- Преподавателю
- Директору, завучу
- Проект Программа информатизации школы
Проект Программа информатизации школы
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Выборнова Н.В. |
Дата | 02.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа информатизации школы.
Переход на качественно новый уровень в использовании компьютерной техники и информационных технологий в образовательном процессе, что обеспечит создание в школе открытого образовательного информационного пространства.
Содержание.
1. Паспорт Программы.
2. Информационная справка о школе.
3. Пояснительная записка.
4. Характеристика среды реализации Программы информатизации.
4.1 История развития информатизации школы.
4.2 Информация по обеспеченности современным оборудованием (на конец 2011-12 уч. года).
4.3 Информация о закупке оргтехники по годам (начиная с 1 сентября 2012г.)
4.4 Общая характеристика информационной среды школы.
4.5 Проблемы школы.
5. Основные цели и задачи Программы информатизации.
6. План реализации программы информатизации.
7. Нормативно-правовая база реализации программы.
8. Ожидаемые результаты реализации Программы.
1. Паспорт Программы.
-
Наименование программы
«ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ШКОЛЫ на 2012-2016 учебный год»
Сроки реализации программы
Данная программа информатизации школы на 2012-2016 учебные годы
Источники финансирования
Областной бюджет, внебюджетные средства ОУ
Основные разработчики программы
Хватаева Л.Н. - директор
Выборнова Н.В. - зам. директора по УВР
Рогачева Л.В. - учитель информатики
Цель программы
Создание единой образовательной информационной среды учебной, педагогической, управленческой и обслуживающей деятельности школы с использованием ИКТ, позволяющей повысить качество и доступность образовательного процесса, раскрыть творческий потенциал его участников.
Задачи программы (направления деятельности)
1. Повышение уровня компетентности администрации, педагогов в области использования ИКТ.
2. Качественное изменение в управлении ОУ в условиях перехода на новый уровень использования информационных технологий.
3. Информатизация учебно-воспитательного процесса, создание цифровых образовательных и информационных ресурсов.
4. Улучшение материально-технической базы школы.
Исполнители основных мероприятий
Администрация, руководители методических объединений, учителя-предметники, воспитатели, члены творческих групп.
Проект программы
1. Разработка концепции информационного обеспечения образовательного процесса в школе.
2. Создание единого информационного пространства школы. Обеспечение материально-технической основы формирования единого информационного пространства.
3. Совершенствование системы управления школой на базе ИКТ.
4. Совершенствование технологии и качества образования. Обеспечение учебно-методической основы для применения новых технологий в учебном процессе.
5. Развитие взаимодействия с внешней средой.
Основные показатели программы
1. Участие учителей и учеников в конкурсах с применением ИКТ. Применение ИКТ технологий и Интернет-ресурсов в образовательном процессе.
2. Полный переход на электронный документооборот.
3. Стимулирующие надбавки.
4. Обновление компьютерной техники школы.
Ожидаемые конечные результаты
1. Овладение педагогами, учащимися навыками ИКТ и их использование в образовательном процессе (60% педагогов, 100% учащихся).
2. Более высокий качественный уровень организации проектной деятельности участников образовательного процесса.
3. Систематизация школьных цифровых образовательных ресурсов и пополнение школьной медиатеки.
4. Усовершенствование технической базы школы, которая должна активно работать на учебно-воспитательный процесс.
Система организации контроля за исполнением Программы
Ежегодный анализ итогов реализации Программы на педагогическом совете.
2. Информационная справка о школе и ее образовательной политике.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Киземская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» является учебным заведением, в котором учащиеся могут получить среднее общее образование. Имеет лицензию на право осуществления образовательной деятельности, свидетельство о государственной аккредитации, дающее право на выдачу выпускникам документов об образовании государственного образца.
Количество учащихся в 2012/2013 учебном году: 45; классов-комплектов: 4 (1-4 классы -2 (18), 5-9 классы -2 (27).
ГБОУ АО «Киземская СКОШИ» п. Кизема Устьянского района Архангельской области основана в 1975 году. Школа работает в тесном сотрудничестве с МБУК «Киземский КСК», С/П «УДЮЦ» п. Октябрьский и другими учреждениями дополнительного образования.
Наша школа руководствуется гуманистическими принципами, ориентированными на свободное волеизъявление каждого учащегося и работника школы в пользу здоровья. Школа основана на демократических принципах, обеспечивающих обучение и личностное и социальное развитие.
Цель школы: создание коррекционно-развивающего пространства в образовательном учреждении, обеспечивающее полноценное развитие возможностей и способностей на основе развития компенсации.
Методическая тема школы: «Единство коррекционно-развивающего процесса и здоровьесберегающей среды как необходимое условие для обучения, воспитания, развития и коррекции детей с ОВЗ».
