Качество образования – залог успеха школы

Совершенно очевидно, что  качеством образования в школе занимались всегда. Однако  образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте. Педагоги должны понимать:             - умение развития личностных качеств ребёнка, развитие ребёнка в соответствии с его возможностями, умение подвести учащегося к самостоятельным действиям; - качество образования – это количество учащихся, обучающихся на 6 – 10 по всем предметам; - процесс д...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Качество образования – залог успеха школыКачество образования – залог успеха школыКачество образования – залог успеха школыКачество образования – залог успеха школыКачество образования – залог успеха школыКачество образования – залог успеха школыКачество образования – залог успеха школыКачество образования – залог успеха школыКачество образования – залог успеха школыКачество образования – залог успеха школыКачество образования – залог успеха школыКачество образования – залог успеха школыКачество образования – залог успеха школыКачество образования – залог успеха школыКачество образования – залог успеха школыКачество образования – залог успеха школыКачество образования – залог успеха школыРабота в педагогических группах

Тема: Качество образования - залог успеха школы

Цели: - определить понятие "качество образования" и актуальность этого понятия в современных условиях образования;

- привлечь внимание педагогов к проблеме использования в работе современных педагогических технологий как одного из путей повышения качества образования.

Задачи:

  • познакомить педагогов с факторами, влияющими на качество образования;

  • расширить знания педагогов в использовании перспективных технологий;

  • побудить учителей к активной деятельности по повышению качества образования и уровня знаний учащихся на всех ступенях образования.

Педагоги должны понимать:

- умение развития личностных качеств ребёнка, развитие ребёнка в соответствии с его возможностями, умение подвести учащегося к самостоятельным действиям;

- качество образования - это количество учащихся, обучающихся на 6 - 10 по всем предметам;

- процесс достижения нового качества образования педагоги считают возможным, но этот процесс не может быть быстрым в силу того, что возникает много проблем, которые требуют решения.

Участники рассажены по группам: 1 группа - учителя начальных классов; 2 группа - учителя белорусского и русского языков, 3 группа - учителя математики, физики, информатики; 4 группа - учителя химии, биологии, географии, 5 группа - учителя истории, английского языка, трудового обучения, изобразительного искусства, физической культуры и здоровья, допризывной подготовки.

Ход мероприятия.

Совершенно очевидно, что качеством образования в школе занимались всегда. Однако образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.

Качество образования - это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса: учащихся и их семей, администрации школы, остальных членов педагогического коллектива, внешних организаций, с которыми сотрудничает образовательное учреждение для достижения результата.

Качество образования - это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни выпускника.

В общегосударственном плане качество образования - это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны.

В педагогическом плане - это ориентация образования не столько на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, сколько на развитие личности. Образовательное учреждение должно формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и составляет современное содержание образования.

«Банк слагаемых» качественного образования:

-деятельность учителя, направленная на повышение качества знаний;
- рациональная организация учебного труда школьника как средство повышения качества знаний учащихся;
- использование информационных технологий в целях повышения качества знаний учащихся;

-роль мотивации в повышении качества знаний учащихся;
-личностно ориентированный подход;
-работа со слабоуспевающими учащимися;
- роль мониторинга обученности, личных достижений, личностного роста каждого учащегося, коррекция знаний по результатам в повышении качества знаний учащихся.

При этом развитие качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих:

  • организации образовательного процесса;

  • образовательных результатов;

  • квалификации педагогических работников.

Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и педагоги как участники образовательного процесса.

Анализ учебных достижений учащихся 3 - 11 классов по итогам 1 четверти.

(Обращается внимание на малое количество отличников в 5-11 классах, на количестве учащихся, имеющих отметки 1 - 2 по учебным предметам, на учащихся, имеющих одну 3, 5, 8 и т. д., на успеваемость учащихся 8 - 9 классов).

Качеству приписываются разнообразные, часто противоречивые, значения:

Для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь:

  • с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ, с возможностями получения качественных, разносторонних знаний для поступления в ВУЗ;

  • с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни;

  • с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов;

  • с глубокими прочными знаниями по всем предметам.

Для родителей:

  • с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей;

  • со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов;

  • с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом.

Анализ анкетирования учащихся 11 классов.

Классные руководители могут самостоятельно в своих классах провести анкетирование и с результатами ознакомить педагогов, работающих в классе:

- мой любимый предмет;

- всегда ли я понимаю цель урока?

- много ли полезного и интересного я узнаю на уроках?

- уроки по каким предметам вам кажутся наиболее эффективными?

