Методическая разработка на тему: Талантам надо помогать

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Титова Валентина Николаевна,
учитель математики, высшая квалификационная категория,
Симеизский учебно-воспитательный комплекс,
г. Ялта, Республика Крым

Талантам надо помогать



«Когда я вхожу в школу … .

Я хочу образования для

народа только для того,

чтобы спасти тонущих там

Пушкиных, Остроградских,

Ломоносовых.

И они кишат в каждой школе».

Л.Н. Толстой


Неуспевающих и слабоуспевающих учеников за всё существование нашей планеты было огромное количество. Некоторые не успевали по физике, математике, истории… . А иногда эти «некоторые» становились великими людьми, учёными, поэтами, писателями, специалистами с мировым именем. Все они ходили в школу, учились у отличных и не очень хороших учителей, но этим учителям не удалось своевременно заметить индивидуальных особенностей, отличающих этих детей от других, они просмотрели призвание ребёнка, одарённость их в одной из областей знаний.

Талантом наделяет Бог,
И хоть не стоит им хвалиться,
Но даровитость не порок-
Её не следует стыдиться...

Шельске Владимир.


Одаренность-наличие высоких способностей у какого-либо человека. Понятие «талант» произошло от греческого слова «talanton», что означает выдающиеся способности в какой-либо области. Талантливый (способный или одаренный) ребенок, часто находится, как бы в замкнутом пространстве своей одаренности. У него другие ощущения себя в окружающем мире, другой взгляд на окружающее, что затрудняет встраивание его мировоззрения в систему общества. Такие дети нуждаются в особом педагогическом внимании, как со стороны родителей, так и со стороны учителей.

С талантом спорит одарённость,
К себе притягивая взгляд.
Блистает он, в ней затаённость.
Ума большого просветлённость -
На равных ставят в общий ряд.

Друзья, не спорьте, вы прекрасны!
В пурпурном пламени утра
Мир созерцали не напрасно.
Идеи воплощали страстно,
С самозабвенностью творя.

Гениальных людей, которые в школе закрепили за собой статус «двоечник», можно перечислять очень долго. Отдельные величайшие умы человечества были в школе далеко не отличниками.

Распространенные заблуждения о великих ученых, как правило, сводятся к тому, что они или плохо учились в школе или были гениями по всем предметам. Например, Альберт Эйнштейн. Нобелевский лауреат, а в школе, что называется, не мог связать двух слов. В наше время будущего великого учёного, скорее всего, определили бы в спецшколу для трудных детей. Очень поздно начал говорить и отличался плохой речью. Учась в школе, он использовал лексикон дошкольника, но вырос и удостоился Нобелевской премии.

Дмитрий Иванович Менделеев был гениальным ученым. Учился он в гимназии средне, не имея желания «вкладывать душу» в учебный процесс. Преподаватели не смогли разглядеть в нём будущего учёного.

По двум предметам Менделеев занимался с особым усердием - по математике и физике. Обучаясь в институте, внимательные преподаватели пробудили в нем жажду к образованию, и вот уже в вузе, с трудом преодолев первый курс, он собрался и закончил обучение с золотой медалью, в дальнейшем став одним из лучших педагогов России.

"Пренебрегая словесами,
Жизнь убеждает нас опять:
Талантам надо помогать,
Бездарности пробьются сами!.."
(Из четверостишия «К истории» (опубл. 1965) советского поэта, переводчика и литературоведа Льва Озерова (псевдоним Льва Адольфовича Гольдберга, 1914-1996))


А как много у нас в школах детей, увлечённых химией, которые постоянно что-то изобретают, чтобы взрывалось, или смешивают на кухне разные вещества, образуя гремучий раствор. Однако, мы запрещаем и родители тоже в ужасе от таких действий ребёнка.

Конечно же, говоря о работе с одарёнными детьми, нельзя не привести примеры о великих писателях и поэтах, о людях которых знают и любят. А как они учились, понимали ли, любили ли, помогали ли им учителя?

Александр Сергеевич Пушкин.В этом году исполняется 200 лет Царскосельскому лицею, выпускником которого был Александр Пушкин. Но
ведь всем известно, что поэт был далеко не отличником, зато им гордится весь мир. Как важно было заметить, распознать и поддержать мальчика!

В 1814 году в лицее были экзамены. Председателем комиссии был Г. Державин. И, помимо всех прочих заданий, лицеисты должны были читать свои стихи. Стихотворение Пушкина очень растрогало Державина. Он хочет расцеловать Пушкина - своего достойного преемника, восходящее "солнце русской поэзии".

...Страшись, о рать иноплеменных!
России двинулись сыны;
Восстал и стар и млад;

летят на дерзновенных.
Сердца их мщеньем зажжены...


После этого случая талант Пушкина признали все и позволяли ему многое. Например, на уроке алгебры был забавный случай:

Пушкин, вместо решения задачи, писал очередное стихотворение. Учитель, заметив это, решил вызвать его к доске. Пушкин вышел. Написал условие, стал пытаться решить..И получился у него «ноль». Учитель, вздохнув, сказал: «Я вижу, в моём классе для Вас всё равно нулю. Идите на место и пишите свои стихи дальше» . Сказано это было без насмешки, абсолютно серьёзно, но как здорово!