Наличие постоянно развивающейся учебно-методической и материальной базы, научный и системный подход к управлению школой позволяет решать задачи, стоящие перед педагогическим коллективом, а также вести активный поиск методических основ осуществления инновационных преобразований в учебно-воспитательном процессе.
3. Пояснительная записка (обоснование соответствия целей Программы информатизации приоритетным задачам развития
образования РФ).
Информатизация ОУ - это создание единой информационной и образовательной среды, которая включает совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, позволяющих применять в образовательном и управленческом процессах новые информационные технологии, осуществлять сбор, хранение и обработку данных.
Движение к информационному обществу в мире - объективный процесс, обеспечивающий формирование и развитие мирового экономического пространства, взаимосвязанное функционирование мировых товарных рынков, рынков информации и знаний, капитала и труда. Россия не может оставаться в стороне от этих глобальных процессов и намерена принимать активное участие в международных усилиях по формированию глобального информационного общества. Только использование материальных и духовных благ информационного общества может обеспечить населению России достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития личности.
В национальных программах движения к информационному обществу информатизация образования занимает главенствующее место.
Информатизация системы образования, ориентированная на формирование нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества - основная перспективная задача перехода к информационному обществу. Ее решение должно помочь молодым людям получить престижную и более высоко оплачиваемую работу, формировать свой собственный культурных облик, досуг и мир развлечений, в максимальной степени развернуть личные способности, подготовить себя для жизни и работы в информационном мире XXI века.
Концепция модернизации образования до 2010 года предусматривает широкое применение новых информационных технологий и использование Интернет-ресурсов для формирования информационной компетентности учащихся, что предполагает наличие высокого уровня информационной культуры учителя как части его профессиональной культуры и соответствующее изменение образовательного пространства школы. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:
-
использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
-
использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;
-
рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;
-
использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;
-
использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;
-
организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;
-
использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга.
По-настоящему использовать ИКТ можно только в том случае, когда учащиеся активно применяют их как непосредственно в образовательном процессе, так и при подготовке учебных заданий. За последние годы возросли возможности образовательных учреждений в информатизации школьной среды. Однако информационную среду школы характеризуют не столько установленные компьютеры и наличие другой техники, сколько эффективное применение ИКТ в учебно-воспитательном процессе. С целью оптимизации информационно-технических ресурсов образовательного учреждения, создания условий для развития ИКТ-компетентности всех участников педагогического процесса, организации информационно насыщенной среды и разработана Программа информатизации ГБОУ АО «Киземская СКОШИ» на 2012-2016 г.г. Программа информатизации школы как документ, отражающий системные, целостные изменения в образовательном учреждении, позволит обеспечить новое качественное состояние образовательной системы ОУ.
4. Характеристика среды реализации Программы информатизации.
4.1 История развития информатизации школы:
-
2012 г. - начало преподавания факультатива «Информатика» (5-9 классы).
-
2012 г. - появление в школе компьютерного класса.
-
2012 г. - начало ведения кружка по информатике «Информашка» (1-9 классы);
-
систематизация в обучении педагогического персонала основам ИКТ; активное освоение компьютерных технологий учителями - предметниками (обучение на курсах, разработка уроков - презентаций, использование ПК на уроках и т.д.).
-
С 2013 г. - начало закупки ПК, проекторов для учителей- предметников.
4.2 Информация по обеспеченности современным оборудованием (на конец 2011-12 уч. года).
-
Количество учебных кабинетов, оснащенных
Общее количество
кабинетов
%
Компьютерами
3
8
37,5
Интерактивными досками
2
8
25
Теле-, видеоаппаратурой
2
8
25
Проектор
2
8
25
4.3 Информация о закупке оргтехники по годам (начиная с 1 сентября 2011 г.)
-
№ п/п
Год
Наименование оргтехники
1
2012
Ноутбук - 1
Принтер - 1
Компьютер -2
Телевидеоаппаратура -1
2
2013
Проектор + настенный экран - 6
Компьютер в сбое - 8
Проектор -2
3
2014
4.4 Общая характеристика информационной среды школы.
В школе можно выделить локальную сеть, которые объединяет между собой заместителя директора по учебной части, компьютеры директора и секретаря с выходом в Интернет, компьютеры бухгалтерии с выходом в Интернет. Общей локальной сети в школе нет.
Методическую поддержку использования ИКТ учителями организует учитель информатики.
В школе организована работа по подготовке учителей по использованию ИКТ в учебном процессе: учителя школы с 2011 года регулярно повышают свою квалификацию, участвуют в семинарах (школьных, областных), где обсуждаются проблемы информатизации образовательного учреждения.
С 1 сентября 2012 года в нашей школе был открыт кабинет информатики. Кабинет работает 12 часов в неделю (ведется факультатив «Информатика» 5-9 классы, кружок «Информашка» 1-9 классы).
