Проект Школа и ее информационная культурно-образовательная среда: управленческий аспект

Проект строится по направлениям, которые создают  условия для организации информационного культурно-образовательного пространства школы таким образом, чтобы личность ученика была центральным ее звеном. Цель проекта: апробировать модель «Школа и ее информационная культурно-образовательная среда».  Задачи проекта:  Определить компоненты и функции информационного культурно-образовательного пространства школы, выделяя приоритетные для этапа развития школы и в соответствии с запросами обучаемых и их ...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект Школа и ее информационная культурно-образовательная среда: управленческий аспектПроект Школа и ее информационная культурно-образовательная среда: управленческий аспектГАОУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования»

Кафедра управления образовательными системами







Дипломный (выпускной) проект



Школа и ее информационная культурно-образовательная среда: управленческий аспект

















Выполнила:

Е.В. Тихоненкова







Волгоград 2014



Содержание

Паспорт проекта стр.3

Пояснительная записка стр.5

Цель и задачи стр.8

Этапы реализации проекта стр. 10

Ожидаемый результат стр. 19


Паспорт проекта

Название проекта

Школа и ее информационная культурно-образовательная среда: управленческий аспект

Краткое содержание проекта

Проект строится по направлениям, которые создают условия для организации информационного культурно-образовательного пространства школы таким образом, чтобы личность ученика была центральным ее звеном;

Разработчики проекта

Тихоненкова Елена Владимировна, зам. директора;

Исполнители проекта

Администрация, педагогический коллектив школы

Цель проекта

Апробировать модель «Школа и ее информационная культурно-образовательная среда».

Задачи проекта

  • Определить компоненты и функции информационного культурно-образовательного пространства школы, выделяя приоритетные для этапа развития школы и в соответствии с запросами обучаемых и их родителей.

  • Организовать информационное культурно-образовательное пространство школы таким образом, чтобы личность ученика была центральным ее звеном.

  • Создать электронные образовательные ресурсы, насыщающие информационное культурно-образовательное пространство школы.

  • Апробировать методику применения электронных образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности

  • Создать электронные базы данных, позволяющие интенсифицировать процесс управления школой и реализацию множества индивидуальных образовательных траекторий

  • Оптимизировать психологические и физические нагрузки обучающихся за счет ликвидации избыточности в содержании учебных курсов и адекватного выбора педагогом технологий обучения и воспитания

  • Расширить связи школы с вузами, колледжами и учреждениями дополнительного образования с целью наполнения информационного культурно-образовательного пространства школы

Сроки действия проекта

2014 - 2017 г.

Этапы реализации проекта

1 этап - 2014 - 2015 уч. год (подготовительный)

2 этап -2015 - 2016 уч. год (практический)

3 этап -2016 -2017 уч. год (итоговый)

Ожидаемый результат

Создание информационного культурно-образовательного пространства школы

Внедрение технологий, предполагающих построение учебного процесса на диалоговой, альтернативной, взаимной, ситуативной, опережающей, блочно-модульной, компетентностной, личностно-смысловой основах

Система контроля

- для оценки эффективности Проекта используется система показателей, позволяющих оценить ход и результативность поставленных задач;

- процесс контроля состоит из установок положительной динамики изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировки;

Выступления на педагогических советах, Методическом совете школы.

Ответственные за реализацию проекта

Администрация, педагогический коллектив.

Пояснительная записка

Живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Важность процесса информатизации для развития общества подтверждает тот факт, что правительством разработана Государственная программа Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)". На основе Государственной программы разработана Концепция информатизации Волгоградской области (2011-2014 годы). В этих важных документах, конечно, затрагиваются вопросы информатизации образования.

Двадцать - тридцать лет назад, когда процесс информатизации школы еще только начинался, информатизацию образования рассматривали, главным образом, как процесс оснащения образовательных учреждений средствами новых информационных технологий. За прошедшие десятилетия этот взгляд коренным образом трансформировался. Сегодня информатизацию школы связывают прежде всего с изменением целей и результатов образовательного процесса (которые зафиксированы, в том числе, в образовательных программах), а также педагогических практик, которые составляют ядро «зарождающейся педагогики» и становятся новой нормой в условиях современной школы. Естественно, что эти изменения происходят в ИКТ- насыщенной среде современного образовательного учреждения, поддержаны средствами ИКТ.

