющихся качеств, соответствующих нормам, принятие или непринятие себя: соответствую ли я на сегодняшний день этим нормам, что я могу сделать сегодня, какова моя личность сегодня и др.;
-
предвосхищение своих завтрашних потенциальных качеств, соответствующих требуемым нормам, принятие или неприятие себя как соответствующего нормам в ситуации завтрашнего дня: что я могу сделать завтра, каким я могу стать завтра как личность, как профессионал;
-
построение своих целей, задач, планов (близких, отдаленных) для развития у себя необходимых качеств, для принятия себя: чего я хочу и как я намерен действовать;
-
пересмотр человеком применяемых им критериев и оценок, так как изменяются ценности в самом обществе, и сам человек выбирает разные из них на различных этапах своего развития.
Процесс самоопределения длится у человека всю жизнь: человек ищет ответы на вопросы: кто я есть, зачем я живу, чего могу добиться, чем могу быть полезен, в чем мое индивидуальное предназначение и др. Эти потребности самоопределения, связанные с поиском смысла жизни, необходимо стимулировать, начиная с раннего возраста.
Профессиональное самоопределение - определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Проблема профессионального самоопределения личности имеет непосредственное отношение к вопросам подготовки молодежи к жизни и труду, воспитания ответственности, разумных потребностей, что открывает широкие возможности самоопределиться не только в качестве творца материальных и духовных ценностей, но и творца себя как личности.
Динамика профессионального самоопределения состоит в изменении отношения к себе и в изменении критериев этого отношения. В течение всей профессиональной жизни человека происходит продолжение, углубление, уточнение содержания профессионального самоопределения; это выражается в расширении образа профессионала, корректировке в ходе самоанализа принятия себя как профессионала, пересмотре отношения к профессии и себя в ней и т.д.
В последние годы все большее число исследователей связывают процессы профессионального самоопределения с выбором образа жизни, личностным самоопределением. Действительно, выбирая профессию, человек планирует способ существования, соответствие своего будущего статуса, образа жизни предпочитаемым смысложизненным ценностям, соотносит свое прошлое, настоящее и будущее в рамках единой развивающейся духовной целостности своего "Я".
«Профессиональное» и «личностное» могут находиться у человека в разном соотношении:
-
существование рядом, без пересечения, когда человек функционирует формально, отбывая время на работе и считая его потерянным;
-
полное совмещение, когда человек не мыслит себя вне работы и свое личное «втискивает» в профессиональные рамки;
-
частичная идентификация личности со своей профессиональной ролью;
-
полное включение профессиональных ценностей в личное пространство, значительно более широкое и многомерное.
Наиболее оптимальным и гармоничным является, по-видимому, последний вариант, когда «профессиональное» вписывается в «личностное» как одна из его сторон. Укрепившись, профессиональное самоопределение начинает влиять на личностное, так как, овладевая профессией, человек более зрело начинает представлять и оценивать себя.
По мере достижения высоких уровней профессиональной деятельности и успеха в ней у человека возрастает его общая мотивация, актуализируются потенциальные способности, возрастает уровень притязаний. По мере дифференциации профессиональных мотивов и ориентации развиваются те или иные личностные качества. Средствами профессии происходит самовыражение личности человека, где труд является, безусловно, главным путем самореализации личности.
В исследованиях профессионального самоопределения существует два подхода. Профессиональное самоопределение рассматривается, во-первых, в контексте возрастного развития (Л. И. Божович, И.С.Кон и др.). Оно рассматривается как новообразование периода ранней юности и анализируется с точки зрения закономерностей возрастного развития. Потребность в самоопределении - центральный момент социального развития старшеклассников, мотивационный центр, определяющий их деятельность, поведение, отношение к себе и окружающему.