- что, на Ваш взгляд, должны делать учителя, чтобы уроки были более эффективными? Ответы учащихся прошлых лет:

7кл.
доступно и интересно рассказывать
хорошая подготовка к уроку
больше общаться с учениками
9 кл.
доступно объяснять
больше использовать наглядного материала
давать больше практических знаний
планировать урок, рассчитывать время
10 кл.
больше наглядности, презентаций
не проверять по пол-урока домашнее задание
дисциплина
не читать весь урок по бумажке
11 кл.
разнообразить урок, большего наглядного материала
иметь индивидуальную методику обучения, которая будет интересна и эффективна
отрабатывать ошибки, доступно объяснять.

- Зависит ли эффективность урока от вас, ребята? Каким образом?

7 кл. - «да» быть внимательным, активным, дисциплинированным, учить;
9 кл. - «да» быть активным, внимательным;
10 кл. - «да» быть активным, внимательным, учить, соблюдать школьную дисциплину;
11 кл. - «да» быть внимательным, ответственным.

- Зависит ли ваше отношение к предмету от профессиональных качеств учителя?

Как же повысить качество образования? Что для повышения качества знаний может сделать педагогический коллектив?

КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ЗАВИСИТ:

Уровень индивидуальных особенностей учащихся (интересы, мотивы, склонности, способности, психологический тип и т.п.)знаний


КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ



Уровень профессионального мастерства учителя



Традиции и новации в обучении (содержание, объем, технологии и методы обучения). Уровень подготовленности к обучению




Состояние учебно-методического обеспечения учебного процесса (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика)






Внешнее влияние (семьи, взрослых, друзей, одноклассников и т.п.)


Физиологические и санитарно-гигиенические факторы

Система оценивания знаний учащихся

Педагогическое взаимодействие детей и взрослых. Уровень коммуникативных отношений

Современный ученый педагог Марк Поташник определяет:

" Качество образования - это соотношение цели и результата, мера достижения целей (результата), притом, что цели заданы только оперативно, прогнозированы в зоне потенциального развития школьника. При этом результаты образования обязательно должны включать в себя оценку того, какой ценой (ценой потерь и затрат) эти результаты достигнуты".

Что это означает? Это означает достижение не любых, не случайных, не просто лучших, чем прежде, не тех, что сами по себе получаются, а вполне определённых, заранее спрогнозированных результатов в зоне потенциального развития учащегося, то есть речь всегда идёт о наивысших, возможных для конкретного школьника, оптимальных результатах

В идеале - каждый учащийся движется по своему образовательному маршруту.

Качество образования - совокупность показателей, характеризующих эффективность деятельности образовательного учреждения, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование. Качество образования, особенно качество школьного образования - это специфическая область качества вообще, так как оно чрезвычайно зависимо от конкретных людей, с которыми взаимодействует обучающийся человек, будь то первоклассник, или старшеклассник
Качество образования "задает" качество жизни человека и общества. И наша с вами задача - и совместно, и каждому - искать пути повышения качества образования, ведь качество образования - это итог деятельности школы, то есть нашей с вами работы.

Необходимо скоординировать работу педагогического коллектива так, чтобы дети "приняли" требования школы. При переходе учащихся для обучения с одной ступени на другую необходимо соблюдать преемственность в обучении и заботиться педагогам о качественном формировании знаний не только на учебных и факультативных занятиях, но и во время самоподготовки учащихся в группах продлённого дня, учить навыкам самостоятельной работы в школе и дома, формировать умение у учащихся осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Повышение качества образования учащихся зависит и от качества преподавания.











КАЧЕСТВО ПРЕПОДАВАНИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ:


Уровень научности теоретических профессиональных и интеллектуальных знаний


КАЧЕСТВО ПРЕПОДАВАНИЯ


Методическая подготовка


Психолого-педагогическая подготовка


Педагогическое мастерство


Психолого-педагогическое взаимодействие с коллегами, учащимися, родителями



Педагогический энтузиазм, участие в общешкольном проекте, опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работе






Желание нововведений


Научная организация труда учителя и учащихся


Состояние учебно-методической базы



Пути оптимизации современного урока в целях повышения качества образования.

Единственный путь, ведущий к знанию - деятельность.

Бернард Шоу

Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика.

Проблема качества образования неразрывно связана с проблемой создания развивающей среды в классе. Задача учителя - создание в классе такой среды.

  • Во-первых, необходимо вызвать интерес к изучаемому предмету, содержание учебного материала должно быть таким, чтобы школьники умели выходить за рамки образца.

  • Во-вторых, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к обучению.

  • В-третьих, строгий контроль знаний.

Повышение качества образования учащихся связано с организацией образовательного процесса на всех его этапах: мотивация, объяснение нового материала и усвоение знаний учащимися, отработка знаний и умений, контроль знаний, умений и навыков.

