• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Научная статья Научно-методический совет как коллегиальный орган управления колледжа (опубликована в сборнике Шамовских педагогических чтений 2015 года)

Научная статья Научно-методический совет как коллегиальный орган управления колледжа (опубликована в сборнике Шамовских педагогических чтений 2015 года)

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор статьи: Драгункина Марина Игоревна, преподаватель ГБПОУ "Колледж автомобильного транспорта №9"

Научно-методический совет

как коллегиальный орган управления колледжа.

В современных условиях постоянно меняющихся требований к образовательному процессу в системе среднего профессионального образования как никогда необходимо формирование научно-методических советов, обеспечивающих координацию учебно-методической, организационно-методической и научно-методической работы.

Анализируя Положения колледжей разных профессиональных направлений об этом органе управления, мы убедились, что в представлении педагогического состава научно-методический совет - это педагогический коллегиальный орган управления, осуществляющий координацию учебно-методической, организационно-методической и научно-методической работы колледжа с целью повышения качества образования.

Необходимо отметить двойственность целей научно-методического совета. С одной стороны, данный управляющий орган призван повысить качество образования, а, значит, направлен на студенческую среду. С другой стороны, научно-методический совет оказывает помощь и нацеливает преподавателей на саморазвитие и самообразование.

Среднее профессиональное образование - специфическая образовательная среда, оно нацелено на выпуск специалистов, готовых как к трудовой деятельности, так и к продолжению образования на новой ступени высшего образования. Таким образом, сфера среднего профессионального образования требует иного подхода и к обучению, и к воспитанию, и к формированию профессиональных компетенций, нежели в школе или университете.

Научно-методический совет призван решать ряд важных задач:

- производить выбор учебно-методического, учебно-программного обеспечения;

- рассматривать и согласовывать программы учебных предметов, курсов, дисциплин;

- рассматривать направления профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников,

- способствовать развитию их творческих инициатив;

- организовывать работу по повышению квалификации педагогических работников;

- вносить предложения по совершенствованию обучения и воспитания;

- рассматривать инновации, нововведения, новшества, предъявляемые методическими комиссиями и педагогическими работниками;

- осуществлять руководство учебно-исследовательской и научно-исследовательской работой;

- осуществлять подготовку и издание научно-методических и информационных материалов, пропаганду достижений педагогического коллектива;

- способствовать совершенствованию педагогического мастерства педагогических работников, оказывать помощь начинающим преподавателям, мастерам производственного обучения и воспитателям;

- рассматривать и рекомендовать кандидатуры педагогических работников на присуждение им премий, наград.

В идеале данный управляющий орган призван выполнять следующие функции:

- аналитическую (состояние и перспективы инновационной деятельности; обобщение передового педагогического опыта);

- проектировочно - прогностическую (прогнозирование и проектирование развития инновационной деятельности);

-координирующую (координация деятельности структурных подразделений в области развития инновационной работы);

- внедренческую (внедрение и использование достижений и рекомендаций педагогического опыта в системе профессионального образования);

-информационно-издательскую (организация публикаций достижений педагогических работников в научные сборники, периодические издания);

- контролирующую (контроль педагогической деятельности);

- обучающую (организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров и т.д.

Однако во многих образовательных организациях этот орган носит сугубо контролирующий характер - проверить, зачеркнуть, указать, что необходимо переделать. Члены совета должны помнить, зачем они организовали совет, ведь главной целью любого научно-методического совета должно быть улучшение качества обучения.

К неудачам формирования данного коллегиального органа также можно отнести формальное участие некоторых членов. Участниками научно-методического совета должны быть директор, заместитель директора по учебно-производственной работе, заведующий учебно-методическим отделом, методист, заведующие отделениями, председатели цикловых методических комиссий. К сожалению, часто круг членов ограничивается методистом и председателями ПЦК.

Работа научно-методического совета профессиональной организации системы СПО должна основываться на следующей нормативно-правовой базе:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральные государственные требования (для организация в сфере культуры и искусства);

- Федеральные государственные образовательные стандарты;

- Устав образовательного учреждения;

- Правила внутреннего трудового распорядка и др.

Деятельность этого коллегиального органа организации раскрывается в локальном акте "Положении о научно-методическом совете".

К документации научно-методического совета относятся:

- приказы и распоряжения руководителя организации о создании научно-методического совета, регламентации его деятельности;

- Положение о научно-методическом совете;

протоколы заседаний научно-методического совета;

экспертные заключения маркетинговых, мониторинговых исследований, внутреннего аудита;

методические рекомендации, направленные на повышение качества образовательного процесса.

Можно с уверенность сказать, что от качества работы научно-методического совета зависит уровень развития компетентности в подготовке высококвалифицированных специалистов, востребованных и конкурентоспособных на рынке труда, в соответствии с существующими и перспективными требованиями, и ожиданиями личности, общества и государства.


© 2010-2022