Специальная индивидуальная программа развития

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации по составлению специальной индивидуальной программы развития, учитывающей индивидуальные образовательные потребности обучающегося.

Основные термины:

ФГОС НОО - федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

ФГОС НОО ОВЗ - федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

ООП - основная образовательная программа;

АООП - адаптированная основная общеобразовательная программа;

АООП НОО - адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования;

ТМНР - тяжелые и множественные нарушения развития;

ТНР - тяжелые нарушения речи;

РАС - расстройства аутистического спектра;

ОВЗ - ограниченные возможности здоровья;

БУД - базовые учебные действия;

ИПРИ - индивидуальная программа реабилитации инвалида;

СИПР - специальная индивидуальная программа развития;

ПМПК - психолого-медико-педагогическая комиссия;

ПМПк - психолого-медико-педагогический консилиум.

«Модернизация образования, повышение его доступности и качества для всех категорий граждан является приоритетной задачей социальной политики России. В связи с этим особое значение приобретает создание равных возможностей для получения образования людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).» (Методические рекомендации «Поддержка региональных программ развития образования в условиях экспериментального перехода на федеральные государственные образовательные стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья» (для работников системы коррекционного образования).

Тенденцией последних лет является резкий рост числа детей с нарушениями психического и соматического развития. Существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка- инвалида в образовательный процесс, однако одним из ключевых вопросов стоит отсутствие рекомендаций по составлению специальной индивидуальной программы развития (СИПР), учитывающей индивидуальные образовательные потребности обучающегося.

Благодаря СИПР (АООП НОО, вариант 3.4), все обучающиеся слепые с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, ТМНР), вне зависимости тяжести состояния, могут вписаться в образовательное пространство, где принципы организации предметно-развивающей среды, оборудование и технические средства, программа обучения, содержание и методы работы определяются индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями обучающегося.

Следующие рекомендации имеют целью познакомить учителей и специалистов с технологией составления специальной индивидуальной программы развития с разными категориями детей с ОВЗ, учитывающей их индивидуальные образовательные потребности.





Наименование образовательной организации





Специальная индивидуальная программа развития

на ученика________________________________









Хабаровск, 2015

Специальная индивидуальная программа развития

  1. Общие сведения на ученика (КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ)

1.1. Персональные данные о ребенке;

1.2. Характеристика семейных условий;

1.3. Заключение ПМПК и другие медицинские документы.

  1. Характеристика слепого учащегося с умственной отсталостью (ведущий специалист)

  2. Условия выполнения программы (количество занятий в классе и индивидуальные и др.) Завуч.

  3. Индивидуальный учебный план; Завуч.

  4. Возможные результаты обучения и воспитания на определенный период времени (ведущий специалист)

  5. Организация ухода и присмотра за ребенком; (классный руководитель, ведущий специалист)

  6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР; Завуч

  7. Программа сотрудничества с семьей; Классный руководитель

  8. Перечень необходимых ТСО и дидактических материалов; ведущий специалист

  9. Средства мониторинга и оценки обучения. Ведущий специалист



Общие сведения на ученика.

ФИО ребенка

Дата рождения

Место жительства

ФИО родителей (опекунов)

Контактные телефоны

Место жительства




1.1. Персональные данные о ребенке

1.2 Характеристика семейных условий:

  • Бытовые условия;

  • Описание рабочего места;

  • Отношение членов семьи к образованию;

  • Взаимоотношение в семье

1.3 Копия заключение ПМПК;

1.4 Медицинские документы:

  • Копия свидетельства об инвалидности;

  • Копия ИПР;

II. Характеристика слепого учащегося.

Характеристика отражает:

1. Данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии учащегося;

2. Особенности проявления познавательных процессов: восприятий, внимания, памяти, мышления.

3. Состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций;

4. Характеристика поведенческих и эмоциональных реакций обучающихся;

5. Сформированность социально-значимых навыков, умений: коммуникативные возможности, самообслуживание, предметно- практическая деятельность, игра;









III. Условия выполнения программы (количество занятий в классе и индивидуальные и др.)

Причем условий

Кол-во часов

Примечание

1

Общее кол-во занятий в неделю

2

Кол-во индивидуальных занятий

3

Кол-во групповых занятий

4 Общий режим занятий:

4.1

I (III) четверти

4.2

Продолжительность каникул

4.3

II (IV) четверть

4.4

Продолжительность каникул

4.5

Продолжительность занятий и перемен

5. Двигательный режим

5.1

Физ-минутка

5.2

Уроки физ-ры

5.3

Занятия АФК

5.4

Перемены

6.

Средства коммуникации

  • Устная речь;

  • Письменная речь;

  • Жесты;

  • Мимика


IV. Индивидуальный учебный план

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов

Групповые

занятия

Индивидуальные занятия

ФИО учителя

Язык и речевая практика

Русский язык


Чтение


Устная речь


Математика

Математические представления


Окружающий мир

Развитие речи и окружающий мир


Искусство

Музыка


Тифлографика


Технологии и предметно- практическая деятельность

Ручной труд


Физическая культура

Адаптивная физкультура


Итого:


Предельно допустимая годовая нагрузка при 5-дневной учебной неделе


Внеурочная деятельность


Коррекционно-развивающая область


Ритмика


Сенсорное развитие


Двигательное развитие


Предметно-практические действия


Социально-бытовая ориентировка


Основы пространственной ориентировки


Социально-коммуникативное развитие


Индивидуальные коррекционные занятия


Другие направления внеурочной деятельности


Социально-эмоциональное


Спортивно-оздоровительное


Нравственное


Общекультурное


Всего


V. Возможные (ожидаемые) результаты обучения и воспитания на I полугодие

5.1 Предметные результаты

Предмет

Формирование результатов

Предметные

БУДы

Русский язык

Чтение

Математические представления

Развитие речи и окружающий мир

Музыка

Тифлографика

Ручной труд

АФК

Ритмика

Сенсорное развитие

Двигательное развитие

Предметно - практические действия

СБО

ОПО

Социально-коммуникативное развитие


5.2 Личностные результаты

VI. Организация ухода и присмотра за ребенком;

Перечень необходимых действий

Перечень необходимых средств

ФИО

ответственного



  1. Кормление

  2. Одевание

  3. Туалет

  4. Помощь при передвижении


VII. Специалисты, участвующие в реализации СИПР;

ФИО специалиста

Выполняемые действия

Подпись






VIII. Программа сотрудничества с семьей;

Задачи

Проводимые мероприятия

Примечание

  • Обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и образовательной организации.

  • Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения.

  • Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях.

  • Консультирование;

  • Посещение родителями уроков/занятий в организации;

  • Домашнее визитирование;

  • Ведение дневника наблюдений;

  • Информирование электронными средствами;

  • Личные встречи, беседы;

  • Просмотр и обсуждение видеозаписей с ребенком;

  • Проведение открытых уроков/занятий;

  • Анонсы внеурочных мероприятий.




© 2010-2022