Современный урок. Позиция педагога и ученика в современном образовании

В статье речь идет о формировании принципиально новой системы образования, предполагающей постоянное обновление в соответствии с требованиями, запросами общества. Ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. Современный урок должен давать современный учитель. И важную роль играет характер взаимодействия учителя с учеником.мТак какими методиками и технологиями необходимо вла...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Глазковский филиал МБОУ Кочетовская СОШ













Методический семинар по теме

«Современный урок.

Позиция педагога и ученика

в современном образовании».












Подготовила и провела

учитель математики Щекочихина Л.А.



2013


Урок - клеточка педагогического процесса.

В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны.

Если не вся, то значительная часть педагогики

концентрируется в уроке.

Скаткин М.Н

Сегодня изменения охватили всю систему образования в России. Речь идет о формировании принципиально новой системы образования, предполагающей постоянное обновление в соответствии с требованиями, запросами общества. Ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.

Так какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу? Как построить урок, чтобы реализовать требования ФГОС второго поколения? Какой урок нужен сегодняшним школьникам?

Сегодня мои коллеги уже высказывались по этому поводу. Если позволите, я обобщу мнение нашей аудитории. Современный урок - это тот урок, который позволяет максимально развить интеллектуальный и творческий потенциал ученика. Главное - организовать урок так, чтобы у каждого ученика было посильное задание, чтобы каждая секунда драгоценного урочного времени была занята делом.

Таким образом, современный урок можно назвать - уроком развития личности. Целью процесса обучения становится обучение разным видам деятельности, создание условий для умственного развития детей, в ходе которого охраняется и развивается психическое и физическое здоровье каждого ученика, а также существенно повышается качество обученности.

Задачи современного урока заключаются в том, чтобы систематизировать знания об активизации деятельности учащихся, накопленных в традиционном подходе обучения; увидеть себя, свой педагогический опыт в новой системе обучения; переходить к новому способу обучения поэтапно, своим темпом в соответствии со своими возможностями; обеспечить достаточную полноту и качество формирования УУД. Уже на первых этапах перехода повысить качество обучения в соответствии с существующими сегодня измерителями, которые мотивируют к дальнейшему развитию; включаться в инновационный процесс на посильном для себя уровне; вырасти профессионально и подготовиться к переходу к новым стандартам образования; создание условий для повышения качества обученности, воспитанности школьников, интенсификация их общего развития.

Принципы деятельности педагога в условиях реализации деятельностного подхода в обучении заключаются в том, чтобы пересмотреть схемы и требования к современному уроку; изменить психологические условия обучения. Создать между детьми атмосферу добра и взаимовыручки. Создать психологическую комфортность, равенство всех участников учебного процесса. Чтобы было добровольное привлечение детей к деятельности. Нужно верить в каждого ребенка. Способствовать речевому развитию. Необходимо максимально ориентироваться на творческое начало в образовательном процессе.

В условиях современного урока следует использовать различные виды деятельности:

Социальная - деятельность, способствующая осознанию ребенком самого себя в окружающей действительности, развивающая навыки самообразования.

Учебно-познавательная - деятельность, направленная на овладение знаниями, развитие познавательных процессов.

Организационная - развитие коммуникативных навыков, формирование общих ценностей коллектива, развитие нравственных качеств ребенка.

Предварительно готовясь к семинару (рассуждая о сущности современного урока), я провела социологическое исследование. Субъектами моего исследования стали учащиеся и родители моего 8 класса. Родители охотно высказались по поводу «Каким должен быть современный урок в понимании родителей?» Они считают, что на современном уроке их детям должно быть, прежде всего, интересно; чтобы учебный материал преподносился в доступной форме; чтобы на уроках использовались современные технологии; чтобы был индивидуальный подход к каждому ребенку.

Так что же отражают данные высказывания? Чего ждут родители от современной школы? Более всего жаждут индивидуального подхода к ребенку. Выпускник должен быть целеустремленным, ответственным и умеющим мыслить, чтобы дети после школы смогли успешно вписаться в мир, меняющийся на глазах - ориентиры современного образования.

С обучающимися я также провела диспут на тему «Современный урок - это …». Дети считают, что на современном уроке должна быть возможность работы с новыми (компьютерными) и информационными технологиями, электронные учебники, планшеты; чтобы не приходилось бы делать каждый раз одно и то же, т.е. уроки должны быть разнообразными, нестандартными; чтобы новая информация была бы связана с реальной действительностью; чтобы можно было бы на уроке свободно высказывать свое мнение. Следовательно, позиция современных учеников по отношению к образованию такова: они готовы к новым формам работы, новым способам обучения. Нет расслоения по отношению к тем новым условиям, в которых они живут.

Итак, современный урок должен давать современный учитель. И важную роль играет характер взаимодействия учителя с учеником. Какие отношения между учителем и учеником предполагает современное образование?

Изменения в образовательной парадигме (изначально традиционной и на современном этапе созидающей) повлекли за собой изменения взаимоотношений основных субъектов образовательного процесса - педагогов и учащихся. Данный тезис уже не требует доказательств. Большинство учителей, работающих в сегодняшней школе, формировались как профессионалы в рамках старой системы субъект-объектных отношений. Задача учителя была «наполнить» ребенка содержанием. Дети воспринимались в виде механического «приемника» передаваемых им знаний и должны были полностью подчиняться управлению со стороны учителя.

Новая педагогика требует изменения сознания, затрагивающего поведение, взгляды на мир и этические нормы. При этом изменение сознания должно происходить как у педагога, так и у учащихся.

- В чем сущность взаимодействия учителя и ученика в современном образовании? Каким словом можно обозначить характер их взаимоотношений? (Партнеры)

- Какова роль учителя в современном уроке? (Создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования).

Выходит, ключевое слово, определяющее деятельность учителя на современном уроке, -развитие. И в моем понимании - это развитие своего потенциала, стремление к самореализации и самосовершествованию.


© 2010-2022