• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Статья Характеристика уровня физического развития и соматического здоровья учащихся 1-4-х классов при разных условиях организации двигательного режима

Статья Характеристика уровня физического развития и соматического здоровья учащихся 1-4-х классов при разных условиях организации двигательного режима

Характеристика уровня физического развития и соматического здоровья учащихся 1-4-х классов при разных условиях организации двигательного режима Т. В. Челышкова, Ф. Б. Тхайцухова АГУ, Майкоп   Физическое развитие является одной из сторон развития индивидуума и представляет собой биологический процесс, детерминированный средовыми и генетическими факторами. С физическим развитием тесно связано моторное (двигательное) развитие и половое созревание. Выраженные отклонения от нормативов физического раз...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Характеристика уровня физического развития и соматического здоровья учащихся 1-4-х классов при разных условиях организации двигательного режима

Т. В. Челышкова, Ф. Б. Тхайцухова

АГУ, Майкоп

Физическое развитие является одной из сторон развития индивидуума и представляет собой биологический процесс, детерминированный средовыми и генетическими факторами. С физическим развитием тесно связано моторное (двигательное) развитие и половое созревание. Выраженные отклонения от нормативов физического развития, как правило, означают нарушения процессов роста и созревания организма. При этом существенное отставание в физическом развитии иногда даже менее опасно, чем значительное опережение, которое почти всегда свидетельствует о наличии гормональных нарушений [В.Д. Сонькин с соавт., 2002]. Для заключения о характере и уровне физического развития обычно рассматриваются показатели массы тела, длины тела и окружности грудной клетки. Большое значение имеет темп физического развития как важная характеристика для оценки функционального состояния организма каждого конкретного ребенка. Индивидуальное разнообразие темпов физического развития достаточно велико, но если оно укладывается в границы нормы в ходе онтогенеза - это свидетельствует об адекватности условий существования организма его морфофункциональным возможностям на данном этапе индивидуального развития.

Лонгитюдинальное исследование проводилось 2 раза в год (осенью и весной) на базе МОУ СОШ №11 г. Майкопа с октября 2003 по апрель 2007 года. Было обследовано 54 учащихся начальных классов обоего пола, относящихся к I, II и III группам здоровья.

МОУ СОШ №11 является единственной школой города, оборудованной благоустроенным бассейном. Учащиеся начальной школы (с 1-го по 4-й класс) занимались плаванием и лечебной физкультурой в специально оборудованном кабинете 1 раз в неделю в режиме образовательного процесса.

При этом учащиеся «А» класса обучались по традиционной системе обучения в условиях традиционного двигательного режима (ТДР) (3 урока физической культуры + 1 час занятий в бассейне + 1 час ЛФК в неделю) с годовым объемом двигательной нагрузки 170 часов; учащиеся «В» класса - по традиционной системе обучения в условиях расширенного двигательного режима (РДР) (3 урока физической культуры + 1 час занятий в бассейне + 3 часа занятий ритмикой + 1 час ЛФК в неделю) с годовым объемом двигательной нагрузки 272 часа. Экспериментальная физкультурно-оздоро-вительная программа в этом классе включала следующие направления: тренировочно-образовательное, рекреационно-оздоровительное и телесно-развивающее, главной целью которых было повышение адаптивного потенциала растущего организма ребенка путем оптимизации среды, в которой осуществлялся учебно-воспитательный процесс.

Основными параметрами, используемыми при оценке физического развития, являются длина и масса тела. Длина тела - интегральный, меняющийся показатель, зависящий от темпа роста и развития отдельных костей, состояния механизмов регуляции роста и особенностей процессов метаболизма. Морфогенез тесно сопряжен с уровнем базального метаболизма. Как правило, активизацию ростовых процессов связывают с увеличением метаболических трат на рост [С.В. Хрущев, 1980]. Масса тела является весьма лабильным показателем, быстро реагирующим и изменяющимся под влиянием различных экзо- и эндогенных факторов. Масса тела находится в прямой зависимости от роста, но ее повышение с возрастом происходит неравномерно.

Исследования показали, что значения длины и массы тела школьников обоих классов находились в пределах нормативных значений, однако на протяжении всего периода обучения в начальной школе, как девочки, так и мальчики из класса с расширенным двигательным режимом имели более высокий уровень соматического развития (табл. 1, 2). Данный факт указывает на то, что систематические физические упражнения определенным образом сказываются на росте и развитии ребенка.