Начиналась информатизация с девиза «Школа для всех - компьютерная грамотность каждому!». Сегодня девиз сформулировал для всех россиян президент России Д.А.Медведев «Кто не умеет работать на компьютере, тот не умеет читать!».

Несмотря на определенные достижения в обучении и воспитании, прогресс в становлении образовательного учреждения в условиях модернизации, гуманизации, информатизации и профилизации образования, были выделены следующие противоречия:

- между снижением уровня здоровья у современных школьников, негативной тенденцией увеличения числа детей с различными заболеваниями от ступени к ступени обучения в школе и востребованностью изучения ряда предметов на повышенном уровне;

- между ориентацией образования на формирование системных, прочных предметных знаний и умений и необходимостью наличия у выпускников школы сформированных ключевых компетенций,

- между бурным развитием информационных технологий в современном мире и недостаточной степенью использования их потенциала в образовательной практике,

- между увеличением числа экологических катастроф, ухудшением экологической ситуации в регионе и принижением роли школы в решении экологических и валеологических проблем,

- между фундаментализацией школьного образования, стандартизацией содержания образования, реализацией идей гуманизации в нем и недостаточным числом учебных дисциплин, отсутствием учебников и УМК к ним, обеспечивающих становление энциклопедичной личности, развитием общей одаренности,

- между востребованностью в современной школе индивидуализации образования и отсутствием методики индивидуализированного обучения, технологии построения в общеобразовательной школе индивидуальных образовательных траекторий для каждого ученика

Главные проблемы деятельности образовательного учреждения состоят в том, чтобы:

- культивировать такое отношение к ребенку и создать такие условия его развития, которые соответствуют Международной Конвенции о правах ребенка, Закону РФ «Об образовании»,

- определить в качестве приоритетных вопросов социальную защиту детства, жизнь и здоровье детей;

- оздоровить средствами образования окружающую среду, ее культуру, межпоколенческие отношения.

Миссия образовательного учреждения: развитие общей одаренности, обучаемости средствами информатизации и профилизации, что позволяет подготовить конкурентно способных граждан.

Обучающимся необходимо предоставить:

- выбор вида творческой, исследовательской и проектной деятельностей, дополнительных занятий, обеспечивающих расширение образовательного поля,

- выбор формы обучения (очная или экстернат), набора элективных курсов, направления профильного обучения, компонентов индивидуальной образовательной траектории, уровня обучения на протяжении учебного года и на конкретных занятиях через определение объема и сложности заданий, набора дополнительных образовательных услуг,

- психолого-педагогическую поддержку при реализации индивидуальной образовательной траектории,

- возможность саморазвития способностей, задатков, общей и специальных одаренностей через включение в различные виды творческой деятельности,

- комфортные условия обучения, обеспечивающие сохранение здоровья.

Концептуальные ориентиры развития единого образовательного пространства школы заключаются в следующем:

- признается приоритетное значение образования, ибо от образования молодежи зависит развитие интеллектуально-творческого потенциала, социокультурной среды;

- определяется значение взаимодействия образования с другими компонентами поликультурной сферы: культурой, медициной, экологией, правоохранительными органами.

Известно, что каждый предмет призван либо использовать, либо формировать целостную концептуальную базу для систематизации сведений о человеке, и на уроках учащиеся должны накапливать новые знания о человеке, помогающие им саморазвиваться и актуализироваться.

Культурно-образовательное пространство школы развивается на основе следующих принципов:

- личностно-ориентированный характер образования, что предписывает развитие личности, полноценное удовлетворение ее духовных, культурных, жизненных потребностей, предоставление свободы выбора содержания и путей получения образования, способов жизнетворчества;

- осуществление образования в контексте культуры, что требует формирования культуросообразного содержания образования, возвращения образования в контексте культуры, ориентации на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру.

Цель и задачи проекта

Цель проекта: апробировать модель «Школа и ее информационная культурно-образовательная среда».

Достижение поставленной цели возможно через решение следующих задач:

  • Определить компоненты и функции информационного культурно-образовательного пространства школы, выделяя приоритетные для этапа развития школы и в соответствии с запросами обучаемых и их родителей.

  • Организовать информационное культурно-образовательное пространство школы таким образом, чтобы личность ученика была центральным ее звеном.

  • Создать электронные образовательные ресурсы, насыщающие информационное культурно-образовательное пространство школы.

