Программа Городского оздоровительного лагеря Малахитовый город

Лагерная смена 2015 проходит под названием «Малахитовый город». Направление работы: краеведение и литература.Выбор тематики смены обусловлен двумя факторами, во-первых 2015 год в России былобъявлен годом литературы, во-вторых основополагающим проектом является проект «Малахитовый город», состоящий из нескольких разнообразных модулей. Именно название этого проекта и легло в основу названия смены.Цель: познакомить обучающихся с культурными и природными памятниками Екатеринбурга и с творчеством пис...
Раздел Завучу
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Управление образования Администрации г.Екатеринбурга

Отдел образования Администрации Кировского района


Утверждаю:

директор МАОУ гимназия № 176

______________Е.В. Столярова

«______»______________2015 г.




Программа

городского оздоровительного

лагеря с дневным пребыванием

МАОУ гимназии № 176

Кировского района

города Екатеринбурга


Исполнители:

Начальник ГОЛ Козлова С.А.

Екатеринбург

2015



Оглавление

Оглавление 2

1.Пояснительная записка 3

2.Содержание программы 5

Тематика смены 5

Направления деятельности 5

Формы и методы работы 7

3.Программы проектной деятельности 11

Проект «Малахитовый город» 11

Проект «ГТО» 13

Проект «Дозор 01» 14

Проект «Пресс-центр» 15

4.Условия реализации программы 17

Нормативно-правовое обеспечение 17

Кадровое обеспечение 19

Материально-техническое обеспечение 19

5.Список литературы 20

Приложение 1 21


  1. Пояснительная записка

Анализ ситуации, сложившейся в детской среде, свидетельствует о том, что отсутствие должного внимания общества к организации свободного времени детей и подростков ведет к самым негативным результатам. Рост детской преступности, наркомании, алкоголизма, проституции и других проявлений «свободного образа жизни» достиг таких масштабов, что поневоле заставляет задуматься, а есть ли будущее у наших детей и у страны?

В данной проблеме достаточно рельефно просматривается неизбежность принципиально нового подхода к системе организации свободного времени детей и подростков в каникулярное время.

Организация отдыха и оздоровления детей в летний период - часть социальной политики государства.

Особенность данной программы - нацеленность не только на оздоровление детей и подростков, но и на создание условий для развития их творческого интеллектуального потенциала, совершенствование личностных качеств, приобщение к социкультурным и образовательным ценностям, удовлетворение личностно-значимых интересов на основе свободы выбора занятий и форм отдыха посредством организации досуговой деятельности с использованием ролевых и квест-игр, а также метода проектов.

Цель программы:

Создание условий для педагогически целесообразного, эмоционально - привлекательного досуга школьников, восстановление их здоровья, удовлетворения их потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самостоятельности в разнообразных формах, включающих труд, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения. А также формирование сплоченного коллектива, забота о физическом и духовном здоровье каждого ребенка путем внедрения современных технологий.

Задачи:

  • Создание условий для оздоровления, отдыха и рационального использования каникулярного времени

  • Формирование общей культуры и здорового образа жизни

  • Формирование и поддержка коллективов, объединений для реализации интересов, потребностей детей и подростков в самосовершенствовании, саморазвитии, самоопределении.


  1. Содержание программы

Тематика смены

Лагерная смена 2015 проходит под названием «Малахитовый город». Направление работы: краеведение и литература.

Выбор тематики смены обусловлен двумя факторами, во-первых 2015 год в России был объявлен годом литературы, во-вторых основополагающим проектом является проект «Малахитовый город», состоящий из нескольких разнообразных модулей. Именно название этого проекта и легло в основу названия смены.

Цель: познакомить обучающихся с культурными и природными памятниками Екатеринбурга и с творчеством писателей Екатеринбурга и Урала.

Легенда: Где-то в недрах города Екатеринбурга затерялся Малахитовый город со своими домами, памятниками, музеями и площадями. Его необходимо найти и восстановить, и только совместными усилиями всех ребят и при помощи древних жителей Малахитового города (руководителей проектов) можно это сделать.

Конечная цель (задание) смены: найти все объекты Малахитового города, воссоздать древнюю карту Малахитового города, найти утерянный символ Малахитового города - Каменный цветок.


