Диагностика профессиональной компетентности преподавателя

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ


Предлагаю материалы для диагностирования профессиональной компетентности преподавателей. Они помогут максимально точно диагностировать позитивные черты в работе преподавателя и проблемы, для решения которых необходима помощь. Научно обоснованный анализ работы преподавателя является основой совершенствования учебного процесса. Анализируя деятельность преподавателей, определяем главную цель - увидеть связь между деятельностью педагога и результатами его труда, которые проявляются в умственном развитии обучающихся, их культуре, эрудиции, умении использовать теорию на практике.

При этом нельзя разрывать единство содержания деятельности преподавателя и результаты. Нередко акцентируют внимание на новых методах и приемах, модернизации предыдущего опыта, находках преподавателя без анализа того, как все это влияет на обучающихся, как при этом поменялась трудоспособность обучающихся, что они запомнили и как использовали знания. Все это- результат нововведений, а поэтому их необходимо фиксировать в первую очередь. Важно также анализировать действие уже испытанных временем методов обучения, традиционных методик, которые также могут позитивно влиять на показатели успешности или негативно отражаться на отношении обучающихся к учению. Диагностика призвана определить разумное соединение нового и старого в работе преподавателя.

Следует четко выделить требования к анализу работы преподавателя.

Во-первых, любые факты, полученные во время анализа его работы, должны быть осмыслены, приведены к новой идее, с которой позже вырабатываются рекомендации.

Во-вторых, всегда важно выявить соотношения между потраченными педагогическими усилиями и результатами работы преподавателя. Иногда педагог достигает высоких результатов за счет дополнительных занятий, перегрузки обучающихся домашними заданиями, то есть успех приобретается благодаря перенапряжению сил преподавателя и обучающихся. Высокие результаты в данном случае не могут быть оценены позитивно, потому что достигаются за счёт снижения качества обучения по другим предметам, вносят дисгармонию в учебный процесс.

В-третьих, изучается воспитательное влияние преподавателя, уровень его педагогического мастерства.

Важно определить способности преподавателя к самоанализу и самооценке общей деятельности, потому что от этого зависит рост его педагогического мастерства, отношение к критике на свой адрес, требовательность к своему труду.

Следует определить четыре направления диагностики работы преподавателя:

1) рациональное использование опыта, традиционных методик;

  1. овладение новыми методами и приемами учебной деятельности;

  2. разумное соединение их во время конкретного содержания материала;

  3. осуществление обратной связи через самоанализ, самооценку преподавания своего предмета.

Качество работы преподавателя определяется его мастерством. В процессе обучения основным критерием эффективности педагогического труда является усвоение и использование обучающимися ведущих идей науки на основе развития творческого мышления. Усовершенствование учебного процесса, повышение воспитанности детей и мастерства преподавателя принято считать основными показателями эффективности занятия.

К основным критериям оценки деятельности преподавателя относятся:

- профессиональные знания предмета преподавания;

- знания основ педагогики, психологии, детской и возрастной физиологии;

- уровень овладения методикой преподавания;

- умение использовать профессиональный и новаторский опыт, методическое новаторство, личные инновационные разработки;

- собственные профессиональные качества (способность к творчеству, импровизации, индивидуальный творческий поиск, неординарность, коммуникативность, гуманизм, демократизм, организаторские способности).

- результативность обучение;

- отношение к педагогам.

Важным показателем профессиональной компетентности являются знания, которыми должен владеть преподаватель для рациональной организации учебной деятельности:

1. Четко определить и поставить перед обучающимися цели и задачи их деятельности на занятии.

  1. Правильно подобрать приемы, методы, оборудование для реализации поставленных задач, рациональное их использование.

  2. Составить продуманный, четкий, точный план работы на занятии. Каждый этап занятия точно рассчитать по времени. В процессе обучения осуществлять дифференцированный подход к обучающимся.

  3. Нормировать самостоятельные работы обучающихся по времени и учить их справляться с выполнением работ в точно определенное время.

