Семинар-практикум Современные подходы к повышению качества школьного образования

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Семинар-практикум Современные подходы к повышению качества школьного образованияСеминар-практикум Современные подходы к повышению качества школьного образованияСеминар-практикум Современные подходы к повышению качества школьного образованияСеминар-практикум Современные подходы к повышению качества школьного образованияСеминар-практикум Современные подходы к повышению качества школьного образованияСеминар-практикум Современные подходы к повышению качества школьного образованияСеминар-практикум Современные подходы к повышению качества школьного образованияСеминар-практикум Современные подходы к повышению качества школьного образованияСеминар-практикум Современные подходы к повышению качества школьного образованияСеминар-практикум Современные подходы к повышению качества школьного образованияСеминар-практикум Современные подходы к повышению качества школьного образованияСеминар-практикум Современные подходы к повышению качества школьного образованияСеминар-практикум Современные подходы к повышению качества школьного образованияСеминар-практикум Современные подходы к повышению качества школьного образованияСеминар-практикум Современные подходы к повышению качества школьного образованияСеминар-практикум Современные подходы к повышению качества школьного образованияСеминар-практикум Современные подходы к повышению качества школьного образования

Семинар-практикум " Современные подходы к повышению качества школьного образования "

Цель семинара: повышение профессиональной компетентности педагогов, развитие интеллектуальной и творческой инициативы педагогов, выработка единой педагогической позиции.

План работы семинара

1 Вводная часть

а) метод «Найди похожих»

б) Метод «Доска ожиданий»

2. Знакомство с темой, постановка цели семинара.

3. Активизация: «Что помогает воспитателю в работе? » по первым буквам слова «воспитание» (вера, оптимизм, стремление, положительные эмоции, интуиция, талант и т. д.) .

4.Теоретическая часть

а) Современные подходы к повышению качества школьного образования (директор школы В.И.Петрушкова)

б) Современные образовательные технологии(заместитель директора по УР Кочеткова Т.Д.)

в) Понятие «педагогическая технология»

5. Обзор современных образовательных технологий и их практическая отработка.

6. Анкетирование «Обратная связь».

7. Подведение итогов семинара.

1 вводная часть:

а) метод «Найди похожих»

цель: преодоление неловкости, создание веселой непринужденной обстановки, сплоченности.

Ход: ведущий говорит фразы-утверждения, к кому они подходят, те выходят в круг.

Фразы:

-кто пришел в брюках?

- у кого есть часы?

-кто не замужем?

-кто вовремя сдает всю документацию?

-у кого есть сотовый?

- кто пришел в юбке?

-кто участвует в профессиональных конкурсах?

б) Метод «Доска ожиданий»

Цель: участники самостоятельно формируют свои ожидания от семинара, узнают об ожиданиях других участников, на протяжении всего семинара видят свое продвижение вперед.

Материал: шаблоны карточек.

Ход: на заранее приготовленные шаблоны участники пишут свои ожидания от семинара и помещают их на доску.

2. Знакомство с темой, постановка цели семинара.

3. Активизация: «Что помогает педагогу в работе? » по первым буквам слова «образование» (вера, оптимизм, интуиция, борьба и т. д.) .

4. Теоретическая часть:

а) Повышение качества образования наша школа видит через повышение качества предметного обучения, социализацию и самоопределение учащихся. Все эти моменты равнозначимы. Сегодня мы убеждены, что качество обучения без социализации личности ученика, без процесса его самоопределения не даст ожидаемого результата - выпускника, который не только бы знал, но и умел применять свои знания, был способен к преобразовательной деятельности, был бы успешен в духовно - практической жизнедеятельности в современных условиях.

Чтобы предметное обучение стало качественным на мой взгляд необходимо изменить содержание обучения (в первую очередь уменьшить объем фактологических знаний). Учащиеся получают огромное количество информации, большую часть которой они никогда в жизни не используют. Нужно учить учиться.

Школьную жизнь мы организуем так, чтобы в одном потоке можно было объединить самых разных детей, слабых и сильных, детей с какими либо нарушениями в развитии, с разным уровнем мотивации. Школьное пространство должно быть комфортно для любого ребенка и задача школы - создать фон для его саморазвития. Учитывая это, педколлектив школы строит свою работу на следующих принципах:

  • учеба не должна доминировать на столько, чтобы затмевать другие
    стороны его жизнедеятельности,

  • ребенок должен найти область достижения своей успешности, что
    станет стимулом его развития, а учитель должен поддержать его в этом и
    создать условия для самореализации,

  • открытость пространства в жизнедеятельности детей.

