Исследование Организация предпрофильной подготовки

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





«Организация предпрофильной подготовки учащихся с нарушением интеллекта в коррекционной школе VIII вида»












Оглавление

Введение 3

Глава I. Управление качеством образования 7

1.1. Проблема качества образования в педагогической теории и практике 7

Глава 2. Предпрофильная подготовка и ее организация 10

Глава 3. Организация предпрофильной подготовки 12

в коррекционной школе VIII вида 12

Заключение 37

Список использованных источников и литературы 39












Введение

Переход экономики России на рыночные отношения выявил некоторые проблемы, которые можно отнести как к общему состоянию российской системы образования, так и к профессиональной школе.

Решение этой масштабной задачи требует проведения рассчитанных на длительный период мероприятий, которые не всегда могут быть ограничены рамками систем образования. В частности, необходимо предусмотреть возможность адаптации образовательных программ и полученных в результате их выполнения квалификаций к требованиям рынка труда, содействовать трудоустройству учащихся коррекционных школ.

Сегодня выпускник коррекционной школы оказывается в ситуации очень непростого выбора в отношении профильного направления дальнейшей деятельности. В условиях постоянно меняющегося мира, в котором едва ли не ежедневно появляются новые и, наоборот, теряют свою востребованность, казалось бы, привычные, профессии и сферы деятельности, возникает потребность организовать максимально разноплановые формы ориентации подростков. Эти формы профильного обучения должны помочь молодому человеку самоопределиться в выборе будущей профессии, адекватной способностям и желаниям личности, должны сформировать мотивацию на дальнейшее углубленное изучение того или иного направления деятельности. Профильная подготовка школьников коррекционных школ позволяет учитывать склонности и способности каждого ребенка, создает условия для обучения старшеклассников в соответствии с их возможностями, освоить ту или иную профессию в будущем.

Организация предпрофильной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья - одно из важнейших направлений модернизации российского образования, закрепленных в нормативно-правовых документах.

В частности, «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» определяет «предоставление возможности всем обучающимся старших классов осваивать индивидуальные образовательные программы, в том числе и профессиональную подготовку» как один из важнейших целевых ориентиров развития систем образования.

«Комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012-2015 годы» включает в себя такое мероприятие, как разработка и внедрение современного научно-методического обеспечения профориентации детей-инвалидов, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, с учетом их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Особую актуальность предпрофильная подготовка, обеспечивающая равный доступ к полноценному образованию, возможность индивидуализации обучения, социализации обучающихся, приобретает для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как именно они призваны способствовать решению проблем социальной адаптации обучающихся.

Основная цель предпрофильной подготовки - создание образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося через организацию курсов по выбору, информационную работу и профильную ориентацию.

Таким образом, актуальность данной работы определяется тем, что на сегодня не созданы условия реализации предпрофильного обучения общего образования, хотя имеется серьезный опыт, который требует осмысления и анализа.

Однако, вместе с тем, практика организации новых подходов в образовательной деятельности показывает и ряд проблем и противоречий. Очевидно, что всегда будет сохраняться некий конфликт между возможностями и желаниями самих учащихся и социальным заказом общества на профессии, между возможностями школьной системы образования и требованиями постоянно меняющегося рынка. Одной из проблем является и сама система выявления у учащихся коррекционных школ способностей, склонностей, возможностей, которая должна наряду с объективно - констатирующей быть и рекомендательной, направляющей.

Таким образом, опыт предпрофильного образования должен быть исследован с учетом всех противоречий и проблемных моментов оценки его эффективности.

Цель исследования: изучить организацию предпрофильной подготовки детей с интеллектуальной недостаточностью и разработать систему ее реализации.

Цель работы предопределила постановку следующих задач:

  1. Изучить вопросы и выявить проблемы управления качеством образования.

  2. Проанализировать особенности организации предпрофильной подготовки детей с нарушением интеллекта и разработать систему реализации по введению предпрофильной подготовки в коррекционной школе VIII вида.

  3. Обобщить данные анализа и представить собственные выводы по заявленной проблематике.

Процесс исследования: предпрофильная подготовка обучающихся коррекционной школы VIII вида

Предмет исследования: определение возможных путей совершенствования предпрофильной подготовки в коррекционной школе.

Методы исследования: теоретический анализ, общенаучные методы (обобщение, систематизация, классификация, наблюдение), изучение документов и материалов федеральных, региональных и муниципальных организаций, занимающихся проблемой предпрофильной подготовки, изучение и обобщение педагогического опыта в контексте исследования, анкетирование.

Теоретические основы исследования. Научно-теоретические и методические подходы в организации процесса предпрофильной подготовки рассмотрены в работах авторов: И.В. Гладкой (2007), Э.Ф. Зеера (2008, 2009), В.С. Кукушина (2007), Н.С. Пряжникова (2008), Е.Ю. Пряжниковой (2010), Г.В. Резапкиной (2011), Е.В. Советовой (2008), С.Н. Чистяковой (2007) и др.

Глава I. Управление качеством образования

1.1. Проблема качества образования в педагогической теории и практике

Проблема качества образования - одна из центральных в современной образовательной политике и науке, потому что она связана с решением комплекса задач, направленных на развитие личности, ее подготовку к жизни в быстро меняющемся и противоречивом мире, личности с высокими нравственными устремлениями и мотивами к высокопрофессиональному труду.

В педагогической теории и деятельности все более осознается, что игнорирование или принижение роли в учебных программах, практике образовательного процесса какого-либо элемента или вида содержания образования наносит громадный ущерб интересам не только отдельной личности, но и всего общества, прогресс которого напрямую связан с качеством образования [5].

Качество образования определяется как совокупность его свойств и их проявлений, способствующих удовлетворению способности человека и отвечающих интересам общества и государства [12; c.9].

При этом выпускники, считают некоторые исследователи, должны рассматриваться, с одной стороны, как потребители (информации, которую они получают в образовательном учреждении), с другой - как поставщики собственных знаний и умений работодателю [16].

Кроме того, результаты образования могут быть оценены для разных объектов (дети, учителя, школа, начальное профессиональное образование) по разным параметрам, в разных измерениях и на разных уровнях. И каждый раз речь идет о разных результатах. Это определяет более узкое определение качества образования.

Качество профессионального образования в целом состоит, с одной стороны, из отдельных качеств, а с другой, является системой, предназначенной для решения конкретных профессиональных задач.

Качество образовательных процессов может быть представлено как качество концепции развития школы; качество реализации образователь­ных программ; качество учебно-методических комплексов по учебным дис­циплинам; качество потенциала педагогических кадров, которое находит отражение в уровне их профессиональной компетентности; качество внутришкольной системы повышения квалификации; каче­ство реализации образовательных программ; качество инновационных про­цессов в школе; качество интеграции образовательного процесса с проектной деятельностью; качество организационной куль­туры в школе; качество результатов освоения образовательных программ с точки зрения формирования и раз­вития системы ключевых компетентностей выпускников школы.