Мотивация. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса. Эта проблема является одной из важнейших в современной психологии и педагогике обучения.

В основе уроков - мотивационный принцип, при подготовке в первую очередь необходимо искать ответы на вопрос: «как сегодня сохранить у учащихся желание писать, читать, решать, говорить, искать…»

Различают понятия "мотив" и "цель".

Цель - это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком.

Мотив - побуждение к достижению цели.

Урок следует организовывать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, чтобы он чувствовал свое участие в процессе получения знаний.

Эмоциональный рассказ, показ учителем, кратко раскрывающий суть предстоящего изучения учебного материала; практическая работа, которая ставит перед учащимися нерешённую пока проблему, показ видеофильма; игровая ситуация (получение письма-жалобы или телеграммы или СМС-сообщения).

Объяснение нового материала и усвоение знаний учащимися. Самостоятельная работа с книгой, получение информации по опорному конспекту, практические и лабораторные работы. Приём трёхкратного изложения учителем новой информации, но на разных уровнях.

Отработка знаний и умений. Чрезвычайно важная задача по обеспечению качества образования - освоение учителем различных образовательных технологий. От того, как и какими технологиями обучения школьников владеет педагог, насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости школьников.

По группам предлагается выбрать из списка технологий наиболее перспективные школьные технологии: технология современного проектного обучения, технология полного усвоения, игровые технологии, технология разноуровневого обучения, технология программированного обучения, технология коллективного взаимообучения, технология проблемного обучения, технология модульного обучения.

(Перспективные школьные технологии - технология полного усвоения, технология разноуровневого обучения, технология коллективного взаимообучения, технология модульного обучения).

Интерес к предмету начинается с интересного урока. Нетрадиционные формы урока:

  • Деловая игра

  • Урок - викторина

  • Смотр знаний

  • Урок - конкурс

  • Математическая игра

  • Урок-КВН

  • Урок-практикум.

Невозможно каждый день создавать праздник, поэтому необходим индивидуальный и дифференцированный подход, вариативные разноуровневые задания. В зависимости от характера взаимодействия учителя и ученика можно условно выделить четыре уровня вариативных заданий.

• 1-й уровень несамостоятельная (обычная) активность - восприятие учеником объяснения учителя, усвоение образца умственного действия при решении задач, выполнение учеником работ воспроизводящего характер;

• 2-й уровень - полусамостоятельная активность - характеризуется применением знаний в новых условиях и участием учащегося в поиске способа решения поставленной учителем задачи.

  • 3-й уровень - самостоятельная активность - предусматривает решение задач репродуктивно-поискового типа. Ученик сам работает по тексту учебника, применяет прежние знания в новой ситуации, контролирует, решает задачи среднего уровня сложности.

  • 4-й уровень - творческая активность - предполагает выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа и догадки, открытия нового способа решения вариативных задач, самостоятельных выводов и обобщений.

Вариативные задания позволяют

  • осмысливать учебный материал;

  • закреплять полученные знания;

  • формировать и развивать качества, необходимые для творческой исследовательской деятельности;

  • овладевать приемами продуктивного мышления;

  • приобретать опыт применения знаний в новой ситуации.

Исследования педагогов показали, что 1 уровень активности проявляют 38% обучающихся, 2 уровень - 33%, 3 уровень - 20%, 4 уровень - 9%.

Контроль знаний, умений и навыков. Контроль знаний осуществляется на каждом уроке, в каждом классе. Сейчас самый актуальный вопрос - качество знаний выпускников. Проверочная работа или самостоятельная работа, зачёт. Контроль за качеством знаний по отдельным предметам позволяет выявить, индивидуальный характер усвоения, проблемы усвоения и наметить рациональные пути их преодоления с учетом индивидуального подхода к каждому учащемуся. Знание качества достигаемых результатов обучения - непременное условие успешной работы учителя, иначе его деятельность теряет смысл.

Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учащихся. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой. Одна из главных задач школьного образования сегодня - подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру. И этим должен заниматься каждый педагог, а не только учитель информатики.



Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий

В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им освоить новые жизненно необходимые навыки.

Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, оперативность. Дидактические достоинства интерактивных уроков - создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у обучающихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше. Внедрение ИКТ в педагогическую практику осуществляется по следующим направлениям: создание презентаций к урокам; работа с ресурсами Интернет; использование готовых обучающих программ; разработка и использование собственных компьютерных продуктов.

Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения - это, то для чего мы работаем. С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи: усиление интенсивности урока; повышение мотивации учащихся; мониторинг их достижений. Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ. ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:

  1. Для обозначения темы урока.

