- Преподавателю
- Директору, завучу
- Педагогический профессионализм – перспектива развития и совершенствование современного учителя в рамках реализации ФГОС
Педагогический профессионализм – перспектива развития и совершенствование современного учителя в рамках реализации ФГОС
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Максимова Т.Я. |
Дата | 22.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Педагогический профессионализм - перспектива развития и совершенствование современного учителя в рамках реализации ФГОС
« Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь»
Ключевский В.О.
Система образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе - школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений.
В связи с подготовкой к переходу на новые стандарты и реализацией национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" каждый педагог оказывается в ситуации, когда он должен постоянно осваивать педагогические новшества. Задача нашего педагогического совета определить, какими компетентностями должен обладать педагог, чтобы быть способным освоить и реализовать на практике ФГОС нового поколения. Ибо учить, как пять лет назад, не только нельзя, но уже и не получится.
Для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.
Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии "профессионализм" отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство.
В современной науке существуют различные точки зрения на профессионализм как таковой: его понимают то, как способность к определѐнному виду деятельности, то - шире - как совокупность качеств человека.
Проанализировав различные точки зрения, мы понимаем профессионализм педагога как способность в изменяющихся условиях удовлетворять и развивать образовательные потребности личности, способность к решению творческих задач, к самообразованию и саморазвитию.
Профессионализм педагога в современном обществе - это высокое искусство осуществления обучающей деятельности на основе знаний личностных качеств и педагогического опыта, проявляемое в комплексном решении задач образования, воспитания и развития обучающихся.
Определение уровня профессионализма не возможно без установления его показателей.
Показатели профессионализма:
-
убежденность в общественном предназначении педагога как воспитателя, любовь к детям, ответственность за судьбы своих воспитанников;
-
осознанный выбор системы методов и средств обучения;
-
максимальное использование возможностей урока;
-
владение искусством общения с обучающимися, способами поведения;
-
стремление не только познать своих воспитанников в процессе общения, но и максимально раскрыть перед ними свой внутренний мир, свои интересы;
-
постоянный анализ результативности своей работы, состояние постоянной неудовлетворенности и творческого поиска, стремление заниматься самообразованием;
-
сформированный индивидуальный стиль деятельности.
составляющих профессиональной деятельности педагога: - итак, наиболее актуальной является исследовательская компетентность - владение научными методами изучения педагогических явлений, фактов для выработки новых знаний о закономерностях, структуре и содержании, технологии обучения и воспитания; не менее актуальна управленческая компетентность - владение методами, приѐмами управления собственной деятельностью и деятельностью обучающихся; образовательная компетентность-способность непрерывно совершенствовать свой профессионализм, развиваться в личной и общественной жизни. и, наконец, информационная компетентность - владение современными информационными технологиями, понимание их силы и слабости, сферы применения, выработка критического отношения к получаемой информации.
В динамике можно выделить четыре стадии развития профессионализма:
Допрофессионализм, когда человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, да и результативность его деятельности недостаточно высока.
Собственно профессионализм, когда человек становится профессионалом, демонстрирует стабильно высокие результаты; эта стадия включает в себя совокупность последовательно сменяемых фаз.
Суперпрофессионализм или мастерство - приближение к вершине профессиональных достижений.
«Послепрофессионализм», когда человек может остаться профессионалом в прошлом, а может оказаться советчиком, наставником для других специалистов.
Решающим признаком профессионализма педагога является его готовность к творческому решению педагогических задач. В реальной педагогической деятельности трудно отделить норму от творчества. Способность к творчеству характерна не для всех педагогов. Это отличительное качество личности.
Наукой установлено, что профессиональное развитие неотделимо от личностного. Личностное развитие педагога в профессиональной деятельности происходит не параллельно с развитием его как профессионала, а является его неотъемлемой частью.
Задание: напишите 3-5 личностных свойств учителя, которые, по Вашему мнению. Необходимы педагогу, помогают ему стать профессионалом.
