- Преподавателю
- Директору, завучу
- Состояние воспитательной работы в МБОУ Симферопольского района по теме Социокультурное и медиакультурное воспитание
Состояние воспитательной работы в МБОУ Симферопольского района по теме Социокультурное и медиакультурное воспитание
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Субботина Е.П. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Состояние воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях района по реализации направления
«Социокультурное и медиакультурное направление»
(в рамках Программы развития воспитательной компоненты
в общеобразовательной школе)
Одним из самых трудных участков работы современной школы является подготовка учащихся к включению в социум. Новые трудности обусловлены изменением социокультурных условий, ухудшением материального обеспечения населения, распространением преступности, наркомании, алкоголизма, потоком антипедагогической информации из СМИ и другими обстоятельствами. Поэтому школа нуждается в новых эффективных способах воспитания учащихся.
Особое значение сегодня приобретают вопросы воспитания у учащихся патриотизма, национального самосознания, гражданственности, способности оценивать и сознательно выстраивать отношение к себе, к своей семье, к другим людям, государству, Отечеству, миру. Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.
Социокультурное и медиакультурное воспитание - это одно из многих направлений воспитательной работы, которое позволяет привлечь всех участников воспитательного процесса и организовать мероприятия, направленные на формирование гражданского согласия и пропагандирующие опыт духовной и культурной консолидации общества.
В рамках формирования у учащихся представлений о понятиях «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развития опыта противостояния таким явлениям, как социальная агрессия, межнациональная рознь, экстремизм, терроризм, фанатизм, в школах района запланированы следующие мероприятия:
Формы проведения
Тема мероприятий
Классные часы
«Профилактика экстремизма», «Мы рождаемся и живем с множеством потребностей», «Можно ли научиться толерантности?», «Я среди людей, люди вокруг меня…», «Добро и зло. Причины наших поступков»
Уроки общения
«Каждый из нас особенный, но у нас много общего», «Учимся жить в добром соседстве», «Ценности, которые объединяют всех», «Мы и они: конструктивное общение, дружба и сотрудничество»,
Дискуссии, «круглые столы», диспуты
«Ответственность, самооценка и самоконтроль. Как их развивать?», «Как строить отношения с теми, кто на нас не похож»
Тренинги, тренинговые уроки
«Общаться - это здорово», «Я+другие»
Акции
«Помоги другу», «Сострадание. Право на лучшую жизнь», «Дом без одиночества»
Конкурсные программы
«К толерантности через детскую поэзию», «Энергия Победы - новым поколениям», «Морщины моей бабушки»
В рамках формирования опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве; обеспечения межпоколенного диалога и развития социального партнерства запланированы мероприятия:
Формы проведения
Тема мероприятий
Классные часы
«Символы родного края», «Край родной - многонациональный», «Вирус сквернословия», «Проблемы информационной безопасности», «Солунские братья Кирилл и Мефодий»
Уроки общения
«Час, когда выбор за тобой», «Дети и современный мир культур».
Дискуссии, «круглые столы», диспуты
«Опасности, подстерегающие современную молодежь», «Безопасность в интернете»,
Конкурсные программы
Выставка фоторабот «Моя семья», театрализованное представление «В День народного единства», спортивный праздник «Мой папа самый, самый, самый…», этнографический праздник «Крым - перекресток культур», фестиваль «Я, ты, он, она - вместе дружная семья», праздник «Вас приглашает встретиться с юностью вечер школьных друзей»
Реализуя данное направление, ряд школ создали или будут создавать проекты и программы:
-
Проект «Крым многонациональный» (понимать, принимать и уважать культурные ценности народов Крыма, жить по демократическим принципам; уважительно относиться к памятникам культуры и искусства);
-
Школьный клуб интернациональной дружбы «Золотая лента» (межкультурное сотрудничество, культурное взаимообогащение, духовная и культурная консолидация общества);
-
Профориентационный проект «Профессии, которые нужны Крыму» (создание условий для развития социально активной личности, способной к самореализации в условиях сельского социума);
-
Проект «Агрессия детей: ее причины и предупреждение» (предупреждение социальной агрессии и противоправной деятельности при использовании интернета);
-
Проект «Моя семья» (повышение интереса общества к традиционным семейным ценностям, исследование истории своего рода);
-
Проект «Моя родословная» (укрепление престижа и роли семьи в обществе, привитие любви к семье, воспитание патриотических чувств, общечеловеческих и семейных ценностей);
-
Проект «70-летие Победы в Великой Отечественной войне» (сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины; формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества);
-
Проект «Загляни в семейный альбом» (формирование гражданственности, воспитание патриотизма, сохранение семейных ценностей);
-
Проект «Час Кода» (формирование профессиональных навыков в области информационных технологий);
-
Проект «Школьный музей - центр гражданского и патриотического воспитания школьников» (воспитание духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности учащихся).