Во-вторых, профессиональное самоопределение рассматривается с точки зрения становления человека как профессионала (Л.Л.Кондратьева, П. А. Шавир, В.В.Чебышева и др.). В этом случае оно понимается как один из важнейших этапов профессионализации, определяющий приобретаемый в дальнейшем уровень профессионального мастерства и степень самореализации в профессии.
Б.Г.Ананьев включал профессиональное самоопределение в контекст анализа жизненного пути человека. Он выделял фазы жизненного пути, которые датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой - целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет. Начало самостоятельной жизни в обществе связано с выбором профессии, ценностей, ориентаций на ту или иную сферу общественной жизни; с идеалами и целями, определяющими общественное поведение и отношение, для чего детей надо ставить в ситуации выбора.
Многообразие различных подходов к рассмотрению проблемы профессионального самоопределения вызвано не только сложностью данного вопроса, но и культурно-исторической обусловленностью реализации самоопределения большинством людей. Все это осложняет выделение «самых лучших» концептуальных подходов и делает проблему профессионального самоопределения многообразной по способам рассмотрения.
3. Концепция эксперимента
В процессе реализации программы в рамках деятельности межшкольного учебного комбината предполагается развитие нескольких инновационных, экспериментальных направлений педагогической работы, объединенных выделенными нами приоритетами:
ЛИЧНОСТЬ субъектов образовательного процесса (учащиеся, родители, учителя);
СОЦИАЛИЗАЦИЯ как основа образовательного процесса, определяющего место человека в обществе, в будущей профессии;
ИНТЕГРАЦИЯ - нетрадиционная система обучения как средство интенсификации образовательного процесса, осуществление деятельностного подхода в обучении школьников;
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ, рассчитанная на разноуровневый подход к обучению школьников;
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ, сориентированная на развитие творческого потенциала учителя в целях реализации программы эксперимента.
На основании выделенных проблемы, объекта, предмета и цели исследования поставлены следующие задачи:
1. Обосновать совокупность теоретических положений, раскрывающих сущность процесса социализации школьников посредством профессионального самоопределения.
2. Определить и обосновать совокупность организационно-педагогических условий процесса профессионального самоопределения для дифференциации содержания обучения с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ с учетом формирования образа выпускника межшкольного учебного комбината.
3. Расширить возможности социализации школьников, обеспечив межведомственное взаимодействие, более эффективную подготовку старшеклассников к освоению программ среднего и высшего профессионального образования.
4. Создать структурно-функциональную модель управления процессом профессионального самоопределения школьников в межшкольном учебном комбинате.
5. Разработать программно-методическое обеспечение развития содержания образования школьников с учетом их индивидуальности, развития потенциальных возможностей, проектирования жизненного самоопределения и выбора профессии на основе специализации по профилям обучения.
6. Опираясь на результаты исследования, разработать методические рекомендации по созданию организационно-педагогических условий профессионального самоопределения школьников.
В качестве рабочей гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что процесс профессионального самоопределения школьников в условиях межшкольного учебного комбината будет эффективным при реализации следующих организационно-педагогических условий:
1. Организация в МОУ «Межшкольный учебный комбинат» научно-методической службы.
2. Организация научно-теоретической и практической подготовки учителей, направленной на совершенствование педагогического мастерства коллектива.
3. Организация межведомственного взаимодействия образовательных учреждений, позволяющего осуществлять адаптацию школьников к новым жизненным условиям, формировать умения самостоятельно принимать решения, жить в условиях выбора и нести ответственность за свой выбор.
4. Интегративный характер обучения, ориентированный на развитие творческого потенциала школьников и оказание педагогической помощи учащимся в адекватном профессиональном самоопределении.
5. Оптимальность содержания, форм и методов учебно-познавательной и трудовой деятельности школьников с учетом формирования образа выпускника межшкольного учебного комбината.
6. Использование воспитательного потенциала семьи в процессе развития мотивационной готовности учащихся к избранной профессиональной деятельности при тесном взаимодействии семьи и межшкольного учебного комбината.
