Система работы с одаренными учащимися

Основной идеей работы с одарёнными детьми  является объединение усилий педагогов, родителей с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала обучающихся. Содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья. В текущем учебном году в учебный план, с учетом запросов педагогов, учащихся и родителей, введены факультативные курсы, ориентированные на работу с д...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анализ

работы с одаренными учащимися

Основной идеей работы с одарёнными детьми является объединение усилий педагогов, родителей с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала обучающихся. Содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.

В текущем учебном году в учебный план, с учетом запросов педагогов, учащихся и родителей, введены факультативные курсы, ориентированные на работу с детьми указанной категории, по всем предметам общеобразовательного цикла, которые являются составным звеном школы олимпийского резерва.

Программы факультативных курсов разработаны учителями лицея, рассмотрены на методическом совете и утверждены директором лицея.

Преподаватели, ведущие курсы дополнительного образования, - не только опытные педагоги высшего уровня квалификации первой и высшей категории, но все они творческие личности, способные раскрыть потенциал учащихся. Систематически педагоги школы-лицея, занимающиеся подготовкой учащихся к олимпиадам, проходят курсы повышения квалификации по проблемам подготовки учащихся к предметным олимпиадам.

Также продолжает свою работу НОУ «НИК» и главной своей целью по-прежнему считает выявление и поддержку одаренных школьников, развитие их интеллектуальных и творческих способностей, а также поддержку научно-исследовательской деятельности учащихся и учителей.

Вся работа в лицее с одаренными учащимися строится по двум направлениям:

  1. подготовка учащихся к предметным олимпиадам

  2. подготовка учащихся к НПК

Осуществляя работу по первому направлению, в ноябре 2012 года в лицее прошла олимпиада по предметам общеобразовательного цикла среди учащихся 5-11 классов. В олимпиаде приняли участие около 400 учащихся (в прошлом году около 300 учащихся). Всего было занято более 150 призовых и поощрительных мест.

Все победители лицейской олимпиады были торжественно награждены грамотами на общелицейской линейке.

По итогам лицейской олимпиады была составлена команда для участия в городских предметных олимпиадах. В большой олимпиаде среди учащихся 8-11 классов приняли участие 32 ученика нашего лицея. Учителя-предметники готовили данных учащихся к городской олимпиаде по индивидуальной программе в соответствии с составленным и утверждённым графиком индивидуальных консультаций.

По такой же схеме продолжается работа и по подготовке учащихся 5-7 классов к малой городской предметной олимпиаде: отобраны учащиеся на конкурсной основе (по итогам лицейской олимпиады), составлен график индивидуальной работы, откорректированы программы подготовки. Планируется проведение второго тура лицейской олимпиады среди учащихся 5-7 классов для окончательного выявления их уровня готовности к городской олимпиаде.

Республиканский интеллектуальный марафон «Ақ бота»

среди школьников 3-10 классов


В конце октября 2012 года проходил республиканский интеллектуальный марафон «Ақ бота-2012» среди школьников 3-10 классов.

Цель: выявление уровня участия и результативности учащихся в республиканском интеллектуальном марафоне «Ак бота».

Олимпиада проводилась по предметам:

3-7 классы - математика, русский язык, естествознание;

8 классы - математика, казахский язык, биология;

9-10 - математика, казахский язык, физика, химия.

В данном марафоне принимали участие 104 ученика лицея (12,5% от общего числа лицеистов).

Количество участников по сравнению с прошлым годом осталось прежним. Больше всего участников в среднем звене (5-8 классы) - 66 учеников - 63,5% (в прошлом году 58 учеников (52,2%), в младшем звене (3-4 классы) - 28 учеников - 27% (в прошлом году 29 учеников (26%) и ни одного ученика в старшем звене (9-10 классы), что говорит об очень низкой работе классных руководителей.

Данная олимпиада нацелена на подготовку учащихся к ПГК и ЕНТ, но, несмотря на это, ученики принимают не самое активное участие. По сравнению с прошлым годом в данном конкурсе приняли участие учащиеся не всех классов.