На данный момент кабинет информатики нуждается в технике: принтер - 1, сканер - 1. Также требуется подключение к сети Интернет.
Учителя и учащиеся используют компьютер для просмотра мультимедийных презентаций, создания проектов, собственных документов.
Ведется работа по повышению квалификации педагогов, руководителей школы. Педагогический коллектив успешно использует в своей деятельности компьютерные технологии.
4.5 Проблемы школы.
-
Число учителей, владеющих компьютерными технологиями не 100 %, поэтому необходимо целенаправленное обучение всего педагогического коллектива. Большая часть учителей готова к использованию информационно-коммуникационных технологий для решения повседневных и нетиповых производственных задач, участвовать в телекоммуникационных проектах, викторинах, но для этого необходимы дополнительные технические средства. Необходимо оборудование кабинета специально для работы учителей-предметников, обучение всего педагогического коллектива навыкам работы с компьютерной техникой и программным обеспечением;
-
работа по информатизации школы замыкается на группе педагогических работников, которые заинтересованы в использовании ИКТ в обучении;
-
отсутствие четко обозначенного единого информационного пространства школы и места и роли школы в нем;
-
отсутствие практического использования специализированных программ (для составления электронных журналов и т.д.) для решения школьных организационных, управленческих задач.
5. Основные цели и задачи.
Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» определяет информатизацию «как организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, организаций и общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов».
Основная цель школьной Программы информатизации: Создание единой образовательной информационной среды учебной, педагогической, управленческой и обслуживающей деятельности школы с использованием ИКТ, позволяющей повысить качество и доступность образовательного процесса, раскрыть творческий потенциал его участников.
Задачи:
1. Повышение уровня компетентности администрации, педагогов в области использования ИКТ.
2. Качественное изменение в управлении ОУ в условиях перехода на новый уровень использования информационных технологий.
3. Информатизация учебно-воспитательного процесса, создание цифровых образовательных и информационных ресурсов.
4. Улучшение материально-технической базы школ.
6. План реализации программы информатизации.
Механизм реализации программы
Проект реализуется через работу методических объединений учителей и воспитателей, через систему методической работы, непрерывное образование и самообразование педагогов, через работу творческих групп по созданию базы данных и ее пополнению, взаимодействие всех участников образовательного процесса.
-
№
Основные направления реализации программы
Мероприятия
Ответственный исполнитель
СРОК
начало
конец
1
Разработка Программы информационного обеспечения образовательного процесса в школе.
Программа информатизации:
- проблемы, сдерживающие развитие информатизации;
- цель и задачи информатизации;
- ожидаемые результаты;
- план реализации программы информатизации
завуч
январь 2012
май
2013
2
Создание единого информационного пространства школы.
Обеспечение материально-технической
основы формирования единого информационного пространства.
- Модернизация парка компьютеров ОУ (10 единиц)
- Рационализировать управленческую деятельность через использование программных продуктов.
- Организация информационно - технологической деятельности бухгалтерии в соответствии с государственными стандартами.
- Создание медиа- и видеотеки методических и нормативных материалов.
- Разработать и утвердить документацию по работе медиабиблитотеки, должностных инструкций и квалификационных требований работника библиотеки.
директор,
завуч, завуч
гл. бухгалтер
техник - лаборант
библиотекарь
техник - лаборант
2012
2012
сентябрь 2012
2013
2015
2013
2016
2014
3
План реализации программы информатизации.
- Разработка электронного каталога имеющихся в ОУ образовательных информационных ресурсов.
техник - лаборант, завуч
2012
2013
- Разработка Положения и регламента доступа к образовательным ресурсам для всех групп пользователей.
техник - лаборант, завуч,
директор, учитель информатики
2012
2013
- Обновление и накопление материалов для школьного сайта.
техник - лаборант, завуч
2012
2016
- Проведение школьных научно-практической конференций с использованием ИКТ.
руководители МО учителей и воспитателей, завуч, педагоги
2012
2016
-Использование Интернет-технологий педагогами.
руководители МО учителей и воспитателей, завуч, педагоги
2012
2016
Перевод профориентационной психолого-педагогической диагностики в ИКТ-режим.
руководители МО учителей и воспитателей, завуч, педагоги
2012
2016
- Разработка правил использования средств ИКТ школьниками, учителями, работниками администрации.
техник - лаборант, завуч,
учитель
информатики
2012
2016
- Пополнение и функционирование школьной медиатеки.
завуч,
библиотекарь
2012
2016
4
Совершенствование системы управления школой на базе ИКТ.
- Создание сети административного управления школой (директор, заместители директора, бухгалтерия и др.).
техник - лаборант
2012
2016
- Освоение административным аппаратом школы необходимого программного обеспечения - 1С (бухгалтерия, кадры), MS Office, форм защиты (антивирусные программы, ключи доступа и др.)
