О необходимости инклюзивного образования в школе

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

О необходимости развития инклюзивного образования в школе



Сегодня инклюзивный процесс в образовании понимается как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду обычных сверстников в общеобразовательном учреждении, обучение по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом его особых образовательных потребностей.

Инклюзия («inclusion» в пер. с англ. «включенность»), как включение ребенка с ОВЗ в образовательную среду, дает право получения школьного образования в соответствии с его образовательными потребностями и возможностями.

Различают инклюзию социальную и образовательную, взаимодополняемые и взаимозависимые друг от друга.

Инклюзивное образование предполагает предоставление возможности всем детям в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения, при этом все воспитанники должны быть обеспечены поддержкой, позволяющей им добиваться успехов, ощущать ценность совместного пребывания в коллективе.

Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детей с ОВЗ.

Российская модель инклюзии базируется на позициях Л.С. Выготского, который мыслил личность и среду как целостность. Согласно его взглядам, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ОВЗ.

Из практики инклюзивного образования мы знаем, что существуют:

  • подлинная инклюзия, которая предполагает организацию в ОУ оптимальных условий для каждого ребенка с особыми потребностями;

  • формальная инклюзия, которая по сути своей нарушает право школьника с ОВЗ на качественное образование.

Инклюзия может осуществляться при обязательном соблюдении следующих условий:

  • кадровое обеспечение;

  • создание необходимых условий для пребывания ребенка с ОВЗ в ОУ;

  • разработка и реализации индивидуальных программ сопровождения ребенка с ОВЗ.

Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья - получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.

Основной критерий эффективности инклюзивного образования - успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта всех детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями.

Необходимость развития инклюзивного образования в школе не вызывает сомнения. Все больше родителей хотят, чтобы их ребенок с особенностями в развитии обучался вместе со своими сверстниками и был включен в обычное детское сообщество.

В связи с широким развитием инклюзивного образования во всем мире, а так же в нашей стране многие школы готовы поддержать это направление и наша школа не исключение. Подходя к вопросу изучения инклюзивного образования в школе, важно отметить, что он является одним из важнейших в свете нового Закона «Об образовании» в Российской Федерации. Именно в основе инклюзивного образования лежит право человека на образование, провозглашенное во Всемирной декларации прав человека. Столь же важным является право ребенка не подвергаться дискриминации, которое предусмотрено в статье 2 Конвенции о правах ребенка. Все дети вправе обучаться в образовательном учреждении, где созданы условия, позволяющие не подвергать их дискриминации на основании умственных или физических недостатков и особенностей, этнической принадлежности, религии, языка, пола, способностей и т.д.

Новые Федеральные образовательные стандарты начальной и основной школы учитывают особенности развития обучающихся с ОВЗ через создание индивидуального учебного плана обучения. Национальная стратегия действия в интересах детей на 2012-2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761) предусматривает законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор.

В нашем ОУ мы стараемся вводить культуру соблюдения основных принципов инклюзивного образования, таких как: каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным, ценность человека не зависит от его способностей и достижений, все люди нуждаются друг в друге, все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников, разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Для того чтобы включить детей с ОВЗ в среду сверстников социально-психологическая служба школы проводит большую подготовительную работу:

  • комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка при прямом контакте и по наблюдению;

  • изучение ситуации в семье;

  • координация работы с семьей;

  • составление коррекционно-развивающей программы;

  • составление плана включения ребенка в среду сверстников.

Ребенок с ОВЗ посещает школу наравне со сверстниками.

Для этого производится:

  • корректировка индивидуальной коррекционно-развивающей программы;

  • включение ребенка в среду сверстников;

  • социально-бытовая ориентировка;

  • преодоление проблем познавательного и речевого развития;

  • формирование у родителей реалистического видения сценария жизни ребенка с ОВЗ, определяющего взвешенный выбор образовательного маршрута.

  • изучение школьных программ и методик, особенностей организации школьного обучения

С каждым годом увеличивается число школьников, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ).

Индивидуальная программа сопровождения является одним из средств инклюзивного образования детей с ОВЗ.

Первым идею интегрированного обучения и воспитания высказал Л.С. Выготский. «Мне представляется, что широчайшая ориентировка на нормальных детей должна служить исходной точкой нашего пересмотра специальной педагогики. Никто не вздумает отрицать необходимость специальной педагогики. Но эти специальные знания нужно подчинить общему воспитанию, общей выучке. Специальная педагогика должна быть растворена в общей деятельности ребенка».

Моцарт психологии Л.С.Выготский писал: «Вероятно, человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие, но гораздо раньше оно победит их социально и педагогически, чем медицински и биологически». Одним из средств этой победы и является инклюзия. Результаты будут видны тогда, когда выйдет целое поколение детей, получивших образование в условиях инклюзии.

Сегодня мы говорим о том, что высшие образовательные учреждения получили в этом году требования по десятипроцентной квоте для ребят с инвалидностью, соответственно, мы должны понимать, что вся вертикаль инклюзии государством обустраивается целесообразно и системно, начиная с дошкольного образования и заканчивая высшим профессиональным образованием. Конечно, есть некоторые мониторинговые программы, которые отслеживают развитие системы и состояние образовательных организаций с точки зрения инклюзивной образовательный среды. Но результаты, наверное, будут тогда, когда первое поколение детей успешно и качественно закончат своё образование.


© 2010-2022