Направления деятельности


  1. Оздоровление и формирование осознанного отношения к здоровью.

  • создание условий для оздоровительного режима дня включает в себя ежедневную утреннюю гимнастику, дыхательную гимнастику, солнечные и воздушные ванны, ежедневный час здоровья, трехразовое сбалансированное питание (витаминный стол), кислородные коктейли.

  • организация двигательной деятельности имеет жизненно-важное значение для развития детского организма в связи с этим, в программу по данному направлению включены следующие мероприятия: спортивные соревнования на свежем воздухе,

  • обучение плаванию в школьном бассейне, пешие прогулки по историческим местам родного города.

  • психолого-педагогическая поддержка, направленная на оздоровление и развитие учащихся обеспечивает создание комфортной пространственно-предметной и психологической среды путем проведения психологических тренингов, групповых и индивидуальных занятий со школьным психологом.

2. Культурно-массовое и эстетическое направление работы.

  • Посещение музеев, театров, выставок с обязательной.

  • Проведение отрядных мероприятий и праздников, театрализованные постановки, ролевые игры.

3. Интеллектуально-практическое направление.

  • Проектировочная деятельность.

  • Тематические дискуссии.

  • Мастер-классы (с привлечением ресурсов «ЛИК»).

  • Викторины.

  • Квест-игры.

  • «Пресс-центр» (просмотр и обсуждение фильмов, видео- и фото-съемка, создание презентаций по отснятому материалу, написание рецензий на фильмы собственного изготовления, ежедневное оформление Вестника лагеря).

4. Спортивно-оздоровительное направление.

  • Ежедневная утренняя гимнастика.

  • Прогулки.

  • Эстафеты, соревнования

5. Обучение безопасной жизнедеятельности.

  • проведение курса по технике безопасности и зачета для преподавателей и воспитателей школьного лагеря «Уралец», проведение вводного инструктажа для обучающихся, посещающих лагерь, изучение инструкций №№ 01-11,02-11,09-11,11-11,15-11,16-11,18-11,19-11,20-11,21-11,22-11,23-11,24-11,25-11,27-11,29-11,30-11 при каждом выходе с территории гимназии.

  • обучение правилам безопасности на дороге, при пожаре.

  • активное участие в проекте «Дозор № 1», в обучении умению держаться на воде.

  • выполнение правил поведения, выработка умений адекватного реагирования на нестандартные жизненные ситуации.

Формы и методы работы

Основными методами работы при организации досуговой деятельности воспитанников лагеря являются игровое обучение и метод проектов.

Термин игра психологи определяют как «вид активности человека, в которой он демонстрирует одно или несколько следующих качеств: ведет себя нетипичным образом ( играет какую-либо роль), не принимает всерьез то, что делает, скрывает свои подлинные чувства и психологические качества, получает только развлечение от того, что делает». Важной особенностью игры является ее двуплановость:

Играющий выполняет вполне реальную деятельность, осуществление коей требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач;

Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами. Двуплановость обеспечивает развивающий характер игры..

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

развлекательную ( это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

коммуникативную: освоение диалектики общения;

самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально- культурных ценностей;

социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

1) свободная развивающаяся деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

2) творческий, в значительной мере импровизированный, очень активный характер этой деятельности (« поле творчества» );

3) эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

4) наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность её развития.

В структуру игры как деятельности органично входит

целеполагание,

планирование,

реализация цели,

анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Квест (английское "quest", поиск) - это разновидность игр, в которых участник проходит по запланированному сюжету, стремясь выполнить какое-то поручение (задание). Для достижения этой главной цели участнику необходимо сначала выполнить несколько второстепенных заданий (найти, узнать, придумать, соорудить и т.д.); выполнение этих подзадач может сводиться к подподзадачам и т.д. Весь сюжет квеста изобилует различными подсказками, которые и помогают решить, как же именно можно справиться с той или иной возникшей трудностью. Таким образом, прохождение квеста чем-то напоминает решение своеобразной логической головоломки. Разрабатывается определенный план приключений, даются вводные задачи, а все остальное будет зависеть от действий участников игры. Непредсказуемость только увеличивает интерес к происходящему и способствует вовлечению в процесс всех участников с полной самоотдачей.