Направления работы
В процессе реализации заявленного проекта Концепции в рамках деятельности межшкольного учебного комбината предполагается развитие нескольких экспериментальных направлений, широкое внедрение инноваций в систему работы педагогического коллектива, в основу которой будут заложены приоритеты творческого развития личности учащегося и роста профессионального мастерства субъектов образовательного процесса.
Концепция экспериментальной работы предполагает ведение образовательной деятельности в четырех основных группах субъектов образовательного процесса:
1. Учащиеся.
1. Разработка методов и форм активизации учебно-познавательной и трудовой деятельности.
2. Трудовое воспитание, профессиональное становление школьников.
3. Развитие интереса школьников к будущей профессии..
4. Формирование мотивационной готовности к профессиональному и личностному самоопределению, социально-ценностных отношений.
5. Разработка модели образа выпускника межшкольного учебного комбината.
2. Педагоги и специалисты образовательного учреждения.
1. Построение обобщенной модели совершенствования образовательного процесса и ее экспериментальная проверка.
2. Педагогическое и профессионально-ориентированное просвещение.
3. Теоретическая и научно-практическая подготовка педагогов.
4. Разработка и апробация адаптивных технологий обучения и воспитания..
5. Поиск оптимальных организационно-содержательных форм управления межшкольным учебным комбинатом.
3. Родители.
1. Педагогическое просвещение.
2. Привлечение к жизни и деятельности МОУ «Межшкольный учебный комбинат».
3. Сознательное участие родителей в профессионально-ориентированном педагогическом процессе.
4. Разработка системы взаимодействия и сотрудничества с семьей школьника.
4. Другие субъекты образовательного процесса.
1. Педагогическое просвещение.
2. Создание условий для межведомственного взаимодействия межшкольного учебного комбината с образовательными учреждениями г. Белгорода и Белгородской области в целях социально-культурной интеграции самореализующейся личности школьника.
3. Развитие и поддержка различных форм благотворительной деятельности.
4. Развитие и поддержка социально-гражданской активности участников образовательного процесса с целью эффективного проектирования дальнейшего жизненного самоопределения школьников и выбора профессии ими.
Состав исполнителей
Опытно-экспериментальная база исследования - коллектив МОУ «Межшкольный учебный комбинат» г. Белгород:
- директор МУК - Гаврилова О. В.;
- зам. директора по учебно-воспитательной работе - …;
- зам. директора по учебно-производственной работе - …;
- зам. директора по административно-хозяйственной работе - …;
- психолог-профконсультант - Феоктистова Ю. С.;
- методист по профессиональной работе - Лукашова Ю. Г.
- учитель -
- мастер производственного обучения -
- …
- школьники, обучающиеся в межшкольном учебном комбинате г. Белгорода - 2000 чел.
В рамках межведомственного взаимодействия:
- преподаватели кафедры педагогики Белгородского государственного университета;
- преподаватели университета потребительской кооперации г. Белгорода;
- преподаватели педагогического колледжа г. Белгорода;
- преподаватели механико-технологического колледжа г. Белгорода;
- педагоги общеобразовательных школ г. Белгорода;
- специалисты ГУ «Центр занятости населения» г. Белгорода;
- специалисты межшкольных учебных комбинатов пос. Октябрьский, г. Губкина, г. Старого Оскола, г. Шебекино, г. Алексеевки, г. Корочи, г. Бирюч, пос. разумное.
Научно-методическое руководство и сопровождение эксперимента будет осуществляться специалистами управления образования г. Белгорода, преподавателями кафедры педагогики Белгородского государственного университета.
Методы исследования
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений в экспериментальной работе предполагается использование совокупности следующих методов: теоретические (теоретический анализ социологической, психолого-педагогической и методической литературы; постановка и анализ проблемы; диагностические (анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование, самооценка, экспертная оценка, рейтинг, ранжирование, обобщение независимых характеристик; изучение и обобщение педагогического опыта); обсервационные (прямое и косвенное педагогическое наблюдение); экспериментальные (констатирующий и формирующий эксперименты); педагогическое моделирование; методы статистической обработки данных; анализ нормативных документов Министерства образования РФ, Управления образования администрации г. Белгорода.