  2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.

  3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.).

  4. Для контроля учащихся.

Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно...». Слайды презентации вызывают эмоциональный отклик, даже у безразличных детей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.

Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!» Поэтому необходимо делать две физминутки.

Главное условие успешного обучения - способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся.

Хочется поделиться некоторыми методами и методическими приемами.

1. Метод ассоциаций - это такая связь между двумя или более явлениями (предметами, ощущениями, идеями, словами и т.п.), при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

2. Интеллектуальная разминка. Её можно проводить по-разному:

- Что лишнее;

- Обобщить - что это (треугольник, квадрат, прямоугольник, параллелограмм, трапеция - это ___; куб, параллелепипед, призма, пирамида - это ___ )

- Что пропущено - логическая цепочка;

- Графический диктант - позволяет выявить умение ребенка выполнять задания взрослого, воспринимаемые на слух, а также возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по воспринимаемому образцу. Учащимся предлагается от 10-и до 20-и вопросов - утверждений, если они согласны с утверждением ставят значок +; не согласны значок - . В итоге на бумаге появляется ломаная линия, проверить правильность выполнения диктанта можно с помощью "ключа" очень быстро.

- Проблемное ситуация - это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

- Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов.

- Решение познавательных, практических и творческих задач.

- Методы и приемы исследовательской работы усложняются по мере усвоения обучающимися учебного материала: от написания сообщений по спорным, актуальным вопросам до написания рефератов в старших классах или учебно-исследовательской работы, создание презентаций.

Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.

Главное - это искры радости познания в глазах детей.
Главное «гореть» самому учителю, чувствовать, что он может зажечь других, быть счастливым, когда его ученики дарят ему свой свет.

Методика оценки качества учебного занятия

Предлагаемая методика оценки качества учебного занятия включает в общей сложности 20 параметров, по которым происходит оценивание. Каждый из 20 показателей качества учебного занятия отнесен к одному из 5 блоков:

1. оценка содержания учебного материала.

  • научность, доступность.

  • актуальность материала и его связь с жизнью (единство теории и практики).

  • степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации.

  • оптимальность объема предложенного для усвоения материала.

2. оценка эффективности способов деятельности педагога на занятии, технологий обучения.

  • рациональность и эффективность использования времени занятия, оптимальность темпа, чередование и смена видов деятельности в ходе занятия.

  • степень наглядности, целесообразности и эффективности использования учебно-методического комплекта, дидактических материалов, технических средств обучения, оборудования кабинета.

  • эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений, навыков.

  • место и роль оценки знаний, умений, навыков на занятии.

  • степень эстетического воздействия занятия на учащихся.

  • использование валеологических технологий, соблюдение правил охраны труда и ТБ в ходе занятия.

3. общая и коммуникативная культура педагога, стиль поведения.

  • общая эрудиция педагога.

  • культура речи, темп, дикция, внешний вид, мимика, жесты педагога.

  • тактичность и демократичность общения педагога с учащимися.

4. оценка основных характеристик деятельности учащихся на занятии.

  • степень познавательной активности учащихся, творчества, самостоятельности.

  • уровень развития специальных умений и навыков.

  • степень организованности, дисциплинированности и заинтересованности учащихся на занятии.

5. оценка целей и результатов проведенного занятия.

  • реальность, четкость постановки целей и их выполнение.

  • степень обучающего воздействия проверочного занятия на учащихся (чему и в какой степени научились).

  • степень воспитательного воздействия (что и в какой степени способствовало воспитанию учащихся в ходе занятия).

  • степень воздействия занятия на развитие учащихся (что и в какой степени способствовало их развитию).

Для определения степени проявления каждого из 20 признаков качества занятия устанавливаются три уровня оценки:

0 - признак не проявляется

1 - проявляется частично

2 - проявляется в полной мере

Оценка качества занятия (К) выражается в процентном отношении суммарного числа набранных баллов по всем показателям (SK), использовавшимися на том или ином занятии к максимальному возможному их числу (Кmax): К = SK : Кmax ∙ 100 %.

Кmax = 40.

Если К равно:

от 0,45 до 0,64 - занятие проведено на удовлетворительном уровне;

от 0,65 до 0,84 - хорошее занятие;

от 0,85 и выше (и отсутствует отметка 0) - отличное занятие.

При использовании данной методики, оперируя статистическими данными средних показателей за учебный год по отдельным предметам, целесообразно вести речь не только о качестве занятий, но и об эффективности деятельности методического объединения.

С помощью оценки качества занятия можно определить эффективность деятельности того или иного педагога. Для этого данные целесообразно представить в сводной таблице.