Таблица 1


Показатели (M±m) соматического развития мальчиков 1-4-х классов в условиях различных форм обучения


Период

исследования

Класс

Рост, см


Темпы

прироста %

Вес, кг


Темпы

прироста %

Окружность грудной клетки, см

Сила кисти, кг

Индекс

Пинье

Индекс Кетле, г/см

норма

вдох

выдох

правая

левая

1о ТДР

123,8±3,3


23,1±2,7


58,6±2,9

62,2±2,6

56,8±2,7

10,1±1,0

8,9±1,2

43,9±2,9

186,6±3,0

1о РДР

126,6±4,2


27,3±2,7


56,1±3,6

60,1±4,0

54,0±3,1

10,6±0,7

9,2±0,6

45,4±3,6

215,6±3,4

1в ТДР

126,9±3,4*

2,4

25,5±2,2*

9,8

59,6±2,6

63,8±2,7

58,4±2,4

*11,0±1,1

*9,9±1,0

42,9±3,6

200,9±2,8

1в РДР

128,6±3,9

1,6

28,0±2,5

2,5

57,7±3,7

62,0±4,0

55,3±3,5

*11,5±0,7

9,7±0,8

45,9±2,8

217,7±3,2

2о ТДР

129,8±3,1*

2,2

27,3±1,9

6,6

60,6±3,1

64,6±3,6

59,1±2,7

11,7±1,6

10,6±1,6

43,4±3,6

210,3±2,5

2о РДР

131,0±3,9

1,8

29,5±2,6

5,1

58,8±3,5

63,3±3,9

56,9±4,0

11,6*1,2

*10,8±1,1

44,7±3,4

225,2±3,2

2в ТДР

132,9±3,3*

2,3

28,3±1,1

3,5

61,9±3,5

66,1±3,8

60,2±2,1

12,4±1,5

10,8±1,6

44,4±4,3

212,9±2,2

2в РДР

134,0±3,8

2,2

29,7±2,2

0,7

59,8±3,7

64,4±4,0

58,0±4,2

12,2±1,0

11,1±1,1

46,4±3,9

221,6±3,0

3о ТДР

134,6±3,2

1,3

30,6±1,6*

7,5

63,1±3,7

67,6±3,8

61,1±3,4

13,0±1,8

11,5±1,6

43,0±4,4

227,3±2,4

3о РДР

136,4±3,8

1,8

29,7±1,5

0

60,3±3,8

65,5±4,1

58,5±4,2

13,8±2,3

11,9±2,0

*51,3±5,2

217,7±2,6

3в ТДР

136,9±2,8

1,7

32,3±1,7*

5,3

64,5±3,8

69,4±4,1

62,8±3,7

13,9±1,6

12,3±1,4

41,8±4,6

235,9±2,2

3в РДР

138,8±3,9

1,7

32,4±1,5*

8,3

61,8±4,3

67,4±4,6

60,3±4,2

14,0±2,3

12,5±2,2

*46,2±5,0

233,4±2,7

4о ТДР

138,7±2,9

1,3

30,7±1,4

-5,2

65,9±4,1

70,7±4,3

64,1±3,8

14,0±2,0

12,8±1,6

44,0±4,2

221,3±2,1

4о РДР

140,5±3,6

1,2

30,9±1,2*

-4,9

64,5±4,6

70,3±4,1

62,6±4,2

13,8±2,6

11,9±2,8

47,1±5,2

219,9±2,4

4в ТДР

138,9±2,9

0,1

31,8±1,3*

3,5

67,5±4,7

72,7±3,8

65,5±3,5

15,3±2,2

13,9±1,8

42,8±3,7

228,9±2,1

4в РДР

143,0±4,0

1,7

36,3±3,0*

14,9

67,0±5,0

72,7±5,0

66,2±4,5

14,5±2,3

13,0±2,8

43,6±5,4

253,8±3,5

Примечание: (справа)* - достоверность различий в пределах одной возрастно-половой группы в начале и конце года при р<0,05; (слева)* - достоверность различий между мальчиками и девочками одного класса в различные периоды обучения при р<0,05.


Таблица 2


Показатели (M±m) соматического развития девочек 1-4-х классов в условиях различных форм обучения