Метод проектов - это совокупность приёмов, действий участников в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Основная цель метода проектов состоит в предоставлении участникам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. Метод проектов становится «интегрированным» компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Популярность метода проектов обеспечивается возможностью сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. Кроме того, метод проектов поддерживает становление новых подходов к организации педагогического управления, является одним из эффективных средств построения личностно - ориентированной педагогической системы.

Данная программа является легко поддается корректировке в зависимости от контингента учащихся посещающих летний оздоровительный лагерь.


  1. Программы проектной деятельности


Проект «Малахитовый город»

Высокие горы

По каменным плитам

Ведут за собою

В град малахита.

Град, где не счесть

Самоцветов - камней.

В град работящих

И добрых людей.

Цель проекта: изменить отношение детей к родному краю, познакомив их с достопримечательностями Екатеринбурга.

Задачи проекта:

  • воспитывать в детях любовь к родному краю, опираясь на положительный опыт;

  • развивать умения строить общение в круге, группе;

  • учить работать в микро- и макрогруппах;

  • познакомить детей с родным городом (природные памятники, памятники архитектуры, музеи и т.д.);

  • учить работать детей с картой;

  • проложить туристические маршруты.

Модуль 1. О чем молчит былая старина?

Знакомство с достопримечательностями Екатеринбурга: усадьбы, памятники, храмы, знаменитые здания, фонтаны, скверы (экскурсии, просмотр фильмов, поисковые проектные задания, презентации, конкурсы и викторины, создание живых картин, создание экскурсионных маршрутов).

Модуль 2. Тропа сказов

Знакомство с биографией и творчеством Бажова П.П.: чтение сказов, просмотр фильмов; викторины; театрализованные постановки сказов; конкурсы рисунков и поделок; экскурсия в дом-музей Бажова.

Модуль 3. Что в имени твоём?

Знакомство с улицами и площадями Екатеринбурга, историей их создания и названий. Работа над научно-исследовательским лингвистическим проектом «Что в имени твоём?». Поисковая исследовательская работа «Улицы малахитового города», сравнительный анализ карт старого и современного Екатеринбурга.

Модуль 4. Остров музеев

Посещение музеев Екатеринбурга: Свердловский областной краеведческий музей, Уральский музей камня, Уральский геологический музей, Мемориальный дом-музей П.П. Бажова, Свердловская областная пожарно-техническая выставка, Музей истории камнерезного и ювелирного искусства, Выставка-ярмарка «Минерал-Шоу», Военно-исторический музей, Музей памяти воинов-интернационалистов «Шурави», Музей истории Екатеринбурга и др. Создание музейной карты Екатеринбурга, квест-игра «В поисках малахита».

Модуль 5. Память сердца

Родина, Отчизна, родная земля, земля предков. Эти понятия - одни из самых главных в жизни человека. Именно поэтому воспитание патриотизма всегда являлось и является главной задачей общества.

Сегодняшние мальчишки и девчонки делают лишь первые шаги в жизни. Для них понятие «Родина» еще очень абстрактно. Куда ближе - семья, родственники, люди, которые тебя окружают. Изучение истории Родины через изучение судеб близких людей - прием не новый, но очень хорошо понятный младшим школьникам, позволяющий формировать историческое сознание детей. Работа над проектом должна побудить интерес к изучению не только истории семьи, но и истории Великой Отечественной войны, истории Родины.

В МАОУ гимназия №176 с 2005 года в рамках патриотического воспитания собирается информация об участии родных учеников и учителей в Великой отечественной войне и других войнах. Издано пять сборников и создан блог "Память сердца". В рамках работы городского оздоровительного лагеря планируется продолжить работу по созданию сборника «Память сердца».

Проект «ГТО»

При решении задач физического воспитания необходимо ориентировать деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, моральных и волевых качеств, гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, для самостоятельных занятий.

Цель проекта: Создание условий для формирования здорового образа жизни.

Задачи проекта:

  1. Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни.

  2. Общефизическая подготовка обучающихся.

  3. Развитие двигательных качеств обучающихся.

Теоретическая часть:

Проблемные вопросы

примечания

1

Физическая форма

2

Что такое ГТО?

