Влияние на эффективность реализации ФГОС Управление качеством образования

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление качеством образования.


Основной миссией школы во все времена остается создание условий для эффективного воспитания, обучения и развития человека в интересах личности, общества, государства.

Современный рынок труда предъявляет принципиально иные требования как к образовательным учреждениям, так и к выпускникам. Именно поэтому так возрастают требования к современному руководителю, повышается его ответственность в управлении школой.

Образование детей в школах - процесс, требующий мониторинга и регулирования. Для эффективного управления этим процессом необходима информация о его функционировании. Ключевой принцип современных систем качества - «непрерывные улучшения» - требует постоянного анализа текущей ситуации и коррекции происходящих процессов.

В школе создана и отработана своя система мониторинга по основным направлениям деятельности. На первом этапе изучения какого-либо элемента учебно-воспитательного процесса собираются данные о

  • наличии документации, в соответствии с которой происходит процесс. При необходимости разрабатываются новые документы (это могут быть локальные акты, положения, инструкции, программы и т.д.),

  • персонале, непосредственно выполняющем работу;

  • используемых материальных ресурсах;

  • условиях реализации процесса.

К процессу сбора данных помимо членов администрации по приказу привлекаются члены коллектива, что позволяет каждому работнику включиться в процесс управления гимназией, получать навыки анализа и самоанализа по изучаемым направлениям, разработки механизмов изменения процесса. Периодичность привлечения педагогов к изучению различных сторон учебно-воспитательного процесса имеет важное значение в направлении повышения профессиональной квалификации учителя.

На втором этапе - ключевом и наиболее сложном, решается вопрос «Какое принять решение, используя полученную информацию?». Очевидно, что решение заключается в разработке комплекса мер, направленных на улучшение процесса и получения качественного результата. А собранная информация позволяет выявить слабые места, на которые прежде всего необходимо обратить внимание.

При подобном подходе решения становятся объективными и конкретными, что позволяет повысить эффективность процесса непрерывных улучшений, привлечь к процессу управления качеством весь коллектив.

Ориентация на конечный результат и прозрачная информационная политика составляют основу для построения эффективной системы управления, оказывающей прямое влияние на качество образования.

Как показывает международный опыт в основе успешных стратегий управления лежат три базовых элемента:

- широкий взгляд на образовательные результаты,

- эффективный процесс обучения;

- сочетание разнообразных методов оценки.

Качественное образование требует как профессиональной свободы учителя, так и подотчетности перед общественностью. Профессиональная свобода определяется не только самостоятельным выбором учебных планов, учебно-методических комплексов, в соответствии с которыми учителя ведут свой предмет, но и ступенью контроля со стороны администрации (самоконтроль, взаимоконтроль или административный контроль, наставничество), что позволяет учителям расти методически и профессионально. Обеспечение же общественной подотчетности мы видим через информирование о результатах деятельности школы на родительских собраниях, а также через публичный доклад, размещенный на сайте учреждения.

Ведущую роль в оценке учебных достижений учащихся и эффективности работы образовательного учреждения по-прежнему играют тесты и экзамены. Но не всегда они позволяют в полной мере оценить многие важные результаты процесса обучения. В своей практике мы активно используем и другие инструменты оценки качества образования. Наиболее эффективной является система оценки, которая приближена к ученику, обеспечивает его постоянное взаимодействие с учителем, служит обратной связью и позволяет модифицировать процесс преподавания и учения, т.е. внутриклассное оценивание или оценивание в целях обучения. Учителя сами организуют внутриклассное оценивание, сами его проводят и анализируют полученные данные. Используя данную технику, педагоги развивают свои способности к пониманию того, как учится ученик и как его лучше обучать; как помогать школьникам в развитии самооценивания, самоопределения и самоорганизации. Это делает работу учителя более эффективной. Технология развивающего обучения, внедренная в начальном звене, способствует этому

В обязательный набор инструментов оценивания на любых этапах организации контроля качества обучения входят:

- проведение тестов учебных достижений школьников в соответствии с планом ВШК;

- систематическое наблюдение за учебной деятельностью ученика (оценка на уровне класса);

- опросы учащихся, родителей и общественности по интересующим нас вопросам;

- сбор данных об имеющихся ресурсах, организации процесса обучения и результатах деятельности каждого ученика, учителя;

- самооценка ученика, учителя, методического объединения и т.д.;

- внутренний мониторинг по ключевым вопросам школьной жизни;

- встречи с участниками образовательного процесса и обсуждение проблем.