Больше всего, как и в прошлом году, было участников из 8А класса - 19 человек, 15 участников было в 4А классе, по 12 участников было из 3Б, из 5Б, из 6А.

Победителей республиканского уровня в этом году 13:

Средний балл

по предметам республиканского интеллектуального марафона

«Ак бота»


п/п

Класс

Предметы

Итого:

матем.

рус.яз.

естест.

каз.яз.

биолог.

физика

химия

1

3

12,4/15

15/15,8

15,6/16,1





14,3/15,6

2

4

12,8/17,7

13,3/17,6

12,6/17,1





12,9/17,4

3

5

17/12,8

22,6/21,5

18,6/20,8





19,4/18,3

4

6

12,2/10,6

18,8/17,6



13,8/17,8



14,9/15,3

5

7

13,6/7,8

16,4/13,6



18,6/18,5



16,2/13,3

6

8

20,7/9,9



15,3/21,8

16,3/17,8



17,4/16,5

7

9

-

-


-

-



-

8

10

-

-


-

-



-

Итого:

14,8/11,6

17,2/17,2

15,6/18

15,3/14,7

16,2/18

-/8

-/9

15,8/14,2


Как видно из таблицы, лучшие результаты по русскому языку и биологии. Чуть ниже по естествознанию, казахскому языку и математике.

Лучшие результаты среднего балла по параллелям в разрезе предметов:

Математика - 8-е классы (20,7 баллов)

Русский язык - 5-е классы (22,6 баллов)

Естествознание/биология - 5 и 7 классы (по 18,6 баллов)

Выводы:

  1. В данном году результаты интеллектуального марафона «Ақ бота» значительно выше предыдущих лет: 13 призовых мест.

  2. Не все классные руководители ответственно отнеслись к вовлечению учащихся в данный вид олимпиады.

  3. Лучшие результаты по среднему баллу показали учащиеся по русскому языку и биологии.

  4. Лучший результат среднего балла по всем предметам в параллели 5-х классов - 19,4 (математика, русский язык, естествознание).

Рекомендации:

  1. Создавать условия для более полного вовлечения лицеистов в участие в интеллектуальном марафоне «Ақ бота» с целью подготовки к ПГК, ЕНТ, олимпиадам различного уровня.

  2. Классным руководителям и учителям-предметникам усилить работу по мотивации учащихся для участия в данном конкурсе.

  3. Осуществлять более качественную подготовку к конкурсу «Ақ бота».

  4. Более широко использовать тестовый материал на уроках для систематической подготовки учащихся к подобным конкурсам.

Международный конкурс «Русский медвежонок»

Международная игра-конкурс по языкознанию «Русский медвежонок» среди учащихся 2-11 классов прошла в ноябре. В конкурсе приняли участие 100 учащихся лицея, что на 27 человек больше прошлого года. Это говорит о систематической работе учителей русского языка и классных руководителей по привлечению учащихся к подобным конкурсам.

Больше всего участников в младшем звене (2-4 классы) - 58. В среднем звене 33 человека. В старшем звене приняли участие 9 человек.

Целью данной олимпиады является развить творческое и логическое мышление учащихся. Данный конкурс является хорошей подготовкой учащихся к предметным олимпиадам. Но, несмотря на это, есть классы, учащиеся которых не приняли участие.

Много было участников из 2А класса - 15 человек, 2Б класса - 10 человек, 3Б класса - 12 человек, 4Б класса - 11 человек, 6А класса - 12 человек.

По итогам данного конкурса учащиеся заняли 14 призовых мест.

Лучшие показатели по призовым местам у учащихся 4Б класса: 8 призовых мест - 1 мест - 5; 2 мест - 3.

Нет результатов в среднем и старшем звене.

Выводы: в данном году классные руководители и учителя-предметники достаточно серьезно подошли к вопросу вовлечения учащихся в международную игру-конкурс по языкознанию, число участников данного конкурса в этом году увеличилось. Несмотря на то, что данный конкурс является хорошей подготовкой к предметной олимпиаде по русскому языку, есть классы, которые не приняли в нем участие или приняли в небольшом количестве.

В этом году по итогам данного конкурса 14 призовых мест.

