Статья на тему АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья на тему АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУКСтатья на тему АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУКСтатья на тему АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУКСтатья на тему АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУКДуржанова Айгуль Абдрахимовна

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК


Город Актобе, средняя школа № 14

Учитель естественных наук.

«Наши знания никогда не могут иметь конца

именно потому, что предмет познания бесконечен.»


Антуан де Сент Экзюпери называл человеческое общение самой большой роскошью на свете. Но в одном случае это - «роскошь», в другом профессиональная необходимость. Ведь есть такие виды человеческого труда, которые просто невозможны вне общения. Именно таким видом трудовой деятельности является работа педагога. Структура педагогического труда насчитывает, по мнению психологов, более 200 компонентов и одной из самых сложных его сторон является общение, живое и непосредственное общение педагога с учеником.

Учителя биологии не исключение, хочется, чтобы ученики на уроках общались, думали и творили, а само учение было бы радостным процессом самопознания и саморазвития. Отсюда вытекает главная цель нашей педагогической деятельности - создать условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей учащихся средствами учебного предмета «Биология».

Биологические знания - это компонент общечеловеческой культуры, основа для формирования научной картины мира. Конечно, не каждый из наших учеников станет биологом, но каждому придется принимать участие в решении экологических проблем, заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих. Наша задача показать ученикам значимость биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни.

Хочется, чтобы, знания полученные на наших уроках пригодились бы каждому в жизни и чтобы их было достаточно для поступления в ВУЗ, поэтому учителя стараются строить свою работу так, чтобы методы обучения, применяемые на уроках, помогали им решать задачи, предусмотренные школьной программой. Как это лучше сделать? Как усилить теоретическую и практическую направленность в обучении биологии? Как активизировать учащихся? Как привить им интерес к предмету? Эти и другие вопросы задают себе все учителя.

Время вносит свои коррективы, появляются новые учебные программы, обновляются учебники и создаются альтернативные. Но процесс обучения не останавливается. Ежегодно в школы приходит новое поколение, и учитель предметник, не удовлетворяясь старым, ищет новые пути в надежде, что они помогут правильно организовать познавательную деятельность ребят на уроке, увеличить долю самостоятельной работы школьников в приобретении знаний, научить их мыслить. Образование в Казахстане - это главное направление, это приоритет номер один в государственной политике и Учитель - человек со многими достоинствами и личностными качествами: высокопрофессиональный предметник, педагог- психолог, человек с широкой эрудицией, с толерантным сознанием, обладающий особым даром нести новые ценности в образование, в общество должен занимать ведущее место. От того насколько он сможет раскрыть творческий потенциал своих учеников, какую жизненную позицию сформирует у них , какие цели поставит перед ними зависит будущее нашей страны.

Достижение этой цели возможно в условиях использования в процессе обучения элементов различных технологий. Это и теории проблемного обучения, и теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), и приемы развития критического мышления, программированное обучение, технология коллективной познавательной деятельности, игровая деятельность на уроке, применение интерактивных методов и т.д.

Право выбора стоит за учителем, так как педагогическая технология как процесс является управляемой системой с планируемым результатом.

Широкую известность среди учителей приобрело применение на уроках интерактивного обучения. Методы, применяемые при интерактивном обучении это довольно оригинальная и своеобразная организационно - методическая система построения педагогического процесса, направленная на решение ряда проблем обучения. Преимуществом является её активизирующая направленность.

Интерактивные формы нацелены на:

*Создание условий для формирования личности ученика, способной к дальнейшему самообразованию, саморазвитию, взаимодействию и сотрудничеству, личности творческой и активной.

* И в то же время требуют от учителя необходимых технических, методических и психологических знаний и умений.

В чем сущность интерактивного обучения?

В литературе интерактив называют и технологией, и методом, и формой. Но в любом случае интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется различная типология методов. Ведущая роль отводится развивающим - частично - поисковым, поисковым и исследовательским. Занятия организуются так, что практически все учащиеся вовлекаются в процесс познания, они имеют возможность думать, понимать и рефлектировать. Совместная деятельность предпологает вклад каждого, обмен знаниями, идеями, способами действия. Работа идет в системе: «От взаимопонимания - через взаимодействие - к взаимообогащению». В интерактивном обучении учитываются потребности ученика, привлекается его личный опыт - оптимальный результат достигается через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, ученик анализирует свою деятельность. Меняется схема взаимодействия между участниками образовательного процесса:

* Пассивные методы - учащиеся выступают в роли «объекта» обучения, которые должны усвоить и воспроизвести материал. Учитель - источник знаний.