Совершенно очевидно, что качество подготовки выпускников школ на­ходится в прямой корреляции с продуктивностью деятельности педагогов, которая, в свою очередь, зависит от программно-методического обеспечения образовательного процесса.

Управление качеством образования в школе - это сложная соци­альная, целенаправленная, динамическая, рефлексивная система, цель которой состоит:

  • в объединении и интеграции организационных, нормативно-правовых,
    программно-методических, учебно-материальных, научных, кадровых, управленческих, финансово-экономических и иных усилий и ресурсов;

  • в привлечении всех структур школы как педагогической системы
    (на основе научных принципов и закономерностей; с учетом многообраз­ных факторов и условий) в интересах достижения высокого уровня каче­ства функционирования и развития образовательного процесса, а также результатов, отвечающих соответствующим стандартам.

Проблема качества образования во всем мире признается одной из при­оритетных, требующих безотлагательного решения. С этой целью должны быть определены основные составляющие национальных систем по обес­печению качества, набор согласованных стандартов, процедур и руководя­щих принципов для обеспечения качества и его оценки. Основная ответ­ственность за обеспечение качества образования лежит на каждом из образовательных учреждений (ОУ).

Начиная с середины 90-х гг. XX века школы стали активно искать пути из­менения ситуации к лучшему. Их реакцией на резкое изменение внешней сре­ды и внутренних условий был поиск путей адаптации к новым условиям, в том числе на основе совершенствования системы управления качеством.

Эти изменения должны быть направлены на повышение качества общего образования и установление равного доступа к полноценному образованию различных категорий учащихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями.

Основная идея обновления общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. В решении этой задачи школы ориентируются на социально-образовательный заказ, формируемый «снизу» учащимися и их родителями, а также реализуют государственные инициативы, заявляющие те же направления изменений. Как отмечают руководители школ, идея предпрофильного обучения является той инновацией, которая позволяет не только перевести школу в режим развития, но и согласовать направленность этого развития с образовательными потребностями социального окружения.

Перспективным направлением в решении проблемы управления качеством образования учащихся является профильная специализация старших классов, обучение в которых содействует мотивации познавательной деятельности и реализации профессиональных намерений учащихся.

Глава 2. Предпрофильная подготовка и ее организация

Вопросы организации предпрофильного обучения на уровне образовательных учреждений решаются по-разному. Варианты организации предпрофильного обучения зависят от уровня профессионализма педагогического коллектива, материально-технической базы школы, наличия работоспособной внутришкольной психологической службы и многих других условий.

Реализация предпрофильного обучения предполагает развитие базы данных по вопросам продолжения образования выпускниками школы на всех уровнях, ориентированной на региональный рынок труда.

Деятельность общеобразовательных учреждений по организации и управлению инновационных программ и учебно-методических комплектов для детей с нарушением интеллекта, включающая в себя предпрофильную подготовку - сложный технологический процесс, предполагающий решение ряда организационно-методических задач и реализации ряда управленческих действий.

Технология организации предпрофильной подготовки представляет описание процесса внедрения разработанного программно-методического обеспечения, которая зависит от ряда дидактических принципов:

  1. Принцип готовности специального (коррекционного) образовательного учреждения к реализации программ предпрофильной подготовки.

  2. Принцип доступности. Специальное (коррекционное) образовательное уч­реждение должно располагать достаточной инфраструктурой и средствами материально-технического обеспечения учебного процесса для реализации программ предпрофильной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

  3. Принцип интегративности, который представляет собой интеграцию внутришкольной системы дополнительного образования, а также позитивного опыта взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей.

  4. Принцип инновационности, который заключается в организации работы специального (коррекционного) образовательного учреждения в инновацион­ном, экспериментальном режиме.

Реализация вышеназванных целей с учетом данных принципов требует со­блюдения (или специального создания) ряда условий:

  1. Наличие в образовательном учреждении необходимой материально-тех­нической базы и специализированного оборудования для проведения коррек­ционно-реабилитационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Рекомендации по оснащению образовательного процесса на заняти­ях по предпрофильной подготовке.

  2. Кадровый потенциал образовательного учреждения, где будет осущест­вляться организация и реализация внедрения программ и учебно-методических комплектов по предпрофильной подготовке. Руководящие и педагогические работники должны регулярно проходить ста­жировку по вопросам предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здо­ровья. Желательно наличие образования в области дефектологии, коррекци­онной педагогики, специальной психологии.

  3. Наличие учебно-методического сопровождения на занятиях по предпрофильной подготовке. Помимо непосредственно программ элективных курсов и УМК должны быть в наличии учебно-методические комплексы, предназначенные для руководящих и педагогических работников образова­тельного учреждения (учебные пособия, комплекты раздаточных материалов, комплекты контрольно-измерительных материалов). Могут использоваться дополнительный дидактический материал (опорные листы, карточки), сред­ства наглядности и т.д.

  4. Организация на базе образовательного учреждения психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными воз­можностями здоровья.

Таким образом, предпрофильная подготовка - это система педагогической, психологической, информационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их профильному самоопределению по завершению основного общего образования.


Глава 3. Организация предпрофильной подготовки

в коррекционной школе VIII вида

Технология организации предпрофильной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта) представлена системной совокупностью следую­щих элементов:

  1. Постановка проблемы.

  2. Механизма реализации внедрения.

  3. Этапы внедрения

  4. Внедрение.

  5. Принятие решений.

  6. Реализация решения

Эти элементы схематично представлены на рисунке 1. Исследование Организация предпрофильной подготовки

Рис. 1


  1. Постановка проблемы

При постановке проблемы как структурном компоненте процесса организации предпрофильной подго­товки детей с ограниченными возможностя­ми здоровья (с нарушением интеллекта) формулируются цели и задачи, составляется прогноз о структуре будущей деятельности и ожидае­мых результатах.

При этом будет реализовываться задача планирования работы по организации предпрофильной под­готовки детей с ограниченными возможно­стями здоровья (с нарушением интеллекта) и внедре­нию программ и учебно-методических комплектов.

План - это средство контроля достижения целей и определения необходи­мой для этого деятельности.

В ходе планирования должна быть определена стратегия организации предпрофильной под­готовки детей с ограниченными возможно­стями здоровья (с нарушением интеллекта) и внедре­нии программ и учебно-методических комплектов.

Существуют 2 варианта стратегий организации предпрофильной под­готовки детей с ограниченными возможно­стями здоровья (с нарушением интеллекта) и внедре­ния программ и учебно-методических комплектов.

