Доклад на районный семинар завучей Стандарт второго поколения

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад Масаевой Лидии Каншаубиевны, учителя биологии МКОУ «СОШ№1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.п.Чегем на семинаре заместителей директоров школ Чегемского района.

«Стандарт второго поколения»

Почему появился новый документ-Стандарт 2-го поколения, в основе которого лежит системно - деятельностный подход в обучении?

Великая цель образования - это не знания, а действия.

Герберт Спенсер

Немного предыстории.

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний, заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях.

Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным. Качество образования на современном этапе понимается как уровень умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как "научение жить здесь и сейчас". Предмет нашей гордости в прошлом - большой объём фактических знаний - в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, или создавать новую. И то, и другое, - результаты деятельности, а деятельность - это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов, где результат - знания, на овладение способами взаимодействия с миром ,где результат - умения, мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.

При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет решение задач, т.е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др. С освоением деятельности ученик сможет из пассивного потребителя знаний стать активным субъектом образовательной деятельности. Категория деятельности при таком подходе к обучению является фундаментальной и смыслообразующей всего процесса обучения.

Концепцию "учения через деятельность" впервые предложил известный американский педагог- гуманист, психолог и философ Джон Дьюи. В 1897 году он опубликовал эссе «Мое педагогическое кредо» отражающее основные принципы его системы:

- учет интересов учащихся;

- учение через обучение мысли и действию;

- познание и знание - следствие преодоления трудностей (вспомните наше проблемное обучение-все оттуда)

-свободная творческая работа и сотрудничество (вспомните педагогическое сотрудничество наших учителей- новаторов- это тоже оттуда).

В 20-х годах прошлого столетия Дьюи приезжал в Россию и читал свои лекции. Возможно, его внимательно слушали, кто-то развивал свои идеи на основе услышанного, так или иначе он оказал впоследствии огромное влияние на Российское образование. Крупская приветствовала его идеи. Вслед за Крупской приверженцем и последователем американского педагога, психолога становится Выготский. Вот что он пишет:

«В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность".

"...В обучении гораздо важнее научить ребенка мыслить, чем сообщить ему те или иные знания". По Выготскому, нужно создавать затруднения для ребенка "как отправные точки для его мыслей": ведь "мышление всегда возникает из затруднения". Позже, на этой основе, как вы знаете, Махмутов и Лернер разрабатывают проблемный метод обучения.

Психолого-педагогические взгляды Выготского развивались далее в трудах его сотрудников и учеников - А.Н.Леонтьева ,П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина , Давыдова Л.В.Занкова. Инициаторами разработки педагогики сотрудничества были учителя- экспериментаторы и в 70-х годах прошлого столетия «Учительская газета» освещала их опыт.

А с 1986 года интенсивно изучался и распространялся опыт учителей-новаторов, позже их так называли, как Амонашвили Ш.А.,И.П.Волков,Е.Н.Ильин,С.Н.Лысенкова, В.Ф. Шаталов и другие. В этой «ауре» рождаются авторские школы, как школа Караковского В.А., Ямбурга Е.А. Тесно с учителями-новаторами и с авторами названных школ сотрудничал Марк Поташник, доктор педагогических наук, профессор, автор единственной такого рода монографии в России «Как разработать программу развития школы», ученик и последователь Ю.К.Бабанского, крупного теоретика советской педагогики, известный нам по книге «Оптимизация процесса обучения». Таким образом, как вы заметили, вот уже около ста лет как над Россией витают педагогические идеи, актуальные сегодня.

Назрел момент, когда стало необходимостью систематизировать накопленный материал российскими школами и узаконить, т.е. перевести в ранг Стандартов. А реализовать его нам, учителям.

Каковы особенности ФГОС?

Федеральный государственный образовательный стандарт - принципиально новый для отечественной школы документ.

Если варианты аналогичных документов предыдущих поколений являлись, прежде всего, стандартами содержания образования, то ФГОС нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни.

Какие требования к результатам обучающихся устанавливает Стандарт II-поколения?