Период

исследования

Класс

Рост, см


Темпы

прироста %

Вес, кг


Темпы

прироста %

Окружность грудной клетки, см

Сила кисти, кг

Индекс

Пинье

Индекс Кетле, г/см

норма

вдох

выдох

правая

левая

1о ТДР

*127,2±3,5


23,8±2,8


58,2±2,6

61,6±2,6

57,0±1,9

9,4±1,0

8,5±0,7

46,3±2,2

187,1±3,1

1о РДР

129,5±3,9


27,8±2,3


54,4±4,8

58,8±4,9

52,4±4,1

10,7±1,5

9,3±1,1

49,3±3,2

214,6±3,1

1в ТДР

*129,8±2,7

2,0

26,0±2,0*

8,5

59,6±2,8

63,5±3,0

58,3±2,4

10,3±1,4

**9,5±0,9

45,5±2,3

200,3±2,3

1в РДР

131,4±3,4

1,4

28,6±2,0

2,8

55,9±4,5

60,3±4,5

53,8±4,3

11,4±1,3

9,9±1,3

49,1±3,9

217,6±2,7

2о ТДР

*133,3±2,8*

2,6

27,9±1,9*

6,8

60,7±3,4

64,7±3,6

59,5±2,9

11,3±1,7

10,2±1,6

46,0±2,8

209,3±2,3

2о РДР

133,8±3,1*

1,8

29,8±1,8

4,0

57,1±4,6

61,6±4,6

54,8±4,7

12,1±1,5

10,6±1,1

49,2±4,2

222,7±2,4

2в ТДР

*136,3±1,6*

2,2

28,9±1,0

3,5

61,8±3,8

68,2±10,1

60,3±3,6

11,6±2,3

11,1±2,2

47,1±3,5

212,0±1,3

2в РДР

136,7±2,7*

2,1

30,6±1,9

2,6

58,5±4,7

62,9±5,3

56,4±5,0

12,8±1,4

11,2±0,9

49,6±4,7

223,8±2,3

3о ТДР

*137,8±1,4*

1,1

30,6±1,2*

5,6

62,8±4,2

67,0±4,2

61,1±4,3

12,3±3,0

11,9±2,7

46,1±4,3

222,0±1,3

3о РДР

139,1±2,9*

1,7

*32,2±2,4*

5,0

59,3±5,1

64,3±5,4

58,0±5,5

13,1±1,4

11,4±1,2

49,4±4,8

231,4±2,6

3в ТДР

*139,7±1,5*

1,4

32,3±1,3*

5,3

64,3±4,5

68,9±4,1

62,6±4,4

13,6±2,6

12,5±3,4

44,8±4,3

231,2±1,4

3в РДР

*141,7±2,8

1,8

*34,4±2,6*

6,4

60,7±5,6

65,5±6,0

58,9±5,5

13,9±1,1

12,1±1,2

48,5±5,3

242,7±2,7

4о ТДР

139,9±3,7

0,1

*35,1±1,8*

8,0

65,8±4,8

71,6±5,1

63,8±4,9

14,0±2,9

12,2±3,1

41,9±5,2

250,9±2,7

4о РДР

*144,4±2,7*

1,9

*37,2±2,5*

7,5

62,8±6,2

67,8±6,2

61,3±6,1

14,3±1,2

12,3±1,1

45,9±6,3

257,6±2,6

4в ТДР

*142,7±1,4*

2,0

*37,3±1,4*

5,9

66,4±5,8

72,8±5,5

64,5±5,2

15,1±2,5

13,3±2,8

41,0±5,8

261,4±1,5

4в РДР

145,6±2,4

0,8

37,2±1,8

0

65,1 ±6,7

70,2±7,1

63,7±6,5

14,8±1,0

12,6±1,5

44,7±6,4

255,5±2,1

Примечание: (справа)* - достоверность различий в пределах одной возрастно-половой группы в начале и конце года при р<0,05; (слева)* - достоверность различий между мальчиками и девочками одного класса в различные периоды обучения при р<0,05.

Известно, что двигательная активность - один из основных факторов, вызывающих и определяющих рост и развитие человека, обеспечивающих расширение адаптивных возможностей организма за счет оптимизации физиологических механизмов. Вместе с тем эффективность физических нагрузок и их стимулирующее влияние на организм могут быть достигнуты только при учете возрастных возможностей организма ребенка, обусловленных степенью его структурно-функциональной зрелости [А.Г. Хрипкова с соавт., 1990]. Как только возникает высокое напряжение механизмов энерго-сбережения в условиях неадекватного режима дня, у ребенка происходит снижение метаболизма, жиры переключаются с пластических на энергети-ческие процессы, являясь у детей доминирующим энергетическим субстратом.

Так, у всех обследованных мальчиков нами зарегистрировано снижение массы тела (табл. 1, рис. 1,2) в начале обучения в 4-м классе, более выраженное в классе с увеличенным компонентом двигательной деятельности. Это связано, скорее всего, с режимными моментами, и явно указывает на стрессогенность школьной среды на этом этапе обучения, причем в условиях гиперкинезии возникает более высокое напряжение механизмов энергообеспечения. Школьный стресс обеспечивается катехоламинами и стероидными гормонами коркового слоя надпочечников. Повышенная продукция этих гормонов при действии стрессорных факторов вызывает повышение сопротивляемости организма, увеличивает активность вегетативных систем (кроме пищеварительной), приводит к интенсивной трате энергетических запасов вплоть до клеточного уровня. Это обеспечивает приспособление к разнообразным меняющимся условиям внешней среды, однако при длительном воздействии наступают истощение, резкое снижение сопротивляемости, поломка ряда систем, что, в конечном счете, приводит к болезням.