Программы и учебно-методические комплекты по предпрофильной под­готовке детей с ограниченными воз­можностями здоровья внедряются сразу во всех 7-9-х классах школы. Система предпрофильной подготов­ки вводит­ся целостно, то есть в один учебный год вводятся все входящие в нее новшества.

Эта стратегия не позволяет развиться сопротивлению членов педагоги­ческого коллектива, поднимает его мотивацию, однако на начальном этапе требует большего приложения усилий и наличия всех необходимых для организации предпрофильной под­готовки и внедре­ния программ и учебно-методических комплектов.

  1. Механизм реализации внедрения

Организацию по внедрению программ и учебно-методических комплектов предпрофильной подготовки детей с ограниченными возмож­ностями здоровья необходимо хорошо организовать - распределить ее между органами управления образовательным учреждением.

Механизм реализации внедрения включает в себя такие составляющие, как:

  1. методическая помощь;

  2. координация работ по внедрению программ и учебно-методических комплектов - реализация организационной структуры внедрения;

  3. разработка программы внедрения.

Для организации и управления предпрофильной подготовки и внедрения программ и учебно-методических комплектов целесообразно создать как постоянные, так и временно действующие органы, создать годичные команды, объединяющие всех педагогов.

Годичная команда - эта команда педагогов , работающих в классах, где внедряются программы и учебно-методические комплекты по предпрофильной подготовке, функциями которой являются:

1. Организационные условия.

2. Информационное обеспечение.

3. Кадровые условия.

4. Оценка работы кадров.

5. Мотивация и стимулирование труда членов команды.

6. Программно-методические и материально-технические условия.

7. Участие в организации предпрофильной подготовки.

В школе необходимо издать приказ «О создании рабочей группы по организации предпрофильной и профессиональной подготовки обучающихся с ОВЗ». В данном приказе обозначить состав рабочей группы и порядок работы для организации и внедрения предпрофильной и профессиональной подготовки.

Рабочей группой на данном этапе составляется Программа «Ступени предпрофильной и профессиональной подготовки» на 5 лет, которая включает в себя три этапа: начальное, среднее и старшее звено. На каждом этапе будет прописана работа по профориентационному предпрофильному и профессиональному направлениям.

Цель Программы: создать систему профилизации обучения в школе, ориентированную на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом возможностей детей с ОВЗ и реальных потребностей рынка труда.

Задачи Программы:

  • удовлетворить образовательные потребности выпускников;

  • обеспечить расширенное изучение отдельных предметов образовательных программ;

  • создать условия для существенной дифференциации содержания обучения школьников;

  • способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями и индивидуальными склонностями;

  • расширить возможности социализации обучающихся, обеспечить преемственность между начальным, общим и профессиональным образованием;

  • более эффективно готовить выпускников школы к освоению программ среднего профессионального образования.

Для реализации поставленных в рамках Программы задач по организации предпрофильной и профессиональной подготовки необходимо провести ряд следующих мероприятий:

  • расширить спектр направлений, с целью увеличения вариативности и изменений (углубление и расширение) качества содержания;

  • совершенствовать активные методы преподавания курсов, факультативов;

  • расширить спектр профилей внутри образовательного учреждения;

  • использовать специальные учебно-методические пособия для преподавания профильных предметов;

  • проводить диагностику и мониторинг эффективности профильного обучения;

  • организовать повышение квалификации и переподготовки кадров для работы в профильных классах;

  • обеспечить материально-техническое оснащение.

В рамках занимательного труда для детей с легкой умственной отсталостью вводится полипрофильная модель обучения (пропедевтика) - знакомство с профилями трудового обучения, существующими в школе, для облегчения выбора профиля обучающимися в пятом классе.

В конце каждого учебного года планируется рассмотрение возможных профилей обучения на школьной ПМПК (для обучающихся четвертых классов).

Учащиеся восьмых классов проходят обследование профпатолога в Республиканской клинической больнице.

В школе ведется психолого-педагогическое сопровождение, которое включает в себя:

  • краткая характеристика обучающихся;

  • подросток глазами детей;

  • обучающийся глазами классного руководителя;

  • результаты диагностики и анкетирования;

  • предполагаемая индивидуальная образовательная траектория.

Рабочей группой разрабатывается комплексное портфолио обучающегося, включающее в себя:

  • рабочее портфолио (включает коллекцию работ, собранных за определенный период обучения);

  • показательное портфолио (позволяет лучше оценить достижения обучающихся по основным предметам школьной программы);

  • портфолио отзывов (включает в себя резюме, написанное школьником, характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, предоставленные учителями).

  1. Организационный механизм и этапы организации предпрофильной подготовки и внедрения программ и учебно-методических комплектов

Организационный механизм организации предпрофильной подготовки и внедрения программ и учебно-методических комплектов представляет собой закре­пленный способ распределения функций управления между органами. Он указывает на порядок взаимодействия органов между собой в решении одной общей задачи и должен быть понятным для исполнителей, обозримым и компактным настолько, что его можно легко представить наглядно.

Схема организационного механизма организации и управления предпрофильной подготовки и внедрения программ и учебно-методических комплектов представлена в виде таблицы. По горизонтали указываются органы управления, а в саму таблицу с помощью условных обозначений заносятся их функции (Таблица 1).

Таблица 1

Организационный механизм и этапы организации предпрофильной подготовки и внедрения программ и учебно-методических комплектов

Условные обозначения:

Р - принимает решение

Ф3 - формулирует задание

И - исполняет

К - контролирует

О - отчитывается за работу

ПР - проводит работу

Организация предпрофильной подготовки и внедрения программ и учебно-методических комплектов является сложной проблемой и зависит от многих как внутренних, так и внешних факторов.

Задачи / этапы

Органы управления

Заместитель директора по УВР

Руководитель

годичной

команды

учителей

Годичная

команда

Рабочие

группы

1. Разработка учеб­ного плана

К ПР Р

Ф3

К ПР Р

И О

2. Экспертиза про­грамм и учебно-мето­дических комплектов по предпрофильной подготовке

К

ФЗ К

И Р

3. Проведение опро­са учащихся по вы­бору курсов в рам­ках предпрофильной подготовки

К

ФЗ К

И

4. Разработка плана- графика мероприя­тий по информиро­ванию учащихся

К ФЗ

И

Заместитель директора по УВР

Руководитель

годичной

команды

учителей

Годичная

команда

Рабочие

группы

5. Проведение систе­мы мероприятий по информированию учащихся и родителей

ФЗ К Р

К

ФЗ Р

И О

6. Составление рас­писания занятий по предпрофильной подготовке

И

7. Реализация программ по предпрофильной подготовке

К

К

К

И О

8. Оценка эффектив­ности внедрения про­грамм и учебно-мето­дических комплектов по предпрофильной подготовке

