Психолого-педагогические аспекты проблемы преемственности начального и основного общего образования

Психолого-педагогические аспекты проблемы преемственности начального  и основного общего образования. Резкое снижение успеваемости учащихся в 5-м классе оставляет актуальной проблему преемственности начальной и средней школы. Для этого ежегодно, согласно плану ВШК, проводится проверка по преемственности.  Практически ежегодно этот вопрос рассматривается и на внутришкольных МО учителей начальной школы и учителей-предметников, неоднократно проводились педагогические советы. Коллегиальные решения с...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НАЧАЛЬНОГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Резкое снижение успеваемости учащихся в 5-м классе оставляет актуальной проблему преемственности начальной и средней школы. Для этого ежегодно, согласно плану ВШК, проводится проверка по преемственности. Практически ежегодно этот вопрос рассматривается и на внутришкольных МО учителей начальной школы и учителей-предметников, неоднократно проводились педагогические советы. Коллегиальные решения сводились, как правило, к следующему: необходимости взаимопосещения уроков, проведению семинаров о возрастных особенностях развития детей данного возраста, ужесточению контроля знаний учащихся 4-х классов, повышению квалификации учителей. Кроме того, в масштабах страны с этой же целью изменяли сроки обучения в начальной школе, корректировали содержание программ, меняли стандартные требования к подготовке учителей в вузах... Результат оставался прежним.

Чтобы выявить причины постоянного несоответствия результатов обучения уч-ся в начальной школе и при переходе в среднее звено, школьным психологом было проведено исследование уровня интеллекта уч-ся 4-х классов. Для этого использовался групповой интеллектуальный тест (ГИТ). Тест проводился во 2-м полугодии 2007-2008 учебного года, при этом были получены следующие результаты:


Класс

(кол-во

уч-ся)

Высокий

уровень

интеллекта

Норма

Близко

к норме

Низкий

уровень

Очень

низкий

уровень

4 «а»

1 (5%)

7 (33%)

5 (24%)

6 (29%)

2 (9%)

4 «б»

1 (6%)

-

4 (24%)

8 (47%)

4 (24%)

4 «в»

-

1 (7%)

5 (35%)

6 (43%)

2 (14%)

всего

2 (4%)

8 (15%)

14 (27%)

20 (38%)

8 (15%)

Исходя из полученных данных, можно предположить, что качественная успеваемость может составлять от 10 % до 24%, а общая не будет превышать 50%. Однако, итоговые контрольные работы по основным предметам (русскому языку и математике) выполнены намного лучше, чем это показывает диагностика.


класс

Русский язык

Математика

% качества

общая успеваемость

% качества

общая успеваемость

4 «а»

65

95

75

100

4 «б»

49

88

56

83

4 «в»

56

100

50

89

всего

54

95

61

91

Входные контрольные по этим же предметам уже в этом 2008-2009 учебном году дают совсем другие результаты. За исключением только результатов по математике в 5 «б» классе, где успеваемость не только не снизилась, а стала выше.


класс

Русский язык

Математика

% качества

общая успеваемость

% качества

общая успеваемость

5 «а»

50

68

50

75

5 «б»

54

80

69

100

5 «в»

40

70

47

89

всего

48

73

55

88

В чем же все-таки причины столь резкого снижения и качественной и общей успеваемости?

Снижение успеваемости учащихся 5-х классов по сравнению с начальной школой обусловлено следующими причинами:

Большая наполняемость классов в начальной

школе

Невладение методикой активизации обучения

Недостаток дифференцированного дидактического материала для организации самостоятельной работы

Преобладание вербальных методов обучения:

Недостаток активной УПД учащихся

Недостаток самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях в начальной школе

Преобладание деятельности по образцу над творческой


Одной из причин рассматриваемой проблемы является неспособность учеников справиться с возросшим по сравнению с начальной школой объемом домашнего задания, адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников:

Неполнота данных о

выпускниках начальной школы

Недостаточное изучение

данных о выпускниках

начальной школы, их

возможностях и реальных учебных результатахПсихолого-педагогические аспекты проблемы преемственности начального и основного общего образования

Несоответствие оценок реальным резуль­татам обученияПсихолого-педагогические аспекты проблемы преемственности начального и основного общего образования

Немотивированность учителей

на изучение данных о выпускниках начальной школыПсихолого-педагогические аспекты проблемы преемственности начального и основного общего образования

Неадаптированность методики преподавания к возможностям детей данного возраста.

Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения.