Рекомендации: Учителям-предметникам способствовать повышению мотивации учащихся для участия в международной игре-конкурсе «Русский медвежонок» и более серьезно готовить учащихся.

Городская научно-практическая конференция

исследовательских проектов

среди учащихся 8-11 классов.

24 октября учащиеся приняли участие в городской научно-практическая конференция исследовательских проектов среди учащихся 8-11 классов.

В данной конференции приняли участие 15 учеников. НПК по Положению о конференции проходила в два тура: отборочный и основной. На отборочный тур было представлено 10 проектов, 8 из которых прошли во второй тур. Из 7 предложенных секций наши учащиеся представили проекты в 5 секциях: языкознание (2 проекта), физика (1 проект), охрана окружающей среды (4 проекта), химия (1 проект).

В конференции приняли участие учащиеся 8-9 классов. Из 8 проектов, прошедших во второй тур, все учащиеся лицея заняли призовые места.

По итогам данной конференции планируется заявить на областную научно-практическую конференцию 4 проекта.

Рекомендации: продолжить работу в данном направлении с вовлечением большего числа учащихся и педагогов. Больше привлекать для такой работы молодых педагогов.





Городская предметная олимпиада

среди школьников 8-11-х классов

Одним из важных направлений работы НОУ является подготовка к городской предметной олимпиаде. В лицее по итогам лицейской олимпиады была составлена команда для участия в городском туре олимпиады, организованы индивидуальные занятия с каждым членом команды и групповые консультации в ШОР, куда для работы привлечены самые опытные учителя. Из года в год результативность работы педагогического коллектива в этом направлении возрастает, и в этом году, как и в прошлом, есть определенные достижения.

21-22 декабря прошла городская предметная олимпиада среди школьников 8-11-х классов. В данной олимпиаде приняли участие 34 ученика.

22 ученика прошли во второй тур городской олимпиады, что составляет 68% от общего числа участников.

В данной городской предметной олимпиаде учащиеся заняли 13 мест (59%), из них призовых - 9 мест (69%) и 4 поощрительных (31%):

1 место - 1 (русский язык),

2 место - 1 (казахский язык),

3 место - 7 (английский язык, история, математика, биология, география),

2 место - 4 (русский язык, английский язык, граждановедение, биология),


Результаты городских предметных олимпиад

Предмет

2005/2006

уч. год

2006/2007

уч. год

2007/2008

уч. год

2008/2009

уч. год

2009/2010

уч. год

2010/2011

уч. год

2011/2012

уч. год

2012/2013

уч. год

Каз.язык

-

-

-

2,3

4

2,3,4

1,2,3

2

Биология

3,3

3,4

3,4

3,4

4

-

2,3

3,4

История

-

-

1

4

3

1,1

1,3,3

3,3,3

Английский язык

-

-

-

3

3

3,4

-

3,4

Русский язык

4,5

-

5

2

1

-

3,4

1,4

Математика

-

-


4

-

2,2,3

1,1

3

География

-

4


-

3,4

2,3,4

2,3

3

Физика

-

-

-

-

-

2,2

3

-

Граждановедение

1,3,4

2,3

4

4

-

Не участв.

4

4

Химия

-

-

-

-

4

1

1

-

Информатика

-

-

-

-

4

-

4

-

Итого

6

5

4

9

9

16

18

13

В данном году увеличения мест не наблюдается, но все же результат неплохой.

Но также выявилась и проблема: из заявленных учащихся не все ученики смогли пройти во второй тур городской предметной олимпиады:

Слабо выступили в этом году учащиеся:

по казахскому языку, по русскому языку, по информатике, по физике, по химии.

Следует отметить слабую работу данных учителей по подготовке учащихся к городской предметной олимпиаде. Но в целом результаты удовлетворительные.