И

И



Таблица 2

Этапы реализации программ и учебно-методических комплектов и

содержание организационной деятельности по предпрофильной подготовке

Содержание основных мероприятий

Форма мероприятий

1 этап - подготовительный

1. Определение лиц, ответственных за внедре­ние

Проведение оперативных совещаний

2. Анализ содержания УМК, программ и их утверждение на методическом совете

Заседание методического совета

3. Разработка календарно-тематического пла­нирования

Заседание методического совета

4. Организация подготовки педагогов к работе с программа­ми и учебно-методическими комплектами по предпрофильной подготовке

Проведение индиви­дуальных и групповых консультаций, семинаров, «круглых столов»

5. Выбор класса (объектов) для внедрения программ и учебно-методических комплектов по предпрофильной подготовке

Проведение оперативных совещаний

6. Отбор и обоснование критериев успешно­сти внедрения программ и учебно-методиче­ских комплектов по предпрофильной подго­товке

Проведение оперативных совещаний

7. Проведение первичной диагностики уча­щихся

Проведение обследований

2 этап - формирующий

1. Внедрение УМК и программ

Реализация образователь­ного процесса

3 этап - корректирующий

1. Диагностика результатов развития каждого ребенка (качество усвоения знаний и динами­ка развития)

Проведение обследова­ний, наблюдение

2. Коррекция работы по результатам диагно­стики

Корректировка

4 этап - обобщающий

1. Систематизация и обобщение результатов работы (учебные, психологические, методиче­ские)

Сбор и обобщение необ­ходимой информации

В таблице 2 представлены этапы реализации программ и учебно-методических комплектов и содержание организационной деятельности по предпрофильной подготовке на каждом этапе, разработанные командой педагогов, работающих в классах, где внедряются программы и учебно-методические комплекты в коррекционной школе VIII вида № 92.

Организация предпрофильной подготовки и внедрение программ и учебно-методических комплектов начинается с ознакомления с программой внедрения, с программами и учебно-методическими комплектами по предпрофильной подготовке, а также с назначения лиц, ответственных за внедрение. На данном этапе анализируется содержание программ и учебно-методических комплектов по предпрофильной подготовке, после чего программы утверждаются на методическом совете.

Перед тем, как приступить к внедрению программ и учебно-методических комплектов по предпрофильной подготовке группа лиц, ответственных за внедрение, оценивает условия образовательного учреждения. При проведении оценки условий для внедрения использовали следующие показатели и критерии (таблица 3).

Таблица 3

Показатели и критерии для оценки условий внедрения программ и учебно-методических комплектов по предпрофильной подготовке

1. Готовность к использованию имеющейся образовательной сети и ин­фраструктуры и создание новых локальных образова­тельных сетей для организации предпрофильной подготовки по разрабо­танным программам

1.1. Наличие в школе достаточной инфра­структуры для орга­низации предпрофильной, профильной и профессиональной ориентации по разрабо­танным программам

Есть

Анализ распи­сания, анализ загрузки мастерских

1.2. Наличие регламентов сетевого взаимо­действия в рамках межшкольной сети предпрофильной подготовки

Есть

Анализ регламента сетевого взаимодействия

2. Готовность кадровых ресурсов

2.1. Количество и удельный вес педагоги­ческих работников, прошедших подготовку, профессиональную переподготовку или по­вышение квалификации для работы в систе­ме предпрофильной подготовки по разрабо­танным программам



Единицы/8

Проценты/100

Анализ дан­ных учета повышения квалификации педагогов

2.2. Количество и удельный вес методиче­ских кадров (завучи, организаторы методи­ческой работы в школе, руководители мето­дических подразделений), прошедших под­готовку, профессиональную переподготовку или повышение квалификации для работы в системе предпрофильной подготовки по раз­работанным программам



Единицы/7

Проценты/80

Анализ дан­ных учета повышения квалификации педагогов


Следующий этап реализации программы предпрофильной подготовки - определение ее места в учебном плане образовательного учреждения, а именно - формирование учебного плана предпрофильной подготовки.

Разработанный учебный план школы удовлетворяет таким требо­ваниям, как:

  • сбалансированность между собой предметных и межпредметных курсов;

  • полнота представленных курсов;

  • преемственность с профильным образованием школы;

  • гибкость плана, наличие резервов и возможности для его изменения;

  • отсутствие перегрузки учащихся, соответствие плана допустимой учеб­ной нагрузке;

  • вариативность курсов, включенных в план;

  • обеспеченность плана ресурсами;

  • контролируемость плана и чувствительность к возможным сбоям.

Для успешной организации образовательного процесса в школе важней­шее значение имеет еще один этап его планирования - составление распи­сания занятий. План и расписание тесно взаимосвязаны друг с другом и образуют целостную систему. Расписание учебных занятий составляется на основе разработанного учебного плана школы и является ин­струментом для структурирования времени учебного дня, недели, четверти, полугодия, года.

Расписание занятий соответствует ориентации на высокое ка­чество образования, профилактику и преодоление дезорганизации школьной жизни, перегрузки, переутомления, заболеваемости, направлено на поддержание хорошего самочувствия детей и взрослых. Оно учиты­вает психофизиологические особенности учащихся, санитарно-гигиениче­ские нормы, рекомендации медиков и психологов, которые даются с ориен­тацией на вид нашего учреждения, учитывают особенности содержания и построения образовательного процесса в школе, дидактические требования к режиму работы учреждения, а также интересы, возможности и объем нагрузки учителей. Наряду с этим, расписание занятий достаточно гибкое, позволяющее оперативно реагировать на разные ситуа­ции, возникающие с конкретным классом, преподавателем, мастерскими, вно­сить частные изменения, не меняя всего расписания.

Процесс составления расписания проходил в несколько этапов. Вначале собиралась вся нужная информация, подготавливались фор­мы, таблицы, составлялись списки. Затем анализировались возможности кадров, занятость мастерских.

После составления расписания его проанализировали и оце­нили с позиции рациональности организации учебного процесса для успеш­ного обучения и сохранения здоровья учащихся.

Эффективная организация по реализации программ и учебно-методических комплектов по предпрофильной подготовке детей с ограни­ченными возможностями здоровья (разработанных для детей с нарушением интеллекта) требует организации подготовки педагогов и/или специалистов образовательного учреждения, участвующих во внедрении.

Сам процесс организации предпрофильной подготовки и внедрения программ и учебно-методических комплектов, то есть применение их в реабилитацион­но-образовательном процессе, возможно с опорой на принципы коррекции и компенсации, индивидуализации и дифференциации, что требует выполнения следующих условий при организации процесса обучения:

  • изучение контингента учащихся учебных групп с последующим делени­ем их на подгруппы в зависимости от особенностей их учебно-познаватель­ной и практической деятельности;

  • выработка программы дифференцированного подхода к каждой подгруппе;

  • составление тематических и поурочных планов в соответствии с особен­ностями дифференцированного подхода к выделенным подгруппам учащихся;

  • осуществление дифференцированного обучения с выборочным исполь­зованием методов, приемов, средств организации учебных занятий;

  • осуществление периодического текущего и заключительного подведе­ния итогов дифференцированного обучения.

