- Преподавателю
- Директору, завучу
- Диагностика профессиональной компетентности преподавателя
Диагностика профессиональной компетентности преподавателя
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гребенникова Л.В. |
Дата | 02.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Предлагаю материалы для диагностирования профессиональной компетентности преподавателей. Они помогут максимально точно диагностировать позитивные черты в работе преподавателя и проблемы, для решения которых необходима помощь. Научно обоснованный анализ работы преподавателя является основой совершенствования учебного процесса. Анализируя деятельность преподавателей, определяем главную цель - увидеть связь между деятельностью педагога и результатами его труда, которые проявляются в умственном развитии обучающихся, их культуре, эрудиции, умении использовать теорию на практике.
При этом нельзя разрывать единство содержания деятельности преподавателя и результаты. Нередко акцентируют внимание на новых методах и приемах, модернизации предыдущего опыта, находках преподавателя без анализа того, как все это влияет на обучающихся, как при этом поменялась трудоспособность обучающихся, что они запомнили и как использовали знания. Все это- результат нововведений, а поэтому их необходимо фиксировать в первую очередь. Важно также анализировать действие уже испытанных временем методов обучения, традиционных методик, которые также могут позитивно влиять на показатели успешности или негативно отражаться на отношении обучающихся к учению. Диагностика призвана определить разумное соединение нового и старого в работе преподавателя.
Следует четко выделить требования к анализу работы преподавателя.
Во-первых, любые факты, полученные во время анализа его работы, должны быть осмыслены, приведены к новой идее, с которой позже вырабатываются рекомендации.
Во-вторых, всегда важно выявить соотношения между потраченными педагогическими усилиями и результатами работы преподавателя. Иногда педагог достигает высоких результатов за счет дополнительных занятий, перегрузки обучающихся домашними заданиями, то есть успех приобретается благодаря перенапряжению сил преподавателя и обучающихся. Высокие результаты в данном случае не могут быть оценены позитивно, потому что достигаются за счёт снижения качества обучения по другим предметам, вносят дисгармонию в учебный процесс.
В-третьих, изучается воспитательное влияние преподавателя, уровень его педагогического мастерства.
Важно определить способности преподавателя к самоанализу и самооценке общей деятельности, потому что от этого зависит рост его педагогического мастерства, отношение к критике на свой адрес, требовательность к своему труду.
Следует определить четыре направления диагностики работы преподавателя:
1) рациональное использование опыта, традиционных методик;
-
овладение новыми методами и приемами учебной деятельности;
-
разумное соединение их во время конкретного содержания материала;
-
осуществление обратной связи через самоанализ, самооценку преподавания своего предмета.
Качество работы преподавателя определяется его мастерством. В процессе обучения основным критерием эффективности педагогического труда является усвоение и использование обучающимися ведущих идей науки на основе развития творческого мышления. Усовершенствование учебного процесса, повышение воспитанности детей и мастерства преподавателя принято считать основными показателями эффективности занятия.
К основным критериям оценки деятельности преподавателя относятся:
- профессиональные знания предмета преподавания;
- знания основ педагогики, психологии, детской и возрастной физиологии;
- уровень овладения методикой преподавания;
- умение использовать профессиональный и новаторский опыт, методическое новаторство, личные инновационные разработки;
- собственные профессиональные качества (способность к творчеству, импровизации, индивидуальный творческий поиск, неординарность, коммуникативность, гуманизм, демократизм, организаторские способности).
- результативность обучение;
- отношение к педагогам.
Важным показателем профессиональной компетентности являются знания, которыми должен владеть преподаватель для рациональной организации учебной деятельности:
1. Четко определить и поставить перед обучающимися цели и задачи их деятельности на занятии.
-
Правильно подобрать приемы, методы, оборудование для реализации поставленных задач, рациональное их использование.
-
Составить продуманный, четкий, точный план работы на занятии. Каждый этап занятия точно рассчитать по времени. В процессе обучения осуществлять дифференцированный подход к обучающимся.
