Проект Программа информатизации школы

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа информатизации школы.

Переход на качественно новый уровень в использовании компьютерной техники и информационных технологий в образовательном процессе, что обеспечит создание в школе открытого образовательного информационного пространства.

Содержание.

1. Паспорт Программы.

2. Информационная справка о школе.

3. Пояснительная записка.

4. Характеристика среды реализации Программы информатизации.

4.1 История развития информатизации школы.

4.2 Информация по обеспеченности современным оборудованием (на конец 2011-12 уч. года).

4.3 Информация о закупке оргтехники по годам (начиная с 1 сентября 2012г.)

4.4 Общая характеристика информационной среды школы.

4.5 Проблемы школы.

5. Основные цели и задачи Программы информатизации.

6. План реализации программы информатизации.

7. Нормативно-правовая база реализации программы.

8. Ожидаемые результаты реализации Программы.

1. Паспорт Программы.

Наименование программы

«ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ШКОЛЫ на 2012-2016 учебный год»

Сроки реализации программы

Данная программа информатизации школы на 2012-2016 учебные годы

Источники финансирования

Областной бюджет, внебюджетные средства ОУ

Основные разработчики программы

Хватаева Л.Н. - директор

Выборнова Н.В. - зам. директора по УВР

Рогачева Л.В. - учитель информатики

Цель программы

Создание единой образовательной информационной среды учебной, педагогической, управленческой и обслуживающей деятельности школы с использованием ИКТ, позволяющей повысить качество и доступность образовательного процесса, раскрыть творческий потенциал его участников.

Задачи программы (направления деятельности)

1. Повышение уровня компетентности администрации, педагогов в области использования ИКТ.

2. Качественное изменение в управлении ОУ в условиях перехода на новый уровень использования информационных технологий.

3. Информатизация учебно-воспитательного процесса, создание цифровых образовательных и информационных ресурсов.

4. Улучшение материально-технической базы школы.

Исполнители основных мероприятий

Администрация, руководители методических объединений, учителя-предметники, воспитатели, члены творческих групп.

Проект программы

1. Разработка концепции информационного обеспечения образовательного процесса в школе.

2. Создание единого информационного пространства школы. Обеспечение материально-технической основы формирования единого информационного пространства.

3. Совершенствование системы управления школой на базе ИКТ.

4. Совершенствование технологии и качества образования. Обеспечение учебно-методической основы для применения новых технологий в учебном процессе.

5. Развитие взаимодействия с внешней средой.

Основные показатели программы

1. Участие учителей и учеников в конкурсах с применением ИКТ. Применение ИКТ технологий и Интернет-ресурсов в образовательном процессе.

2. Полный переход на электронный документооборот.

3. Стимулирующие надбавки.

4. Обновление компьютерной техники школы.

Ожидаемые конечные результаты

1. Овладение педагогами, учащимися навыками ИКТ и их использование в образовательном процессе (60% педагогов, 100% учащихся).

2. Более высокий качественный уровень организации проектной деятельности участников образовательного процесса.

3. Систематизация школьных цифровых образовательных ресурсов и пополнение школьной медиатеки.

4. Усовершенствование технической базы школы, которая должна активно работать на учебно-воспитательный процесс.

Система организации контроля за исполнением Программы

Ежегодный анализ итогов реализации Программы на педагогическом совете.

2. Информационная справка о школе и ее образовательной политике.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Киземская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» является учебным заведением, в котором учащиеся могут получить среднее общее образование. Имеет лицензию на право осуществления образовательной деятельности, свидетельство о государственной аккредитации, дающее право на выдачу выпускникам документов об образовании государственного образца.

Количество учащихся в 2012/2013 учебном году: 45; классов-комплектов: 4 (1-4 классы -2 (18), 5-9 классы -2 (27).

ГБОУ АО «Киземская СКОШИ» п. Кизема Устьянского района Архангельской области основана в 1975 году. Школа работает в тесном сотрудничестве с МБУК «Киземский КСК», С/П «УДЮЦ» п. Октябрьский и другими учреждениями дополнительного образования.

Наша школа руководствуется гуманистическими принципами, ориентированными на свободное волеизъявление каждого учащегося и работника школы в пользу здоровья. Школа основана на демократических принципах, обеспечивающих обучение и личностное и социальное развитие.

Цель школы: создание коррекционно-развивающего пространства в образовательном учреждении, обеспечивающее полноценное развитие возможностей и способностей на основе развития компенсации.

Методическая тема школы: «Единство коррекционно-развивающего процесса и здоровьесберегающей среды как необходимое условие для обучения, воспитания, развития и коррекции детей с ОВЗ».

Наличие постоянно развивающейся учебно-методической и материальной базы, научный и системный подход к управлению школой позволяет решать задачи, стоящие перед педагогическим коллективом, а также вести активный поиск методических основ осуществления инновационных преобразований в учебно-воспитательном процессе.