Таким образом, предпрофильная подготовка проходит все стадии организации, необходимые для ее осуществления.

  1. Внедрение

Непосредственно само внедрение подразумевает под собой применение в образовательном процессе программ и учебно-методических комплектов по предпрофильной подготовке и включает в себя:

  1. информационную, диагностическую работу;

  2. профильную ориентацию;

  3. реализацию курсов по выбору.

Информационная работа - это информирование учащихся в отноше­нии возможного выбора профиля обучения и образовательного учреждения, ведущих способов деятельности в том или ином профиле, а также направ­лений продолжения обучения в системе профессионального образования.

Информационная работа - это организованное знакомство учащихся специ­альной (коррекционной) школы с местными образовательными учреждениями (для возможного продолжения образования после окончания 9 класса), изучение условий приема, особенностей организации образователь­ного процесса, образовательных программ, посещение «Дней открытых две­рей», «Ярмарок профессий» и т.д.

Профильная ориентация - оказание учащимся оперативной поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда. Проводимая в рамках профориентационной работы психолого-педагогическая диагностика, анкетирование, консультирование, организация «пробы сил» имеют целью оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании индивидуального образовательного маршрута.

Курсы по выбору - это учебные курсы, которые реализуются в рамках предпрофильной подготовки по разработанным программам. На данный момент в школе были проведены совместные мероприятия (обучающиеся, родители, мастера производственного обучения): День открытых дверей; практические занятия (пробные) в мастерских на базе училищ; ярмарка предпрофильных курсов; классные часы «Профессии моих родителей», «Я б в рабочие пошел, пусть меня научат». Оформлены стенды: «Предпрофильная и профильная подготовка», «Информация о профессиях и месте, где их можно получить». Выпущены буклеты для родителей и выпускников «В помощь выбора профессии», организованы экскурсии на предприятия и учреждения города.

Школьным педагогом-психологом проводится с обучающимися (3 - 11 класс) диагностика и анкетирование. Результаты обследования показывает, что выбор профессии, которым обучающиеся отдают предпочтение, не соответствует их возможностям (летчик, юрист, учитель и т.п.). У обучающихся очень завышена самооценка.

РИсследование Организация предпрофильной подготовкиезультаты анкетирования представлены в диаграмме.
















Из диаграммы видно, что учащиеся не учитывают свои возможности при выборе профессии, отдавая предпочтение таким специальностям, как: врач, юрист, водитель.

Круг профессий для учащихся коррекционных школ в связи с ограниченными возможностями здоровья узок. Возможность получения начального профессионального образования в г. Ижевске видно из таблицы 4.

Таблица 4

№ п/п

Название профессионального образования

Адрес, телефон

Специальности

1.

Строительный лицей № 4

Ул. Буммашевская, 15

Тел. 45-43-78

Столяр - строительный

2.

Профессиональное училище № 6

Ул. Дзержинского, 95

Тел. 45-40-60

Столяр - строительный

Швея легкой женской одежды

3.

Профессиональное училище № 23

Ул. Автономная, 81

Тел. 71-54-31

мастер растениеводства

мастер отделочных строительных работ

мастер столярно-плотничных и паркетных работ

мастер общестроительных работ,

рабочий зеленого хозяйства

4.

Центр трудовой реабилитации подростков

Ул. Воткинское шоссе, 128А

Тел. 40-66-99

Обувщик по ремонту обуви

Швея легкой женской одежды

Скорняк

Парикмахер

Вязальщица трикотажных изделий


Численность выпускников,

продолживших образование в учреждениях профессионального образования, трудоустроенных, продолживших образование в 10, 11 профессиональных классах ОУ


Год

Кол-во (чел.)

10-11 проф. класс

ПУ, ЦО

Трудоустройство

Пенсия

2008

17

8 (47,1%)

7 (41,2%)

1 (5,9%)

1 (5,9 %)

2009

28

10 (35,7%)

13 (46,4%)

1 (3,6%)

4 (14,3 %)

2010

20

9 (45%)

10 (50%)

- (0 %)

1 (5 %)

2011

14

1 (7,1%)

13 (92,9%)

- (0 %)

- (0 %)

2012

5

1 (20%)

3 (60%)

0

1 (20%)

Школьный педагог-психолог проводит занятия по профориентационной работе для учащихся 7-9 классов. Программа занятий «Я - подросток» (7 класс) включает в себя следующие разделы:

«Делать добрые дела»

Содержание: понятие «доброе дело», способность каждого человека совершать добрые дела; значение добрых дел в жизни каждого

Тема занятий

Коррекционно-развивающие цели

Формы и методы проведения занятий

Дата

Доброе дело - оно какое?

Коррекция слухового восприятия; развитие навыков классификации и обобщения

Беседа с разбором проблемных ситуаций


Если меня просят…

Коррекция отрицательных качеств характера - скупости, равнодушия - на основе выработки мотивов действий; развитие логического мышления

Дискуссия


Бюро добрых услуг

Коррекция воли, равнодушия, невнимания к окружающим людям; формирование волевых качеств - выдержки, самообладания; развитие навыков общения

Сюжетно-ролевая игра



Программа занятий «Я - подросток» (8 класс) включает в себя следующие разделы:

«Сами своими руками»

Содержание: разнообразие способов украшения своего быта; владение элементарными приемами и навыками создания предметов украшения и различных поделок; красота - основа домашнего уюта; возможность создания элементов украшения своими руками

Тема занятий

Коррекционно-развивающие цели

Формы и методы проведения занятий

Дата

Из старого - новое

Коррекция недостатков характера - неусидчивости, неряшливости

Практическое занятие


Бабушкин сундук

Развитие творческого мышления, умения использовать приобретенные навыки в практической деятельности

Практическое занятие


Уют в доме

Коррекция мышления на основе установления логических связей; развитие навыков суждения, умозаключения

Практическое занятие



Программа занятий «Модель выпускника» (9 класс) включает в себя следующие разделы:

«Особенности трудового коллектива»

Содержание: понятие трудового коллектива; права и обязанности членов трудового коллектива

Тема занятий

Коррекционно-развивающие цели

Формы и методы проведения занятий

Дата

Права и обязанности работника

Коррекция воли; формирование чувства ответственности, самообладания

Инструктаж с элементами обсуждения


Был учеником, стал рабочим

Коррекция воли; формирование целеустремленности; развитие навыков анализа

Решение проблемных ситуаций


«Предприятия, предоставляющие работу»