-
Нормировать самостоятельные работы обучающихся по времени и учить их справляться с выполнением работ в точно определенное время.
-
Систематически осуществлять учет работы и контроль работы обучающихся. Шире вводить в практику разные виды учета знаний обучающихся по всем предметам.
-
Усовершенствовать систему стимулирования труда, эффективно её использовать.
Эффективность организации преподавателем учебной деятельности по усвоению обучающимися знаний и использования их на практике оценивается на основе таких критериев:
- свободная ориентация в учебном материале, знания главного и умение отделить его от второстепенного;
- умение анализировать реальные явления при помощи ведущих идей науки, основной информации, полученной в процессе обучения;
- учёт своих возможностей, реальных сил и способностей во время планирования практических действий;
- точность использования знаний во время решения практических заданий;
- оценка качества своего педагогического труда.
Познавательная активность определяется на основе стойкой работоспособности, умения преодолевать трудности и вносить изменения в процесс обучения. Познавательная активность фиксируется по таким признакам:
- сохранение стойкости внимания в течение занятия (количество и время потери внимания, время сосредоточенной деятельности);
- виды познавательных трудностей, которые может преодолеть обучающийся (трудности в освоении теории и видении межпредметных связей, трудности использования теории, аргументация собственного взгляда, трудности в усвоении одновременно большого объема информации);
- реакция на неудачи в обучении (настырность, самооправдание своих действий, нежелание учиться, потребность в самообразовании);
- способность признавать свои ошибки;
- способность заставить себя переделать некачественно выполненную работу.
Ответственность обучающегося проявляется по таким признакам:
- тщательное выполнение своих учебных обязанностей, требований преподавателей;
- понимание социальной значимости и личной потребности ответственного обучения;
- предъявление высоких требований к качеству своей учебной деятельности;
- умение объективно оценивать качество своих знаний, умений и навыков;
- требовательное отношение к знаниям и обучению своих товарищей;
- самомобилизация своих сил и способностей с целью преодоления познавательных трудностей;
- способность чередовать труд и отдых, восстанавливать свою работоспособность,
- самоанализ работы и внесение в процесс труда необходимых изменений.
Рост педагогического мастерства преподавателя - необходимый показатель качества учебной деятельности. Учебный процесс максимально изменяет самого преподавателя, если он позитивно влияет на обучающихся, обеспечивает единство образования, воспитания и развития обучающихся.
Признаками роста педагогического мастерства преподавателя на занятии являются:
- четкость определения и дифференциация заданий занятия;
- обеспечение преемственности в освоении содержания образования;
- творческий характер методов обучения с учетом особенностей учебного материала и способностей обучающихся;
- помощь детям в преодолении трудностей в обучении;
- наличие высокой трудоспособности обучающихся на занятии за счёт выполнения норм гигиены, учета возможностей обучающихся;
- умение заниматься психологическим самообразованием и постоянно усовершенствовать учебный процесс на основе научных достижений.
Показателями оценки профессионализма преподавателя являются:
- умение лаконично, образно и выразительно преподать материал;
- умение показать многоплановость многофункциональность деятельности преподавателя;
- умение решить сложную ситуацию;
- изобретательность, актерские качества, чувство юмора и чувство меры;
- восхищение профессией, сочувствие к детям, уважение к их родителям.
Дополнительными показателями для определения профессиональной культуры преподавателя могут быть:
- личная направленность на профессиональную деятельность;
- постоянное усовершенствование своего профессионального уровня;
- умение планировать свою педагогическую деятельность;
- умение заинтересовать детей предметом;
- организация учебной деятельности и внеклассной работы по предмету;
- умение анализировать и обобщать опыт собственной деятельности;
- творческий подход к обучению и воспитанию; самокритичность, умение выслушать других, тактичность; авторитетность, признание со стороны обучающихся, их родителей, коллег.
Гребенникова Л.В.,
старший методист
Бахчисарайского колледжа
строительства,
архитектуры и дизайна