• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ИНСТИТУТА ПОВЫШЕНИЯ КАК СРЕДА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ИНСТИТУТА ПОВЫШЕНИЯ КАК СРЕДА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ИНСТИТУТА ПОВЫШЕНИЯ КАК СРЕДА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

(из опыта реализации проекта «Модельная территория научно-исследовательской работы в муниципальной системе образования Заиграевского района» Республики Бурятия

Взаимодействие муниципальной системы образования и института стало одной из перспективных точек развития открытого сообщества, предполагающей совершенствование общественных отношений, активизацию человеческого фактора, социального поведения людей, достижения общественно значимых результатов их деятельности и развития, реализации потенциала муниципального образования.

В условиях рыночной экономики главной целью всех реформ является совершенствование управления. Новые экономические отношения в муниципальных образованиях - объективная реальность, требующая нового управления сообществом, социальными явлениями и процессами, происходящими в нем. Непрерывный процесс усложнения всех сторон жизнедеятельности муниципального образования, всех его сфер, требует постоянного совершенствования форм и методов муниципального управления.

Одной из главных линий развития муниципалитета и в целом общества является система образования.

Сегодня система образования стало открытой системой, предполагающей совершенствование общественных отношений, активизацию человеческого фактора, социального поведения людей, достижения общественно значимых результатов их деятельности и развития, реализации потенциала муниципального образования.

Анализ деятельности муниципальной системы образования показывает, что образовательная среда может создать социально значимый продукт, активно его распространяет, оказывая, таким образом, влияние на среду обитания, то есть демонстрирует высокую степень социальной активности. Таким социально значимым продуктом могут быть не только образованные люди, обязанные своим развитием дан­ной образовательной среде, но также собственно интеллектуаль­ные и материальные ценности: общественно-социальные, образовательные инициативы.

Сегодня об­разование оказывается основным социальным институтом, через который только и возможны трансляция и вопло­щение базовых ценностей развития общества.

В целом любое муниципальное образование со­здает достаточную творческую базу для ближайшего развития в со­ответствии с потребностями муниципального сообщества и основ­ными направлениями модернизации российского образования. Творческая разумная деятельность обеспечивают режим развития, управление по резуль­татам, повышение качества образования, развитие механизмов социального партнерства. Именно поэтому нужно программное развитие муниципальной системы образования.

В основе реализации программы «Модельной территории в муниципальной системе образования Заиграевского района» лежит создание новых образовательных программ и технологий, ориентированных на индивида и общество, обеспечивающих им устойчивое развитие и способность к преобразованиям, формирующих саморазвива­ющуюся образовательную среду, в которой выделяются два основных качества.

Первое - социальная активность образовательной среды, кото­рая служит показателем ее социально ориентированного потен­циала и экспансии образовательной среды в среду обитания.

Второе - мобильность образовательной среды, которая служит показателем ее способности к органичным эволюционным изме­нениям.

Муниципальная образовательная среда любого района может устойчиво функционировать, только соотнося образовательную стратегию с изменениями условий в среде обитания. Речь идет о хорошо продуманной и спланированной адаптации к неизбеж­ным общественным изменениям в районе, такой перестройке образовательной среды, которая, с одной стороны, учитывала бы новый социальный заказ, а с другой - не приводила к деструк­тивным ситуациям в самой образовательной среде.

Необходимость разработки различных программ развития муни­ципальной системы образования вызвана изменением в российском образовании: превраще­ние его из цели в средство решения муниципальных социаль­но-экономических задач, что определяет чисто образовательные, управленческие, кадровые, экономические проблемы. В конеч­ном итоге цель реализации муниципальной программы - подго­товка человека развитого, профессионально умелого и мобильно­го, способного социально и профессионально адаптироваться в современном обществе.

Муниципальная система образования - механизм, объеди­няющий различные социальные институты: семьи, правоохра­нительные органы, службы труда и занятости, работодателей, армию, учреждения образования, здравоохранения, социальной зашиты, культуры.