Содержание: знание особенностей рынка труда, умения ориентироваться в нем, пользоваться трудовым законодательством

Виды предприятий, предоставляющих работу

Коррекция зрительного и слухового восприятия; развитие навыков осознанного запоминания

Игра, практикум


Выбор работодателя

Коррекция мышления; установление причинно-следственных связей; развитие навыков классификации, обобщения

Рассказ, работа с иллюстративным материалом


Устраиваюсь на работу

Коррекция эмоционально-волевой сферы; формирование самостоятельности; развитие навыков работы с дидактическим материалом

Работа с раздаточным материалом


Труд за деньги и без денег

Коррекция мышления через осознание соответствия вложенного труда и его оплаты; развитие навыков запоминания

Решение ситуативных задач


«Профессиональная ориентация»

Содержание: необходимый минимум знаний о профессиях, соответствующих уровню подготовки воспитанников

Выбор профессии

Коррекция мышления; развитие навыков самостоятельного принятия решений

Беседа с использованием кинофрагментов и иллюстративного материала


Я - повар.

Я - цветовод.

Я - строитель.

Коррекция воли; формирование волевого качества - целеустремленности

Ярмарка труда


Все учащиеся получают на этих занятиях советы и памятки по выбору профессии:

ХОЧУ-МОГУ-НАДО

Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя от неуверенности в завтрашнем дне.

Какой выбор профессии можно считать правильным?

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ).

Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств (МОГУ).

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).

ПИсследование Организация предпрофильной подготовкиИсследование Организация предпрофильной подготовкиИсследование Организация предпрофильной подготовкиредставим три слагаемых правильного выбора в виде трех окружностей.

Если требования рынка труда, возможности и желания самого человека даже не пересекаются, это означает: он хочет делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо.

ТИсследование Организация предпрофильной подготовкиребования рынка, возможности и желания человека могут пересекаться.



Этот случай, вариант, дающий возможность получать вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.

Памятка для школьника

Выбор профессии - не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.

Для этого выбора важно:

  • Определить свои способности и возможности, интересы и склонности, которые помогут способствовать успеху в обучении и работе.

  • Получить информацию об интересующих профессиях: содержании работы, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессиями к человеку, перспективах развития профессий.

  • Желательно побывать на рабочих местах, побеседовать со специалистами, работающими по интересующей профессии.

  • Узнать, в каких учебных заведениях и на каких условиях можно получить интересующую тебя специальность.

  • Выяснить возможности трудоустройства.

  • Проанализировать всю собранную информацию, проконсультироваться со специалистом-профконсультантом.

Помнить: без борьбы и неудач ничего не дается в мире (Я, Колас)

Выбирая учебное заведение:

  • Узнайте все об учебных заведениях, где можно получить выбранную вами специальность.

  • Убедитесь в том, что Вы соответствуете требованиям, предъявляемым к поступающим.

  • Узнайте условия поступления, продолжительность обучения, основные изучаемые дисциплины, какая квалификация присваивается по окончании.

  • Готовясь к поступлению, имейте в запасе несколько вариантов.

  • Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся на мысли: «Я буду бизнесменом, у меня будет сотовый телефон и мерседес!»

  • Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете заниматься тем, что вам интересно.

  • Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придется работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.

  • Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены.

  • Попробуйте пройти тестирование у психолога школы. Тесты могут помочь выбрать правильное направление.

  • Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.

  • Не поддавайся чувству страха - это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.

  • Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.

  • Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать всё: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложиться представлению о том, что делать дальше.

  • Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях - это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.

Было проведено общешкольное родительское собрание, на котором выступили представители профессиональных училищ с обзором тех специальностей, которые открыты в данных учреждениях. Каждый родитель получил памятку.

Памятка для родителей по выбору профессии

Уважаемые родители!

Выбор профессии - важное и ответственное дело!

Выбирая профессию, нужно учитывать, в первую очередь, интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.

  1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.

  2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.

  3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.

  4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.

  5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами.

  6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.

  7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.

  8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.

  9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятий в кружках и т.д.

Планируется расширить профили обучения по запросу родителей. Такие, как цветоводство, помощник зеленого хозяйства, работник усадьбы, штукатурно-малярное дело. Для детей с умеренной умственной отсталостью в рамках предмета «Ремесло» и «Хозяйственно-бытовой труд» введено знакомство с профилями: вышивальщица, вязальщица, уборщик производственных и служебных помещений, уборщик территории, фасовщик.

На базе Центра трудовой реабилитации подростков открыты профили для учащихся 6-7 классов: ручное вязание; для учащихся 8 класса - обувщик по ремонту обуви. Профиль «Ручное вязание» хотелось бы проводить на базе школы, чтобы преподаватель ЦТРП приезжал к нам в школу, т.к. у обучающихся нет средств на приобретение проездных билетов (дети из малоимущих семей). С этой просьбой мы обращались к руководству ЦТРП, но получили отказ.

За счет факультативных часов открыто направление декоративно-прикладное творчество «Мастерская чудес». Программа данного направления включает в себя обучение детей с легкой и умеренной умственной отсталостью и предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, мышления, творческой индивидуальности. Ребята на занятиях знакомятся с соломкой, аппликацией из различных материалов, конструированием из бумаги.

Ведется совместная работа с учреждениями дополнительного образования. Использование возможностей дополнительного образования на этапах предпрофильной подготовки и профильного обучения позволяет шире варьировать формы организации образовательного процесса, использовать потенциал внеклассного и внешкольного образовательного контекста.

Взаимодействие общего и дополнительного образования в рамках предпрофильной подготовки осуществляется на основе механизмов: реализация программ на основе сетевого взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования (СЮТ и ДДТ Устиновского района); решение задач профильной и профессиональной ориентации школьников, «приближение» их к возможному выбору профиля.

№ п/п

Название НПО

Формы сотрудничества с данным учреждением

Направлено на поддержку профиля

Направлено на профильную подготовку (8-9 кл.)

1.

Строительный лицей № 4

  1. Совместная проектно-исследовательская деятельность

  2. Профориентационная работа

  3. Лектории для учащихся

  4. Участие в олимпиадах

  5. Преподавание сотрудниками НПО

Технологический (столярное дело, швейное дело)

Да

2.

ПУ № 6

  1. Совместная проектно-исследовательская деятельность

  2. Профориентационная работа

  3. Лектории для учащихся

  4. Участие в олимпиадах

  5. Преподавание сотрудниками НПО

Технологический (столярное дело, швейное дело)

Да

3.

ПУ № 23

  1. Совместная проектно-исследовательская деятельность

  2. Профориентационная работа

  3. Лектории для учащихся

  4. Участие в олимпиадах

  5. Преподавание сотрудниками НПО

Сельскохозяйственный

Да

4.

