Элективный курс» Школьное ТВ»

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Школьное ТВ» Элективный курс “Школьное ТВ ” является ориентационным и предполагает выход за рамки традиционных школьных предметов. Выбор данного курса определен тем, что занятия тележурналистикой решает одну из главных задач воспитания – формирования социально-активной личности.  Изучение курса включает два этапа: практическое изучение предметной области и выполнение творческой работы учащихся. Формы занятий, предусмотренные программой: 1. свободная творческая дискуссия; 2. ролевые игры; 3. выполнение творческих заданий; 4. активные методы формирования системы общения; 5. практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе). Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публ...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 города Новоалтайска Алтайского края»

РАССМОТРЕНО

Руководитель Кафедры/МО

_____________________

«___»__________2013 г.

ПРИНЯТО на заседании научно-методического совета

МБОУ «СОШ № 1 города Новоалтайска Алтайского края»

«___ » ___________2013 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ №1 города Новоалтайска Алтайского края»

___________О.В.Зинкевич

«____ » __________2013 г.

Элективный курс» Школьное ТВ»

Программа элективного курса

для учащихся 9-х классов

«Школьное ТВ»

на 2013 - 2014 учебный год

Автор программы:

Подолянченко Елена Владимировна,

учитель русского языка и литературы










Новоалтайск

2013

СОДЕРЖАНИЕ стр.


  1. Пояснительная записка. 3

1.1. Актуальность элективного курса 3

1.2. Цель и задачи курса 3

1.3. Место курса в учебном плане школы 4

1.4.Формы, методы, технологии обучения 4

1.5.Формы, способы и средства контроля, проверки и оценки

образовательных результатов 4

1.6.Критерии оценки результатов обучения 5

1.7.Перечень учебно-методического обеспечения 5

  1. Календарно-тематическое планирование 6

  2. Планируемые результаты реализации программы курса 7

  3. Содержание курса 7

Приложение 8

- Методики для входной лиагностики 8

- Методики для итоговой диагностики 9

- Методические рекомендации 10


Пояснительная записка.

1.1. Актуальность элективного курса

Элективный курс "Школьное ТВ " является ориентационным и предполагает выход за рамки традиционных школьных предметов. Выбор данного курса определен тем, что занятия тележурналистикой решает одну из главных задач воспитания - формирования социально-активной личности.

В последнее время возрос интерес к профессии тележурналиста. Все большее число выпускников определяет свой выбор в пользу этой профессии. Ведь быть журналистом - это значит быть в курсе всех событий.
Значение журналистики в мире огромно. Главную задачу, которую она выполняет, это сбор и распространение информации. Профессия тележурналиста - это прежде всего творческая, общественная работа. Получив материал, появляется стимул для новой работы , стимул написать и выразить в статье своё мнение, которое должно быть ясным и доступным для читателя. В этой профессии необходимо не только уметь писать, но и находить интересные темы, оформлять их в соответствии с требованиями конкретного издания и аудитории. Настоящий тележурналист это всесторонне эрудированный, высококвалифицированный, грамотный и в совершенстве владеющий родным языком человек. Поэтому открытие красоты родного русского языка дает возможность подросткам преобразовать, сделать прекрасным свой собственный язык. Наша задача - помочь учащимся увидеть красоту языка, почувствовать значимость сказанного и написанного слова, научить собирать и умело распространять информацию, ясно и точно излагать свои мысли, что даст возможность быть востребованным не только в профессии журналиста, но и вообще в жизни. К сожалению, на сегодняшний день, подростки не замечают красоты слова или не хотят замечать. Язык у многих засорен, бытует школьный и молодежный сленг. Это подтверждают и проведённый опрос, и анкетирование среди учащихся гимназии. В связи создавшейся проблемой была разработана программа «школьное ТВ», обозначены цели и задачи. Опрос учащихся показал, что актуальность программы не только обусловлена обострением языковых и литературных проблем, но и вытекает из потребностей развития воспитания в нашей школе. Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета. Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «школьное ТВ». Даная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Предусматривается интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка. Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества. Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах

Основные вопросы и пояснения к ним, необходимые для понимания смысла и содержания курса отражены в приложении 3.


