Профессиональное выгорание педагогов. Пути преодоления

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Владимирский институт повышения квалификации работников

образования

Кафедра педагогического менеджмента



Выпускная работа

Тема: «Профессиональное выгорание педагогов. Пути преодоления».

(методическая разработка)



Выполнил:

Путинцева Ирина Александровна

заместитель директора по УВР

МБОУ «СОШ №4» г. Меленки

Проверил:





Владимир

2013 год

Аннотация.

Методическая разработка посвящается анализу проблемы эмоционального выгорания педагогов, которая является одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации. Работа раскрывает психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога, анализирует факторы, инициирующие возникновение проблемы. В методической разработке предлагаются меры профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов со стороны администрации школы.







Содержание.

  1. Введение.

    1. Актуальность решения проблемы профессионального

выгорания педагогов в современных условиях деятельности

школы………………………………………………………………………………………стр.4

  1. Основная часть.

    1. Эмоциональное выгорание. Синдром профессионального выгорания (СПВ). Основные признаки выгорания………………..стр.6

    2. Факторы, оказывающие влияние на развитие синдрома профессионального выгорания………………………………………………стр.9

    3. Ресурсы противодействия СПВ…………………………………………….стр.12

    4. Этапы сопровождения педагогов с СПВ. Организация работы с кадрами по предупреждению СПВ со стороны администрации школы……………………………………………………………………………………...стр.16

  2. Заключение.

    1. Результаты работы по сохранению психического здоровья педагогов…………………………………………………………………………………стр.19

  3. Список литературы………………………………………………………………………….стр.21

  4. Приложения…………………………………………………………………………………….стр.22








  1. Введение.

    1. Актуальность решения проблемы профессионального выгорания педагогов в условиях деятельности современной школы

Ключевой фигурой образовательного процесса, безусловно, является педагог: он и важнейшее условие, и существенный фактор, влияющий на многие другие условия развития, обучения и воспитания ребенка.

Работа педагогов в современной школе вызывает значительные нервно-психические перегрузки. Имеется в виду не только физиологические факторы, связанные с особенностями труда (гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, голосовой, слуховой аппараты и т.д.). Речь идет, прежде всего, о психологических и организационных трудностях: необходимость всегда быть «в форме», отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня, большое количество нововведений, сопряженных с введением ФГОС-2 и др.

Как показывают результаты многочисленных исследований, при таких условиях труда у педагогов день за днем уровень напряженности накапливается. Высокие энергетические затраты профессии сами по себе, плюс забота о поддержании культивируемого «имиджа» имеют высокую психологическую цену. В этих обстоятельствах педагог испытывает огромное нервно-психическое напряжение и часто не справляется с ним, не владея специальными методами и приемами саморегуляции.

Проявляется это в виде повышенной раздражительности, возбуждения, беспокойства, повышенного уровня тревожности, мышечного напряжения, зажимов в различных частях тела, повышенной утомляемости, снижения интереса к работе, появления психосоматических заболеваний, эмоционального безразличия так называемый синдром эмоционального выгорания. Педагог с такими проблемами не способствует психическому и личностному развитию учащихся.

Вторым важным моментом в контексте здоровья педагогов является психологический климат в школе и система межличностного взаимодействия (как в педагогическом коллективе, так и в системе взаимодействия педагогов с учащимися и родителями). Доверительное общение, оптимальные отношения педагогов между собой, отношения учителя и школьника являются одной из важнейших предпосылок формирования устойчивой и высокой психологической готовности к оптимальному социальному взаимодействию с миром у последнего.

С другой стороны, конструктивное взаимодействие педагогов с детьми и коллегами сохраняет психическое здоровье самого педагога. Поэтому развитие продуктивных форм общения педагогов, повышение их психолого-педагогической компетенции в вопросах обучения и воспитания детей, совершенствование коммуникативной компетентности значительно повышает уровень защищенности педагога от негативных психических перегрузок, отрицательных эмоциональных состояний, что, в свою очередь, способствует сохранению их психического здоровья.

Данная проблема, несомненная актуальность ее разрешения и послужили основанием для создания методической разработки, т.к. предупреждение ситуации кризиса в педагогическом коллективе и поддержка педагогов в ситуации эмоционального выгорания должны стать одними из приоритетных линий в работе школьной администрации, а

одной из основных целей деятельности должно стать создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов, формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности.