  • Апробировать методику применения электронных образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности

  • Создать электронные базы данных, позволяющие интенсифицировать процесс управления школой и реализацию множества индивидуальных образовательных траекторий

  • Оптимизировать психологические и физические нагрузки обучающихся за счет ликвидации избыточности в содержании учебных курсов и адекватного выбора педагогом технологий обучения и воспитания

  • Расширить связи школы с вузами, колледжами и учреждениями дополнительного образования с целью наполнения информационного культурно-образовательного пространства школы

Содержание Проекта

Направления деятельности по созданию единого информационного пространства школы:

Единое информационное пространство школы - это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администраторы, преподаватели, ученики и их родители: администрация в сфере управления, а преподаватели в области повышения эффективности процесса обучения. Практически все участники образовательного процесса объединены между собой соответствующими информационными потоками.

Формирование единого информационного пространства сводится к:

а) созданию общей информационной базы данных - компьютерного отображения информационного поля учебного заведения, объединяющего информационные потоки, и организации постоянного доступа к ней всех участников учебного процесса. Общая база данных школы как ядро единого информационного пространства должна содержать следующую информацию и предоставлять возможность ее обновления:

  • общая информация о школе

  • кадровые данные о преподавателях

  • личные данные об учащихся

  • учебный план

  • штатное расписание

  • данные о материально-технической базе

  • социальный паспорт школы

  • статистические данные по итогам года

с целью получения администраторами и преподавателями необходимых им данных об учениках и работе коллектива;

б) открытию доступа всем заинтересованным лицам к сайту школы, который предоставляет следующие возможности: интерактивное общение участников учебного процесса (на форуме сайта), размещение информации на всеобщий просмотр, размещение служебной информации, размещение информационных полей участников образовательного процесса;

в) развитию локальной сети, позволяющей объединить и систематизировать информационные ресурсы, обеспечить беспрепятственный доступ в Интернет для любого пользователя со своего рабочего места (согласно уровню доступа).

Этапы реализации Проекта:

Этап
развития школы

Задача

Мероприятие

Форма отчета

1 этап -

подготовительный

2014 - 2015 гг.

Расширить связи школы с вузами, колледжами и учреждениями дополнительного образования с целью наполнения информационного культурно-образовательного пространства школы

1. Заключение договоров

Договоры

2. Проведение совместных семинаров (по графику)

Информация на педсовете

3. Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, проводимых вузами.

4. Участие педагогических работников в научно - практических конференциях профессорско - педагогического состава ВГПУ

Выступления учителей

Определить компоненты и функции информационного культурно-образовательного пространства школы, выделяя приоритетные для этапа развития школы и в соответствии с запросами обучаемых и их родителей

1. Круглый стол «Роль научно - методического совета в определении компонентов и функций

информационного культурно-образовательного пространства школы на этапе организации предпрофильной подготовки и перехода к профильному обучению»

Информация на сайте ОУ

2. Анализ учебной и методической литературы, раскрывающей вопросы содержания образования по предпрофильной подготовке и образования в рамках информационно-технологического профиля

Научно - методический совет

3. Создание модели информационного культурно - образовательного пространства школы

Схема

4. Ознакомление педагогов с изменениями в содержании образования, с выбранными программами образовательных курсов базисного учебного плана, элективных курсов информационно - технологического профиля, со схемой модели информационно-образовательного пространства школы.

Семинар

Создать цикл учебных курсов, модулей, предоставляющих обучаемым возможность осваивать содержание на повышенном, продуктивном или углубленном уровне

1. Подготовка рабочих программ по дисциплинам учебного плана

Выступления на МО

2. Подготовка учебно - методических ресурсов к открытию профиля

Экспертиза

Создать систему элективных курсов для различных профилей обучения, дополнительных образовательных услуг, обеспечивающих формирование адаптивной и конкурентноспособной личности

1. Создание элективных курсов для общеобразовательного профиля

Утверждение программ

2. Создание элективного курса по информационным технологиям

Утверждение программ

3. Создание школьного ВИКИ - портала для размещения информационных ресурсов учителей

Информация на школьном портале

Создать электронные образовательные ресурсы, насыщающие информационное культурно-образовательное пространство школы

1.Создание презентаций и слайд-фильмов для образовательных целей.

Продукты в электронном виде

2. Использование на уроках математики, информатики и других учебных курсов

Выступления на педагогических педсоветах

3. Создание школьного информационного центра. Функционал для обновления сайта школы.

Информация об обновлении сайта

Дополнить новым содержанием досуговую деятельность школьников и систематизировать ее

1. Традиционные мероприятия гражданско - патриотической направленности.

