Результаты ЕГЭ как основа совершенствования организации образовательного процесса

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Результаты Единого государственного экзамена как основа

совершенствования организации образовательного процесса.


В 2009 году ЕГЭ вошел в штатный режим и стал одной из основных форм государственной (итоговой) аттестации для выпускников средних общеобразовательных учреждений.

Многолетняя участие в эксперименте и первый год работы в штатном режиме позволяют выделить ряд преимуществ формы ЕГЭ перед традиционной формой экзаменов. Во-первых, созданы единые условия для сдачи государственной (итоговой) аттестации и вступительных испытаний в учреждения среднего и высшего профессионального образования по всей Российской Федерации (единые контрольные измерительные материалы, технология проведения и система оценивания). Во-вторых, совмещение выпускных и вступительных экзаменов, позволяет повысить доступность профессионального образования, снизить психологическую нагрузку на выпускников и уменьшить финансовые затраты для их родителей. В-третьих, ежегодное проведение стандартизированного экзамена на всей территории страны обеспечивает сбор информации о состоянии образовательных достижений выпускников средней школы.

Результаты, полученные выпускниками на едином государственном экзамене, дают ценный материал для анализа, который может и должен быть использован для управления системой образования на республиканском, муниципальном уровне, а также на уровне отдельного образовательного учреждения.

Образовательное учреждение имеет данные по качеству выполнения каждого экзаменационного задания каждым участником единых выпускных экзаменов. Анализ и мониторинговые выводы по результатам экзаменов имеют смысл в усредненном значении, выявлении наиболее типичных успехов и недостатков, ошибок при выполнении экзаменационных работ, так как реальных учащихся, выполнивших работы, в школе уже нет. Тем не менее практика показала, что полученных данных оказывается вполне достаточно для того, чтобы организовать педагогическую коррекционную деятельность, обеспечивающую повышение качества обучения и усвоения программных знаний. На основе данных независимого контроля знаний производится мониторинг реального состояния качества образования в образовательном учреждении, результативная коррекция педагогической деятельности, учебных планов, адресная методическая работа с педагогами, которые в конечном счете приводят к повышению качества образования.

Данные индивидуальных результатов ЕГЭ как результаты независимого оценивания дают следующую аналитическую информацию:

  • доля выпускников, сдавших 3 и более экзамена в форме ЕГЭ - активность участия в независимом оценивании, уверенность в готовности внешней оценки;

  • доля выпускников, успешно сдавших экзамены в форме ЕГЭ - степень освоения выпускниками образовательного стандарта;

  • доля выпускников, сдавших экзамен на «отлично» - уровень учебных достижений учащихся;

  • доля выпускников, подтвердивших текущую отметку экзаменационной - единство требований к уровню учебных достижений, адекватность используемой системы оценивания;

  • позадачная решаемость в разрезе отдельных дидактических единиц - определение типичных ошибок для группы учащихся.

Одним из значительных изменении ЕГЭ 2009 года стала отмена перевода тестовых баллов, полученных участниками ЕГЭ, в отметки пятибалльной шкалы. В силу инертности классической образовательной системы все участники образовательного процесса с этим долго не могли смириться. И родители и выпускники летом 2009 года настоятельно требовали объяснить «какая оценка получена на ЕГЭ». Педагоги пытались пользоваться шкалами перевода баллов в оценки, используемыми в 2008 году. Специалистами ФИПИ предложено использовать для определения уровней выполнения экзаменационных работ ЕГЭ подход, основанный на таких величинах, как процентили и соответствующие им тестовые и первичные баллы, полученные экзаменуемыми за выполнение вариантов КИМ по отдельным предметам. Вводится 5 уровней выполнения тестов ЕГЭ 2009 года: минимальный, низкий, удовлетворительный, хороший и отличный. Данная система позволяет проводить анализ в привычном для педагогов и общественности разрезе.

Вместе с тем, как и любая аналитика, результаты ЕГЭ требуют осторожности в использовании, о которой особенно следует помнить при всякого рода сопоставлениях, результаты которых очевидны только на первый взгляд. Так в аналитических материалах ФИПИ указывается, что отсутствие опыта проведения независимого стандартизированного экзамена по отдельны предметам сказалось как на подготовке учащихся к экзамену, так и на квалификации экспертов, не имевших ранее опыта проверки выполнения заданий с развернутыми ответами по единым критериям и процедурам. Таким образом, необходимо учитывать что на результаты ЕГЭ могут влиять различные факторы: состав участников, особенности КИМ, организационные особенности проведения экзамена и др. В этой связи нельзя однозначно сравнивать результаты по разным предметам, даже тестовые баллы, полученные по обязательным предметам и предметам по выбору. Все это необходимо учитывать при анализе результатов ЕГЭ и принятии административных решений.