Таким образом, анализируя итоги городской предметной олимпиады, можно сказать, что работа по подготовке одаренных учащихся к городской олимпиаде в целом велась на хорошем уровне. Но остаются проблемы, над которыми предстоит работать. Отсутствие мест по казахскому языку говорит об отсутствии опыта учителей по подготовке учащихся к заданиям олимпиадного характера. Нулевые результаты по ИВТ говорят о том, что учителя не работают с учащимися по обучению их программированию. Отсутствие результата по физике указывает на недоработку учителя с учащимися по подготовке к олимпиадам. Низкий результат по химии связан с тем, что учитель - молодой специалист и не имеет достаточного опыта в подготовке учащихся для соревнований такого уровня.

По итогам данной олимпиады команда Лицея имеет в зачете 9 призовых мест и 4 поощрительных. Такие результаты во многом определяются эффективным использованием различных технологий в обучении, присутствием в работе учителя современных педагогических технологий, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся. Соответствие уроков современным требованиям, целенаправленной работе над формированием творческого, логического мышления у учащихся, использованием учителями при подготовке дифференцированного и индивидуального подходов в обучении и воспитании, систематизация в работе с одаренными учащимися, углубления учебного материала, интеграции в преподавании своего предмета - все это также играет свою определенную роль в достижении высоких результатов.

Выводы:

Работа с одаренными учащимися в течение данного учебного года по подготовке к городской предметной олимпиаде проводилась на хорошем уровне. Этому способствовала систематическая работа с учащимися, введение дополнительных часов на подготовку учащихся.

В этом году стоит отметить положительную работу психологов с командой учащихся, заявленных на участие в городской предметной олимпиаде.

Проблемы:


  1. Недостаточное количество призовых мест на большой городской предметной олимпиаде.

  2. Слабая работа отдельных педагогов в подготовке учащихся к предметной олимпиаде.

  3. Отсутствие работы психологов с командой учащихся, заявленных на участие в городской предметной олимпиаде.

Рекомендации:


  1. Расширить круг деятельности психологов по психологической подготовке учащихся к предметным олимпиадам.

  2. Психологической службе усилить работу по выявлению одаренных учащихся и форм работы с ними педагогов. Систематизировать работу по выявлению одаренности среди учащихся лицея, отслеживая выполнение рекомендаций.

  3. Создавать условия для повышения мотивации, как среди учащихся, так и среди педагогов лицея.

  4. Разработать систему подготовки учащихся лицея к предметным олимпиадам. (отв.: зав.кафедрой).

Малая городская предметная олимпиада

среди школьников 5-7-х классов

С 28 по 29 марта в городе проходила малая городская предметная олимпиада среди школьников 5-7-х классов. На участие в данной олимпиаде было заявлено в общей сложности 33 ученика. Из них в олимпиаде

  • гуманитарного цикла приняли участие 21 учащийся;

  • политехнического цикла - 6 учеников;

  • естественно-научного цикла - 6 учеников.

Результат участия в олимпиаде гуманитарного цикла достаточно высокий, что говорит о систематической работе учителей-предметников по подготовке учащихся. Из заявленных 21 участника 17 заняли призовые и поощрительные места (80,9% качество):

1 место - 3 ученика

2 место - 7 учеников

3 место - 4 ученика

4 место - 3 ученика.

В прошлом году результаты были значительно ниже. По всем предметам гуманитарного цикла есть призовые места.

Олимпиада политехнического и естественно-научного цикла проходила совместно и в один день. Для участия в данном туре было заявлено две команды. Результаты подводились как в личном, так и в командном зачете. В этом году результат политехнического цикла хуже гуманитарного, и хуже, чем в прошлом году. Из 12 участников 4 призовых места и 2 поощрительных (всего 6 мест - 50%). Но место есть по каждому заявленному предмету: естествознание, математика, физика, ИВТ, биология.

1 место - 1 ученик

2 место - 2 ученика

3 место - 1 ученик

4 место - 2 ученика.

По итогам малой городской предметной олимпиады за несколько лет наблюдается тенденция роста призовых мест. В данной олимпиаде в общей сложности учащиеся заняли 18 призовых мест и 5 поощрительных: 1 мест - 4,

2 мест - 9,

3 мест - 5,

4 мест - 5.

Итого 23 места на данной олимпиаде, что составляет 70% качества по сравнению с 44% в прошлом году. Исходя из призовых мест - 54,5% качество. Это хороший результат и лучше, чем в прошлом году.