Известно, что развитие организма приводит к изменению морфофункционального субстрата, а рост - к увеличению массы тканей, органов и всего тела. Однако, отдельные исследователи [А.Г. Хрипкова с соавт., 1990] отмечают у мальчиков некоторое снижение темпов массы тела в

Статья Характеристика уровня физического развития и соматического здоровья учащихся 1-4-х классов при разных условиях организации двигательного режима


Рис. 1. Динамика показателей массы тела у мальчиков 1-4-х классов в условиях различных форм организации двигательного режима в сравнении с возрастными нормативами

Статья Характеристика уровня физического развития и соматического здоровья учащихся 1-4-х классов при разных условиях организации двигательного режима

Рис. 2. Динамика показателей длины тела у мальчиков 1-4-х классов в условиях различных форм двигательного режима

в сравнении с возрастными нормативами

этом возрасте. Вместе с тем, данный этап индивидуального развития не предполагает переход темпов прироста в область отрицательных значений, как в нашем случае.

К концу учебного года нами был зарегистрирован прирост весовых показателей у мальчиков на 8,7 % в классе с ТДР и на 18 % в классе с РДР (табл. 1, рис. 3), при этом в первом случае увеличение массы тела происходило на фоне замедления ростовых процессов (логично предположить процесс дифференцировки), тогда как во втором, напротив, на фоне их ускорения.

У девочек наблюдалась несколько иная картина: замедление темпов прироста массы тела у них происходит к концу обучения в начальной школе, причем этот процесс более выражен в классе с расширенным двигательным режимом, к тому же, в этот период одновременно происходит и снижение темпов прироста длины тела (табл. 2, рис. 3,4). Тогда как у девочек из класса ТДР снижение массы сочетается с ускорением ростовых процессов, что является закономерностью онтогенетического развития.

К основным показателям, используемым при оценке физического развития, относится и окружность грудной клетки. Анализ динамики данного параметра показал, что с возрастом происходит его постепенное увеличение, причем абсолютный размер грудной клетки у мальчиков больше (табл. 1), чем у девочек (табл. 2). Однако установлен факт, что у учащихся из класса с увеличенным компонентом двигательной деятельности на протяжении всего периода исследований окружность грудной клетки меньше, чем у их сверстников с традиционной организацией физического воспитания. Логично заключить, что за более высоким развитием длины тела не успевает рост окружности грудной клетки, однако это указывает на признаки дисгармоничности физического развития. Кроме того, значения индекса Пинье, свидетельствующие о более крепком телосложении, зарегистрированы у мальчиков (табл. 1,2; рис. 5,6) и девочек из класса ТДР.

Статья Характеристика уровня физического развития и соматического здоровья учащихся 1-4-х классов при разных условиях организации двигательного режима

Рис.3. Динамика показателей массы тела у девочек 1-4-х классов в условиях различных форм организации двигательного режима в сравнении с возрастными нормативами

Статья Характеристика уровня физического развития и соматического здоровья учащихся 1-4-х классов при разных условиях организации двигательного режима

Рис.4. Динамика показателей длины тела у девочек 1-4-х классов в условиях различных форм двигательного режима

в сравнении с возрастными нормативами



Статья Характеристика уровня физического развития и соматического здоровья учащихся 1-4-х классов при разных условиях организации двигательного режима























Рис. 5. Динамика показателей индекса Пинье у мальчиков 1-4-х классов в условиях различных форм организации двигательного режима в сравнении с возрастными нормативами

Статья Характеристика уровня физического развития и соматического здоровья учащихся 1-4-х классов при разных условиях организации двигательного режима

Рис. 6. Динамика показателей индекса Пинье у девочек 1-4-х классов в условиях различных форм организации двигательного режима в сравнении с возрастными нормативами

Индекс Кетле у мальчиков и девочек, занимающихся в условиях традиционного и расширенного двигательных режимов практически во все исследуемые периоды находится в пределах возрастной нормы от 186,6±3,0 до 253,8±3,5 (р<0,005), от 187,1±3,1 до 261,4±1,5 (р<0,05) (табл. 1,2), при этом значение индекса Кетле в классе с РДР значительно выше, чем в классе ТДР, что составляет 228,9±2,1 против 253,8±3,5 (р<0,05) у мальчиков двух классов соответственно. Низкие значения этого интегрального показателя крепости телосложения указывают на гетеродинамичность развития, в частности на отставание развития тела от длины.

У девочек прослеживается другая картина в классе с ТДР - индекс Кетле выше, чем в классе с РДР 261,4±1,5 против 255,5±2,1 (р<0,05).

Сочетание развития базовых соматических признаков с динамикой физиометрических параметров обеспечивает условия функционирования организма как единого целого, отставание или десихроз отдельных признаков не наблюдается.

Результат сопоставления показателей соматического развития и физиометрических параметров у мальчиков из класса с РДР свидетельствуют об отставании физиометрических признаков от уровня развития соматических показателей в сравнении с мальчиками из класса с ТДР. Так, показатели ЖЕЛ и ЖИ, отражающие функциональные и резервные возможности дыхательной системы у мальчиков с РДР несколько ниже по сравнению с их сверстниками на начальном этапе обучения к весне 4 класса, ЖЕЛ у них составляли 2,1±0,2 л против 2,5±0,1 л (р<0,05) в классе с РДР и ТДР соответственно (табл. 3, рис. 7).

