- Преподавателю
- Директору, завучу
- Психолого-педагогические аспекты проблемы преемственности начального и основного общего образования
Психолого-педагогические аспекты проблемы преемственности начального и основного общего образования
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Вдович С.А. |
Дата | 12.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НАЧАЛЬНОГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Резкое снижение успеваемости учащихся в 5-м классе оставляет актуальной проблему преемственности начальной и средней школы. Для этого ежегодно, согласно плану ВШК, проводится проверка по преемственности. Практически ежегодно этот вопрос рассматривается и на внутришкольных МО учителей начальной школы и учителей-предметников, неоднократно проводились педагогические советы. Коллегиальные решения сводились, как правило, к следующему: необходимости взаимопосещения уроков, проведению семинаров о возрастных особенностях развития детей данного возраста, ужесточению контроля знаний учащихся 4-х классов, повышению квалификации учителей. Кроме того, в масштабах страны с этой же целью изменяли сроки обучения в начальной школе, корректировали содержание программ, меняли стандартные требования к подготовке учителей в вузах... Результат оставался прежним.
Чтобы выявить причины постоянного несоответствия результатов обучения уч-ся в начальной школе и при переходе в среднее звено, школьным психологом было проведено исследование уровня интеллекта уч-ся 4-х классов. Для этого использовался групповой интеллектуальный тест (ГИТ). Тест проводился во 2-м полугодии 2007-2008 учебного года, при этом были получены следующие результаты:
Класс
(кол-во
уч-ся)
Высокий
уровень
интеллекта
Норма
Близко
к норме
Низкий
уровень
Очень
низкий
уровень
4 «а»
1 (5%)
7 (33%)
5 (24%)
6 (29%)
2 (9%)
4 «б»
1 (6%)
-
4 (24%)
8 (47%)
4 (24%)
4 «в»
-
1 (7%)
5 (35%)
6 (43%)
2 (14%)
всего
2 (4%)
8 (15%)
14 (27%)
20 (38%)
8 (15%)
Исходя из полученных данных, можно предположить, что качественная успеваемость может составлять от 10 % до 24%, а общая не будет превышать 50%. Однако, итоговые контрольные работы по основным предметам (русскому языку и математике) выполнены намного лучше, чем это показывает диагностика.
класс
Русский язык
Математика
% качества
общая успеваемость
% качества
общая успеваемость
4 «а»
65
95
75
100
4 «б»
49
88
56
83
4 «в»
56
100
50
89
всего
54
95
61
91
Входные контрольные по этим же предметам уже в этом 2008-2009 учебном году дают совсем другие результаты. За исключением только результатов по математике в 5 «б» классе, где успеваемость не только не снизилась, а стала выше.
класс
Русский язык
Математика
% качества
общая успеваемость
% качества
общая успеваемость
5 «а»
50
68
50
75
5 «б»
54
80
69
100
5 «в»
40
70
47
89
всего
48
73
55
88
В чем же все-таки причины столь резкого снижения и качественной и общей успеваемости?
Снижение успеваемости учащихся 5-х классов по сравнению с начальной школой обусловлено следующими причинами:
Большая наполняемость классов в начальной
школе
Невладение методикой активизации обучения
Недостаток дифференцированного дидактического материала для организации самостоятельной работы
Преобладание вербальных методов обучения:
Недостаток активной УПД учащихся
Недостаток самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях в начальной школе
Преобладание деятельности по образцу над творческой
Одной из причин рассматриваемой проблемы является неспособность учеников справиться с возросшим по сравнению с начальной школой объемом домашнего задания, адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников:
Неполнота данных о
выпускниках начальной школы
Недостаточное изучение
данных о выпускниках
начальной школы, их
возможностях и реальных учебных результатах
Несоответствие оценок реальным результатам обучения
Немотивированность учителей
на изучение данных о выпускниках начальной школы
Неадаптированность методики преподавания к возможностям детей данного возраста.
Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения.