Комплексное использование взаимодополняющих методов, соответствующих целям и задачам экспериментального исследования, обеспечит достоверность полученных результатов.
Сроки эксперимента
Начало - сентябрь 2007 года.
Завершение - август 2014 года.
Этапы экспериментальной работы
Организация исследования будет осуществляться в несколько этапов:
1 этап-сентябрь 2007г.-август 2009г.- организационно-методический.
Задачи этапа: изучение и анализ социологической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; осмысление теоретических и методологических положений исследования; разработка понятийного аппарата; определение логики исследования; подбор и создание пакета диагностических методик для осуществления педагогического мониторинга; изучение микросреды учебного комбината, потребностей школьников и их родителей в аспекте профессионального самоопределения учащихся; обобщение опыта работы по созданию организационно-педагогических условий профессионального самоопределения школьников в условиях межшкольного учебного комбината; выявление затруднений, возникающих в процессе формирования мотивации учения и труда у школьников; подбор и конструирование диагностических материалов для проведения констатирующего эксперимента; уточнение заявленной гипотезы; разработка программы формирующего эксперимента.
Методы работы: анализ литературных источников, подбор диагностического инструментария и др.
2 этап - сентябрь 2009г.- август 2012г. - структурно-содержательный.
Задачи этапа: построение обобщенной модели образовательного процесса и ее экспериментальная проверка; разработка и проверка эффективности педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе межшкольного учебного комбината; формирование профессионально ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений учащихся, мотивационной готовности школьников к выбору профессии; проведение формирующего эксперимента; диагностика сформированности социально-ценностных отношений школьников к объектам окружающей действительности; поиск оптимальных организационно-содержательных форм управления межшкольным учебным комбинатом; внесение коррективов в методику исследования и технологию опытно-экспериментальной работы; формулирование предварительных выводов и методических рекомендаций.
Методы работы: педагогическое наблюдение, профессиональная диагностика, анализ экспериментального материала, научно-практические семинары, лекции, беседы, консультации, семинары, конференции, круглые столы и др.
3 этап - сентябрь 2012 г.- август 2014 г. - контрольно-аналитический.
Задачи этапа: корректировка концепции развития межшкольного учебного комбината; выявление степени удовлетворенности субъектов педагогического процесса содержанием, организацией и результатами образовательного процесса; анализ, обработка, обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы; формулировка выводов и методических рекомендаций по проблеме; обобщение опыта работы межшкольного учебного комбината в печати.
Методы работы: мониторинг уровня готовности выпускников межшкольного учебного комбината к продолжению образования и трудоустройству по избранной специальности; анализ, систематизация материалов.
Критерии оценки результативности экспериментальной работы
Группа - учащиеся:
- творческая активность в учебно-познавательной и трудовой деятельности;
- наличие творческого потенциала личности учащегося;
- сформированность интересов школьников к будущей профессии; их профессиональная направленность;
- сформированность мотивационной готовности школьников к профессиональному самоопределению;
- воплощение в личности школьника главных качеств образа выпускника межшкольного учебного комбината.
Группа - педагоги и специалисты МОУ «Межшкольный учебный комбинат»:
- практическая направленность образовательной деятельности педагогов путем включения выделенных организационно-педагогических условий, проявляющихся в разнообразных сочетаниях традиционных (уроки, воспитательные мероприятия и практические занятия) и нетрадиционных (тренинги, развивающие игры, ситуации производственного погружения и др.) педагогических форм обучения с индивидуальной работой со школьниками;
- личностная значимость педагогов к овладению опытом научно-исследовательской деятельности;
- положительная мотивация педагогов и специалистов МОУ «Межшкольный учебный комбинат» к личностному профессиональному росту; - продуктивность деятельности субъектов образовательного процесса по реализации образа выпускника межшкольного учебного комбината;
- создание структурно-функциональной модели управления МОУ «Межшкольный учебный комбинат».