На современном этапе жизнь школы невозможна без деятельного участия в ней родителей. Чтобы тандем «родители - школа» был крепким и творческим, необходимо привлечь семью к учебно-воспитательному процессу и обучить родителей как партнеров. С этой целью в школах постоянно ведется соответствующая работа: родители постоянно привлекаются к проведению мероприятий классного и общешкольного уровней, к принятию управленческих решений; для них проводятся лектории, «круглые столы», современные формы родительских собраний.
Тематика родительских лекториев, родительских собраний, психолого-педагогических консультаций по направлению «Социокультурное и медиакультурное воспитание»:
-
Толерантность - важное качество в формировании личности ребенка.
-
Пример родителей - один из ведущих факторов воспитания.
-
Как преодолеть детскую агрессию?
-
Мир без конфронтаций. Учимся решать конфликты.
-
Семейные праздники и их значение для ребенка.
-
Формирование моральных чувств: понятия своего долга и своих обязанностей, личной ответственности.
-
Культура речи современного подростка.
-
Безопасный интернет.
-
Дети, телевидение и компьютер.
-
Как сохранить здоровье ребенка при работе с компьютером?
-
Свод правил безопасного Интернета.
Примерная тематика классных часов, проводимых совместно с родителями:
-
«Мы, наши имена, фамилии и отчества» (культура общения со взрослыми и сверстниками);
-
Чем мы обязаны взрослым»;
-
«Неразлучные друзья - взрослые и дети»;
-
«Уголок дома, который любит вся семья»;
-
Что бы я хотел сказать прадеду, не пришедшему с войны»;
-
«Мамины глаза, папина улыбка»;
-
«На кого мне очень хочется быть похожим»;
-
«Что могут рассказать семейные фотографии»;
-
«Любимые песни нашего дома»;
-
«О тех, кто каждый день со мною рядом»;
-
«Почему плачут матери?» (об ответственности перед родными людьми);
-
«Родители - друзья, или…» (диспут).
С целью изучения уровня формирования у детей понятий толерантности, согласия, агрессии и нетерпимости; отношения к различным культурам и к семейным ценностям, учащимся была предложена анкета для разных возрастных категорий: 1-4 классов, 5-8 классов, 9-11 классов, 11 класса.
Результаты анкетирования:
Анкета для учащихся 1-4 классов
Приняли участие 3520 учащихся
-
Дать определение понятий: миролюбие, социальная агрессия.
Понимают - 2381 (68%)
Не понимают - 1139 (32%)
-
Народные сказки каких народов ты знаешь? (назвать народы)
Русские сказки - 2587 (74%)
Украинские сказки - 1784 (51%)
Крымскотатарские сказки - 730 (21%)
Белорусские сказки - 176 (5%)
Английские сказки - 173 (5%)
Другие (узбекские, турецкие, грузинские, армянские, французские, японские, немецкие, молдавские, датские, польские, чешские, болгарские, арабские, китайские, монгольские, чеченские, афганские, венгерские, еврейские) - 428 (12%)
-
Назови свои любимые мультфильмы.
Американские - 1681 (48%)
Советские - 1615 (46%)
Современные (СНГ) - 1551 (44%)
Японские - 594 (17%)
-
Свободное время ты охотнее проведешь (указать все варианты по степени приоритетности)
-
с родителями (бабушкой, дедушкой) - 1732 (49%)
-
с домашними питомцами - 750 (21%)
-
читая книгу - 750 (21%)
-
у телевизора - 797 (23%)
-
у компьютера - 1134 (32%)
-
занимаясь любимым делом - 1049 (30%)
-
твой вариант (поиграть с младшим братом, сестрой, помочь маме, бабушке) - 337 (10%)
В каких классных и общешкольных мероприятиях ты хотел бы принять участие вместе с родителями?
- ни в каких - 418 (12%)
- в классных (уборка класса, классные праздники, субботники, соревнования, выпуск стенгазет, шахматный турнир) - 2135 (61%)
- в общешкольных (поездки на природу, экскурсии, посещение цирка, театра; проведение совместных спортивных мероприятий, школьных праздников, выставки рисунков и поделок) - 1176 (50%).
Анкета для учащихся 5-8 классов
Приняли участие 2563 учащихся
-
Дать определение понятий: миролюбие, гражданское согласие, социальная агрессия, терроризм.