Так как ЖЕЛ отражает потенциальные возможности дыхательной системы и является лимитирующим звеном в системе транспорта кислорода, повышение этого показателя свидетельствует о расширении функциональных возможностей дыхательного аппарата и биоэнергетического потенциала, и как следствие повышение адаптационных возможностей.

У девочек ЖЕЛ выше в классе с РДР от 1,3±0,1 до 1,9±0,3 против 1,2±0,04 и 2,3±0,1 (р<0,05) в классе с ТДР. Показатели ЖИ от 45,9±3,1 до 44,0±2,7 и от 42,9±2,5 до 61,1±3,5 (р<0,05) в классе РДР и ТДР соответственно (табл. 3, рис.8).

Можно заключить, что обучение в условиях РДР у девочек создает благоприятные условия для расширения возможностей адаптивных изменений системы энергообеспечения при физической работе и создаются морфофунк-циональные предпосылки для развития высокого уровня дыхательной и общей выносливости, когда организм может длительно умственно и физически работать с более поздним наступлением фазы утомления.

Таблица 3


Показатели развития дыхательной системы мальчиков и девочек 1-4-х классов в условиях ТДР и РДР


Период

исследования

Класс

ЖЕЛ, л

Темпы

прироста %

% отклонения от нормы

ЖЕЛ

должная


Жизненный индекс (ЖИ), мл/кг

мальчики

1о ТДР

1,4±0,1

-

-6,7

1,3

44,7±1,5

1о РДР

1,3±0,1

-

-13,3

1,3

46,1±2,2

1в ТДР

1,4±0,1

-

-8,7

1,3

48,7±4,0

1в РДР

1,5±0,1

-

-11,8

1,3

50,0±4,1

2о ТДР

1,5±0,1

+15,4

-11,8

1,5

51,4±2,8

2о РДР

1,3±0,1

-7,1

-23,5

1,7

40,8±3,1

2в ТДР

1,7±0,2

+30,8

-15,0

1,7

51,5±3,1

2в РДР

1,3±0,1

0

-23,5

1,7

42,3±1,3

3о ТДР

2,0±0,1

+17,6

-4,8

2,0

61,9±7,1

3о РДР

1,6±0,1

+23,1

-20,0

2,0

48,1±2,9

3в ТДР

1,9±0,1

-5,0

-9,5

2,1

50,7±9,2

3в РДР

1,7±0,1

+9,4

-16,7

2,1

62,3±0,5

4о ТДР

2,5±0,1

+31,6

+13,6

2,1

64,1±3,5

4о РДР

2,0±0,1

+14,3

-4,8

2,1

56,0±2,2

4в ТДР

2,5±0,1

0

+13,5

2,2

64,2±3,2

4в РДР

2,1±0,2

+5,0

-4,5

2,2

64,1±3,5

девочки

1о ТДР

1,2±0,04

-

-7,6

1,3

42,9±2,5

1о РДР

1,3±0,6

-

0

1,3

45,9±3,1

1в ТДР

1,3±0,04

+4,2

-16,2

1,5

44,5±0,2

1в РДР

1,2±0,1

-7,7

-20,0

1,5

40,8±1,3

2о ТДР

1,2±0,6

+4,0

-13,3

1,5

40,4±2,6

2о РДР

1,3±0,1

-8,3

-13,3

1,5

39,7±2,4

2в ТДР

1,4±0,1

+7,7

-21,4

1,5

42,0±2,5

2в РДР

1,4±0,1

+7,7

-21,4

1,7

41,9±2,6

3о ТДР

1,8±0,1

+28,6

0

1,7

49,7±7,3

3о РДР

1,7±0,1

+21,4

-5,5

1,8

48,7±4,7

3в ТДР

1,9±2,0

+5,5

0

1,8

48,7±2,5

3в РДР

1,8±0,1

+5,9

0

1,8

44,8±4,1

4о ТДР

1,9±0,2

0

-5,0

2,0

45,0±3,5

4о РДР

2,1±0,1

+16,7

+5,0

2,0

46,4±3,8

4в ТДР

1,9±0,3

0

-5,0

2,0

44,0±2,7

4в РДР

2,3±0,1

+5,9

-13,3

2,1

61,1±3,5

Низкие значения силового индекса (СИ) (табл. 4, рис. 9), отражающего развитие статической силы, являются убедительным доказательством того, что ежедневные регламентированные занятия физкультурой в условиях традиционной формы обучения вызывают утомления в большей степени у мальчиков из класса с РДР. Так динамика значений СИ у мальчиков в классе с РДР от 42,5±2,9 до 65,0±5,2, а у их сверстников из класса ТДР от 39,7±1,7 до 75,3±6,1 (р<0,05). Есть основание предполагать, что главной причиной утомляемости мышц у мальчиков из класса РДР является занятие ритмикой с недельной нагрузкой 3 часа. Динамика изменений СИ имеет несколько иную тенденцию (табл. 5, рис. 10). Если в начале исследования значения СИ у девочек из класса РДР были выше, то в конце 4 класса СИ стал выше у девочек из класса ТДР (от 51,2±3,9 до 54,1±1,2 и от 39,4±3,2 до 60,1±2,3 (р<0,05)). По-видимому, расширенный двигательный режим приводит к утомлению нервно-мышечного аппарата, что приводит ухудшению показателей кистевой динамометрии у девочек из класса с РДР.