1.2. Цели и задачи курса

Цель курса: создание условий для формирования и развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в области стилистики и журналистики; интереса к изучению гуманитарных дисциплин (русский язык, литература, история, обществознание, право); умения самостоятельно приобретать и применять знания; творческого мышления, познавательной активности; способности к словотворчеству, индивидуальных особенностей языкового стиля; коммуникативных навыков.

Задачи курса:

Развивающие:
- развитие образного и логического мышления;
- развитие творческих способностей подростков;
- развитие умения устного и письменного выступления.
Обучающие:
- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
- овладение основными навыками журналистского мастерства.
Воспитывающие:
- формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;
- формирование нравственных основ личности будущего журналиста.

1.3. Место элективного курса в учебном плане ОУ

В учебном плане ОУ на 2013-2014 уч.г. на изучение данного курса отведено 0,5 часа в неделю. Программа курса рассчитана на 16 часов и предполагает ее изучение в одном полугодии учебного года: с учетом 1 часа в неделю.


1.4. Формы, методы, технологии обучения,

принципы организации деятельности

Изучение курса включает два этапа: практическое изучение предметной области и выполнение творческой работы учащихся.

Формы занятий, предусмотренные программой: 1. свободная творческая дискуссия; 2. ролевые игры; 3. выполнение творческих заданий; 4. активные методы формирования системы общения; 5. практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе). Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. Программа направлена на удовлетворение специфических познавательных интересов школьников в области, выходящей за рамки выбранного профиля, но способствующей их разностороннему личностному развитию. Занятия помогут обучающимся оценить свой творческий потенциал с точки зрения образовательной перспективы и способствовать созданию положительной мотивации обучающихся к предметам гуманитарного профиля. Технологии, используемые в системе занятий по программе, ориентированы на то, чтобы обучающийся получил такую практику, которая поможет ему овладеть общеучебными и специальными навыками, позволяющими успешно осваивать программу профильной школы

Основной метод, используемый при ведении курса - частично-поисковый и (или) исследовательский.

Материал отбирался и структурировался с учетом принципов: самоактуализации, индивидуальности, субъектности, выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки.


1.5. Формы, способы и средства контроля, проверки и оценки

образовательных результатов

Формы, методы, средства оценивания и контроля планируемых результатов отражены в таблице 1.

Таблица 1

Методы, формы, средства оценивания и контроля планируемых результатов

реализации программы элективного курса


Направления оценочной деятельности

Методы оценивания

Формы оценивания

Средства оценивания

Периодичность оценки

Форма предоставления результатов

Границы применения результатов

Сформированность ценностно-смысловых компетенций

Анкетирование

Индивидуальная письменная работа;

Текст анкеты (см.Приложение 1)

Занятие №1

См.приложение 1, Таблица 1

Используется для оценки индивидуальных мотивов в выборе ЭК, для определения мотивации по группе в целом

Текст анкеты (см.Приложение 2)

Занятие №16

См.приложение 2, последние столбцы

Используется для оценки индивидуальных результатов изучения ЭК, для определения результативности деятельности учителя по группе в целом

Наблюдение

Защита индивидуального или группового проекта

Перечень тем, предлагаемых для выполнения проектов

Занятие №15-16

Запись в зачетной книжке ЭК - «Зачтено»

Учет при зачислении в 10 класс

1.6. Критерии оценки результатов обучения


Ученик получает «зачет» при условии:

- выполнения хотя бы одной обязательной работы, представленной в установленный срок, в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению.

Дополнительные баллы выставляются за любое из названных дополнительных условий:

- инициативно-качественно выполненное задание помимо обязательного;

- использование ИКТ.






1.7. Перечень учебно-методического обеспечения


Литература


  1. Вакуров В.Н. Стилистика газет.М.,1989.