Понимают - 1988 (78%)
Не понимают - 575(22%)
-
Свободное время ты охотнее проведешь (указать все варианты по степени приоритетности)
-
с родителями (бабушкой, дедушкой) - 1051 (41%)
-
с домашними питомцами - 471 (19%)
-
читая книгу - 465 (18%)
-
у телевизора - 615 (24%)
-
у компьютера - 931 (36%)
-
занимаясь любимым делом - 910 (35%)
-
твой вариант (помочь взрослым, сходить в гости к родственникам, поиграть на улице, встретиться с друзьями, заниматься спортом, ничего не делаю) - 201 (8%)
В каких классных и общешкольных мероприятиях ты хотел бы принять участие вместе с родителями?
- ни в каких - 591 (23%)
- в классных (уборка класса, классные праздники, субботники, подготовка классных часов) - 1273 (50%)
- в общешкольных (поездки на природу, экскурсии, посещение цирка, театра; проведение совместных спортивных мероприятий, школьных праздников, выставки рисунков, поделок, фото, стенгазет; совместные концерты) - 856 (33%).
-
Интернет для тебя - это возможность (указать все варианты по степени приоритетности)
- пообщаться с друзьями - 1328 (52%)
- найти новых друзей, не беда, что ты с ними никогда не встретишься - 590 (23%)
- найти дополнительный материал по предмету - 861 (34%)
- найти ответы на вопросы, не касающиеся учебных предметов- 438 (17%)
- играть в игры - 809 (32%)
-смотреть фильмы и передачи, которые не транслируются на ТV - 583 (23%)
- твой вариант (нет интернета 2 чел., занять свободное время 3 чел.) - 82 (3%)
5. Знаешь ли ты историю своей семьи, начиная с
- родителей - 692 (27%)
- дедушек, бабушек - 1076 (42%)
- прадедушек, прабабушек - 665 (26%)
- еще раньше - 129 (5%)
Анкета для учащихся 9-11 классов
Приняли участие 1176 учащихся
-
Дать определение понятий: миролюбие, гражданское согласие, социальное партнерство, социальная агрессия, экстремизм, фанатизм.
Понимают - 926 (79%)
Не понимают - 250 (21%)
-
Свободное время ты охотнее проведешь (указать все варианты по степени приоритетности)
-
с родителями (бабушкой, дедушкой) - 434 (37%)
-
с домашними питомцами - 210 (18%)
-
читая книгу - 247 (21%)
-
у телевизора - 354 (30%)
-
у компьютера - 594 (51%)
-
занимаясь любимым делом - 399 (34%)
-
твой вариант (спорт, учеба, друзья) - 137 (12%)
3. Интернет для тебя - это возможность (указать все варианты по степени приоритетности)
- пообщаться с друзьями - 698 (59%)
- найти новых друзей, не беда, что ты с ними никогда не встретишься - 293 (25%)
- найти дополнительный материал по предмету - 427 (36%)
- найти ответы на вопросы, не касающиеся учебных предметов - 348 (31%)
- играть в игры - 390 (33%)
- смотреть фильмы и передачи, которые не транслируются на ТV - 354 (30%)
- твой вариант - 41 (3%)
4. В каких классных и общешкольных мероприятиях ты хотел бы принять участие вместе с родителями?
- ни в каких - 404 (34%)
- в классных (уборка класса, классные праздники, субботники) - 491(42%)
- в общешкольных (совместные концерты, КВН, конкурсы, смотры, дискотеки, посещение музеев, кинотеатров) - 374 (32%).
5. Какой совместный проект (школа+родители+общественность) можно было бы осуществить в твоем населенном пункте
Не предложили - 336 (29%).
Предложили: экологические акции по уборке села, по созданию мест отдыха, озеленение села и школы, уголок отдыха на территории школы, освещение и уборка улиц(совместно с с/с), сбор металлолома; социальные проекты по поддержке престарелых, малоимущих, оказание помощи бездомным животным; изучение героических страниц истории семьи и села; экономические проекты по созданию детских площадок, клубов и комнат развлечений; проведение массовых гуляний, дней села, субботников, конкурса талантов (для всего поселения).