Ученик

Педагог → Ученик

Ученик

* Активные методы - где обучающиеся являются «субъектом» обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем, осуществляется взаимосвязь учителя с учеником

Учитель ↔ Ученик

* Интерактивные методы - педагог выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.

Ученик

Учитель ↔ Ученик

Ученик

По сути в режиме интерактива идет обучение на так называемых нестандартных уроках: играх, семинарах, конкурсах, уроках защиты проектов, конференциях, судах,

дебатах, пресс - конференциях и т.д. Здесь ученик активен, самостоятелен, инициативен, креативен. Он в контакте с другими. Это повышает мотивацию и способствует развитию интеллектуального потенциала каждого участника. Но можно интерактив применять и на определенных этапах урока в зависимости от поставленных задач.

Пример применения интерактивных форм работы на различных этапах урока.

І Активизация познавательной деятельности - Микрофон»

Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По классу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый получивший такой «микрофон» обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.

Пример: Учитель дает затравку - Я знаю, что клетка ........

Микрофон (предмет имитирующий микрофон) передается из рук в руки.

Учащиеся высказывают свое мнение на тему «Клетка».

ІІ Изучение новой темы - прием «Аквариум»

Учащиеся объединяются в группы по 5-6 человек. Одна из групп занимает место в центре класса, получает задание, зачитывает и обговаривает его. Остальные учащиеся не вмешиваются в обсуждение, а внимательно слушают и делают пометки. После публичного выполнения задания группа занимает свои рабочие места, а учащиеся класса обговаривают ход дискуссии, аргументы выступающих. После этого место в аквариуме занимает другая группа.

прием - «Два, четыре - вместе»

Учащимся предлагается проблема или информация, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, далее объединяются в четверки. После принятия совместного решения в четверках происходит совместное обговаривание вопроса.

прием - «Синтез идей»

Данное упражнение предусматривает выполнение группами поэтапно всех видов заданий урока: на отдельных листках бумаги первая группа выполняет первое задание, вторая второе задание и т. д. после выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе , вторая - третьей и т. д. Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учетом дополнений одноклассников. Можно перед началом работы создать экспертную группу, которая будет оценивать продуктивность работы каждой группы.

ІІІ Закрепление - «Карусель» - внутренний круг дает ключевые термины, внешний объясняет значение.

Использование средств обучения на основе информационных технологий.

Одним из наиболее эффективных способов внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс является применение интерактивных моделей и динамических flash - презентаций. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, повышает наглядность его представления и способствует более прочному усвоению учащимися теоретических основ современной биологии, а также позволяет учителю организовывать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности.

Использование интерактивных моделей и динамических flash - презентаций на уроках биологии позволяет имитировать биологические процессы и явления, проводить виртуальные наблюдения за биологическими объектами, все это является существенным дополнением к биологическим наблюдениям и экспериментам , проводимых в естественных условиях.

Для работы с динамическими flash - презентациями можно воспользоваться ресурсами Интернет. Курс «Открытая биология». Здесь представлен широкий спектр динамических демонстраций.

Пример:

Статья на тему АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

Таким образом результатом применения интерактивного обучения является формирование человека, способного самостоятельно поставить задачу и найти оптимальные способы и пути ее решения.





















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Арбузова Е.Н. общая методика обучения биологии: курс лекций: учебное пособие.- СПб.: Лисе, 2004

2. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. -М.: Народное образование, 2001.

3. Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах: книга для учителя. М.: Просвещение АО учебная литература, 1996

4. Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных: пособие для учащихся и учителей, Тула.: Родничок, 1999

5. Реброва Л.В. и Е.В. Прохорова. Активные формы обучения биологии: книга для учителя М.: Просвещение , 1997

6. Чередов И.М. Процесс обучения: методы, формы: Учебное пособие. -Омск: Изд-во ОмГПУ, 1997.

7. .Я иду на урок биологии: Человек и его здоровье: Книга для учителя. -М.:

Издательствл первое сентября, 2000

8. сайт physicon.ru/demo/OpenBiology2.5Demo.exe

9. сайт bannikov.narod.ru - flash-анимации по общей биологии


© 2010-2022