ДокладРефлексия в образовательном процессе

Высказывая свое мнение публично на рефлексии, ребенок обретает уверенность в себе. В жизни ему то и дело придется отстаивать свою точку зрения. Чем лучше мы научим детей говорить связно и разумно, тем лучше мы подготовим их к жизни. Если ребенок умеет отстаивать свое мнение, он обретает  чувство непоколебимой уверенности в себе. Как видно, в рефлексиях заложены большие возможности для решения наших образовательных задач, но на практике дело обстоит сложнее. Насильно заставить педагога проводить ...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

А.В. Ладеева ( Могилев)

РЕФЛЕКСИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Рефлексия - новое слово в деятельности педагога.

Это размышления о своем внутреннем состоянии, самоанализ. Большинство педагогов не могут - еще осознать, что без анализа собственных действий невозможна их коррекция и движение вперед. Рефлексия - есть анализ самим человеком «внутреннего плана» своих действий, направленность его сознания на «осмысление его собственных познавательных действий». На сегодняшний день можно говорить о коллективной рефлексии, т.е. необходимости учиться проводить рефлексию. Центральное звено в рефлексии - критика. Она ответственна за проблематизацию, которая протекает первоначально малоосознанно. Осознанной она становится тогда, когда переносится в соответствующую коммуникацию. В ней отдельный учитель выступает первоначально в роли организатора коммуникации (словарь Ожегова - сообщение, общение) и автора исходной точки зрения, представляя другим педагогам возможность анализа и критики. В качестве арбитра может работать либо руководитель, либо любой педагог, имеющий готовую концепцию по данной проблеме. Задача других педагогов в том, чтобы найти недостатки точки зрения «автора» и выдвинуть альтернативную версию. Арбитр работает с обеими точками зрения, применяя в качестве средства свою готовую концепцию. Соорганизация состоит в том, чтобы дать всем работникам возможность исчерпать версии и возможности концепции в решении арбитражных задач. Если арбитру удалось приложить свою концепцию к двум или многим альтернативным версиям и обеспечить сдвижку содержания исходной версии, то коммуникация становится успешной.[1]

По такой модели может происходить коллективная рефлексия затруднений и проблем педагогов - как начальный этап индивидуальных рефлексий. До сих пор подобные формы работы использовались мало, каждый работал отдельно и решал свои проблемы сам. Для продвижения каждого необходима, кооперация прежде всего в рефлексии. При такой организации педагогической деятельности на первое место выходит самоконтроль и самооценка учителем собственной деятельности.

На этапе рефлексии выявляется причина затруднения. Только фиксированность затруднения мотивирует рефлексивный ход. В результате рефлексивных действий необходимо получить ответы на следующие вопросы: Кто мы такие? Чего хотим? Как мы этого достигнем? Как мы измерим свои достижения? Где мы находимся в настоящий момент? Куда мы хотим двигаться? Как мы собираемся сделать это?

Другими словами, мы должны оценить наши возможности и состояние в данный момент, определить цели, к которым будем стремиться, и выяснить, что и как должен делать каждый для достижения этих целей.

  1. Рефлексии с социальной проблематикой, где обсуждается социальный аспект поведения учащихся в школе.

  2. Интеллектуальные рефлексии без подведения итогов - на них решаются важные интеллектуальные задачи.

  3. Образовательно-диагностические рефлексии - их цель выявить, как учащиеся понимают основные идеи школьной программы по предметам.[2]

1) Рефлексия с социальной проблематикой.

Важнейшим условием решения множества школьных проблем социального характера, в том числе и дисциплинарных, является организационное единство класса. Уже с самого раннего школьного возраста ребенок должен усвоить, что класс - это единая рабочая группа, которая должна решать те или иные проблемы, и где каждый ученик несет, как личную, так и групповую ответственность. Весь класс в ответе за результаты учебы и поведение каждого.В начальной школе не должно быть так называемых «воспитательных мероприятий». Все жизнедеятельное пространство (а оно одно у ребенка) должно выстраиваться исходя из потребностей самого ребенка, детского коллектива и включаться в ткань ведущей деятельности младшего школьника - учебной. Любая другая деятельность в любом случае должна, прежде всего, носить познавательный характер. Недостаточно полно используются потенциальные возможности учебной деятельности, которая, при правильной организации ее, может дать коллосальный воспитательный эффект. Большая роль в работе с детьми отводится « детским рефлексиям». Выделяется три вида рефлексий:

Рефлексии с социальной проблематикой могут помочь детям научиться вырабатывать более оптимальные способы поведения. Для рефлексий с социальной проблематикой должны быть свои принципы:

- все проблемы как индивидуальные, так и групповые, могут

выноситься на обсуждение;

  • любой ученик может рассказать о своей или чьей-то проблеме, проблему может выдвинуть учитель;

  • помимо школьных, на обсуждение могут быть вынесены домашние проблемы ребенка по желанию его самого или его родителей.