  2. Воронов Ю.С. О языке и стиле газеты. М.,1970.

  3. Горохов В.М. Слагаемые мастерства: М., 1985.


  1. Засорина Т.В. Профессия- журналист. Ростов. «Феникс», 1999.

  2. О детях, лете и газете, а также обо всём на свете. М., 1997.

  3. Таловов В.П. Труд журналиста: Методика и организация журналистского общения. Л., 1986.

  4. Теплюк В.М. Этика журналистского творчества. М., 1988.

  5. Шафикова И.Г. Читаем газету . Учебно-методическое пособие для студентов. М: Московский психолого-социальный институт. 2000.

  6. Яковенко А.Ф. О чём спорим. (Публицистика наших дней) .М., «Мысль» 1987.

Оборудование

  1. Мультмедиапроектор, ПК;

  2. Принтер;

  3. Листы бумаги;

  4. Фотовидеокамера.

2. Календарно-тематическое планирование ЭК


Тема


Количество часов

Форма занятий

Форма контроля

Сроки

1. Журналистика - как массово-информационная деятельность


1

Лекция


2. История ТВ.


1

Лекция. Практическая работа

Рефлексия

3. Типы СМИ.

1

Лекция. Практическая работа

Рефлексия

4.Речевая культура журналиста.


1

Лабораторная работа

Рефлексия

5.Ведем дискуссию.


1

Практикум

Защита текста

6. Культура письменной речи


1

Семинар


Тест

7. Журналистский текст. Добываем информацию.


2

Лекция.

Практическая

Работа

Анализ выступлений

8. Основные публицистические жанры.


2

Лекция.

Лабораторная работа.

Рефлексия

9Редакция ТВ.


2

Лекция.

Практикум.

Рефлексия

10.Творческая мастерская. Проба пера.


2

Конкурс.

Анализ выступлений

11. Профессия рекламист. Технология создания рекламного текста.


1

Пресс-конференция.

Анкетирование

12. Выпуск роликов.


1

Деловая игра

«Теле-центр»

Защита

Статьи

Всего часов в курсе:


16




3. Планируемые результаты реализации программы курса


В процессе обучения обучающихся приобретают конкретные знания:
-из истории журналистики;
- о жанрах журналистики и жанровых особенностях текста;
- о деятельности журналиста и других профессий, связанных с журналистикой, о выдающихся журналистах;
- о законе о СМИ
и умения
- создавать сочинения разных жанров;
- соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях; - работать с дополнительной литературой (словари, энциклопедии, справочники), с использованием ИКТ; - участвовать в дискуссии, пресс-конференции.

Виды деятельности обучающихся: - теоретические занятия; - творческий практикум (сочинения разных жанров); - работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование); - работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.п.); - анкетирование; - социологический опрос; - экскурсии; - встречи с журналистами; - участие в школьных и районных и республиканских мероприятиях, конкурсах сочинений, авторских стихотворений; - выпуск газеты «Я+ТЫ=МЫ»- публикации в местной прессе.

Ожидаемые результаты:
- умение построить устное и письменное сообщение;
- умение работать в различных жанрах публицистического стиля;
- умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;
- самостоятельная подготовка и публикация материалов для школьной и городской газеты.

4. Содержание курса


Тема №1. Журналистика - как массово-информационная деятельность.

Информация, её виды. Источники информации. С чего начать работу? О чём Вы можете писать и говорить? Практическое задание: Придумать темы для своих работ.

Тема №2. История ТВ.

История зарубежного и русского телевидения. Первые телевизоры. История русского телевещания.

Практическое задание: рассказать об одном из известных журналистов.

Тема №3 Типы СМИ.

Виды средств массовой информации. Электронные СМИ.Наша аудитория. Воздействуем на аудиторию.

Практическое задание: спланируем программу телепередач на один день.

Тема №4. Речевая культура журналиста.

Говорим красиво. Культура устной речи. Выступаем устно.

Практическое задание: подготовить выступление на заданную тему..