2. Основная часть.

2.1. Эмоциональное выгорание. Синдром профессионального выгорания (СПВ). Основные признаки выгорания.

Проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой в течение трех последних десятилетий. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств. Профессиональный труд педагога отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают "педагогический кризис", "истощение", "выгорание".

Эмоциональное выгорание - это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Наиболее часто выгорание рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. В связи с этим синдром эмоционального выгорания ряд авторов обозначает как синдром психического выгорания или синдром профессионального выгорания (СПВ).

Выгорание - это относительно устойчивое состояние, однако при наличии соответствующей поддержки с ним можно успешно бороться.

Основными признаками выгорания являются: истощение, усталость; психосоматические осложнения; бессонница; негативные установки по отношению к ученикам, коллегам; негативные установки по отношению к своей работе; пренебрежение исполнением своих обязанностей; увеличение объема психостимуляторов; уменьшение аппетита или переедание; негативная самооценка; усиление агрессивности; усиление пассивности; чувство вины.

Развитие синдрома носит стадиальный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.

Распространенной является модель синдрома выгорания К. Маслач и С. Джексона (1981 г.). Они выделяют три его основных составляющих:

  1. Эмоциональное истощение обнаруживает себя в чувствах беспомощности, безнадежности, в эмоциональных срывах, усталости, снижении энергетического тонуса и работоспособности, возникновении физического недомогания. Возникает чувство «приглушенности», «притупленности» эмоций, наступает безразличие к потребностям других людей.

  2. Деперсонализация проявляется в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от других. В других случаях - повышение негативизма по отношению к людям. При появлении деперсонализации педагог перестает воспринимать воспитанников как личностей. Он дистанцируется, ожидая от них самого худшего. Негативные реакции проявляются по-разному: нежелание общаться, склонность унижать, игнорировать просьбы.

  3. Сокращенная профессиональная реализация (или редукция личных достижений) - третий компонент выгорания. Может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.

Эмоциональному выгоранию подвержены чаще всего люди старше 35-40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. Иногда талантливый педагог становится профнепригодным по этой причине. Иногда такие люди сами уходят из школы, меняют профессию и всю остальную жизнь скучают по общению с детьми.







2.2. Факторы, оказывающие влияние на развитие синдрома профессионального выгорания.

Существует три группы факторов, оказывающих влияние на развитие синдрома выгорания:

  1. К личностным факторам риска «выгорания» относятся склонность к интраверсии; реактивность; низкая или чрезмерно высокая эмпатия; жесткость и авторитарность по отношению к другим; низкий уровень самоуважения и самооценки и др. В ряде исследований обнаружилось, что наиболее подвержены «выгоранию» трудоголики - те, кто решил посвятить себя реализации только рабочих целей, полностью поглощен работой, постоянно трудится без отдыха, ежедневно работает с полной самоотдачей и ответственностью, в ущерб другим личным интересам и потребностям.

  2. Статусно-ролевые факторы риска выгорания включают ролевой конфликт; ролевую неопределенность; неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом (самоактуализацией); низкий социальный статус; ролевые поведенческие стереотипы, ограничивающие творческую активность; отверженность в значимой (референтной) группе; негативные полоролевые (гендерные) установки, ущемляющие права и свободу личности.

  3. К корпоративным (профессионально-организационным) факторам риска выгорания относятся:

-нечеткая организация и планирование труда;

монотонность работы;

-вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;

-строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках исполнения;

-негативные или «холодные» отношения с коллегами, отсутствие сплоченности;

-напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег;

-конфликты, конкуренция;

-дефицит административной, социальной и профессиональной поддержки; др.

Проводимый мониторинг факторов, влияющих на эмоциональное выгорание, позволил сделать следующие выводы:

1. Частота проявления эмоционального выгорания в течение года:

- 56% педагогов испытывают данное состояние 1-2 раза в год;

- 34% - 4 и более раз в год;

- 10% - не испытывают вообще.

