• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Перспективы развития детского и юношеского спорта в условиях перехода на общеобразовательные программы и внедрения федеральных стандартов спортивной подготовки

Перспективы развития детского и юношеского спорта в условиях перехода на общеобразовательные программы и внедрения федеральных стандартов спортивной подготовки

В статье описывается проблема формирования спортивного резерва и развития детского спорта. Описываются механизмы перехода спортивных школ на общеобразовательные программы, в соответствии с требования ФЗ "Об образовании". Рассказываются преимущества общеобразовательных и предпрофессиональных программ.
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО СПОРТА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ И ВНЕДРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ


Сарафанова Анна Викторовна

г. Находка, директор МБОУ
ДОД ДЮСШ «Приморец» г. Находка

[email protected]

Современное решение задач спорта высших достижений постоянно диктует необходимость изучения и развития детского и юношеского спорта. Повышение эффективности работы детско-юношеских спортивных школ и школ олимпийского резерва, играющих ведущую роль в подготовке спортсменов высокого класса, немыслимо без серьезных исследований в области спортивной науки.

Неоспорим и тот факт, что, не смотря на сложности, сеть учреждений физкультурно-спортивной направленности не только сохранена, но и продолжает развиваться: проводятся ремонтно-восстановительные работы, приобретается спортивное оборудование и инвентарь, планируется строительство новых объектов спорта и восстановление старых. Стабильность сети подтверждает роль и значимость учреждений физкультурно-спортивной направленности, их современный статус, а также правильность действий предпринимаемых Минобразованием России, территориальными органами управления образованием.

Развитие детского и юношеского спорта является неотъемлемой частью подготовки спортивного резерва и развития спорта высших достижений.

Анализ результатов «входного» контроля (вступительных экзаменов) в спортивные школы показывает, что уровень физического развития детей, достигших возраста для зачисления на этап начальной подготовки по избранному виду спорта, не только не соответствует предъявляемым требованиям, но и возрасту. В большинстве случаев дети не координированы, не могут выполнить элементарные скоростно-силовые тесты. Нельзя рассуждать о спорте высших достижений и формировании спортивного резерва, если дети в возрасте 7-10 лет не выполняют элементарные тесты по общей физической подготовке. Конечно, эту проблему необходимо комплексно решать.

Если эту проблему рассматривать в рамках перспективы развития детского и юношеского спорта, то на сегодняшний день, она решается путем внедрения общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта, которые фактически не ограничивают минимальный возраст зачисления детей в организации физкультурно-спортивной направленности.1

Реализация общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта позволяет подготовить ребенка к зачислению на этап начальной подготовки по избранному виду спорта, развивает его физическое качества, укрепляет здоровье. Важно отметить, что введение общеразвивающих программ позволяет удовлетворить потребности и тех детей, которые хотят заниматься избранным видом спорта, но по каким-то причинам не могут проходить предпрофессиональную или спортивную подготовку (медицинские противопоказания, отсутствие способностей к избранному виду спорта и т.п.).

Подготовка спортивного резерва неразрывна связана со спортивной подготовкой. Для отбора одаренных детей на прохождение спортивной подготовки законодатель предусмотрел и программы предпрофессиональной подготовки. Работа организаций физкультурно-спортивной направленности по предпрофессиональным программам позволяет увидеть обучающихся в перспективе их спортивного роста и произвести отбор более одаренных спортсменов для прохождения обучения по программам спортивной подготовки.

Такая многоступенчатая подготовка спортсменов, позволяет подготовит спортивный резерв.

Специфика деятельности по подготовке спортивного резерва ставит сегодня детско-юношеские спортивные школы на стыке двух процессов - образовательного и процесса спортивной подготовки [6].

Сегодня принимаются все меры, для изменения системы дополнительного образования в области физической культуры и спорта, для того, что бы сформировать новый тип организации спортивной подготовки.