Группа - родители:
- вовлечение родителей школьников в процесс профессионального самовоспитания как субъектов педагогического процесса;
- система взаимодействия родителей с межшкольным учебным комбинатом;
- участие родителей в профессионально-ориентированном образовательном процессе межшкольного учебного комбината.
Группа - другие субъекты образовательного процесса:
- повышение активности субъектов образовательного процесса в работе межшкольного учебного комбината;
- создание разнообразных межведомственного взаимодействия межшкольного учебного комбината с образовательными учреждениями г. Белгорода и Белгородской области;
- повышение атмосферы доброжелательности, заботы, понимания участников образовательного процесса МУК;
- развитие личностных и ценностных ориентаций, инициативы, творческого подхода к взаимодействию.
Предполагаемые результаты
1. Обоснование совокупности теоретических положений, раскрывающих сущность процесса профессионального самоопределения школьников в целях их успешной социализации.
2. Выявление совокупности организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность профессионального самоопределения школьников в межшкольном учебном комбинате.
3. Определение критериев, показателей и уровней профессионального самоопределения школьников в условиях межшкольного учебного комбината.
4. Разработка и внедрение в образовательный процесс оптимальных содержания, методов и форм учебно-познавательной и трудовой деятельности школьников с учетом формирования образа выпускника межшкольного учебного комбината.
5. Разработка структурно-функциональной модели управления процессом профессионального самоопределения школьников в межшкольном учебном комбинате, обеспечивающая рост профессионализма педагогов, обогащение форм и методов воспитательных воздействий на личность школьника.
6. Разработка научно-методического обеспечения процесса профессионального самоопределения школьников.
7. Организация межведомственного взаимодействия участников образовательного процесса, позволяющего осуществлять адаптацию школьников к новым жизненным условиям, формировать умения самостоятельно принимать решения, жить в условиях выбора и нести ответственность за свой выбор.
8. Адекватное профессиональное самоопределение школьников на основе использования воспитательного потенциала семьи в процессе развития мотивационной готовности школьников к избранной профессиональной деятельности.
9. Разработка методических рекомендаций по созданию организационно-педагогических условий профессионального самоопределения школьников.
Формы представления результатов опытно-экспериментальной работы
1. Отчеты по завершению каждого этапа эксперимента.
2. Ежегодные отчеты (промежуточный контроль).
3. Научно-практические семинары, конференции (МУК, город, область).
4. Статьи, методические рекомендации, фильмы.
Имеющийся задел
1. Разработаны учебно-методические комплексы по всем специальностям в соответствии с государственными стандартами.
2. Разработаны программы элективных курсов «Выбор профессии» и «Твой выбор».
3. Разработана программа развития эмоциональной культуры старшеклассников.
4. Разработана программа мониторинга готовности к профессиональному и личностному самоопределению.
5. Разработана система диагностики профессиональной пригодности водителей автотранспорта.
6. Налажены творческие контакты и сотрудничество с ГУ «Центр занятости населения г. Белгорода».
7. Организовано участие школьников и педагогов в городских, областных семинарах, конференциях, совещаниях (Областной методический семинар преподавателей автодела, областной семинар директоров МУК, Интернет-конференция «Образование для юношества: лучший опыт России», городской методический семинар учителей технологии).
8. Межшкольный учебный комбинат г. Белгорода имеет опыт организации и проведения областных и городских мероприятий (городская ярмарка вакансий рабочих и учебных мест, областной конкурс знатоков информатики, областной конкурс профессионального мастерства на профиле «Автодело» ко Дню автомобилиста).