2. Наиболее остро состояние эмоционального выгорания педагоги начинают чувствовать в начале своей деятельности после отпуска, каникул, курсов, то есть после того, как они были временно выключены из собственно педагогической деятельности. Это подтверждает вывод о том, что одна из главных функций состояний эмоционального выгорания - адаптационная, помогающая организму приспособиться к стрессогенным для него условиям.

3. Также на состояние педагогов влияют ситуации эмоционально неадекватного общения с администрацией и родителями (ситуацию общения с родителями особенно часто выделяют в последние годы - 37% педагогов).

4. Наибольший процент педагогов (68%) выделяют следующие ситуации эмоционального выгорания: проведение открытых занятий; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения; окончание учебного года.

Таким образом, причинами возникновения состояний эмоционального выгорания в педагогической деятельности являются:

1. Высокая эмоциональная включенность в работу.

2. Временные рамки деятельности (занятие, окончание года).

3. Ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за результат своего труда.

4. Организационные моменты педагогической деятельности: нагрузка,

моральное и материальное стимулирование.

5. Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния.

6. Отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных

ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией.

Следует отметить, что ни один из факторов сам по себе не может вызвать выгорания. Его возникновение - это результат действия совокупности всех факторов как на профессиональном, так и на личностном уровне.



  1. Ресурсы противодействия СПВ.

Каждый человек имеет индивидуальный, изменчивый профиль ресурсов противодействия выгоранию.

Под ресурсами понимаются внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях. Ресурсы подобны иммунитету, имея который можно избежать не только синдрома выгорания, но и других негативных сторон профессии и современной жизни.

Внутренние (личностные) ресурсы

противодействия профессиональному выгоранию.

К ресурсам личности относят: умения и навыки, знания и опыт, модели конструктивного поведения, актуализированные способности. Они дают возможность человеку быть более адаптивным и стрессоустойчивым, успешным и удовлетворенным качеством своей жизни.

Можно выделить четыре уровня личностных ресурсов противодействия выгоранию:

  1. Физиологический уровень является базовым, к нему относится то, что биологически задано. Он включает в себя тип нервной системы (ее силу, слабость, устойчивость и др.), пол, возраст, состояние здоровья, способы реагирования организма на стресс.

  2. Психологический уровень. Он включает в себя три подуровня:

а) Эмоционально-волевой. Эмоциональное противодействие (преодоление) - осознание и принятие своих чувств и эмоций, потребностей и желаний, овладение социально приемлемыми формами проявления чувств, контроль динамики переживания, устранение застреваний, неполного реагирования и другое.

б) Когнитивный. Когнитивное противодействие - понимание причин стресса, осмысление ситуации и включение ее образа в целостное представление субъекта о себе, окружении и взаимосвязях с ним. Психологическая компетентность, позитивность и рациональность мышления, гибкость мышления, поиск и оценка возможных средств, которые могут быть мобилизованы для преодоления стресса, поиск конструктивных стратегий преодоления, самооценка, поиск самоподкрепления и поддержки.

в) Поведенческий (деятельностный). Поведенческое (деятельностное) противодействие - активность и гибкость поведения, перестройка поведения, коррекция стратегий и планов, задач и режимов деятельности, активизация или дезактивизация поведения или деятельности.

3. Социальный уровень: социальные роли, позиции и установки, отношение к другим людям.

4. Духовный уровень. К этому уровню относятся три психологических ресурса.

Надежда - психологическая категория, способствующая жизни и росту. Это активное ожидание и готовность встретиться с тем, что может появиться на свет. Надеяться - значит в каждый момент времени быть готовым к тому, что еще не появилось на свет, несмотря ни на что, не отчаиваться, если на том или ином участке жизненного пути это рождение не произошло.

Рациональная вера - убежденность в том, что существует огромное число реальных возможностей, нужно вовремя обнаружить эти возможности. Вера - рациональная интерпретация настоящего.

Душевная сила - мужество. Душевная сила - способность сопротивляться попыткам подвергнуть опасности надежду и веру и разрушить их, превращая в «голый» оптимизм или в иррациональную веру. Спиноза под душевной силой понимал способность сказать «нет», когда весь мир хочет услышать «да».

Ключевым ресурсом противодействия «выгоранию» можно считать способность личности к смыслотворчеству. Потеря смысла жизни ведет к ряду профессиональных и личностных деформаций, к числу которых относится синдром профессионального выгорания.