3

Виды испытаний

Нормы ГТО для школьников

Видео-фильм, обсуждение

4

Дыхательная гимнастика

Алгоритм действий

5

10-топ треков для тренировок (ГТО)

Практическая часть:

1

Игра «Стартуют все»

Игровое занятие

2

«Равновесие»

Практическое занятие

3

Виды испытаний ГТО

Практическое занятие

4

Командный тренинг

Практическое занятие

5

Веселые старты под девизом «Готов к труду и обороне!»

Игровое занятие

6

Зарница

Игровое занятие

Планируемый результат:

  • укрепление физического здоровья;

  • эмоциональное удовлетворение, овладение культурой досуга;

  • положительное отношение к спорту;

  • развитие творческого потенциала детей.


Проект «Дозор 01»

Цель проекта: Создание условий для формирования навыков прогнозирования, предупреждения опасных ситуаций и безопасного поведения.

Задачи проекта:

  1. Обучение в области безопасного поведения.

  2. Формирование навыков прогнозирования опасных ситуаций.

  3. Формирование навыков предупреждения опасных ситуаций.

Дорожная безопасность:

Проблемные вопросы

примечания

1

Дорожная азбука: стихи и загадки о правилах дорожного движения

2

«Путешествие в страну ПДД»

3

Игра «Умный пешеход»

4

Как правильно реагировать в экстремальных ситуациях?

фильм, обсуждение

Алгоритм действий

5

Игра с дорожными знаками «Безопасный город»

6

Школа дорожной безопасности.

Противопожарная безопасность:

1

Введение. Противопожарная азбука.

2

Правила поведения во время пожарной тревоги

Видео-фильм. Практическое занятие

3

Школа юных пожарных

Практическое занятие

4

Посещение пожарной части.

5

Игра «Смелые пожарные»

6

Эстафета «Тушение пожара»

7

Конкурс плакатов «Правила противопожарной безопасности»

8

Межотрядный конкурс «Дружин юных пожарных»

Планируемый результат:

  • расширение социального опыта,

  • повышение коммуникативного опыта,

  • осознание необходимости ответственного поведения,

  • овладение необходимыми для этого знаниями и способами деятельности;

  • развитие творческого потенциала детей.

Проект «Пресс-центр»

Актуальность проекта:

Одним из важнейших средств для самоутверждения юной личности является предоставление возможности конкретному ребенку свободно высказывать и утверждать свои взгляды, отстаивать свои интересы, обращаться к общественному мнению. Поэтому и в лагере возникла необходимость издания газеты. На ее страницах каждый ребенок может представить на суд свое литературное творение, поделиться открытиями, рассказать об интересных людях, мероприятиях, проводимых в лагере и в отряде, призвать читателей к решению острых проблем. Газета в лагере - это, прежде всего, огромный объём необходимейшей информации для воспитанников и педагогов, дополнительное средство общения. Пресса в лагере играет ту же роль, что и в обществе: развивает социальные навыки, гражданское самосознание. Но, кроме того, она также выполняет воспитательную и образовательную функцию, позволяя детям и подросткам приобретать навыки выражения собственных мыслей, понимания получаемой информации.


Цель проекта: создать условия для саморазвития личности воспитанников в рамках работы пресс-центра ГОЛ.

Задачи:

- создать пресс-центр лагеря;

- обучить юных журналистов основам профессионального мастерства;

- организовать ежедневный выпуск газеты «МИГ»;

- организовать ежедневный выпуск он-лайн версии газеты «МИГ»;

-организовать ежедневные выпуски радио-передачи «Вести Малахитового города»;

- организовать ежедневное радио - , музыкальное сопровождение жизни лагеря;

- привлечь максимальное число ребят к участию в проекте.


  1. Условия реализации программы


Нормативно-правовое обеспечение

  1. Федеральный закон «Об образовании» (в редакции 23.12.2003 г. № 186 ФЗ, от 22.08.04. № 122 - РФ- действует до 01.09.2013г.

  2. Конституция РФ. Основной закон Российского государства (12.12.1993г.)