Центр трудовой реабилитации подростков

  1. Совместная проектно-исследовательская деятельность

  2. Профориентационная работа

  3. Лектории для учащихся

  4. Участие в олимпиадах

  5. Преподавание сотрудниками Центра

Обувное дело, скорняжное дело, парикмахерское дело, технологический (столярное дело, швейное дело)

Да

  1. Принятие решений

После начала внедрения - применения на практике программ и учебно-ме­тодических комплектов по предпрофильной подготовке необходимо осуществлять первичную апробацию полученных результатов. С этой целью могут при­меняться различные методы психолого-педагогического исследования: анкетирование, тестирование, анализ учебной документации - классных журналов, дневников, работ учащихся, наблюдение.

В зависимости от результатов, полученных в ходе и по итогам апробации, руководителями образовательного учреждения и педагогами, участвующими в организации предпрофильной подготовки, осуществляется корректировка действий, за которой следует принятие нового решения. Например, продолжать работу по внедрению программ и учебно-методических комплектов по предпрофильной подготовке, либо изменить перечень внедряемых программ, разрабо­тать региональный компонент содержания той или иной программы и т.п.

  1. Реализация решения

Реализация решения в процессе организации и управления предпрофильной подготовки и внедрения программ и учебно-методиче­ских комплектов включает в себя под­держание полученных результатов и корректировку проблемы. Большую роль в этом играет правильность проведения внутришкольного контроля, который должен носить мотивирующий характер.

Контроль должен завершаться формулированием предложений по устра­нению выявленных недостатков. Очень важно, чтобы они соответствовали реальным возможностям контролируемых, помогали решать действительно насущные проблемы его деятельности, рождали чувство уверенности в до­стижимости желаемых результатов.

При планировании работы, кроме долгосрочных целей, нужно определить промежуточные результаты. Подведение итогов по промежуточным резуль­татам создает возможности для корректировки процесса, формирует чувство уверенности в правильности избранного направления изменений, закрепляет ощущение успеха.

Контроль завершается оценкой результатов деятельности. Она выявляет соответствие реальной деятельности, результатов, а также организационно­го поведения подчиненных установленной в организации норме. В систему оценки входят следующие элементы: критерии и показатели оценки труда учителя, процедуры оценки, объекты, субъекты, методы сбора и анализа ин­формации, нужной для оценки.

Контроль - это основной и самый надежный источник информации, на ос­нове которой делаются заключения о ценности опыта работы, а также произ­водится оценка и аттестация кадров.

Хорошо организованный контроль имеет обучающее значение, так как им задаются правильные научно-обоснованные нормы. Задача контроля - по­высить ответственность исполнителей за результаты работы. Неисполнение принятых в коллективе требований должно приводить к отрицательным по­следствиям.

Результатами предпрофильной подготовки являются не качество освоения ими курсов по вы­бору и элективных курсов, а то, насколько внедряемые программы и система обучения помогли в самоопределении относительно будущего профиля обу­чения и выбора профессии. Иными словами, для оценки результатов предпрофильной подготовки нужно выявить и опре­делить, какое количество школьников успешно справилось с осуществлением стоящего перед ними выбора.

В школе может быть введена следующая система контроля (таблица 5)

Таблица 5

Система контроля организации предпрофильной подготовки и внедрения программ и учебно-методических комплектов

Содержание

контроля

Субъекты

Контроля

Сроки контроля

Методы

сбора

информации

Начало

Окончание

1. Качество учебных планов предпрофильной подготовки

Заместитель директора по УВР школы, заместитель директора по УВР ЦТРП

Изучение доку­ментации

2. Качество про­грамм электив­ных курсов

Заместитель директора по УВР школы, заместитель директора по УВР ЦТРП

Изучение документации

3. Состояние информирова­ния учащихся и их родителей о возможностях предпрофильной подготовки

Руководители профильных групп и элективных курсов

Собеседование с родителями, социоло­гические опросы населения

4. Качество преподавания элек­тивных курсов. Соответствие преподавания курсов концеп­ции предпрофильной подго­товки

Заместитель директора по УВР школы, заместитель директора по УВР ЦТРП

Собеседование с руководителями профильных групп, элективных курсов, посещение и анализ занятий. Социологические опросы учащихся

5. Выполнение учебных планов и программ предпрофильной под­готовки

Сетевой коор­динатор, заместитель директора по УВР школы, заместитель директора по УВР ЦТРП

Изучение до­кументации. Диагностические срезы и пробы

6. Результативность внедрения программ и учеб­но-методических комплектов по предпрофильной подготовке здоровья

Руководитель учреждения,

заместитель директора по УВР школы, заместитель директора по УВР ЦТРП, руководители профильных групп и элективных курсов

Анализ портфолио учащихся, диагностические пробы, социоло­гические опросы


Реализация организованной системы контроля позволяет вносить коррек­тировки в содержание проблемы организации и управления предпрофильной подготовки и внедрения программ и учебно-методических комплектов, формулировать новые проблемы. Тем самым вышесказанное способствует совершенствованию организации процесса предпрофильной подготовки.

В процессе применения рассмотренной выше системы организации предпрофильной подготовки и внедрения про­грамм и учебно-методических комплектов важно помнить, что цель - важнейший показатель в оценке результатов де­ятельности, в цели заложена модель будущего. Цель, отраженная в учебном процессе, перерастает в интерес при условии ее осознания и перерастания в личностный смысл. Познавательный интерес формируется в деятельности и является внутренним стимулом учения. Благодаря этому процесс предпро­фильной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья становится активным и творческим.

Заключение

Организация предпрофильной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья - одно из важнейших направлений модернизации российского образования, закрепленных в нормативно-правовых документах.

В Законе «Об образовании РФ» в ст. 79 говорится: «Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся», что требует от образовательных учреждений особого подхода к внедрению программ обучения, в том числе и предпрофильной подготовки.

Изучение нормативно-правовых документов, литературных источников, опыт коллег других регионов выявили, что организация предпрофильной подготовки в Удмуртии на среднем уровне.

К наиболее значимым проблемам предпрофильного обучения следует отнести:

  • отсутствие системных подходов к организации предпрофильной подготовки;

  • отсутствие критериев эффективности предпрофильной подготовки и системы мониторинга;

  • недостаточность научно-методического обеспечения, содержания и технологии подготовки;

  • отсутствие обязательных требований к результатам предпрофильной подготовки.

Для решения этой проблемы необходимо: разработать нормативно-правовую базу по предпрофильной подготовке, программы и учебно-методические комплекты к ним, рассмотреть вопросы сетевого взаимодействия, решить вопрос с подготовкой кадров по данному направлению.