6. Знаешь ли ты историю своей семьи, начиная с
- родителей - 141 (8%)
- дедушек, бабушек - 528 (49%)
- прадедушек, прабабушек - 426 (36%)
- еще раньше - 81 (7%)
Анкета для 11 класса
Ценностные ориентиры старшеклассников
Приняли участие 268 учащихся
-
Считаете ли вы необходимым планировать:
нет
наверное
необходимо
свою личную жизнь
23 (8%)
81 (30%)
164 (62%)
профессиональную карьеру
15 (6%)
95 (35%)
158 (59%)
свободное время
31 (12%)
94 (35%)
143 (53%)
-
Ценность жизни для вас заключается в том, чтобы:
-иметь хороших и надежных друзей - 144 (54%)
-приобрести интересную профессию - 135 (50%)
-создать семью - 147 (55%)
-найти любовь - 93 (35%)
-сделать карьеру - 106 (40%)
-стать порядочным и честным человеком - 66 (25%)
-верить в Бога и жить по его заповедям - 24 (9%)
-развиваться духовно, расширять свой кругозор - 36 (13%)
-пользоваться жизненными успехами, брать от жизни всё - 45 (17%)
(выбрать только 5 пунктов)
-
Какие из ценностей имеют влияние на формирование вашего мировоззрения?
-семья - 173 (65%)
-друзья - 107 (40%)
-пресса, телевидение, радио - 51 (19%)
-школа - 90 (34%)
-любимый человек - 49 (18%)
-литература и искусство - 44 (16%)
(выбрать 3 варианта)
-
Назовите одним словом черту, которую вы больше всего цените в людях: порядочность, честность, человечность, преданность, толерантность, креативность, верность, ум, справедливость, искренность, вежливость, человечность.
-
Какие из данных черт характеризуют вас как личность?
-активность - 83 (31%)
-инициативность - 38 (14%)
-культура поведения - 59 (22%)
-искренность - 91 (34%)
-милосердие - 46 (17%)
-сочувствие - 64 (24%)
-трудолюбие - 70 (26%)
-принципиальность - 30 (11%)
-уверенность в себе - 67 (25%)
-физическая культура - 43 (16%)
-правдивость - 50 (19%)
-дисциплинированность - 41 (15%)
-гордость - 27 (10%)
-порядочность - 95 (35%)
-совершенное владение учебными знаниями - 9 (3%)
(выбрать 5 вариантов)
-
Какие из данных проблем волнуют вас наиболее?
-личная жизнь - 108 (40%)
-материальное положение - 102 (38%)
-обучение - 135 (50%)
-профессиональная перспектива - 125 (47%)
-снижение жизненного уровня - 15 (6%)
-преступность - 40 (15%)
-трудность в интимной жизни - 2
-отсутствие взаимоотношения с родителями - 29 (11%)
-поиск смысла жизни - 58 (22%)
-здоровье - 122 (46%)
(выбрать 5 вариантов)
-
Порвете ли вы отношения с человеком, который вас предал?
Да - 194 (72%)
Нет - 69 (26%)
Иное - 5 (2%)
-
Кем вы представляете себя через 15-20 лет?
-высококвалифицированным специалистом - 118 (44%)
-материально обеспеченным человеком - 122 (46%)
-всесторонне образованным человеком - 77 (29%)
-человеком, которого уважают - 128 (48%)
-руководителем коллектива - 14 (5%)
-политическим деятелем - 4 (1%)
-хозяином земли, недвижимости - 29 (11%)
-безработным - 3
(выбрать 3 варианта)
-
Назовите черту, которую вы презираете в людях: жестокость, непорядочность, эгоизм, самовлюбленность, высокомерие, трусость, льстивость, жадность, подлость, озлобленность, зависть, глупость, лживость, лицемерие, наглость.
-
Какими чертами должен быть наделен идеальный специалист?
-уметь находить общий язык с другими людьми - 164 (61%)
-иметь глубокие профессиональные знания - 139 (52%)
-хорошо знать иностранный язык - 10 (4%)
-уметь пользоваться компьютером - 41 (15%)
-уметь четко выполнять указания руководителей - 37 (14%)
-деловитость - 12 (5%)
-активное участие в научном поиске - 7 (3%)
-творческое отношение к делу - 45 (17%)
-проявление инициативы - 44 (16%)
(выбрать 3 варианта)
Анализ информации позволяет сделать вывод, что работа в направлении социокультурное и медиакультурное воспитание в школах района организована на достаточном уровне и с учащимися, и с их родителями. Проводятся различные мероприятия с детьми и родителями, направленные на формирование представлений о понятиях «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям, как социальная агрессия, межнациональная рознь, экстремизм, терроризм, фанатизм.