Смысл жизни может быть утрачен «в силу непропорциональности тех психических и личностных затрат, той цены, которую личность платит за свои реальные достижения… Слишком высокая психологическая цена, затраченная на жизненные достижения, понижает мотивацию, притязания и подрывает смысл жизни… Когда цена бывает слишком малой, когда успех приходит без всяких усилий со стороны личности, личность также перестает испытывать удовлетворение, а это, в свою очередь, разрушает смысл ее жизни».

Обновление смыслов профессиональной деятельности происходит постоянно, обостряясь в периоды кризисов. Умение находить новые смыслы в профессии, переоценивать свою роль и открывать в ней новые грани, ставить перед собой новые цели - все это является факторами преодоления профессионального выгорания. Человеку необходима гибкость в построении новых смыслов, помогающих адаптироваться к изменившимся условиям.

Оптимальный смысл жизни представляет собой генеральную линию жизни, задающую высокую планку активной жизнедеятельности человека, помогает ему максимально использовать собственные резервы, направляя их на преобразование обстоятельств и собственной личности. Принятие ответственности за каждый жизненный выбор позволяет человеку почувствовать свою жизненную силу.

Внешние (социальные) ресурсы противодействия выгоранию.

К наиболее выраженным внешним ресурсам относятся сферы профессиональной деятельности, семейной жизни и «свободного времени».

Практика показывает, что наиболее стрессоустойчивым оказывается тот, кто получает положительные эмоции и поддержку в семье, удовлетворение от работы и имеет «отдушину» в виде какого-либо увлечения, позволяющего почувствовать, что жизнь больше, чем работа. Напротив, при сильных рабочих стрессах, перегрузке в семье, нехватке либо саморазрушающей трате свободного времени внутренние ресурсы истощаются.

«Сквозным ресурсом», пронизывающим все три уровня является поддержка. Здесь наиболее важно обеспечить поддержку от коллег и администрации школы, ведь основная причина возникновения проблемы - это профессиональная напряженность, связанная с большой растратой внутренних ресурсов.





  1. Этапы сопровождения педагогов с СПВ. Организация поддержки со стороны администрации школы.

Как правильно организовать эту поддержку?

Первый этап - информирование педагогов о том, что такая проблема существует и вызвана она объективными причинами работой в сфере человек-человек.

Тогда педагоги воспримут это сообщение с радостью, вызванной тем, что их поняли. Кроме того, это несколько снизит их озабоченность собственным состоянием, потому что оно станет более понятным, определенным, а значит - подконтрольным.

Второй этап -

грамотная и своевременная диагностика с целью определить потенциальные возможности каждого педагога, выявить сильные стороны его личности, проблемные «точки». Диагностика предполагает и повышение социально-психолого-педагогической компетентности педагога, самоизучение своей личности, профессионального роста, повышение уровня педагогической толерантности (приложения

Третий этап - помощь педагогу в разработке персонального маршрута, то есть реализации профессиональных функций посредством повышения профессиональных знаний, умений и навыков как в реальном времени, так и в перспективе развития. Педагогу нужно создать ситуацию успеха, чтобы ему интересно было работать над собой, своими самообразованием.
Совместный поиск ответа на вопрос: «К чему стремиться?»

В работе по профилактике эмоционального выгорания первостепенная

роль должна отводиться развитию и укреплению жизнерадостности, вере в людей, неизменной уверенности в успехе дела, за которое взялся.
Важно: поддержать педагога эмоционально, укрепить его веру в себя.

Четвёртый этап - работа по сплочению коллектива.
Как профилактическое средство от возникновения синдрома эмоционального выгорания можно рассматривать совместную творческую деятельность. Эффективно влияет на самосохранение педагогов включение их в совместную исследовательскую, опытно-экспериментальную работу.
При работе с коллективом администрации следует обратить внимание

на следующие направления деятельности по профилактике выгорания:

  1. Информирование.

  2. Эмоциональная поддержка педагогического состава.

  3. Создание системы дел, повышающих значимость педагогической профессии.

На идее сбережения здоровья всех участников образовательного процесса должно строится и внутришкольное управление:

- гласное обсуждение проблем,

- демократическое принятие решений,

- стиль ведения совещания,

- индивидуальная беседа с учителем.