3. Пояснительная записка (обоснование соответствия целей Программы информатизации приоритетным задачам развития

образования РФ).

Информатизация ОУ - это создание единой информационной и образовательной среды, которая включает совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, позволяющих применять в образовательном и управленческом процессах новые информационные технологии, осуществлять сбор, хранение и обработку данных.

Движение к информационному обществу в мире - объективный процесс, обеспечивающий формирование и развитие мирового экономического пространства, взаимосвязанное функционирование мировых товарных рынков, рынков информации и знаний, капитала и труда. Россия не может оставаться в стороне от этих глобальных процессов и намерена принимать активное участие в международных усилиях по формированию глобального информационного общества. Только использование материальных и духовных благ информационного общества может обеспечить населению России достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития личности.

В национальных программах движения к информационному обществу информатизация образования занимает главенствующее место.

Информатизация системы образования, ориентированная на формирование нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества - основная перспективная задача перехода к информационному обществу. Ее решение должно помочь молодым людям получить престижную и более высоко оплачиваемую работу, формировать свой собственный культурных облик, досуг и мир развлечений, в максимальной степени развернуть личные способности, подготовить себя для жизни и работы в информационном мире XXI века.

Концепция модернизации образования до 2010 года предусматривает широкое применение новых информационных технологий и использование Интернет-ресурсов для формирования информационной компетентности учащихся, что предполагает наличие высокого уровня информационной культуры учителя как части его профессиональной культуры и соответствующее изменение образовательного пространства школы. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:

  • использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;

  • использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;

  • рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;

  • использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;

  • использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;

  • организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;

  • использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга.

По-настоящему использовать ИКТ можно только в том случае, когда учащиеся активно применяют их как непосредственно в образовательном процессе, так и при подготовке учебных заданий. За последние годы возросли возможности образовательных учреждений в информатизации школьной среды. Однако информационную среду школы характеризуют не столько установленные компьютеры и наличие другой техники, сколько эффективное применение ИКТ в учебно-воспитательном процессе. С целью оптимизации информационно-технических ресурсов образовательного учреждения, создания условий для развития ИКТ-компетентности всех участников педагогического процесса, организации информационно насыщенной среды и разработана Программа информатизации ГБОУ АО «Киземская СКОШИ» на 2012-2016 г.г. Программа информатизации школы как документ, отражающий системные, целостные изменения в образовательном учреждении, позволит обеспечить новое качественное состояние образовательной системы ОУ.

4. Характеристика среды реализации Программы информатизации.

4.1 История развития информатизации школы:

  • 2012 г. - начало преподавания факультатива «Информатика» (5-9 классы).

  • 2012 г. - появление в школе компьютерного класса.

  • 2012 г. - начало ведения кружка по информатике «Информашка» (1-9 классы);

  • систематизация в обучении педагогического персонала основам ИКТ; активное освоение компьютерных технологий учителями - предметниками (обучение на курсах, разработка уроков - презентаций, использование ПК на уроках и т.д.).

  • С 2013 г. - начало закупки ПК, проекторов для учителей- предметников.

4.2 Информация по обеспеченности современным оборудованием (на конец 2011-12 уч. года).


Количество учебных кабинетов, оснащенных

Общее количество

кабинетов

%

Компьютерами

3

8

37,5

Интерактивными досками

2

8

25

Теле-, видеоаппаратурой

2

8

25

Проектор

2

8

25


4.3 Информация о закупке оргтехники по годам (начиная с 1 сентября 2011 г.)

№ п/п

Год

Наименование оргтехники

1

2012

Ноутбук - 1

Принтер - 1

Компьютер -2

Телевидеоаппаратура -1

2

2013

Проектор + настенный экран - 6

Компьютер в сбое - 8

Проектор -2

3

2014


4.4 Общая характеристика информационной среды школы.

В школе можно выделить локальную сеть, которые объединяет между собой заместителя директора по учебной части, компьютеры директора и секретаря с выходом в Интернет, компьютеры бухгалтерии с выходом в Интернет. Общей локальной сети в школе нет.

Методическую поддержку использования ИКТ учителями организует учитель информатики.

В школе организована работа по подготовке учителей по использованию ИКТ в учебном процессе: учителя школы с 2011 года регулярно повышают свою квалификацию, участвуют в семинарах (школьных, областных), где обсуждаются проблемы информатизации образовательного учреждения.

С 1 сентября 2012 года в нашей школе был открыт кабинет информатики. Кабинет работает 12 часов в неделю (ведется факультатив «Информатика» 5-9 классы, кружок «Информашка» 1-9 классы).

На данный момент кабинет информатики нуждается в технике: принтер - 1, сканер - 1. Также требуется подключение к сети Интернет.