Подобная дисгармоничность физического развития у учащихся из класса с расширенным двигательным режимом может зависеть от множества факторов, но ведущим, бесспорно, является внешняя среда. В.Д. Сонькин с соавт. [2002] отмечают, что дисгармоничность физического развития может быть следствием недостаточности питания, чрезмерной физической нагрузки, а также ряда хронических заболеваний, что служит основанием для детального медицинского обследования ребенка с целью выяснения анамнеза. Так как

Таблица 4


Уровень соматического здоровья мальчиков 1-4-х классов в условиях ТДР и РДР

Период

исследования

Класс

ЖИ, мл/кг

баллы

СИ, %

баллы

ДП

баллы

Соответ-ствие массы длине

Индекс Руфье (ИР)

баллы

УСЗ (баллы)

1о ТДР

44,7±1,5

0

39,7±1,7

0

79,1±4,1

2

0

9,3±1,1

0

2б низкий

1о РДР

46,1±2,2

0

42,5±2,9

0

78,9±2,9

2

0

19,0±0,4

-6

-4б низкий

1в ТДР

48,7±4,0

0

45,9±5,7

1

78,4±2,9

2

0

8,4±0,8

0

3б н.средн.

1в РДР

50,0±4,1

0

38,2±4,1

0

80,3±3,9

2

0

17,2±1,5

-6

-4б низкий

2о ТДР

51,4±2,8

1

57,2±6,1

2

86,1±3,7

1

-1

12,0±0,9

-4

-1б низкий

2о РДР

40,8±3,1

0

54,1±1,3

2

86,7±2,9

1

0

12,5±1,2

-4

-1б низкий

2в ТДР

51,5±3,1

1

54,7±2,2

2

73,6±3,1

3

-1

10,8±0,9

-4

1б низкий

2в РДР

42,3±1,3

0

47,9±3,4

1

92,2±2,6

1

-2

10,3±0,3

-4

-4б низкий

3о ТДР

61,9±7,1

2

67,2±1,9

4

77,7±1,9

2

0

7,9±1,2

0

8б средний

3о РДР

48,1±2,9

0

58,7±5,7

2

96,7±2,0

0

-1

8,2±1,4

0

-1б низкий

3в ТДР

50,7±9,2

0

65,9±6,9

4

72,2±7,8

3

-1

12,1±0,9

-4

-1б низкий

3в РДР

62,3±0,5

2

50,7±5,5

2

89,5±2,7

1

-1

10,4±0,8

-4

0б низкий

4о ТДР

64,1±3,5

2

71,8±3,5

4

82,6±2,5

2

0

12,7±0,1

-4

2б низкий

4о РДР

56,0±2,2

2

60,0±4,4

2

89,4±1,4

1

-1

11,5±0,9

-4

0б низкий

4в ТДР

64,2±3,2

2

75,3±6,1

4

81,6±1,7

2

0

12,9±0,8

-4

4б н.средн.

4в РДР

64,1±3,5

2

65,0±5,2

4

85,3±3,7

2

-1

11,0±0,5

-4

3б н.средн.


Таблица 5


Уровень соматического здоровья девочек 1-4-х классов в условиях ТДР и РДР

Период

исследования

Класс

ЖИ, мл/кг

баллы

СИ, %

баллы

ДП

баллы

Соответ-ствие массы длине

Индекс Руфье (ИР)

баллы

УСЗ (баллы)