Эффективность деятельности педагога _____________________________


Качество занятий

Средний показатель качества занятий

1 зан.

2 зан.

3 зан.

4 зан.

5 зан.

…зан.









Для осуществления аспектного анализа учебного занятия существуют примерные программы наблюдения занятий.

Содержание программ наблюдения занятий.

Программа первая.

Цель посещения: изучить практику управления процессом развития мыслительной деятельности обучающихся на занятии и выявить условия ее совершенствования. Для достижения цели посещения эксперту предлагается ответить на ряд вопросов:

1. Какие формы организации мыслительной деятельности обучающихся использует педагог на занятии? Способствуют ли они достижению цели занятия и развитию интеллекта каждого обучающегося?

2. Учит ли педагог обучающихся сравнивать, анализировать, обобщать и систематизировать знания? Какие для этого использует методы? Как отбирает содержание? Каковы результаты этой работы?

3. К каким средствам активизации внимания и мышления обучающихся чаще всего обращается педагог? Обеспечивают ли они их развитие?

4. На какой характер деятельности рассчитаны задания для обучающихся? Способствуют ли они включению каждого обучающегося в самостоятельный поиск знаний?

5. Место и роль игровых приемов при включении обучающихся в различные виды мыслительной деятельности.

6. Темп обучения на занятии и его влияние на развитие индивидуальных особенностей обучающихся.

7. Контроль и коррекция педагогом уровня знаний обучающихся в процессе организации на занятии их мыслительной деятельности.

Программа вторая.

Цель посещения: изучить учет психологических особенностей учащихся для развития на занятии их познавательной активности.

Вопросы:

1. Какие формы и методы использует педагог для реализации учебно-познавательной деятельности обучающихся? Учитывает ли он возрастные и индивидуальные психологические особенности обучающихся?

2. К каким средствам активизации внимания и мышления обучающихся прибегает педагог?

3. Каков характер общения педагога с обучающимися? Влияет ли он развитие познавательного интереса и мотивы обучения? Особые приемы, к которым прибегает педагог при общении с обучающимися разного возраста и уровня интеллектуального развития.

4. Новизна подходов педагога к организации индивидуальной работы с обучающимися. Как они влияют на развитие познавательной активности обучающихся?

5. Как педагог развивает речь обучающихся? К каким оригинальным приемам прибегает при этом?

Программа третья.

Цель посещения: проверить, как педагог организует практическую работу обучающихся.

Вопросы:

1. Определить место практической работы на занятии, правильность и четкость постановки цели.

2. Изучить, какие виды практических работ использует педагог, какова методика их проведения.

3. Установить, в какой мере осуществляется дифференциация практических работ.

4. Определить качество выполнения практических работ, характер затруднений обучающихся, типичные недостатки.

Программа четвертая.

Цель посещения: выявить и оценить пути формирования умений у учащихся по самоуправлению учебно-познавательной деятельностью.

Вопросы:

1. Обучал ли педагог обучающихся планировать предстоящую учебно-познавательную деятельность?

2. Обучал ли педагог таким специальным приемам самоконтроля, как:

  • сличение промежуточного и конечного результатов с целью работы;

  • увидеть ошибку в работе товарища в процессе взаимопроверки;

  • осуществление самооценки качества выполнения работы;

3. Обучал ли педагог обучающихся рациональным приемам деятельности, самоорганизации и учебной деятельности, концентрации внимания?

Подведение итогов. Рефлексия

Выводы:

система образования, чтобы обрести свое новое качество и подготовить подрастающее поколение к жизни, постепенно переходит в режим инновационного развития во всех составляющих ее компонентах. Таким образом, если прежняя парадигма образования в основном ориентировалась на обучение, то современная - на развитие творческих способностей и формирование культуры личности.

Уважаемые педагоги, просьба обсудить ответы на вопросы за философским столом:

- считаете ли вы процесс достижения нового качества образования возможным;

- считаете ли вы процесс достижения нового качества образования быстрым;

- что, на Ваш взгляд, является наиболее важным в повышении качества образования: изложение нового материала на высоком уровне, создание условий для развития личностных качеств ребёнка в соответствии с его возможностями, побуждение к самостоятельной деятельности, воспитание учащегося;

- какими отметками вы оцениваете качественные знания учащегося - отметками 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10;

- будете ли совершенствовать свою работу с целью повышения качества знаний учащихся, видите ли положительную перспективу в данной работе?

Упражнение «Чемодан, мясорубка, корзина».

Уважаемые педагоги! На карточке - изображение чемодана, мясорубки, корзины. Выберите, как Вы поступите с информацией, полученной сегодня, и обведите данное изображение (карточки педагогами не подписываются):

чемодан - информация пригодится в дальнейшем;

мясорубка - информацию переработаю;

мусорная корзина - всё выброшу.