Так же, должна быть разработана адекватная и справедливая система поощрений, например, премии по итогам года и участия в методической работе; благодарность в приказе; ценный подарок; направление на престижные курсы переподготовки и повышения квалификации; представление к награждению.

Удовлетворению потребности в признании, самоутверждении, самовыражении служат такие формы работы, как участие в педагогических чтениях; обобщение опыта работы педагога; смотр педагогических достижений;и др.

Руководителем должен быть продуман вопрос о структурировании работы и организации рабочих мест таким образом, чтобы дело стало более значимым для исполнителей, например: привлекать учителей к участию в управлении, к разработке планов профессиональной карьеры.







3. Заключение.

3.1. Результаты работы по сохранению психического здоровья педагогов.

Таким образом, забота о психологическом здоровье педагогического коллектива, о сохранении эмоционального здоровья каждого педагога через

- формирование мотивации для продолжения совместной деятельности в коллективе;
- создание условий для развития самосознания и самосовершенствования педагогов;
- формирование навыков эффективного взаимодействия с коллегами, учащимися и родителями;
- профилактику эмоционального выгорания

- своевременную коррекцию личностных и межличностных проблем - должна составлять одно из основных звеньев системы работы с кадрами администрации школы.

Правильно и своевременно проводимая администрацией образовательного учреждения деятельность, как правило, приносит следующие результаты:

- улучшается психологический климат в коллективе;

- снижается ситуативная и личностная тревожность педагогов;

- формируются навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний;

- повышается самооценка и уверенность в себе как педагоге;

- улучшаются общие показатели психологической устойчивости педагогической деятельности:

  • отсутствие страха перед детьми;

  • умение владеть собой (саморегуляция, самоконтроль);

  • отсутствие эмоциональной напряженности, ведущей к раздражительности, невыдержанности, неуравновешенности;

  • наличие волевых качеств (целеустремленность, выдержанность, организованность, терпимость);

  • удовлетворенность деятельностью;

  • появляется нормальная утомляемость.

Чаще благодарите коллег. Проявляйте заинтересованность
их профессиональной деятельностью и проблемами жизни. Ведь «все наши сетования по поводу того, чего мы лишены, проистекают
от недостатка благодарности за то, что мы имеем» (А. Дефо).















  1. Список литературы.


  1. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., «Просвещение» 1986 г.

  2. Мильруд Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя. Вопросы психологии N6. 1987 г.

  3. Орлова И.В. Тренинг профессионального самопознания., Спб, "Речь", 2006 г.

  4. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / Авт.-сост. О.И. Бабич. - Волгоград: Учитель, 2009.

  5. Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2003.

  6. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. - СПб., КАРО, 2003.

  7. Шепель В.М. Как жить долго и радостно. - М.: АНТИКВА, 2006.

  8. Эффективный учитель / Авт.-сост. О.М. Ольшевская. - Минск: Красико-Принт, 2010.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест на профессиональное выгорание.
Цель:
Выявить у себя наличие или отсутствие этого синдрома.
Экспресс оценка В. Бойко.

(На следующие предложения отвечайте «да» или «нет». Количество положительных ответов подсчитайте.)

1. Когда в воскресенье пополудни я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток уик-энда уже испорчен Да/Нет

2. Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделала бы это без промедления Да/Нет

3. Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры Да/Нет

4. То, насколько меня раздражают коллеги, ещё мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия ученики. Да/Нет

5. На протяжении последних трёх месяцев я отказывался от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д. Да/Нет

6. Коллегам я придумала обидные прозвища, которые использую мысленно Да/Нет

7. С делами по р аботе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной Да/Нет

8. О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое Да/Нет

9. Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать её ко всем чертям Да/Нет

10. За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое Да/Нет

Оценка результатов: 0-1 балл - Синдром выгорания вам не грозит. 2-6 баллов - Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел. 7-9 баллов - Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни. 10 баллов - Положение весьма серьёзное, но в вас ещё теплится огонёк, чтобы он не погас, нужна помощь специалиста.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Синдром Профессионального Выгорания(СПВ)

Признаки выгорания.