техник - лаборант
2012
2013
- Создание необходимых баз данных - материальных и нематериальных активов, находящихся на балансе школы, база данных «кадры», приказы и распоряжения администрации, решения школьного педагогического совета, баз данных научно-педагогической, учебно-методической и учебной информации, базу данных медиатеки школы.
завуч, техник - лаборант, специалисты
2012
2014
5
Совершенствование технологии и качества образования.
Обеспечение учебно-методической основы для применения новых технологий в учебном процессе.
- Открыть компьютерный класс, где будут проходить занятия по развитию мелкой моторики, абстрактного мышления воспитанников начальной школы, знакомство с Интернетом для воспитанников старшего звена.
зам. директора
по УВР
техник - лаборант
2012
- Использование и создание предметниками в учебном процессе передовых информационных технологий и современных электронных учебных материалов.
техник - лаборант, учителя - предметники
2012
2016
- Создание, распространение и внедрение в учебный процесс современных электронных учебных материалов, их интеграция с традиционными учебными пособиями.
учителя, завуч, техник - лаборант
2014
2016
Обеспечение доступа учащихся и педагогов к сетевым информационно - образовательным ресурсам посредством интернета.
учителя, воспитатели
2013
2016
- Обеспечение школы средствами информатизации и автоматизации учебного и производственного процесса.
зам. директора
по УВР,
техник - лабор.
2012
2016
6
Развитие информационного взаимодействия с внешней средой.
Информирование населения о деятельности школы через средства массовой информации и подготовку специальных информационных материалов (в том числе видео материалы в газету «Устьянские вести, «Устьянский край» и др.).
зам. директора
по УВР, педагог - организатор
2012
2016
7. Нормативно - правовая база реализации программы.
Программа составлена на основе документов:
· Закон РФ « Об образовании»;
· Закон Арх. обл. « Об образовании».
Ожидаемые результаты реализации Программы
В результате выполнения проекта школа получит возможность войти в единую образовательную информационную среду. Реализация мер, предусмотренных проектом, позволит:
• создать условия для повышения качества образования за счет эффективного использования дополнительных современных информационных технологий;
• создать ресурсный центр информационной и методической поддержки образовательного процесса, дистанционного обучения и повышения квалификации педагогов;
• подготовить учащихся к жизни в условиях информационного общества и компьютеризированной среды обитания в производственной деятельности;
• усовершенствовать техническую базу школы, которая должна активно работать на учебно-воспитательный и управленческий процесс.
Администрация:
-
Наличие базовых представлений о ПК.
-
Наличие представлений об электронных образовательных ресурсах и тенденциях рынка.
-
Владение интерфейсом ОС, управление файлами, приемами выполнения файловых операций.
-
Владение навыками пользователей офисных технологий (работа с шаблонами документов).
-
Владение техникой подготовки графических иллюстраций на основе растровой графики.
-
Владение базовыми сервисами и технологиями Интернет.
-
Владение базовыми технологиями построения сайтов.
Педагоги:
-
Владение навыками установки и работы с электронными учебниками.
-
Владение навыками установки и работы со специализированными программами.
-
Владение навыками использования электронных продуктов в обучении.
-
Владение технологией применения ИКТ на уроке и во внеурочной деятельности.
-
Владение технологией составления электронных интерактивных лекций и презентаций.
-
Внедрение ИКТ в качестве обучения.
-
Разработка электронного каталога имеющихся в ОУ образовательных информационных ресурсов.
Большинство педагогов должны быть способны:
сделать поурочное планирование и подготовить урок (мероприятие) с использованием ИКТ;
подобрать программное обеспечение для учебных целей;
найти учебные материалы в Интернете;
использовать ИКТ для мониторинга развития учеников, взаимодействия с коллегами или родителями;
использовать Интернет-технологии (электронную почту, форумы и т.п.) для организации помощи ученикам, оценить пригодность web-сайта для его использования в преподавании.
-
В школе должны быть педагоги, которые систематически приобретают (обменивают, копируют, получают через Интернет и т.п.) обучающие программы, цифровые энциклопедии и другие цифровые учебные материалы.
-
Имеющиеся в школе средства ИКТ (в том числе, принтеры и электронные проекторы) должны рассматриваться как общешкольный ресурс.
-
Все административные работники школы должны иметь компьютер на своем рабочем месте.
-
Значительная часть учебных планов должна готовиться в электронном виде и храниться в общедоступных местах локальной сети или на сайте школы, что позволяет легко вносить в них коррективы, учитывать межпредметные связи и т.п.
Учащиеся
-
Внедрение ИКТ в качестве обучения.
-
Дать ученикам элементарные знания, умения, навыки пользования компьютером.
Риски:
-
Несовершенная материально-техническая база
-
Человеческий фактор
-
Износ и старение техники
-
Отсутствие технического обслуживания