Анализируя результаты анкетирования, можно сказать о том, что учащиеся в основном знают и понимают содержание понятий «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», «социальная агрессия», «терроризм», «экстремизм», «фанатизм». Однако не всегда могут грамотно дать понятие в письменной форме в силу возрастных особенностей (1-4 классы); учащиеся 5-8 классов объясняют понятия на примерах, что говорит о низком уровне словарного запаса; учащиеся 9-11 классов объясняют понятия, однако тоже испытывают при этом некоторые затруднения.
Дети 1-4 классов знают сказки разных народов, особенно народов, населяющих Крым. Это связано с тем, что народоведческий компонент использовался не только во внеклассной работе, но и на учебных предметах (чтение, ИЗО, музыка, технологии и т.д.). При просмотре мультфильмов ученики 1-4 классов отдают предпочтение американским мультфильмам, почти такой же популярностью пользуются советские картины и современные работы, на последнем месте японские мультфильмы.
При анализе ответов о проведении свободного времени оказалось, что учащиеся всех возрастных категорий охотнее всего проводят его с родителями, близкими людьми; даже учащиеся 9-11 классов отдали предпочтение общению с родителями (2 место). Почти столько же времени ребята отдают общению с компьютером (для 9-11 классов на 1 месте) и занятиям любимым делом. Просмотру ТВ-программ, занятиям с домашними питомцами и чтению книг учащиеся отдают приблизительно равное количество времени. Интересно, что читают больше учащиеся 1-4 и 9-11 классов (по 21%).
1/3 учащихся 9-11 классов не хочет участвовать в совместных с родителями мероприятиях. Но и 12 % учащихся 1-4 классов, несмотря на довольно близкие отношения детей и родителей в этом возрасте, тоже не хотят видеть родителей ни на каких мероприятиях, проводимых в школе. Но оказалось, что еще одна треть учащихся 9-11 классов не отказалась бы от участия совместно с родителями не только в классных, но и в общешкольных мероприятиях. Родителям и классным руководителям необходимо учесть эту информацию при построении отношений с детьми и планировании работы в классе и школе.
Для учащихся 5-8 и 9-11 классов Интернет - это, в первую очередь, возможность пообщаться с друзьями (52% и 59% соответственно), для 1/3 - это возможность играть в игры, для 25% учащихся - возможность найти новых друзей. Эти цифры свидетельствуют о том, что молодежь предпочитает виртуальный мир общения и жизни реальному, настоящему, с его проблемами и задачами. То, что 1/3 учащихся 9-11 классов ищут в интернете ответы на вопросы, не касающиеся учебных предметов, и смотрят фильмы и передачи, не транслируемые на ТВ, тоже заставляет задуматься: а чем же интересуются дети в свободное время?
При ответе ребят на вопрос «Знаешь ли ты историю своей семьи?» определилась еще одна проблема - разрыв поколений в семьях. Даже половина учащихся не знает истории своей семьи, начиная с бабушек и дедушек. Совсем небольшое количество учащихся знает о своей семье раньше, чем с прадедов. К сожалению, 27 % учащихся 5-8 и 8% учащихся 9-11 классов знают только о своих родителях.
Анализ показал, что социальная активность учащихся 9-11 классов невысокая, т.к. 29% вообще не предложили никаких совместных дел с родителями и общественностью, а остальные предлагали мероприятия, в которых уже участвовали.
Многие будущие выпускники ставят на первое место семейные ценности и уверены, что именно в семье эти ценности прививаются. Присутствие хороших и надежных друзей рядом и их влияние на формирование мировоззрения ставят учащиеся на второе место. Однако высокие требования к личностным качествам молодые люди предъявляют только к окружающим, но не к себе: только 25% главной ценностью жизни считают необходимость быть порядочным и честным человеком, еще меньше - развиваться духовно, расширять свой кругозор, единицы - верить в Бога и жить по его заповедям. Милосердие, сочувствие, принципиальность - это черты, которые характеризуют минимальное количество выпускников. Важный вопрос, который волнует молодежь наряду со здоровьем, - обучение, (профессиональная перспектива), хотя в перспективе стремятся только к материальному благополучию. По мнению опрошенных, идеальному специалисту совсем не обязательно проявлять деловитость, инициативу, творческое отношение к делу, уметь четко выполнять указания руководителей и активно участвовать в научном поиске; достаточно уметь находить общий язык с другими людьми и иметь глубокие профессиональные знания.
Таким образом, анализируя полученную информацию, можно утверждать, что работа по социокультурному и медиакультурному воспитанию в школах района осуществляется. Проблемой остается слабая заинтересованность жизнью детей родителями (в основном родителей волнует результат, а не процесс) и социальная окружающая среда (ТВ, СМИ, социальный опыт и т.д.).
1-4 классы
1-4 классы
11