Главным фактором достижения профессионализма учителя является процесс самосовершенствования. Профессионализм педагога не может быть раз и навсегда достигнутой высотой. Он «прорастает» каждый раз в конкретном месте и времени, в процессе общения, являясь личностным свойством, поэтому подлежит непрерывному становлению и развитию. Профессионалом можно стать только в том деле, которое способствует раскрытию индивидуального жизненного смысла
Потребность в развитии профессионализма возникает у педагога тогда, когда он ставит перед собой новые цели, меняет характер деятельности, знакомится с новыми достижениями и технологиями.
В профессионализации личности большая роль отводится профессиональному самосовершенствованию и работе над собой.
Учитель профессионально совершенствоваться может на уроке, тем более по новым ФГОС система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Профессионализм - это следствие овладения профессий, достижение педагогического мастерства.
Педагогическое мастерство рассматривается как интегративное качество личности педагога, объединяющее в себе его знания, умения и навыки, способности, призвание и профессиональную направленность.
Рост профессионального мастерства педагога осуществляется в процессе освоения им постоянно усложняющихся педагогических технологий, повышения требований как к профессиональным знаниям и умениям, так и к личностным качествам.
На каждом этапе развития школы возникал и возникает вопрос о повышении профессионального мастерства. Современные подходы к квалификации базируются на достижениях педагогики и психологии и позволяют трактовать еѐ как сложную многоаспектную характеристику педагога.
В профессиональной деятельности педагога выделяют четыре группы функции:
обучающая, воспитывающая, развивающая, мотивирующая;
конструктивная и исследовательская;
организаторская и коммуникативная;
самосовершенствование
Успех в воспитании каждого конкретного человека зависит от влияния многих факторов и условий. Однако это не принижает роли профессионального педагога. Он выступает главным координатором, комментатором, оппонентом, своеобразным фильтром всех воспитательных влияний. А эти функции педагог может выполнить, лишь будучи разносторонне образованным человеком.
Таким образом, профессиональных знаний, которые выступают основой любой профессиональной деятельности, общего развития и широкой эрудиции, недостаточно, поскольку именно для педагогической профессии решающее значение имеют нравственные качества, которые и позволяют формировать личность учащегося в современных условиях.
Эффективность педагогического воздействия во многом будет определяться волевыми свойствами педагога, его настойчивостью, инициативностью, целеустремленностью, решительностью и самостоятельностью. Наряду с этими свойствами ему важно обладать выдержкой, дисциплинированностью, гибкостью поведения, способностью предвидеть реакцию учащихся при изменении педагогической ситуации, готовность к перестройке способов воздействия, способностью к сотрудничеству с учащимися.
Для приобретения профессионализма необходимы определенные педагогические способности.
В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким, который и дал им соответствующие общие определения.
Дидактические способности - способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль. Учитель с дидактическими способностями умеет в случае необходимости соответствующим образом реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное - простым, непонятное, неясное - понятным. Профессиональное мастерство включает способность не просто доходчиво преподносить знания, популярно и понятно излагать материал, но и способность организовать самостоятельную работу учащихся, самостоятельное получение знаний, умно и тонко "дирижировать" познавательной активностью учащихся, направлять ее в нужную сторону.
Академические способности - способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.). Способный учитель знает предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, абсолютно свободно владеет материалом, проявляет к нему большой интерес, ведет хотя бы очень скромную исследовательскую работу.
Перцептивные способности - способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний. Способный учитель, воспитатель по незначительным признакам, небольшим внешним проявлениям улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика.
Речевые способности - способности ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Речь педагога всегда отличается внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит. Выражение мысли ясное, простое, понятное для учащихся.
Организаторские способности - это, во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу. Организация собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому контролировать ее. У опытных учителей вырабатывается своеобразное чувство времени - умение правильно распределять работу во времени, укладываться в намеченные сроки.
Авторитарные способности - способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета (хотя, конечно, авторитет создается не только на этой основе, а, например, и на основе прекрасного знания предмета, чуткости и такта учителя и т.д.). Авторитарные способности зависят от целого комплекса личностных качеств учителя, в частности, его волевых качеств (решительности, выдержки, настойчивости, требовательности и т.д.), а также от чувства собственной ответственности за обучение и воспитание школьников, от убежденности учителя в том, что он прав, от умения передать эту убежденность своим воспитанникам.
Коммуникативные способности - способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.