Муниципальная система образования стано­вится субъектом общественного развития. Единая образователь­ная среда должна быть структурирована, в ней должны быть представлены интересы всех социальных партнеров систе­мы образования.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сказано: «Определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства... Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность... профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, общественные институты».

В Заиграевском районе Республики Бурятия 38 общеобразовательных школ (24 средних, 2 основных, 10 начальных, из них 6 начальных школы-сад, 1 спец.коррекц., 1 открытая сменная), 2 государственных образовательных учреждения (Новоильинский ПУ №5, Онохойский ПЛ-21).

В муниципальной системе образования насчитывается 2300 педагогических работников.

Сформирован банк данных «лучшая школа», «лучший учитель», «лучший ученик» для участия в конкурсах на получение Государственной поддержки инновационных школ, лучших учителей, способной и талантливой молодежи. В процедуре отбора самое непосредственное участие принимают гражданские институты - проводники результативности национальных проектов.

На республиканском уровне отмечена Заиграевская школа. Инновационный проект «Система комплексной работы по сохранению здоровья школьников в условиях общеобразовательной школы». На сегодняшний день школа является республиканской площадкой по апробации методики Норбекова.

В 2007 г. победителем на государственную поддержку инновационных школ стал Новоильинский агротехнический лицей.

Программа развития НАТЛ становится средством интеграции и мобилизации всего коллектива школы на достижение целей её развития и направлена на оптимальное функционирование целостной педагогической системы и на моделирование перспективного ее преобразования через инновационную деятельность. Основные ее направления - это здоровьесберегающие подходы в организации учебно-воспитательной деятельности, поиск эффективных личностно-ориентированных технологий, направленных на благо здоровья учащихся и педагогов, поиск оптимальной модели диагностики деятельности субъектов образования и каждого направления учебно-воспитательного процесса, всей школы.

Ацагатская СОШ. за инновационный проект «Школа этнокультурного развития личности», Онохойская СОШ. № 2 за инновационный проект «Школа-центр психолого-педагогического сопровождения» получили поддержку главы муниципального образования «Заиграевский район».

Одно из основных положений национального проекта - улучшение материального положения российских педагогов. Поэтому большое внимание уделяется проблеме учительской зарплаты, в связи с этим в районе регулярно выплачивается дополнительное вознаграждение классным руководителям.

Реализация ПНПО предусматривает поощрение лучших учителей, работающих в инновационном режиме. Конкурсная комиссия отмечает активность участия в этом проекте педагогов Заиграевского района: В 2006 году участвовало в конкурсе 10 педагогов получили денежное поощрение в размере 100 тыс. рублей - 6 педагогов, в размере 25 тыс. рублей - 4 педагога, премию главы муниципального образования «Заиграевский район 5 педагогов в размере 5 тыс. рублей.

Важным шагом во взаимодействии школы, семьи, общественности стало создание Местной общественной организации «Районное родительское сообщество «Согласие», которая прошла процедуру регистрации в Минюсте РБ. В 2005 г. состоялось 1 районное родительское собрание. 08.02.2006 г. на коллегии главы МО «Заиграевский район» заслушивался вопрос «О работе общеобразовательных учреждений с родительской общественностью», была утверждена районная программа родительского всеобуча.

В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает все более массовый характер, так как возникает потребность в обновлении содержания образования, достижении нового качества на основе инновационных инициатив по приоритетным направлениям образовательной деятельности,

В данной ситуации научная поддержка и научно - обоснованное управление инновациями становится системообразующим элементом. С этой целью совместно с кафедрой экономики и управления образования разработан проект совместной деятельности в рамках договора создание «Модельной территории научно-исследовательской деятельности в муниципальной системе образования Заиграевского района».

