- Преподавателю
- Директору, завучу
- Статья. Современный урок как основа реализации ФГОС ООО
Статья. Современный урок как основа реализации ФГОС ООО
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Вакальчук Н.В. |
Дата | 20.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Современный урок как основа реализации ФГОС ООО
Учитель биологии
МБОУ Батаминская СОШ
Вакальчук Н.В.
Современный урок должен соответствовать запросам государства, то есть должен готовить ребенка к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. На уроке должны формироваться навыки самостоятельного и критического мышления, творческое мышление, а также умение работать с информацией, учиться и работать в коллективе. Урок, должен отвечать качественным характеристикам современного образования. Ключевой характеристикой качества образования сегодня становятся требования стандарта - требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Концепция стандартов пополняет известные понятия - «компетенция» и «знания» - «умения» - «навыки» (ЗУНы). Основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности учащихся (компетентностей). Концепция стандартов предлагает новое определение того, что называется общеучебными (универсальными учебными) действиями, которые обеспечивают способность учащегося к саморазвитию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.
Предметные результаты образовательной деятельности выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, - знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.
Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, к другим участникам образовательного процесса, к самому образовательному процессу и к его результатам.
Каким образом к этим результатам прийти? Что меняется сегодня в целях, в структуре, в оценке и в анализе урока?
Сравнительная характеристика деятельности учителя в закрепившейся традиционной ситуации и в условиях введения ФГОС нового поколения
Позиции
Традиционная деятельность
Деятельность учителя, работающего по ФГОС ООО
Подготовка к уроку
Жестко структурированный конспект урока
Сценарный план урока, на 30-60 % предоставляющий свободу учителю
При подготовке к уроку учитель использует методические рекомендации и учебник; формулирует декларативные обучающие, развивающие, воспитывающие цели и задачи
Учитель использует методические рекомендации, учебник, рабочую программу, технологические карты тем/ уроков, интернет-ресурсы, материалы коллег; происходит обмен конспектами. Формулировка целей - через деятельность учащихся, активное целеполагание
Распределение времени на уроке
Основное время урока отводится этапу объяснения и закрепления (80 % времени урока - говорение учителя)
Объяснение занимает 20-30 % времени урока; закрепление - 5-10 % времени урока; организованная учителем самостоятельная деятельность учащихся - 60-70 % времени урока
Позиции
Традиционная деятельность
Деятельность учителя, работающего по ФГОС ООО
Деятельность учителя на уроке
Успеть выполнить то, что запланировано на урок
Организовывает деятельность детей: - по поиску и обработке информации; - по обобщению способов деятельности; - по постановке учебной задачи
Деятельность учащихся определяется через формулировку заданий
Формулировка задания: 93 % заданий - репродуктивные: назовите, решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните...; 7 % заданий - с формулировкой: исследуйте, проанализируйте (чаще используется для сильных учащихся)
Формулировка задания: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте... Не менее 70 %
Отметка и оценка
Традиционная отметка за выполнение традиционных (преимущественно репродуктивных заданий): - «решил» - «не решил»; - «из пяти заданий выполнил три»
Оценка (предметных и метапредметных) достижений учащегося; работа над развитием у учащихся способности к самооценке; критериальное оценивание.
Фундаментом современной организации учебного процесса, с точки зрения стандарта нового поколения, является многокомпонентный урок, а не традиционный «линейный» урок изучения нового материала или закрепления пройденного.
Понятно, что требования к организации современного урока значительно выросли. С этим связано множество дискуссий, вопросов учителей: Как все успеть на уроке? Как заинтересовать всех участников урока? Как добиться результатов, названных метапредметными?
На данном этапе внедрения ФГОС в основную школу, учителю важно научиться «видеть УУД» на традиционном уроке в основной школе. Уметь соотносить виды учебной деятельности с УУД.