КТД, формирование школьного актива, развитие школьных традиций, социальные проекты на основе педагогики сотрудничества приводит к созданию комфортной психологической среды школы. Особое место в практике работы школы занимают социальные проекты, основная цель которых - создать условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам. Социальное проектирование представляет собой незаменимое средство формирования и применения гражданской компетентности. В центре всех процессов, происходящих в школе, - учитель. От его понимания необходимости изменений школьного уклада, замены «зуновского» подхода к обучению на основе формирования «компетентностной грамотности» учащихся зависит качество образования. В настоящее время запущен механизм профессионального роста учителя через конкурсы на федеральном, региональном, муниципальном уровне. Система профессиональных конкурсов, грантов, показатели, разрабатываемые школой, для осуществления стимулирующих выплат позволяют мотивировать и поддерживать (в том числе и финансово) учителей, которые реально проводят изменения своей профессиональной деятельности в заданном направлении. Так, например, признавая профессиональную свободу учителя в выборе методов, педагогических технологий для достижения требуемых образовательных результатов, администрация школы должна управлять процессом освоения современных образовательных технологий и отслеживать их эффективность. Педагоги систематически совершенствуют свое мастерство, чувствуя ответственность и понимание задач, поставленных перед современной школой. Но я думаю, что многие согласятся с тем, что бы учитель действительно стал ключевой фигурой школьного образования, необходимо изменить его общественный статус.

Остро встает вопрос оценки качества образования. Сейчас в каждой школе сложилась своя система мониторинга, но введение новых государственных стандартов предъявляет единые требования к школам и поэтому должна быть единая оценка, она должна производиться на основе единых принципов и критериев, чтобы служить основой принятия управленческих решений. Я согласна с мнением, что ЕГЭ не может быть единственной процедурой оценивания результатов обучения и основой для поступления в ВУЗ. Наряду с ЕГЭ формой итоговой аттестации может быть портфолио, так как оно достаточно полно отражает успехи ученика не только в области учебных достижений, но и в умении применять их. Но, к сожалению, приемные комиссии ВУЗов не учитывают портфолио учащихся, а невостребованность этой формы аттестации обесценивает эту инновацию.

Качество образования - это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса: учащихся и их семей, администрации школы, остальных членов педагогического коллектива, внешних организаций, с которыми сотрудничает образовательное учреждение для достижения результата.

Качество образования - это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни выпускника.

При этом развитие качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих:

  • образовательных результатов;

  • организации образовательного процесса;

  • квалификации педагогических работников.

Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса. Повышение качества образования - одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации Российского образования.

В Концепции подчеркнуто, что качество образования отражается не только в сформированности у обучающихся знаний, умений и навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, но и их гражданственности, правового самосознания, российской идентичности, духовности, способности адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях и самосовершенствоваться в процессе своей жизнедеятельности.

Каждый субъект образовательного процесса (педагог, учащиеся, родители, администрация и пр.) заинтересован в обеспечении качества образования.

Качеству приписываются разнообразные, часто противоречивые, значения:

Для учащихся: хорошее качество образования связано, в первую очередь:

  • с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ;

  • с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни;

  • с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов;

  • с возможностями получения качественных, разносторонних знаний для поступления в ВУЗ;

  • с глубокими прочными знаниями по всем предметам;

Для родителей:

  • с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей;

  • со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов;

  • с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом;

Для учителей:

  • с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно (морально);

  • с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;

  • со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство;

  • с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает как их достичь и чувствует душевный комфорт


КАЧЕСТВО ПРЕПОДАВАНИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ:


Уровень научности теоретических профессиональных и интеллектуальных знаний


КАЧЕСТВО ПРЕПОДАВАНИЯ


Методическая подготовка


Психолого-педагогическая подготовка


Педагогическое мастерство


Психолого-педагогическое взаимодействие с коллегами, учащимися, родителями



Педагогический энтузиазм, участие в общешкольном проекте, опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работе






Желание нововведений


Научная организация труда учителя и учащихся


Состояние учебно-методической базы






Уровень индивидуальных особенностей учащихся (интересы, мотивы, склонности, способности, психологический тип и т.п.)знанийКАЧЕСТВО ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ЗАВИСИТ:



КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ

Уровень профессионального мастерства учителя



Традиции и новации в обучении (содержание, объем, технологии и методы обучения). Уровень подготовленности к обучению




Состояние учебно-методического обеспечения учебного процесса (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика)





Внешнее влияние (семьи, взрослых, друзей, одноклассников и т.п.)



Физиологические и санитарно-гигиенические факторы



Система оценивания знаний учащихся

Педагогическое взаимодействие детей и взрослых. Уровень коммуникативных отношений

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что большое значение имеет работа с общественностью. Школа должна быть открытой. Это способствует проработке поставленных целей со всеми общественными институтами. Повышение качества образования - это государственная задача, и мы ее решаем.