Качество образования – залог успеха школыКачество образования – залог успеха школы

Качество образования – залог успеха школы



Упражнение «Выбери предмет».

На слайде экрана изображения предметов:

Помидор красный

Кресло фиолетовое

Ель зелёная

Кит синий

Цыплята жёлтые

Звёздное небо чёрное

Цветы оранжевые

Сумка голубая Качество образования – залог успеха школы

Шоколад коричневый

Качество образования – залог успеха школыКачество образования – залог успеха школы

Качество образования – залог успеха школы


Качество образования – залог успеха школыКачество образования – залог успеха школы

Качество образования – залог успеха школыКачество образования – залог успеха школы


Качество образования – залог успеха школы


Красный - агрессивное, тревожное, нервозное, возбуждённое настроение;

Зеленый - настроение гармонии, любви к своей профессии, активность, однако желание быть защищённым;

Синий - холод, отдаленность, грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть, равнодушие к рассматриваемому вопросу;

Желтый - доброе, радостное, спокойное, ровное настроение, душевное тепло, желание работать медленно;

Оранжевый - радостное, восторженное настроение, уверенность в обсуждаемых вопросах;

Голубой - хорошее сдержанное настроение;

Коричневый - грустное, пассивное, беспокойное, неуверенное настроение, скептицизм;

Черный - печальное, ненавистное настроение, состояние одиночества, уныние, отрицание;

Фиолетовый - подавленное, беспокойное, тревожное, мистическое настроение, близкое к подавленному, таинственность, разочарованность…

Спасибо за внимание! Всем высокого качества!















ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


Педагогическая технология - это такое построение деятельности учителя, в котором все входящие в него действия представлены в определённой последовательности и предполагают достижение необходимого, прогнозируемого результата.

Традиционные технологии обучения - технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения, применяемые по традиции, часто неосмысленно, по образцу.

Объяснительно-иллюстративное обучение - это способ работы, в основе которого информирование, просвещение и организация репродуктивных действий обучающихся по формированию общеучебных умений и навыков.

Инновационные технологии - гуманистически ориентированные технологии обучения, предусматривающие учёт и развитие индивидуальных особенностей обучающихся.

Личностно-ориентированное обучение - способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных особенностей.

Развивающее обучение - способ организации обучения, который способствует включению внутренних механизмов развития личности и наиболее полной реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

Система развивающего обучения - элемент многоуровневого образования, который предполагает реализацию инновационных психолого-педагогических познавательных технологий, обеспечивающих неуклонное развитие форм и способов обучения и наиболее полную реализацию способностей педагогов и учащихся.

Метод проблемных учебных задач - способ обучения самостоятельно совершаемым действиям для решения учебных задач, методы решения которых обучаемым ещё не известны.

АДАПТИВНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ

I. Личностно-ориентированные технологии.

1. Полное усвоение знаний. Дж. Керролл, Б. Блум. М. В. Кларин

Способности ученика определяются не при усреднённых, а оптимально подобранных для данного ребёнка условиях. Керролл предложил сделать постоянным параметром результат обучения, а условия обучения - переменными, подстраеваемыми под достижение каждым обучаемым заданного результата. Б. Блум выделил следующие категории обучаемых:

  • Малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени;

  • Талантливые (около 50%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться другие;

  • Учащиеся, составляющие большинство (около 90%), чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени.

Эти данные легли в основу предположения о том, что при правильной организации обучения, особенно при снятии жёстких временных рамок, около 95% обучающихся смогут полностью усвоить всё содержание учебного курса. Если условия обучения одинаковы для всех, то большинство достигает только «средних» результатов.

Дж. Блок и Л. Андерсон разработали методику обучения на основе полного усвоения знаний. Исходным моментом является общая установка: все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса.

Педагогу предстоит определить, в чём состоит полное усвоение и какие результаты должны быть достигнуты всеми. Категории целей (мыслительной - когнитивной, чувственной - аффективной, и психомоторной сфер) формулируются через конкретные действия и операции, которые должен выполнять обучающийся. Категории целей познавательной деятельности:

  • Знание: ученик запоминает и воспроизводит конкретную учебную единицу - «запомнил, воспроизвёл, узнал»;

  • Понимание: преобразует учебный материал из одной формы выражения в другую (интерпретирует, объясняет, кратко излагает, прогнозирует дальнейшее развитие явлений, событий) - «объяснил, проиллюстрировал, перевёл с одного языка на другой»;

  • Применение: демонстрирует применение изученного материала в конкретных условиях и в новой ситуации (по образцу в сходной или изменённой ситуации);

  • Анализ: вычленяет части целого, выявляет взаимосвязи между ними, осознаёт принципы построения целого - «вычленил части из целого»;

  • Синтез: проявляет умение комбинировать элементы для получения целого, обладающего новизной (пишет творческое сочинение, предлагает план эксперимента, решения проблемы) - «образовал новое целое;

  • Оценка: оценивает значение учебного материала для данной конкретной цели - «определил ценность и значение объекта изучения».