1о ТДР

42,9±2,5

0

39,4±3,2

0

76,7±3,7

-1

-1

9,0±0,7

0

2б низкий

1о РДР

45,9±3,1

1

51,2±3,9

3

76,3±4,5

-1

0

17,8±1,2

-6

-3б низкий

1в ТДР

44,5±0,2

0

46,9±2,7

2

80,0±2,4

-1

0

9,1±3,2

0

-1б низкий

1в РДР

40,8±1,3

0

50,3±2,8

1

80,2±4,2

-1

-1

14,0±0,9

-4

-5б низкий

2о ТДР

40,4±2,6

0

38,8±1,6

0

79,5±1,3

-1

-1

15,6±0,6

-6

-8б низкий

2о РДР

39,7±2,4

0

48,8±5,8

2

85,5±6,4

-1

-1

12,6±0,8

-4

-4б низкий

2в ТДР

42,0±2,5

0

39,6±2,6

0

73,0±9,5

0

-1

13,2±1,1

-4

-5б низкий

2в РДР

41,9±2,6

0

48,8±6,7

2

77,8±4,7

-1

-1

10,3±0,8

-4

-4б низкий

3о ТДР

49,7±7,3

1

51,4±1,9

3

71,5±2,1

0

0

17,2±1,4

-6

-2б низкий

3о РДР

48,7±4,7

1

50,1±6,2

2

88,5±3,5

-2

0

9,2±0,9

0

1б низкий

3в ТДР

48,7±2,5

1

55,6±5,9

4

72,1±0,7

0

-1

18,4±1,6

-6

-2б низкий

3в РДР

44,8±4,1

0

50,5±4,0

3

92,0±4,2

-2

-1

15,2±1,0

-6

-6б низкий

4о ТДР

45,0±3,5

0

59,2±6,8

4

87,5±3,4

-2

0

16,0±1,3

-6

-4б низкий

4о РДР

46,4±3,8

1

52,3±2,8

3

93,1±2,6

-1

-1

12,8±0,7

-4

-2б низкий

4в ТДР

44,0±2,7

0

60,1±2,3

4

102,5±2,4

-3

0

15,8±0,9

-6

-2б низкий

4в РДР

61,1±3,5

2

54,1±1,2

3

80,4±3,4

-2

-1

12,5±1,2

-4

-2б низкий


Статья Характеристика уровня физического развития и соматического здоровья учащихся 1-4-х классов при разных условиях организации двигательного режима

Рис.7. Динамика показателей ЖИ у мальчиков 1-4-х классов при различных формах организации двигательной деятельности

Статья Характеристика уровня физического развития и соматического здоровья учащихся 1-4-х классов при разных условиях организации двигательного режима


Рис. 8. Динамика показателей ЖИ у девочек 1-4-х классов при различных формах организации двигательной деятельности

Статья Характеристика уровня физического развития и соматического здоровья учащихся 1-4-х классов при разных условиях организации двигательного режима

Рис. 9. Динамика показателей СИ у мальчиков 1-4-х классов при различных формах организации двигательной деятельности

Статья Характеристика уровня физического развития и соматического здоровья учащихся 1-4-х классов при разных условиях организации двигательного режима

Рис.10. Динамика показателей СИ у девочек 1-4-х классов при различных формах организации двигательной деятельности

физическое развитие является одним из существенных показателей здоровья и

его параметры отражают степень соответствия биологического и паспортного возраста, а также определяют физическую работоспособность, то подобные формы дисгармоничности могут оказывать отрицательное влияние на динамику процессов роста и развития и сказываться в дальнейшем в течение всей жизни.

Дисгармоничность физического развития может возникнуть и в результате некоторых видов спортивной тренировки, особенно в случаях ранней спортивной специализации. В то же время известно, что младший школьный возраст сенситивен для формирования способности к длительной целенаправленной деятельности, как физической, так и умственной. Дети в возрасте 7-10 лет уже в состоянии устойчиво поддерживать функциональную активность довольно продолжительное время, однако, при условии рационального чередования разных видов деятельности и отдыха [В.И. Кирпичев, 2002].

Комплексный анализ уровня соматического здоровья (УСЗ) определялся по таким интегральным показателям как жизненный индекс (ЖИ), силовой индекс (СИ), индекс Робинсона (ДП), соответствие массы тела длине и индекс Руфье (ИP). Школьники 1-4 классов, обучавшиеся в условиях различных регламентированных двигательных режимов по традиционным образова-тельным программам не достигает «безопасного уровня» здоровья, т.е. уровня, при котором прогнозируемые показатели заболеваемости равны 0. Тогда как по результатам клинического обследования количество практически здоровых детей (1 группа) в классе ТДР 6%, в классе РДР 5% с небольшим уменьшением в течение всего исследуемого периода. Это означает, что результаты медицинского исследования не выявляют донозологических нарушений здоровья.

При этом обнаружен ряд закономерностей, подчиняющих себе изменения большинства интегральных функциональных показателей. У школьников при обучении в начальной школе отмечается низкий УСЗ. В частности у всех мальчиков на протяжении 1-2-го года обучения соматическое здоровье находится на более низком уровне, чем на 4 году обучения, за исключением 3 класса ТДР в осенний период исследования (табл.4).

Третий год обучения является одним из существенных узловых периодов в жизни ребенка и от того, как развиваются к этому периоду механизмы долговременной адаптации во многом зависит не только процесс успешности обучения, но и дальнейший ход соматического и полового развития, что весьма важно для развития адаптивной и репродуктивной функции организма. В этом контексте динамика ухудшения УСЗ к концу 3 класса у мальчиков из класса РДР указывает на снижение компенсаторно-резервных возможностей организма и прогнозирования возможности развития заболевании в будущем.