Педагогическое воображение (или прогностические способности) - это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.
Выделяют три группы компетентностей учителя в соответствии с тремя "Т" ФГОС:
-
Компетентности учителя школы, обусловленные Требованиями к структуре основных образовательных программ
-
Компетентности учителя школы, обусловленные Требованиями к результатам освоения основных образовательных программ.
-
Компетентности учителя школы, обусловленные Требованиями к условиям реализации основных образовательных программ.
Вопросы педагогического профессионализма всегда волновали и волнуют как представителей различных социальных институтов, так и тех, кто непосредственно сталкивается с педагогами - детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества. А.С.Макаренко утверждал, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. «Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации» (А.С.Макаренко).
Сегодня мы стоим на пороге ФГОС 2 поколения, где педагогу отводится иная роль. Роль профессионала, который:
-
демонстрирует универсальные предметные способы действий,
-
инициирует пробные действия учащихся, консультирует, корректирует их действия,
-
ищет способы включить в работу каждого ученика.
-
Создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции), самостоятельной выработки жизненнных ценностей
-
является «соучастником» событий, третейским судьей.
-
Учитель также оказывает адресную помощь ребенку, не избавляя его от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать (позиция педагогической поддержки).
Учительство - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а напрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.
Однако, учитель в гораздо более высокой степени, чем артист, должен воздействовать на свою аудиторию, содействовать формированию мировоззрения своих подопечных, дать им научную картину мира, пробудить чувство прекрасного, чувство порядочности и справедливости, сделать грамотными и заставит поверить в себя, в свои слова. При этом в отличие от актёра, он вынужден работать в режиме обратной связи: ему постоянно задают разнообразные вопросы, в том числе коварные, и все они требуют исчерпывающих и убедительных ответов. Настоящий учитель, Учитель с большой буквы - это личность, рождающая, формирующая другие личности (в идеале - совместно с семьёй). Для этого ему необходимо не только внимание и уважение со стороны его учеников, со стороны всего общества.
Выдержки из школьных сочинений: Об учителях можно говорить бесконечно. Иногда мы злимся на них, когда получаем двойку, хотя мы же сами виноваты в этом и не должны ни на кого обижаться! Быть учителем - не просто, но это всеми уважаемая профессия. По моему мнению, учитель-это человек, который передает свои знания ученикам. Он должен все, что умеет сам передать и научить этому детей. Не просто стать учителем нужно уметь находить общий язык с детьми. Для одних профессия учителя- это призвание, а для других - просто работа. Некоторые учителя работают в школе всю свою жизнь, и они ни о чем не жалеют. Что бы работать в школе - нужно терпение и выносливость отзывчивость и самое главное уметь объяснять свой предмет детям - просто и понятно.
Не каждый может быть учителем, ведь не сразу будет всё получаться, а надо терпеть, чтобы накопить опыт, приобрести навык. Одни всю свою жизнь посвящают обучению детей, а другие не выдерживают трудностей, сдаются и уходят из школы. Я думаю, что это зависит от терпения, от умения общаться и от характера самого человека. Учитель привязывается к детям и любит их, как своих
Учитель должен понимать ученика, как самого себя. Если ученик идёт к учителю за помощью, то учитель обязательно поможет ему в трудную минуту. По моему убеждению - каждый опытный учитель талантлив. Иначе как объяснить умение учителя удивлять нас на любом уроке? Учитель полностью отдаётся своему предмету, чтобы в наших головах отложились знания.
Учитель-это главная профессия на Земле. Очень часто ребята мечтают быть похожими на своих учителей и это ко многому обязывает.
Да! Учитель-это звучит гордо! А мы дети такие разные, и у нас настроение меняется по 100 раз за день. И я понимаю , как с нами непросто.
В нашей школе есть такие учителя, которые могут быть строгими и весёлыми одновременною. Часто мы с учителями разговариваем на разные темы, которые не относятся к уроку. Нам вместе весело, мы обсуждаем проблемы, происходящие в мире.
Понятие «Учитель» с древнейших времён считалось священным. Учитель всегда передавал людям высокое Знание, раскрывал Истину, помогал обретать Силу, Мудрость и Любовь.