Наряду с внутренней самооценкой важна и внешняя оценка, проводимая на муниципальном и региональном уровне (государственная итоговая аттестация, различные исследования, конкурсы и т.д.), которая дает публичные результаты, что позволяет нам не только определить собственный прогресс за определенный промежуток времени, но и сравнивать свои достижения с другими школами города, республики, всей страны. Внешняя оценка в обязательном порядке обсуждается в коллективе на всех уровнях: от отдельного учителя и методического объединения до всего коллектива в целом.

Всё более важным в нашей работе становится широкое понимание образовательных достижений - не только академические знания, но и компетентности, здоровье ученика, безопасность, благосостояние, мотивация к обучению, гражданская позиция, умение позитивно взаимодействовать с другими, самоуважение, уважение к семье и обществу, забота о других и об окружающей среде и поиски путей их формирования.

Организация образовательного процесса с ориентацией на ребенка требует серьёзной перестройки образовательного процесса и изменений в содержании образования. В основе эффективного образовательного процесса должен лежать гибкий учебный план с наличием вариативного компонента, который позволял бы сформировать разнообразное предложение курсов, программ и учебных практик с учетом собственных возможностей и потребностей учащихся; включал в изучение новые знания, предметы и дисциплины, имеющие социальную и экономическую значимость и необходимые для адаптации в современном обществе (экономика, обществознание, экология, второй иностранный язык); учитывал разные формы организации обучения, включая внеурочную, проектную и самостоятельную деятельность учащихся. Важным элементом управления качеством образования является освоение и использование гибких и разнообразных методик, направленных на

- поддержку и формирование собственной активности школьников в процессе обучения;

- учет индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся;

- прикладной характер обучения - создание учебных ситуаций, основанных на реальной практике, и применение полученных знаний на практике;

- использование разнообразных видов деятельности: обучение в сотрудничестве и работа в команде, самостоятельная работа вне школы, исследовательская работа, выполнение длительных проектов по тематике, охватывающей смежные области знаний, получение знаний из различных источников.

Большую роль способно сыграть внедрение технологии развивающего обучения в среднем и старшем звене.

Особую роль в управлении качеством образования мы видим в использовании информационно-коммуникационных технологий, которые способны существенно изменить учебный процесс. В основе построения информационно насыщенной среды в школе находятся следующие элементы: формирование банка разнообразных цифровых учебных ресурсов, освоение и внедрение понятных учителю методик их использования в повседневной практике, удобный график учебного процесса, позволяющий применять ИКТ как на уроках, так и во внеурочной деятельности, мотивированные учителя, систематически использующие ИКТ в своей работе.

«Качество образовательной системы не может быть выше качества её учителей» - заметил Майкл Барбер. Поэтому для эффективного управления качеством образования идет создание целостной системы поддержки учителей. Во-первых, это система повышения квалификации, приближенная к рабочему месту педагога: освоение и внедрение новых технологий, и ИКТ соответственно. Во-вторых, накопительная система учета достижений учителя: выступления на семинарах и конференциях, написание статей, подготовка дидактических материалов и методических рекомендаций, работа со старшими и младшими коллегами, ведение экспериментальной работы и т.п., поддерживаемое и направляемое администрацией. В-третьих, система стимулирования, включающая в себя как материальные, так и моральные стимулы, включая гранты Совета школы учителю и классному руководителю года. В-четвертых, высокопрофессиональный коллектив и доброжелательная атмосфера.

За пределами школы также существуют огромные возможности для непрерывного обучения и образования, которые могут способствовать повышению качества образования. Это семья, местное сообщество, ровесники, церковь, средства массовой информации, музеи, библиотеки, образовательные и культурные центры, а также обучение через практические действия и наблюдение в реальных жизненных ситуациях. Мы стремимся использовать образовательный потенциал окружающей среды, взаимодействую со своими социальными партнерами, организовывая и направляя учебный процесс для своих учащихся вне стен школы и формируя у своих учеников навыки самостоятельного учения.

Хочется верить, что национальная образовательная стратегия «Наша новая школа», провозглашенная Президентом, будет способствовать решению этих важных для нас задач.


© 2010-2022