  4. Систематически осуществлять учет работы и контроль работы обучающихся. Шире вводить в практику разные виды учета знаний обучающихся по всем предметам.

  5. Усовершенствовать систему стимулирования труда, эффективно её использовать.

Эффективность организации преподавателем учебной деятельности по усвоению обучающимися знаний и использования их на практике оценивается на основе таких критериев:

- свободная ориентация в учебном материале, знания главного и умение отделить его от второстепенного;

- умение анализировать реальные явления при помощи ведущих идей науки, основной информации, полученной в процессе обучения;

- учёт своих возможностей, реальных сил и способностей во время планирования практических действий;

- точность использования знаний во время решения практических заданий;

- оценка качества своего педагогического труда.

Познавательная активность определяется на основе стойкой работоспособности, умения преодолевать трудности и вносить изменения в процесс обучения. Познавательная активность фиксируется по таким признакам:

- сохранение стойкости внимания в течение занятия (количество и время потери внимания, время сосредоточенной деятельности);

- виды познавательных трудностей, которые может преодолеть обучающийся (трудности в освоении теории и видении межпредметных связей, трудности использования теории, аргументация собственного взгляда, трудности в усвоении одновременно большого объема информации);

- реакция на неудачи в обучении (настырность, самооправдание своих действий, нежелание учиться, потребность в самообразовании);

- способность признавать свои ошибки;

- способность заставить себя переделать некачественно выполненную работу.

Ответственность обучающегося проявляется по таким признакам:

- тщательное выполнение своих учебных обязанностей, требований преподавателей;

- понимание социальной значимости и личной потребности ответственного обучения;

- предъявление высоких требований к качеству своей учебной деятельности;

- умение объективно оценивать качество своих знаний, умений и навыков;

- требовательное отношение к знаниям и обучению своих товарищей;

- самомобилизация своих сил и способностей с целью преодоления познавательных трудностей;

- способность чередовать труд и отдых, восстанавливать свою работоспособность,

- самоанализ работы и внесение в процесс труда необходимых изменений.

Рост педагогического мастерства преподавателя - необходимый показатель качества учебной деятельности. Учебный процесс максимально изменяет самого преподавателя, если он позитивно влияет на обучающихся, обеспечивает единство образования, воспитания и развития обучающихся.

Признаками роста педагогического мастерства преподавателя на занятии являются:

- четкость определения и дифференциация заданий занятия;

- обеспечение преемственности в освоении содержания образования;

- творческий характер методов обучения с учетом особенностей учебного материала и способностей обучающихся;

- помощь детям в преодолении трудностей в обучении;

- наличие высокой трудоспособности обучающихся на занятии за счёт выполнения норм гигиены, учета возможностей обучающихся;

- умение заниматься психологическим самообразованием и постоянно усовершенствовать учебный процесс на основе научных достижений.

Показателями оценки профессионализма преподавателя являются:

- умение лаконично, образно и выразительно преподать материал;

- умение показать многоплановость многофункциональность деятельности преподавателя;

- умение решить сложную ситуацию;

- изобретательность, актерские качества, чувство юмора и чувство меры;

- восхищение профессией, сочувствие к детям, уважение к их родителям.

Дополнительными показателями для определения профессиональной культуры преподавателя могут быть:

- личная направленность на профессиональную деятельность;

- постоянное усовершенствование своего профессионального уровня;

- умение планировать свою педагогическую деятельность;

- умение заинтересовать детей предметом;

- организация учебной деятельности и внеклассной работы по предмету;

- умение анализировать и обобщать опыт собственной деятельности;

- творческий подход к обучению и воспитанию; самокритичность, умение выслушать других, тактичность; авторитетность, признание со стороны обучающихся, их родителей, коллег.

Гребенникова Л.В.,

старший методист

Бахчисарайского колледжа

строительства,

архитектуры и дизайна


© 2010-2022