Неподготовленность учителей
к работе с детьми младшего
школьного возраста
Рассогласование в содержании
учебных курсов начальной и
средней школы
Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе
Рассогласование в нормах выставления оценок с начальной школой или их отсутствие в средней школе
Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе
Рассогласование в сложности
содержания образовательных
программ
Неподготовленность к восприятию
усложненного содержания учебных
курсов в 5-м классе
Анализ причин снижения успеваемости показывает, что находятся они не столько в недостаточной предметной подготовке школьников, сколько в сфере взаимоотношений учитель-ученик.
Психологи утверждают, что для учащихся начальной школы личностно значимой является оценка учителя, тогда как в 5-м классе значимой становится оценка товарищей по классу, сверстников. Почему? Ведь за летние каникулы не происходит серьезных изменений в физиологии ребенка. Значит, дело не в возрастном изменении. Тогда в чём? И здесь многие на уровне интуиции говорят: "Там был один учитель, а здесь их много". Много учителей - это хорошо или плохо? Хорошо, так как они как специалисты "сильнее" одного. А получается плохо. В чем тут дело? Предлагаю в предыдущем рассуждении слово "учитель" заменить на слово "оценивающий". Это сразу переводит взаимоотношения из сферы обучающей в плоскость оценивающих действий. И это уже другие по смыслу взаимоотношения. Действительно, ученик начальной школы привык, что результаты его учения оценивает один человек. Школьник привык не только к оценке своих действий, но и к критериям этой оценки. Более того, и класс оценивал его также в аналогичном качестве. И вдруг "оценивающие" меняются. Они еще и веса не имеют в глазах ученика, а уже выносят ему подчас суровые (или просто другие) оценки. В результате возникающие внутренние противоречия и внешние конфликтогенные ситуации склоняют многих пятиклассников руководствоваться прежними критериями и оценками своих действий, в чем учащиеся находят поддержку и у своих одноклассников (они ведь лучше "знают какой он" еще по предыдущей жизни. В итоге эти дети испытывают стресс, из которого они выходят лишь к концу 5-го класса. А у многих учащихся отрицательное отношение к школе сохраняется дольше, а то и до конца обучения. Лишь очень небольшой части школьников - экстравертов удается сохранить относительно положительное, комфортное самочувствие к школе.
В нашей школе традиционно проводятся различные психолого-педагогические семинары. Замечено, что в случаях предоставления учителям начальной школы возможности выбора урока одни из них всегда выбирают математику, другие - русский язык и так далее. Это явный показатель предпочтительного отношения учителя к тому или иному учебному предмету. При этом опытные учителя средней школы часто говорят, что по классу легко можно определить, какой учитель начальной школы их обучал. Значит, отношение учителя к предмету сказывается на качестве преподавания и результатах обучения.
Исходя их вышеизложенного, можно предложить следующее решение проблемы преемственности обучения в начальной и средней школе. Следует провести более раннее, но в то же время постепенное "дробление оценивающих". Изучая базисный план, мы нашли, как это сделать.
Первый класс учитель ведет традиционно с прибавлением специалистов по ИЗО, музыке, физкультуре, иностранному языку. Во 2-4-ом классах остается схема 1, но в четвертой четверти на уроки математики и русского языка приходят (2-3 раза в неделю) учителя - предметники.
Какие положительные стороны этого дробления могут появиться?
-
Учащиеся в более раннем возрасте обогащаются опытом конструктивного общения. При этом дети приобретают опыт сравнения этих типов и выбирают наиболее подходящее для себя.
-
Уменьшается время самоподготовки учителя к уроку.
-
Максимально снижается дискомфорт учащихся в условиях постепенного переходам к новым типам обучения.
Итак, можно сделать вывод, что проблема снижения успеваемости при переходе из начальной школы в среднюю у значительной части учащихся (≈20% учащихся) появляется вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.
Для успешного ее решения необходимо добиться сохранения качественного уровня выполнения образовательных стандартов выпускниками начальных классов в средней школе за счет введения активных методов обучения в начальной школе и использование различных педагогических технологий в средней школе, за счет расширения образовательного пространства и систематического взаимопосещения уроков в начальной школе и в 5-х классах средней школы учителями 3-х, 4-х класов и учителями-предметниками 5-х классов.