С этой целью разработана система «комфортного перехода» организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности в организации нового типа спортивной подготовки и при грамотном администрировании, серьезных изменений не почувствуют обучающиеся и их родители. Так были введены :

  • общеразвивающие программы (реализуются только на спортивно-оздоровительном этапе как в отношении детей, так и лиц, старше 17 лет (статья 75 Закона об образовании в Российской Федерации), при их разработке необходимо руководствоваться приказом Минспорта России № 1125 от 27.12.2013 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта», а также Методическими рекомендациями от 12 мая 2014 года.)

  • предпрофессиональные программы (реализуются только для детей (то есть лиц до 18 лет) на этапах, начиная с начальной подготовки и до совершенствования спортивного мастерства (с ограничением, что перевод возможен только обучающихся, прошедших обучение на тренировочном этапе данной организации; приема на данный этап не ведется). К минимуму содержания, структуре, условиям реализации предпрофессиональных программ и к срокам обучения предъявляются федеральные государственные требования (приказ Минспорта России от 12.09.2013 № 730)).

  • программы спортивной подготовки (реализуются на всех этапах спортивной подготовки за исключением спортивно-оздоровительного. Программы разрабатываются по каждому виду спорта на основании федеральных стандартов спортивной подготовки, утверждаемых Минспортом России)

Данные программы позволяют решить большое количество вопросов, в первую очередь это вопросы определения минимального возраста обучающихся (общеразвивающие программы позволяют производить набор обучающихся практически с любого возраста, необходимо только наличие образовательной лицензии), и максимального возраста нахождения в организации дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности сегодня уже не возникает в связи с введением федеральных стандартов спортивной подготовки и положением закона об образовании, который предусматривает дополнительное образование детей и взрослых.

Переход организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности на общеобразовательные программы (общеразвивающие и предпрофессиональные) даст большой толчок в развитии детского и юношеского спорта.

Внедрение общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта предусматривает «многоступенчатость» дополнительного образования в области физической культуры и спорта, что позволит отобрать более одаренных обучающихся, для дальнейшего их спортивного роста и привить любовь к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни для других обучающихся, а так же подготовить квалифицированные тренерские кадры и учителей физической культуры.

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» / [Электронный ресурс] СПС «Консультант Плюс»

  2. Федеральный закон от 04 декабря 2007 № 329-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» / [Электронный ресурс] СПС «Консультант Плюс»

  3. Приказ Минспорта России от 27 декабря 2013 № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»

  4. Письмо Минспорта России от 12 мая 2014 № ВМ-04-10/2554 (ред. от 27.10.2014) «О направлении Методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Федерации»

  5. Приказ Минспорта России от 12 сентября 2013 № 730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам»

  6. Ю.Д. Нагорных Развитие системы подготовки спортивного резерва на период до 2020 года и совершенствование государственного регулирования деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку: материалы конф. Система подготовки спортивного резерва: состояние и приоритетные направления развития», Международный спортивный форум «Россия - спортивная держава», 10 октября 2014 г., г. Чебоксары / [Электронный ресурс]. Режим доступа: minsport.gov.ru/function/wp-content/uploads/2015/04/predlojenieregionovporazvitiuFKC.doc

  7. Э.Н. Абрамов Развитие спортивных школ в контексте модернизации систем дополнительного образования и спортивной подготовки : материалы конф. Региональная научно-практическая конференция «Дополнительное образование детей и молодежи в Курганской области: тенденции и перспективы развития» 20 ноября 2014 г., г. Курган / [Электронный ресурс]. Режим доступа: prospekt45.ru/uploads/kfiles/files/Programm.doc

  8. В Кремле обсудили состояние здоровья детей и подростков 28.05.2014 / Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: garant.ru/news/544789/#ixzz3t93yysWq



1 Это возможно лишь, при наличии у организации лицензии на ведение дополнительного образования детей и взрослых

© 2010-2022