«Развитие лидерских качеств воспитанников детского дома в рамках реализации программы «Школа безопасности»»

В жизненном и профессиональном самоопределении воспитанники детских домов испытывают значительные трудности, связанные с отсутствием опыта решения житейских проблем, которые другие дети получают в семье, наблюдая за тем, как поступают в подобных ситуациях их родители или окружающие. Большинство выпускников интернатных учреждений обладают особенностями, которые значительно осложняют их самостоятельную жизнь: - трудности в общении - там, где это общение свободно, где требуется строить отношения; -...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





«Развитие лидерских качеств воспитанников детского дома в рамках реализации программы «Школа актива»»












Составитель:

Болбот Светлана Валерьевна,

педагог-организатор

МКОУ детский дом

«Ласточкино гнездышко»






В жизненном и профессиональном самоопределении воспитанники детских домов испытывают значительные трудности, связанные с отсутствием опыта решения житейских проблем, которые другие дети получают в семье, наблюдая за тем, как поступают в подобных ситуациях их родители или окружающие. Большинство выпускников интернатных учреждений обладают особенностями, которые значительно осложняют их самостоятельную жизнь:

- трудности в общении - там, где это общение свободно, где требуется строить отношения;

- несформированность потребности и способности трудиться;

- иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, отношений собственности;

- отсутствие личного опыта нормальной жизни в семье, тёплых эмоциональных отношений;

- недостаточное развитие индивидуальности, что характеризуется низким уровнем сознания, сниженной собственной активностью;

- отсутствие нравственного иммунитета к условиям той среды, из которой большинство из них происходит.

Достаточно часто детям, воспитывающимся в условиях детского дома, свойственно нежелание приспосабливаться к социальному окружению, отсутствие стремления учитывать мнение других людей, дефицит искренних эмоциональных отношений, замкнутость.. Все это способствует ориентации молодых людей на асоциальный и криминальный образ жизни, либо, наоборот, делает их первыми жертвами различного рода преступлений.

Детский дом как социально-педагогическая система на сегодняшний день не является, к сожалению, идеалом учреждения в плане создания условий для свободы ребенка. Но все же одним из факторов саморазвития детей в таких учреждениях является самоуправление воспитанников.

В детском доме «Ласточкино гнездышко» много лет назад был организован Совет воспитанников дома. Создан этот орган самоуправления в детском доме с целью формирования социальной активности подростков и оказания помощи в организации воспитательной работы. В условиях детского дома, когда воспитанники живут, в среднем от 3 до 15 лет, да и количество детей варьируется в пределах 50 человек, возникла проблема выбора актива самоуправления. «Новички», которых выбирают в актив, как правило, не имеют организаторских способностей, коммуникативных навыков, обладают низкой или высокой самооценкой. Поэтому с целью развития лидерских качеств у воспитанников в различных направлениях жизни и деятельности, осознание ими своей социальной роли в обществе и возникла необходимость разработки и внедрения программы « Школа актива».

Задачи:

- развивать умения и навыки межличностного общения, организаторские умения, умения вести дискуссию, предупреждать возникновение и разрешать возникшие конфликты;

- обучать распределению обязанностей и ролевым формам внутригруппового взаимодействия;

- формировать умения устанавливать и поддерживать личные контакты с товарищами;

- воспитывать способности оставаться независимым в группе, уважать мнения и учитывать интересы других членов коллектива;

- развивать коммуникативные умения и навыки.

Обучение лидеров предполагает постепенное вовлечение в систему самоуправления детского дома.

По мере достижения заявленных задач предполагается приобретение участниками необходимых знаний, умений, навыков, что и будет являться показателем эффективного лидера.

Программа включает в себя 18 тренингов занятий, каждое из которых содержит информационную и практическую части. Занятия проводятся в группе 6-10 человек, в основном это активы групп. Продолжительность - 1час, периодичность - 2 раза в месяц. Время реализации программы - 1 год. На следующий учебный год практически все дети, посещающие «Школу актива», выбираются в члены Совета воспитанников дома.

Ну и как результат этой работы - активность работы членов самоуправления. Дети, получившие на занятиях навыки межличностного общения, умения владеть собой, организовать дело, работать в команде, вести дискуссию, получившие - коммуникативные умения, справляются со своей задачей в роли членов Совета дома более успешно.

Советом воспитанников дома в течении года регулярно организовываются рейды «Лучший портфель» , «Школьный дневник», «Чистота в группах», «Порядок в столовой». По итогам рейда регулярно выпускается газета «Молния».

В течении года проводятся игры-соревнования между группами «Через тернии к звездам», «Калейдоскоп нужных дел», «Гонка за лидером», « Вот оно какое наше лето».

Членами Совета воспитанников дома организована весенняя Неделя добра, «Экологический марафон», «Шахматный турнир».

К календарным праздникам редколлегией оформляются большие газеты

( День учителя, Новый год, 8 марта, 23 февраля), поздравительные открытки ко дням рождения воспитанников и работников детского дома.

В детском доме оформлен стенд «Совет дома», где регулярно вывешивается вся информация для детей.

Ну и конечно члены «Школы актива» самые активные участники общедомовских мероприятий. (фильм)

Развитие лидерских качеств у детей из детского дома является актуальной проблемой современного общества. Так как лидерские качества способствуют развитию личности в целом и помогают, пройти процесс социализации без психологических травм.


© 2010-2022