1) к содержанию образования т.е.перевод содержания образования в деятельностную парадигму(о деятельностной парадигме мы в общих чертах говорили выше).

2) к условиям реализации образовательной программы- это научно-методичекое обеспечение, учебная литература, оснащение учебных кабинетов.

3) к результатам освоения образовательной программы это

1). предметные результаты( с зун-овской парадигмой мы уже знакомы), а вот 2).метапредметные результаты-звучит по-новому. Фактически речь идет о тех метапредметных навыках (ранее называвшихся надпредметными), которые большинство педагогов в той или иной степени стараются отрабатывать на своих уроках. На уроках истории, географии, биологии и других мы учим систематизировать материал, составляя разнообразные таблицы, схемы ( в новых стандартах это формулируется как перевод информации из одной знаковой системы в другую). Умение работать с картой нужно на уроках истории и географии. Изучение большинства предметов предполагает процесс выявления причинно-следственных связей, объяснение изученных положений теории на конкретных примерах, поиск материала в разных источниках, определение собственного мнения, формулирование собственной точки зрения. Безусловно, в новых стандартах на это делается значительный акцент, поэтому на новый уровень выходит сотрудничество педагогов из разных предметных кафедр, с целью координирования своих действий в направлении формирования метапредметных навыков и умений учащихся. Если переложить это на сухой язык стандарта: на уроках должны формироваться как предметные навыки (понимание специфики познания мира средствами предметов), так и метапредметные (определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения и т.д.).

Опыт формирования метапредметных связей есть у большинства педагогов.

Задача педагога в свете появления новых стандартов усилить практическую направленность своих уроков, более четко продумывать, какие метапредметные результаты и на каком этапе урока он хочет получить,

развивать профессиональное сотрудничество с учителями разных предметных кафедр.

3). Стандарт устанавливает требования к : личностным результатам, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию. Обеспечение ценностно-смысловой ориентации учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, (к примеру «нельзя ломать стул»), знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения).

Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

- действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

В итоговом докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие» определены приоритеты современного образования: научить получать знания, то есть учить учиться; научить трудиться - работать и зарабатывать, то есть учение для труда; научить жить, это учение - для бытия.

В соответствии с современными требованиями к результатам обучения, перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.

Главными факторами для построения личностного вектора развития становятся умение ориентироваться в море информации и способность принимать правильные решения на основании данных из различных источников.

А это невозможно без формирования универсальных учебных действий обучающихся.

В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В узком смысле - способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, толерантность.

А в чем их универсальность?

В том что они:

- Носят метапредметный характер о чем мы выше говорили;

-Обеспечивают целостность личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

-Обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса.

В составе основных видов УУД можно выделить 4 блока:

1. личностный (мы раскрыли это выше)

2.регулятивный- работа по инструкции, которую выработали сами дети;

3.познавательный-ответ на простые вопросы учителя;

4.коммуникативный-участие в диалоге:учитель-ученик, ученик-ученик.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других - на формирование других УУД. Но в целом, на современном уроке идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.

С первой минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД) К ним относятся:

• целеполагание, как постановка учебной задачи (Каким бы вы хотели видеть наш урок? Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок?) Далее самостоятельно формулируют тему урока.

При повторении изученного материала ставится перед учащимися новая проблема (формируются коммуникативные УУД). Всем группам необходимо выбрать верные утверждения о предмете изучения, после чего они должны ответить на вопросы: Как вы думаете, может ли, к примеру, на Луне идти дождь? После предположений учащихся начинается совместное открытие нового.

Таким образом, ребята самостоятельно делают вывод и сравнивают его с выводом учёных (чтение вывода в учебнике). За тем ребята вовлекаются в проведении опыта. На этом этапе урока развиваются УУД во всех сферах:

-личностных (формирование интереса)

- регулятивных (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка)

- познавательныех (наблюдают и делают выводы, работают с учебником, используют простейшие предметы для проведения опыта)

- коммуникативных (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других)

В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному т.е. интегрированному изучению сложных жизненных ситуаций;


© 2010-2022