2. Создать базу данных о досуговой занятости школьников

3. Организовать деятельность творческих объединений по интересам

Участие в конкурсах проектов гражданско - патриотической направленности

Мероприятия, направленные на развитие и формирование общей одарённости

Научно - практическая конференция

Мероприятия, направленные на развитие единой образовательной среды

Фестиваль достижений учащихся

Реализовать обновленную систему педагогической поддержки с целью формирования у обучаемых ключевых компетенций, опыта творческой, исследовательской, проектной деятельности, экономической и экологической культуры

1. Создание медиатеки открытого доступа для учеников и педагогов.

Каталог электронных ресурсов

2. Организация методического кабинета по педагогической поддержке образовательного процесса

План - график работы методического кабинета

3. Участие в Интернет - педсоветах

Информационно-методический бюллетень

Продолжить развитие системы детского самоуправления

1. День самоуправления

2. Общешкольная игра «Лидер»

3. Акция «Семицветик»

Творческий отчет органов детского самоуправления

2 этап -

практический

2015 - 2016 гг.

Организовать информационное культурно-образовательное пространство школы таким образом, чтобы личность ученика была центральным ее звеном

1. Внедрение программы 1С:Хронограф для организации информационного культурно-образовательного пространства школы

Базы данных для информатизации управления

2. Создание службы информатизации ОУ

Изменения в штатном расписании

3.Дистанционные элективные курсы для учащихся 8-11 классов

Индивидуальные учебные планы

4. Доступ учеников к информационным ресурсам школы

График работы кабинетов информатики, библиотеки.

Создать условия для внедрения технологий, предполагающих построение учебного процесса на диалоговой, альтернативной, взаимной, ситуативной, опережающей, блочно-модульной, компетентностной, личностно-смысловой основах

1. Спланировать работу МО в контексте освоения новых образовательных технологий

Заседания МО

2. Обобщить опыт учителей ОУ по данному вопросу

Школьный семинар

3. Публикация наработанных педагогами материалов

Печатные материалы

Создать электронные образовательные ресурсы, насыщающие информационное культурно-образовательное пространство школы

1. Каталог УМК по учебным предметам

Информация на портале

2. Электронная библиотека программ элективных курсов, модулей, спецкурсов.

Информация на портале

3. Создание электронных поурочных разработок учителей - предметников

Информация на портале

Апробировать методику применения электронных образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности

1. Проведение 1 раз в месяц уроков с компьютерной поддержкой

график работы методкабинета

2. Участие учащихся и педагогов в телеконференциях по образовательным проблемам

Электронный бюллетень на сайте школы

Использовать ресурсы школьного ВИКИ-портала

Каталог по информационным ресурсам содержания образования учебного плана школы

Создать электронные базы данных, позволяющие интенсифицировать процесс управления школой и реализацию множества индивидуальных образовательных траекторий

1. Работа творческих лабораторий по созданию образовательного ресурса по вариативной части учебного плана

Проспекты для организации профильной и предпрофильной подготовки

2. Привлечение учащихся для создания баз данных

Информация на ВИКИ-портале

3. Изучение и освоение опыта конструирования индивидуального учебного плана обучающихся (ИУП)

Выступление учителей - тьюторов на педагогических советах, семинарах

4. Изучение и освоение опыта формирования классов и учебных групп, составления учебного расписания в условиях индивидуализации образовательного процесса

Расписание

Реализовать обновленную систему педагогической поддержки с целью формирования у обучаемых ключевых компетенций, опыта творческой, исследовательской, проектной деятельности, экономической и экологической культуры

1. Компьютеризация учебных предметных кабинетов

паспорт кабинетов

2. Разработка, приобретение электронного дидактического материала

Каталог

Продолжить развитие системы детского самоуправления

1. Открытие Клуба Эрудит из числа старшеклассников

2. Систематизация деятельности Совета старшеклассников

Локальные акты, схема

Апробировать модель «Школа и ее информационная культурно-образовательная среда»

1. Разработка учебных планов в зависимости от программы обучения

Электронный вариант учебного плпна школы

2. Создание банка индивидуальных образовательных траекторий учащихся

Каталог

3. Включение учеников в деятельность по осознанному выбору профиля обучения и созданию собственных индивидуальных образовательных траекторий

Индивидуальные учебные планы

3 этап -

Итоговый 2017г.