Учителя и учащиеся используют компьютер для просмотра мультимедийных презентаций, создания проектов, собственных документов.

Ведется работа по повышению квалификации педагогов, руководителей школы. Педагогический коллектив успешно использует в своей деятельности компьютерные технологии.

4.5 Проблемы школы.

  • Число учителей, владеющих компьютерными технологиями не 100 %, поэтому необходимо целенаправленное обучение всего педагогического коллектива. Большая часть учителей готова к использованию информационно-коммуникационных технологий для решения повседневных и нетиповых производственных задач, участвовать в телекоммуникационных проектах, викторинах, но для этого необходимы дополнительные технические средства. Необходимо оборудование кабинета специально для работы учителей-предметников, обучение всего педагогического коллектива навыкам работы с компьютерной техникой и программным обеспечением;

  • работа по информатизации школы замыкается на группе педагогических работников, которые заинтересованы в использовании ИКТ в обучении;

  • отсутствие четко обозначенного единого информационного пространства школы и места и роли школы в нем;

  • отсутствие практического использования специализированных программ (для составления электронных журналов и т.д.) для решения школьных организационных, управленческих задач.

5. Основные цели и задачи.

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» определяет информатизацию «как организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, организаций и общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов».

Основная цель школьной Программы информатизации: Создание единой образовательной информационной среды учебной, педагогической, управленческой и обслуживающей деятельности школы с использованием ИКТ, позволяющей повысить качество и доступность образовательного процесса, раскрыть творческий потенциал его участников.

Задачи:

1. Повышение уровня компетентности администрации, педагогов в области использования ИКТ.

2. Качественное изменение в управлении ОУ в условиях перехода на новый уровень использования информационных технологий.

3. Информатизация учебно-воспитательного процесса, создание цифровых образовательных и информационных ресурсов.

4. Улучшение материально-технической базы школ.

6. План реализации программы информатизации.

Механизм реализации программы

Проект реализуется через работу методических объединений учителей и воспитателей, через систему методической работы, непрерывное образование и самообразование педагогов, через работу творческих групп по созданию базы данных и ее пополнению, взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Основные направления реализации программы

Мероприятия

Ответственный исполнитель

СРОК

начало

конец

1

Разработка Программы информационного обеспечения образовательного процесса в школе.

Программа информатизации:

- проблемы, сдерживающие развитие информатизации;

- цель и задачи информатизации;

- ожидаемые результаты;

- план реализации программы информатизации

завуч

январь 2012

май

2013


2

Создание единого информационного пространства школы.

Обеспечение материально-технической

основы формирования единого информационного пространства.

- Модернизация парка компьютеров ОУ (10 единиц)

- Рационализировать управленческую деятельность через использование программных продуктов.

- Организация информационно - технологической деятельности бухгалтерии в соответствии с государственными стандартами.

- Создание медиа- и видеотеки методических и нормативных материалов.

- Разработать и утвердить документацию по работе медиабиблитотеки, должностных инструкций и квалификационных требований работника библиотеки.

директор,

завуч, завуч

гл. бухгалтер

техник - лаборант

библиотекарь

техник - лаборант

2012



2012


сентябрь 2012

2013

2015



2013


2016


2014

3

План реализации программы информатизации.

- Разработка электронного каталога имеющихся в ОУ образовательных информационных ресурсов.

техник - лаборант, завуч

2012


2013


- Разработка Положения и регламента доступа к образовательным ресурсам для всех групп пользователей.

техник - лаборант, завуч,

директор, учитель информатики

2012

2013

- Обновление и накопление материалов для школьного сайта.

техник - лаборант, завуч

2012

2016

- Проведение школьных научно-практической конференций с использованием ИКТ.

руководители МО учителей и воспитателей, завуч, педагоги

2012

2016

-Использование Интернет-технологий педагогами.

руководители МО учителей и воспитателей, завуч, педагоги

2012

2016

Перевод профориентационной психолого-педагогической диагностики в ИКТ-режим.

руководители МО учителей и воспитателей, завуч, педагоги

2012

2016

- Разработка правил использования средств ИКТ школьниками, учителями, работниками администрации.

техник - лаборант, завуч,

учитель

информатики

2012

2016

- Пополнение и функционирование школьной медиатеки.

завуч,

библиотекарь

2012

2016

4

Совершенствование системы управления школой на базе ИКТ.


- Создание сети административного управления школой (директор, заместители директора, бухгалтерия и др.).

техник - лаборант

2012

2016

- Освоение административным аппаратом школы необходимого программного обеспечения - 1С (бухгалтерия, кадры), MS Office, форм защиты (антивирусные программы, ключи доступа и др.)