Финансовое и материально-техническое обеспечение
Источники финансирования:
- бюджетные средства;
- спонсорские средства;
- собственные средства учредителя (учредителей)
- фонд, складывающийся из добровольных родительских взносов.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
- компьютеризация учебно-воспитательного процесса;
- оснащение кабинетов необходимыми техническими средствами обучения;
- комплектование школьной библиотеки и методического кабинета учебно-методической, научной, психолого-педагогической литературой.
4. Заключение
В процессе экспериментальной работы предполагается создать теоретические, организационно-педагогические условия профессионального самоопределения школьников в межшкольном учебном комбинате.
Эксперимент направлен на разработку и внедрение в образовательный процесс межшкольного учебного комбината методов, подходов, форм, средств работы по профессиональному самоопределению, соответствующих формированию образа выпускника межшкольного учебного комбината.
Решение задач экспериментальной работы предполагается осуществлять как за счет расширения и использования уже имеющихся ресурсов, так и путем привлечения новых интеллектуальных, научных, материальных, финансовых, культурно-образовательных, социально-гражданских, организационных средств.
Эксперимент должен доказать, что практическое осуществление комплексного подхода к решению педагогических и социально-культурных задач приведет к тому, что МОУ «Межшкольный учебный комбинат» станет центром социализации и профессиональной адаптации в г. Белгороде, центром самоопределения личности в выборе способа получения дальнейшего образования, профиля обучения.
Литература
1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М., 1982.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1980.
3. Гайфулин В. Право на эксперимент // Народное образование. - 1993, №2. с.13-15.
4. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. - М., 1980.
5. Исаев И. Ф., Жизненное самоопределение школьников: труд, мотивация, готовность / И. Ф. Исаев, В. Н. Кормакова: учеб. пособие. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. - 268 с.
6. Кларин М.В. Инновационные модели в зарубежных и педагогических поисках. - М., 1994, гл. 3.
7. Краевский В.В. Сочетание педагогической науки и педагогической практики. - М., 1977.
8. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. - М.. 1970.
9. Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. - М.. 1993.
10. Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя. - М. 1989.
11.Луковников Н.Н. Методы исследования личности и коллектива. - Калинин, 1990.
12. Некрасова Н.И. В помощь педагогу, приступающему к экспериментально-исследовательской работе. - Калининград, 1989.
13. Полонский В.М. Методы исследования проблемы образования // Педагогика.- 1994. №2, с. 10-15.
14. Поташник М.М. Право на эксперимент // Народное образование. - 1989. №9.
15. Поташник М.М. Развитие школы как инновационный процесс. - М., 1994.
16. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. - М.. 1987.
17.Скалкова. Я и коллектив. Методология и методы педагогического исследования. - М., 1989.
18. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
19. Сухаревская Е. Ю. Технология интегрированного урока. - Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2003. - 128 с.
20.Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. - М.. 1980.
21.Титов Е. Д. Если знать, как действовать. - М., 1993.
22. Управление развитием школы / Под ред. М.М. Поташника, Н.С. Лазарева. - М., Новая школа, 1995.
23. Хлебунова С. Ф., Тараненко Н. Д. Управление современной школой. Выпуск VI. Профильное обучение: новые подходы. Практич. пособие для руководителей системы образования. - Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2005. - 96 с.
24. Хомерики О.Г. и др. Развитие школы как инновационный процесс. - М.,1994.
25. Шамова Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. - М., 1994.
26. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. - М., 1985.
27. Шикун А.Ф. Основы гигиены и организации умственного труда и быта студентов (слушателей). - Калинин, 1999.
28. Шоган В. В. Технология личностно ориентированного урока. - Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2003. - 160 с.
29. Штульман Э.А. Методический аппарат исследований // Советская педагогика, 1988, № 11.
30. Эксперимент в школе: организация и управление (рекомендации для руководителей школы и учителей) / Под ред. М.М. Поташника. - М.. 1992.