Для реализации данной технологии требуется существенная реорганизация традиционной классно-урочной системы, задающей для всех учеников одно и то же учебное время, содержание, условия труда, но имеющей на выходе неоднозначные результаты. Такая система была адаптирована и к условиям классно-урочной системы, получив название «Технология разноуровневого обучения».

2. Технология разноуровневого обучения. Дж. Керролл, Б. Блум. З. И. Калмыкова.

Если каждому ученику отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы. Школа/класс с уровневой дифференциацией функционирует путём деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы, каждая из которых овладевает программным материалом в различных областях на следующих уровнях: 1 - минимальном (Госстандарт), 2 - базовом, 3 - вариативном (творческом).

В качестве основных принципов педагогической технологии были выбраны следующие:

  • Всеобщая талантливость - нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом;

  • Взаимное превосходство - если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать;

  • Неизбежность перемен - ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

В системе разноуровневого обучения в качестве базисной выбрана структура личности, предложенная К. К. Платоновым («Структура и развитие личности»). Эта структура включает в себя следующие подсистемы:

__ индивидуально-типологоические особенности, проявляющиеся в темпераменте, характере, способностях и …;

__ психологические характеристики: мышление, воображение, память, внимание, воля, чувства, эмоции и…;

__ опыт, включающий знания, умения, привычки;

__ направленность личности, выражающая её потребности, мотивы, интересы, эмоционально-ценностный опыт.

Организационная модель школы включает 3 варианта дифференциации обучения:

  • Комплектование классов гомогенного состава с начального этапа обучения в школе на основе диагностики динамических характеристик личности и уровня овладения общеучебными умениями;

  • Внутриклассная дифференциация в среднем звене, проводимая посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях; при наличии устойчивого интереса гомогенные группы становятся классами с углублённым изучением отдельных предметов;

  • Профильное обучение.

3. Технология коллективного взаимообучения. А. Г. Ривин.

Методики А. Г.Ривина имеют различные названия: «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективное взаимообучение», «коллективный способ обучения», «работа в парах сменного состава».

«Работа в парах сменного состава» по определённым правилам позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

Можно выделить следующие основные преимущества КСО:

  • В результате регулярно выполняющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;

  • В процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний.

  • Каждый чувствует себя расковано, работает в индивидуальном темпе

  • Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

  • Отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;

  • Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;

  • Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.

Парную работу можно использовать в трёх видах:

  • Статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель» - «ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения;

  • Динамическая пара: выбирают четверо учащихся и готовят одно задание, но имеющие четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнёром, причём каждый раз уму необходимо менять логику изложения, акценты, темп и …, т.е. включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;

  • Вариационная пара, в которой каждый член группы получает своё задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, приводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.

Эффективность произвольной памяти старшего школьника может быть оценена такими критериями:

10% - читают глазами, 20% - слышит, 30% - видит, 50% - видит и слышит, 70% - обсуждает, 80% - опирается на опыт, 90% - говорит и делает совместно, 95% - обучает других.

4. Технология модульного обучения. П. Ю. Цявичене («Теория и практика модульного обучения»)

С. Н. ЛЫСЕНКОВА.

МЕТОДОМ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ.

Воспитание успехом в учебном труде.

Прочные знания - результат упорного, настойчивого труда.

Организуя урок, надо стремиться так управлять деятельностью детей, чтобы каждый почувствовал окрыляющую силу успеха.

Успех в труде - первостепенное условие становления личности. Это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится. Никогда не злоупотреблять попрёками, замечаниями, двойками. Обязательно надо хвалить даже за незначительный шаг вперёд. Нужно обязательно помогать им в процессе познания, управлять их учением.

В каждом классе есть дети, у которых трудности в усвоении нового материала. Таким детям нужны постоянные упражнения. Значит, нужно дать таким детям это необходимое для прочного и глубокого усвоения знаний и умений время, дольше и всесторонне работать с каждой изученной темой. Надо опережать программу. А для этого требуется по-иному строить процесс обучения, т.е. урок, найти резерв времени. Резерв времени на уроке кроется в общении учителя и ученика.