  3. Конвенция ООН «О правах ребенка»;

  4. Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ);

  5. Правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

  6. Постановление Правительства Свердловской области от 29 февраля 2012 г. N 194-ПП

«Об утверждении Порядка предоставления из областного бюджета субсидий организациям отдыха и оздоровления детей, расположенным на территории Свердловской области, в 2012-2014 годах»

  1. Закон Свердловской области от 15 июня 2011 года N 38-ОЗ «Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Свердловской области»

  2. Постановление Правительства Свердловской области № 220-ПП от 07.03.2012г. «О мерах по обеспечению отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2012-2014 годах».

  3. Постановление Правительства Свердловской области № 324-ПП от 18.03.2013г. «О внесении изменений в Постановление Правительства Свердловской области № 220-ПП от 07.03.2012г. «О мерах по обеспечению отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2012-2014 годах».

  4. Постановление Правительства Свердловской области от 21 декабря 2012 г. N 1484-ПП «О Концепции развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 года»

  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
    30.01.2003г. № 3 « Об обеспечении санитарно - эпидемиологического благо­получия при перевозке детей железнодорожным транспортом во время оздо­ровительных кампаний».

  6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.04.2003г. № 31 «О введении в действие санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспор­том организованных детских коллективов. СП 2.5. 1277-03».

  7. Сан ПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиени­ческие требования к устройству, содержанию и организации режима в оздо­ровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул».

  8. Письмо Главного государственного санитарного врача по Октябрьскому и Кировскому районам Е.Р. Громыко № 01-19-12-05-03 \ 1279 ОТ 20.04.2011г.

  9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.04.2010г. № 25 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.4.2599-10»

  10. Распоряжение Администрации Кировского района «377/64-ра от 06.05.2011 «Об организации оздоровления, труда и отдыха детей и подростков в Кировском районе г. Екатеринбурга в 2011году»

  11. Решение оздоровительной комиссии Кировского района.

  12. Типовое положение о детском оздоровительном лагере. Письмо Минздравсоцразвития России от 15.04.2011 № 18-2/10/1-2188 «О Типовом положении о детском оздоровительном лагере»

  13. Устав МАОУ гимназии № 176.

  14. О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей. Письмо департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. № 06-1844

  15. Тарифно - квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования РФ.


Кадровое обеспечение

В работе лагеря необходимо задействовать:

-руководитель лагеря-1

-библиотекарь - 1

-воспитатели - 20

-физкультурный работник - 2

-музыкальный работник - 1

-руководитель проекта «Малахитовый город» -3

-руководитель проекта «ГТО» -1

-руководитель проекта «Дозор 01» -1

-руководитель проекта «Пресс-центр» -1

Материально-техническое обеспечение

Лагерь создан на базе МАОУ гимназии № 176 г. Екатеринбурга, ул. Рассветная 9.

Для работы лагеря задействованы:

  • 10 отрядных комнат

  • 2 спортивных зала

  • бассейн

  • читальный зал библиотеки

  • актовый зал

  • спортивный городок во дворе школы

Управление работой лагеря осуществляет директор МАОУ гимназии № 176, начальник лагеря, воспитатели. Срок смены: 01.06.15.-25.06.15.г.


  1. Список литературы


  1. Аникеева А.П. Воспитание игрой.,М: Просвещение, 1987.

  2. В. И. Лях, Комплексная программа физического воспитания. ,М: Просвещение, 2011.

  3. В помощь организатору детского оздоровительного лагеря / Сост. Балашова Г.Д., Мочалова З.М., Нещерет Л.Г.-М.,2000.

  4. Информационный сборник. Лето-2004. А.Р. Желновод, В.В. Яровикова. Издательство Дома учителя,2004г.

  5. Летний оздоровительный лагерь. Нормативно-правовая база. Волгоград,2006.

  6. Положение о детском оздоровительном лагере: Организация летнего отдыха детей и подростков / Сборник нормативных документов.-М.,1997.

  7. Поломис Н. Дети в летнем лагере.-М.,1990.

  8. Практическое пособие для организаторов летнего отдыха «Солнечный круг». МОУ «ИМЦ» Кировского района, Администрация Кировского района г. Екатеринбурга ОО Администрации Кировского района, ДДиЮ, 2006г.

  9. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей.-М.: Владос, 1999.

  10. О летнем отдыхе, и не только. М., 1997г.






Приложение 1













Рабочие листы к проекту «Малахитовый город»

Программа Городского оздоровительного лагеря Малахитовый город


© 2010-2022