Организовать информационное культурно-образовательное пространство школы таким образом, чтобы личность ученика была центральным ее звеном

1. Создать с помощью программы 1С:Хронограф единое информационное пространство, объединяющее учителя, ученика, родителей, администрацию школы для работы с электронными образовательными ресурсами.

Управление образовательным процессом через локальную сеть

Создать электронные образовательные ресурсы, насыщающие информационное культурно-образовательное пространство школы

1. Разработка компьютерных обучающих программ

Электронный каталог обучающих программ

2. Конструирование электронных образовательных ресурсов педагогами школы из фрагментов готовых ресурсов.

Методические разработки

3. Формирование информационного образовательного пространства школы

Апробировать методику применения электронных образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности

1. Проведение уроков по различным предметам с компьютерной поддержкой

Заседание МО

2. Систематическое обобщение опыта по применению электронных образовательных ресурсов

Выступления на информационно-методическом совете, педагогическом совете.

Создать электронные базы данных, позволяющие интенсифицировать процесс управления школой и реализацию множества индивидуальных образовательных траекторий

1. Корректировка созданных баз данных

Информация в компьютерной сети

2. Частичная автоматизация конструирования индивидуальных образовательных траекторий с использованием поисковых систем

Электронные варианты индивидуальных учебных планов

Реализовать обновленную систему педагогической поддержки с целью формирования у обучаемых ключевых компетенций, опыта творческой, исследовательской, проектной деятельности, экономической и экологической культуры

1. Реализовать обновленную систему педагогической поддержки с использованием удаленного доступа

Выступления на МО, педсоветах, семинарах.

Апробировать модель «Школа и ее информационная культурно-образовательная среда»

1. Проведение серии семинаров для педагогов

Информация на сайте

2. Активное использование ЭОР при организации образовательного процесса

Информация на сайте

3. Частичная автоматизация конструирования индивидуальной образовательной траектории для каждого ученика

4. выявление условий для реализации модели «Школа и ее информационная культурно-образовательная среда» и их соблюдение при организации информационно - образовательного пространства.




Ожидаемый результат

  • Повышение статуса школы в районе и городе;

  • Создание информационного культурно-образовательного пространства школы;

  • Внедрение технологий, предполагающих построение учебного процесса на диалоговой, альтернативной, взаимной, ситуативной, опережающей, блочно-модульной, компетентностной, личностно-смысловой основах;

  • Обеспечение вариативности образования при обеспечении достижения стандарта в объемах обязательной подготовки учащихся;

  • Создание системы элективных курсов для различных профилей обучения, набора дополнительных образовательных услуг, обеспечивающих формирование адаптивной и конкурентноспособной личности;

  • Создание и использование электронных образовательных ресурсов, предоставляющих условия для саморазвития и повышения качества обучения школьников;

  • Организация в школе среды досуговой деятельности и творческой самореализации;

  • Создание электронных баз данных, позволяющих интенсифицировать процесс управления школой и реализацией множества индивидуальных образовательных траекторий;

Модель выпускника

Процесс образования компетентной личности, способной к культурному саморазвитию и творчеству базируется на следующих характеристиках:

  • Свободная личность обладает высоким уровнем гражданского самосознания, чувством собственного достоинства, самостоятельностью и ответственностью в принятии решений, независимостью суждений, способностью к свободному выбору сфер своей жизнедеятельности, образа жизни.

  • Гуманная личность понимает высокую ценность человеческой жизни, обращена к людям, добрая, способная к состраданию, сопереживанию, милосердию, способна бескорыстно оказывать помощь конкретным людям, стремится к миру, добрососедству, взаимопониманию.

  • Духовная личность имеет развитые потребности в познании и самопознании, рефлексии, поиске смысла жизни, идеала, половой самобытности мужчины и женщины, общении с искусством, автономии внутреннего мира, приобщении к ценностям мировой цивилизации и национальной культуры и родного края, в здоровом патриотизме.

  • Творческая личность обладает развитым интеллектом и творческими способностями, имеет потребности в преобразующей деятельности, чувство нового, способна к жизнетворчеству.

  • Практичная личность владеет ключевыми компетенциями в определенной профессиональной области, а так же практическими умениями, необходимыми для жизни в новой социокультурной ситуации (предпринимательство, компьютерная грамотность, владение языками мира, физическая закалка, хорошие манеры, т.д.).

  • Устойчивая личность имеет осознанные и развиваемые мировоззренческие позиции в отношениях к людям, к себе и к предметам внешнего мира, определяет систему жизненных смыслов.


© 2010-2022