Таким образом, такие рефлексии - трибуна для любого разговора, если того хочет ребенок, учителя или родители. Однако необходимо помнить, что обсуждение всегда должно быть направлено на такое решение проблемы, которое исключает задачу найти виновных. Очень важно, чтобы учитель при организации обсуждений на таких рефлексиях не навязывал свое мнение детям. Тогда дети испытывают чувство удовлетворения от того, что самостоятельно думают и слушают других, они не боятся высказывать свои мысли вслух и решать как собственные, таки общие задачи.

2) Интеллектуальная рефлексия без подведения итогов

На таких рефлексиях детям предлагается обсудить любой требующий размышления вопрос, связанный с окружающей их жизнью или со школьной программой. Разница между такой рефлексией и обычной дискуссией в классе состоит в том, что учитель намеренно не добивается фактологических ответов. Он должен пытаться побудить детей рассуждать и применять свои знания на практике. Подобные рефлексии на первом этапе обучения могут служить стимулом для изучения многих предметов школьной программы. Кроме того, когда детям интересно, они заняты тем, что мыслят и добиваются решения проблемы, дисциплина обеспечивается как бы сама собой.

3) Образовательно - диагностические рефлексии.

Данный вид рефлексий непосредственно связан с текущим предметным материалом, изучаемым на уроках. Эти рефлексии смогут помочь учителю быстро определить, насколько эффективны применяемые им методы.

Классные рефлексии объединяют детей, потому что здесь их способности не играют никакой роли - они могут сотрудничать и неизменно добиваться успеха. На рефлексии никто не может потерпеть неудачу, мнение одного не менее важно, чем мнение другого. Здесь нет правых и неправых. Когда ребенок добивается успеха на глазах у своих товарищей и учителя, у него появляется мотивация для достижения положительных результатов в учебе.

Высказывая свое мнение публично на рефлексии, ребенок обретает уверенность в себе. В жизни ему то и дело придется отстаивать свою точку зрения. Чем лучше мы научим детей говорить связно и разумно, тем лучше мы подготовим их к жизни. Если ребенок умеет отстаивать свое мнение, он обретает чувство непоколебимой уверенности в себе.

Как видно, в рефлексиях заложены большие возможности для решения наших образовательных задач, но на практике дело обстоит сложнее. Насильно заставить педагога проводить такую работу невозможно, если это не становится потребностью учителя. Только при этом условии рефлексии не носят формальный характер.[1]

Такую потребность желательно передавать и детям, так как процесс осознания необходимости такой работы длительный.

Содержательная рефлексия - еще один механизм « инструмент» для собственного продвижения ребенка, класса в целом, самого педагога. Рефлексия лежит в основании любой оценки.

В рамках учебной работы используются разнообразные приемы формирования рефлексии у учащихся:

  • уроки, направленные на поиск типичных ошибок у учащихся при решении определенного круга задач. Такие уроки проводятся после изучения определенной темы перед проверочной работой - учащиеся сами выявляют возможные ошибки, которые могут быть допущены, и классифицируют эти ошибки. Наблюдения учителя за учащимися на таких уроках позволяют судить об уровне развития рефлексии отдельных учащихся и класса в целом. В 1-4 классах такая работа проводится в коллективной деятельности. Вырабатывается коллективная рефлексия у учащихся.

  • специальные задания, направленные на выявление оснований собственных действий - задания - «ловушки», задания - « как научит других решать такие же задачи» и т. п.

  • прогностическая оценка своих возможностей в ходе выполнения проверочной работы.

  • учебный диалог (дискуссия) в начале урока. Цель его -рефлексия известных способов действий.

  • итоговая рефлексия.

Таким образом, рефлексия помогает нам оценить наши возможности и состояние в данный момент, определить цели, к которым будем стремиться, и выяснить, что и как должен делать каждый участник образовательного процесса для достижения этих целей. А, значит, мы сможем спланировать свою деятельность.

Литература

  1. Воронцов, А.Б. Практика развивающего обучения/А.Б. Воронцов//Москва: Вита-пресс, 1999.

  2. Петрова, С.А. О рефлексии/С.А.Петрова//Межрегиональный Вестник школ развития личности. « Феникс» 2000, № 5.


© 2010-2022