  • сниженный эмоциональный фон, эмоциональная вялость и тупость, отстраненность в общении с окружающими и т.п.;

  • негативное, подчас циничное отношение как к субъектам профессиональной деятельности (учащимся), так и к коллегам;

  • нарастающее безразличие к своим должностным обязанностям,

  • снижение трудовой активности и мотивации;

  • ощущение собственной профессиональной несостоятельности и неудовлетворенности работой;

  • неадекватная самооценка результатов профессиональной деятельности и снижение персональной ответственности за них;

  • немотивированная или неадекватная агрессивность, недовольство собой и окружающими;

  • ухудшение соматического состояния, головные боли, нарушения сна и т.д.

  • снижение качества жизни в целом.











ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Как избежать встречи с эмоциональным выгоранием.

1. Относитесь к жизни позитивно. Помните психологическое правило: если можешь изменить ситуацию - измени ее, не можешь изменить обстоятельства - измени к ним отношение.

2. Ведите разумный образ жизни. Помните психологическое правило: не можешь жить напряженнее, начинай жить умнее.

3. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.

4. Почаще прислушивайтесь к своему внутреннему голосу. Он может подсказать вам, в каких мероприятиях не следует участвовать, чтобы предупредить стресс.

5. Заботьтесь о себе: стремитесь к равновесию и гармонии, ведите здоровый образ жизни, удовлетворяйте свои потребности в общении.

6. Высыпайтесь! Если нормальный режим сна нарушен в результате стресса, есть риск оказаться в замкнутом круге: стресс провоцирует бессонницу, а бессонница еще больше усиливает стресс.

7. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.

8. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.

9. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она - не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.

10. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.

11. Находите время для себя, вы имеете право не только на работу, но и на частную жизнь.

12. «Свободное время педагога - это корень, питающий ветви педагогического творчества», - писал В.А. Сухомлинский. Вечно занятые педагоги редко читают бестселлеры, не смотрят нашумевшие фильмы, постановки и… постепенно теряют к этому вкус. Следствием может стать потеря уважения со стороны учеников. Такого учителя ученики считают безнадежно отставшим от жизни, а затем переносят свой вывод на предмет, который тот преподает.

13. У вас нет хобби? Обязательно найдите себе занятие по душе. Запишитесь на какие-нибудь курсы, не связанные с вашей профессиональной деятельностью. Хобби-терапия - способ оперативно уйти от аффектогенной ситуации.

14. Время от времени вносите в вашу жизнь что-то новое: переставляйте мебель в квартире, изменяйте прическу, ходите на работу другим маршрутом… Тогда стресс будет «приставать» к вам реже.

15. Умейте отвлекаться от переживаний, связанных с работой. К сожалению, многие люди постоянным атрибутом своего существования сделали тягостные переживания негативных жизненных мелочей: неприятности они возводят в ранг трагедии (что особенно характерно для учителей с их ранимостью); всех оценивают через призму прежних разочарований, копят недовольство и обиды и при этом страдают прежде всего сами.

16. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.

17. Тому, кто верит в Бога, предотвратить или снять стресс может помочь молитва или посещение церкви. Там все - от икон с ликами святых до запаха ладана - помогает обрести покой в душе.

18. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?

19. Дни, проведенные вдали от дома, помогут отвлечься, взглянуть на свои проблемы со стороны.

20. Научитесь жить с юмором. «Юмор - соль жизни, - говорил К. Чапек, - кто лучше просолен, дольше живет». Юмористическое отношение к событию несовместимо с повышенной тревожностью по поводу его влияния на нашу жизнь. Поэтому смех и защищает нас от чрезмерного напряжения. Юмор дает возможность человеку увеличить дистанцию по отношению к чему угодно, в том числе и к самому себе, т.е. облегчает самоотстранение. Смех - это отдушина. Посмеявшись над чем-то, человек чувствует себя свободнее. Он освобождается от страха перед проблемой, которая начинает выглядеть простой и преодолимой. Человек начинает ощущать себя хозяином положения.

21. Многие пытаются всюду успеть, делать больше, чем в их силах. Снизьте темп жизни! Разумнее делать меньше, но лучше, чем много, но плохо, а потом еще и переживать из-за этого «плохо».

22. Старайтесь без ущерба для здоровья пережить неудачу. Проблемы и трудности могут коснуться каждого, это норма жизни. Они не указывают на слабость или снижение профессионализма - это особенности деятельности специалистов «помогающих» профессий. Помните психологическое правило: жизнь ритмична, спады чередуются с подъемами.



