Статья преподавателя специальных дисциплин Джумаевой Е. И. «Рефлексия на уроках общетехнических дисциплин»

"Описание материала: Статья преподавателя специальных дисциплин Джумаевой Елены Ивановны «Рефлексия на уроках общетехнических дисциплин»" посвящена необходимости использования рефлексивной технологии на уроках технических дисциплин. Данная технология позволяет наиболее полно раскрыть творческий потенциал учащихся, производить коррекционную работу во время урока, а также в течение всего учебного процесса как со стороны преподавателя так и самими учащимися. В процессе обучения учащийся становится ...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Джумаева Е.И.

преподаватель электротехники КГКП «Риддерский аграрно - технический колледж»


РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Современный этап развития технического образования предлагает качественное изменение подходов к определению его содержания, а также форм учебно-познавательной деятельности студентов. Это связано с формированием новой парадигмы образования, в основе которой лежит идея развития личности учащегося. Система технического образования призвана в процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков, помочь им «обрести себя», и открыть рефлексивный мир собственного «я» и научиться управлять им. Стать инструментом, усиливающим рефлексивные процессы, научиться учиться самостоятельно, «научить рефлексии» помогут технологии определенного типа, в том числе рефлексивная.[1,8]

Рефлексия это:

  • Механизм продуктивного мышления;

  • Особая организация процессов понимания происходящего;

  • Процесс самоанализа и активного осмысления состояния и действий индивида и других людей,

«Развитая рефлексия как бы прерывает непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы, человек как бы занимает позицию вне ее. Это решающий поворотный момент. Здесь начинается либо путь к духовному опустошению, либо другой путь - к построению нравственной, человеческой жизни на новой сознательной основе». (С.Л.Рубинштейн) [ 1 ]

Рефлексия может осуществляться как во внутреннем плане (переживания и самоотчет одного индивида), так и во внешнем (как коллективная мыследеятельность и совместный поиск решения).

Выделяются следующие рефлексивные процессы: самопонимание и понимание другого, самооценка и оценка другого, самоинтерпретация и интерпретация другого. Д.Дьюи рассматривая феномен мышления, указывает на взаимосвязь критического и рефлексивного мышления. Он считает, что если сразу воспринимается мысль, то это пример некритического мышления, при минимуме рефлексии. «Мышление начинается в положении которое достаточно ясно может быть названо положением на распутье». [ 2]

Виды рефлексии:

  1. Предметная (что я делал?);

  2. Процессуальная (как я делал?);

  3. Ценностная (для чего я это делал?).

Рефлексивная функция возникает и реализуется в любой деятельности, когда возникает какое-либо затруднение. [ 4 ]

Цель технологии рефлексивного обучения: активация внутренних саморегулирующих механизмов развития личности за счет рефлексии собственной деятельности; осознание учащимся задачи саморазвития ведет к усилению внутренней мотивации к учению, осознанию своих ближних и дальних целей, осознанию себя как субъектом учения, так и субъектом своей жизнедеятельности.

Задачи технологии рефлексивного обучения: интериоризация предметных знаний в органическом единстве с рефлексивно-методологическими; создание условий для разворачивания рефлексивной деятельности учащихся и овладение ими рефлексивными умениями; создание условий для обучения посредством собственного опыта.

Механизм реализации: Учащийся самостоятельно или с помощью преподавателя выдвигает цель, задачи деятельности, определяет способы и виды действий, самоконтроля, учета достижений, и осуществляет коррекцию собственной деятельности на основе рефлексии. [9,10]

Деятельность учащегося

Содержание деятельности

Деятельность преподавателя

1.

Целеполагание -

рефлексия 1

Осознание деятельности

Включение учащихся в процесс целеполагания

2.

Мотивация

Конфликт мотивов, разрешающийся в пользу учебной мотивации

Стимулирование, сознание условий для самоопределения учащихся по отношению к новому материалу.

3.

Планирование (от задачи - к результату,

Определение критериев деятельности) -

рефлексия 2

Осознание задач деятельности

Включение учащихся в процесс постановки совместно с преподавателем учебных задач, поиск критериев.

4.

Выбор способа действия (методов и средств) -

рефлексия 3

Выбор способов движения к результату

Помощь при выборе способа действий.

5.

Действия

Реализация поставленной цели и задач в деятельности

Обеспечение поддержки (эмоциональной, предметной) в ходе работы

6.

Анализ результата по критерия -

рефлексия 4

Сравнение достигнутых результатов с ожидаемыми

Создание условий для организации самоконтроля и самооценки обучающимися

7.

Коррекция собственной деятельности в случае несовпадения задач и полученного результата.

Коррекция деятельности с учетом полученных результатов

Помощь в преодолении трудностей, поддержка

8.

Анализ результата по критерия -

рефлексия 5

Сравнение достигнутых результатов с ожидаемым

Создание условий для оценки результата по индивидуальным эталонам

Образовательные траектории учащегося в рефлексивном обучении: на первом уровне - преподаватель управляет деятельностью учащегося; на втором - учащийся является субъектом образования и саморазвития за счет включения в рефлексивную деятельность.

Алгоритм «Шаги рефлексии - путь решения учебной проблемы» (теория О.С Анисимова)

1 шаг

исследовательский

Что и как я делал?