Таким образом, при реализации данной системы организации предпрофильной подготовки предполагаю следующие ожидаемые результаты:

  • позитивные изменения в системе повышения доступности и качества образования;

  • разнообразие профилей в образовательном учреждении, учитывающих особенности и возможности учащихся;

  • создание условий для индивидуализации обучения и социальной адаптации выпускников.








Список использованных источников и литературы

Нормативно-правовые акты

Федеральные законы:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273.

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации:

  1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утверждена Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 г. Пр-271 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599

  2. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации:

  1. Постановление Правительства Российской федерации от 4 октября 2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации»

  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 года № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (кор­рекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанни­ков с ограниченными возможностями здоровья» (с изменениями на 10 марта 2009 года)

  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном уч­реждении». C изменениями и дополнениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.

  4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономиче­ского развития Российской Федерации на период до 2020 года»

  5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1921-р «О комплексе мер по трудоустройству инвалидов и обеспечении до­ступности профессионального образования на 2012-2015 годы»

Ведомственные нормативно-правовые акты:

  1. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 сентября 1996 г. № 1 «Об утверждении Положения о про­фессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»

  2. Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 4 сентября 1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекци­онных) образовательных учреждений I-VIII видов»

  3. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на стар­шей ступени общего образования»

  4. Письмо Минобразования РФ от 13.11.2002 № 14-51-227/13 «Об электив­ных курсах в профильном обучении»

  5. Рекомендации по организации профильного обучения на основе индиви­дуальных учебных планов обучающихся: Прил. к письму Департамента обще­го и дошкольного образования от 20 апреля 2004 г. № 14-51-102/13

  6. Приказ Министерства образования от 09.03.2004 № 1312 (ред. от 01.02.2012) «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

Учебные и учебно-методические издания

Организация предпрофильной подготовки, профильного обучения и профессиональной ориентации в образовательном учреждении

  1. Зеер Э.Ф. Профориентология: теория и практика. Учебное пособие для высшей школы. / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова. - М.: Академический проект, 2008. - 192 с.

  2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. Учебное пособие. / Э.Ф. Зеер, О.А. Рудей.- М.: МПСИ, МОДЭК, 2008 - 256 с.

  3. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофиль­ной подготовки / Г.В. Резапкина. - М.: Генезис, 2011. - 208 с.

  4. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Рабочая тетрадь учащего­ся / Г.В. Резапкина. - М.: Генезис, 2012. - 144 с.

  5. Степанов В.Г. Профориентация. Функциональная ассиметрия моз­га и выбор профессии. Учебное пособие для вузов / В.Г. Степанов. - М.: Академический проект, 2008. - 447 с.

  6. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школь­ников. Методическое пособие для профильной и профессиональной ориента­ции и профильного обучения школьников. - М.: Академия, 2007. - 136 с.

Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

  1. Гаркуша Ю.Ф. Социальная адаптация и интеграция детей с особыми об­разовательными потребностями. Методическое пособие / Ю.Ф. Гаркуша, Г.Н. Кувшинова. - М.: Изд-во В. Секачев, 2008. - 132 с.

  2. Красноперова Н.А. Возрастная анатомия и физиология / Н.А. Красно- перова. - М.: Владос, 2012. - 216 с.

  3. Мишина Г.А. Коррекционная и специальная педагогика. / Г.А. Мишина, Е.Н. Моргачева. - М.: Форум-Инфра-М», 2007.

  4. Специальная педагогика: в 3 т. : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заве­дений / под ред. Н.М. Назаровой. М.: Издательский центр «Академия», 2008.

  5. ХитрюкВ.В. Основы дефектологии: учебное пособие. / В.В. Хитрюк. - М.: Издательство Гревцова, 2009. - 280 с.

  6. Шипицына Л.М.Олигофренопедагогика. / Л.М. Шипицына. - М.: Академия, 2011. - 336 с.

Проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта

  1. Баряева Л. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта / Л. Баряева, И. Бгажнокова, Д. Бойков, А. Зарин, С. Комарова, Е. Логинова. - М.: Владос, 2010. - 184 с.

  2. Бгажнокова И. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития / И. Бгажнокова. - М.: Владос, 2007. - 240 с.

  3. Гордеюк Т. Психолого-педагогические инновации в коррекционных клас­сах / Т. Гордеюк, Л. Егошкина. - Волгоград: Учитель, 2009. - 192 с.

  4. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. / Д.Н. Исаев. - СПб.: Речь, 2007. - 392 с.

  5. Коняева Н.П. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального разви­тия / Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова. - М.: Владос, 2010. - 200 с.

  6. Лебединская К.С. Нарушения психического развития в детском и подрост­ковом возрасте / К.С. Лебединская, В.В. Лебединский. - М.: Академический проект; Трикста, 2011. - 303 с.

  7. Лохов М.И. Интеллект ребенка и профилактика нарушений / М.И. Лохов, Е.В. Фесенко, Ю.А. Фесенко. - СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2007. - 128 с.

  8. Маллер А.Р. Дети с нарушением интеллекта: социально-трудовая адапта­ция. / А.Р. Маллер. - М.: СОТ, 2010. - 208 с.

  9. Мозговой В.М. Основы олигофренопедагогики / В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Еремина. - М.: Академия, 2010. - 224 с.

  10. Пузанов Б.П. Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллектуаль­ного развития / Б.П. Пузанов. - М.: Академия, 2011. - 272 с.

  11. Рожков О. Умственная отсталость у детей. Методическое пособие для студентов по курсу «Специальная педагогика и специальная психология». / О. Рожков. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2007. - 120 с.

  12. Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отста­лостью. / Е.М. Старобина. - М.: НЦ ЭНАС, 2007. - 120 с.

  13. Шипицына Л.М. Невербальное общение у детей при нормальном и на­рушенном интеллекте / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская. - СПб.: Речь, 2009 - 128 с.

  14. Шипицына Л.М. Олигофренопедагогика / Л.М. Шипицына. - М.: Академия, 2011- 336 с.

  15. Шипицына Л.М. Психология детей с нарушениями интеллектуального раз­вития / Л.М. Шипицына. - М.: Академия, 2012. - 224 с.

Интернет-источники

  1. Артюхова А. Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов. / А. Артюхова. RL:psy.1september.ru/article.php?ID=200502009

  2. Кавокин С.Н. Образование инвалидов и их профессиональная реабилитация/С.Н.Кавокин.URL:disability.ru/story/show.php?id=3794

  3. О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов. URL: dislife.ru/education/theme/88

  4. Особенности социально-профессиональной реабилитации лю­дей с ограниченными возможностями. URL: window.edu.ru/library/ pdf2txt/292/50292/24635

  5. Профориентация инвалидов. URL: psychognosis.ru/actual-articles/ invalid-proforientation

  6. Профориентация инвалидов. Экономика труда. URL: seminarprof.ru/ profyessionalnaya-oriyentaciya-invalidov/


© 2010-2022