ПРИЛОЖЕНИЕ 4

А если у меня СПВ. Что делать?

(Рекомендации для педагогов)

Срочно принять практические меры по оптимизации организации своего труда!

В первую очередь необходимо проанализировать график работы и возможности его модификации. Для этого необходимо:

-оценить реальность сроков исполнения заданий и по возможности снизить чрезмерную интенсивность труда;

-выделить краткосрочные и долгосрочные цели и установить приоритетность целей;

-четко определить сферу своей ответственности и не брать на себя ответственность за работу других людей;

-овладеть технологиями управления своим временем (тайм-менеджмент);

-выработать оптимальный ритм работы, который позволил бы оптимально использовать чередование сложных и простых заданий.

-формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности - как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Выполнение этих небольших правил в организации труда позволяет несколько снизить стрессовую нагрузку на работе и почувствовать, что сам человек может контролировать складывающуюся ситуацию и поддерживать равновесие между внешними требованиями и своими внутренними ресурсами


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

А если у меня СПВ. Что делать?

(Рекомендации для педагогов)

Экспресс-приемы для снятия эмоционального напряжения.

  1. Сложите руки «в замок» за спиной. Так как отрицательные эмоции «живут» на шее ниже затылка и на плечах, напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей.

  2. Сложите руки «в замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти (во время потягивания происходит выброс «гормона счастья»).

  3. Улыбнитесь! Зафиксируйте улыбку на лице на 10 - 15 секунд. При улыбке расслабляется гораздо больше мышц, чем при обычном положении. Почувствуйте благодать, которая расходится по всему телу от улыбки. Сохраните это состояние.

  4. Эффективным средством снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме «4 + 4 + 4»: четыре секунды на вдох, четыре - на задержку дыхания, четыре - на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно.

  5. Самым мощным и при этом часто игнорируемым средством избавления от эмоционального напряжения является сознание человека. Главное - это установка человека на то, что жизнь - прекрасна и удивительна, что мы обладаем мозгом, чтобы мыслить, мечтать, самосовершенствоваться; глазами - чтобы видеть прекрасное вокруг: природу, красивые лица, рукотворные шедевры; слухом - чтобы слышать прекрасное: музыку, птиц, шелест листвы. Мы можем творить, двигаться, любить, получать массу удовольствий от того, что на каждом шагу дарит на жизнь. Вопрос лишь в том, умеем ли мы все это замечать, ощущать, умеем ли радоваться. Главное - это установка на радость.

  6. Мудра Земли. (Мудра - особое положение пальцев рук на фоне медитации, которое замыкает и направляет биологическую энергию человека.) Сложите большой и безымянный пальцы кольцом, остальные выпрямите. Закройте глаза. Замрите. Эта мудра улучшает психофизическое состояние организма, снимает стрессы, повышает самооценку.

  7. Мудра «Лестница небесного храма». Снимает депрессию, улучшается настроение, снимает состояние безысходности и тоски. Сложите пальцы в виде лестницы: большой на большой, указательный на указательный, средний на средний, безымянный на безымянный, мизинцы выпрямите и несколько минут медитируйте. Скажите себе, что вы самый уравновешенный человек. Улыбнитесь!

  8. Мышечная разрядка отрицательных эмоций (пешие прогулки, физические упражнения). Например: в течение 10 минут утром и вечером (под музыку, как бы танцуя), стоя, ритмично отрывая пятки от пола, поворачиваться на носках на 90 градусов влево, вправо, одновременно перекручиваясь в талии вокруг своей оси насколько возможно и при поворотах делая махи руками и моргая. Это средство от нервно-психического перенапряжения, для улучшения настроения и работоспособности (из альтернативной индийской медицины).

  9. Учтите, что стрессы реже «пристают» к человеку, который умеет дурачиться, или, как говорят, «валять дурака». Например, дома побоксируйте с воображаемым противником, состройте самому себе рожицу перед зеркалом, наденьте на себя что-нибудь экстравагантное, поиграйте с игрушкой вашего ребенка…

  10. Одна из биологически активных точек, надавливание на которую успокаивает нервную систему, находится в центре нижней части подбородка, другая - на тыльной стороне правой и левой рук между большим и указательным пальцами, причем ближе к указательному пальцу. Надавливают как на одну, так и на другую точку кончиком большого пальца колебательными движениями сначала слегка, потом сильнее (до появления легкой боли) не менее 3 минут.