2 шаг

критический

Почему у меня не получилось? В чем я был не успешен? Что и почему я не знаю?

3 шаг

«помощь»

Что мне может помочь при решении этой проблемы?

4 шаг

« прогноз»

Как я могу решить эту проблему? Что я должен сделать?

5 шаг

«деятельность»

Я выполняю эти действия, чтобы решить возникшую ситуацию.

Для внедрения технологии рефлексивного обучения в курсе общетехнических дисциплин потребовалось проведение ряда исследований.

Важным элементом рефлексии является способность внимания переключаться с решения одних действий на другие. Педагогическое исследование с целью изучения скорости переключения внимания проведено в четырех группах 2 курса. Соотношение средних величин в четырех группах испытуемых по исследованию скорости переключения внимания показало, колебание внимания учащихся возможны в течение учебного года или даже урока в силу повышенной возбудимости подростков или тормозимости других. Это объясняется особенностями нервной системы и темперамента.

Скорость переключения внимания

(методика «Интеллектуальная лабильность»).

Статья преподавателя специальных дисциплин Джумаевой Е. И. «Рефлексия на уроках общетехнических дисциплин»

Сравнительный анализ уровня развития учебно-познавательных умений учащихся

Статья преподавателя специальных дисциплин Джумаевой Е. И. «Рефлексия на уроках общетехнических дисциплин»



Учитывая данные мониторинга, были разработаны новые виды тестов (с взаимопроверкой, самопроверкой), совместно с учащимися - критерии оценок, рабочие карты уроков и спланировано выполнение творческих работ учащихся с учетом индивидуальных особенностей.

Для освоения материала общетехнических дисциплин важно выявление технического мышления.

При исследовании технического мышления применялась методика Беннета.

Соотношение средних величин в четырех группах

испытуемых по определению уровня технического мышления.

Статья преподавателя специальных дисциплин Джумаевой Е. И. «Рефлексия на уроках общетехнических дисциплин»



Средние показатели технического мышления юношей и девушек.

Группы испытуемых

Уровень развития технического мышления

Очень низкий

Низкий

Средний

Высокий

Очень высокий

юноши

Меньше 26

27-32

33-38

39-47

Больше 48

девушки

Меньше 17

18-22

23-27

28-34

Больше 35

Учитывая показатели исследования, можно определить основные этапы работы со студентом по методике изучения технической литературы, справочного материала, обработки информации, с целью развития технического мышления.

Введение рефлексивной технологии, исследование уровня развития мышления, учебно-познавательных умений, творческих способностей позволяет преподавателю разрабатывать и согласовывать со студентом такого «оценочного контакта», который не ущемляет их прав на автономию, укажет способы, формы и момент определения искомой оценки.

Учащимся данная технология позволяет расширить «поле» творческой деятельности. Итоговая самооценка становится динамичной, возникающей и изменяющейся в ходе самого учебного процесса, а после его завершения, абсолютно прозрачной для всей учебной группы и отражающей развитие обучающегося с коррекцией поэтапных результатов.

Начиная работать по новым технологиям, каждый преподаватель становится на дорогу «проб и ошибок». Но видя результат проделанной работы, приходишь к выводу, что выполняемый титанический труд приводит к росту творческих способностей не только учащихся, но и самого преподавателя.

Реализация инновационных подходов к учебному процессу с помощью рефлексивной технологии, инициируют рефлексивный потенциал обучаемых как активного субъекта образовательного взаимодействия, наполняют образовательный процесс рефлексивным осознанием субъектами образования смысловых самоцентраций, осознание способов деятельности, обнаружение ее смысловых особенностей. То есть рефлексия становится источником внутреннего опыта, способом самопознания и необходимым инструментом в ситуации учебного выбора и личностного предпочтения студентов. [11,12 ]

Результатом рефлексивной деятельности является развитие и изменение учащегося, смена позиции, занимаемой им в учебной деятельности, активизация его как субъекта деятельности, осмысление учащимся собственных знаний по предмету, свободного оперирования знаниями. Педагогическая технология, при всей новизне, должна соответствовать целям и задачам курса, темы и конкретного урока. Она должна быть не самоцелью, а органически вписываться в контекст учебного процесса.

Литература:

1. Тони и Барри Бьюзен. Супер мышление. - Минск, 2003.

2.Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. - М., 1997.

3.Загашев И.О., Заир - Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. - СПб,, 2003.

4.Загашев И.О., Заир - Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб., 2003.

5. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000.- СПб., 2000.

6.Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб., 2000.

7.Ги Лефрансуа. Психология для учителя. - М., 2003.

8.Лаптева Д.И., Войтин И. М., Семенов И.М. Рефлексивное мышление педагогов: Учеб.- метод. пос. - Омск:

9.Вазина К., Романова К., Сорокина Н. Технология самоисследования и саморегуляции. - Н.Новгород: Изд-во ВГИПА, 2002.

10. Пинегина Н.М.Психолого-акмеологические закономерности, условия и факторы развития рефлексивной культуры психолога.// phipsy.vsu.ru/struct/psychology

11. Пантелеева, В. В. К проблеме использования рефлексивных методов обучения (Электронный ресурс). - В.В. Пантелеева : relga.ru

/Environ/WebObjects/tgu-ww.woa/wa/Main?textid=l

© 2010-2022