Неподготовленность учителей

к работе с детьми младшего

школьного возраста

Психолого-педагогические аспекты проблемы преемственности начального и основного общего образования

Рассогласование в содержании

учебных курсов начальной и

средней школы

Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе

Психолого-педагогические аспекты проблемы преемственности начального и основного общего образования

Рассогласование в нормах выставления оценок с начальной школой или их отсутствие в средней школе

Непонимание учащимися учебного мате­риала вследствие его вступления в проти­воречие с ранее изученным в начальной школе

Психолого-педагогические аспекты проблемы преемственности начального и основного общего образования

Рассогласование в сложности

содержания образовательных

программ

Неподготовленность к восприятию

усложненного содержания учебных

курсов в 5-м классе

Психолого-педагогические аспекты проблемы преемственности начального и основного общего образования

Анализ причин снижения успеваемости показывает, что находятся они не столько в недостаточной предметной подготовке школьников, сколько в сфере взаимоотношений учитель-ученик.

Психологи утверждают, что для учащихся начальной школы личностно значимой является оценка учителя, тогда как в 5-м классе значимой становится оценка товарищей по классу, сверстников. Почему? Ведь за летние каникулы не происходит серьезных изменений в физиологии ребенка. Значит, дело не в возрастном изменении. Тогда в чём? И здесь многие на уровне интуиции говорят: "Там был один учитель, а здесь их много". Много учителей - это хорошо или плохо? Хорошо, так как они как специалисты "сильнее" одного. А получается плохо. В чем тут дело? Предлагаю в предыдущем рассуждении слово "учитель" заменить на слово "оценивающий". Это сразу переводит взаимоотношения из сферы обучающей в плоскость оценивающих действий. И это уже другие по смыслу взаимоотношения. Действительно, ученик начальной школы привык, что результаты его учения оценивает один человек. Школьник привык не только к оценке своих действий, но и к критериям этой оценки. Более того, и класс оценивал его также в аналогичном качестве. И вдруг "оценивающие" меняются. Они еще и веса не имеют в глазах ученика, а уже выносят ему подчас суровые (или просто другие) оценки. В результате возникающие внутренние противоречия и внешние конфликтогенные ситуации склоняют многих пятиклассников руководствоваться прежними критериями и оценками своих действий, в чем учащиеся находят поддержку и у своих одноклассников (они ведь лучше "знают какой он" еще по предыдущей жизни. В итоге эти дети испытывают стресс, из которого они выходят лишь к концу 5-го класса. А у многих учащихся отрицательное отношение к школе сохраняется дольше, а то и до конца обучения. Лишь очень небольшой части школьников - экстравертов удается сохранить относительно положительное, комфортное самочувствие к школе.

В нашей школе традиционно проводятся различные психолого-педагогические семинары. Замечено, что в случаях предоставления учителям начальной школы возможности выбора урока одни из них всегда выбирают математику, другие - русский язык и так далее. Это явный показатель предпочтительного отношения учителя к тому или иному учебному предмету. При этом опытные учителя средней школы часто говорят, что по классу легко можно определить, какой учитель начальной школы их обучал. Значит, отношение учителя к предмету сказывается на качестве преподавания и результатах обучения.

Исходя их вышеизложенного, можно предложить следующее решение проблемы преемственности обучения в начальной и средней школе. Следует провести более раннее, но в то же время постепенное "дробление оценивающих". Изучая базисный план, мы нашли, как это сделать.

Первый класс учитель ведет традиционно с прибавлением специалистов по ИЗО, музыке, физкультуре, иностранному языку. Во 2-4-ом классах остается схема 1, но в четвертой четверти на уроки математики и русского языка приходят (2-3 раза в неделю) учителя - предметники.

Какие положительные стороны этого дробления могут появиться?

  1. Учащиеся в более раннем возрасте обогащаются опытом конструктивного общения. При этом дети приобретают опыт сравнения этих типов и выбирают наиболее подходящее для себя.

  2. Уменьшается время самоподготовки учителя к уроку.

  3. Максимально снижается дискомфорт учащихся в условиях постепенного переходам к новым типам обучения.

Итак, можно сделать вывод, что проблема снижения успеваемости при переходе из начальной школы в среднюю у значительной части учащихся (≈20% учащихся) появляется вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.

Для успешного ее решения необходимо добиться сохранения качественного уровня выполнения образовательных стандартов выпускниками начальных классов в средней школе за счет введения активных методов обучения в начальной школе и использование различных педагогических технологий в средней школе, за счет расширения образовательного пространства и систематического взаимопосещения уроков в начальной школе и в 5-х классах средней школы учителями 3-х, 4-х класов и учителями-предметниками 5-х классов.


© 2010-2022