Необходимость совершенствования системы организации образовательного процесса в ОУ в условиях введения ЕГЭ в штатный режим обусловлена следующим:

  1. Перед ОУ поставлена принципиально новая задача, решение которой в прежних условиях не возможно.

  2. Реализация поставленной задачи должна нести системный характер: требует рассмотрения школы как сложной системы. Кроме того, решение задачи возможно только при реальном участии в решении большинства педагогов школы и только в условиях координации их действий.

  3. Новые условия сильно влияют на качество образования и будущее всех выпускников школы, определяя возможности ученика продолжить образование в той области, которая его интересует.

  4. Решение задачи эффективного функционирования ОУ в условиях перехода ЕГЭ в штатный режим затрагивает, влияет на решение тех задач, которые школа решала ранее и требует не только изменений методов и подходов к решению, но и существенного перераспределения всех ресурсов школы.

  5. Изменились позиции педагогов в вопросах определения своей миссии.

С целью совершенствования организации образовательного процесса в школе была апробирована модель системы повышения качества индивидуальных достижений учащихся, разработанная Третьяковой ТВ на основе данных эксперимента по введению ЕГЭ в республике Саха (Якутия). Эта модель практически реализуема и может использоваться в любом образовательном учреждении. Жизнеспособность ее обеспечивается данными независимой федеральной оценки знаний каждого учащегося, которые можно использовать как отправные точки мониторинга качества обучения, а данные мониторинга, интегрированные по классу, по школе и по району, - для организации методической работы и результативного контроля на разных уровнях системы общего образования. В целом модель универсальна и практически применима при оценке знаний учащихся на любом этапе обучения, при организации соответствующих мониторинговых исследований.

Повышение качества индивидуальных учебных достижений учащихсяРезультаты ЕГЭ как основа совершенствования организации образовательного процесса

Результаты ЕГЭ как основа совершенствования организации образовательного процессаРезультаты ЕГЭ как основа совершенствования организации образовательного процессаРезультаты ЕГЭ как основа совершенствования организации образовательного процесса

Внутренний (текущий, административный) мониторинг учебных достижений учащихся

Коррекция методического обеспечения занятий

Результаты ЕГЭ как основа совершенствования организации образовательного процессаРезультаты ЕГЭ как основа совершенствования организации образовательного процесса

Результаты ЕГЭ как основа совершенствования организации образовательного процессаРезультаты ЕГЭ как основа совершенствования организации образовательного процесса

Мониторинг состояния преподавания учебных предметов и дисциплин

Организация методической работы, системы повышения квалификации педагогов

Результаты ЕГЭ как основа совершенствования организации образовательного процессаРезультаты ЕГЭ как основа совершенствования организации образовательного процесса

Результаты ЕГЭ как основа совершенствования организации образовательного процесса

Внесение изменений в нормативные документы ОУ (учебный план, рабочие программы)

Результаты ЕГЭ как основа совершенствования организации образовательного процесса

Мониторинг состояния изучения учебных предметов и дисциплин (поэлементный анализ) на статистической базе результатов ЕГЭ

Результаты ЕГЭ как основа совершенствования организации образовательного процесса

Индивидуальные результаты ЕГЭ

Таким образом, на основании результатов единых государственных экзаменов можно создать систему постоянного мониторинга качества индивидуальных достижений учащихся, на основании которой возможно принятие управленческих решений на региональном и муниципальном уровне, поэтапное отслеживание и результативная коррекция педагогической деятельности учителя и учебной деятельности ученика.

Единый государственный экзамен может и должен стать фактором обеспечения качества образования, создать атмосферу сотрудничества в отношениях между учеником и учителем, повысить взаимозависимость и взаимоответственность каждого из субъектов образовательного процесса, стимулировать их активность. Повышение «чувствительности» образовательной системы к процедуре ЕГЭ позволит управлять качеством образовательных результатов, позволит использовать в полной мере ЕГЭ как средство и диагностики и стимулирования достижения нового качества образования.

Результаты ЕГЭ как основа совершенствования организации образовательного процесса в школе. Страница 3

Щеголькова АВ, заместитель директора по УВР средней школы №20 города Каменска-Уральского

© 2010-2022