Традиционный взгляд на школу состоит в том, что она должна давать прочные знания, и долгие годы советская и российская школа работала по ЗУНовским стандартам, в которых результатом обучения становилось достижение определённого уровня знаний-умений-навыков. Но в современных условиях, когда количество новой информации постоянно возрастает, такой подход становится ограниченным. Поэтому уже стандарт первого поколения (2004 г.) нацелил не только на передачу знаний, но и на развитие личности ученика через формирование общеучебных умений и способов деятельности. Стандарт второго поколения впрямую говорит о смене образовательной парадигмы и о новом образовательном результате - развитии личности ученика на позициях гражданина-патриота на основе освоения универсальных учебных действий. Знание становится средством, а не целью.

б) Многие из вас могут скептически отнестись к высказанному мнению, что одним из главных факторов повышения качества образования является применение современных педагогических технологий. Но я не соглашусь с вами. Ранее у учителя не было серьёзной мотивации менять традиционные подходы в обучении, потому что несмотря на обновление целей образования, содержания образования, средств образования, неизменной оставалась система контроля, которая была нацелена на отслеживание знаний, умений, навыков. Новый стандарт провозглашает не только смену образовательной парадигмы, но и изменяет систему контроля: наряду с оценкой предметных результатов (в баллах) предполагается оценка метапредметных (в форме комплексных работ) и личностных результатов обучения (с помощью различных диагностик, анкет, и других инструментов, которых нет в традиционных УМК и системах). Поэтому освоение технологий обучения и оценивания в рамках систем развивающего обучения становится необходимым учителю.

Введение стандартов второго поколения предполагается в соответствии с приказом Министерства образования и науки с 1 сентября 2011 года в 1-х классах. Уже на сегодняшний день в нашем регионе составлен план перехода на стандарты второго поколения, и одной из главных проблем, которая обозначается на всех уровнях, является готовность учителей к работе с использованием современных, личностно-ориентированных развивающих технологий. Эта же проблема как одна из ключевых обозначена и в президентской инициативе «Наша новая школа»: «готовность учителя работать в новых условиях, с современными детьми, для достижения новых результатов».

Исходя из этого сегодняшнего семинар можно рассматривать как возможность познакомиться с существующим опытом использования современных образовательных технологий, определить собственный уровень владения технологиями, увидеть проблемы и трудности, с которыми сталкивается учитель в практической деятельности и определить дальнейшие реальные шаги по подготовке к введению стандартов второго поколения.

В системе образования в течение нескольких лет велась целенаправленная работа по изучению, освоению и внедрению современных образовательных технологий, которая включала в себя:

- обучающие семинары для учителей предметников;

- семинары в рамках школьной методической работы;

- самообразование учителей в рамках аттестации на первую и высшую квалификационную категорию.

Каждая из реализуемых систем и УМК имеет свои особенности, которые отражены в программах, учебниках, методических и дидактических пособиях, используемых технологиях, системе оценивания, но сближает их то, что построены они на идеях развивающего обучения. Педагоги, работающие по этим системам и УМК, наиболее подготовлены к переходу на стандарты второго поколения, в отличие от учителей, работающих по традиционным УМК.

Хотелось бы кратко остановиться на одной из названных систем и УМК - УМК, по которым учатся дети нашей школой.

Образовательная система «Школа России» - одна из систем, подходы которой принципиально близки идеям стандарта второго поколения. Сильная сторона системы - в её преемственности дошкольное образование - начальная школа - основная школа - старшая школа. Авторским коллективом системы созданы комплекты учебников, рабочих тетрадей для детского сада, начальной школы, основной школы и средней школы (часть предметов). Содержание и структура учебников позволяет реализовать на практике систему технологий обучения: проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения, технология проектной деятельности и технология оценки учебных достижений. Система этих технологий позволяет успешно формировать общеучебные умения и навыки (в новом стандарте это УУД), что является основой достижения новых образовательных результатов. В настоящее время авторский коллектив работает в активном режиме с тем, чтобы содержание и технологическую составляющую системы максимально приблизить к требованиям ФГОС второго поколения. В настоящее время для учителя созданы определенные условия для работы в рамках системы: разработаны учебники по большинству предметов, которые позволяют реализовать на практике развивающие технологии обучения; создан сайт системы, издаётся журнал «Начальная школа: до и после», имеются методические пособия, для учителей организуются КПК.

В течение последних лет в системе образования нашей школы проводилась большая работа по внедрению современных образовательных технологий надпредметного характера. К базовым технологиям по реализации стандартов второго поколения отнесена технология проектной деятельности и ИКТ. Мы надеемся, что большие усилия педагогов ОУ по освоению этих технологий позволят успешно организовать образовательный процесс в условиях стандартов второго поколения.