Сравнительные результаты

малой городской предметной олимпиады


п/п

Предмет

2008/2009

уч. год

2009/2010

уч. год

2010/2011

уч. год

2011/2012

уч. год

2012/2013

уч. год

1

Каз.язык

4,4

2,3

1, 1, 2, 3

4

1,1,2,2,2

2

Английский язык


3

2, 3, 4

4

2,2,3,3,4

3

Русский язык

3,4

3

4

4

2,3,3,4

4

История


4

1, 1

1,1

1,2,4

5

Биология

4,4


2, 4

2,3

1,4

6

География



1, 4

1,2


7

Естествознание


1

2

2,4

2

8

Математика

2,3,3

4

2, 2, 4

2

2

9

Физика



1

2

3

10

Химия



-

2


11

Информатика



4

4

4

Итого:

9

1-0, 2-1, 3-3,

4-5

7

1-1, 2-1, 3-3,

4-2

20

1-6, 2-6, 3-2,

4-6

15

1-3, 2-6, 3-1,

4-5

23

1-4, 2-9, 3-5,

4-5

Анализируя итоги малой городской предметной олимпиады, можно сказать, что работа по подготовке одаренных учащихся к городской олимпиаде в целом велась на удовлетворительном уровне.

По итогам данной олимпиады следует отметить высокий уровень подготовки учащихся к малой городской предметной олимпиаде школьников 5-7 классов по гуманитарному направлению, где команда лицея заняла 2 общекомандное место.

Такие результаты во многом определяются эффективным использованием различных технологий в обучении, присутствием в работе учителя современных педагогических технологий, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся. Соответствие уроков современным требованиям, целенаправленной работе над формированием творческого, логического мышления у учащихся, использованием учителями при подготовке дифференцированного и индивидуального подходов в обучении и воспитании, систематизация в работе с одаренными учащимися, углубления учебного материала, интеграции в преподавании своего предмета - все это также играет свою определенную роль в достижении высоких результатов. Особую роль в работе с данной категорией учащихся по-прежнему играет психологическая служба лицея, которая из года в год разрабатывает новые подходы в работе с учащимися и педагогами.

Выводы: лучше всего выступили участники гуманитарного цикла. Они принесли лицею 14 призовых мест и 3 поощрительных, что составило 81% качества.

Проблемы:

  1. Снижение результатов по предметам политехнического и естественно-научного цикла.

  2. Слабая связь педагогов-предметников с психологической службой лицея по работе с одаренными учащимися и их подготовке к предметной олимпиаде.

Рекомендации:

  1. Психологической службе усилить работу по выявлению одаренных учащихся и форм работы с ними педагогов. Систематизировать работу по выявлению одаренности среди учащихся лицея как можно в более раннем возрасте, отслеживая выполнение рекомендаций.

  2. Создавать условия для повышения мотивации, как среди учащихся, так и среди педагогов лицея.

  3. Усилить подготовку учащихся лицея к малой предметной олимпиаде.

  4. Вновь прибывшим учителям включаться в работу по подготовке учащихся к предметной олимпиаде для осуществления более качественной работы в этом направлении и достижения высоких результатов.

  5. Учителям-предметникам, учащиеся которых не принимали участие в городской олимпиаде этого года, подготовить детей к школьным олимпиадам следующего года.

  6. Продолжить работу по формированию олимпиадной команды на основе отборочного тура в виде общелицейского интеллектуального марафона, который содержит олимпиадные задания лицейского уровня, максимально приближенного к заданиям городского уровня.

Научно-практическая конференция

исследовательских проектов

среди учащихся 5-7 классов

В апреле учащиеся приняли участие в очередной городской научно-практической конференции исследовательских проектов среди учащихся 5-7 классов.

В данной конференции приняли участие 18 учеников, которые представили 14 проектов. Проекты были представлены в 2 секциях: культура (2 проекта), охрана окружающей среды (12 проектов).

5 педагогов подготовили учащихся на малую городскую НПК.

Победителями стали 9 проектов (12 учащихся) - 64,3% от общего числа участников. Призерами - 7 проектов (9 учащихся) - 50%.