Профессор Куницын признал «понятливость», «замысловатость» и «остроумие» юноши, но убедился в том, что он «способен только к таким предметам, которые требуют малого напряжения, а потому успехи его очень невелики, особливо по части логики. Куницыну поэт выразил признательность поэт в стихах «19-е октября 1825».

Куницыну дар сердца и вина:
Он создал нас, он воспитал наш пламень;
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена.


В выпускном свидетельстве, рядом с отметками, показывающими успехи хорошие, весьма хорошие и даже превосходные («в российской и французской словесности, а также в фехтованье), об истории, географии, статистике, математике и немецком языке глухо, но красноречиво сказано: «занимался».

Однако это не помешало Александру Сергеевичу стать лучшим из лучших!

Лев Николаевич Толстой. Диплома об образовании у него не было. В 9 лет он остался сиротой, и многочисленные опекуны-родственники предпочитали баловать юного графа и не слишком ругали его за неуспехи в учёбе.

В университете Толстой оставался на второй год из-за неудов по истории и немецкому языку. А после второго курса и вовсе забросил университет.

Осознание того, что школа теряет одарённых детей, не даёт им развиваться с раннего детства, Л.Н.Толстой, будучи уже в преклонном возрасте открывает школу для деревенских детей, помогает открыть еще 20 школ в деревнях и пишет учебники. Л.Н. Толстой писал:

«Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей...И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых. И они кишат в каждой школе».

Во всей Вселенной Свет един, на всех Любовь одна,
Таланты всем даны сполна, чтоб в творчестве душа жила.
Послушай сердца зов, пойми его призыв,
Талант открой в себе, чтоб душу растворить в любви.

Антон Павлович Чехов. Учился в Таганроге школе, затем в гимназии. По окончании гимназии переехал в Москву и в 1879 поступил на медицинский факультет Московского университета, окончил его в 1884 и несколько лет усиленно занимался медицинской практикой. Два года подряд оставался в школе на второй год. В третьем классе - из-за двоек по арифметике и географии, а в пятом классе - из-за сплошных двоек по греческому языку. Удивительно, что по русской словесности будущий писатель никогда не получал больше четвёрки, в основном, тройки. Когда Чехов поступил в медицинский университет и там начал писать рассказы, то открыл себя в совершенно новом качестве.

Николай Васильевич Гоголь. Учителя, не считали Гоголя талантливым, мальчиком. Его с ранних лет проявлявшаяся тонкая наблюдательность не обращала на себя их внимания. Его способность не только подмечать все характеристические черты наружности и обращения окружающих, но и поразительно верно передавать их забавляла детей, а учителям представлялась просто шутовством, глупым передразниванием.

В школе и лицее за сочинения получал плохие оценки, а потом вырос и написал «Вечера на хуторе близ Диканьки» , «Мертвые души».

Николай Васильевич Гоголь писал :

«Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится. Человеку, который вышел из дому в светлой праздничной одежде, стоит только быть обрызнут одним пятном грязи из-под колеса, и уже весь народ обступил его, и указывает на него пальцем, и толкует об его неряшестве, тогда как тот же народ не замечает множества пятен на других проходящих, одетых в будничные одежды. Ибо на будничных одеждах не замечаются пятна».

Приведу ещё пару примеров: Исаак Ньютон. В детстве был лентяем и учился хуже всех. Особенно трудно ему давались физика и математика, когда он вырос, то стал великим учёным, а Томаса Эдисона в школе учительница посчитала умственно отсталым, и посоветовала родителям забрать его из школы. А в будущем Томас сконструировал первую в мире электростанцию.

И кто теперь скажет, что двоечников надо отчислять из школы? Наука доказала, что более 30% из отчисленных двоечников за неуспеваемость, составляют дети одаренные. Таким образом, почти каждый третий из отчисленных из школы, мог стать гением! Как же много теряет школа из - за того, что мы не можем на ранней стадии обучения выявить одарённых детей.

Бог создал мир из ничего.
Учись, художник, у него, -
И если твой талант крупица,
Соделай с нею чудеса,
Взрасти безмерные леса
И сам, как сказочная птица,
Умчись высоко в небеса,
Где светит вольная зарница,
Где вечный облачный прибой…

Константин Бальмонт.

Выделить среди учащихся класса «одаренных» не просто. В чем их отличительная черта? Обычно, в своем развитии, такие дети, опережают своих сверстников, они способны к более качественному усвоению данных, полученных, в ходе жизнедеятельности. Одаренный ребенок может выделяться наличием нестандартного видения данных, нешаблонным мышлением и использованием полученных знаний o мире в решении жизненно-практических задач.

А. Бебель : «В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развивать, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком». Трудно раскрыть одаренную личность, еще труднее развивать способности такого ученика. С приобретением педагогического опыта, я пересмотрела свои взгляды в работе с одарёнными детьми.Я поняла, как мы заблуждались, переделывая ребенка, заставляли выбирать именно наш предмет на олимпиаде, в конкурсе, не учитывая мнения самого ученика. «Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиваться». А.Бебель

Источники

otvet.mail.ru/question/59078920

transition.ru/index.php/71-aleksandr-sergeevich-pushkin/1176-gody-v-litsee-1811-1817

zablugdeniyam-net.ru/rossiya/mendeleev-xorosho-uchilsya-v-gimnazii/.

stihidl.ru/poem/238878/

otvet.mail.ru/question/175170208















Источники















© 2010-2022