техник - лаборант

2012

2013

- Создание необходимых баз данных - материальных и нематериальных активов, находящихся на балансе школы, база данных «кадры», приказы и распоряжения администрации, решения школьного педагогического совета, баз данных научно-педагогической, учебно-методической и учебной информации, базу данных медиатеки школы.

завуч, техник - лаборант, специалисты

2012


2014

5

Совершенствование технологии и качества образования.

Обеспечение учебно-методической основы для применения новых технологий в учебном процессе.

- Открыть компьютерный класс, где будут проходить занятия по развитию мелкой моторики, абстрактного мышления воспитанников начальной школы, знакомство с Интернетом для воспитанников старшего звена.

зам. директора

по УВР

техник - лаборант

2012








- Использование и создание предметниками в учебном процессе передовых информационных технологий и современных электронных учебных материалов.

техник - лаборант, учителя - предметники

2012



2016



- Создание, распространение и внедрение в учебный процесс современных электронных учебных материалов, их интеграция с традиционными учебными пособиями.

учителя, завуч, техник - лаборант

2014


2016


Обеспечение доступа учащихся и педагогов к сетевым информационно - образовательным ресурсам посредством интернета.

учителя, воспитатели

2013



2016



- Обеспечение школы средствами информатизации и автоматизации учебного и производственного процесса.

зам. директора

по УВР,

техник - лабор.

2012

2016

6

Развитие информационного взаимодействия с внешней средой.

Информирование населения о деятельности школы через средства массовой информации и подготовку специальных информационных материалов (в том числе видео материалы в газету «Устьянские вести, «Устьянский край» и др.).

зам. директора

по УВР, педагог - организатор

2012

2016

7. Нормативно - правовая база реализации программы.

Программа составлена на основе документов:

· Закон РФ « Об образовании»;

· Закон Арх. обл. « Об образовании».

Ожидаемые результаты реализации Программы

В результате выполнения проекта школа получит возможность войти в единую образовательную информационную среду. Реализация мер, предусмотренных проектом, позволит:

• создать условия для повышения качества образования за счет эффективного использования дополнительных современных информационных технологий;

• создать ресурсный центр информационной и методической поддержки образовательного процесса, дистанционного обучения и повышения квалификации педагогов;

• подготовить учащихся к жизни в условиях информационного общества и компьютеризированной среды обитания в производственной деятельности;

• усовершенствовать техническую базу школы, которая должна активно работать на учебно-воспитательный и управленческий процесс.

Администрация:

  • Наличие базовых представлений о ПК.

  • Наличие представлений об электронных образовательных ресурсах и тенденциях рынка.

  • Владение интерфейсом ОС, управление файлами, приемами выполнения файловых операций.

  • Владение навыками пользователей офисных технологий (работа с шаблонами документов).

  • Владение техникой подготовки графических иллюстраций на основе растровой графики.

  • Владение базовыми сервисами и технологиями Интернет.

  • Владение базовыми технологиями построения сайтов.

Педагоги:

  • Владение навыками установки и работы с электронными учебниками.

  • Владение навыками установки и работы со специализированными программами.

  • Владение навыками использования электронных продуктов в обучении.

  • Владение технологией применения ИКТ на уроке и во внеурочной деятельности.

  • Владение технологией составления электронных интерактивных лекций и презентаций.

  • Внедрение ИКТ в качестве обучения.

  • Разработка электронного каталога имеющихся в ОУ образовательных информационных ресурсов.

Большинство педагогов должны быть способны:

 сделать поурочное планирование и подготовить урок (мероприятие) с использованием ИКТ;

 подобрать программное обеспечение для учебных целей;

 найти учебные материалы в Интернете;

 использовать ИКТ для мониторинга развития учеников, взаимодействия с коллегами или родителями;

 использовать Интернет-технологии (электронную почту, форумы и т.п.) для организации помощи ученикам, оценить пригодность web-сайта для его использования в преподавании.

  • В школе должны быть педагоги, которые систематически приобретают (обменивают, копируют, получают через Интернет и т.п.) обучающие программы, цифровые энциклопедии и другие цифровые учебные материалы.

  • Имеющиеся в школе средства ИКТ (в том числе, принтеры и электронные проекторы) должны рассматриваться как общешкольный ресурс.

  • Все административные работники школы должны иметь компьютер на своем рабочем месте.

  • Значительная часть учебных планов должна готовиться в электронном виде и храниться в общедоступных местах локальной сети или на сайте школы, что позволяет легко вносить в них коррективы, учитывать межпредметные связи и т.п.

Учащиеся

  • Внедрение ИКТ в качестве обучения.

  • Дать ученикам элементарные знания, умения, навыки пользования компьютером.

Риски:

  • Несовершенная материально-техническая база

  • Человеческий фактор

  • Износ и старение техники

  • Отсутствие технического обслуживания


© 2010-2022