Одной из ведущих технологий стандартов второго поколения становится исследовательская деятельность учащихся. Основные приемы исследовательской деятельности близки технологии проблемного обучения и технологии проектной деятельности, но в отличие от них исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Исследовательская деятельность - это ведущая деятельность при организации профильного обучения.

Достижение новых образовательных результатов, прежде всего личностных, будет зависеть от качества организации не только учебной, но и внеучебной деятельности, и в целом воспитательного процесса в школе. Строить воспитательную деятельность с опорой на личностно-ориентированный подход к ребёнку позволяет общепедагогическая технология саморазвития личности ребёнка. Эта технология направлена на поддержку, выявление и стимулирование лучших качеств ребёнка, предоставляет возможность для корректировки поведения и его дальнейшего самосовершенствования.

В последние годы особое внимание в системе образования обращается на сохранение здоровья обучающихся. Здоровье признано ценностью современного общества, и в инициативе «Наша новая школа» сохранение здоровья признано одним из приоритетов деятельности школы. Роль школы в вопросах здоровьесбережения велика, поскольку дети проводят в школе значительную часть дня, именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Не случайно в рамках стандартов второго поколения частью новой образовательной программы школы должна стать программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

в) Понятие «педагогическая технология»
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической

технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

Б. Т. Лихачев дает такой определение [Педагогическая технология - совокупность

психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку

форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть

организационно-методический инструментарий педагогического процесса].
И.П. Волков дает такое определение [Педагогическая технология - это описание процесса

достижения планируемых результатов обучения].

ЮНЕСКО - [Педагогическая технология - это системный метод создания,

применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом

технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей

оптимизацию форм образования].
В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением,

вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

Основные требования (критерии) педагогической технологии:

Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую

философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование

достижения образовательных целей.

Системность - технология должна обладать всеми признаками системы:

- логикой процесса,

- взаимосвязью его частей,

- целостностью.

Управляемость - возможность диагностического целеполагания, планирования,

проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и

методов с целью коррекции результатов.

Эффективность - современные педагогические технологии, существующие в

конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по

затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость - возможность применения (повторения, воспроизведения)

образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический

инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога,

использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Структура образовательной технологии

Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

  • Концептуальная часть - это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи,

которые заложены в ее фундамент.

  • Содержательная часть - это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

  • Процессуальная часть - совокупность форм и методов учебной деятельности детей,

методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению

процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она

должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства

(дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных

образовательных технологий.
В понятие педагогической технологии входят:

На основе анализа педагогических технологий, проведенного Г. Н. Селевко, можно выделить

следующие технологии, применяемые в системе дошкольного образования:


5. Обзор современных образовательных технологий и их практическая отработка.

а)Технологии- это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.

Педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата. Заполнить «Цветок технологий»

(пример приведён ниже).

б) Рассмотрим на практике некоторые приемы критического мышления…

Тема: «Современные педагогические технологии»

На стадии вызов используем прием «Верите ли вы, что…»

- У вас на партах лежат листочки, на которых начерчена таблица. Цифрами указан № вопросов. - Я читаю вопрос, который начинается со слов «Верите ли вы, что…» Вы обсуждаете ответ в группах. Если вы верите, то во 2 строке ставите знак +, если нет, то -.

1

2

3

4

5


- Верите ли вы, что…

  • На качество знаний учащихся влияют множество факторов

  • Образовательное учреждение с его программой, квалифицированный педагогический персонал - один из важнейших факторов, не влияющих на повышение качества знаний учащихся

  • Система мониторинга активно входит в работу по определению качества обучения

  • Учителя, учащиеся и родители не являются единым сплоченным коллективом

  • Весь образовательный процесс и работа его участников направлены на достижение конечного результата: повышение качества знаний

6. Анкетирование «Обратная связь».

А Н К Е Т А «Обратная связь»

Тема семинара «Современные подходы к повышению качества школьного образования»

ФИО ___________________________________________________________________

Должность________________________________________________________________

Дата______________________________________________________________________


Критерий

Обведите соответствующий балл

(7 - максимально хорошее…

1 - очень низкое, плохое)

1

Методическое мастерство преподавателя

0

1

2

3

4

5

6

7



2

Содержание занятий

0

1

2

3

4

5

6

7

3

Новизна полученного материала

0

1

2

3

4

5

6

7

4

Полезность семинара лично для Вас

0

1

2

3

4

5

6

7

5

Эмоциональная атмосфера во время семинара

0

1

2

3

4

5

6

7

6

Организационное обеспечение семинара

0

1

2

3

4

5

6

7

Критерий

Напишите комментарий

7

Будете ли вы использовать навыки, приобретенные здесь, в своей работе? Каким образом?


8

Какие пожелания вы бы оставили организаторам семинара


7. Итоги семинара.






















© 2010-2022