Тема №5. Ведем дискуссию.

Примеры дискуссий. Правила ведения дискуссии.

Практическое задание: проведение ток-шоу «Каким должен быть настоящий журналист?»

Тема №6. Культура письменной речи.

Слагаемые письменной речи. Критерии оценки текста. Редактирование. Учимся «видеть» ошибки.

.

Практическое задание: отредактировать данный текст..

Тема №7. Журналистский текст. Добываем информацию.

Изучаем документы. Наблюдаем. Работаем с людьми. Все начинается с заголовка. Что такое ЛИД?

Практическое задание: подготовить материал на основе каких - либо фактов.

Тема №8. Основные публицистические жанры. Заметка. Репортаж .Интервью. Статья..

Практическое задание: подготовить вопросы для интервью..

Тема №9. Редакция ТВ.

Структура. Должности.Обязаности .

.

Практическое задание: создать модель передачи.

Тема №10.Творческая мастерская .Проба пера.

Создание литературного портрета.

Практическое задан : Конкурс на лучший литературный портрет-интервью..

Тема №11. Профессия рекламист. Технология создания рекламного текста.

.

Практическое задание: спроектировать и защитить свою рекламу на какой - либо предмет.

Тема №12.. Деловая игра «Теле-центр».




Приложение 1.

АНКЕТА

для участников элективного курса

(проводится в конце первого занятия)


  1. Почему Вы выбрали именно этот элективный курс?

___________________________________________________________

___________________________________________________________


  1. Что Вы ждете от него?

___________________________________________________________

___________________________________________________________


  1. Как, по Вашему мнению, нам будет трудно общаться в рамках курса? Почему?

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Способ обработки результатов анкетирования отражен в таблице 1.

Таблица 1.


Вопрос

Ответ

Частота встречаемости

1. Почему Вы выбрали именно этот элективный курс?

1. Этот курс мне показался интереснее остальных, интересное название

2. Этот курс мне показался легче остальных

3. Так как я хочу учиться на журналиста

4. Потому что интересный предмет

2. Что Вы ждете от него?

1. Новые знания

2. Больше творческой работы

3. Интересное знакомство, встреча с интересным человеком

4.Славы, так как напечатают в газете

2. Не знаю

3. Как, по Вашему мнению, нам будет трудно общаться в рамках курса? Почему?

Нет

Возможно, т.к. новый коллектив

Приложение 2.

АНКЕТА

для участников элективного курса

(проводится в конце последнего занятия)


С ниже приведенными предложениями учащиеся должны были согласиться либо не согласиться. Для удобства в проведении анализа результата проделанной работы в первой колонке приведены утверждения, во второй - количество утвердительных ответов, в третьей - отрицательные ответы.

Утверждения

«Да»

«Нет»

1. Выбор курсов был маленький, но я не жалею, что из-за этого я попал на данный курс

2. Данный курс мне показался легче остальных

3. Название курса мне показалось интересным и это подтвердилось на занятиях

4. Если бы я хотел связать свою будущую профессию с журналистикой, то знания, полученные на этом курсе, мне бы помогли

5. Я теперь знаю, как работать в журналисткой среде

6. Я знаю, как верстается номер газеты

7. Меня заинтересовала эта тема, и я в ней не разочаровался

8. После посещения курса, я лучше стал писать сочинения (статьи)

9. Учитель, работающий в рамках этого курса, меня разочаровал

10. За время посещения данного курса я не узнал ничего нового и интересного

11. Я не увидел никакой пользы от курса

12. Я на курсе интересно провел время

13. В рамках курса я получил знания о себе

14. Мне было трудно общаться с преподавателем

15. Новый коллектив отрицательно повлиял на результат работы

16. Работать не внутри своего классного коллектива, а общаться с ребятами из других классов, которые выбрали этот курс, было интересно и это помогло в изучении темы курса

17. С учителем я нашел общий язык

18. Я шел на курс, как на каторгу

19. Я бы никому не посоветовал выбирать данный курс










© 2010-2022