По итогам данной малой городской НПК учащиеся лицея заняли 1 общекомендное место.

Результат участия в данной конференции очень высокий. Это свидетельствует о том, что учащиеся среднего звена совместно с руководителями не только выбирают современные темы, но и готовят проекты на очень высоком уровне.

Для усовершенствования научно-исследовательской работы проводятся индивидуальные и групповые занятия с использованием базы школьной библиотеки и сети Интернет. На протяжении нескольких лет успешно ведется курс «Проектная деятельность» для учащихся 1-8-х классов. Для родителей проводятся индивидуальные консультации психологов.

Выводы: работа по подготовке учащихся к НПК исследовательских проектов среди учащихся 5-7 классов ведется на достаточно высоком уровне. В данный вид деятельности включено большое количество педагогов и учащихся, которые работают на результат.

Рекомендации:

  1. Отметить качественную работу педагогов по подготовке учащихся к НПК исследовательских проектов.

  2. Продолжить работу в данном направлении с вовлечением большего числа учащихся и педагогов. Больше привлекать для данной работы молодых педагогов.

  3. Создавать условия для повышения мотивации, как среди учащихся, так и среди педагогов лицея с целью участия в НПК.

  4. Вновь прибывшим учителям включаться в работу по подготовке учащихся к НПК для осуществления более качественной работы в этом направлении и достижения высоких результатов.

  5. Учителям-предметникам, учащиеся которых не принимали участие в городской НПК этого года, подготовить детей к НПК в следующем учебном году.

  6. Продолжить работу по формированию команды учащихся для участия в городской НПК.

В течение года учащиеся лицея участвовали в городском конкурсе «Жарқын болашак», где стали победителями. По итогам данного конкурса продолжили участие в областном конкурсе, где также стали победителями: 1 место и 3 место.

В апреле лицеисты 9А класса участвовали в студенческой олимпиаде по черчению, где заняли 3 место и 4 место.

Также в апреле прошла физико-математическая олимпиада для учащихся 11 класса в КГИУ, где наш лицей представляли 2 ученика, один из которых занял 3 место по математике.

В апреле КГИУ организовывали олимпиаду по экономике среди студентов и школьников города, где наш ученик занял 2 место.

Выводы

Работа с одаренными учащимися в течение года проводилась на высоком уровне. Повысились результаты по всем направлениям данной работы, этому способствовала систематическая работа с учащимися, введение дополнительных часов на подготовку, высокая мотивированность учащихся, ответственное отношение педагогов к данной работе.

Необходимо отметить слаженную и результативную работу всего педагогического коллектива.

Также следует отметить работу психолога, которая продолжает работу по составлению индивидуальных карт одаренности, учитывающих не только особенности личности, но и индивидуальный темп продвижения, параметры личностного роста каждого ребенка.

Проблемы:

  1. Отсутствие победителей на областной предметной олимпиаде.

  2. Недостаточная работа по подготовке учащихся 5-7 и 8-11 классов к олимпиадам политехнического цикла.

  3. Слабая связь педагогов-предметников и психологической службы лицея по работе с одаренными учащимися и их подготовке к предметной олимпиаде.

Рекомендации:

  1. Психологической службе усилить работу по вовлечению одаренных учащихся в участие в различных конкурсах. Систематизировать работу по выявлению одаренности среди учащихся лицея, отслеживая выполнение рекомендаций.

  2. Создавать условия для повышения мотивации, как среди учащихся, так и среди педагогов лицея.

  3. Откорректировать систему подготовки учащихся лицея к предметным олимпиадам.

  4. Вновь прибывшим учителям включаться в работу по подготовке учащихся к предметной олимпиаде для осуществления более качественной работы в этом направлении и достижения высоких результатов.

  5. Учителям-предметникам, учащиеся которых не принимали участие в городской олимпиаде этого года, подготовить детей к школьным олимпиадам.

  6. Продолжить работу по формированию олимпиадной команды на основе отборочного тура в виде общелицейского интеллектуального марафона, который содержит олимпиадные задания лицейского уровня, максимально приближенного к заданиям городского уровня.


© 2010-2022