Изучение трудной темы начинается задолго до того, как начнётся её изучение по программе. Это помогает предотвратить отставание, исключить недочёты и пробелы в знаниях. Такое опережение даёт возможность работать спокойно.

Помогает в этом опорные схемы и комментируемое управление. В этом случае ученики избавлены от механического зазубривания. Они усваивают их осмысленно: составляют правило по данной схеме-опоре, выполняя практическое задание. Схемы-опоры обеспечивают высокую работоспособность, а также энергичный темп урока. Схему читают сегодня, завтра. Через неделю уже не читают: усвоили, обрели сознательный навык работы в соответствии с правилом. А ещё через две недели и схема снимается: она больше не нужна.

Комментированное управление, объединяя три действия (мыслю, говорю, записываю), позволяет сделать учебный труд осмысленным и одновременно обеспечивает обратную связь: даёт учителю возможность контролировать уровень знаний учеников, вовремя заметить отставание, обеспечить продвижение в овладении знаниями и практическими навыками. При этом каждый вовлекается в дело. Когда комментирует сильный ученик - все стремятся успеть за ним, а если комментирует слабый, он тоже старается изо всех сил - ведь он ведёт целый класс. Очень важно, при комментировании слабым учеником, чтобы дети отнеслись к нему с пониманием, т.к. может быть медленный темп и наличие ошибок. Такой ученик требует постоянного одобрения своих действий.

Так, комментированное управление, работа по схемам-опорам помогают детям осознавать, осмысливать всё происходящее на уроке, объяснять, обосновывать, доказывать свои действия. В результате все ученики умеют хорошо и связно говорить, логично рассуждать при решении задач, выполнении грамматических упражнений.

ОСНОВЫ МЕТОДА ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Комментируемое управление

Очень важно организовать труд ученика на уроке. Это удаётся с помощью комментированного управления. Деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученик. И учит не только учитель, но и ученик, размышляя вслух и ведя за собой весь класс.

Чёткий ритм, краткая характеристика- аргументация элементов при комментировании обеспечивают доступность выполнения задания. Ведя за собой класс, ученик не просто отвечает. Подражая в какой-то степени учителю, он старается говорить громко, чётко, чтобы всем было понятно. Повышается авторитет ответа, внимание к ответу ученика. В результате у всех хорошая дикция, ясная речь.

При объяснении нового материала учитель пишет на доске, при закреплении пишет за ответом ученика полностью или частично в зависимости от целей на данном этапе.

Опорные схемы.

Опорные схемы - это, оформленные в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка, выводы. От традиционной наглядности они отличаются тем, что являются опорами мысли. Пользуясь схемой, читая её, дети строят свой ответ. При таких помощниках исчезает скованность и страх перед ответом.

Использование опорных схем позволяет не учить правила дома, всё усваивается на уроке. Висят схемы столько, сколько нужно для полного усвоения.

В результате такой организации учебного процесса в классе создаётся чёткий темп работы, заданный самими учениками: каждый становится организатором труда.

Перспективная подготовка.

Первые шаги опережения: объединение близкого и однородного материала учебника, попутное прохождение тем программы путём приближения их к изучаемому в данный момент.

После первого введения в тему следует организовать многократное повторение по принципу от частного к общему и обратно. Одновременно готовить к восприятию предстоящих трудностей из урока в урок. Материал для перспективной подготовки берётся из учебника, используются и дополнительные микроупражнения, конкретизирующие и развивающие тему. После такой работы объяснение материала носит характер обобщения, основательного закрепления. Д/з не являются чем-то новым.

Изучение трудных тем рассредоточивается и ведётся на трёх этапах последовательно, от простого к сложному, обязательно до выработки навыка практического действия.

На первом этапе происходит знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы. Идёт активное развитие доказательной речи с использованием опор. Выполняются практические работы с комментируемым управлением. На этом этапе активны сильные ученики.

Второй этап включает уточнение понятий и обобщение материала по теме. Именно на этом этапе происходит опережение.

На третьем этапе используется сэкономленное время. Схемы в этот период убираются, формируется беглый навык практического действия и появляется возможность для новой перспективы.

При перспективном обучении в журнал ставятся только положительные отметки за опережающий материал.

При опережающем обучении новый учебный год начинается с 1 апреля, и притом с самой трудной темы следующего класса. На следующий год эти темы легко впишутся в перспективную работу. И далее создаётся новый резерв времени.

Таким образом, перспективное изучение трудных тем не замыкается на конце года, а идёт как бы по спирали, что позволяет создать преемственность между годами обучения; Увеличение фактического времени работы над темами происходит постоянно. Отсюда медленное, последовательное, прочное усвоение материала.


© 2010-2022