Низкие значения УСЗ в классе ТДР и РДР обусловлено прежде всего результатами теста Руфье, используемого для интегральной оценки функциональных и адаптивных возможностей ССС и работоспособности организма в целом. Работоспособность всех мальчиков независимо от режима двигательной активности, оценивается как «посредственная» или «слабая».

К весне 4-го класса УСЗ у мальчиков, обучавшихся как в классе ТДР, так и в классе РДР, повышается за счет увеличения жизненного и силового индексов, улучшается состояние кислород-транспортной системы. Согласно концепции В.Д. Сонькина, И.А. Корниенко [2002] ребенок в этом возрасте образец оптимальной организации структуры и функции человеческого организма. Однако в реальности интегральный уровень соматического здоровья у мальчиков из классов ТДР и РДР характеризуется как «ниже среднего» (табл. 4, 5).

У девочек на протяжении всего периода исследовании низкий уровень соматического здоровья. Это происходит в основном за счет ухудшения показателей индекса Руфье, УСЗ на протяжении почти всего периода обследования находится в области отрицательных значений (табл. 5). Надо полагать, что общая сумма всех физиологических и психических затрат организма на умственную деятельность, как в режиме ТДР так и в режиме РДР оказывается избыточно высокой для девочек. Опасность в том, что возникающее перенапряжение психофизиологических механизмов может привести как девочек, так и мальчиков из классов ТДР и РДР к нарушению процессов роста и развития [А. Заруба с соавт., 1997]. Эти изменения, по мнению отдельных авторов, еще не вызывают заболевания, но снижают адаптационные возможности организма и объединяются в понятие донозологических и преморбидных состояний [А.Б. Косолапов с соавт., 1996].

Однако, есть работы [Г.Л. Апанасенко, 2002], которые свидетельствуют о значительной распространенности хронической патологии именно среди групп детей с низким УСЗ.

В целом, результаты экспресс-оценки уровня соматического здоровья по динамике в состоянии здоровья школьников и подтверждают наличие выявленного контингента риска. При этом основная масса учащихся выходит из «безопасной зоны» здоровья. Это опасно тем, что при неадекватном режиме дня у ребенка начинает развиваться патологический процесс и происходит его манифестация [Г.Л. Апанасенко, 2002]. При этом интеграция школьных учебных нагрузок и занятия ритмикой может стать причиной ухудшения биологической надежности организма и стратегии адаптации, что проявляется как у обследованных мальчиков, так и девочек. Бесспорно, традиционные модели обучения необходимо совершенствовать, но учитывать при этом индивидуальную и возрастно-половую специализацию.

Таким образом, анализ уровня физического развития показал, что предлагаемая организация двигательной деятельности в режиме дня не для всех учащихся является оптимальной. Чрезмерная двигательная активность, обусловленная преимущественно интенсивной (очень частой в неделю и продолжительной в течение дня) систематической физической нагрузкой вызывает неблагоприятные изменения соматического развития, нарушения функционального состояния организма учащихся. Педагогам необходимо не только успешно решать образовательные и воспитательные задачи, но и обеспечивать нормальные процессы роста и развития организма. Это означает прежде всего учет психофизиологических особенностей школьников на каждом этапе индивидуального развития и обязательное соблюдение физиолого-гигиенических нормативов при организации учебного процесса и внеучебного времени, причем особое внимание следует уделять двигательной активности ребенка как важнейшему фактору и движущей силе онтогенеза.

Список литературы:

  1. Апанасенко, Г.Л. Диагностика индивидуального здоровья/ Г.Л. Апанасенко// Валеология. - 2002. - №3. -С. 27-31.

  2. Апанасенко, Г.Л. Уровень соматического здоровья, его связь с физическим развитием и прогнозирование заболеваемости подростков/ Г.Л. Апанасенко, В.К. Козакевич, Л.Д. Коровина // Валеология. - 2002. - № 1. -С. 19-24.

  3. Заруба, Н.А. Зависимость успешности учебной деятельности от психологических особенностей первоклассников / Н.А. Заруба, О.А. Никифорова, В.Е. Быцанова, Е.А. Каленская// Валеология. - 1997. - № 3. - С. 24-26.

  4. Кирпичев, В.И. Физиология и гигиена младшего школьника / В.И. Кирпичев.- М.: ВЛАДОС, 2002.- 144 с.

  5. Сонькин, В.Д. Основные закономерности и типологические особенности роста и развития / В.Д. Сонькин [и др.] // Физиология развития ребенка / под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер.- М.: Образование от А до Я, 2000.- С.31-59.

  6. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена / А.Г. Хрипкова [и др.].- М.: Просвещение, 1990.- 319 с.

  7. Хрущев, С.В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников / С.В. Хрущев.- 2-е изд.- М.: Медицина, 1980.- 224 с.

1

© 2010-2022