  11. Музыка является одним из компонентов коррекции психологических и физиологических процессов. Для моделирования настроения рекомендуются следующие музыкальные произведения:

- при переутомлении и нервном истощении - «Утро» Грига, «Полонез» Огинского;

- при угнетенном меланхолическом настроении - ода «К радости» Бетховена, «Аве Мария» Шуберта,

- при выраженной раздражимости, гневе - «Сентиментальный вальс» Чайковского;

- при снижении сосредоточенности внимания - «Времена года» Чайковского, «Грезы» Шумана;

- расслабляющее действие - «Лебедь» Сен-Санса, «Баркарола» Чайковского;

- тонизирующее воздействие - «Чардаш» Кальмана, «Кумпарсита» Родригеса, «Шербурские зонтики» Леграна.


ПРИЛОЖЕНИЕ 6

А если у меня СПВ. Что делать?

(Рекомендации для педагогов)

Использование тайм-аутов. Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны «тайм-ауты», т.е. отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо «убежать» от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.

Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию. Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь.

Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального сгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других служб. Сотрудничество дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с опытом, работающие в других системах, где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы.

Избегание ненужной конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к «победе» создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению синдрома эмоционального сгорания.

Эмоциональное общение. Когда педагог анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы сотрудники в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали .у них профессиональной поддержки. Если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти разумное решение возникшей у него проблемы.

Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты.

Формула выживаемости профессора В.М. Шепеля:

На каждые 6 часов бодрствования должен приходится 1 час, посвященный себе, своему отдыху, здоровью. Это время рекреации (восстановления физических сил организма); время релаксации (расслабления); время катарсиса (чувственной разрядки, очищения), способ переключения мыслей (вместо переживаний и попыток быстро придумать, как исправить положение).

Неразрешимых проблем нет. Если есть проблема, значит, есть и решение. Если есть профессиональное сгорание, значит, есть способы его предотвращения и коррекции. У каждого человека есть выбор: опустить руки, позволить себе «сгореть на работе» или, наоборот, приложить все усилия, чтобы исключить возможность возникновения синдрома. Важно помнить, что наша жизнь - это наша жизнь, наше здоровье - это наше здоровье.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Рекомендации психологов по мотивации сотрудников (для руководителей):
- Публично, на совещании или собрании, выражайте позитивную оценку сотрудника, успешно решившего сложную задачу.
- Помните, что устная благодарность мотивирует не меньше, чем денежное поощрение.
- Разработайте и внедрите в коллективе систему званий для успешных сотрудников («Эрудит», «Золотой голос», «Лучшая садовница»...)
- Разработайте и внедрите современный стенд с информацией и фотографиями успешных сотрудников.
- Вознаграждайте сотрудника за стаж работы в коллективе.
- Помните: желание сотрудников неформально общаться невозможно запретить полностью, но при разумном поощрении этой потребности можно стимулировать людей.
(Организуйте 15 минутный перерыв для релаксации, чая).
Организуйте в конце недели для сотрудников «кафе» для подведения итогов и общения сотрудников.
- Организуйте праздники.
- Создайте традиции (походы, поездки, пикники).
- С целью облегчения социальной адаптации новых сотрудников выделите из опытных работников наставника.
- Создайте постоянно действующие рабочие группы (как в профкоме)
- При приеме на работу показывайте перспективу карьерного роста
- Ставьте успешного сотрудника в пример молодым
- Чаще говорите, что ваше учреждение - надежно и стабильно
- Создавайте условия для получения нового профессионального опыта
- Создавайте условия для внедрения новой информации, полученной на семинарах
- Людей мотивирует полезность их работы для других
- Демонстрируйте в своем управленческом стиле деловой оптимизм; будьте всегда энергичны; помните, что сотрудники всегда смотрят на своего руководителя
- Чаще улыбайтесь
- Заботьтесь о позитивной атмосфере в учреждении
- Говорите так: «Проблем нет! Есть просто работа»







35


© 2010-2022