В январе 2008 г. прошла районная научно-практическая конференция «Заиграевская муниципальная
система образования: традиции и инновации». Активное участие здесь приняли педагоги и руководители учреждений образования, представители Управляющих советов, Попечительских советов и родительских комитетов.

По итогам работы конференции выпущен сборник тезисов и докладов педагогов и руководителей.

В апреле 2010 г. прошла межрайонная конференция «От образовательных результатов - к качеству образования», которая собрала более 500 представителей педагогического сообщества из нескольких районов республики. Актуальной темой обсуждения конференции стала проблема мониторинга, критериев и параметров оценки и уровня качества образования. Выпущен сборник материалов конференции.

В рамках реализации ПНПО преподаватели института на выездных семинарах знакомят с инновационными преобразованиями в образовательной деятельности, с новыми требованиями в управленческой деятельности. Приоритетные вопросы - внедрение НСОТ, НПФ, системы оценки качества образования и государственно-общественного управления.

Научно-исследовательская деятельность учащихся ежегодно принимает широкомасштабный характер. Более 1000 детей принимают участие в работе республиканской конференции «Шаг в будущее» и по праву считается одним из главных молодёжных форумов Бурятии. Через районную конференцию за этот период прошли более 800 участников школ района. У ребят формируется интерес к научно-исследовательской работе, развивается способность к научной работе, они приобщаются к миру науки.

Анализ показал, что у учащихся возрос интерес к исследовательской деятельности, повысился уровень экспериментальных работ.

В 2005 году ученик Заиграевской СОШ. Ловцов Алексей принял участие в VI Всероссийской открытой Олимпиаде «Созвездие» в г. Королеве, стал победителем в номинации «Компьютерный дизайн» и в секции «Информационные технологии и компьютерный дизайн» занял 3 место, подготовил учитель информатики Ю.Ю.Волков. Участницей и дипломантом Всероссийской олимпиады «Созвездие» в 2006 году стала ученица 10 класса Усть - Брянской СОШ Неврина Елена, подготовил молодой специалист, учитель биологии В.В. Бурдуковская.

Стало традицией проведение на базе Ацагатской школы научно-практической конференции «Агвановские чтения», она посвящается жизни и деятельности выдающегося ученого и просветителя Агвана Доржиева, где представлены научно-практические и творческие работы ребят по истории Бурятии.

Ученица 10 класса Заиграевской школы Шойдопова Яна в октябре 2007 года приняла участие и стала дипломантом конкурса «Школьный интернет» Сибирского Федерального округа и получила приз.

Реализация нашего проекта «Модельная территория научно-исследовательской работы в муниципальной системе образования Заиграевского района» позволяет сделать некоторые выводы.

Во-первых, повышается интерес к научно-исследовательской работе и у педагогов и учащихся, что становится основой развития познавательной культуры.

Во-вторых, развивается опыт публичного выступления и отстаивания личностных позиций и взглядов в дискуссиях

В целом, опыт взаимодействия муниципальной системы образования и института повышения квалификации становится эффективным механизмом развития творческих поисков и инициатив.

Литература

1. Бут В.Ф. Управление развитием инновационного региона на муниципальном уровне. - Канд. дисс. - Р н/Д, 1999.

2. Калиновский Ю.И. Психолого - педагогическое основы проектирования, организации и развития региональной системы образования. - Канд. дисс. -М., 1994.

3. Маскин В.В., Петренко А.А. Вариант региональной модели развития образовательного учреждения. //Сб. мат. "Проблемы, модели и щюектры развития образовательных систем различного уровня". Тезисы докладов межрегиональной научнопрактической 1999.-С. 34-38

4. Петренко А.А. Моделирование методической службы в условиях реализация муниципального программ образования.// систем Тезисы докладов Опыт. межрегиональной научно-практической конференции: Разработка и развития образования. Проблемы. Перспективы. Под ред. Гальперина А.Э.: РИРО. Рязань-2001.-С.33-37.

4


© 2010-2022