Глагол, причастие и деепричастие. 7-й класс

Глагол, причастие и деепричастие. 7-й класс Цели:  ·         обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе, причастии и деепричастии, о причастном и деепричастном оборотах повторить: - однородные члены предложения и их выделение в устной и письменной речи;  - односоставные предложения; - способы выражения сказуемого. Задачи: ·         закрепить навыки нахождения изученных частей речи в текстах; ·         развивать орфографическую зоркость; ·         формировать пунктуационную зоркость, ...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Глагол, причастие и деепричастие. 7-й класс

Цели:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе, причастии и деепричастии, о причастном и деепричастном оборотах повторить:

- однородные члены предложения и их выделение в устной и письменной речи;
- односоставные предложения;
- способы выражения сказуемого.

Задачи:

  • закрепить навыки нахождения изученных частей речи в текстах;

  • развивать орфографическую зоркость;

  • формировать пунктуационную зоркость, навыки обособления причастного и деепричастного оборотов;

  • воспитание патриотических чувств, уважения к подвигу народа и историческому прошлому страны.

Оборудование и материалы:

  • персональный компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • раздаточный материал (клише ОК для проверки усвоения теоретических сведений);

  • карточки для индивидуальной работы;

  • толковый словарь.

Эпиграф к уроку:

Мы в эту землю пол..гли
Чтоб вы на ней могли родит..ся
Чтоб на л..донях у Земли
Смогла пшеница к..лосит..ся;
Играя солнечным лучом
Пускай малыш смеется звонко
И объясняется в любви
В..храстый мальчуган девч..нке.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учащиеся занимают рабочие места, записывают дату проведения урока, знакомятся с темой, целями и задачами урока.

2. Актуализация опорных знаний учащихся.

Вступительное слово учителя.

Приветствуя вас в начале урока, я пожелала вам всем,ребята, доброго дня. Он ведь действительно такой, потому что каждый день, прожитый в мире и согласии, обязательно добрый.

Этот день и многие, которые уже прошли и которые еще будут у нас с вами, подарены нам миллионами тех, кто не смог когда-то вернуться живыми с самой страшной войны 20 века. Сегодня они были бы седовласыми старичками, но остались навеки молодыми. Чьи-то отцы и деды, дети и внуки, братья и сестры, женихи и невесты, так и не успевшие стать мужьями и женами.

Все дальше уходят от нас "суровые, пороховые" военные годы. Но забывать их мы не имеем права, именно для этого память нам дана: "если мы войну забудем, вновь придет она". Поэтому весь материал, с которым мы будем работать на уроке, посвящен этой теме.

Итак, я желаю вам удачи. Начнем нашу работу с повторения.

2.1. Восстановить ОК по клише. Повторение теоретических знаний о глагол, причастии и деепричастии. (Приложение № 1)

2.2. Орфографическая разминка. (Проводится в форме комментированного диктанта одним из заранее подготовленных учащихся). (Приложение № 2)

2.3. Работа с текстом эпиграфа: (слайд 4).

Переписать, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания, объяснить их расстановку; проанализировать предложения с точки зрения их строения, сделав их синтаксический разбор.

2.4. Словарная работа. Параллельно с работой над эпиграфом двое учащихся работают со словарями, находя в них определения слов, записанных на доске: доблестный, героизм, обелиск, самоотверженный, ратный, многострадальный.

2.5. Проверка выполненной над эпиграфом работы. (Один учащийся работает у доски, остальные, обменявшись тетрадями, проводят взаимопроверку)

3. Работа по теме. Выполнение практических заданий.

3.1. Учащиеся, работавшие со словарями, дают толкование ЛЗ слов. (Слова записываются в ученические словари, формируется "Мудрый словарик")

3.2. Самостоятельная работа с текстом. (Cлайд №5)

Дорогой ценой далась нам Победа! ... трудом в тылу и ... подвигами ковалась она. Массовый ... проявляли наши воины на фронтах. О (об) их ... и ... свидетельствуют бе..числе..ые об..лиски обильно усеявшие поля сражений. Из дыма и пепла городов и д..ревень сожж..нных и ... врагом возрождалась ... земля. Наша политая кровью истопта..ая кова..ыми сапогами изране..ая бомбами и снарядами.

Задания:

  • переписать, вставить в текст подходящие по смыслу слова (используя и те, которые были ранее записаны в словари);

  • расставить знаки препинания, выделить грамматические основы,

  • указать ряды однородных членов.

Параллельно трое учащихся выполняют индивидуальную работу по "Карточкам для друга", подготовленным учащимися дома. Проверку выполнения осуществляют авторы карточек, перепроверку - ученик-ассистент либо учитель).

3.3. Графический объяснительный диктант.

Повторение орфограммы Н и НН в причастиях и отглагольных И.П.: кованый, израненная, взрыхленная, рваный, раненый (боец), восстановленный, скошенная, созданы, разрушенные, нанесший неожиданный удар, испытанный в боях.

Образец выполнения:

н

НН

НН

н

н

НН

НН

н

НН

Нн

Нн

И.П.

Прич.
с прист.

Прич. с прист.

И.П.

И.П.

Прич.
с прист.

Прич.
с прист.

Кратк. прич.

Прич. с прист.

!

Прич+ зав.сл.

3.4. Синтаксическая пятиминутка:

Большую любовь и высокую дружбу мы узнали в огне, на фронтовых дорогах, которые пролегли от Волги до Берлина.

- произвести полный синтаксический разбор предложения;

- указать количество рядов однородных членов в предложении.

3.5. Выборочный распределительный объяснительный диктант с самопроверкой. Записать в две колонки одиночные причастия и деепричастия, причастные и деепричастные обороты. (Cлайды 6-7)

Образец выполнения:

…,//преград не зная//, …..,//друзей теряя//.

1. Шел солдат, преград не зная, Шел солдат, друзей теряя.

2. Промчались годы боевые, в сердцах оставив вечный след.

3. Землю спасая, смерть презирая, шел вперед солдат.

4. Гляжу в задумчивом покое на куст, склоненный над рекой.

5. Молодой израненный боец на товарищей своих смотрел с мольбою.

6. Не помня о корнях своих, мы навсегда теряем крону.

7. Голос орудий, плохо слышимый в катакомбах, напоминает отдаленный лай собак.

4. Подведение итогов урока.

4.1. Рефлексия личной успешности на уроке. Выставление себе отметки за работу на уроке каждым учащимся.

4.2. Оценка деятельности класса и учащихся, работавших индивидуально, учителем

5. Домашнее задание:

  • повторить ОК "Наречия и их правописание" (сигнал 1 и 2);

  • выписать из рассказа "Юшка" А.Платонова или сказки-были "Неизвестный цветок" 5 предложений с наречиями, определить их синтаксическую роль; два наречия разобрать как часть речи.

Индивидуальные задания:

двоим учащимся: подготовить орфографическую минутку по правописанию наречий (15-20 слов); подобрать предложение для синтаксического разбора;

для сильных учащихся: сочинение-миниатюра на тему: "Бой идет святой и правый".



© 2010-2022